Лирическая живопись XIX века.
методическая разработка по мхк (8, 9 класс) по теме

Азизов Мухаррям Иззятуллович

Урок по пейзажной живописи.

Данное занятие позволяет учащимся познакомиться с русской пейзажной живописью, повторить пройденное и получить  вдохновение на написание собственных пейзажей. Работая с репродукциями художников, ребята запоминают имена художников, их  картины, знакомятся с фактами биографии, изучают историю своей страны через познание живописи.

Цели:                                                                    

·        знакомство с русской  пейзажной живописью второй половины  XIX века;

·        закрепление раннее полученных  теоретических знаний;

·        развитие фантазии, мышления, зрительно-образной памяти;

·        формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_izo._azizov.docx46.14 КБ
Office presentation icon russkaya_zhivopis.ppt2.39 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей

Усть-Кутского муниципального образования Иркутской области

Муниципальный конкурс

«Лучшая методическая разработка».

Номинация «Внеклассное занятие».

«Русская пейзажная живопись второй половины XIX века»

                        Азизов Мухаррям  Иззятуллович,

педагог дополнительного образования,

руководитель  изостудии  «Палитра»

МОУ Лицея УКМО.

Усть-Кут

2017

Информационная справка.

Занятия проводятся в группах второго года обучения, это учащиеся 7-8 классов,  которые работают в студии, работают  гуашью, пишут пейзажи, натюрморты. Данное занятие позволяет учащимся познакомиться с русской пейзажной живописью, повторить пройденное и получить  вдохновение на написание собственных пейзажей. Работая с репродукциями художников, ребята запоминают имена художников, их  картины, знакомятся с фактами биографии, изучают историю своей страны через познание живописи.

Цели:        

  • знакомство с русской  пейзажной живописью второй половины  XIX века;
  • закрепление раннее полученных  теоретических знаний;
  • развитие фантазии, мышления, зрительно-образной памяти;
  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству. 

Занятие  по  изобразительному искусству.  Изостудия «Палитра»

Тема: «Русская пейзажная  живопись»

Цели:

  • знакомство с русской  пейзажной живописью второй половины  XIX века.
  • закрепление раннее полученных  теоретических знаний;
  • развитие фантазии, мышления, зрительно-образной памяти;
  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству. 

Задачи: 

  • Закрепить  понятия  «живопись», «пейзаж»,  создать условия для выделения понятия пейзажной живописи и ее особенностей.
  • Развивать речь учащихся, внимание, умение выделять главное, анализировать в  сравнении.
  • Работать над формированием самооценки, взаимооценки.

Оборудование:

Репродукции картин: И.Левитана, В.Серова, К.Коровина, А.Куинджи, В.Поленова, К.Сомова.

Словари, компьютер с проектором, презентация с изображением пейзажей.

Карточки со словами «живопись», «пейзаж»,  « жанр», приложение  с объяснением терминов, карточки для групповой работы с картинами.

Ход занятия

1.Определение темы и задач урока.

2.Работа с терминами.

3.Обзорная лекция о пейзажной  живописи.

4.Итоги урока, выводы.

5. Закрепление темы: синквейны, игры.

Учитель:

А. АХМАТОВА  

  ХУДОЖНИКУ

Мне все твоя мерещится работа, 
Твои благословенные труды: 
Лип, навсегда осенних, позолота 
И синь сегодня созданной воды.

Подумай, и тончайшая дремота 
Уже ведет меня в твои сады, 
Где, каждого пугаясь поворота, 
В беспамятстве ищу твои следы.

Войду ли я под свод преображенный, 
Твоей рукою в небо превращенный, 
Чтоб остудился мой постылый жар?..

Там стану я блаженною навеки 
И, раскаленные смежая веки, 
Там снова обрету я слезный дар.

Учитель. Замечательные стихи русской поэтессы Анны Ахматовой настраивают  на лирический лад и помогут окунуться нам в мир прекрасного..

Посмотрите ,пожалуйста,  на экран и скажите  тему нашего урока. СЛАЙД 1

·Итак, тема урока «Русская пейзажная   живопись». Слайд 2.

·Давайте попробуем определить по теме занятия, что мы сегодня должны узнать?

(что такое пейзаж, живопись, факты  жизни русских художниках, увидеть их картины, познакомиться с пейзажным жанром.)

