Многообразие музыкальных жанров XX в. сквозь призму лирики С.А.Есенина.
учебно-методический материал по мхк (11 класс) на тему

Птицина Елена Михайловна

Интегрированный урок МХК и литературы, на котором рассматриваются музыкальные жанры 20 века сквозь призму творчества Сергея Есенина. Задания к уроку размещены на листах исследователя. В процессе работы учащиеся заполняет таблицу, в которой отмечаются   жанры, их стилистические признаки и разновидности. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Многообразие музыкальных жанров XX в.

сквозь призму лирики С.А.Есенина.

Цель урока: познакомиться с музыкальными жанрами и рассмотреть их на примере творчества С.Есенина.

Задачи:
1. Образовательные:


  • Систематизировать представление учащихся о многообразии массовых музыкальных жанров,
    стилей и направлений
  • Углубить понятие о музыкальности стиха С.Есенина.

  • Продолжить процесс усвоения опорных знаний, основных понятий и терминов, элементарных представлений о разновидностях массовой музыкальной культуры.

  • Расширение художественно-эстетического опыта, овладение элементарными художественными навыками и умениями в практической деятельности определять и анализировать жанры.

  • Формировать навыки и умения интерпретировать поэтический текст.

2. Развивающие:


  • Способствовать развитию системного мышления обучающихся;

  • Способствовать развитию их речевой деятельности; 

  • Развивать творческие способности учащихся, их самостоятельность при работе со справочной и критической литературой; навыки групповой самоорганизации; 
  • Формировать универсальные качества творческой личности.
  • Формировать способности воспринимать, интерпретировать и оценивать образцы массовой музыкальной культуры, выражать личностное отношение к ним, аргументируя свои мысли и суждения.

3. Воспитательные: 

  • Формирование у учащихся эстетического отношения к действительности и эмоционально-оценочного отношения к искусству.
  • Воспитание художественных оценок, вкусов, нравственно-эстетических идеалов, потребностей в художественно-творческой самореализации и духовно-эстетическом самоусовершенствовании в соответствии с возрастными возможностями.

    Тип учебного занятия: интегрированный – МХК и литература
    Вид урока: урок усвоения новых знаний.

^ Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы работы:

  1. Словесные: 

  • ведущий метод обучения при использовании коммуникативной технологии – общение, обучение в диалоге и полилоге;

  • регламентированная дискуссия.

2. Практические методы:


  • многоаспектная работа со словом, предполагающая обращение к словарю;
  • Метод сравнения и сопоставления.
  • творческая работа с текстом; 

3Наглядный метод иллюстрации
4. Постановка, исследование и решение проблемы
Средства обучения: мультимедийный проектор, мультимедийные презентации, поэтические тексты С.Есенина,толковый словарь. С. И Ожегова.
 Эпиграф урока: 

... искусства ежеминутно переходят одно в другое,
один род искусства находит свое продолжение и завершение в другом.

Ромен Роллан.


Ход урока
I. Мотивационный этап.
1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. У всех хорошее настроение, давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок.

II. Актуализация знаний    (слайд №1)

  1. Обратите внимание на логическую цепочку, записанную на доске. Установите взаимосвязь между этими понятиями и сделайте вывод.

Певец – песня – музыка – лирика –  стихи – поэзия – поэт.

Вывод: Музыка живет в поэзии, и поэт связан с музыкой.

  1. Почему я подчеркнула два слова: певец и поэт? Установите смысловую связь между ними   (смысловая направленность – поэт и певец в художественной речи являются синонимами, бард = певец +поэт).
  2. Исходя из этих рассуждений и домашнего задания, которое вы готовили,  выскажите предположение, о чем пойдет речь на уроке (о музыкальных жанрах и поэзии).
  3. Ребята, у нас сегодня интегрированный  урок: мы совместим МХК и литературу – а значит,  о  каком поэте поведем разговор? (С.А.Есенине)
  4. Попробуйте сформулировать тему урока (корректировка темы, запись в тетрадь). (слайд №1)
  5. Эпиграфом к уроку является высказывание Ромена Роллана (запись цитаты ). (слайд №2)

III. Целеполагание
     

1. – Посмотрите на тему, вдумайтесь в слова писателя, попробуйте сформулировать цель урока. (мобилизующее начало).

