Рабочая программа по МХК основного общего образования 8-9 классы.
рабочая программа по мхк (8, 9 класс) на тему
Рабочая программа по МХК основного общего образования 8-9 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mhk_8-9kl_2017.doc | 250 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 108»
| Утверждаю Директор МБОУ «СОШ №108» ___________ Кудашева А.Е. «01» сентября 2017 г. |
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по мировой художественной культуре
для учащихся 8-9 класса
основного общего образования
Программу составила: Савченко Ю.Н.
2017 год
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка.
1.1. нормативные документы;
1.2. общая характеристика учебного предмета;
1.3. описание места учебного предмета в учебном плане;
1.4. описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
1.5. общая характеристика уровня обучаемости учащихся, их образовательные потребности;
1.6. обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы;
1.7. обоснование тематики содержания в части национально – регионального компонента.
- Календарно-тематическое планирование.
- Перечень компонентов УМК.
- Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по предмету.
- Контрольно-измерительные материалы.
- Пояснительная записка
1.1. Рабочая программа по МХК для 8-9 х классов составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный уровень
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( с изменениями внесенными Федеральными законами от от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ, от 06.04.2015 № 68-ФЗ (редакция от 19.12.2016 г). // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования». // http://www.consultant.ru/
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. № 38) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
4. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550). (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
5. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067)». // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993). (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85, Изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 г. № 72,
Изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача
РФ от 24.11.2015 г. № 81) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован Минюстом России 04.07.2016 г. № 42729).
8. Указ президента РФ от 24.12.2014 №808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»
8. Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 № 326р «Об утверждении стратегии государственной культурной политики на период до2030 г»
9. Примерная программа по учебным предметам. Искусство. 8 – 9 классы. – М.: Просвещение.
10. Авторская программа Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. «Искусство.8-9 классы», М., Просвещение, 2013г.
Региональный уровень
1. Закон Челябинской области от 29.08.2013 г. № 515-ЗО (ред. от 28.08.2014 г.) «Об образовании в Челябинской области» (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) /Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
Методические рекомендации
1. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 06.07.2017 № 12-13/5227««Методические рекомендации об особенностях преподавания учебных предметов образовательных программ начального, основного и среднего общего образования в 2017-2018 учебном году.»
Документы образовательной организации
1.Устав МБОУ «СОШ № 108».
2. Приказ МБОУ «СОШ № 108» № 118 «ОД» от 01сентября 2017 года «Об утверждении годового календарного учебного графика в 2017-2018 учебном году».
Создание программы по МХК вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.
Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она
- рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных школ;
- соответствует стандарту основного общего образования, уровню обучаемости класса, социальному заказу родителей;
- построена с учетом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывая возрастную психологию;
- обеспечена УМК, рекомендованным Министерством образования РФ.
1.1. Общая характеристика учебного предмета.
Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
— актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
— культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
— формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
— углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
— воспитание художественного вкуса;
— приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
— формирование умений и навыков художественного самообразования.
Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.
Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.
На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.
Отличительные особенности программы
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».
Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
Межпредметные связи.
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др., театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино.
1.2.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
В соответствии с Базисным учебным планом в 8-9 классах на учебный предмет «МХК» отводится 69 часов (из расчета 1 час в неделю). В 2017-2018 учебном году согласно нормативным документам количество часов по предмету в 8 классе соответствует 35 часов в год в каждом классе, в 9 классе соответствует 34 часа в год в каждом классе.
1.3. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Уроки МХК, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства. Освоение МХК как духовного наследия человечества предполагает: формирование опыта эмоционально-образного восприятия; начальное овладение различными видами творческой деятельности; приобретение знаний и умений; овладение УУД. Внимание акцентируется на личностном развитии, нравственно – эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия старших школьников через идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на произведения искусств. Школьники понимают, что искусство открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Основу программы составляет культурное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни. При отборе художественного материала учитывался принцип «незаменимости» того или иного произведения для данного возраста.
