рабочая программа по учебному предмету "мировая художественная культура"
рабочая программа по мхк (10 класс) на тему

Захарьина Мария Александровна

Рабочая программа составлена с учетом УМК Г. Даниловой для учащихся 10-11 классов общеобразовательных классов (базовый уровень) и рассчитана на 68 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_mhk.docx350.52 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Реализация программы

    Рабочая программа  по Мировой художественной культуре составлена  на основе Примерной программе среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (базовый уровень) утвержденной Приказом Министерства образования и науки РФ от 07.12.2005 г. №302 в соответствии с федеральным компонентом  государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Автор программы

Название

Издательство, год

Примерная программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (базовый уровень)

«О преподавании в образовательной области Искусство в 2006-2007 учебном году»; Московский институт открытого образования. М., 2006

Примерная программа рассчитана на 70 учебных часов с резервом свободного учебного  времени в объеме 10 учебных часов для реализации авторских подходов.

На изучение предмета МХК в учебном плане школы отведено 68 часов (по 34 часа в 10 и в 11 классе).

В каждый год обучения на изучение предмета отведено:

Количество часов в неделю – 1 час.

Количество часов в 1 полугодии – 16 часов

Количество часов во 2  полугодии – 18 часов

Изучение мировой художественной культуры на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • Развитие чувств, эмоций, образноассоциативного мышления и художественнотворческих способностей;
  • Воспитание художественно-эстетического вкуса и потребности в освоении ценностей мировой культуры;
  • Освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
  • Овладение умением анализировать произведения искусства; оценивать их художественные особенности; высказывать о них собственное суждение;
  • Использовать приобретенные знания и умения для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной  среды.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков. Универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «МХК» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную активность;
  • Устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
  • Оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
  • Осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа ( в том числе и созданных в иной знаковой системе «языки» разных видов искусств);
  • Использовать мультимедийные и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
  • Владеть основными формами публичных выступлений;
  • Понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
  • Определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
  • Осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Основное содержание

(68 часов)

  1. Художественная культура первобытного мира (2 часа)

   Роль мифа в культуре (миф – основа ранних представлений о мире, религии, искусстве). Древние образы и символы (мировое древо,  Богинямать, Дорога). Первобытная магия. Ритуал – основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре).

Оборудование/репродукции для просмотра:

Фото:

Египетские пирамиды,

Эйфелева башня Франция,

Статуя свободы Америка,

Московский Кремль.

Императорский дворец Пекина.

Сакура и берёза.

Фото:

- менгиры,

- кромлех.

- наскальные рисунки.

- художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа

- мировое древо, Богинямать, Дорога

- примеры геометрических орнаментов

Р/к – примеры вышивки северян

  1.  Художественная культура Древнего мира ( 8 часов по программе + 1 час из резерва = 9 часов)

   Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат этеменанки. Ворота Иштар, дорога процессий – свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада).

   Древний Египет – культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамид, храма и декора). Гигантизм и неизменность канона.

   Модель Вселенной Древней Индии – ступа в Санчи и храм Кандарья Махадеева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и  индуистических религиозных и художественных систем.

    «Скульптурное» мышление древних индийцев. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке; Теночтитлан (реконструкция столицы ацтеков по описаниям и археологическим находкам).

   Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Панафинейские праздники.

     Слияние восточных им античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Слава и величие Рима – основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон).  

Оборудование/репродукции для просмотра:

Фото:

- пирамиды Гизы.

- скальные рисунки,

- храм царицы Хатшепсут,

- храм Амона.

- храмовый комплекс Абу-Симбел.

- сфинкс,

- скульптурные портреты,

- фрески,

- золотая маска фараона Тутанхамона.

- храм Надписей (комплекс в Паленке)

- Теночтитлан

Слушание- фрагмент оперы Дж.Верди «Аида»

Фото:

- Храм Карнака и Луксора

- Зиккурат в городе Уре,

- рельефы,

- стела царя Хаммурапи.

- ворота Иштар

- дорога Процессий

- зиккурат Этеменанки

- пирамида Солнца, пирамида Кукулькана,

- статуя Коатликуэ,

- погребальная маска,

-рельеф на Вратах Солнца.

- ступа в Санчи

- храм Кандарья Махадева в Касаджурахо

Фото:

-АфинскийАкрополь,

-статуи Венеры Милосской,

-вазы чёрнофигурного и краснофигурного стиля,

-Репродукция В. Серова «Похищение Европы».

-  Поликлет «Дорифор», Мирон «Дискобол», Пракситель «Афродита Книдская

- Пергамский алтарь

 - форум,

- Пантеон,

- Колизей,

- Триумфальная арка императора Тита,

- термы,

- акведуки.

Портреты:

Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан.

-  роспись на вазе «Орфей» и «Музы».

Слушание: фрагмент оперы «Орфей и Эвридика» Глюк.

Р/к фото общественных зданий и  театров города;

  1. Художественная культура Средних веков (10 часов программы + 3 часа из резерва = 13 часов)

    София Константинопольская — воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестовокупольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика).

Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиросуздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора СпасАндронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева (“Троица”). Ансамбль московского Кремля — символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приемов.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.).

Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) — синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора.

Воплощение мифологических (космизм) и религиознонравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Сплав философии (дзен-буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото).

Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев).

Фото: собор Святой Софии (Константинополь), Мозаики.

Репродукции: Владимирская Богоматерь, Сергий и Вакх.

 - собор Святой Софии в Киеве,

- Софийский собор в Новгороде,

- Успенский собор во Владимире,

- башни Московского Кремля,

- Собор Василия Блаженного в Москве,

- церковь Вознесения в Коломенском,

Преображенская церковь в Кижах.

Слушание: М.П.Мусоргский «Богатырские ворота».

- фрески Собора Святой Софии и Успенского собора во Владимире

- «Пантократор» Ф.Грек,

- скульптурные украшения Дмитриевского собора во Владимире,

- Дионисий «О тебе радуется,

- муз. инструменты.

Репродукции икон: «Спас Нерукотворный», «Ангел Златые Власы», А.Рублёв «Спас в Силах» и «Троица».

Фото:

Слушание: фрагменты национальной музыки.

- Великая китайская стена.

- статуя Будды в пещерном храме Юньган,

- храм Неба в Пекине,

-«Терракотовое войско».

-портрет поэта Ли Бо.

- Золотой павильон в Киото,

-замок Химэдзи,

- сад камней Рёандзи,

-гравюра Кацусика Хокусай «Мост Охаси» и Андро Хиросигэ «Цветение вишни на горе Араси».

- Соборная мечеть Кордова,

- Минарет аль-Мальвия,

-Мавзолей Тадж-Махал,

- арабески;

Фрагменты произведений Омара Хайяма.

- Древний Самарканд

Фото: - церковь Петра и Павла в монастыре Клюни,

- Пизанский собор,

- собор Нотр-Дам в Париже,

- Кёльнский собор.

- Марбургский всадник,

- Елизавета.

Витражи церкви Сент-Шапель, собора в Шартре.

Слушание: фрагмент- месса №11 «Глория», григорианский хорал. Знаменный распев.

Фото:

- Ф.Бруннелески-собор Санта-Мария дель Фьоре,

- Донателло «Пир Ирода», «Мария Магдалина».

Репродукции картин Боттичелли:

«Благовещение», «Паллада и Кентавр», «Оплакивание Христа».

Репродукции картин:

- Леонардо да Винчи «Джоконда»,

-  Леонардо да Винчи Автопортрет.

-  Микеланджело надгробие Джулиано Медичи,

- Микеланджело фрески Сикстинской капеллы.

-  Микеланджело «Страшный суд»,

-  Микеланджело Купол собора Святого Петра.

-  Рафаэль «Мадонна Констабиле»,

- Рафаэль «Сикстинская мадонна»,

- Рафаэль Автопортрет.

-Тициан  Автопортрет, «Венера Урбинская»,  «Кающаяся Мария Магдалина».

Фото:

-комплекс Фонтебло

- Библиотека Сан-Марко,

- Вилла «Ротонда».

