Первые постройки Санкт-Петербурга (Разработка урока)
план-конспект урока по мхк (9 класс) на тему

Гусакова Тамара Анатольевна

Домик Петра1, Петропавловская крепость, Летний сад, первые памятники - интересные факты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervye_postroyki_pitera_urok.docx28.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Первые постройки Санкт-Петербурга.

Цели: сформировать представление о возникновении Петропавловской крепости, о первых постройках Санкт-Петербурга, Петровском домике, Летнем саде, Адмиралтействе, Кунсткамере и др.

Оборудование: презентация, распечатка «Символы Сантк-Петербурга.

Ход урока

  1. Орг. момент.
  2. Сообщение темы и целей. Слайд 1-2.
  3. Изучение нового материала.

Слайд 3. Каждую осень над Петербургом нависает угроза наводнения. Еще задолго до основания города местным жителям был известен капризный характер Невы. Наверное, наводнения тоже были веской причиной того, что до начала 18 века в устье реки не было никаких больших и постоянных поселений. Едва началось сооружение крепости на Заячьем острове, как строители впервые столкнулись с этим грозным природным явлением. Вода поднялась в ночь с 19 на 20 августа 1703 года, и хоть наводнение было небольшим, этого было достаточно, чтобы по-настоящему напугать людей. В следующие годы царствования Петра были и более серьезные потопы, но, несмотря на это, царь упорно не отказывался от своей идеи основать новую столицу именно здесь. Конечно, характер Невы все же внес свои коррективы в планы Петра: ему очень хотелось, чтобы центром города стал Васильевский остров, но именно остров затоплялся водой в первую очередь из-за низкого уровня своих берегов. Центр города постепенно переместился на противоположный берег Невы.

Слайд 4-5. Город раскинулся на берегах реки Невы. В 1703 году в дельте реки, на Заячьем острове,  Петр заложил крепость – Санкт-Питер-Бурх, которая в 1720 г. была переименована в Санкт-Петербург.

 Уже в петровские времена думали над тем, как защитить город от наводнений. Был план поднять уровень Васильевского острова на три метра, который, естественно, не мог быть осуществлен из-за большого объема работ. Надеялись, что если вдоль острова прорыть каналы, то вода в случае подъема будет уходить в них, но и этот план не дал результата. Уже после Петра каналы стали делать в материковой части города - так появились Екатерининский канал, а затем Обводный.

Слайд 6. Вопросы для закрепления.  

Слайд 7. Первые постройки.

Домик Петра Первого

Уникальный памятник Санкт-Петербурга, единственная деревянная постройка времен основания города, дошедшая до наших дней. Этот домик, ставший первой петербургской резиденцией Петра I, был сооружен солдатами Семеновского полка в рекордно короткие сроки - с 24 по 26 мая 1703 года.

Слайд 8. Первая постройка в Санкт-Петербурге, летнее жилище царя Петра I в период с 1703 по 1708 годы. Этот небольшой деревянный домик площадью 60 м².

Слайд 9. Домик строился из тёсаных сосновых брёвен на манер русской избы. Сени делят его на две части. Кроме этой особенности, а также дверей, украшенных орнаментальными металлическими накладками,— типичных черт, присущих русской архитектуре XVII века,— всё в доме напоминает об увлечении царя голландской архитектурой. Так, Пётр, желая придать дому вид каменного строения, приказал стесать брёвна и расписать их под красный кирпич, непривычно большие окна сделать с мелкой расстекловкой. В домике отсутствовали печи и дымоходы, в которых не было необходимости, поскольку Пётр жил в нём лишь в тёплое время года.

Слайд 10. Тогда Екатерина II велела «оградить домик каменным чехлом на прочном фундаменте с крышей, покрытой кровельным железом».

После постройки Летнего и Зимнего дворца Пётр более не жил в этом домике. Он стоял заброшенным вплоть до 1731 года, когда вокруг него поставили каменную галерею. Однако она оказалась в деле защиты малоэффективной, что с особенной силой показало наводнение 10 (21) сентября 1777. Тогда Екатерина II велела «оградить домик каменным чехлом на прочном фундаменте с крышей, покрытой кровельным железом», что и было сделано в 1784 году. В 1844 году «футляр» был полностью разобран и заменён по проекту архитектора Р. И. Кузьмина новым — из шестнадцати столбов с арками без штукатурки. В этом виде домик дошёл до наших дней.

