Многообразие музыкальных жанров XX в. сквозь призму лирики С.А.Есенина.
учебно-методический материал по мхк (11 класс) на тему
Интегрированный урок МХК и литературы, на котором рассматриваются музыкальные жанры 20 века сквозь призму творчества Сергея Есенина. Задания к уроку размещены на листах исследователя. В процессе работы учащиеся заполняет таблицу, в которой отмечаются жанры, их стилистические признаки и разновидности.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: Многообразие музыкальных жанров XX в.
сквозь призму лирики С.А.Есенина.
Цель урока: познакомиться с музыкальными жанрами и рассмотреть их на примере творчества С.Есенина.
Задачи:
1. Образовательные:
Систематизировать представление учащихся о многообразии массовых музыкальных жанров, стилей и направлений- Углубить понятие о музыкальности стиха С.Есенина.
- Продолжить процесс усвоения опорных знаний, основных понятий и терминов, элементарных представлений о разновидностях массовой музыкальной культуры.
- Расширение художественно-эстетического опыта, овладение элементарными художественными навыками и умениями в практической деятельности определять и анализировать жанры.
- Формировать навыки и умения интерпретировать поэтический текст.
2. Развивающие:
Способствовать развитию системного мышления обучающихся;
Способствовать развитию их речевой деятельности;
Развивать творческие способности учащихся, их самостоятельность при работе со справочной и критической литературой; навыки групповой самоорганизации;- Формировать универсальные качества творческой личности.
- Формировать способности воспринимать, интерпретировать и оценивать образцы массовой музыкальной культуры, выражать личностное отношение к ним, аргументируя свои мысли и суждения.
3. Воспитательные:
- Формирование у учащихся эстетического отношения к действительности и эмоционально-оценочного отношения к искусству.
- Воспитание художественных оценок, вкусов, нравственно-эстетических идеалов, потребностей в художественно-творческой самореализации и духовно-эстетическом самоусовершенствовании в соответствии с возрастными возможностями.
Тип учебного занятия: интегрированный – МХК и литература
Вид урока: урок усвоения новых знаний.
^ Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы работы:
- Словесные:
ведущий метод обучения при использовании коммуникативной технологии – общение, обучение в диалоге и полилоге;
регламентированная дискуссия.
2. Практические методы:
многоаспектная работа со словом, предполагающая обращение к словарю;- Метод сравнения и сопоставления.
- творческая работа с текстом;
3Наглядный метод иллюстрации
4. Постановка, исследование и решение проблемы
Средства обучения: мультимедийный проектор, мультимедийные презентации, поэтические тексты С.Есенина,толковый словарь. С. И Ожегова.
Эпиграф урока:
... искусства ежеминутно переходят одно в другое,
один род искусства находит свое продолжение и завершение в другом.
Ромен Роллан.
Ход урока
I. Мотивационный этап.
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. У всех хорошее настроение, давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок.
II. Актуализация знаний (слайд №1)
- Обратите внимание на логическую цепочку, записанную на доске. Установите взаимосвязь между этими понятиями и сделайте вывод.
Певец – песня – музыка – лирика – стихи – поэзия – поэт.
Вывод: Музыка живет в поэзии, и поэт связан с музыкой.
- Почему я подчеркнула два слова: певец и поэт? Установите смысловую связь между ними (смысловая направленность – поэт и певец в художественной речи являются синонимами, бард = певец +поэт).
- Исходя из этих рассуждений и домашнего задания, которое вы готовили, выскажите предположение, о чем пойдет речь на уроке (о музыкальных жанрах и поэзии).
- Ребята, у нас сегодня интегрированный урок: мы совместим МХК и литературу – а значит, о каком поэте поведем разговор? (С.А.Есенине)
- Попробуйте сформулировать тему урока (корректировка темы, запись в тетрадь). (слайд №1)
- Эпиграфом к уроку является высказывание Ромена Роллана (запись цитаты ). (слайд №2)
III. Целеполагание
1. – Посмотрите на тему, вдумайтесь в слова писателя, попробуйте сформулировать цель урока. (мобилизующее начало).
Примерные ответы детей: связать музыку и поэзию; познакомиться с музыкальными жанрами и связать их с поэзией Есенина. (слайд№3)
– Какие шаги мы предпримем на уроке, чтобы достичь цели?
( необходимо познакомиться с музыкальными жанрами;
убедиться, что они разнообразны;
установить их направленность, разновидности;
убедиться в том, что поэзия Есенина песенная, что можно ее петь).(слайд №4)
Учитель: Хорошо, такой план принимается. Сегодня на уроке мы постараемся окунуться в мир песен, написанных на стихи Сергея Есенина, разобраться в многообразии массовых музыкальных жанров и понять, почему интерес к его поэзии не ослабевает и в наши дни.