Репродукции картин:

- замок Шамбор,

-дворец Лувр,

Репродукции:

- Гентский алтарь (Церковь Святого Бавона) Я. Ванн Эйк,

- И.Босх «Корабль дураков»,

- П.Брейгель «Нидерландские пословицы» и «Калеки»,

- А.Дюрер Автопортрет и гравюра «Меланхолия».

Рисунки муз. инструментов, портрет Шекспира. Театр Шекспира

Слушание: фрагменты «Ромео и Джульетта» и мессы любого композитора (И.С.Бах полифонический склад музыки)

Палестрины, Сонетов автора.

  1.  Художественная культура Ренессанса ( 10 часов)

Оборудование/репродукции для просмотра:

   Возрождение в Италии. Флоренция — воплощение ренессансной идеи создания “идеального” города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературногуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Пантеизм религиозно философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира — энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.

Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира.

  1. Художественная культура Нового времени ( 15 часов + 3 часа резерва = 18 часов)

    Стили и направления в искусстве Нового времени — проблема многообразия и взаимовлияния. Изменение мировосприятия в эпоху барокко: гигантизм, бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление трагического и пессимистического мировосприятия. Архитектурные ансамбли Рима (площадь Святого Петра Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Зимний дворец, Петергоф, Ф.Б. Растрелли) — национальные варианты барокко. Пафос грандиозности в живописи П.П. Рубенса. Творчество Рембрандта X. ван Рейна как пример психологического реализма XVII века в живописи. Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко (“Орфей” К. Монтеверди). Высший расцвет свободной полифонии (И.С. Бах).

Классицизм — гармоничный мир дворцов и парков Версаля. Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга. От классицизма к академизму в живописи на примере произведений Н. Пуссена, Ж.Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А. Иванова. Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы: В.А. Моцарт (ЋДон ЖуанЛ), Л. ван Бетховен (Героическая симфония, Лунная соната). Романтический идеал и его отображение в камерной музыке (“Лесной царь” Ф. Шуберта) и опере (“Летучий голландец” Р. Вагнера). Романтизм в живописи: религиозная и литературная тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа, образ романтического героя в творчестве О. Кипренского. Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Г. Курбе, О. Домье) и русской (художники- передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков) школ. Развитие русской музыки во второй половине XIX века (П. И. Чайковский).

Проекты Л.Бернини (барокко) и К.Перро (классицизм) Лувра в Париже.

Архитектурные творения Ф.Б.Растрелли в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Собор святого Петра в Риме Бернини.

Скульптурные шедевры Бернини: «Давид», «Аполлон и Дафна», фонтаны Тритона в Риме. Росписи Версальского дворца. Г.Риго «Портрет Людовига 14». Репродукции картин Рубенса. Ансамбли Парижа

Архитектурные творения К.Рена - . Собор Святого Павла. Архитектурные творения Версаля.

Дом Пашкова, дворцовый ансамбль в Царицыно – лучшие творения В.И.Баженова (по выбору).

Проект здания Сената в Кремле, строгость т простота внешнего облика «русского пантеона».

Здание двенадцати коллегий Д.Трезини, «Адмиралтейство» А.Д.Захарова «Казанский собор» А.Н.Воронихина (по выбору).

Пуссен: «Аркадские пастухи», «Царство Флоры», «Аполлон и Дафна» (по выбору). А.Канова «Амур и Психея».А.Ватто «Жиль», «Паломничество на остров Киферу».Ф.Буше парадные портреты Помпадур.

Питер де Хоха «Хозяйка и служанка», Г.Терборх «Бокал лимонада»,П.Клас «Завтрак», Рембрандт «Даная», «Жертвоприношение Авраама», «Возвращение блудного сына», «Портрет старушки».

И.Никитин «Портрет Петра 1 в круге»,А.Матвеев «Автопортрет с женой», А.Антропов «Портрет статс-дамы А.Измайловой» или «Портрет крестьянки в русском костюме» (по выбору). Женские образы Рокотова. Серия портретов воспитанниц Смольного института Левицкого. Боровиковский «Портрет М.И.Лопухиной». Скульптурные портреты. (Л. Давид) К.П.Брюллов «Всадница», А.А.Иванов «Явление Христа народу» и др. репродукции.

К.Монтеверди «Орфей», И.С.Бах «Страсти по Матфею»

Глюк «Орфей», Моцарт «Реквием» и фрагменты оперы «Дон Жуан», Бетховен «Героическая симфония», «Аппассионата», «Лунная соната».

Дидро «Парадокс об актёре».

«Автопортрет» и  «Свобода, ведущая на баррикады» Делакруа, Гойя «Портрет Ф.Шопена» и «Расстрел повстанцев», О.А.Кипренский «Портрет  Е.В.Давыдова» и «Портрет А.С.Пушкина», Айвазовский «Девятый вал» и «Волна». Э.Делакруа «Свобода» и др.

Репродукции карикатур Курбе,  Э.Золя «Экспериментальный роман», любые художественные фотографии.

Г.Курбе «Дробильщики камня», О.Домье «Похороны в Орнане», А.Г.Венецианов «Жница» и др., И.Н.Крамской «Мина Моисеев», П.А.Федотов «Завтрак аристократа» и др. В.Г.Перов «Тройка» и др. И.Репин  «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и др. В.И.Суриков «Утро стрелецкой казни» и др.

Ф.Лист «Обручение», Ф.Шуберт вокальные циклы и баллада «Лесной царь», Вагнер фрагменты оперы «Летучий голландец»

М.Глинка – романсы, «Арагонская хота», опера «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила», П.Чайковский – балеты и романсы.

  1. Художественная культура конца XIX — XX веков. (15 часов + 1 час резерва = 16 часов)

   Основные направления в живописи конца XIX века: абсолютизация впечатления в импрессионизме (К. Моне); постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений В. ван Гога и П. Гогена, “синтетическая форма” П. Сезанна). Синтез искусств в модерне: собор Святого Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф. О Шехтеля. Символ и миф в живописи (цикл “Демон” М. А. Врубеля) и музыке (“Прометей” А. Н. Скрябина). Художественные течения модернизма в живописи XX века: деформация и поиск устойчивых геометрических форм в кубизме (П. Пикассо), отказ от изобразительности в абстрактном искусстве (В. Кандинский), иррационализм подсознательного в сюрреализме (С. Дали). Архитектура XX века: башня III Интернационала В.Е. Татлина, вилла “Савой” в Пуасси Ш.Э. Ле Корбюзье, музей Гуггенхейма, Ф.Л. Райта, ансамбль города Бразилиа О. Нимейера. Театральная культура XX века: режиссерский театр К. С Станиславского и В. И. НемировичаДанченко и эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX века: от традиционализма до авангардизма и постмодернизма (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке). Синтез искусств — особенная черта культуры XX века: кинематограф (“Броненосец Потемкин” С.М. Эйзенштейна, “Амаркорд” Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл (“Иисус Христос — Суперзвезда” Э. Ллойд Уэббер). Рок музыка (Битлз “Желтая, подводная лодка”, Пинк Флойд “Стена”); электроакустическая музыка (лазерное шоу Ж.М. Жарра). Массовое искусство.

Э.Мане «Завтрак на траве» и «Олимпия», К Моне «Впечатление» и «Вокзал в Сен-Лоран», Э.Дега «Голубые танцовщицы», П.Сезанн «Качели» и др. Ж.Сера «Воскресная прогулка. Гран-Жатт». К.Коровин, В.Серов, И.Грабарь, Ван Гог.

В.Г.Белинский, , А.С.Грибоедов «Горе от ума», А.С.Пушкин «Борис Годунов», Н.В.Гоголь «Ревизор».А.Н.Островский – пьесы.

«Манифест романтизма» Ж.Мореас. Пюви де Шаванн «Бедный рыбак», Г.Моро «Саломея, танцующая перед Иродом». М.Чюрленис «Рекс». М.А.Врубель «Царевна - Лебедь» и «Пан». В.Борисов – Мусатов «Дама в голубом» и «Водоем».  