Примерные ответы детей: связать музыку и поэзию; познакомиться с музыкальными жанрами и связать их с поэзией Есенина. (слайд№3)

  – Какие шаги мы предпримем на уроке, чтобы достичь цели?

( необходимо познакомиться с музыкальными жанрами;

убедиться, что они разнообразны;

установить их направленность, разновидности;

убедиться в том, что поэзия Есенина песенная, что можно ее петь).(слайд №4)

Учитель: Хорошо, такой план принимается. Сегодня на уроке мы постараемся окунуться в мир песен, написанных на стихи Сергея Есенина, разобраться в многообразии массовых музыкальных жанров и понять, почему интерес к его поэзии не ослабевает и в наши дни.

Учитель:

Поэтому не случайно, что стихи Есенина привлекают внимание композиторов. Более 200 произведений написано на стихи поэта.

IV. Стадия осмысления.    

Учитель: Внимание на экран! Композитору, методисту  Дмитрию Кабалевскому принадлежат следующие строки о поэте: “Есенин жив в поэзии, а поэзия в музыке”. Вы согласны с автором этих слов?

(слайд №5)

Но есть скептики, которые считают, что не следует связывать поэзию и музыку, так как не все стихи можно спеть, а значит – музыка сама по себе, а поэзия сама по себе. Что вы на это скажете?

Так как мы с вами согласны с мнением Дмитрия Кабалевского, давайте приведем доказательства в защиту данного высказывания.

Для этого мы используем группы доказательств, полученных на уроках литературы и МХК.

  1 группа доказательств: биографическая.

      1)О связи музыки с поэзией, живописью, архитектурой писал Сергей Есенин в своих литературных очерках. Вся его поэтическая работа переплетена с музыкальными впечатлениями. Он обладал «необычайным чувством ритма, но нередко, прежде чем положить свои лирические стихи на бумагу, проигрывал их…видимо, для самопроверки, на рояле, испытывая их на звук и на слух, а, в конечном счёте, на простоту, кристальную ясность и доходчивость до сердца человеческого, до души народной». ( «Литературная Россия», 1970г., 2 октября)

2)Известен факт посещения Есениным старейшего грузинского народного поэта и певца Иетима Гурджи. Обучая трёх юных учеников, старик пел слабым, чуть дребезжащим голосом, подыгрывая на чонгури. Пел он с такой сердечностью и выразительностью, что не поддаться очарованию этого исполнения было невозможно.

Узнав, что гость его известный российский поэт, седовласый хозяин сказал: «Встреча двух поэтов – это встреча стали с кремнем. Она рождает свет и тепло… А не пожелает ли почтенный гость прочитать свои стихи?»

Есенин встал. Он помолчал и вдруг запел. Да, свои стихи. Он не читал, а пел. Не потому ли, что не решался чтением нарушить обаяние только что прозвучавших песен?..

Поэтическому дару Есенина дано было слышать музыку природы.

Вывод:  От родителей достались Есенину и музыкальная одарённость, и любовь к народной песне. Поэтому хорошая музыка не оставляла поэта равнодушным, она возбуждала его поэтический дар, вдохновляла его. 

Какие еще доказательства можно привести?

2 группа доказательств: творчество.

Предлагаю послушать художественное чтение стихотворения «Гой ты, Русь моя родная» актером С.Безруковым.

(Звучит запись стихотворения «Гой ты, Русь моя родная», текст стихотворения на листах на столе учащихся)

  • Сделайте вывод о влиянии стихосложения на интонацию стихотворения.( поэт использует силлабо-тоническое стихосложение – хорей: этот размер, а также активное употребление глаголов (побегу, прозвенит, гудит) подчеркивают праздничное настроение стихотворения).
  • - Понаблюдаем, какими звуками наполнено художественное пространство стихотворения.  Назовите прием, к которому прибегает автор? ( Звукопись, аллитерацию на свистящие согласные использует поэт: возникает ощущение слепящей, разъедающей глаза синевы.)
  • В какой тональности звучат строки? (Девичий смех, пляска на лугу. Звуки мажорные. И хотя в стихотворении нет людей, но они незримо присутствуют в звуках народного гулянья. Поэт не один, он ощущает себя частью своего народа).
  • Какое отношение имеет интонация к музыкальности?