Повторение и закрепление  теоретических знаний, полученных ранее.

1) Работа над термином «живопись», «пейзаж»

·Первое, что нам предстоит вспомнить, что же такое живопись, пейзаж?

- Задание учащемуся : Найдите  по словарю термин « живопись», «пейзаж». А пока ваш товарищ  выполняет задание , вы в парах поразмышляйте и запишите на листках свои размышления, что же такое живопись, пейзаж.  

- Давайте послушаем к каким размышлениям мы все  пришли, а вы внимательно друг друга слушайте и определите,  кто точнее дал определение понятию «живопись»,«пейзаж».

- Заслушиваются ответы учащихся.

- Учащийся, который работал за компьютером, зачитывает ответы по словарю, выбираем все вместе  самый удачные ответы.

Живопись – это искусство изображать предметы и явления реального мира с помощью красок.

 Пейзаж - жанр  произведений в области живописи, темой которых являются виды природы, какой-либо местности; пейзажная живопись.

Учитель. Прежде чем мы с вами начнем знакомиться с художниками пейзажистами и их произведениями, познакомимся кратко  с историей возникновения русского пейзажа.

В русском искусстве пейзаж как жанр живописи возникает в конце XVIII века. Его основоположником принято считать Семёна Щедрина (1745—1804), пейзажные произведения которого  построены на стилистических канонах классицизма (использование кулис в композиции, трёхплановое распределение цвета, заглаженная фактура письма).

Классицизм  продолжал занимать главенствующее положение в русском искусстве пейзажной живописи и в начале XIX века, но  постепенно всё более вытеснялся   романтизмом. Здесь следует отметить  Григория Сороку (1823—1864), и, конечно, Алексея Венецианова (1780—1847), одними из первых показавших  очарование неяркой природы Среднерусской полосы.

Искусство русской пейзажной живописи второй половины XIX века сложилось чрезвычайно разнообразным  по художественным направлением

Повествовательно-конкретные художественные образы  нашли яркое отражение в творчестве многих живописцев, в первую очередь — Ивана Шишкина (1832—1898), сказочно-поэтические — в творчестве Виктора Васнецова (1848—1926), эмоционально-драматические — в произведениях ещё одного классика русской пейзажной живописи Фёдора Васильева (1850—1873). Эпическим пейзажем приобрёл известность Михаил Клодт (1832—1902).

Примерно с середины XIX века в русской пейзажной живописи окончательно утвердился пленер. В дальнейшей эволюции пейзажа важнейшую роль сыграл импрессионизм, оказавший влияние на творчество почти всех серьёзных живописцев России. Тогда же сформировалась и особая эстетическая концепция восприятия и отображения природы — лирический пейзаж.

2) Познакомимся с творчеством   художника Исаака  Ильича Левитана. СЛАЙД 4

Рассмотрим  картину И.Левитана «Владимирка». Эта картина относится к историческому жанру.  Слайд5.

Ученик. Историческая справка по Википедии.

Владимирка — так в просторечии называли Владимирский тракт, грунтовую дорогу из Москвы на восток, в сторону Владимира, печально известную тем, что с XVIII века вдоль неё пеше-этапным порядком отправляли сосланных на каторгу в Сибирь заключённых.  К концу XIX века, когда была написана картина, заключённых уже отправляли на поездах.

Вопрос учителя.   В каком музее хранится эта картина?  Что такое музей?

Ученик.   Музей – учреждение, которое занимается собиранием, хранением и выставкой для обозрения предметов искусства, памятников старины, научных коллекций.  

- Вы можете назвать, где находится эта картина?

Ученик. (Поиск по компьютеру или отвечает  самостоятельно). Картина хранится в Третьяковской галерее.

Ученик.  Сообщение.  В Москве недалеко от кремля находится всемирно известная Третьяковская галерея – собрание картин известных художников нашей страны. Основал эту галерею Павел Михайлович Третьяков -  собиратель русской живописи и скульптуры.
    С 1856 года он начал собирать произведения искусства, поставив задачу создания галереи национальной русской живописи.
           В подборе картин Третьяков руководствовался не только своим собственным вкусом, но и советами известных художников и художественных критиков. Третьяков посещал художественные выставки, мастерские художников, музеи и частные собрания в России и Западной Европе. Он заказывал художникам для своей галереи картины и портреты, приобретал целые коллекции.
            В 1874 году Третьяков построил для своего собрания специальное здание, которое с 1881 года стало постоянно открытым для посещения. Здесь находились картины Ильи Репина, Виктора Михайловича Васнецова, Ивана Ивановича Шишкина и других художников.
           В 1892 году Третьяков передал собрание в дар городу Москве. Оно стало основой Третьяковской галереи. За свой счет он продолжал  пополнять  галерею  картинами  и был ее пожизненным попечителем. В 1893 году Третьяков был избран действительным членом Академии Художеств.

