Главные вкладки

    всероссийская олимпиада школьников по мхк 10 класс ответы
    олимпиадные задания по мхк (10 класс) на тему

    Материал олимпиады содержит ответы школьного тура по мхк для 10 класса на 2016-2017 учебный год.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mhk_10_kl_otv_2016-2017.docx563.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДАШКОЛЬНИКОВ

    ПО МХК. 2016–2017 ГОД

    ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС

    Задание 1

    Заполните таблицу, соотнесите название произведения искусства с именем автора, определите вид искусства. Заполните оставшиеся пустые графы таблицы самостоятельно.

    1

    Рембрандт ван Рейн

    Поцелуй Иуды

    2

    Людвиг ван Бетховен

    «Голубые танцовщицы»

    3

    Сергей Бондарчук

    Аппассионата

    4

    Филиппо Брунеллески

    «Спартак»

    5

    Арам Хачатурян

    Собор Парижской Богоматери

    6

    Эдгар Дега

    «Дорифор»

    7

    Виктор Гюго

    «Возвращение блудного сына»

    8

    Поликлет

    «Война и мир»

    9

    Джотто

    «Афина Паллада»

    10

    Густав Климт

    Купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре

    Автор произведения

    Название произведения

    Вид искусства

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    Вариант ответа

    Автор произведения

    Название произведения

    Вид искусства

    Баллы

    1

    Рембрандт ван Рейн

     «Возвращение блудного сына»

    Живопись

    1+1

    2

    Людвиг ван

    Бетховен

    Аппассионата

    Музыка

    1+1

    3

    Сергей Бондарчук

    «Война и мир»

    Кино

    1+1

    4

    Филиппо

    Брунеллески

    Купол собора Санта- Мария-дель-Фьоре

    Архитектура

    1+1

    5

    Арам Хачатурян

    «Спартак»

    Музыка

    1+1

    6

    Эдгар Дега

    «Голубые танцовщицы»

    Живопись

    1+1

    7

    Виктор Гюго

    «Собор Парижской Богоматери»

    Литература

    1+1

    8

    Поликлет

    «Дорифор»

    Скульптура

    1+1

    9

    Джотто

    «Поцелуй Иуды»

    Живопись

    1+1

    10

    Густав Климт

    «Афина Паллада»

    Живопись

    3

     Критерии оценки

    1. Участник правильно соотносит имя автора и название произведения искусства. Каждая пара – 1 балл. (В ответе – 9 баллов.)

    2. Участник правильно определяет вид искусства – 1 балл (В ответе – 9 баллов.)

    3. Участник правильно, без ошибок и по аналогии заполняет оставшуюся строку таблицы – 3 балла. Комментарий: расширение ответа в данном задании не предусматривается.

    Максимальная оценка: 21 балл.

    Задание 2

    Прочитайте текст.

    Кто является героем произведения, фрагмент которого представлен?

    Назовите автора, вспомните название этого произведения.

    К какому времени (эпохе) оно относится?

    Определите его жанр.

    Какие черты характера героя подчёркиваются автором?

    Сделайте вывод о том, образ какого человека создан в данном отрывке. Заполните таблицу.

    «…исполнил это с отменной охотой и стал упражняться не только в одной этой области, но и во всех тех, которые были связаны с рисованием. Его божественный и дивный ум был таков, что наряду с превосходнейшим знанием геометрии он в то же время сделал опыты не только в скульптуре, где он вылепил из глины несколько смеющихся женских голов, которые позднее были отлиты из гипса, равно как и детские головы, казавшиеся вышедшими из рук зрелого художника, но и исполнил ряд рисунков архитектурных, а именно чертежей и изображений разных зданий, при этом опять-таки именно он был первым, кто ещё юнцом поставил вопрос о том, как использовать реку Арно, чтобы соединить каналом Пизу и Флоренцию. Он делал рисунки мельниц, сукновальных машин и приборов, которые можно было пускать в движение силой воды; но так как главным своим занятием он избрал живопись, то особенно трудился он над рисованием

    натуры; а при случае занимался он также изготовлением фигур из глины, покрывая их мягкими, пропитанными гипсом тряпками и затем терпеливо срисовывая их на куски тончайших тканей из полотна или старого, бывшего в употреблении, холста и обрабатывая их кончиком кисти в чёрный и белый цвет, придавал им изумительный вид; об этом свидетельствуют несколько вышедших из-под его руки и имеющихся в моей книге рисунков. Кроме того, рисовал он и на бумаге с такой тщательностью и так прекрасно, что не было ещё никого, кто мог бы с ним сравняться в тонкости: такова, например, принадлежащая мне и исполненная в карандаше светотенью голова, совершенно божественная. И так много дарования и страшной силы его проявления, соединённых с разумением и послушной памятью, было отпущено Богом этому гению и так прекрасно умел он передать рисунком от руки свои замыслы, что побеждал доводами и смущал доказательствами

    любое самонадеянное дарование».