Учитель: Подведем итог о музыкальности стихов Есенина.

Вывод:  Исследуя творчество Есенина, делаем вывод, что звуковые образы, силлабо-тоническое стихосложение наполняют лирику поэта музыкой. Поэтому не случайно, что стихи Есенина привлекают внимание композиторов.

Более 200 произведений написано на стихи поэта.

Учитель: Как вы считаете, это стихотворение по содержанию, по настроению архаично или современно?

Есть ли подтверждение, что тексты Есенина используются в современном культурном пространстве?

Но многие считают, что стихи Есенина используются только в романсах. Так ли это?

Докажем  наше предположение. 

3 доказательство будет высказано в виде выводов,

сделанных вами дома при решении аналитической задачи:

вы занимались поиском и систематизацией информации о музыкальных жанрах. Представьте, пожалуйста, свою работу.

Заполнение таблицы (лист исследователя):

Жанр

Стилистические признаки

Разновидности

Романс

1.Содержание не выходит за пределы лирики.

2.Текст посвящён некоему переживанию, обычно любовному.

3.Мелодия теснее, чем в песне, связана со стихом, отражает не только общий его характер и поэтическую структуру, но и отдельные образы, ритмической и интонационной частности.

4.Представляет собой трёхгранную структуру, в которой одинаково значимы слово, музыка и речь

  1. Я предлагаю послушать романс нашего земляка композитора Г.Свиридова на стихи С.Есенина «Я последний поэт деревни»
  2. Сформировавшийся на волне веяний романтизма в первой половине XIX века, наибольший расцвет романс получил в 20 веке. Как вы считаете, а в 21 веке обращаются композиторы к жанру романса?
  3. Давайте послушаем романс на стихи С.Есенина «Мне грустно на тебя смотреть» в исполнении Зары.                    ( аудиозапись и видео)
  4. Скажите, пожалуйста, звучание романса 20 века и 21-го отличается чем-то? (фоновый характер аранжировки, танцевальный ритм, манерой исполнения).

Вывод:  классические музыкальные жанры претерпевают изменения с течением времени.  

Песня

Распространены четырёхстопный хорей и трёхдольные размеры.

Мелодия песни является обобщённым, итоговым выражением образного содержания текста в целом.

Не связана с отдельными поэтическими образами или речевыми интонациями текста.

  Эпические.

  Исторические.

  Революционные.

  Рекрутские.

  Обрядовые.

  Трудовые.

  Лирические.

  Хороводные.

  Игровые.

  Плясовые.

  Сатирические

    Песни на стихи Есенина исполняли Муслим Магомаев, Евгений Мартынов, Валерий Ободзинский, Владимир Высоцкий, Александр Малинин и многие другие певцы. Строки Есенина обретали своё звучание и в женском исполнении Людмилы Зыкиной, Галины Ненашевой, Ирины Понаровской, Надежды Бабкиной и этот список можно продолжать еще многими именами.
       

Стихотворение «Забава» Александр Малинин превратил во всесоюзный хит. Давайте послушаем отрывок из этой песни.

Рэп

Уличный жанр, в котором затрагиваются все жизненные ситуации, которые только 

возможны в жизни каждого человека.

Главная особенность – это отсутствие вокального пения, текст читается как стихи, нередко текст сочиняется на ходу, то есть экспромтом.

Ганста-рэп (тесты посвящены криминальной жизни в афроамериканских гетто), 

джаз-рэп (речитатив исполняется на джазовый инструментал), хардкор-рэп (более жесткий и грубый мотив в тексте),

кантри-рэп (сочетание кантри-музыки и рэпа).

