конспект урока по живописи для 3 класса ДХШ "Этюд яблока при различном освещении (боковом и лобовом)".
план-конспект по изобразительному искусству (изо) по теме

Целью урока является: понять особенности световой  перспктивы и ее роль в живописи; понять, как влияет расположение источника света на восприятие объекта. Научиться различать лобовое и боковое освещение и взаимоотношение собственной и падающей тени. Научиться определять изменение локального цвета предмета на свету и в тени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_yabloko_etyud_2008_dla_sayta2.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУ ДОД «Детская художественная школа № 2» ЕМР

ПЛАН-КОНСПЕКТ

УРОКА ПО ЖИВОПИСИ

ТЕМА:

«Этюд: яблоко при различном освещении /лобовое, боковое/».

3 класс

Преподаватель ДХШ № 2 г. Елабуга

 Васильева Н.В.

Цель: Понять особенности световой перспективы и ее роль в живописи;

           как влияет расположение источника света на восприятие объекта.

Задачи:

1. Научиться различать лобовое и боковое освещение и взаимо-                  отношение  собственной и падающей тени;

 2. Определить изменение локального цвета предмета на свету и в                   тени  /расклад локального цвета на составляющие/

3. Развитие технических навыков работы  акварелью.

Материалы:

Акварель, лист А3, кисти, баночка, палитра, тряпочка.

Оборудование:

1/ схема получения тени:

2/ этюд яблока при различном освещении;

3/ последовательность выполнения этюда яблока в технике лессировки;

4/ последовательность выполнения этюда яблока мазками;

5/ репродукции художников: Э.де Витте «Внутренний вид церкви»

А. Гримшоу «Вечер над Темзой», Ж.Д. Латур «Св.Иосиф-плотник», Э.Дега «Репетиция балета», К.Моне «Руанский собор в разное время суток», Рембрандт «Портрет старушки» и др.

6/ схема распределения светотени на шаре.

        


ЛИТЕРАТУРА

  1. «История искусств» Западно-европейское искусство. Т.В.Ильина, М., 1993
  2. «Основы рисунка» Н.М.Сокольникова, Обнинск, 1996 г.
  3. «Основы живописи» Н.М.Сокольникова, 1996
  4. А. П. Ашукин, С.П.Ломов, «Живопись», М. 1999
  5. «Школа изобразительного искусства», М., 1994

ХОД УРОКА

Основной задачей по живописи в 3 классе является следующее:

  1. Понять как перспектива /воздушная, световая/ влияет на цвет;
  2. Как с помощью цвета передать объем и пространство.

Закончили изучать 2 больших блока, 2 –е большие темы.

  1. Воздушная перспектива и ее влияние на цвет;
  2. Изменение общего тона и цвета предмета на различных расстояниях от источника света.

Чтобы перейти к следующему блоку, повторим, обобщим пройденное.

Вы знаете, что:

  1. Каждый предмет имеет свой  собственный цвет, который называется локальным цветом /что это значит: яблоко – зеленое, красное; апельсин – оранжевый, лимон – желтый и т.д., т. е. тот цвет, с которым ассоциируется этот предмет/
  2. На восприятие цвета влияет много факторов. Одни, из которых мы начали рассматривать:

- окружающая среда /воздушная перспектива/,

- освещение /световая перспектива/.

- Что значит воздушная перспектива? Каковы ее особенности?

- /ученик/ Воздух представляет собой газообразную  материальную среду, в котором содержатся пыль, пары влаги, копоть и т.д. Все это препятствует прохождению света, рассеивает и изменяет его цветовую окрашенность. В зависимости от толщины воздуха, его температуры, влажности, характера и количества примесей  цвето-световая среда атмосферы бывает различной. В результате расстояние до предмета, состояние атмосферы  значительно влияют на локальную /собственную/ окраску предметов. Цвет предмета вдали выглядит более нейтральным, чем вблизи. Предметы со светлой окраской при удалении темнеют, а темные – светлеют. Также на расстоянии размываются очертания предметов и контрасты светотени. Предметы начинают принимать расплывчатый характер. На большом расстоянии становится невидим объем, рельеф, детали, материал предмета. Вдали предметы смотрятся обобщенно, мягко, в виде небольшого плоского пятна.

- Каковы особенности световой перспективы?

- /ученик/ Особенности световой перспективы

Световая перспектива определяется расстоянием до источника света и /положением предмета по отношению к нему/. Мы рассмотрели только первую часть.

В условиях помещения по мере удаления от источника света /лампы или освещенного окна/ освещенность предметов слабеет. В связи с этим изменяются и основные характеристики цвета – насыщенность и светлота цвета предмета.

В сильно  затемненной комнате цвет предмета может выглядеть темным, серым без определенного цветового выражения один и тот же натюрморт при ярком освещении будет иметь светлое общее тонально-цветовое решение и насыщенные, интенсивные цвета. При слабом освещении общее тонально-цветовое решение будет темнее, цвет менее интенсивен, т.е. менее насыщен.

- Таким образом, между видимыми и локальным /собственным/ цветом предметов в природе  существует большая разница. Все это необходимо учитывать в живописном изображении с натуры и в творческих композициях.

А каковы особенности восприятия предмета в целом в зависимости от положения источника света узнаем сегодня.