1.4. Общая характеристика уровня обучаемости учащихся, их образовательные потребности.
Уровень обучаемости учащихся в 8А, 9Б классах можно охарактеризовать как высокий и средний, 8Б, 8В, 9Б – средний.
Образовательные потребности в изучении искусства и организации учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
1.5. Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы.
8 класс(34ч)
- Раздел 1. Искусство в жизни современного человека - 2 часа
- Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 7 часов.
- Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - 7 часов.
- Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 10 часов.
- Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе - 8 часов.
9 класс(34 ч)
Раздел 1. Воздействующая сила искусства - 9 часов.
Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее - 7 часов.
Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция - 10 часов.
Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя - 8 часов.
1.6. Обоснование тематики содержания в части реализации национально-регионального компонента.
В соответствии с областной программой по реализации НРЭО 10% всего учебного времени (4 час.) отведено на ее обеспечение. В тематическом планировании и в журнале он указан как «НРК»
№ п/п | Раздел (тема, модуль) | Основные виды учебной деятельности |
8-9 класс | ||
Традиции Южного Урала: песни, праздники и обычаи народов родного края | Знакомиться с традициями народов родного края (по выбору). Сравнивать их особенности, анализировать этическую направленность. Прослеживать логику традиций и обычаев в контексте общественной жизни. Высказывать свои впечатления об участии в традиционных действах. Подготовить сообщение о традициях и обычаях родного края, семьи. Участвовать в обсуждении особенностей персонажей, действий и событий, оживляющих конкретные традиции. Работать в группах по разработке собственных традиций класса. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей и их творческой деятельности. | |
Академическое искусство Южного Урала | Определить термин «Академическое искусство». Познакомиться основными произведениями академического искусства родного края (по выбору). Подготовить сообщение о произведении академического искусства, которое произвело наибольшее впечатление. Рассматривать произведения искусства разных авторов, сравнить их особенности и отличительные черты, определенные культурой региона. Высказывать свое суждение о средствах художественной выразительности в рассматриваемых произведениях. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей и их творческой деятельности. | |
Народные промыслы Уральских мастеров | Рассматривать произведения уральских мастеров. Познакомиться с народными промыслами Южного Урала: художественная обработка металлов, ручное ткачество, изготовление художественных изделий из кожи, ювелирное дело, изготовление оружия, иконопись и др. (по выбору). Сравнивать особенности каждого вида ремесла, определять выразительные средства. Высказывать свое суждение о мастерах и их произведениях, чем они отличаются от произведений академического искусства. Подготовить сообщение, презентацию по народному творчеству на Южном Урале. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей и их творческой деятельности. | |
Выдающие люди Челябинска | Познакомиться с выдающимися людьми города Челябинска (по выбору). Познакомиться с их произведениями или общественно-культурной деятельностью. Осознать их вклад в культуру не только Челябинска, но и всего мира. Подготовить сообщение об одном выдающемся человеке Челябинской области. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей и их творческой деятельности. |
№ урока | № урока в теме | Кол-во ч | Разделы и темы Элементы содержания | Федеральный Гос компонент |
VIII класс (35ч) 1) Искусство в жизни современного человека 2ч | ||||
1 | 1 | Искусство вокруг нас. Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Роль искусства в формировании художественного и научного творческого мышления. | Знать способы выражения эстетических представлений в различных видах искусства, понимать роль музея как хранителя культурной памяти, умение сопоставлять памятники искусства различных стилей | |
2 | 1 | Художественный образ – стиль – язык. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена. Основные стили в искусстве прошлого и настоящего (Запад — Россия — Восток). Выразительные средства разных видов искусства в контексте разных стилей | Знать способы реализации ценностей, приобретаемых с помощью художественной культуры, в повседневной эстетической деятельности человека, знать способы выражения эстетических представлений в различных видах искусства | |
2) Искусство открывает новые грани мира 7ч | ||||
3 | Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знания и представления о мире. Знание научное и знание художественное | Знать способы выражения эстетических представлений в различных видах искусства, понимать роль музея как хранителя культурной памяти, умение сопоставлять памятники искусства различных стилей | ||
