Анализ художественного произведения. П.Пикассо "Герника"
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 8 класс)

Трифонова Людмила Петровна

В моей методической разработке представлен план - анализ знаменитого произведения П. Пикассо "Герника". Иногда педагогу очень трудно приходится отработать навык анализа художественного произведения на уроках Искусства.  Мою разработку можно применять на практике учителю Искусства и педагогу  дополнительного образования. 

Знаменитая "Герника" написана П.Пикассо в 1937году. На небольшой испанский  городок с 5000 жителями  26 апреля 1937года  немецкая эскадрилья "Кондор" совершила ночной налет. И разрушила Гернику...

  Это событие явилось для П.Пикассо толчком к созданию великого произведения...Сюжет и композиция картины основаны не на разработке реального события, а на ассоциативных связях художественных образов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Анализ  художественного  произведения  «Герника» Пабло Пикассо.

Критерии

анализа.

            Анализ художественного           произведения.

Специализированная

  лексика.

Интерпретация.

1.История

создания

картины.

2.Вид,

жанр,

художеств.

техника.

3. Сюжет,

персонаж,

детали,

художественное

видение,

новаторская

трактовка.

   

4.Композиция.

5.Колорит.

6.Стиль,  

направление,

течение.                

  Панно «Герника» было написано в 1937году, для испанского павильона на Всемирной выставке в Париже. Поводом послужил исторический факт: в ночь на 26 апреля1937г. фашистская авиация разбомбила, полностью уничтожив, городок Гернику на севере Испании, в стране басков. Тогда в Испании шла гражданская война, и вождь испанских фашистов генерал Франко рвался к власти. Герника же не только поддерживала республиканское правительство, но и была священным городом народа басков. Мир, еще не знавший Хиросимы, ужаснулся.

  Пикассо работал необычайно быстро, огромное панно было написано почти за месяц. Мы не видим здесь ни самолетов, ни домов, ни взрывов, ни развалин. Кажется, что здесь нет даже сюжета: Пикассо создал сцену вселенского звучания, и она выше конкретного сюжета и событийных частностей.  Испанский поэт и видный общественный деятель Рафаэль Альберти впоследствии вспоминал: «Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении города сразила его, как удар бычьего рога».

 «Генрика» - это монументальное графическое панно, хотя и созданное средствами живописи. Пикассо идет в своем творчестве не от натуры, а от своего представления о ней, от трансформирующей идеи. Эта идея материализуется в образах, которые сродни откровению, прозрению. То же самое было непреложным законом для искусства Средних веков. В этом случае графика подходит больше, так как она не настолько, как живопись, склонна к иллюзионистическому воспроизведению натуры.    Поэтому так силен в творчестве Пикассо графический элемент, огромную роль здесь играет линия – то плавная и круглящаяся, то острая и ломающаяся, как осколки стекла. Линия выражает здесь самим своим характером категории человеческой психики – ужас, боль и гнев. Рисунок точен и скуп, художник избегает детализации, стремится к обобщенности, так как создает аллегории и символы.  Нужно отметить, что в «Гернике» Пикассо использовал ряд приемов, характерных для современных ему авангардных течений в искусстве, и они сильнейшим образом способствовали повышению экспрессии. Так, взаимное наложение плоскостей цвета, их пересечение друг с другом заимствовано из арсенала кубизма, а расчленение объемов присуще некоторым сюрреалистическим произведениям.

  Чудовищным кошмаром кажется нам панно «Герника». Всмотримся в это произведение.

  Кажется, что мы находимся в каком-то подвале. под потолком горит электрическая лампочка, не в силах рассеять мрак, ее лучи с острыми, словно вырезанными из жести углами. В правой верхней части панно маленький светлый квадрат, словно окно наружу. Уже в эскизах Пикассо определил главные образы: агонизирующая лошадь, самодовольно- тупой бык, поверженный воин, мать с младенцем, женщина со светильником. Лошадь и бык – фигуры, традиционные для Пикассо, с детских лет знающего, что такое бой быков, что такое смерть. Рассмотрим фигуру матери с мертвым ребенком. Это образ, символизирующий смерть, горе матери, это горе всех матерей, выражение страшного отчаяния.

 Рука воина с обломком меча -аллегорическое напоминание о стойкости, о воле к победе.

 Образ умирающей лошади с безумными от боли глазами – воплощение физического страдания.

 Образ быка символизирует скорее всего не зло, а бездуховную мощь, которая равнодушна к добру и злу. Его проклинают за безразличие, благодаря которому и становится возможным фашизм.