Э.Гимар. Г.Климт «Поцелуй». А.Тулуз – Лотрек «Аристид Брюон». Репродукции Рериха и А.Головина. Э.Бурдель «Геракл, стреляющий из лука». А.С.Голубкина «Волна» и «Березка». Андреев «Памятник Н.Гоголю» в Москве. Фотографии А.Стилица.

Э. Галле «Поэмы из стекла»

А.Гауди Дом Висенса, Дом Батло, Дом Мила; В.Орта Дом Тасселя; Л.Салливен небоскребы, Ф.Райт Вилла Э.Кауфмана; Ле Корбюзье Вилла «Саввой» в Пуасси. Ф.Шехтель Дом З.Морозовой, здание Ярославского вокзала в Москве, МХАТ. В.Е.Татлин и О.Нимейер – небоскребы, «архитекторы метро».

А.Матисс «Чистота художественных средств», «Солнечные полотна» и «Красные рыбки». А.Руссо «портрет Джозефа Бруммера». М.Шагал «Продавец скота» и «Над городом». Н.Пиросманишвили «Рыбак» и «Гумно». П.Пикассо «Авиньонские девушки» и др. У.Боччони «Триптих Состояние души». М.Дюшан «Фонтан». А.Бретон «Манифест сюрреализма». С.Дали  «Сон» и «Пылающий жираф»

В.Кандинский. К.Малевич «Черный квадрат» и «Девушки в поле». П.Филонов « Крестьянская семья». В.Татлин «Контррельефы»

Г.Малер симфония-кантата «Песнь о земле». О.Мессиан «Рождество христово». Б. Барток «12 венгерских народных песен», В.Лобос «Бразильская бахиана». Л.Армстронг, Д.эллингтон, Э.Фицджеральд. Гершвин опера «Порги и Бесс».

А.Н. Скрябин симфоническая поэма «Прометей». С.В.Рахманинов «Музыкальные моменты», «Литургия Иоанна Златоуста». И.Стравинский балет «петрушка»; А.Г Шнитке Симфония №6. С.Прокофьев «Ромео и Джульетта» и др. Д.Шостакович Симфония №7, музыка к К/ф. Г.Свиридов кантаты памяти С.Есенина, В.Маяковского и Б.Пастернака. Песенное творчество А.Александрова, И.Дунаевского, В.Соловьева – Седого, Т.Хренникова, М. Блантера.

Б.Шоу «Пигмалион» и «Дом, где разбиваются сердца». Ж.Сартра «Мухи». Брехт «Эффект отчуждения». Б.Брехт.

М.Фокин «Шопениана». «Павильон Армиды». С.Дягилев балетные постановки. К.С. Станиславский и В.Н. Немирович – Данченко.

Люмьер «Путешествие на Луну». Фрагменты фильма Гриффита «Нетерпимость». «Путевка в жизнь» Н.Экка.

С.М.Эйзенштейн «Броненосец Потемкин». Ф.Феллини. Э.-Л.Уэббер фрагменты рок-опер,рок- группы «Пинк Флойд» и «Битлз». Музыка Ж.М.Жарр. Массовое искусство.

Программно-методическое обеспечение

Используемая дополнительная литература:

Авторы пособия

Название

Издательство, год издания

Г.И.Данилова

Учебник МХК 10 класс «От истоков до 17 века»

Дрофа. Москва 2008 год

Г.И.Данилова

Учебник МХК 11 класс «От 17 века до современности»

Дрофа. Москва 2007 год

А.М.Вачьянц

«Вариации прекрасного»

М: Книголюб, 2006год

А.М.Вачьянц

«Ренессанс. Вариации прекрасного»

М: Айрис пресс 2006 год

А.М.Вачьянц

«Западноевропейское Средневековье. Вариации прекрасного»

М: Айрис пресс 2006 год

«Энциклопедический словарь юного художника»+электронная энциклопедия «Кирилл и Мефодий»

М.И.Картавцева,

И.С. Чернышева

Уроки МХК в 11 классе

ТЦ: Учитель, Воронеж, 2003

О.Ю. Срабова

Новое время. Западная Европа 17-19 века.

С-Пб, Корона принт, 2004

Г.Попов

Старый Архангельск

Архангельск. Бизнес-центр-отель, 2003 Наш север

Контроль ОУУН:

   Контроль за формированием ОУУН учащихся осуществляется в форме контрольных срезов и творческих работ. Так как в программе не выделены часы на проведение контрольных работ, то данная работа продумана лишь в тематическом планировании в форме небольших заданий.

10 класс

Тема раздела

Вид контроля

сроки

год

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1

Художественная культура Древнего  мира

Тест, защита индивидуальной проектной работы

2

2

Художественная культура Средних веков

Карточка с индивидуальным заданием, тест, задание из раздела творческая мастерская

1

2

3

Художественная культура Ренессанса

Кроссворд, Карточка с индивидуальным заданием, термический диктант.

1

2

Итого 8

11 класс

Тема раздела

Вид контроля

сроки

год

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1

Художественная культура Нового времени

Тесты, Творческая работа, индивидуальная карточка с заданием, тест

3

4

2

Художественная культура конца 19 - 20 веков

Творческая работа, индивидуальная карточка с заданием, тест

Термический диктант, викторина, музыкальный ринг, кроссворд, тест

4

3

Итого 14

Реализация регионального компонента

   На реализацию регионального компонента отведено  17  часов. 

Цель реализации: актуализация способности воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую мировой культуры и в результате более качественно оценивать ее уникальность и неповторимость.

Содержание регионального компонента по МХК в 10 классе

Тема р/к

Количество часов по тематическому планированию

Обоснование внесенных в программу корректив

1.

Символика вышивки северян

1

Невозможно изучать курс МХК обособленно от культуры родного края, поэтому в общий курс предмета внесены темы регионального варианта культуры с целью исследования местных народных традиций, памятников изобразительного искусства  и зодчества и др. на примерах экспонатах музеев  и архитектурных постройках города. Так как на реализацию этого компонента не выделены дополнительные учебные часы, то изучение тем продумано в основных часах программы.

2.

Черты греческой архитектуры в зданиях Архангельска

1

3.

 Театральное искусство Архангельска

1

4.

 Мозаики М.В. Ломоносова

1

5.

Храмовые постройки Архангельска

1

6.

Особенности иконописи северян (экскурсия в музей изобразительных искусств)

1

7.

Дни индийского искусства на севере

1

8.

 Влияние искусств востока на культуру современного города

1

9.

 Скульптурное искусство северян

1

10.

 Архангельск и Венеция – города «на воде».

1

Содержание регионального компонента по МХК в 11 классе

Тема р/к

Количество часов по тематическому планированию

Обоснование внесенных в программу корректив

1.

Классицизм в архитектуре Архангельска

1

Невозможно изучать курс МХК обособленно от культуры родного края, поэтому в общий курс предмета внесены темы регионального варианта культуры с целью исследования местных народных традиций, памятников изобразительного искусства  и зодчества и др. на примерах экспонатах музеев  и архитектурных постройках города. Так как на реализацию этого компонента не выделены дополнительные учебные часы, то изучение тем продумано в основных часах программы.

2.

 Парадные портреты в залах Музея изобразительных искусств Архангельска

1

3.

 Улица имени  «первого стайных дел мастера».

1

4.

Знаменитые актёры Архангельской земли.

1

5.

Архитектурные стили Архангельска

1

6.

История первого кинотеатра Архангельска

1

Требования к уровню подготовки учащихся по предмету:

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:

Знать/понимать:

  • Основные виды и жанры искусства
  • Изученные направления и стили художественной культуры
  • Конкретные шедевры художественной культуры
  • Особенности языка различных видов искусства

Развитие умений:

  • Уметь соотносить изученные произведения с определенной эпохой, стилем, направлением,
  • Устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств;
  • Пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре для выполнения учебных и творческих заданий (доклады, сообщения);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Выбора путей своего культурного развития;
  • Выражения  собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
  • Организации личностного и коллективного досуга;
  • Самостоятельного художественного  творчества.

