Яблоко в искусстве: от классицистов до сюрреалистов
творческая работа учащихся по мхк (11 класс) на тему

Яблоко по праву считается одним из самых популярных фруктов в мире. Оно не только присутствует в рационе жителей разных уголков планеты, но и вдохновляет писателей, поэтов и художников на создание настоящих шедевров. Яблоко фигурирует и в библейских преданиях, и в литературных     произведениях,   и       в        живописи. 

Картин с изображением яблок за всю историю человечества создано множество. Эти фрукты стали традиционными предметами натюрмортов, главным сюжетом полотен и образами в картинах сюрреалистов. Яблоки изображены на картинах Ильи Репина, Клода Моне, Пабло Пикассо и других великих художников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obraz_yabloka.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

[Введите текст]

Научно-практическая конференция

«Шаг в науку» 

 

Направление: Литература и искусство

 

 

Название исследования: Яблоко в искусстве: от классицистов до сюрреалистов

 

 

 

 

 

Автор:

Дунаева Елена, учащаяся XI класса 

Научный руководитель:

Самохина И.Е.

 учитель русского языка и литературы

Г. Усинск

Введение

Яблоко по праву считается одним из самых популярных фруктов в мире. Оно не только присутствует в рационе жителей разных уголков планеты, но и вдохновляет писателей, поэтов и художников на создание настоящих шедевров. Яблоко фигурирует и в библейских преданиях, и в литературных        произведениях,        и        в        живописи. 

Картин с изображением яблок за всю историю человечества создано множество. Эти фрукты стали традиционными предметами натюрмортов, главным сюжетом полотен и образами в картинах сюрреалистов. Яблоки изображены на картинах Ильи Репина, Клода Моне, Пабло Пикассо и других великих художников.

Насколько ярок, выразителен образ яблока! Несмотря на его видимую простоту, его образ  в картинах имеет особый смысл, хранит тайну.

Мы решили заглянуть в эту тайну, попытаться ее раскрыть.

Тема нашего исследования: «Образ яблока в искусстве: от классицистов до сюрреалистов».

Цель нашего исследования: определить смысл образа яблока в  произведениях живописи.

Для реализации поставленной цели нами были выдвинуты  задачи:

1. Собрать информацию по теме.

2. Провести  исследование произведений живописи, в которых встречается образ яблока.

3. Систематизировать собранный материал.

4. Оформить результаты.

5. Представить результаты исследования на конференции.

Актуальность данной работы заключается в том, что образ яблока изучен недостаточно.  Данное исследование поможет определить его смысл и значение, познакомит зрителей с образом ЯБЛОКА, привьёт  любовь к  произведениям живописи.

Эта работа поможет научиться анализировать художественное полотно,  определять замысел, поднятый автором.

Основная часть

Наше исследование посвящено малоизученному образу – яблоку. Почему именно яблоко, а не другой фрукт чаще всего встречается на полотнах живописцев? Что кроется за этим символом? Случаен ли этот образ? Может быть, он играет какую-то особую роль в жизни и судьбах героев?

Яблоко в искусстве выступает в трех ипостасях:
− символ вечной молодости  и красоты;
− яблоко раздора, предвестник несчастья;
− яблоко – плод древа судьбы.

1.  Образ яблока  на полотнах художников Эпохи Возрождения

        В Библии яблоко становится символом грехопадения человечества. Нет ничего удивительного в том, что все художники и скульпторы, начиная со средневековья, изображают Еву под яблоней, обвитой змеем или с яблоком в руке. Яблоко дало знание и привело к греху.

Оно было заведомо запретным плодом, но Ева дерзнула и не только сорвала и попробовала сама, но и передала «знание» Адаму.