Вот как интерпретирует стихотворение «Письмо к женщине»  

 в жанре рэп Миша Маваши

Пэган-метал

 Характерны агрессивные ритмы и сильно искажённый гитарный звук, достигаемый за счет использования особого гитарного эффекта под названием дисторшн (от англ. Distortion — «искривление», «искажение»).

Хэви-метал

Прогрессив-метал, Трэш-метал

Грув-метал

Пауэр-метал

Дэт-метал и др.

Интересно, как вы воспримите исполнение группой «Невидь» стихотворения «Я обманывать себя не стану»  

 – Ребята, это, конечно не все музыкальные жанры 20 века, мы продолжим разговор о них на следующем уроке. Но вот скажите мне вы, современная молодежь, вы поете что-нибудь из произведений, написанных на стихи Есенина?

Инди-фолк

Элементы рок музыки, независимый стиль и музыкальный фольклор объединяются в данный стиль.

«Заметался пожар голубой» (ансамбль девочек)

(Есенин хорошо известен за рубежом: песни на его стихи исполняют в Италии, Польше, Болгарии).

Учитель: Чем же привлекает поэзия Есенина таких разных музыкантов?

Подведем итог: Один из признаков текстов Есенина – раскрываться с разных сторон. Вся его поэзия как будто льется из самого сердца, она волнует душу, потому что в ней есть раскол и созидание, традиционная русская напевность.  Поэтому его стихи близки и понятны композиторам, работающим в разных жанрах.

Учитель: И самое главное, какой вывод мы сделаем о музыкальных жанрах 20 века?

Вывод: 20 век характеризуется многообразием жанров, как зародившихся в период постмодернизма, так и классических, перешедших их 18-19 веков. Используя материал даже одного и того же автора, искусство способно рождать огромное разнообразие жанров.

Учитель: Можно ли считать, что эпиграф отражает тему нашего урока?

(слова Ромена Роллана, конечно, охватывает более широкий круг искусств, но говоря о музыке и поэзии, мы убедились, что эти два вида искусства, действительно, находят свое продолжение и завершение одно в другом).

VI. Рефлексия 

Учитель: 
     Слияние музыки и поэзии может вызвать в душе слушателя разнообразные чувства.  Я хочу зачитать сейчас отрывок из очерка Виктора Астафьева «Есенина Поют», где автор рассказывает о том, что он ощущал, когда слушал песни на стихи Есенина: «… от пальцев ног, от корешков волос, от каждой клеточки тела поднимается к сердцу капелька крови, колет его, наполняет слезами и громким восторгом, хочется куда-то побежать, обнять кого-нибудь живого, покаяться перед всем миром или забиться в угол и выреветь всю горечь, какая есть в сердце, и ту. Что пребудет еще в нем».

Поделитесь, пожалуйста, вашими ощущениями и впечатлениями от прослушивания песен на стихи Есенина. Какие музыкальные жанры влияют на вас особенно благотворно?

 

Д/З: Оформите ваши размышления в виде эссе, тему сформулируйте самостоятельно.

Лист исследователя

Фамилия, имя обучающегося_______________________________________

Аналитическая задача: поиск и систематизация информации по теме______ «Массовые музыкальные жанры XXвека»______________________________

Итоговый результат самостоятельной работы________________________

Жанр

Стилистические признаки

Разновидности

Лист исследователя

Тема ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Цель _____________________________________________________________

Задачи___________________________________________________________ __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Шаг I_____________________________________________________________

Вывод: ___________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

ШагII_____________________________________________________________

Вывод: ___________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

ШагIII____________________________________________________________

Вывод: ___________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Вывод: ___________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Вывод: ___________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Многообразие музыкальных жанров XX в. сквозь призму лирики С.А.Есенина

Слайд 2

... искусства ежеминутно переходят одно в другое, один род искусства находит свое продолжение и завершение в другом. Ромен Роллан

Слайд 3

Цель урока: познакомиться с музыкальными жанрами и рассмотреть их на примере творчества С.А. Есенина

Слайд 4

Задачи: познакомиться с музыкальными жанрами; убедиться в их разнообразии; установить их направленность, разновидности; убедиться в том, что поэзия Есенина песенная

