Рабочая программа по МХК 11 класс
рабочая программа по мхк (11 класс) на тему
Рабочая программа по курсу "Мировая художественная культура " МХК 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_11_a_kl_mhk.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Угутская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено: руководитель МО МБОУ «Угутская СОШ» ___________/ Шишкина Е.М./ Протокол № 7 «29» августа 2015 г. | Согласовано: руководитель методсовета МБОУ «Угутская СОШ» _____________/Алтаева М.Г./ Протокол № 3 от «30» августа 2015г. | Утверждаю: директор МБОУ «Угутская СОШ» ____________/Титоренко Е.В./ Приказ № 555 от «31» августа 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Мировая художественная культура»
Уровень образования: среднее общее образование, базовый уровень
Класс 11 «А»
Составил(а) Фефилова Татьяна Юрьевна, кандидат культурологии, учитель истории и обществознания |
с.п. Угут
2015-2016 учебный год
1. Пояснительная записка
Программа адресована Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Угутская средняя общеобразовательная школа» по мировой художественной культуре для 11 классов и разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Программой для общеобразовательных учреждений. «Мировая художественная культура» 5-11 кл. (Сост.: Данилова Г.И. - М.: «Дрофа», 2009) и обеспечена УМК для 11 классов Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVIII века до современности. 11 класс: Базовый уровень. – М.: «Дрофа», 2014.
Главная цель помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры.
Задачи изучения истории в основной школе:
- Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
- воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
- изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;
- формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;
- осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
- постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
- освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
- знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
- интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 11 А класса и специфики классного коллектива. В классе обучаются 18 детей, из которых 7 мальчиков и 11 девочек.
Основная масса обучающихся класса – это дети со средним уровнем способностей и средней мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу по предмету история на базовом уровне.
2. Общая характеристика учебного предмета мировая художественная культура
в 11 классах
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном учреждении, реализующего программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
3. Место учебного предмета «Мировая художественная культура» в учебном плане
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Мировая художественная культура» изучается в 10 и 11 классах. На каждую учебную неделю выделяется по одному часу. В курс 11 класса входят темы: «Художественная культура нового времени» и «Художественная культура конца XIX – XX вв. В 11 классе выделяется по 35 часов (из расчета 1 учебный час в неделю).
4. Результаты обучения и усвоение содержания курса истории
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно-ориентированных подходов в процессе усвоения программы.
Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетание знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.
Личностные результаты:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);
- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
- владеть основными формами публичных выступлений;
- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
Метапредметные результаты:
- формируются основы эстетических потребностей,
- развивается толерантное отношение к миру,
- актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость,
- развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества
Предметные результаты:
- выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
- самостоятельного художественного творчества.
5. Содержание учебного предмета
Мировая художественная культура, 11 класс
(1 час в неделю, 34 часа)
Художественная культура Нового времени
Барокко. Контрастность и динамичность, напряженность и иллюзорность. Основные особенности архитектурного барокко. Архитектурное творчество Микеланджело как закат Возрождения и начало барокко. Творчество Л. Бернини. Колоннада перед собором св. Петра в Риме и сформированная с ее помощью площадь. Опера барокко. Садово-парковое искусство (парки итальянские, французские, английские). Фламандское барокко (П. П. Рубенс). Голландское барокко (Рембрандт и “малые голландцы”). Архитектура русского барокко (Д. Трезини, Б. Растрелли, Д. Ухтомский и др. )
Особенности живописи классицизма и рококо (Н. Пуссен и А. Ватто). Камерность, интимность стиля рококо. А. Ватто – яркий представитель живописи рококо. Классицистический театр (Корнель, Расин, Мольер)
Мастера русского архитектурного классицизма (В. Баженов, М. Казаков)
Театр французского Просвещения (Бомарше, бульварные театры). Опера и симфония Просвещения (К. Глюк, Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Оперное творчество В. Моцарта как вершина оперы Просвещения.