Содержание программы по курсу

 «Мировая художественная культура»

10 класс

Раздел программы

Тема и количество часов на её изучение

1. Художественная культура первобытного  мира (2 часа)

Художественные символы народов мира - 1

Первые художники Земли – 1

2. Художественная культура Древнего  мира

(9 часов)

Архитектура страны фараонов – 2

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта – 1

Художественная культура Древней Передней Азии – 1

Искусство доколумбовой Америки. Модель Вселенной Древней Индии – 1

Золотой век Афин – 2 час

Архитектура Древнего Рима – 1

Театральное и музыкальное искусство античности - 1

3. Художественная культура Средних веков

(13 часов)

Мир византийской культуры – 1

Архитектурный облик Древней Руси – 3

Изобразительное искусство и музыка Древней Руси – 2

Архитектура западноевропейского Средневековья – 2

Изобразительное искусство Средних веков – 1

Театральное искусство и музыка Средних веков - 1

Индия – «страна чудес» - 1

Художественная культура Китая. Искусство Страны восходящего солнца (Япония)  – 1

Художественная культура ислама - 1

4. Художественная культура Ренессанса (9  часов)

Флоренция – колыбель итальянского Возрождения – 1

Золотой век Возрождения – 3

Возрождение в Венеции – 1

Северное Возрождение – 2

Музыка и театр эпохи Возрождения - 2

Итого – 34 часа.

towns_001

Поурочное планирование по курсу

«Мировая художественная культура».

 10 класс

Тема урока

Цель

Содержание

Оборудование

Дом. задание

1.Художественные символы народов мира. Древние образы и символы.

На примере художественных символов различных народов мира сформировать понятие художественной культуры, отличие культуры от цивилизации.

МХК как совокупность множества культур народов мира, сложившихся в различных регионах на протяжении исторического развития человеческой цивилизации.

Фото: Египетские пирамиды,

Эйфелева башня Франция,

Статуя свободы Америка,

Московский Кремль.

Императорский дворец Пекина.

Сакура и берёза.

2.Первые художники Земли.

Р/К Символика вышивки северян

Пробудить интерес к произведениям искусства, помочь разобраться в вопросах о назначении искусства, о мифологическом представлении мира; напомнить об эстетическом идеале красоты в первобытном обществе.

Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия. Живопись Альтамиры. Символика геометрического орнамента в произведениях изобразительного искусства. Зарождение архитектуры, её связь с религиозными верованиями и представлениями человека. Театр, музыка и танец.

Фото:

- менгиры,

- кромлех.

- наскальные рисунки.

- художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа

- мировое древо, Богинямать, Дорога

- примеры геометрических орнаментов

– примеры вышивки северян

3,4. Архитектура страны фараонов.

Восстановить знания о культуре Др.Египта и  систематизировать их, помочь почувствовать преемственную связь древней цивилизации с современностью.

Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света. Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре.

Фото:

- пирамиды Гизы.

- скальные рисунки,

- храм царицы Хатшепсут,

- храм Амона.

- храмовый комплекс Абу-Симбел.

- сфинкс,

5. Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта.

См. выше.

Гигантизм и низменность канона-примета Вечной жизни в изобразительном искусстве(скульптурные памятники, рельефы и фрески-по выбору). Музыка.

Контрольный срез: тест

Фото

- скульптурные портреты,

- фрески,

- золотая маска фараона Тутанхамона.

Слушание- фрагмент оперы Дж.Верди «Аида»

6. Художественная культура Древней Передней Азии.

Познакомить с особенностями храмового и градостроительного зодчества, открытиями в области музыки, помочь выявить особенность рельефов, подчеркнуть значимость достижений культуры народов Междуречья в наши дни.

Особенности художественной культуры Междуречья. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона. Изобразительное искусство и музыка.

Фото:

- Зиккурат в городе Уре,

- рельефы,

- стела царя Хаммурапи.

-Храм Надписей

- Теночтитлан

7. Искусство доколумбовой Америки.

Познакомить с художественными достижениями народов Центральной и южной Америки, подчеркнуть их своеобразие и оригинальность.

Оригинальный и самобытный характер художественной культуры доколумбовой Америки. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефах.

Фото:

- храм Карнака и Луксора

- пирамида Солнца, пирамида Кукулькана,

- статуя Коатликуэ,

- погребальная маска,

-рельеф на Вратах Солнца.

- ступа в Санчи

- храм Кандарья Махадева в Касаджурахо

8,9. Золотой век Афин.

Напомнить сведения об эпохе античности, показать критерии художественных ценностей в древнегреческой культуре; познакомить с шедеврами древнегреческой архитектуры и скульптуры, уточнить связь древней культуры с современностью.

Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле афинского Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации. Парфенон-главное украшение Акрополя. Скульптура греков.

Контрольный срез: защита индивидуальных проектных работ по плану

Фото:

-АфинскийАкрополь,

-статуи Венеры Милосской,

-вазы чёрнофигурного и краснофигурного стиля,

-Репродукция В. Серова «Похищение Европы».

Фото скульптур: Поликлет«Дорифор», Мирон «Дискобол»,Пракситель «Афродита Книдская»,

- Пергамский алтарь

10. Архитектура Древнего Рима.

Р/К Черты греческой архитектуры в зданиях Архангельска

Подчеркнуть влияние культуры Др.Греции на римское искусство, познакомить с архитектурными шедеврами Рима.

Архитектурные символы римского величия. Римский форум, центр деловой и общественной жизни «вечного города». Пантеон-«храм всех богов». Колизей-величественная зрелищная постройка Древнего Рима.

Фото: - форум,

- Пантеон,

- Колизей,

- Триумфальная арка императора Тита,

- термы,

- акведуки.

11. Театральное и музыкальное искусство античности.

Р/К Театральное искусство Архангельска

Рассмотреть истоки возникновения театрального искусства, значение музыки и театра в жизни общества. Помочь вспомнить особенности театральной и музыкальной культуры Др.Рима.

Рождение греческого театра. Особенности театрализованного действа. Музыкальное искусство Античности.

Портреты: Эсхил,Софокл,Еврипид, Аристофан.

Фото: роспись на вазе «Орфей» и «Музы».

Слушание: фрагмент оперы «Орфей и Эвридика» Глюк.

12. Мир византийской культуры.

Р/К Мозаики М.В. Ломоносова

Научить определять стили  архитектуры Византии, помочь определить связь с античным искусством, познакомить с шедеврами иконописи и фрески.

Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Собор Святой Софии в Константинополе как воплощение божественного мироздания в восточном христианстве. Искусство мозаики и иконописи. Контрольный срез: задание на карточках

Фото: собор Святой Софии (Константинополь), Мозаики.

Репродукции: Владимирская Богоматерь, Сергий и Вакх.

13. Архитектурный облик Древней Руси.

Р/К Храмовые постройки Архангельска

Напомнить и систематизировать сведения об архитектуре Руси, проследить связь с  архитектурными стилями Византии.

Древнерусский крестово-купольный тип храма. Космическая, топографическая, временная символика храма. Архитектурный облик Киева. Внешний облик и внутреннее убранство собора Святой Софии в Киеве.

Фото: - собор Святой Софии в Киеве,

- Софийский собор в Новгороде,

- Успенский собор во Владимире,

- башни Московского Кремля,  

- Ансамбль Московского Кремля (Успенский собор).

- Собор Василия Блаженного в Москве,

- церковь Вознесения в Коломенском,

Преображенская церковь в Кижах.

Слушание: М.П.Мусоргский «Богатырские ворота».

14. Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры.

Архитектура Великого Новгорода и её характерные особенности. Храм Софии Новгородской. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества(Успенский собор во Владимире, храм Покрова Богородицы на реке Нерль).

15. Архитектура Московского княжества.

Следование традициям Владимиро- суздальских мастеров, обращение к лучшим достижениям западноевропейского зодчества. Ансамбль Московского Кремля (Успенский собор).

16, 17. Изобразительное искусство и музыка Древней Руси.