    Герой

    Автор

    Название

    произведения

    Жанр

    произведения

    Век/эпоха

    Черты героя

    Вывод

    Вариант ответа

    Герой

    Леонардо да Винчи

    Автор

    Дж. Вазари

    Название

    произведения

    «Жизнеописание Леонардо да Винчи»

    Жанр

    произведения

    Жизнеописание, биография

    Век/эпоха

    Эпоха Возрождения, XVI век

    Черты героя

    Вазари отмечает редкий художественный дар Леонардо, его высочайший профессионализм: «…так много дарования и страшной силы его проявления, соединённых с разумением и послушной памятью, было отпущено Богом этому гению и так прекрасно умел он передать рисунком от руки свои замыслы, что побеждал доводами и смущал доказательствами любое самонадеянное дарование».

    Вывод

    Вазари создаёт образ Леонардо – истинного титана Возрождения, высочайшего профессионала и художника, способного проникнуть в глубь вещей. Личность Леонардо выделяется среди художников своего поколения.

    Критерии оценки:

    1. Участник верно называет героя произведения – 2 балла.

    2. Участник верно называет автора произведения – 2 балла.

    3. Участник верно называет произведение – 2 балла.

    4. Участник верно определяет жанр произведения – 2 балла.

    5.Участник верно определяет культурно-историческую эпоху (1 балл) и время создания произведения (1 балл) – 2 балла.

    6. Участник верно определяет черты героя произведения, соответствующие эпохе (по 2 балла за верно отмеченную черту). Всего – 4 балла. Максимально – 8 баллов.

    7. Участник делает в целом обоснованный вывод о том, что герой (Леонардо) – истинный представитель эпохи Возрождения - 4 балла. (Максимально – 8 баллов за более развёрнутый ответ.)

    8. Не допускает грамматических и орфографических ошибок – 2 балла.

    Итого: 20 баллов.

    Максимальная оценка: – 28 баллов.

    Задание 3.

    Познакомьтесь с материалом таблицы и заданием. Прослушайте 5 фрагментов

    музыкальных произведений (каждый будет звучать 2 раза, №1 прозвучит трижды).

    1. Определите жанровую принадлежность каждого из них.
    2. Заполните таблицу, указывая номер звучащего фрагмента. Если Вам известен автор и/или название произведения, укажите их.
    3. Дайте определение жанру и приведите пример произведения (автор, название) в оставшейся строке.
    4. Напишите 15 определений и/или образных характеристик к музыкальному фрагменту №1. Подчеркните определения, которые свидетельствуют о его жанровой принадлежности фрагмента.

    Музыкальный жанр

    Номер музыкального фрагмента

    Романс

    Симфония

    Концерт

    Опера

    Балет

    Мюзикл

    1. Ответ (15 определений): _________________________________________________________

    _______________________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________________

    Вариант ответа

    Музыкальный жанр

    Номер музыкального фрагмента

    Баллы

    Романс

    4. «Я помню чудное мгновенье» М.И. Глинка – А.С. Пушкин

    2+2+2=6

    Симфония

    2. Людвиг ван Бетховен, симфония №5, 1 часть

    2+2=4

    Кантата

    3. «Вставайте, люди русские», хор из кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский» ор. 78;

    2+2=4

    Опера

    6.Н.А. Римский-Корсаков,  ария Индийского гостя из оперы «Садко»

    2+2 за пример (название и автор)=4

    Балет

    1. «Танец рыцарей» («Монтекки и Капулетти») из балета «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева

    2+2+2=6

    Мюзикл

    5. Э.Л. Уэббер мюзикл «Cats» Ария старой кошки Гризабеллы

    2+2+2=6

    4. Предполагаемый ответ: Тяжеловесный, чопорный, помпезный, воинственный танец-шествие, размеренное движение, грозный унисон басов, фанфарное соло, музыкальная характеристика враждующих семей, тема вражды, тема злобы, ненависти, образ мстительности, заносчивости, неумолимый и жестокий образ, угрожающая, экспрессивная мелодия, пунктирный ритм, форма рондо, дух мрачного средневековья