Учитель:
Поэтому не случайно, что стихи Есенина привлекают внимание композиторов. Более 200 произведений написано на стихи поэта.
IV. Стадия осмысления.
Учитель: Внимание на экран! Композитору, методисту Дмитрию Кабалевскому принадлежат следующие строки о поэте: “Есенин жив в поэзии, а поэзия в музыке”. Вы согласны с автором этих слов?
(слайд №5)
Но есть скептики, которые считают, что не следует связывать поэзию и музыку, так как не все стихи можно спеть, а значит – музыка сама по себе, а поэзия сама по себе. Что вы на это скажете?
Так как мы с вами согласны с мнением Дмитрия Кабалевского, давайте приведем доказательства в защиту данного высказывания.
Для этого мы используем группы доказательств, полученных на уроках литературы и МХК.
1 группа доказательств: биографическая.
1)О связи музыки с поэзией, живописью, архитектурой писал Сергей Есенин в своих литературных очерках. Вся его поэтическая работа переплетена с музыкальными впечатлениями. Он обладал «необычайным чувством ритма, но нередко, прежде чем положить свои лирические стихи на бумагу, проигрывал их…видимо, для самопроверки, на рояле, испытывая их на звук и на слух, а, в конечном счёте, на простоту, кристальную ясность и доходчивость до сердца человеческого, до души народной». ( «Литературная Россия», 1970г., 2 октября)
2)Известен факт посещения Есениным старейшего грузинского народного поэта и певца Иетима Гурджи. Обучая трёх юных учеников, старик пел слабым, чуть дребезжащим голосом, подыгрывая на чонгури. Пел он с такой сердечностью и выразительностью, что не поддаться очарованию этого исполнения было невозможно.
Узнав, что гость его известный российский поэт, седовласый хозяин сказал: «Встреча двух поэтов – это встреча стали с кремнем. Она рождает свет и тепло… А не пожелает ли почтенный гость прочитать свои стихи?»
Есенин встал. Он помолчал и вдруг запел. Да, свои стихи. Он не читал, а пел. Не потому ли, что не решался чтением нарушить обаяние только что прозвучавших песен?..
Поэтическому дару Есенина дано было слышать музыку природы.
Вывод: От родителей достались Есенину и музыкальная одарённость, и любовь к народной песне. Поэтому хорошая музыка не оставляла поэта равнодушным, она возбуждала его поэтический дар, вдохновляла его.
Какие еще доказательства можно привести?
2 группа доказательств: творчество.
Предлагаю послушать художественное чтение стихотворения «Гой ты, Русь моя родная» актером С.Безруковым.
(Звучит запись стихотворения «Гой ты, Русь моя родная», текст стихотворения на листах на столе учащихся)
- Сделайте вывод о влиянии стихосложения на интонацию стихотворения.( поэт использует силлабо-тоническое стихосложение – хорей: этот размер, а также активное употребление глаголов (побегу, прозвенит, гудит) подчеркивают праздничное настроение стихотворения).
- - Понаблюдаем, какими звуками наполнено художественное пространство стихотворения. Назовите прием, к которому прибегает автор? ( Звукопись, аллитерацию на свистящие согласные использует поэт: возникает ощущение слепящей, разъедающей глаза синевы.)
- В какой тональности звучат строки? (Девичий смех, пляска на лугу. Звуки мажорные. И хотя в стихотворении нет людей, но они незримо присутствуют в звуках народного гулянья. Поэт не один, он ощущает себя частью своего народа).
- Какое отношение имеет интонация к музыкальности?
Учитель: Подведем итог о музыкальности стихов Есенина.
Вывод: Исследуя творчество Есенина, делаем вывод, что звуковые образы, силлабо-тоническое стихосложение наполняют лирику поэта музыкой. Поэтому не случайно, что стихи Есенина привлекают внимание композиторов.
Более 200 произведений написано на стихи поэта.
Учитель: Как вы считаете, это стихотворение по содержанию, по настроению архаично или современно?
Есть ли подтверждение, что тексты Есенина используются в современном культурном пространстве?
Но многие считают, что стихи Есенина используются только в романсах. Так ли это?
Докажем наше предположение.
3 доказательство будет высказано в виде выводов,
сделанных вами дома при решении аналитической задачи:
вы занимались поиском и систематизацией информации о музыкальных жанрах. Представьте, пожалуйста, свою работу.