Учитель:  В дальнейшем  пейзажах Левитана природа одухотворена незримым присутствием человека, его настроениями и мыслями, о существовании которого напоминают церкви, мостики, избы, лирическое настроение. К пейзажам с «философской программой» относится картина «Вечер на Волге», «Вечерний звон», «Долина реки. Осень».  Многочисленные искания художника, размышления о жизни и смерти, о извечности мира и бренности человеческой жизни нашли отражение в  его картинах, которые представляют собой  собирательный образ русской природы, ликующий гимн красоте родной земли. Картины  Левитана -  поэма о России, ее красоте и величии.     Слайды 6-12.

3)С творчеством И.Левитана перекликается пейзажная живопись  художника Валентина Серова. Слайды13-16.

· Обратите внимание на знаменитые картины «Заросший труд», «Октябрь. Домотканово», «Лошади на взморье». Посмотрите на них внимательно. Как вы думаете, что объединяет  этих двух художников?

Правильно,  лирическое настроение, умиротворенность, спокойствие.

Цитата о Серове: "Нет ничего труднее, чем говорить о таких художниках, каковы Левитан и Серов. Описывать словами прелесть их живописи невозможно. Красочные созвучия еще менее, нежели музыкальные, поддаются описанию и определению. Впечатление от серовских  картин - чисто живописного и, пожалуй, именно музыкального свойства, недаром он сын двух даровитых музыкантов и сам чутко понимает музыку. Искусство Серова вовсе ничего не имеет в себе литературного, описательного. Его основные черты: простота и непосредственность. В Серове нет даже каких-либо нарочитых намерений, хотя бы чисто красочного, живописного характера." (А.Н.Бенуа)

          4) Учитель: Продолжая тему пейзажа  познакомимся с творчеством  о удивительного художника Константина Сомова. Слайды 17-21.

 Познакомлю вас с некоторыми историческими фактами его биографии.

Константин Сомов писал пейзажи, портреты, занимался мелкой пластикой, создавая фарфоровые композиции, оформлял журналы  «Мир искусства»,  «Художественные сокровища России».Создал иллюстрации к «Графу Нулину» А. Пушкина , повестям Н. Гоголя «Нос» и «Невский проспект» ,нарисовал обложки поэтических сборников К. Бальмонта «Жар-птица. Свирель славянина»,  титульный лист книги А. Блока «Театр» и др.  Первая персональная выставка картин, эскизов и рисунков (162 работы) этого художника  состоялась в Петербурге в 1903 году; в Гамбурге и Берлине в этом же году были показаны 95 произведений.     Удивительный факт современности:   29 ноября 2006 года картина «Русская пастораль» (1922) на аукционе «Кристис» была продана за рекордную сумму в 2 миллиона 400 тысяч фунтов стерлингов. До этого ни одна картина русского художника не оценивалась столь высоко. Этот рекорд стоимости русской живописи был побит в Лондоне на аукционе «Кристис» в июне 2007 г. — картина Сомова «Радуга» была продана за 3,716 млн фунтов (более $7,327 млн) при стартовой цене 400 тысяч фунтов (около 800 тысяч долларов).

5)Учитель. Следующие пейзажи, с которыми мы  познакомимся,  написаны замечательным   русским художником Константином  Коровиным. Слайды 22-29.

Художник родился  в состоятельной купеческой семье.

В четырнадцать лет поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, через год перешёл на отделение живописи. Руководство училища не любило Коровина за его манеру письма.- писать необычно, широко, сочно.

Коровин, как и его соученик И.И. Левитан,  которого тоже не любило руководство училища, не получил звания классного художника (как и Левитан)  и вышел «неклассным» художником. К моменту ухода из Московского училища живописи, ваяния и зодчества Коровин - уже сложившийся мастер с присущим только ему цветовым строем живописи..