4 | 1 | Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись. Искусство как опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытие предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. | Развитие навыков элементарного анализа художественного образа, знать способы выражения эстетических представлений в различных видах искусства, знать о преемственности в культуре | |
5 | 1 | Зримая музыка. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Стремление к отражению и осмыслению средствами искусства реальной жизни. Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров | Развитие навыков элементарного анализа художественного образа, навыка самостоятельной работы со справочными материалами, развитие умения фиксировать новую информацию в виде схемы, иметь представления об истории становления художественной культуры Среднего Урала, умение выделять архетипы культуры Древнего мира в мировой культуре | |
6 | 1 | Человек в зеркале искусства: жанр портрета. Художественная оценка явлений, происходящих в стране и жизни человека. Особенности познания мира в современном искусстве | Знание основных архетипов современного искусства, знание о полифонии стилей как основной тенденции современного искусства | |
7 | 1 | Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников Художественная оценка явлений, происходящих в стране и жизни человека. | Знание основных архетипов современного искусства, знание о полифонии стилей как основной тенденции современного искусства | |
8 | 1 | Как начиналась галерея. Непосредственность и неосознанность получения знаний от художественного произведения о народе, о жизни, о себе, о другом человеке. Мировоззрение народа, обычаи, обряды, религиозные традиции | Развитие навыков элементарного анализа художественного образа, знать способы выражения эстетических представлений в различных видах искусства, знать о преемственности в культуре | |
9 | 1 | Музыкальный портрет. Александр Невский. Непосредственность и неосознанность получения знаний от художественного произведения о народе, о жизни, о себе, о другом человеке. Мировоззрение народа, обычаи, обряды, религиозные традиции. | Развитие навыков элементарного анализа художественного образа, знать способы выражения эстетических представлений в различных видах искусства, знать о преемственности в культуре | |
3) Искусство как универсальный способ общения 7ч | ||||
Портрет композитора в литературе и кино. Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации | Знать художественные особенности стиля модерн, иметь представление о возможности выражения идеи посредством символа | |||
2 | 2 | Мир в зеркале искусства. Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. | Знать художественные особенности стиля модерн, иметь представление о возможности выражения идеи посредством символа | |
3 | Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода – искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве? Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Разница между знаком и символом. Роль искусства в понимании смыслов информации, посылаемой человеку средой и человеком среде | Знание основных архетипов современного искусства, знание о полифонии стилей как основной тенденции современного искусства | ||
4 | 1 | Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода – искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве? Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Разница между знаком и символом. Роль искусства в понимании смыслов информации, посылаемой человеку средой и человеком среде. | Знание основных архетипов современного искусства, знание о полифонии стилей как основной тенденции современного искусства | |
5 | 1 | Искусство - проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства. Информационная связь между произведением искусства и зрителем, читателем, слушателем. Освоение художественной информации об объективном мире и о субъективном восприятии этого мира художником, композитором, писателем, режиссером и др. | Знать способы выражения эстетических представлений в различных видах искусства, знать о стремлении русских художников и музыкантов отразить историю в своих произведениях | |
6 | 1 | Художественные послания предков. Разговор с современником. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам | Развитие навыков элементарного анализа художественного образа, знать способы выражения эстетических представлений в различных видах искусства, знать о преемственности в культуре | |
7 | 1 | Символы в жизни и искусстве. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам | Развитие навыков элементарного анализа художественного образа, знать способы выражения эстетических представлений в различных видах искусства, знать о преемственности в культуре | |
4) Красота в искусстве и жизни 10ч | ||||
1 | Музыкально-поэтическая символика огня. Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания | Знать способы выражения эстетических представлений в различных видах искусства, знать о стремлении русских художников и музыкантов отразить историю в своих произведениях | ||