Р/К Особенности иконописи северян (экскурсия в музей изобразительных искусств)

Познакомить с творчеством и шедеврами Ф.Грека, А.Рублёва, с особенностями рельефного и мозаичного искусства; помочь обобщить сведения о русских музыкальных инструментах.

Икона и иконостас. Мозаики и фрески Киевской Софии. Особенности новгородской школы живописи. Творчество Феофана Грека. Шедевры Андрея Рублёва. Музыкальная культура Руси.

Фото:

- фрески Собора Святой Софии и Успенского собора во Владимире

- «Пантократор» Ф.Грек,

- скульптурные украшения Дмитриевского собора во Владимире,

- Дионисий «О тебе радуется,

- муз. инструменты.

Репродукции икон: «Спас Нерукотворный», «Ангел Златые Власы», А.Рублёв «Спас в Силах» и «Троица».

18, 19. Архитектура западноевропейского Средневековья.

Познакомить с понятиями –романский стиль, готика. Научить сравнивать6находить общее и различное в архитектурных сооружениях разных стилей.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор как образ мира. Соборы Нотр-Дам в Париже и в Кёльне.

Фото: - церковь Петра и Павла в монастыре Клюни,

- Пизанский собор,

- собор Нотр-Дам в Париже,

- Кёльнский собор.

20. Изобразительное искусство Средних веков.

Помочь вспомнить понятие скульптурный портрет, витраж, найти черты стиля в них; проследить связь мозаика-витраж.

Скульптура романского стиля и готики, её теснейшая связь с архитектурой. Витражи.

Контрольный срез: тест

Фото скульптур:

- Марбургский всадник,

- Елизавета.

Витражи церкви Сент-Шапель, собора в Шартре.

21. Театральное искусство и музыка Средних веков.

Раскрыть понятие григорианский хорал; обобщить знания  о развитии средневекового театрального искусства.

Понятие о литургической драме и средневековом фарсе. Монодический склад средневековой музыкальной культуры.

Слушание: фрагмент- месса №11 «Глория», григорианский хорал.

22. Индия – «страна чудес».

Р/К Дни индийского искусства на севере

Познакомить с видами архитектурных сооружений Индии, помочь обобщить знания о книжной миниатюре и декоративной пластике; рассмотреть особенности синтезированного развития искусства музыки и танца.

Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского творчества. Ступа в Санчи, Пещерные храмы, храм Кандарья Махадевы. Искусство живописи. Музыка и театр Индии.

Фото:

- Ступа в Санчи,

- Чайтья в Карли,

Храм Кайласанатха в Эллоре,

- роспись в храме Аджанты,

- примеры книжной миниатюры.

Слушание: фрагменты национальной музыки.

23. Художественная культура Китая. Искусство Страны восходящего солнца (Япония).

Р/К Влияние искусств востока на культуру современного города

Рассмотреть своеобразие китайского зодчества и особенностях искусства (нэцкэ и гравюра) Японии. Помочь обобщить знания о жанрах живописи. Раскрыть связь с современностью всех видов искусств стран востока.

познакомить с особенностями архитектуры и со скульптурой

Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры архитектуры. Храм Неба в Пекине. Скульптура и живопись. Пекинская музыкальная драма.

Контрольный срез: творческая мастерская

Своеобразие и неповторимость искусства Японии. Шедевры японской архитектуры. Садово-парковое искусство. Мастера японской гравюры. Театр.

Фото:

- Великая китайская стена.

- статуя Будды в пещерном храме Юньган,

- храм Неба в Пекине,

-«Терракотовое войско».

-портрет поэта Ли Бо.

Фото:

- Золотой павильон в Киото,

-замок Химэдзи,

- сад камней Рёандзи,

-гравюра Кацусика Хокусай «Мост Охаси» и Андро Хиросигэ «Цветение вишни на горе Араси».

24. Художественная культура ислама.

Обобщить знания об архитектуре и изобразительном искусстве ислама, помочь проследить связь с современностью.

Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (древний Самарканд). Изобразительное искусство и литература Арабского Востока.

Фото:

- Соборная мечеть Кордова,

- Минарет аль-Мальвия,

-Мавзолей Тадж-Махал,

- арабески;

Фрагменты произведений Омара Хайяма.

25. Флоренция – колыбель итальянского Возрождения.

Познакомить учащихся с периодами итальянского Возрождения и его представителями; выявить связь культуры эпохи Возрождения с культурой Средневековья и античностью, современностью.

Эстетика итальянского возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Флорентийское чудо Ф.Бруннелески-собор Санта-Мария дель Фьоре. Скульптурные шедевры Донателло. Мир образов С.Боттичелли.

Контрольный срез: кроссворд

Фото:

- Ф.Бруннелески-собор Санта-Мария дель Фьоре,

- Донателло «Пир Ирода», «Мария Магдалина».

Репродукции картин Боттичелли:

«Благовещение», «Паллада и Кентавр», «Оплакивание Христа».

26. Золотой век Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи.

Судьба Леонардо да Винчи. Этапы творчества. Шедевры.

Репродукции картин:

-«Джоконда»,

- автопортрет.

27. Золотой век Возрождения. Бунтующий гений Микеланджело.

Р/К Скульптурное искусство северян

Скульптурные и живописные шедевры художника. Отражение в них глубоких философских размышлений автора о смысле жизни и смерти.

Фото:

- надгробие Джулиано Медичи,

-фрески Сикстинской капеллы.

- «Страшный суд»,

- Купол собора Святого Петра.

28. Несравненный мастер Возрождения. Тициан.

Художественный мир Тициана и основные вехи его творчества.

Репродукции картин:

-автопортрет,

- «Венера Урбинская».- «Кающаяся Мария Магдалина».

29.  Золотой век Возрождения. Рафаэль – «первый среди равных».

Судьба художника. Этапы творчества. Рафаэль – певец женской красоты. Портретное творчество художника.

Репродукции картин:

- «Мадонна Констабиле»,

-«Сикстинская мадонна»,

-автопортрет.

30. Возрождение в Венеции.

Р/К Архангельск и Венеция – города «на воде».

Рассмотреть характерные черты архитектуры и живописи на примере произведений Палладио, Сансовино.

Архитектурный облик Венеции и Архангельска.

 Контрольный срез: выполнение заданий с карточки парами  

Фото:

- Библиотека Сан-Марко,

- Вилла «Ротонда».

-  комплекс Фонтебло

31,32. Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров.

Познакомить учащихся с идеями эпохи Возрождения на примерах художественных шедеврах Франции, Нидерландов и Германии.

Гентский алтарь Яна Ван Эйка как обобщённый образ Вселенной. Гармонии человека с жизнью природы. Мастерство Дюрера-гравёра.

Контрольный срез: работа с терминологией предмета

Фото- замок Шамбор,

-дворец Лувр,

-Ратуша в Брюсселе. Репродукции:

- Гентский алтарь(Церковь Святого Бавона),

- И.Босх «Корабль дураков»,

- П.Брейгель «Нидерландские пословицы» и «Калеки»,

- А.Дюрер Автопортрет и гравюра «Меланхолия».

33, 34. Музыка и театр эпохи Возрождения.

Сформировать у учащихся более полное представление о художественной культуре эпохи Возрождения (обобщить все полученные знания).

Музыкальная культура Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира.  

Рисунки муз. инструментов, портрет Шекспира. Театр Шекспира.

Слушание: фрагменты «Ромео и Джульетта» и мессы любого композитора Палестрины, Сонетов автора. (И.С.Бах полифонический склад музыки)

Поурочное планирование

по курсу МХК для 11 класса

Тема урока

Содержание

Оборудование

Термины

Дом. задание

1,2) Стилевое многообразие искусства 17-18 веков.

Стили и художественные направления в искусстве. Разграничение понятий «стиль» и «историческая эпоха» в искусстве. Человек и новая картина мира. Возникновение новых стилей и Возрождение. От «трагического гуманизма» Возрождения к барокко и классицизму. Эстетика и главные темы искусства барокко и классицизма. Понятие о рококо. Реалистические тенденции в развитии искусства 17-18 веков. Взаимопроникновение и обогащение художественных стилей.      Контрольный срез: тест

Проекты Л.Бернини (барокко) и К.Перро (классицизм) Лувра в Париже.