Жанр портрета в живописи, русский парадный и интимный портрет (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский). Мастера русского скульптурного портрета (Ф. Шубин, Э. Фальконе, М. Козловский). Конные памятники Петру I (Б. -К. Растрелли и Э. Фальконе) Мраморные бюсты Ф. Шубина. Академизм и антиакадемизм в русской живописи (“Передвижники”) К. П. Брюллов – гений компромисса между идеалами классицистической школы и новыми веяниями романтической живописи в русском искусстве (“Последний день Помпеи”). “Бунт четырнадцати” в Петербургской Академии художеств и организация Петербургской артели художников на квартире И. Крамского. Объединение московских и петербургских художников в Товарищество передвижных художественных выставок в 1870 году (Г. Мясоедов, В. Перов, Н. Ге, И. Крамской, А. Саврасов, И. Шишкин). Устройство выставок “передвижников” по городам России. Русские столичные, провинциальные и крепостные театры. Школьный театр XVIII века.
Академизм и романтизм в живописи и скульптуре (Ж. Давид, Д. Энгр, Э. Делакруа, Ф. Гойя). Романтическая опера (К. Вебер, Р. Вагнер) М. Глинка и пути развития русской музыки
Реализм в западноевропейской живописи (Ж. Милле, Г. Курбе, О. Домье).
Художественная культура конца XIX – XX века
Импрессионизм в живописи, литературе, музыке. Парижские “Салоны отверженных” и полотна Э. Мане “Завтрак на траве” и “Олимпия”. Формирование круга художников-импрессионистов (К. Писсаро, П. Сезанн, К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега) и следование за ними импрессионистов-композиторов (К. Дебюсси, М. Равель).
Возникновение творческого содружества русских (петербургских) композиторов в конце 50-х – начале 60-х годов XIX века. Разнообразие творческих интересов композиторов “Могучей кучки”
Стиль модерн (Ф. Шехтель) Конструктивизм в архитектуре (Ле Корбюзье, советская архитектура). Идеи и принципы архитектуры начала XX в. Мастера и шедевры зарубежной архитектуры: А. Гауди, В. Орта, Ш. Э. Ле Корбюзье, Ф. Л. Райт, О. Нимейер. Архитектурные достижения России. Творчество Ф. О. Шехтеля. Модерн как основа для формирования и развития архитектуры конструктивизма. Модерн в архитектуре.
Абстракционизм В. Кандинского. Супрематизм К. Малевича. «Аналитическое искусство» П. Филонова. В. Татлин
Постимпрессионизм живописи (П. Сезанн, П. Гоген, В. Ван Гог, А. Тулуз-Лотрек). Направления зарубежного модернизма (фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм)
А. Матисса. «Чистота художественных средств». Абстракционизм и сюрреализм как особые направления модернизма
Русский режиссерский театр. Понятие о «системе Станиславского». Театральный авангард В. Э. Мейерхольда и А. Я. Таирова. Мастера современного отечественно го театра. Искусство кинематографа. Братья Люмьеры. Эпоха великого немого кино. Творчество Чаплина.
Традиции символизма и романтизм в творчестве А. Н. Скрябина. Многообразие творческого наследия С. В. Рахманинова и И. Ф. Стравинского. Творчество С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и А. Г. Шнитке.
6. Тематическое планирование курса история в 11 А классе
№ | Название раздела | Кол-во часов | В том числе на проведение | Основные виды учебной деятельности | |||
Инвар. | Вар. | Лабораторных работ | Практических работ | Контрольных работ | |||
1 | Введение | 1 | |||||
2 | Раздел I. Художественная культура Нового времени | 22 | 2/6 | 1/3 | Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением; устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения); использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни: для выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества | ||
3 | Раздел II. Художественная культура конца XIX – XX века | 11 | 3 | 2 | |||
ИТОГО: | 35 | 9 | 5 |
7. Планируемые результаты учебного курса
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 11 классов по мировой художественной культуре в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения мировой художественной культуры в 11 классе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
Знать:
- основные виды и жанры искусства;
- изученные направления и стили мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры;
- особенности языка различных видов искусства.
Уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программа:
Программы для общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура» 5-11 классы. / Автор: Данилова Г.И. – М.: «Дрофа», 2009.
Учебник:
Данилова Г.И. Мировая художественная культура: культура: от XVIII века до современности. 11 класс: Базовый уровень. – М.: «Дрофа», 2014.
Учебно-методические пособия для учителя:
Тематическое и поурочное планирование «Мировая художественная культура» – М.: «Дрофа», 2004.
Дидактические материалы:
Электронные пособия: «Учимся понимать живопись», «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», «Шедевры русской живописи», «Учимся понимать музыку», «История древнего мира и средних веков».
Электронный вариант уроков МХК «История развития архитектуры и скульптуры».
9. Календарно-тематическое планирование по курсу история в 11 А классе
Номер урока п/п | Тема | Дата проведения | Этноэкологическое образование | Примечания | ||
Дата планируемая | Дата фактическая | |||||
Введение | 05.09.15 | 05.09.15 | ||||
Раздел I. Художественная культура Нового времени | ||||||
Художественная культура барокко | 12.09.15 | 12.09.15 | ||||
Архитектура барокко | 19.09.15 | 19.09.15 | ||||
Изобразительное искусство барокко | 26.09.15 | 26.09.15 | ||||
Реалистические тенденции в живописи Голландии | 03.10.15 | 03.10.15 | ||||
Костюм эпохи барокко | 10.10.15 | 10.10.15 | ||||
Музыкальная культура барокко | 17.10.15 | 17.10.15 | ||||
Художественная культура классицизма и рококо | 24.10.15 | 24.10.15 | ||||
Классицизм в архитектуре Западной Европы | 31.10.15 | 31.10.15 | ||||
Изобразительное искусство классицизма и рококо | 14.11.15 | 14.11.15 | ||||
Костюм первой половины XIX века | 21.11.15 | 21.11.15 | ||||
Композиторы Венской классической школы | 28.11.15 | 28.11.15 | ||||
Шедевры классицизма в архитектуре России | 05.12.15 | 05.12.15 | ||||
Искусство русского портрета | 12.12.15 | 12.12.15 | ||||
Неоклассицизм и академизм в живописи | 19.12.15 | 19.12.15 | ||||
Контрольный срез за I полугодие | 26.12.15 | 26.12.15 | ||||
Художественная культура романтизма | 16.01.16 | 16.01.16 | ||||
Зарождение русской классической музыкальной школы. М. И. Глинка | 23.01.16 | |||||
Реализм – направление в искусстве второй половины XIX века | 30.01.16 | |||||
Социальная тематика в западноевропейской живописи реализма | 06.02.16 | |||||
Русские художники – передвижники | 13.02.16 | |||||
Костюм второй половины XIX века | 20.02.16 | |||||
Развитие русской музыки во второй половине XIX века | 27.02.16 | |||||
Раздел II. Художественная культура конца XIX – XX века | ||||||
Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи | 05.03.16 | |||||
Формирование стиля модерн в европейском искусстве | 12.03.16 | |||||
Костюм эпохи «Модерн» | 19.03.16 | |||||
Символ и миф в живописи и музыке | 02.04.16 | |||||
Художественное течения модернизма в живописи | 09.04.16 | |||||
Современное изобразительное искусство | 16.04.16 | |||||
Русское изобразительное искусство XX века | 23.04.16 | |||||
Архитектура XX века | 30.04.16 | |||||
Театральная культура XX века | 07.05.16 | |||||
Шедевры мирового кинематографа | 14.05.16 | |||||
Мода XX века | 21.05.16 | |||||
Музыкальная культура XX века. | 28.05.16 |