    Критерии  оценки:

    • Участник верно определяет произведение, указывая название и авторов – 2 балла за каждый элемент (максимум в таблице)
    • Участник дает верное определение термину, приводит пример, указывая произведение и автора – по 2 балла за определение и пример
    • Участник дает верное определение или образную характеристику – 1 балл за каждый элемент, максимально 15 баллов
    • Участник оправданно расширяет ответ, использует яркие эмоционально-образные определения – до 3 баллов.
    • За орфографические ошибки снимается до 2 баллов, при ошибке в написании имени или названия – 2 балла

    Максимальная оценка: – 48 баллов  

    Задание 4.

    Рассмотрите репродукцию.

    1. Если узнали произведение, напишите его название, автора и время создания.
    2. Напишите не менее 15 определений или содержащих их словосочетаний, которые понадобятся для описания запечатленного на репродукции образа.
    3. Назовите три произведения этого же автора. Пьета - оплакивание Христа

    Ответ:

    Название

    Автор

    Время создания

    Известные произведения

    15 определений

              Предполагаемый ответ:

    Название

    «Пьета» («Оплакивание Христа»)

    Автор

    Микеланджело (Микеланджело Буонарроти)

    Время создания

    1499 г. (кон. XV в.) эпоха Высокого Возрождения (Высокий Ренессанс)

    Известные произведения

    «Давид», роспись плафона Сикстинской капеллы, гробница Юлия II

    15 определений

    Тема скорби Богоматери, оплакивающей умершего сына; мраморная скульптурная группа; скорбный силуэт склоненной головы; материнская нежность, печальное неверие в смерть; Богоматерь юная, что подчеркивает особую духовную чистоту; благородная сдержанность чувства; контраст скорбящей живой фигуры и мертвого тела Христа.

    Критерии оценки:

    Участник…

    1. Верно определяет автора произведения, его названия, время создания – по 2 балла за каждый элемент. Максимально 6 баллов.
    2. Дает определение или образную характеристику – 1 балл за каждый элемент, максимально 15 баллов
    3. Использует яркие эмоционально-образные определения – дополнительно 1 балл за каждое, но не более 8 баллов за весь ответ.
    4. Указывает работы автора – 2 балла за каждую. Максимально 6 баллов.
    • Оправданное расширение ответа – 2 балла.
    • За орфографические ошибки снимается до 2 баллов, при ошибке в написании имени или названия – 2 балла

    Максимальная оценка: – 37 баллов

    Задание 5

    Рассмотрите и проанализируйте известное произведение русской школы

    Богоматерь Владимирская

    1. Напишите название работы и имя ее автора, время создания.

    1. Опишите общую композицию работы и функции изображенных на ней фигур.

    1. Определите общее настроение работы.

    1. Назовите известные произведения этого же вида искусства.

    1. Укажите известные работы этого же мастера.

    Предполагаемый ответ:

    1. Напишите название работы и имя ее автора, время создания.

    Андрей Рублев, Икона Богоматери Владимирской «Умиление» (так называемая «Запасная»)из Успенского собора Московского Кремля, около 1395 или 1408 года

    1. Опишите общую композицию работы и функции изображенных на ней фигур.

    В этой трогательной композиции, помимо прямого смысла, заключена глубокая богословская идея: Богородица, ласкающая Сына, предстает как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Кроме того, объятия Марии и Сына наводят на мысль о будущих крестных страданиях Спасителя, в ласкании Матерью Младенца провидится его будущее оплакивание. Богоматерь прижимает к себе сидящего на ее правой руке сына. Подняв по-ребячески округлое лицо, он припал к щеке склонившейся матери и обнял ее за шею. Правая рука младенца Иисуса протянута вперед и касается плеча Богоматери. Мария поддерживает левой рукой охваченного порывистым движением ребенка, устремившего на нее широко раскрытые круглые глаза. Сомкнув тонкие губы маленького рта, Мария глядит прямо перед собой большими продолговатыми очами, как бы освещающими ее узкое, удлиненное лицо. Левая нога младенца согнута так, что видна подошва – ступня. Головы Матери и Сына прижались друг к другу. Богородица знает, что Ее Сын обречен на страдания ради людей, и в Ее темных задумчивых глазах затаилась скорбь.