Для Коровина, великолепного живописца, характерна необычайная чуткость к национальному своеобразию. Это идет от понимания самой сути явлений. Художник вводит нас в какой-то миг жизни своих героев, заражая зрителя их состоянием, будь то сдержанная радость или лукавство, лирическая задумчивость или грусть. В своих работах Коровин прежде всего обращается к чувствам человека. Искусство Константина Коровина пронизано любовью к человеку, желанием украсить его жизнь, сделать ее радостнее, праздничнее.

6)Учитель. Продолжим  наше знакомство с русской пейзажной живописью творчеством уникального художника Архипа Ивановича Куинджи. Слайды 30-35.

Художник знаменит тем, что постиг в совершенстве гармонию цветов, колорита, тона. Эта его способность в полной мере проявилась в его  картинах . Куинджи искал новые пигменты и грунтовые основы, которые сделали бы краски стойкими к влиянию воздушной среды и сохранили бы первозданную яркость, искал выразительные образные решения.

В картине  “Березовая  роща” художник, по мнению критиков, созерцает красоту. Поэтому реальные богатства природы, ее многоликие прелести даны общим планом. Изображение обобщено цветом: поляна представлена ровной, как стол, плоскостью, небо — равноокрашенным  задником, роща — почти силуэтом, стволы берез на переднем плане кажутся плоскими декорациями. В отсутствии отвлекающих деталей, мелочных частностей рождается цельное впечатление лика природы, совершенной красоты. Природа в “Березовой роще” Куинджи реальна и условна.

Выставка знаменитой  картины «Лунная ночь на Днепре» имела огромный успех у зрителей.   Мастерство Куинджи в передаче лунного света — результат огромной работы художника, длительных поисков. Он много экспериментировал, изучал законы действия дополнительных цветов, отыскивая верный тон, сверял его с цветовыми отношениями в самой природе. “Лунная ночь на Днепре” рисовала не столько конкретный вид, сколько обширное небесное пространство, мирозданье. Картина настраивала на философские раздумья о жизни, о земном существовании, о небесном мире, словно успокоившемся в медлительном течении. Для Куинджи становится характерным созерцательное, философское восприятие мира, наполняющее человека сознанием величия земного бытия.

7)  Учитель. Творчество Василия Дмитриевича Поленова - одно из самых значительных явлений в русской живописи второй половины XIX века.

Многогранное творчество художника, где он стремился,  применить все свои дарования не знали границ. Он  живописец и театральный художник, архитектор и музыкант, во многих отношениях выступал как новатор.

Будучи от рождения городским жителем, Поленов очень любил ширь бескрайних полей, широколиственные густые леса, спускающиеся к могучим рекам. Гуманистическое дарование Поленова раскрывается в свою полную силу. Его картины отличаются эмоциональной насыщенность, светом, любовью к жизни.

. «Бабушкин сад», прежде всего, покоряет именно своей живописью. Ее пепельно-серые с сиреневатым и голубоватым отливом, бледно-розовые, песочные, серебристо-зеленые всевозможных оттенков тона, гармонически сочетаясь, друг с другом, образуют единую колористическую гамму.   Слияние человека с природой ,- вот что роднит его картины. Это ощущение гармонии и красоты жизни пробуждает в зрителе светлое умиротворенно-радостное настроение.

В картине «Московский дворик»  автор воспроизвел типичный уголок старой Москвы - с ее особнячками, церквами, заросшими зеленой травой двориками, с ее почти провинциальным стилем жизни. Утро ясного солнечного дня в начале лета (по воспоминаниям самого художника). Эта будничная суета не нарушает безмятежной ясности и тишины.

В дальнейшем развитие Поленова-пейзажиста в эпоху 90-х годов неразрывно связано с его жизнью на берегу Оки, которая стала в эти годы неиссякаемым источником его творческого вдохновения. Художник очень быстро нашел свою тему - эпический   пейзаж, и с этого момента стал настоящим поэтом Оки.

 Давайте сделаем вывод. Подумаем все вместе,  в чем же  особенность написания пейзажа? Перечислите художников, с творчеством которых мы сегодня познакомились. Чтобы написать картину, какими знаниями должен обладать художник?

Ответы учащихся.