Стиль

Маньеризм

Барокко

Классицизм

Рококо

3) Архитектура барокко

Характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского барокко. Творчество Лоренцо Бернини. Оформление площади перед собором Святого Петра в Риме. «Дивное узорочье» московского барокко.

Архитектурные творения Ф.Б.Растрелли в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Собор святого Петра в Риме Бернини.

Итальянское барокко

Московское барокко

4) Изобразительное искусство барокко

Скульптура и живопись барокко, основная тематика и её художественное воплощение. П.П.Рубенс – «король живописи». Судьба художника, основные этапы его творческой биографии. Характерные особенности живописной манеры. Мифологические и библейские сюжеты и образы в произведениях Рубенса (по выбору).

Творческая мастерская: создание узора в стиле барокко

Скульптурные шедевры Бернини: «Давид», «Аполлон и Дафна», фонтаны Тритона в Риме. Росписи Версальского дворца. Г.Риго «Портрет Людовига 14». Репродукции картин Рубенса.

Парадный портрет

(портретные жанры)

5) Классицизм в архитектуре Западной Европы

Идея величества и могущества империи, нашедшая образное воплощение в архитектурных сооружениях классицизма и ампира. Характерные черты архитектуры классицизма. Создание нового типа грандиозного дворцового ансамбля. Прогулка по Версалю – зримому воплощению парадно-официальной архитектуры классицизма. Развитие понятия о регулярных (французских) парках (обобщение). Архитектурные творения К.Рена. Собор Святого Павла – главное творение архитектора.

Ансамбли Парижа

Архитектурные творения К.Рена - . Собор Святого Павла. Архитектурные творения Версаля.

Французский парк

Классицизм

«идеальный город»

6,7)Шедевры классицизма в архитектуре России

Р/К Классицизм в архитектуре Архангельска

«Архитектурный театр» Москвы (В.И.Баженов и М.Ф.Казаков).

Классический облик Москвы в творчестве М.Ф.Казакова.

«Строгий, стройный вид» Петербурга. Архитектурный облик Северной пальмиры и его блистательные зодчие 9по выбору). Архитектурные пригороды Санкт-Петербурга. Примеры зданий Архангельска: анализ черт направления.

Контрольный срез: тест

Дом Пашкова, дворцовый ансамбль в Царицыно – лучшие творения В.И.Баженова (по выбору).

Проект здания Сената в Кремле, строгость т простота внешнего облика «русского пантеона».

Здание двенадцати коллегий Д.Трезини, «Адмиралтейство» А.Д.Захарова «Казанский собор» А.Н.Воронихина (по выбору).

Композиция ансамбля

8,9) Изобразительное искусство классицизма и рококо

Р/К Парадные портреты в залах Музея изобразительных искусств Архангельска

От классицизма к академизму в живописи. Пуссен как основоположник классицизма. Характерные черты его живописи. Мифологические, исторические, религиозные и пейзажные темы его произведений (обобщение). Творчество Ж.Л.Давида. мастера «галантного жанра» (рококо): А.Ватто и Ф.Буше.

Пуссен: «Аркадские пастухи», «Царство Флоры», «Аполлон и Дафна» (по выбору). А.Канова «Амур и Психея».А.Ватто «Жиль», «Паломничество на остров Киферу».Ф.Буше парадные портреты Помпадур.

Классицизм

Рококо

Парадный портрет

10) Реалистическая живопись Голландии

Многообразие жанров голландской живописи и её знаменитые мастера. Творчество Рембрандта – вершина реализма. Судьба художника, основные вехи его творческой биографии. Своеобразие художественной манеры. Богатство и разнообразие тематики произведений. Мифологические и библейские сюжеты и образы (обобщение).

Питер де Хоха «Хозяйка и служанка», Г.Терборх «Бокал лимонада»,П.Клас «Завтрак», Рембрандт «Даная», «Жертвоприношение Авраама», «Возвращение блудного сына», «Портрет старушки».

Групповой портрет

натюрморт

городской пейзаж

офорт

11,12) Русский портрет 18 века

Р/К Улица имени  «первого стайных дел мастера».

У истоков портретного искусства. Шедевры русских портретистов: Ф.Рокотова, Д.Левицкого, В.Боровиковского. Мастера скульптурного портрета: Б.Растрелли, Ф.Шубина, М. Козловского (по выбору).

История создания улицы имени Ф.Шубина в городе Архангельске.

Творческая работа: Дистанционная экскурсия по залам музея русского искусства.

И.Никитин «Портрет Петра 1 в круге»,А.Матвеев «Автопортрет с женой», А.Антропов «Портрет статс-дамы А.Измайловой» или «Портрет крестьянки в русском костюме» (по выбору). Женские образы Рокотова. Серия портретов воспитанниц Смольного института Левицкого. Боровиковский «Портрет М.И.Лопухиной». Скульптурные портреты.Л.Давид.

Парсуна

Скульптурный камерный портрет

галерея

13)Музыкальная культура барокко

Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко. Создание оперных школ в Италии и их выдающиеся мастера.

Высший расцвет свободной полифонии И.С.Баха. Многогранность и разнообразие творческого наследия композитора. Русская музыка барокко.

К.Монтеверди «Орфей», А.Вивальди «Времена года»; И.С.Бах «Страсти по Матфею»; Г.Гендель.

Д.Бортнянский духовные хоровые концерты.

Гомофония

Полифония

Опера

Мадригал

Месса

Партесное пение

14) Композиторы Венской классической школы

Музыка Венской классической школы – высшее выражение эстетики классицизма. Формирование классических жанров и принципов симфонизма. Музыкальный мир Моцарта – судьба композитора и его творческий путь. Бетховен: путь от классицизма к романтизму, его смелые эксперименты и творческие поиски. Разнообразие наследия композитора.

Контрольный срез: тест

Глюк «Орфей», Гайдн оратория «Сотворение мира»; Моцарт «Реквием» и фрагменты оперы «Дон Жуан»,  Бетховен «Героическая симфония» «Аппассионата», «Лунная соната».

Классический симфонизм

Оратория

соната

15) Театральное искусство 17-18 веков  Р/К Знаменитые актёры Архангельской земли.

Западноевропейский театр барокко, его особенности, цели и задачи.  Золотой век французского театра классицизма, его основные драматурги и художественные принципы. Мольер – создатель классической комедии, бытописатель нравов современного общества.

Пути развития русского драматического театра.

Дидро «Парадокс об актёре».

Рассказы об актерах Архангельска.

Школьный театр

«охочие комедианты»

16) Изобразительное искусство романтизма

Герой романтической эпохи в картинах Э.Делакруа, Ф.Гойй, О.А.Кипренского, К.Брюллова. Пейзажная живопись И.Айвазовского. История глазами романтиков.

Контрольный срез :работа в группах по  карточкам

«Автопортрет» и  «Свобода, ведущая на баррикады» Делакруа, Гойя «Портрет Ф.Шопена» и «Расстрел повстанцев», О.А.Кипренский «Портрет  Е.В.Давыдова» и «Портрет А.С.Пушкина», Айвазовский «Девятый вал» и «Волна».

Автопортрет

Пейзаж-катастрофа

Пейзаж-очарование

17) Реализм - художественный стиль эпохи

Эволюция понятия: изменчивость и неопределённость границ. Воспроизведение жизни такой, «как она есть». Философия позитивизма – основа эстетики реализма. Декларация Г.Курбе.

Художественные принципы: «Правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» (Ф.Энгельс).  Критический реализм. Демократичность.

Реализм и романтизм: общие черты и различие в отношении к действительности и в особенностях изображения человека.

Реализм и натурализм: Э.Золя «Экспериментальный роман». Реализм и фотография и др.

Репродукции карикатур Курбе,  Э.Золя «Экспериментальный роман», любые художественные фотографии. Ф.Милле «Сборщики колосьев»

Реализм

Позитивизм

Критический реализм

Натурализм

Неореализм

18) Изобразительное искусство реализма.

Стили зарубежной и русской музыки.