    1. Определите общее настроение работы.

    Детали. Лик младенца выдержан в более светлых тонах, с преобладанием золотисто-охристых оттенков. Различие цветовой гаммы в  ликах Иисуса и Марии вполне соответствует различию духовных движений, озаряющих эти лики. Образ Богоматери полон сосредоточенной  углубленности. Цветовая гамма его темнее.

    1. Назовите известные произведения этого же вида искусства.

    Симон Ушаков «Троица Ветхозаветная», Иконы «Спас Нерукотворный», «Богоматерь Владимирская»

    1. Укажите известные работы этого же мастера.

    «Спас», «Святая Троица», «Апостол Петр»

    Критерии оценки:

    1. Участник верно называет произведение, автора, время создания – по 1 баллу за каждый элемент
    2. за описание общей композиции – максимум 5 баллов
    3. за описание настроения картины, общего эмоционального состояния – максимум 5 баллов
    4. верное указание произведений этого же вида искусства – 2 балла за каждое.
    5. верное указание других работ этого же автора – 1 балл за каждую.
    • Оправданное расширение ответа (сведения о произведении, авторе, сюжете, особенностях) – максимально 6 баллов.
    • Связное изложение ответа (связный текст) – 3 балла
    • За орфографические и грамматические ошибки снимается до 2 баллов, за каждую ошибку в написании имени или названия – 1 балл

    Максимальная оценка: – 35 баллов

    Задание 6

    Перед Вами восемь изображений произведений искусства. 

    1. Подпишите известные Вам произведения (вид искусства, название, автор, время создания).
    2. Объедините их в группы (не более 10). Объясните принцип группировки.

    1. Nike of Samothrake Louvre Ma2369 n4.jpg  Ника Самофракийская, II в. до н.э., Лувр. Скульптура (3 б.)

    2. 2  Эхнатон и его семья. XIV в. до н.э. Каирский музей. Египет. Скульптура (рельеф) (3 б.)

    3. Kavalier am Schreibtisch 1740 rem 1.jpg  Кавалер за рабочим столом. XVIII в., Мейсенский фарфор, мелкая пластика (3 б.)

    4. http://livingspace.com.ua/wp-content/uploads/2010/06/%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B3%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0.jpg  Чернофигурная вазопись, ДПИ, керамика (2 б.)

    5. Poesjkin-standbeeld.jpg  А.С.Пушкин, скульп. М.К.Аникушин, 1956-1957, Санкт-Петербург, скульптура (4 б.)

    6.   Задумавшаяся Афина. V в. до н.э., скульптура (рельеф) (3 б.)

    7.http://www.blogoitaliano.com/wp-content/uploads/2013/07/Academy-Gallery-Michelangelos-David.jpg  Давид. Микеланджело. 1501-1504, Академия изящных искусств, Флоренция, скульптура (4 б.)

    8. http://www.skypka.com/upload/iblock/790/790946a55eac62c8148c42033d6fdae7.jpg Хозяйка Медной горы. Гжель, ДПИ, мелкая пластика,керамика (3 б.)

    Предполагаемый ответ:

    Номера

    Примерные варианты принципов группировки

    1

    1, 2, 3, 5, 6, 7, 8

    Скульптура

    2

    3, 4, 8

    Декоративно-прикладное искусство

    3

    3,8

    Мелкая пластика

    4

    2,6

    Рельеф

    5

    1, 5, 7

    Монументальная скульптура

    6

    1, 2, 4, 6

    Искусство Древнего мира

    7

    5, 8

    Русская культура (русское искусство)

    8

    1, 5, 6, 7

    Мрамор

    9

    4, 8

    Керамика (обожженная глина)

    10

    1, 5, 7

    Круглая скульптура

    11

    1, 6, 8

    Женские образы

    12

    3, 5, 7

    Мужские образы

    13

    1, 6, 8

    Мифологические сюжеты

    14

    2, 5

    Исторические личности

    Критерии:

    1. Участник правильно называет работу, автора, время – по 2 балла за каждый элемент. Максимально 25 баллов (см. таблицу)

    2. За каждый принцип группировки начисляется 2 балла, при условии, что приведено не менее двух примеров-произведений (номеров) из предложенного ряда. Максимально 20 баллов.