Учитель.  Пейзаж – наиболее популярный жанр изобразительного искусства, в котором работает  практически каждый художник. Широкий спектр возможностей работы с природными изображениями позволяет выработать индивидуальный стиль каждому мастеру. Полотна с природой и антропогенными творениями из обычного фона превратились в самостоятельные картины, а  пейзажный жанр продолжает активно развиваться, не смотря на доступность фотокамер  в современных стилях искусства.

И в нашей студии мы тоже пишем пейзажи. Изображаем природу Иркутской области , родные усть-кутские пейзажи. Посмотрим презентацию о студии.  Мы начали наш урок со стихотворения А.Ахматовой. Завершим нашу беседу сочинением стихотворения  в прозе - синквейна со словом «живопись», «пейзаж». Работаем в парах.

Пример сочинения синквейна мы видим на экране.

8)1. А теперь выполним задание. Разбиваемся на две группы. Перед  вами репродукции картин художников, с творчеством которых мы сегодня познакомились. Ваша задача: определить автора картины.

2. Кроссворд. Работаем в группах. Кто быстрее заполнит клетки.

3.Блиц-опросс: расширяем кругозор. Отвечаем по группам. Тексты на столе.

Подведем итоги:

  1. Зачем нам нужно  было этот занятие?
  2. Какие задания вам понравились больше всего?
  3. За что вы можете похвалить учителя? За что можно похвалить себя?

 Спасибо всем.

Список литературы

  1. Аленов М. История русского искусства  X-XX века. – М., 1999.
  2. Бенуа А.Н. История русской живописи в 19 веке. М., 1993
  3. Богемская К.Г. Пейзаж. Страницы истории. М., 1992
  4. Памятники мирового искусства. Русское искусство 19 – начала 20 века. М., 1972
  5. Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж 18 – начала 20 века. М., 1956

Приложение 1

  1. КРОССВОРД

hello_html_1be1ad82.png


По вертикали:

  1. Жанр изобразительного искусства.

По горизонтали:

  1. Жанр изобразительного искусства.
  2. Автор картины «Девочка с персиками».
  3. Русский художник – маринист.
  4. Цвет.
  5. Жанр, изображающий животный мир.
  6. Вид изобразительного искусства, выразительным средством которого является цвет.

2.РАСШИРЯЕМ КРУГОЗОР

Блиц-опрос.

  • Сколько мишек на картине И.Шишкина на картине «Утро в сосновом лесу»?
  1. Два
  2. Четыре
  3. Три
  4. Шесть
  • Как называется картина И. Репина, на которой он запечатлел свою юную дочь Веру?
  1. «Бабочка»
  2. «Козочка»
  3. «Стрекоза»
  4. «Сорока»
  • Как называется «песенная» картина И. Левитана?
  1. «Шумел камыш»
  1. «Златые горы»
  2. «Вечерний звон»
  3. «Вдоль по Питерской»
  • Фамилия какого русского художника по-польски означает «воробей»?
  1. Врубель
  2. Рерих
  3. Куинджи
  4. Ге
  • У какого художника нет картины с названием «Березовая роща»?
  1. У И. Левитана
  2. У А. Куинджи
  3. У И. Шишкина
  4. У И. Айвазовского
  • Какая икона считается главным творением Андрея Рублева?
  1. «Троица»
  2. «Вознесение»
  3. «Спас»
  4. «Благовещение»
  • Сколько человек изображено на картине Перова «Охотники на привале»?
  1. Два
  2. Четыре
  3. Три
  4. Пять


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русская пейзажная живопись

Слайд 2

Пейзаж завоевал место одного из ведущих жанров живописи. Его язык стал, подобно поэзии, способом проявления высоких чувств художника, областью искусства, в которой выражаются глубокие и серьезные истины о жизни и судьбах человечества, в нем современник говорит и узнает себя. Вглядываясь в произведения пейзажной живописи, прислушиваясь к тому, о чем повествует, изображает природу художник, мы учимся знанию жизни, пониманию и любви к миру и человеку. Образ природы, как облик человека, отражает в себе жизнь, чувства и мысли того общества, которое воспитало его создателя-художника. В пейзажах отражаются размышления лучших русских людей о судьбах родины, глубокая любовь к своему народу, взволнованный призыв к борьбе против несправедливости. Идеи, которыми освещено было все искусство второй половины 19 столетия, проникают в изображения, наполняя его новым для общеевропейской живописи содержанием.

