Рабочая программа по МХК 11 класс
рабочая программа по мхк (11 класс) на тему

Фефилова Татьяна Юрьевна

Рабочая программа по курсу "Мировая художественная культура " МХК 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_11_a_kl_mhk.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Угутская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено:

руководитель МО

МБОУ «Угутская СОШ»

___________/ Шишкина Е.М./

Протокол № 7

«29» августа 2015 г.

Согласовано:

руководитель методсовета

МБОУ «Угутская СОШ»

_____________/Алтаева М.Г./

Протокол № 3

от «30» августа 2015г.

Утверждаю:

директор

МБОУ «Угутская СОШ»

____________/Титоренко Е.В./

Приказ № 555

от «31» августа 2015 г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Мировая художественная культура»

Уровень образования: среднее общее образование, базовый уровень

 Класс 11 «А»

Составил(а) Фефилова Татьяна Юрьевна,

кандидат культурологии,

учитель истории и обществознания

 

с.п. Угут

2015-2016 учебный год

1. Пояснительная записка

Программа адресована Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Угутская средняя общеобразовательная школа» по мировой художественной культуре для 11 классов и разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Программой  для общеобразовательных учреждений.  «Мировая художественная культура» 5-11 кл. (Сост.: Данилова Г.И. - М.: «Дрофа», 2009) и обеспечена УМК для 11 классов Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVIII века до современности. 11 класс: Базовый уровень. – М.: «Дрофа», 2014.

Главная цель помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры.

Задачи изучения истории в основной школе:

  • Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
  • изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;
  • формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;
  • осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
  • постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
  • освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
  • знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
  • интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 11 А класса и специфики классного коллектива. В классе обучаются 18 детей, из которых 7 мальчиков и 11 девочек.

Основная масса обучающихся класса – это дети со средним уровнем способностей и средней мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу по предмету история на базовом уровне.

2. Общая характеристика учебного предмета мировая художественная культура

 в 11 классах

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном учреждении, реализующего программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

3. Место учебного предмета «Мировая художественная культура» в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Мировая художественная культура» изучается в 10 и 11 классах. На каждую учебную неделю выделяется по одному часу. В курс 11 класса входят темы: «Художественная культура нового времени» и «Художественная культура  конца XIX – XX вв. В 11 классе выделяется по 35 часов (из расчета 1 учебный час в неделю).

4. Результаты обучения и усвоение содержания курса истории

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно-ориентированных подходов в процессе усвоения программы.

Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетание знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.

Личностные результаты:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
  • устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
  • оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
  • осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);
  • использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
  • владеть основными формами публичных выступлений;
  • понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
  • определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
  • осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Метапредметные результаты:

  • формируются основы эстетических потребностей,
  • развивается толерантное отношение к миру,
  • актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость,
  • развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества

Предметные результаты:

  • выбора путей своего культурного развития;
  • организации личного и коллективного досуга;
  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
  • самостоятельного художественного творчества.

5. Содержание учебного предмета

Мировая художественная культура, 11 класс

(1 час в неделю, 34 часа)

Художественная культура Нового времени

Барокко. Контрастность и динамичность, напряженность и иллюзорность. Основные особенности архитектурного барокко. Архитектурное творчество Микеланджело как закат Возрождения и начало барокко. Творчество Л. Бернини. Колоннада перед собором св. Петра в Риме и сформированная с ее помощью площадь.  Опера барокко. Садово-парковое искусство (парки итальянские, французские, английские). Фламандское барокко (П. П. Рубенс). Голландское барокко (Рембрандт и “малые голландцы”). Архитектура русского барокко (Д. Трезини, Б. Растрелли, Д. Ухтомский и др. )

Особенности живописи классицизма и рококо (Н. Пуссен и А. Ватто). Камерность, интимность стиля рококо. А. Ватто – яркий представитель живописи рококо.  Классицистический театр (Корнель, Расин, Мольер)

Мастера русского архитектурного классицизма (В. Баженов, М. Казаков)

Театр французского Просвещения (Бомарше, бульварные театры). Опера и симфония Просвещения (К. Глюк, Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Оперное творчество В. Моцарта как вершина оперы Просвещения.

Жанр портрета в живописи, русский парадный и интимный портрет (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский). Мастера русского скульптурного портрета (Ф. Шубин, Э. Фальконе, М. Козловский). Конные памятники Петру I (Б. -К. Растрелли и Э. Фальконе) Мраморные бюсты Ф. Шубина. Академизм и антиакадемизм в русской живописи (“Передвижники”) К. П. Брюллов – гений компромисса между идеалами классицистической школы и новыми веяниями романтической живописи в русском искусстве (“Последний день Помпеи”). “Бунт четырнадцати” в Петербургской Академии художеств и организация Петербургской артели художников на квартире И. Крамского. Объединение московских и петербургских художников в Товарищество передвижных художественных выставок в 1870 году (Г. Мясоедов, В. Перов, Н. Ге, И. Крамской, А. Саврасов, И. Шишкин). Устройство выставок “передвижников” по городам России. Русские столичные, провинциальные и крепостные театры. Школьный театр XVIII века.

 Академизм и романтизм в живописи и скульптуре (Ж. Давид, Д. Энгр, Э. Делакруа, Ф. Гойя). Романтическая опера (К. Вебер, Р. Вагнер) М. Глинка и пути развития русской музыки

Реализм в западноевропейской живописи (Ж. Милле, Г. Курбе, О. Домье).

