Конспект урока по живописи 1 класс (10-13 лет) на тему: «Этюд осенних листьев».
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Корчагина Елена Владимировна

Конспект урока по живописи в 1 классе художественного отделения ДШИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.etyud_osennih_listev.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

Детская Школа Искусств

Конспект урока по живописи

1 класс (10-13 лет) на тему:

«Этюд осенних листьев».

        Выполнила преподаватель

        ДШИ г.Карталы

        Корчагина Е.В.

г. Карталы

        2005 год

Тема урока: « Этюд осенних листьев».

 

Цели : 1. Ознакомить с конструктивным строением листьев, локальным цветом и

        нахождением нужных оттенков путем смешения красок,  применять тех-

        ники акварели на практике.

2.  Развить чувство пропорций, композиции, цвета, навыки работы акварельными

        красками.

3. Воспитывать внимание, наблюдательность к натуре, способность увидеть разно-

        образие цвета в обычных осенних листьях.

Оборудование:

1.Зрительный ряд: Осенние листья, таблицы с этапами выполнения этюда,

        «Кисточка».

      2.Оборудование: лист А4, карандаш ТМ, акварель, вода, кисть беличья №5,6,

        салфетка, палитра.

      3. Задание: Выполнить этюд 1-го осеннего листа.

План урока:

  1. Эмоциональный настрой класса ………………………..1 мин.
  2. Анализ темы………………………………………………5 мин.
  3. Анализ задания……………………………………………5 мин.
  4. Самостоятельная работа………………………………….25 мин.
  5. Анализ детских работ…………………………………….9 мин.

Ход урока:

Начинаем урок с приветствия учащихся. Обращаем внимание на музу живописи «Кисточку». Которая сопровождает нас в путешествии по стране «Живопись». После приветствия начинаем вспоминать материал прошлого урока.

Вопрос учителя: «Ребята, Кисточка хочет, чтобы вы напомнили ей. Что это                                                                              

        за страна «Живопись», кто и что в ней главное?

Ответ ученика: «Живопись- это основной вид изобразительного искусства,

        выразительным средством которого является цвет.»

Вопрос учителя: «Кисточка познакомила вас с акварельными красками и их

        Свойствами. Напомните, пожалуйста, их свойства?»

Ответ ученика: «Акварельные краски от слова «аква»- вода, т.е. водяные

        краски, они очень любят воду. Они могут быть как насы-

        щенными, так и прозрачными. Белый цвет в акварельных

        красках является вода и белая бумага.»

Вопрос учителя: «А теперь давайте вспомним какому приему акварельной

        живописи научила вас Кисточка?».

Ответ ученика: « Приемы акварельной живописи – это мазок и заливка.

        Мазок – след от плоской кисти. Заливка – равномерное

        распределение цвета на бумаге сверху вниз.»

Вопрос учителя: « Посмотрите на эти работы и назовите в какой технике                      а                                акварельной живописи выполнены эти работы.»

Ответ ученика: « Алля-прима – выполняется за один прием , цвет берется

        насыщенно, в полную силу. Лессировка – послойная

        живопись, где прозрачный слой перекрывает предыду-

        щий. Важное условие – просыхание предыдущего слоя.

        Пуантиль- от фр. Точка, живопись раздельными мазками.

        По сырому – живопись по сырой бумаге.»

После опроса пройденного материала, начинается объяснение нового задания.

Учитель: «За окном уже не очень веселый пейзаж. Краски осени увяли, на пороге зима. Кисточка решила немного раскрасить наш урок и воспользовалась осенней палитрой- листьями. Обратите внимание на его живописное богатство, цветовые нюансы. Сегодня Кисточка предлагает выполнить этюд осеннего листа. Этюд – от фр. Упражнение. Выполняя этюд, мы будем упражняться в использовании техники акварельной живописи : алля-прима, лессировка и смешении цвета.

   Прежде чем приступить к рисованию, мы должны познакомиться с общими особенностями строения листьев.