Слайд 3

Живопись художников-пейзажистов реалистического направления ярко свидетельствует о том горячем интересе и серьезном внимании, с которым наиболее передовые мастера относились к нуждам народа, его страданиям, нищете и угнетению, как искренне стремились своим искусством не только разоблачить несправедливость общественного устройства, но и встать на защиту «униженного и оскорбленного» народа. В пейзажной живописи это стремление прежде всего выразилось в подчеркнутом интересе лучших живописцев к национальной русской природе, изображению родного края.

Слайд 4

И. Левитан Серьезные раздумья о судьбах родины порождали образы большой человеческой глубины, философского смысла. Так, вглядываясь в картину «Владимирка» И.Левитана невольно перед глазами всплывают образы каторжников, сосланных в Сибирь. Недаром этот пейзаж был назван «историческим». Как знамение века, он несет потомкам живую боль современника, поднявшего голос в защиту угнетенных, в защиту справедливости. Необходимо отметить, что «Владимирка» Левитана отмечена печатью всех тех успехов и завоеваний, которые свойственны передовой живописи 19 века. С жизненной правдивостью подлинного реализма в ней переданы и воздушная среда, и пространство, и свет. Серебристо-серые холодные тона необыкновенно красочны и богаты. Каждый цвет обладает множеством дополнительных оттенков и от этого становится удивительно насыщенным и звучным. Роль композиции в картине Левитана также почти незаметна. Ощущение непосредственности, естественности композиции усиливает реалистическую жизненность произведения и обостряет выразительность той главной мысли, которая с такой искренностью вылилась из души художника. Его глубокое сочувствие угнетенных, живая боль и сострадание к судьбам народа воплотились в общем настроении природы.

Слайд 5

«Владимирка»

Слайд 6

«Тихая обитель» 1890 год

Слайд 7

«В Крымских горах» 1886 год

Слайд 8

«Заросший пруд» (фрагмент) 1882 год

Слайд 9

«Вечер на Волге» 1887-1888 года

Слайд 10

«Вечерний звон» 1892 год

Слайд 11

«Саввинская Слобода под Звенигородом» 1884 год

Слайд 12

«Долина реки. Осень» 1895 год

Слайд 13

В. Серов Валентин Серов - прославленный русский портретист и один из крупнейших мастеров европейской живописи 19 века. Хотя, и кроме портрета, ему, казалось, было подвластно все. Увековечив свое имя как непревзойденный мастер именно портретной живописи, Серов оставил не менее значимые работы в жанрах русского пейзажа, графики, книжной иллюстрации, анималистики, исторической и античной живописи. Тихий и скромный по натуре, Серов обладал непререкаемым авторитетом среди мастеров своего времени. И сложно даже назвать другого художника его эпохи (за исключением, разве, Левитана), чье наследие и творческие достижения имели бы такое большое значение и влияние на все последующее русское искусство.

Слайд 14

«Заросший пруд. Домотканово.» 1888

Слайд 15

«Октябрь. Домотканово.» 1895

Слайд 16

«Лошади на взморье.» 1905

Слайд 17

К. Сомов Наряду с пейзажной и портретной живописью и графикой Сомов работал в области мелкой пластики, создавая изысканные фарфоровые композиции. Манера Сомова соответствовала эстетике “мирискусников”, соединяя гармонию мечты с реальностью, отличалась поэтичностью образов в сочетании с утонченностью и одухотворенностью.

Слайд 18

«Пейзаж с радугой.» 1915

Слайд 19

«Вечерние тени.»

Слайд 20

«Пашня.» 1900

Слайд 21

«Летнее утро.» 1920

Слайд 22

К. Коровин Тонкий колорист, отличный декоратор, Коровин явился первым русским художником, объединившим живопись с архитектурой. Он пишет мастерские пейзажи, в которых достигает большого живописного впечатления; кроме его северных пейзажей, выдаются его виды Парижа, например: "Boulevard des Capucines" (1898), "Cafe de la Paix ночью" (1905), "Boulevard des Italiens ночью" (1909), целая серия "Les feux de Paris" (1913), а также яркие южные пейзажи и этюды, например: "Татарская улица ночью" (1911), "Сад в горах" (1911), "Крым" (1914) и его интересные nature morte в дневном и ночном пейзаже.