         Обратимся к картине Альбрехта Дюрера «Адам и Ева». В немецкой живописи эпохи Возрождения это было первое изображение полностью обнаженной человеческой фигуры в натуральную величину. Дюрер писал, что коль скоро прародители были сотворены по образу и подобию Божьему, их тела должны являть образец совершенной красоты. И действительно – его Адам и Ева пленительно красивы, но красивы по-разному: юная мужественность Адама подчеркивает мягкую женственность его подруги. Кажется, что нежное тело Евы расцветает в ожидании счастливой земной любви. Картина первоначально предназначалась для заказного алтаря, в ней есть все непременные атрибуты сцены грехопадения – древо, яблоки, змей (правда, уже не в обличии женщины, а в виде обычной змеи), но по неизвестным причинам алтарь не был написан,        и        вряд        ли        это        случайность. 
        Могла ли такая картина исполнить традиционную роль, напоминая набожному прихожанину церкви о греховности рода человеческого? Слишком обаятельны юные грешники, чтобы не вызвать сочувствия, слишком сладостным рисуется их грех, чтобы в нем раскаиваться. Эта работа Дюрера несколько десятилетий вдохновляла его последователей.

        Ян Госсарт в своей картине  «Грехопадение» рассказывает историю, которая никогда до него не изображалась. Момент, когда Адам сделал первый укус яблока и у него появился кадык. В глазах Адама ужас, он прикладывает палец ко рту, как будто пытается вызвать рвоту. Источник его страданий – яблоко с отпечатком зубов, которое Ева держит в руке, прежде чем укусить его своим жадным чувственным ртом. Госсарт винит Еву за грехопадение, в то время как Дюрер не делает этого. Интересно, что у  Госсарта в сцене грехопадения мы находим обезьянку: она сидит у подножия Древа за спиной Адама и поедает грушу, снижено «дублируя» нарушение запрета вкушать   Плод Познания добра и зла. 

        Удивительно, но яблоко часто сопровождает младенца Христа. Например, в картинах художников, таких как  Дж. Беллини. «Мадонна с младенцем»; Лукаса Кранаха Старшего «Мадонна с младенцем под яблоней» Альбрехта Альтдорфера «Мария с младенцем»  оно является аллегорией того, что Христос искупает все грехи человечества.

        Немецкий живописец и график  Лукас Кранах Старший (1472–1553),  в картине «Золотой век» тоже изображает яблоневый сад, в центре которого вокруг молодой яблоньки, усыпанной румяными плодами, весело кружится хоровод счастливых юношей и девушек. Яблоня здесь — и центр мира, и древо жизни, олицетворение здоровья, молодости, счастья.  

        Многие художники превратили райские сады в яблоневые. У знаменитого флорентинца Сандро Боттичелли на полотне «Весна»  все действие разворачивается в небесном саду под кронами яблонь. Главная героиня — Весна — словно выходит из этого чудесного сада навстречу зрителям. И хотя она еще только рассыпает цветы, в ветвях яблонь уже красуются налитые соком спелые яблоки, как бы обещая тот результат, который принесет на землю Весна.  

        Яблоко часто является символом молодости, здоровья и красоты. Не случайно многие художники изображают свои модели с яблоком в руках.

        Например, Рафаэль Санти  в картине  «Портрет молодого человека с яблоком». Яблоко становится обязательным атрибутом  «Трех граций».

2. Образ яблока  на полотнах художников, работавших в стиле Барокко

         В своей картине  Микеланджело Караваджо изобразил корзину, полную земных плодов: здесь яблоки и груши, кисти спелого винограда и множество смоковниц. Фрукты сорваны вместе с листьями и совсем не приукрашены, уже заметны следы увядания и гниения, часть листьев желтеет, засыхает и заворачивается… всё естественно, как в природе.
Красивое яблоко с червоточиной говорит о недолговечности молодости и красоты.