Слайд 5

Есенин жив в поэзии, а поэзия в музыке. Д.Кабалевский

Слайд 6

Жанр Стилистические признаки Разновидности Романс 1.Содержание не выходит за пределы лирики. 2.Текст посвящён некоему переживанию, обычно любовному. 3.Мелодия теснее, чем в песне, связана со стихом, отражает не только общий его характер и поэтическую структуру, но и отдельные образы, ритмической и интонационной частности. 4.Представляет собой трёхгранную структуру, в которой одинаково значимы слово, музыка и речь Классический романс — Городской романс (бытовой) — авторский по способу создания, но фольклорный по способу бытования, прототип русского шансона . Цыганский романс Жестокий романс Казачий романс

Слайд 7

Песня Распространены четырёхстопный хорей и трёхдольные размеры. Мелодия песни является обобщённым, итоговым выражением образного содержания текста в целом. Не связана с отдельными поэтическими образами или речевыми интонациями текста.  Эпические.  Исторические.  Революционные  Рекрутские.  Обрядовые.  Трудовые.  Лирические.  Хороводные.  Игровые.  Плясовые.  Сатирические

Слайд 8

Рэп Уличный жанр, в котором затрагиваются все жизненные ситуации, которые только возможны в жизни каждого человека. Главная особенность – это отсутствие вокального пения, текст читается как стихи, нередко текст сочиняется на ходу, то есть экспромтом. Ганста-рэп джаз -рэп хардкор-рэп кантри -рэп

Слайд 9

Пэган-метал Характерны агрессивные ритмы и сильно искажённый гитарный звук, достигаемый за счет использования особого гитарного эффекта под названием дисторшн (от англ. Distortion — «искривление», «искажение»). Хэви-метал Прогрессив-метал , Трэш-метал Грув-метал Пауэр-метал Дэт-метал и др.

Слайд 10

Инди-фолк Элементы рок музыки, независимый стиль и музыкальный фольклор объединяются в данный стиль.

Слайд 11

... искусства ежеминутно переходят одно в другое, один род искусства находит свое продолжение и завершение в другом. Ромен Роллан

Слайд 12

«… от пальцев ног, от корешков волос, от каждой клеточки тела поднимается к сердцу капелька крови, колет его, наполняет слезами и громким восторгом, хочется куда-то побежать , обнять кого-нубудь живого, покаяться перед всем миром или забиться в угол и выреветь всю горечь, какая есть в сердце, и ту, что пребудет еще в нем». В.П.Астафьев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете школы "Внеурочная воспитательная деятельность сквозь призму ФГОСов"

Один из педагогических советов в школе традиционно посвящен воспитательной работе школы.  На этом педсовете анализируется и обобщается работа по внеурочной и внеклассной воспитательной работе шко...

Экспрессионизм: сквозь призму страха и пессимизма.

Презентация к уроку МХК. Относится к разделу Изобразительное искусство....

Образовательная программа дополнительного образования детей "Русский язык сквозь призму литературного наследия" (социально-педагогическая направленность)

В содержании программы "Русский язык сквозь призму литературного наследия" осуществлен принцип комплексного подхода к изучению русского языка и литературы как предметов русской словесности.Данная прог...

Уроки биологии сквозь призму здоровьесбережения

Реформа общеобразовательной школы актуализировала важные задачи формирования гармонично развитого человека, заботящегося о здоровье как своем собственном, так и окружающих. Современные дети, под...

"Квадратные уравнения: сквозь призму веков..."

Научная работа, в которой прослеживается история возникновения и решения квадратных уравнений....

Новый взгляд на урок литературы в 10 классе. Попытка осмысления прозы С.Довлатова сквозь призму жанра анекдота.

В статье раскрывается собственный взгляд на творчество С. Довлатова.У Сергея Довлатова была трудная и счастливая судьба. Трудная, потому что так и не смог, живя на родине, выйти к читателю со своими п...

Образ Печорина сквозь призму героев. Повесть «Бэла».

Урок литературы в 9 классе по главе "Бэла" романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"...