    3. Участник обоснованно расширяет свой ответ (называет местонахождение, стиль, дополнительные сведения). По 1 баллу за каждый элемент, но не более 10 за весь ответ.

    • За орфографические ошибки снимается до 2 баллов, за каждую ошибку в написании имени или названия – 1 балл

    Максимальная оценка:– 55 баллов.

    Задание 7

    Даны 20 имен, понятий и терминов, связанных с искусством.

    1. Объедините имена, понятия и термины в группы.

    2. Определите принцип объединения.

    Ф.Шопен. Н.А.Римский-Корсаков. Пятиглавие. Софиты. А.К.Лядов. Апсида. И.С.Бах. Сцена. Дж.Верди. М.И.Глинка. Одноглавие. Кулиса. С.С.Прокофьев. Протагонист. Л.ван Бетховен. А.Вивальди. Орхестра. Шатер. Д.Д.Шостакович. Неф.

    Заполни таблицу:

    Ряд

    Определение

    1

    2

    3

    4

    Предполагаемый ответ.

    Ряд

    Определение

    1

    Н.А.Римский-Корсаков. А.К.Лядов. М.И. Глинка. С.С.Прокофьев. Д.Д.Шостакович.

    Русские композиторы

    2

    Пятиглавие. Одноглавие. Апсида. Шатер. Неф.

    Элементы русского храмового зодчества

    3

    Софиты. Сцена. Кулиса. Протагонист. Орхестра.

    Театральные термины

    4

    Ф.Шопен. И.С.Бах. Дж.Верди. Л. ван Бетховен. А.Вивальди

    Зарубежные (европейские) композиторы

    Критерии:

    Участник…

    • верно распределяет имена, понятия и термины по группам – 2 балла за каждый элемент.
    • верно определяет принцип группировки – 2 балла за каждую.
    • За орфографические ошибки снимается до 2 баллов

    Максимальная оценка:– 48 баллов

    Задание 8

    Данное задание выполняется дома и сдаётся на проверку на следующий день после написания аудиторной части олимпиады.

    Составьте слайд-фильм (презентацию) о балете П.И.Чайковского «Лебединое озеро». В 2017 году исполнится 140 лет с момента его первой постановки.  Предложите, как можно популяризировать информацию о произведении, используя репродукции, видео и аудиофайлы в деревенской среде.  В каждом слайде разместите изображения и составленный Вами текст (не более пяти предложений).  Не забывайте делать ссылки на используемые ресурсы и сайты.

    Критерии оценки задания:

    1. Участник точно выполняет предложенное техническое задание (изображение и 5 предложений). По 2 балла за каждый удачно составленный слайд. 10 баллов.

    2. В презентации содержатся отсылки к коллекциям, в которых хранятся работы. По 2 балла за каждое значимое называние. Не более 10 баллов 

    3. В презентации содержится музыкальный фрагмент. До 5 баллов.

    4. В презентации уделяется внимание анализу произведений. По 2 балла за каждое замечание, связанное с анализом. Не более 10 баллов. 

    5. Участник находит интересные, редкие иллюстрации и факты. По 4 балла за каждый интересный и редкий и факт и иллюстрацию. Не более 12 баллов.

    6. Участник использует авторитетные ресурсы, сайты, библиотеки и делает на них ссылки. 3 балла.

    Максимальная оценка:– 50 баллов.

    Итоговое количество баллов – 322 балла.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    О дополнительных занятиях победителей и призёров муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 9-11 классов по искусству (мировой художественной культуре)

    Приказ, подтверждающий о дополнительных занятиях Приказ, подтверждающий о дополнительных занятиях победителей и призёров муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 9-11 классов по ис...

    технология (девочки) 5 класс вопросы и ответы к школьному этапу Всероссийской олимпиады школьников

    Задания по номинации «Культура дома и декоративно- прикладное творчество». Творческое задание и практическая работа. Критерии оценки выполнения практической работы....

    Школьный этап всероссийской олимпиады школьников (5-6 класс)

    разработка заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей...

    Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников МАТЕМАТИКА 5 класс 2017- 2018 учебный год

    Олимпиада помогает показать ученикам 5 класса уровень своих знаний...

    Всероссийская Олимпиада школьников 5-6 классы

    СОДЕРЖАНИЕ КОНКУРСНЫХ ЗАДАНИЙпо физической культуре школьного этапа Всероссийской Олимпиады школьников...

    Всероссийская Олимпиада школьников 7-8 классы

    ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ 7-8 классов...