Заполнение таблицы (лист исследователя):
Жанр | Стилистические признаки | Разновидности |
Романс | 1.Содержание не выходит за пределы лирики. 2.Текст посвящён некоему переживанию, обычно любовному. 3.Мелодия теснее, чем в песне, связана со стихом, отражает не только общий его характер и поэтическую структуру, но и отдельные образы, ритмической и интонационной частности. 4.Представляет собой трёхгранную структуру, в которой одинаково значимы слово, музыка и речь |
|
Вывод: классические музыкальные жанры претерпевают изменения с течением времени. | ||
Песня | Распространены четырёхстопный хорей и трёхдольные размеры. Мелодия песни является обобщённым, итоговым выражением образного содержания текста в целом. Не связана с отдельными поэтическими образами или речевыми интонациями текста. | Эпические. Исторические. Революционные. Рекрутские. Обрядовые. Трудовые. Лирические. Хороводные. Игровые. Плясовые. Сатирические |
Песни на стихи Есенина исполняли Муслим Магомаев, Евгений Мартынов, Валерий Ободзинский, Владимир Высоцкий, Александр Малинин и многие другие певцы. Строки Есенина обретали своё звучание и в женском исполнении Людмилы Зыкиной, Галины Ненашевой, Ирины Понаровской, Надежды Бабкиной и этот список можно продолжать еще многими именами. Стихотворение «Забава» Александр Малинин превратил во всесоюзный хит. Давайте послушаем отрывок из этой песни. | ||
Рэп | Уличный жанр, в котором затрагиваются все жизненные ситуации, которые только возможны в жизни каждого человека. Главная особенность – это отсутствие вокального пения, текст читается как стихи, нередко текст сочиняется на ходу, то есть экспромтом. | Ганста-рэп (тесты посвящены криминальной жизни в афроамериканских гетто), джаз-рэп (речитатив исполняется на джазовый инструментал), хардкор-рэп (более жесткий и грубый мотив в тексте), кантри-рэп (сочетание кантри-музыки и рэпа). |
Вот как интерпретирует стихотворение «Письмо к женщине» в жанре рэп Миша Маваши | ||
Пэган-метал | Характерны агрессивные ритмы и сильно искажённый гитарный звук, достигаемый за счет использования особого гитарного эффекта под названием дисторшн (от англ. Distortion — «искривление», «искажение»). | Хэви-метал Прогрессив-метал, Трэш-метал Грув-метал Пауэр-метал Дэт-метал и др. |
Интересно, как вы воспримите исполнение группой «Невидь» стихотворения «Я обманывать себя не стану» | ||
– Ребята, это, конечно не все музыкальные жанры 20 века, мы продолжим разговор о них на следующем уроке. Но вот скажите мне вы, современная молодежь, вы поете что-нибудь из произведений, написанных на стихи Есенина? | ||
Инди-фолк | Элементы рок музыки, независимый стиль и музыкальный фольклор объединяются в данный стиль. | |
«Заметался пожар голубой» (ансамбль девочек) |
(Есенин хорошо известен за рубежом: песни на его стихи исполняют в Италии, Польше, Болгарии).
Учитель: Чем же привлекает поэзия Есенина таких разных музыкантов?
Подведем итог: Один из признаков текстов Есенина – раскрываться с разных сторон. Вся его поэзия как будто льется из самого сердца, она волнует душу, потому что в ней есть раскол и созидание, традиционная русская напевность. Поэтому его стихи близки и понятны композиторам, работающим в разных жанрах.
Учитель: И самое главное, какой вывод мы сделаем о музыкальных жанрах 20 века?
Вывод: 20 век характеризуется многообразием жанров, как зародившихся в период постмодернизма, так и классических, перешедших их 18-19 веков. Используя материал даже одного и того же автора, искусство способно рождать огромное разнообразие жанров.
Учитель: Можно ли считать, что эпиграф отражает тему нашего урока?
(слова Ромена Роллана, конечно, охватывает более широкий круг искусств, но говоря о музыке и поэзии, мы убедились, что эти два вида искусства, действительно, находят свое продолжение и завершение одно в другом).
VI. Рефлексия
Учитель:
Слияние музыки и поэзии может вызвать в душе слушателя разнообразные чувства. Я хочу зачитать сейчас отрывок из очерка Виктора Астафьева «Есенина Поют», где автор рассказывает о том, что он ощущал, когда слушал песни на стихи Есенина: «… от пальцев ног, от корешков волос, от каждой клеточки тела поднимается к сердцу капелька крови, колет его, наполняет слезами и громким восторгом, хочется куда-то побежать, обнять кого-нибудь живого, покаяться перед всем миром или забиться в угол и выреветь всю горечь, какая есть в сердце, и ту. Что пребудет еще в нем».
Поделитесь, пожалуйста, вашими ощущениями и впечатлениями от прослушивания песен на стихи Есенина. Какие музыкальные жанры влияют на вас особенно благотворно?
Д/З: Оформите ваши размышления в виде эссе, тему сформулируйте самостоятельно.