Художественная культура  конца XIX – XX века

Импрессионизм в живописи, литературе, музыке. Парижские “Салоны отверженных” и полотна Э. Мане “Завтрак на траве” и “Олимпия”. Формирование круга художников-импрессионистов (К. Писсаро, П. Сезанн, К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега) и следование за ними импрессионистов-композиторов (К. Дебюсси, М. Равель).

 Возникновение творческого содружества русских (петербургских) композиторов в конце 50-х – начале 60-х годов XIX века. Разнообразие творческих интересов композиторов “Могучей кучки”

 Стиль модерн (Ф. Шехтель) Конструктивизм в архитектуре (Ле Корбюзье, советская архитектура). Идеи и принципы архитектуры начала XX в. Мастера и шедевры зарубежной архитектуры: А. Гауди, В. Орта, Ш. Э. Ле Корбюзье, Ф. Л. Райт, О. Нимейер. Архитектурные достижения России. Творчество Ф. О. Шехтеля. Модерн как основа для формирования и развития архитектуры конструктивизма. Модерн в архитектуре.

Абстракционизм В. Кандинского. Супрематизм К. Малевича. «Аналитическое искусство» П. Филонова. В. Татлин

Постимпрессионизм живописи (П. Сезанн, П. Гоген, В. Ван Гог, А. Тулуз-Лотрек). Направления зарубежного модернизма (фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм)

А. Матисса. «Чистота художественных средств». Абстракционизм и сюрреализм как особые направления модернизма

Русский режиссерский театр. Понятие о «системе Станиславского». Театральный авангард В. Э. Мейерхольда и А. Я. Таирова. Мастера современного отечественно го театра. Искусство кинематографа. Братья Люмьеры. Эпоха великого немого кино. Творчество Чаплина.

Традиции символизма и романтизм в творчестве А. Н. Скрябина. Многообразие творческого наследия С. В. Рахманинова и И. Ф. Стравинского. Творчество С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и А. Г. Шнитке.


6. Тематическое планирование курса история в 11 А классе

Название раздела

Кол-во часов

В том числе на проведение

Основные виды учебной деятельности

Инвар.

Вар.

Лабораторных работ        

Практических работ        

Контрольных работ

1

Введение

1

2

Раздел I.

Художественная культура Нового времени        

22

2/6

1/3

Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением; устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения); использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни: для выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества

3

Раздел II.

Художественная культура конца XIX – XX века

11

3

2

ИТОГО:

35

9

5


7. Планируемые результаты учебного курса

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 11 классов по мировой художественной культуре в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения мировой художественной культуры в 11 классе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

Знать:

  • основные виды и жанры искусства;
  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;
  • шедевры мировой художественной культуры;
  • особенности языка различных видов искусства.

Уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Программа:  

Программы для общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура» 5-11 классы. / Автор: Данилова Г.И. – М.: «Дрофа», 2009.

Учебник:

Данилова Г.И. Мировая художественная культура: культура: от XVIII века до современности. 11 класс: Базовый уровень. – М.: «Дрофа», 2014.

Учебно-методические пособия для учителя:

Тематическое и поурочное планирование «Мировая художественная культура» – М.: «Дрофа», 2004.

Дидактические материалы:  

Электронные пособия: «Учимся понимать живопись», «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», «Шедевры русской живописи», «Учимся понимать музыку», «История древнего мира и средних веков».

Электронный вариант уроков МХК «История развития архитектуры и скульптуры».

9. Календарно-тематическое планирование по курсу история в 11 А классе

Номер урока

п/п

Тема

Дата проведения

Этноэкологическое образование

Примечания

Дата планируемая

Дата фактическая

Введение

05.09.15

05.09.15

Раздел I.

Художественная культура Нового времени        

Художественная культура барокко

12.09.15

12.09.15

Архитектура барокко

19.09.15

19.09.15

Изобразительное искусство барокко

26.09.15

26.09.15

Реалистические тенденции в живописи Голландии

03.10.15

03.10.15

Костюм эпохи барокко

10.10.15

10.10.15

Музыкальная культура барокко

17.10.15

17.10.15

Художественная культура классицизма и рококо

24.10.15

24.10.15

Классицизм в архитектуре Западной Европы

31.10.15

31.10.15

Изобразительное искусство классицизма и рококо

14.11.15

14.11.15

Костюм первой половины XIX века

21.11.15

21.11.15

Композиторы Венской классической школы

28.11.15

28.11.15

Шедевры классицизма в архитектуре России

05.12.15

05.12.15

Искусство русского портрета

12.12.15

12.12.15

Неоклассицизм и академизм в живописи

19.12.15

19.12.15

Контрольный срез за I полугодие

26.12.15

26.12.15

Художественная культура романтизма

16.01.16

16.01.16

Зарождение русской классической музыкальной школы. М. И. Глинка

23.01.16

Реализм – направление в искусстве второй половины XIX века

30.01.16

Социальная тематика в западноевропейской живописи реализма

06.02.16

Русские художники – передвижники

13.02.16

Костюм второй половины XIX века

20.02.16

Развитие русской музыки во второй половине XIX века

27.02.16

Раздел II.

Художественная культура конца XIX – XX века

Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи

05.03.16

Формирование стиля модерн в европейском искусстве

12.03.16

Костюм эпохи «Модерн»

19.03.16

Символ и миф в живописи и музыке

02.04.16

Художественное течения модернизма в живописи

09.04.16

Современное изобразительное искусство

16.04.16

Русское изобразительное искусство XX века

23.04.16

Архитектура XX века

30.04.16

Театральная культура XX века

07.05.16

Шедевры мирового кинематографа

14.05.16

Мода XX века

21.05.16

Музыкальная культура XX века.

28.05.16