 Прежде всего нужно выяснить, на какую геометрическую форму похож тот лист, который мы собрались рисовать. Например лист ивы похож на  вытянутый овал, лист канадского клёна напо-  

   минает пятиугольник или пятиконечную звезду, лист осины – почти круг и т.д. У каждого листика есть центральная прожилка, которая является осью симметрии. Можно сравнить с деревьями: говорят, что лист – это дерево в миниатюре. Поэтому, центральная жилка – это ствол, а расходящиеся от неё прожилки – ветки дерева. Прожилки на листьях очень похожи в своем расположении на линейный рисунок веток дерева. Когда мы рисуем прожилки на листике, обязательно обратим внимание на последовательность их расположения.

     Итак, приступаем к заполнению или компоновке листа бумаги размером примерно 30/40 см. Это первое задание по компоновке, поэтому полезно показать детям на формате, как лучше всего закомпоновать 3-4 листика, подвигав их  на листе. Пусть они сами выберут и решат как лучше. Тем самым, начав развивать свое композиционное видение. Выбрав расположение, нанесем очертания трех геометрических фигур, напоминающие форму выбранных листьев. Их размер не должен превышать натуральную величину, выходить за пределы листа или быть очень маленьким. Далее намечаем направление центральной жилки карандашом ТМ( графит карандаша нужно сильно удлинить и как следует зачинить). Рисунок не должен просвечивать сквозь слой бумаги, быть черным, иметь выемки от сильного нажима на карандаш. Исправления резинкой должны быть минимальными. Затем намечаем направления прожилок, завершая построение внешним силуэтом-контуром листа.

   После конструктивного построения можно приступить к этюду листьев.

На палитре найдем нужный основной цвет листа. Это локальный цвет. Характер листьев подскажет и метод технического исполнения. Обратите внимание на особенности листика, как и под каким углом идут у него прожилки центральные и боковые. Начинаем работу со светлых тонов, в которые добавляются более темные. Если прожилки листа темнее основного фона, то они прорисовываются в последнюю очередь осторожно тонкой кистью. Бывают и такие листья, у которых прожилки светлые, в этом случае сначала прописываются светлые места легким прозрачным цветом, а потом более темный фон. Прожилки промойте кончиком упругой кисти. Постарайтесь не просто залить цветом, а подчеркнуть движением мазка промежутки между прожилками, точнее, найти угол прикрепления тонких прожилок к основной. Если в листике есть переход из цвета в цвет, например из зеленого в желтый, то, не дожидаясь, пока высохнет зеленый, рядом вписывайте желтый, чтобы они слились мягко, по-сырому Чтобы края не получились резкими, можно выбрать лишний тон кистью или смягчить край влажной кистью. Этюд листьев позволит ознакомиться с различными техническими приемами: растяжкой цвета от светлого до темного и, наоборот, мягкий переход от одного цвета к другому, приемы работы по сырому и по сухому, перекрытие одного слоя другим – лессировкой.

   Хочется обратить особое внимание на типичные ошибки учащихся, допускаемые первоклассниками в этом задании. Следует следить, чтобы на кисти не было много воды, т.к. лишняя влага образует потеки, ненужные пятна, работа будет испорчена. В то же время кисть не должна быть сухой. Стараться накладывать мазки не кончиком, а плоскостью – боком кисти по «движению» листика. Не следует мазать по одному месту несколько раз – получиться грязь.

   По окончанию задания качество этюдов может быть неудовлетворительным, поэтому желательно повторить его ещё раз в домашней работе пока не получится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 6 классе по теме "Клеточное строение листа"

Конспект урока составлен по программе В.В.Пасечника и на основании учебника В.В.Пасечника "Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники". Содержит контроль материала, изученного ранее и подробный конспект изу...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

Презентация урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику "Spotlight"; Конспект урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику Spotlight

Программа семинара учителей английского языка на тему: «Активные формы и методы обучения в условиях реализации ФГОС"Презентация на тему "Активные методы обчения на уроках английского я...

Конспект урока в 7я классе по теме " Внешнее строение листа"

Тип урока: Урок-практикум, объяснение нового материала.Применяемые  технологии  обучения: развивающие и информационно-коммуникационныетехнологииЦель урока: познакомить учащихся с разно...