Слайд 11. Домик строился из тёсаных сосновых брёвен на манер русской избы. Сени делят его на две части. Кроме этой особенности, а также дверей, украшенных орнаментальными металлическими накладками,— типичных черт, присущих русской архитектуре XVII века,— всё в доме напоминает об увлечении царя голландской архитектурой. Так, Пётр, желая придать дому вид каменного строения, приказал стесать брёвна и расписать их под красный кирпич, непривычно большие окна сделать с мелкой расстекловкой. В домике отсутствовали печи и дымоходы, в которых не было необходимости, поскольку Пётр жил в нём лишь в тёплое время года.

Слайд 12-15. В 1930 году домику присвоили статус историко-мемориального музея. Во время Великой Отечественной войны Домик Петра I был закрыт. Его окна и двери заколотили листами фанеры, зашили досками и, чтобы максимально замаскировать, закрасили серой масляной краской. За сохранением музея следили дежурные. Уже в сентябре 1944 года Домик первым среди всех музеев Ленинграда открылся для посетителей.

В послевоенные годы проведены реставрационные работы. Проведён капитальный ремонт «футляра», в ходе которого расчищены кирпичные стены, застеклены дверные и оконные проёмы, покрашены стены и потолки внутри, мраморной пол столовой, постеленный в годы существования часовни, заменён деревянным. Стены и потолки самого домика затянули новым холстом. Также отреставрировали решётку вокруг домика.

В 1958 году в «футляре» устроили отопление, что сделало возможным круглогодичное посещение музея. В 1971—1975 производилась научная реставрация. Экспозиция музея составлена из двух разделов: самого домика и выставки в «футляре». В кабинете, столовой и спальне Домика представлены подлинные вещи, принадлежавшие Петру I, а также предметы быта начала XVIII века, материалы о событиях Северной войны 1700—1721, основании Петербурга, а также материалы о строительстве и реставрации самого памятника.

Слайд 16-17. Памятник Петра 1.

В 1875 перед Домиком установлен бронзовый бюст Петра I работы скульптора Пармена Забелло.

Слайд 18. В качестве элемента экспозиции использовано зеркало. В петровские времена зеркала осуждались церковью и не использовались в жилых домах.

При входе слева висит бронзовая табличка с указанием роста царя — 2 метра 4 сантиметра.

Слайд 19. Летний сад.

В первые годы (1704-1707) работы по устройству Летнего сада вел под непосредственным руководством Петра I архитектор Иван Матвеев (Угрюмов). Он расширил границы сада и определил его первоначальную планировку, начал сооружение фонтанов, осушение территорий, создание твердой почвы и посадку деревьев.

Слайд 20. Парковый ансамбль, памятник садово-паркового искусства в центре Санкт-Петербурга. Парк был заложен по повелению Петра I в 1704 году.

Слайд 21. Вход был украшен 36 парами колонн и мраморными плитами черного и белого цвета.

Слайд 22. В 1777 году многие из них пострадали.   Почему? (от сильного наводнения).

Слайд 23. Наводнение, самое ужасное по масштабам бедствия, Петербург пережил 10 (21 сентября) 1777 года. Оно началось внезапно ночью и сопровождалось сильным ветром. Уже к 12 часам дня вода стала спадать, но этих нескольких часов было достаточно, чтобы принести жителям города неисчислимые несчастья. Глубина воды была наибольшей в  местах, где селились самые бедные петербуржцы - матросы, строители, именно здесь находились самые непрочные постройки. Очень пострадали петербургские сады: множество деревьев было вырвано с корнем, а в Летнем саду напор воды уничтожил фонтаны. Незатопленными оказались только Литейная часть и Выборгская сторона.

        Те из петербуржцев, кто дожили до другого страшного наводнения в 1824 году, когда вода поднялась значительно выше, говорили, что все равно наводнение 1777 года было "гораздо бедственнее". И это действительно так, потому что за полвека уровень города значительно поднялся.

Слайд 24. Памятник Крылову Ивану

1855 г., скульптор П. К. Клодт, художник А. А. Агин.

 Пример «повествовательной» скульптуры с обилием деталей. Серый гранитный пьедестал украшен горельефными изображениями персонажей басен, выполненных по рисункам художника А. А. Агина, иллюстрировавшего книги великого баснописца.

 Памятник построен не «от казны», а на добровольные пожертвования.

Слайд 25. Автор поэт-сатирик того времени Шумахер.

Слайд 26-29. Венера Таврическая.