Интерес к жизни человека простого сословия.  Задача художественного познания народа, его истории, условий, причин и обстоятельств бытия. Достижения французских художников – реалистов. Крестьянская тема в творчестве Ф.Милле. Русские женщины – крестьянки в творчестве А.Г.Венецианова. Крестьянские типы в произведениях И.Н.Крамского. Реальная жизнь героев разных общественных сословий в творчестве П.А.Федотова. Сочувственное отношение к народу в творчестве В.Г.Перова. Мастера реалистического пейзажа: К Коро, Ф.Васильев – неброские картины русской природы, И.И.Шишкин – певец русского леса, И.Левитан – скорбная тема народного страдания в картине «Владимирка». Исторические полотна И.Е.Репина. Великая летопись настоящего и прошлого России в творчестве В.И.Сурикова. Западноевропейская музыка романтизма: выражение эмоциональной сущности бытия. Программная музыка. Мир мистификаций и фантастики в музыке Р.Вагнера. Красота и самобытность народного искусства. Веризм в итальянском оперном искусстве. Музыка импрессионизма – лирическая созерцательность, неопределенность мелодических звучаний, нюансы впечатлений и настроений.

Русская музыка романтизма: романсово-песенное творчество, опера. М.И.Глинка – основоположник русской музыкальной классики. «Могучая кучка»- М.Балакирев как организатор и вдохновитель дружеского союза композиторов.    

Контрольный срез: викторина

Г.Курбе «Дробильщики камня», «Похороны в Орнане», А.Г.Венецианов «Жница» и др., И.Н.Крамской «Мина Моисеев», П.А.Федотов «Завтрак аристократа» и др. В.Г.Перов «Тройка» и др. К Коро «Порыв ветра», Ф.Васильев «Мокрый луг», И.Левитан «Владимирка». И.Репин  «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и др. В.И.Суриков «Утро стрелецкой казни» и др.

Ф.Лист «Обручение», Ф.Шуберт вокальные циклы, баллада «Лесной царь»;

Вагнер фрагменты оперы «Летучий голландец»

 М.Глинка – романсы, «Арагонская хота», опера «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». П.Чайковский – балеты и романсы.

Реализм

Пейзаж

Критический Программная музыка

Веризм

 реализм

«Могучая кучка»

19). «Живописцы счастья»

« Салон Отверженных». Художественные искания импрессионистов. Подвижность и изменчивость мира – главный объект изображения. Работа на пленэре. Мастерство в передаче света, тона солнечного спектра. Работа в технике пастели. Пейзажи: стремление передать малейшие изменения состоянии природы. Повышенный интерес художников к жизни и интересам простого человека. О. Ренуар – блестящий бытописатель нравов французского общества. Последователи импрессионистов: пуантилизм, постимпрессионизм.

Контрольный срез: термический диктант

Э.Мане «Завтрак на траве» и «Олимпия», К Моне «Впечатление» и «Вокзал в Сен-Лоран», Э.Дега «Голубые танцовщицы», П.Сезанн «Качели» и др. Ж.Сера «Воскресная прогулка. Гран-Жатт». К.Коровин, В.Серов, И.Грабарь, Ван Гог.  П.Гоген.

Импрессионизм

Пленэр

Пастель

Пуантилизм постимпрессионизм

20) Искусство впечатлений

21). Искусство символизма.

Художественные принципы символизма: непримиримый конфликт с искусством реализма и натурализма, общие черты с эстетикой романтизма. Идея двойственности мира. Символ в искусстве.  Общность и различие между символом и аллегорией. Мастера живописи символизма. Творческий коллектив «Голубая роза».

Контрольный срез: тест

«Манифест романтизма» Ж.Мореас. Пюви де Шаванн «Бедный рыбак», Г.Моро «Саломея, танцующая перед Иродом». М.Чюрленис «Рекс». М.А.Врубель «Царевна - Лебедь» и «Пан». В.Борисов – Мусатов «Дама в голубом» и «Водоем». А.Н.Скрябин – симфонии в цвете.  

Реализм

Натурализм

Романтизм

Символизм

22). Триумф модернизма.

От символизма к модернизму. Стремление выразить красоту окружающей природы с помощью декоративной и динамичной линии. Фольклорный модернизм. «Стиль метро». Синтез искусств. Модерн в изобразительном искусстве: декоративность, красочность, динамичность. Графика рекламных плакатов, афиш и книжных иллюстраций в творчестве Тулуз-Лотрека. Художественное объединение «Мир искусства». Скульптура модерна. Художественная фотография. Модерн в декоративно- прикладном искусстве и дизайне.

Э.Гимар. Г.Климт «Поцелуй». А.Тулуз – Лотрек «Аристид Брюон». Репродукции Рериха и А.Головина. Э.Бурдель «Геракл, стреляющий из лука». А.С.Голубкина «Волна» и «Березка». Андреев «Памятник Н.Гоголю» в Москве. Фотографии А.Стилица.

Э. Галле «Поэмы из стекла». П.Пикассо.

Фольклорный модернизм

 «Стиль метро»

Художественная фотография.

Дизайн

23, 24). Архитектура: от модерна до конструктивизма.

Р/К Архитектурные стили Архангельска

Идеи и принципы архитектуры начала 20 века: рационализм и конструктивизм.  «Каталонский модернизм». А.Гауди – от средневековой готики к модернизму. Дом Винсента и мотивы арабских сказок. Дом батло как художественная метафора мира животных.  В. Орта – «совершенный зодчий». Небоскребы Л.Салливена, органическая архитектура Ф.Райта. Ле Корбюзье – поиск простых форм и правильной системы пропорций.

Россия6 Ф.Шехтель. Модерн – база для формирования и развития архитектуры конструктивизма.

Контрольный срез: кроссворд

А.Гауди Дом Висенса, Дом Батло, Дом Мила; В.Орта Дом Тасселя; Л.Салливен небоскребы, Ф.Райт Вилла Э.Кауфмана; Ле Корбюзье Вилла «Саввой» в Пуасси. Ф.Шехтель Дом З.морозовой, здание Ярославского вокзала в Москве, МХАТ. В.Е.Татлин и О.Неймейер – небоскребы, «архитекторы метро».

Рационализм

Конструктивизм

Витраж

Панно органическая архитектура

25,26). Стили и направления зарубежного изобразительного искусства.

Программность искусства (манифесты и декларации художников). Фовизм А. Матисса. Примитивизм. П.Гоген непосредственность восприятия окружающего мира и его наивное отражение. Быт в произведениях М.Шагала. Человек и природа, мотивы крестьянской жизни в творчестве Н.Пиросманишвили. кубизм. П.Пикассо. Футуризм: У.Боччони. Дадаизм: М.Дюшан.

Сюрреализм: А.Бретон и С.Дали. Поп-арт.

А.Матисс «Чистота художественных средств», «Солнечные полотна» и «Красные рыбки». А.Руссо «портрет Джозефа Бруммера». М.Шагал «Продавец скота» и «Над городом». Н.Пиросманишвили «Рыбак» и «Гумно». П.Пикассо «Авиньонские девушки» и др. У.Боччони триптих «Состояние души». М.Дюшан «Фонтан». А.Бретон «Манифест сюрреализма». С.Дали  «Сон» и «Пылающий жираф»

Фовизм Примитивизм

Кубизм

 Футуризм

Дадаизм

 Футуризм

Сюрреализм

Поп-арт

27). Мастера русского авангарда.

Абстракционизм В.Кандинского – беспредметный мир художника, синтез фантастического и реального. Супреализм К.Малевича – абстрактность форм. «Аналитическое искусство» П.Филонова – особенности изображения человека. Конструктивизм – В.Татлин.

Контрольный срез: Музыкальный ринг

В.Кандинский. К.Малевич «Черный квадрат» и «Девушки в поле». П.Филонов « Крестьянская семья». В.Татлин «Контррельефы»

Абстракционизм Супреализм«Аналитическое искусство»

Конструктивизм

28).Зарубежная музыка XX века.