Картина натуралистична до иллюзорности: край корзины и фрукты свисают со стола и как бы «вываливаются» на зрителя – мы становимся соучастниками изображения. Подчёркнуто безжизненный фон с полным отсутствием деталей,  занимающий большую часть пространства, довершает задуманное автором.
В этой работе Караваджо всё как в жизни – всё течёт и всё изменяется, на смену пышной свежести приходят неизбежные тление и смерть. Мастер не останавливается только лишь на максимально точном изображении натуры, здесь впервые заметна напряженная игра светотени: яркий свет слева сверху плавно переходит в тень справа внизу – такой узнаваемый позже Караваджо!

3. Образ яблока  на полотнах художников, работавших в стиле классицизма и сентиментализма

Творчество В. Л. Боровиковского являет собой слияние развивавшихся в одно и то же время стилей классицизма и сентиментализма. Наиболее ярко сентиментализм выступает в женских портретах, написанных рукой Боровиковского. Поэтичность, нежность, душевное тепло, проступающие в их лицах, переносят зрителя в мир спокойствия, красоты и покоя. «Портрет Е.И. Арсеньевой», Портрет Скобеевой».    

       4. Образ яблока  на полотнах художников, работавших в стиле реализма

В конце зимы 1879 года  Илья Репин написал натюрморт "Яблоки и листья". Это  мир чистой красоты, простой и совершенной, как бы противопоставленный обыденности и прозе жизни. По сравнению с натюрмортами первой половины XIX века в натюрморте Репина нет сложного предметного сюжета. Художник пишет конкретное живописное явление, реально вставшее перед ним, а не сочиняет картину. Он изображает простые яблоки - помятые, с червоточинами, оценивая их как естественные детали реального явления.

5. Образ яблока  на полотнах художников, работавших в стиле импрессионизма и постимпрессионизма

        В эпоху расцвета импрессионизма Огюст Ренуар  пишет картину «Яблоки и цветы». Букет натюрморта составлен таким образом, что близкие по окраске розы, пионы и жасмин создают тонкую хроматическую гамму. Основной живописный эффект возникает из контраста цветов - символов чистоты, и  яблок, которые могут соотноситься и с Древом познания, и с атрибутикой Венеры. 

        Для Поля Сезанна яблоко – одно из главных объектов творчества. Художник любил яблоки по целому ряду причин. Они не только красивы по цвету, но в сравнении с другими плодами разнообразнее. Его магнетически привлекала простота и завершенность их формы. Сезанн стремился дойти до первооснов ценностей природы на простейших примерах.  

Так, например, в необыкновенных садах древнегреческого рая, росли чудесные золотые яблоки, дающие вечную молодость.  Образ сестер Гесперид запечатлел в своей картине Ханс фон Маре.

И хотя Геракл  смог достать яблоки из сада, они вновь возвратились к Гесперидам, ибо эти прекрасные плоды всегда должны оставаться в заветном саду.      [1] Вечность и бессмертие – удел богов, а не смертных. Только души праведников и героев попадали в необыкновенные яблоневые сады древнегреческого рая.

        6. Образ яблока  на полотнах художников стилистически стоящих особняком

                Интересное прочтение яблони как древа жизни дает художник Д. Жилинский в картине «Под старой яблоней». Это автобиографическое  произведение посвящено матери художника. Ее образ запечатлен на переднем плане картины. Под щедро усыпанной плодами яблоней расположились фигуры. Перед нами - сгорбленная пожилая женщина, стоящая под деревом в яблоневом саду. Рядом с ней - двое детей, ее внуки. Казалось бы, идиллический рассказ о двух поколениях семьи Жилинских. Но созданная Дмитрием Жилинским рама, использованная художником как дополнительное поле изображения, вносит в произведение трагические ноты. Д. Жилинский пишет на раме: слева - фигуру отца, репрессированного, расстрелянного в 1939 г., посмертно реабилитированного, справа - фигуру брата, погибшего на фронте в 1944 г. И сразу становится понятен образ женщины, матери художника, не сгорбившейся от старости, но согнувшейся под страшными ударами судьбы. В верхней части рамы надпись: "Посвящаю моей маме". Всех их объединила старая яблоня, которая, без сомнения, связана с образом пожилой женщины, и яблоки:  пожилая женщина с палкой в руке, стоящая у подпорки в виде креста, — родоначальница и основа сада и семьи, у нее, единственной, нет яблока в руках, так как жизнь ее на закате; внучка с полной корзиной яблок как символ расцвета и полноты жизни; и мальчик с большим яблоком в руке — олицетворение начала жизненного пути. Яблоки лежат и на земле, напоминая о краткости бытия и молодости. Но в картине нет ощущения драмы: она дышит спокойствием мудрости, потому что «древо жизни вечно зеленеет…»