Свет, освещение во многом влияют на восприятие цвета, и создают определенное настроение в картине.

Передавая освещение, художник  показывает одновременно и объемность предметов. Светотень является основным средством изображения объемной формы, фактуры предмета, положения его в пространстве. Свет помогает передать и окружающую среду.

Художников всегда волновали вопросы цвета и света, т.к. цвет и свет являются основными, выразительными средствами в живописи. Писались целые трактаты по теории цвета.

В IV до н.э. в Древней Греции Аристотель пытался объяснить происхождение цвета и разные цветовые явления. Леонардо да Винчи – итальянский художник эпохи возрождения написал «трактат о живописи», где дает такие сведения о цвете, которые имеют большое практическое значение и для художников нашего времени.

Вообще настоящий художник – это не только человек, который может рисовать, но и мыслитель, ученый, исследователь.

Освещение может быть различным по  происхождению  /естественным – природное /солнце, луна/ и искусственным – созданным человеком /Света, лампа, прожектор/.

Рассмотрим репродукции картин: Э. де Витте «Внутренний вид церкви»/фрагмент/ , А.Гримшоу «Вечер над Темзой», Ж.де Латур «Св.Иосиф – плотник», Э.Дега «Репетиция балета» /фрагмент/. Художники убедительно передали свет от разных источников освещения и эффекты создаваемые                из источников, что придает особую эмоциональную атмосферу в картине.

Свет от искусственных источников мы можем изменить по нашему  желанию, а естественное освещение изменяется само.

Существует множество различных состояний солнечного освещения, которые могут сильно изменить один и тот же пейзаж и даже повлиять на ваше настроение. Пейзаж выглядит радостным при ярком солнце и грустным в серый день.

Ранним утром, когда солнце невысоко над горизонтом и его лучи скользят по поверхности земли, контуры предметов выявляются нечетко, все словно    окутано дымкой. В полдень контрасты света и тени усиливаются, ясно выявляя детали. В лучах закатного солнца природа может выглядеть загадочной и романтичной, т.е. эмоциональное впечатление от пейзажа во многом зависит от освещения./ Показ репродукций импрессионистов/.

Искусством использования света в живописи владел как никто другой, великий Рембрандт /голландский художник 17 века/. / Дети рассматривают репродукции Рембрандта/. Он зажег своей кистью свет, согревающий любого,  на кого он падает. Картины Рембрандта всегда озарены внутренним светом. Простые добрые люди, изображенные на них, как бы сами его излучают. Свет в его полотнах помогает прикоснуться к душе человека. /Демонстрация репродукций/

В его картинах  свет, высвечивая из темноты лица портретируемых, обладает какой-то колдовской силой.

Наша задача постараться овладеть этим искусством, понять основные законы  живописи, использовать их в изображении пейзажа, натюрморта или тематической  композиции.

А теперь перейдем непосредственно к теме нашего урока:  «Яблоко при различном освещении».                                  

Как выяснилось,  естественное освещение меняется само, а искусственное мы можем изменить сами.

Натюрморт мы можем осветить по-разному /источник света может быть где угодно/ и получить необходимые нам спецэффекты.

От положения источника света меняется восприятие предмета /натюрморта/ в целом.

Источник света может быть перед, за и сбоку от предмета.

Рассмотрим яблоко при различном освещении. (Учитель меняет освещение, дети наблюдают).

При фронтальном освещении  источник света освещает объект прямо, т.к. находится перед ним. В какую сторону падает тень?

 – За предмет.

При боковом освещении источник света освещает объект слева /справа/. Тень падает соответственно в правую /левую/ сторону.

- При каком освещении хорошо выявляется форма, объем предмета?

- При боковом  правильно. /А при фронтальном детали слабо различимы/ Яблоко видится как плоское пятно.

Вы уже знаете, как распределяется светотень на предметах. Самое светлое место называется свет / свет падает под прямым углом лучи/. Там, где лучи света скользят по поверхности предмета образуется полутень/.

Тень /собственная и падающая/ - места, куда свет не проникает.

Рефлекс – отсвет в тенях от освещенных плоскостей, находящихся рядом.

Блик-  на блестящих поверхностях отражается источник света и образует самое яркое место.

Градации светотени при фронтальном освещении практически не различимы. При боковом – хорошо выявлены.

Изменяется  и собственный цвет предмета на свету и в тени.

На свету цвет предмета становится теплее, в тени – холоднее.

Вообще как получить цвет тени?

- / ученик/ Собственный цвет более темный по тому; противоположный цвет – синий цвет.

Задание такое: выполнить 2 этюда яблока..

1 этюд: при фронтальном освещении (3 ч.).

2 этюд: при боковом освещении (3 ч.).

Решить следующие задачи:

  1. Научиться различать лобовое и боковое освещение  и понять как меняется взаимоотношение собственной и падающей тени /т.е.  где будут эти тени расположены/.
  2. Определить как применяется цвет предмета на свету и в тени.
  3. Передать объем предмета, так как мы видим его при конкретном освещении.
  4. Технически правильно исполнить этюд /т.е.соблюдать последовательность при работе акварелью/.

Вопросы  есть?/ ответы на вопросы/.

- Выполнение упражнений./2 дня/.

- Обсуждение работ.