Мраморная статуя купающейся Венеры в натуральную величину (167 см), выполненная во II или III веке до н. э. по греческому оригиналу Афродиты Книдской или Венеры Капитолийской. Была найденна при раскопках в Риме в 1719 году.

По преданию, скульптура была приобретена Петром I у папы Климента XI в 1719 году в обмен на мощи св. Бригитты. В действительности она была подарена Петру папой в знак благодарности за пропуск католических миссионеров в Китай и стала первой в России античной статуей женщины. В 1720 году была установлена в Летнем саду Петербурга в Галерее на берегу Невы. В настоящее время находится в собрании Государственного Эрмитажа. Утрачены руки статуи и фрагмент носа. До поступления в Государственный Эрмитаж она украшала сад Таврического дворца, откуда и название.

Слайд 30. Названия статуй Летнего сада.

Слайд 31. Здесь отдыхали Пушкин,  В.А. Жуковский, П.И. Чайковский, И.А. Гончаров, М.П. Мусоргский, И.А. Крылов, В.В. Маяковский, А.А. Ахматова, Т.Г. Шевченко. В 1833 году недалеко от Летнего сада поселился Александр Сергеевич Пушкин. В саду он гулял и встречался с друзьями. Пушкин писал своей жене:

«Летний сад мой огород. Я, вставши ото сна, иду туда в халате и туфлях. После обеда сплю в нём, встаю и пишу. Я в нём дома.»

 В 1830-е годы появилась традиция — устраивать в Летнем саду смотр невест. Эта традиция прожила вплоть до начала XX века.

Слайд 32. Решетка Летнего сада.

36 гранитных колонн, на которых установлены вазы и урны, соединяет ажурная металлическая решетка, украшенная позолоченными деталями.

1771–1784, архитекторы Ю. М. Фельтен, П. Е. Егоров.

 Одна из красивейших и тонких по рисунку и гармоничности оград в мире, шедевр классицизма. Сооружение ограды связано со строительством гранитных набережных Невы, для чего у Летнего сада потребовалось создать искусственную береговую насыпь шириной около 50 метров (до этого Летний сад выходил к самой кромке берега).

 Железная кованая ограда опирается на гранитные столбы-колонны, увенчанные вазами и урнами. В 1950-х гг. при реставрации решетки часть утраченных деталей заменена алюминиевыми.

Слайд 33. С первых лет своего существования Летний сад играл заметную роль в общественной жизни города. В XVIII веке здесь устраивались празднества и иллюминации по случаю побед России в Северной войне, проводились приемы иностранных послов.

В XIX веке Летний сад перешел в ведение городской управы. В это время он стал любимым местом прогулок и встреч выдающихся русских писателей, музыкантов и общественных деятелей. На его аллеях бывали В. А. Жуковский, Н. И. Гнедич, И. А. Гончаров, И. А. Крылов, В. Г. Короленко. Тарас Шевченко писал в саду со статуй свои этюды. С любовью вспоминал о Летнем саде А. С. Пушкин. В одном из писем к жене поэт сообщал: «Летний сад мой огород. Я, вставши от сна, иду туда в халате и в туфлях. После обеда сплю в нем, читаю и пишу. Я в нем дома».

Слайд 34-35. Отсюда в апреле 1866 года народоволец Д. В. Каракозов стрелял в Александра II. Каракозов промахнулся, был схвачен и казнен.

Слайд 36. Кунст-камера.

В 1716 году по распоряжению Петра I центр Петербурга переносится на Васильевский остров. В 1718 году на стрелке началось строительство каменного здания Кунсткамеры. Официальное открытие музея состоялось в 1728 году, но строительные работы и отделка здания продолжались вплоть до 1734 года.

Слайд 37-38. Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов…

Но многим этот музей известен по коллекции «уродцев» — анатомических редкостей и аномалий.

Пётр I во время «великого посольства» в 1697—1698 годах осматривал крупные преуспевающие города Голландии и Англии. Увидел и заморские кабинеты «кунштов», то есть редкостей, чудес. На страницах дневника, который приказал вести Пётр, часто мелькает восклицание «зело дивно!». Есть запись и о новейшей науке анатомии: «Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно, — сердце человеческое, лёгкое, почки… Жилы, которые в мозгу живут, — как нитки…». Петра очень заинтересовали подобные новшества и царь, не скупясь, закупал целые коллекции и отдельные вещи: книги, приборы, инструменты, оружие, природные редкости.