7. Образ яблока  на полотнах художников, работавших в стиле сюрреализма

           Картина «Сын человеческий» написана в 1964 г. Магритт писал ее как автопортрет. Изображенный мужчина в пальто и шляпе-котелке, стоящий около стены, за которой видно море и облачное небо, наверное, известен всему миру, хотя его лицо почти закрыто висящим в воздухе зелёным яблоком. Яблоко, конечно, самая загадочная часть образа, его можно трактовать и как библейский символ соблазна и познания, и как часть природы, которую пытается постичь человек. 
        
Картина названа «Сын человеческий», по словам самого Рене Магритта, потому, что в ней воплощен образ современного бизнесмена, который все равно остается по сути сыном Адама и все искушения современного мира ему не чужды.

8. Образ яблока  на полотнах художников, работающих в стиле гиперреализма

                                                 

                                                           Заключение

         В ходе исследования образа яблока в творчестве художников  от классицизма до сюрреализма  мы пришли к следующему выводу: в  христианской традиции образ яблока  имеет двойственное значение. С одной стороны означает зло (по-латински malum) и связано с искушением, с  другой стороны, изображенное  с Христом или Девой Марией, оно указывает на нового Адама и на спасение.

         В светской жизни яблоко означает плодородие, любовь, радость, знание, мудрость, обожествление и роскошь, но, вместе с тем, обманчивость и смерть. Благодаря своей шарообразной форме обозначает Вечность без начала и без конца; бессмертие.

                   В результате задачи, в виде сбора информации по теме, исследования          произведений живописи, в которых встречается образ яблока, систематизации собранного материала, оформления и представления   результатов  исследования на конференции были решены.

         Цель исследования - определить смысл образа яблока в  произведениях живописи достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ рассказа И.А.Бунина "Антоновские яблоки"

Анализ эпического произведения. Знание и умение применять основные литературоведческие понятия....

конспект урока по живописи для 3 класса ДХШ "Этюд яблока при различном освещении (боковом и лобовом)".

Целью урока является: понять особенности световой  перспктивы и ее роль в живописи; понять, как влияет расположение источника света на восприятие объекта. Научиться различать лобовое и боковое ос...

Урок по рассказу В. Солоухина "Моченые яблоки"

Материал данного урока позволяет реализовать программу по духовно-нравственному воспитанию. Проведен он в 9 классе. По учебно-методическому пособию под редакцией Кутузова в программе он не предусмотре...

Научно -исследовательская работа "Определение содержания железа в яблоках из разных стран методом бумажной хроматографии

В работе исследуется содержание железа в яблоках из разных стран -производителей с помощью бумажной хроматографии....

Презентация "Яблоко"

Презентация "Яблоко" выполнена преподавателем ГБОУ СПО Баймакский сельскохозяйственный техникум - Мусиной Ж.М. Работа состоит из 22 слайдов, с анимацией и комментариями в поле "Заметки". Можно использ...

Презентация "Апельсины - "Яблоки бессмертия""

Презентация "Апельсины - "яблоки бессмертия"" выполнена преподавателем ГБОУ СПО Баймакский сельскохозяйственный техникум Мусиной Ж.М. Работа состоит из 13 слайдов с анимацией и комментариями в поле "З...