Новые принципы организации музыки6 атональность и додекафония. Духовная музыка О.Мессиана. Неофольклоризм Б.Бартока. Фолк-рок Б.Дилана. Искусство джаза. Рок- музыка.

Г.Малер симфония-кантата «Песнь о земле». О.Мессиан «Рождество Христово». Б. Барток «12 венгерских народных песен», В.Лобос «Бразильская бахиана». Л.Армстронг, Д. Эллингтон, Э.Фицджеральд. Гершвин опера «Порги и Бесс».

атональность

додекафония  Неофольклоризм

Фолк-рок

Рок- музыка.

29). Русская музыка XX столетия.

Традиции романтизма и символизм в творчестве А.Н.Скрябина. Музыкальное творчество С.В.Рахманинова. Многообразие творческого наследия И.Ф.Стравинского. Дух новаторства в творчестве С.С.Прокофьева. Музыкальное творчество Д.Д.Шостаковича. Г.Свиридов – выдающийся мастер хоровой музыки. Феномен массовой песни 30-50-х годов. Музыкальный авангард А. Шнитке, Э.Денисова и С. Губайдуллина. Музыкально-поэтическое творчество бардов: Б.Окуджава, В.Высоцкий, Ю.Визбор.

Контрольный срез: тест

Скрябин симфоническая поэма «Прометей». С.В.Рахманинов «Музыкальные моменты», «Литургия Иоанна Златоуста». И.Стравинский балет «Петрушка». А.Г. Шнитке симфония №6.  С.Прокофьев «Ромео и Джульетта» и др. Д.Шостакович Симфония №7, музыка к К/ф. Г.Свиридов кантаты памяти С.Есенина, В.Маяковского и Б.Пастернака. Песенное творчество А.Александрова, И.Дунаевского, В.Соловьева – Седого, Т.Хренникова, М. Блантера.

симфоническая поэма

балет

кантата

бард

массовая песня

30, 31).Зарубежный театр XX века.

Интеллектуальный театр и новая драматургия: Г.Ибсен, Г.Гауптман, Р.Роллан, Б.Шоу. Экспрессионизм на театральной сцене Германии. Творческие новации Г.Крэга. Сюрреализм в театральном искусстве Франции. Театр абсурда (фарс, буффонады, комизм, гротеск). Эпический театр Б.Брехта. творческие эксперименты П.Брука. Зарубежный театр последних лет: Д.Стрелер, П.Штайн, Е.Гротовский.  Контрольный срез: термический диктант

Б.Шоу «Пигмалион» и «Дом, где разбиваются сердца». Ж.Сартра «Мухи». Б. Брехт «Эффект отчуждения». Э.Л.Уэббер рок – оперы, мюзикл.

Экспрессионизм Интеллектуальный театр Сюрреализм

Абсурд . Рок – опера. Мюзикл.

фарс, буффонады, комизм, гротеск

32). Русский театр XX века.

К.С.Станиславский и В.Н. Немирович-Данченко как основоположники театрального искусства. Понятие о «системе Станиславского».Модерн в балете М.М.Фокина. С.П.Дягилев в Париже. Театральный авангард В.Э.Мейерхольда. камерный театр А.Я.Таирова. театр в годы ВОВ и послевоенного времени. Отечественный театр последних лет (деятельность О.Н.Ефремова, Ю.П.Любимова, М.А.Захарова, О.П.Табакова, Р.Г.Виктюка)

М.Фокин «Шопениана». «Павильон Армиды». С.Дягилев балетные постановки. К.С. Станиславский и В.Н. Немирович – Данченко.

Модерн

Камерный театр

Пантомима

33). Становление и расцвет зарубежного кинематографа.

Рождение и первые шаги зарубежного кинематографа. Открытие братьев Люмьер. Достижения американского кино: фильмы Д. Гриффита. Великий немой – Ч.Чаплин. Рождение звукового кино: «Певец джаза». Разнообразие жанров кино.  Киноавангард- экспрессионизм в творчестве немецких кинематографистов. Неореализм итальянского кино.  Всемирная известность фильмов японского режиссера А.Куросавы.

Люмьер «Путешествие на Луну». Фрагменты фильма Гриффита «Нетерпимость». «Путевка в жизнь» Н.Экка.

«Битлз», «Пинк Флойд»

Кинематограф

Стоп-кадр

Фотомонтаж

Двойная экспозиция

Вестерн

Неореализм

Киноавангард

Рок - музыка

34). Шедевры отечественного кино.

Р/К История первого кинотеатра Архангельска

Первые шаги отечественного кино: документальное кино. Феномен советской музыкальной комедии: Г.Александров «Волга-волга», «Цирк» и др. Фильмы о ВОВ: «Молодая гвардия»,  «Баллада о солдате» и др. Кинематограф последних лет: киноискусство А.Тарковского, Э.Рязанова, Н.Михалкова, П.Тодоровского, Л.Кулиджанова, К.Муратовой..

Контрольный срез: тест

С.М.Эйзенштейн «Броненосец Потемкин».

Музыкальная  Комедия

Монтаж

Тематическое планирование по курсу

Мировая художественная культура для 11 класса

Раздел программы

Тема и количество часов на её изучение

1. Художественная культура Нового времени

1-2. Стилевое многообразие искусства 17-18 веков – 2 часа.

3. Архитектура барокко – 1 час.

4. Изобразительное искусство барокко – 1 час.

5. Классицизм в архитектуре Западной Европы – 1 час.

6-7 Шедевры классицизма в архитектуре России – 2 часа.

8,9  Изобразительное искусство классицизма и рококо – 2 часа.

10. Реалистическая живопись Голландии – 1 час.

11,12. Русский портрет 18 века – 2 часа.

13. Музыкальная культура барокко – 1 час.

14.Композиторы Венской классической школы – 1 час.

15. Театральное искусство 17-18 веков – 1 час.

16. Изобразительное искусство романтизма – 1 час.

17. Реализм – художественный стиль эпохи – 1 час.

18. Изобразительное искусство реализма. Стили зарубежной и русской музыки -  1 час.

2. Художественная культура конца 19 - 20 веков

19. «Живописцы счастья» (художники импрессионизма) – 1 час.

20. Искусство впечатлений – 1 час.

21. Искусство символизма – 1 час.

22. Триумф модернизма – 1 час.

23-24. Архитектура: от модерна до конструктивизма – 2 часа.

25-26. Стили и направления зарубежного изобразительного искусства – 2 часа.

27. Мастера русского авангарда – 1 час.

28. Зарубежная музыка 20 века - 1 час.

29. Русская музыка 20 столетия – 1 час.

30-31. Зарубежный театр 20 века – 2 часа.

32. Русский театр 20 века – 1 час.

33. Становление и расцвет зарубежного  кинематографа – 1 час.

34. Шедевры отечественного кино – 1 час.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины "Искусство и художественная культура" для 5-9 классов.

Программа "Искусство и художественная культура разработана для 5-9 классов и объеденияет в себе учебный материал учебных курсов "изобразительное искусство" и "мировая художествення культура"....

Рабочая программа спецкурса по Русской художественной культуре для 10-11 классов

этот спецкурс использую для работы в профильном социально-гуманитарном классе для расширения базы по культуре России...

Рабочие программы по предмету "Мировая художественная культура" для 10, 11 классов

Рабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» для 10, 11 классов составлены на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Рабочая програм...

Рабочая программа по спецкурсу "Русская художественная культура"

Рабочая программа по спецкурсу "Русская художественная культура" составлена из расчета 1 час в неделю и расчитана на 2 года для обучающихся социально-гуманитарного профиля....

Рабочая программа по предмету "Мировая Художественная Культура" для 8-9 классов

Рабочая программа по предмету "Мировая Художественная Культура" для 8-9 классов...

Рабочая программа по предмету "Мировая Художественная Культура" для 11 класса

Рабочая программа по предмету "Мировая Художественная Культура" для 11 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу мировой художественной культуры. Календарно-тематическое планирование 8-9 классы.

Рабочая программа по мировой художественной культуре  разработана на основе :Федерального компонента государственного стандарта общего образования;авторской программы под редакцией Даниловой Г.И....