 Лампа под потолком – аллегория глаза – солнца. Но ужас, вместо зрачка сюда вмонтирована раскаленная металлическая спираль.

 Женщина со светильником – аллегория человечности, красоты и добра, символ разума. Женщина со свечой оказывается здесь как бы из иного мира или другого времени и не может ничего изменить.

 «Герника» - образ войны, которая уродует мир, лишает человека жизни и человеческого облика. Художник не показывает прямого носителя зла; неясно, откуда надвигается катастрофа, с кем нужно бороться и где можно обрести спасение. Поэтому ко всем обращен вопрос женщины со светильником: «Люди, что вы делаете с собою?»

 Пикассо увидел в разрушении маленького городка приближение эпохи массового уничтожения людей, эпохи газовых камер и атомной бомбы.

 Сюжет и композиция картины основаны не на разработке реального события, а на связях  художественных образов. Построение и ритм громадного полотна: 3,5м. в высоту и около 8м. в ширину, отвечают внутреннему смысловому движению. Все образы картины переданы упрощенно, обобщающими штрихами. Нарисовано лишь то, без чего нельзя обойтись, что прямо входит в содержание картины – все остальное отброшено.

 Никакой индивидуальности, подробности были бы здесь лишними, могли бы раздробить и тем самым сузить общую идею.

 Колорит картины построен на полярном сопоставлении черного и белого; между этими полюсами тонкие градации серых тонов. Такой гамме, как и самому чередованию крупных форм, плоских остроугольных пятен, свойственна сильнейшая экспрессия, словно извергающая с холста в пространство перед ним, захватывая зрителя. Большие пересекающиеся плоскости передают современный – механический – характер бойни. Цветовой строй выражает дух трагедии: черный, белый и серый говорят о ночи, пепле, могильном саване. Включение в гамму любого другого цвета лишь ослабило бы впечатление.

 «Герника» выполнена в стиле кубическо – сюрреалистических элементов.

 Пикассо достиг эффекта, держащего зрителя в эмоциональном напряжении. Представленные в виде абстрактных символов обезумевшие люди мечутся в судорогах ужаса и страха, взывают о помощи. Всматриваясь в структуру панно, мы замечаем, что при всей условности форм, оно тесно связано с традициями классического искусства.

Городок Герника на севере Испании, в стране басков;

священный город басков;

сцена вселенского звучания;

«весть сразила, как удар бычьего рога».

Монументальное панно;

трансформирующая  идея;

сродни откровению, прозрению;

графика склонна к иллюзионистическому воспроизведению натуры;

линия выражает категорию человеческой психики – ужас, боль и гнев;

приемы авангардных течений в искусстве;

способствовали повышению экспрессии.

Эскизы художника, главные образы, агонизирующая лошадь, самодовольно - тупой бык, женщина со светильником, традиционные фигуры для Пикассо, образ символизирующий смерть, аллегорическое напоминание о стойкости, бездуховная мощь,

аллегория человечности, символ разума.

Композиция картины, художественный образ, обобщающими штрихами, никакой индивидуальности, сузить общую идею.

Колорит, гамма, чередование крупных форм, сильнейшая экспрессия, большие пересекающиеся плоскости, дух трагедии выражает цветовой строй: черный, белый и серый, включение в гамму, ослабило бы впечатление.

Выполнена в стиле кубическо – сюрреалистических элементов, достиг эффекта, в эмоциональном напряжении, в виде абстрактных символов, при всей условности форм, связано с традициями классического искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ художественного произведения Тема 11

Что такое художественный образ...

Анализ художественного произведения Тема 12

Образ человека в произведении...

Инновационно-коммуникационные технологии как метод анализа художественного произведения

В условиях развития современного образования невозможно обойтись без использования инновационных технологий  на уроках литературы. Данные технологии делают процесс обучения более красочным,и...

Инновационно-коммуникационные технологии как метод анализа художественного произведения

В условиях развития современного образования невозможно обойтись без использования инновационных технологий  на уроках литературы. Данные технологии делают процесс обучения более красочным,и...

Приемы формирования теоретико-литературных понятий в процессе анализа художественного произведения

Приемы формирования теоретико-литературных понятий в процессе анализа художественного произведения ...

Художественные открытия А.П.Чехова в драматургии.(Анализ художественного произведения).

Статья раскрывает художественные особенности пьес А.П.Чехова....