1 | Что есть красота. Символы красоты | |||
2 | Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка. Символы красоты. | Знать способы выражения эстетических представлений в различных видах искусства. | ||
Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве | Знать способы выражения эстетических представлений в различных видах искусства, знать о стремлении русских художников и музыкантов отразить историю в своих произведениях | |||
2 | Есть ли у красоты свои законы. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве | Знать способы выражения эстетических представлений в различных видах искусства, знать о стремлении русских художников и музыкантов отразить историю в своих произведениях | ||
Есть ли у красоты свои законы. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей — действительно существующей и порожденной фантазией художника | Развитие навыков элементарного анализа художественного образа, знать способы выражения эстетических представлений в различных видах искусства, знать о преемственности в культуре | |||
2 | Всегда ли люди одинаково понимали красоту. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в худ. произведении двух реальностей — действительно существующей и порожденной фантазией художника | Развитие навыков элементарного анализа художественного образа, знать способы выражения эстетических представлений в различных видах искусства, знать о преемственности в культуре | ||
Всегда ли люди одинаково понимали красоту. Красота в понимании разных народов, социальных групп в различные эпохи | Знать способы выражения эстетических представлений в различных видах искусства, понимать роль музея как хранителя культурной памяти, умение сопоставлять памятники искусства различных стилей | |||
1 | Великий дар творчества: радость и красота созидания. Красота в понимании разных народов, социальных групп в различные эпохи | Знать способы выражения эстетических представлений в различных видах искусства, понимать роль музея как хранителя культурной памяти, умение сопоставлять памятники искусства различных стилей | ||
1 | Как соотноситься красота и польза. Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства. Поэтизация обыденности. Красота и польза | Знать способы выражения эстетических представлений в различных видах искусства, понимать роль музея как хранителя культурной памяти, умение сопоставлять памятники искусства различных стилей | ||
5) Прекрасное пробуждает доброе 8ч | ||||
1 | Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве. Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством — это «тихая работа» (Ф. Шиллер) | Развитие навыков элементарного анализа художественного образа, | ||
1 | Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством — это «тихая работа» (Ф. Шиллер) | знать способы выражения эстетических представлений в различных видах искусства, знать о преемственности в культуре | ||
4 | Преобразующая сила искусства. Ценностно-ориентирующая, нравственная, воспитательная функции искусства. Искусство как модель для подражания. | Развитие навыков элементарного анализа художественного образа, знать способы выражения эстетических представлений в различных видах искусства, знать о преемственности в культуре | ||
1 | Преобразующая сила искусства. Ценностно-ориентирующая, нравственная, воспитательная функции искусства. Искусство как модель для подражания. | Развитие навыков элементарного анализа художественного образа, знать способы выражения эстетических представлений в различных видах искусства, знать о преемственности в культуре | ||
1 | Преобразующая сила искусства. Образы созданной реальности — поэтизация, идеализация, героизация и др. | Знание основных архетипов современного искусства, знание о полифонии стилей как основной тенденции современного искусства | ||
6 | 1 | Преобразующая сила искусства. Образы созданной реальности — поэтизация, идеализация, героизация и др. | Знание основных архетипов современного искусства, знание о полифонии стилей как основной тенденции современного искусства | |
7 | 1 | Преобразующая сила искусства. Синтез искусств в создании художественного образа спектакля | Знание основных архетипов современного искусства, знание о полифонии стилей как основной тенденции современного искусства | |
8 | 1 | Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Соотнесение чувств, мыслей, оценок зрителя с ценностными ориентирами автора художественного произведения — художника, композитора, писателя. Идеал человека в искусстве. Воспитание души. | Знать способы выражения эстетических представлений в различных видах искусства, понимать роль музея как хранителя культурной памяти, умение сопоставлять памятники искусства различных стилей | |