Слайд 39. Вернувшись в Россию, Пётр занялся обустройством русского «кабинета редкостей». Распорядившись перенести столицу России из Москвы в Петербург, Пётр также приказал перенести и «государев Кабинет». Вся коллекция была размещена в Летнем дворце. Помещение было названо на немецкий манер Куншткамерой, то есть «кабинетом редкостей». Событие это произошло в 1714 году и стало считаться датой основания музея.

Слайд 40. Во время своего второго посещения Голландии в 1716—1717 годах Петр посетил музей Альберта Себа, К этому времени у Себа возникла мысль продать свое собрание русскому царю, о чем он уже вел с ним переписку. Личный осмотр кабинета Себа Петром I, по-видимому, окончательно решил дело, и все собрание было куплено за 15000 голландских гульденов и перевезено в Петербург для «Кунсткамеры».

Слайд 41. Разделы музея

Северная Америка

В Кунсткамере имеются богатейшие коллекции по традиционной культуре и быту коренных народов Североамериканского континента — эскимосов, алеутов и индейцев. Особый интерес вызывают композиции: сцена лечения больного шаманом, ритуальный танец вызова дождя и другие.

Япония

На этой экспозиции представлены быт и культура японцев и айну. Одним из основных промысловых занятий на острове было рыболовство, и Кунсткамера обладает большим собранием разнообразных снастей: крючков, сетей, ловушек. Самурайские доспехи, выставленные на экспозиции, поражают отделкой и сложной конструкцией.

Африка

Зал, посвящённый Африке, знакомит посетителей с историей и бытом многих народов, населяющих Африку южнее Сахары. На экспозиции представлены различные орудия труда, бывшие главными орудиями земледельцев. Также представлены предметы, искусно вырезанные из дерева и кости.

Китай и Монголия

В Китае проживает 50 национальных меньшинств, и экспозиция, посвящённая народам Китая, характеризует лишь основные стороны их быта и культуры. Китай считается родиной фарфора, и музей располагает многими предметами из фарфора, а также предметами из перегородчатой эмали, камня, дерева и кости.

В зале Монголии интерес вызывает жилище кочевника — юрта, а также экспонаты с традиционным монгольским орнаментом. Им украшали одежду, орудия труда, сёдла, попоны и многое другое.

Индия и Индонезия

Раздел музея, посвященный народам Южной Азии — один из самых богатых. В Кунсткамере большое собрание резного дерева, привезённого из разных районов Индии. Также представлены коллекции различных масок, старинные театральные костюмы, куклы театра марионеток.

Индонезийский раздел обращает внимание на кинжалы-крисы. Лезвие этих кинжалов изготовлялось из особой стали и часто имело форму языка пламени. Также интересны материалы экспозиции, рассказывающие о теневом театре.

Австралия и Океания

Здесь представлены примитивные орудия труда охотников и собирателей.Африка

Слайд 42. Музей В.М.Ломоносова

«Конференц-зал»

«Астрономическая обсерватория Академии наук»

«Большой Готторпский глобус-Планетарий»

Раздел включает три экспозиции, объединённые под условным названием «Музей М. В. Ломоносова». Экспозиция «Зал заседаний („Конференц-зал“) Петербургской академии наук» представляет повседневную деятельность первого научного учреждения России и биографию М. В. Ломоносова. Две другие экспозиции — «Астрономическая обсерватория Академии Наук» и «Большой Готторпский Глобус-Планетарий» — освещают ранний период истории Кунсткамеры, когда в башне здания располагались Астрономическая обсерватория, служба точного времени и условная линия Петербургского меридиана.

        Слайд 43.         Закрепление материала.

Назови архитектурное сооружение.

        Слайд 44. Итог

         Слайд 45 Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка открытого урока «Блистательный XVIII век.Загадки Петербурга". 7ласс. Курс истории и культуры Санкт- Петербурга.

Цель урока: создать условия для дальнейшего развития познавательного интереса школьников к городу, уникальному петербургскому наследию.Задачи:Обобщить знания о петербургском наследии XVIII...

Разработка урока по предмету история и культура Санкт- Петербурга по теме " Образ Петра Первого"

Разработка урока по предмету история и культура Санкт- Петербурга по теме " Образ Петра Первого"...

Организация воспитательного процесса в ГБОУ ЦО №162 Кировского района Санкт-Петербурга в рамках уроков по профориентации

Воспитательный процесс определяется особенностями контингента центра и изменяющимися социально – экономическими условиями города.       Основным инструментом  р...

История Санкт-Петербурга. 8 класс. Урок Петербургские традиции

конспект урока и сопроводительные материалы по теме Петербургские традиции...