Слайд 23

«Кемь.» 1905

Слайд 24

«Ручей святого Трифона в Печенге.» 1894

Слайд 25

«Весна.» 1917

Слайд 26

«Гурзуф.» 1915

Слайд 27

«Париж после дождя.» 1900

Слайд 28

«Осень. На мосту.» 1910

Слайд 29

«Уголок провинции» (Переславль). 1905

Слайд 30

А.Куинджи Важной ступенью в русском пейзаже второй половины 19 столетия было воскрешение в нем идеалов романтической живописи в общем русле реалистических тенденций. А. Куинджи, художник яркий и талантливый, занимающий особое место. Его картины «Украинская ночь», «После дождя», «Березовая роща», «Лунная ночь на Днепре» и другие стали в свое время сенсациями, разделившими современников на восторженных почитателей художника и его противников. Впечатление, произведенное на зрителей «Лунной ночью», было ошеломляющим. Мало кто верил, что обыкновенными красками можно достичь таких волшебных эффектов освещения. Исследователи русского искусства отмечают «стремление удивить зрителя необыкновенным эффектом, что есть нечто чуждое самому духу и характеру русского реализма», с другой стороны «нельзя отказать Куинджи в смелости новатора, в своеобразной выразительности его колористических находок и декоративных решений»

Слайд 31

«Березовая роща»

Слайд 32

«Лунная ночь на Днепре»

Слайд 33

«После дождя»

Слайд 34

«Эльбрус на закате»

Слайд 35

«Ранняя весна»

Слайд 36

В.Поленов Творчество Поленова крупное и значительное явление в русской живописи второй половины 19 века. Свет и воздух становятся «героями» его замечательных полотен, и сегодня покоряющих своей свежестью, эмоциональностью, жизненной убедительностью и естественностью. Одной из особенностей Поленова было стремление соединить пейзажный и бытовой жанры, не просто оживить тот или иной мотив человеческими фигурками, а представить целостную картину жизни, в которой люди и окружающая их природа слиты в единый художественный образ.

Слайд 37

«Бабушкин сад.» 1878

Слайд 38

«Березовая аллея.» 1880

Слайд 39

«Московский дворик.» 1878

Слайд 40

«Золотая осень.» 1893

Слайд 41

«Заросший пруд.» 1879

Слайд 42

«Старая мельница.» 1880

Слайд 43

«Ливень.» 1874

Слайд 44

Задание В русской живописи есть еще много выдающихся имен, расскажите о творчестве других отечественных живописцев работающих в жанре пейзажа. Создайте мультимедийную презентацию по каждому художнику. Расскажите о картине Саврасова «Грачи прилетели»: опишите сюжет картины, средства художественной выразительности, найдите в интернете высказывания современников художника об этом произведении и выскажете свое мнение.

Слайд 45

Список литературы: Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж 18 – начала 20 века. М., 1956 2 Богемская К.Г. Пейзаж. Страницы истории. М., 1992 3 Бенуа А.Н. История русской живописи в 19 веке. М., 1993 4 Памятники мирового искусства. Русское искусство 19 – начала 20 века. М., 1972 http://www.bibliotekar.ru http://www.art-catalog.ru

Слайд 46

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление. Пример синквейна. Живопись. Яркая, теплая. Освещает, удивляет, очищает. Хранит груз истории. Жизнь столетий!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения.

Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...

Развивающий урок: "Живопись 20 века. Сюрреализм Фриды Кало."

На выбор темы «Сюрреализм Фриды Кало» повлияла статья Маргариты Бобрович «Совсем не «SUR»» в газете для подростков, сделанной самими подростками «Поколение №113/2008» Комитета по образованию Пра...

Живопись XIII века. Презентация для урока МХК

Презентация для урока МХК на тему "Русская живопись XIII века. От парсуны к портрету"....

«Английская живопись 18 века. Проблемы и тенденции»

Весь XVIII век в Англии связан с правлением королей Георгов, поэтому в науке существует относительно архитектуры этого времени термин «георгианский стиль». Расцвет национальной школы живописи в Англии...

Живопись Серебряного века

               Анализ результатов ЕГЭ по истории за последние годы показывает, что вопросы по культуре являются проблемными для выпускников.  В...

Пейзажная живопись 18 века

Пейзажная живопись 18 века...