9 | 1 | Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Соотнесение чувств, мыслей, оценок зрителя с ценностными ориентирами автора художественного произведения — художника, композитора, писателя. Идеал человека в искусстве. Воспитание души. | Знать способы выражения эстетических представлений в различных видах искусства, понимать роль музея как хранителя культурной памяти, умение сопоставлять памятники искусства различных стилей |
№ урока | № урока в теме | Кол-во час | Разделы и темы | Федеральный государственный компонент | ||
IX класс (34 ч) 1). Воздействующая сила искусства 9ч | ||||||
3 | Искусство и власть. Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. НРК | Развитие навыков элементарного анализа художественного образа, знать способы выражения эстетических представлений в различных видах искусства, знать о преемственности в культуре | ||||
Искусство и власть. Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации | Развитие навыков элементарного анализа художественного образа, знать способы выражения эстетических представлений в различных видах искусства, знать о преемственности в культуре | |||||
Искусство и власть. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств | ||||||
2 | Какими средствами воздействует искусство? Позитивные и негативные грани внушающей силы искусства. Искусство массовой культуры, его функции. Коммерциализация искусства как неотъемлемая характеристика массовой культуры | Знать способы выражения эстетических представлений в различных видах искусства, знать о стремлении русских художников и музыкантов отразить историю в своих произведениях | ||||
Какими средствами воздействует искусство? Позитивные и негативные грани внушающей силы искусства. Искусство массовой культуры, его функции. Коммерциализация искусства как неотъемлемая характеристика массовой культуры | Знать способы выражения эстетических представлений в различных видах искусства, знать о стремлении русских художников и музыкантов отразить историю в своих произведениях | |||||
2 | Храмовый синтез искусств. Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. НРК | Знать художественные особенности стиля модерн, иметь представление о возможности выражения идеи посредством символа | ||||
Храмовый синтез искусств. Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств | Знать художественные особенности стиля модерн, иметь представление о возможности выражения идеи посредством символа | |||||
2 | Синтез искусств в театре, кино, на телевидении. Массовые и общедоступные искусства (тиражная графика, эстрадная развлекательная музыка и др.). Вкус и мода. Зрелище на службе внушения НРК | Знать художественные особенности стиля модерн, иметь представление о возможности выражения идеи посредством символа | ||||
Синтез искусств в театре, кино, на телевидении. Массовые и общедоступные искусства (тиражная графика, эстрадная развлекательная музыка и др.). Вкус и мода. | Знать художественные особенности стиля модерн, иметь представление о возможности выражения идеи посредством символа | |||||
2). Искусство предвосхищает будущее 7ч | ||||||
Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство? Порождающая энергия искусства, пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства | Развитие навыков элементарного анализа художественного образа, знать способы выражения эстетических представлений в различных видах искусства, знать о преемственности в культуре | |||||
2 | Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство? Порождающая энергия искусства, пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства | Развитие навыков элементарного анализа художественного образа, знать способы выражения эстетических представлений в различных видах искусства, знать о преемственности в культуре | ||||
3 | 1 | Предсказание в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях | Знать способы реализации ценностей, приобретаемых с помощью художественной культуры, в повседневной эстетической деятельности человека, знать способы выражения эстетических представлений в различных видах искусства Развитие навыков элементарного анализа художественного образа, навыка самостоятельной работы со справочными материалами, развитие умения фиксировать новую информацию в виде схемы, иметь представления об истории становления художественной культуры Среднего Урала, умение выделять архетипы культуры Древнего мира в мировой культуре Знать способы выражения эстетических представлений в различных видах искусства, понимать роль музея как хранителя культурной памяти, умение сопоставлять памятники искусства различных стилей | |||
4 | 2 | Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях | ||||
5 | Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях | |||||
6 | 2 | Художник и ученый. Предсказание сложных коллизий XX—XXI вв. в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве | ||||
7 | Художник и ученый. Предсказание сложных коллизий XX—XXI вв. в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве | |||||
3). Дар созидания. Практическая функция 10ч | ||||||