Лист исследователя
Фамилия, имя обучающегося_______________________________________
Аналитическая задача: поиск и систематизация информации по теме______ «Массовые музыкальные жанры XXвека»______________________________
Итоговый результат самостоятельной работы________________________
Жанр | Стилистические признаки | Разновидности |
Лист исследователя
Тема ____________________________________________________________
__________________________________________________________________
Цель _____________________________________________________________
Задачи___________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Шаг I_____________________________________________________________
Вывод: ___________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
ШагII_____________________________________________________________
Вывод: ___________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
ШагIII____________________________________________________________
Вывод: ___________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Вывод: ___________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Вывод: ___________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
... искусства ежеминутно переходят одно в другое, один род искусства находит свое продолжение и завершение в другом. Ромен Роллан
Цель урока: познакомиться с музыкальными жанрами и рассмотреть их на примере творчества С.А. Есенина
Задачи: познакомиться с музыкальными жанрами; убедиться в их разнообразии; установить их направленность, разновидности; убедиться в том, что поэзия Есенина песенная
Есенин жив в поэзии, а поэзия в музыке. Д.Кабалевский
Жанр Стилистические признаки Разновидности Романс 1.Содержание не выходит за пределы лирики. 2.Текст посвящён некоему переживанию, обычно любовному. 3.Мелодия теснее, чем в песне, связана со стихом, отражает не только общий его характер и поэтическую структуру, но и отдельные образы, ритмической и интонационной частности. 4.Представляет собой трёхгранную структуру, в которой одинаково значимы слово, музыка и речь Классический романс — Городской романс (бытовой) — авторский по способу создания, но фольклорный по способу бытования, прототип русского шансона . Цыганский романс Жестокий романс Казачий романс
Песня Распространены четырёхстопный хорей и трёхдольные размеры. Мелодия песни является обобщённым, итоговым выражением образного содержания текста в целом. Не связана с отдельными поэтическими образами или речевыми интонациями текста. Эпические. Исторические. Революционные Рекрутские. Обрядовые. Трудовые. Лирические. Хороводные. Игровые. Плясовые. Сатирические
Рэп Уличный жанр, в котором затрагиваются все жизненные ситуации, которые только возможны в жизни каждого человека. Главная особенность – это отсутствие вокального пения, текст читается как стихи, нередко текст сочиняется на ходу, то есть экспромтом. Ганста-рэп джаз -рэп хардкор-рэп кантри -рэп
Пэган-метал Характерны агрессивные ритмы и сильно искажённый гитарный звук, достигаемый за счет использования особого гитарного эффекта под названием дисторшн (от англ. Distortion — «искривление», «искажение»). Хэви-метал Прогрессив-метал , Трэш-метал Грув-метал Пауэр-метал Дэт-метал и др.
Инди-фолк Элементы рок музыки, независимый стиль и музыкальный фольклор объединяются в данный стиль.
... искусства ежеминутно переходят одно в другое, один род искусства находит свое продолжение и завершение в другом. Ромен Роллан
«… от пальцев ног, от корешков волос, от каждой клеточки тела поднимается к сердцу капелька крови, колет его, наполняет слезами и громким восторгом, хочется куда-то побежать , обнять кого-нубудь живого, покаяться перед всем миром или забиться в угол и выреветь всю горечь, какая есть в сердце, и ту, что пребудет еще в нем». В.П.Астафьев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы "Внеурочная воспитательная деятельность сквозь призму ФГОСов"
Один из педагогических советов в школе традиционно посвящен воспитательной работе школы. На этом педсовете анализируется и обобщается работа по внеурочной и внеклассной воспитательной работе шко...
Экспрессионизм: сквозь призму страха и пессимизма.
Презентация к уроку МХК. Относится к разделу Изобразительное искусство....
Образовательная программа дополнительного образования детей "Русский язык сквозь призму литературного наследия" (социально-педагогическая направленность)
В содержании программы "Русский язык сквозь призму литературного наследия" осуществлен принцип комплексного подхода к изучению русского языка и литературы как предметов русской словесности.Данная прог...
Уроки биологии сквозь призму здоровьесбережения
Реформа общеобразовательной школы актуализировала важные задачи формирования гармонично развитого человека, заботящегося о здоровье как своем собственном, так и окружающих. Современные дети, под...
"Квадратные уравнения: сквозь призму веков..."
Научная работа, в которой прослеживается история возникновения и решения квадратных уравнений....
Новый взгляд на урок литературы в 10 классе. Попытка осмысления прозы С.Довлатова сквозь призму жанра анекдота.
В статье раскрывается собственный взгляд на творчество С. Довлатова.У Сергея Довлатова была трудная и счастливая судьба. Трудная, потому что так и не смог, живя на родине, выйти к читателю со своими п...
Образ Печорина сквозь призму героев. Повесть «Бэла».
Урок литературы в 9 классе по главе "Бэла" романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"...