1 | Эстетическое формирование искусством окружающей среды | Знать способы реализации ценностей, приобретаемых с помощью художественной культуры, развитие навыков элементарного анализа художественного образа, навыка самостоятельной работы со справочными материалами, развитие умения фиксировать новую информацию | ||||
2 | Архитектура исторического города. Архитектура: планировка и строительство городов. НРК | Знать способы реализации ценностей, приобретаемых с помощью художественной культуры, в повседневной эстетической деятельности человека. | ||||
3 | Архитектура современного города. Архитектура: планировка и строительство городов НРК | знать способы выражения эстетических представлений в различных видах искусства. | ||||
4 | 1 | Специфика изображений в полиграфии | Знать художественные особенности основных стилей эпохи, знание о музыкальном искусстве как способе выражения чувств человека | |||
5 | 1 | Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества | ||||
6 | 1 | Произведения декоративно-прикладного искусства - как отражение практических и эстетических потребностей человека | Развитие навыков элементарного анализа художественного образа, знать способы выражения эстетических представлений в различных видах искусства, знать о преемственности в культуре | |||
7 | 1 | Музыка в быту. | ||||
8 | 1 | Массовые, общедоступные искусства. НРК | Знать художественные особенности основных стилей эпохи, знание о музыкальном искусстве как способе выражения чувств человека | |||
9 | 1 | Изобразительная природа кино. Музыка в кино. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении | Знать способы выражения эстетических представлений в различных видах искусства, знать о стремлении русских художников и музыкантов отразить историю в своих произведениях | |||
10 | 1 | Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов. Единство стиля в материальной и духовной культуре | Развитие навыков элементарного анализа художественного образа, навыка самостоятельной работы со справочными материалами, развитие умения фиксировать новую информацию в виде схемы, иметь представления об истории становления художественной культуры Среднего Урала, умение выделять архетипы культуры Древнего мира | |||
4). Искусство и открытие мира для себя 8ч | ||||||
Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Искусство учит видеть и чувствовать мир по-новому. Творческое воображение на службе науки и искусства — новый взгляд на старые проблемы | Развитие навыков элементарного анализа художественного образа, умение вычленять характерные черты различных направлений, определять принадлежность произведения к какому-либо из них | |||||
2 | Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Мышление научное и художественное. Выдающиеся физики и математики о роли искусства и творческого воображения в развитии науки и техники | Знать способы выражения эстетических представлений в различных видах искусства, знать о стремлении русских художников и музыкантов отразить историю в своих произведениях | ||||
1 | Литературные страницы. Мышление научное и художественное. Выдающиеся физики и математики о роли искусства и творческого воображения в развитии науки и техники | Знать способы выражения эстетических представлений в различных видах искусства, знать о стремлении русских художников и музыкантов отразить историю в своих произведениях | ||||
4 | 5 | Исследовательский проект Вопрос себе, как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства НРК | Знать способы выражения эстетических представлений в различных видах искусства, знать о стремлении русских художников и музыкантов отразить историю в своих произведениях | |||
5 | Исследовательский проект Вопрос себе, как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства | Знать способы выражения эстетических представлений в различных видах искусства, знать о стремлении русских художников и музыкантов отразить историю в своих произведениях | ||||
6 | Исследовательский проект Выдающиеся психологи и физиологи о пользе творческой деятельности человека для его физического и душевного здоровья | Развитие навыков элементарного анализа художественного образа, умение вычленять характерные черты различных направлений, определять принадлежность произведения к какому-либо из них | ||||
7 | Исследовательский проект Информационное богатство искусства. Современный синтез науки и искусства (синергетика, фрактальная геометрия, бионика и др.) на службе у человека | Знать способы выражения эстетических представлений в различных видах искусства, знать о стремлении русских художников и музыкантов отразить историю в своих произведениях | ||||
8 | Исследовательский проект Информационное богатство искусства. Современный синтез науки и искусства (синергетика, фрактальная геометрия, бионика и др.) на службе у человека | Знать способы выражения эстетических представлений в различных видах искусства, знать о стремлении русских художников и музыкантов отразить историю в своих произведениях |
- Перечень компонентов учебно-методического комплекса.
1. Примерная программа по учебным предметам. Искусство. 8 – 9 классы. – М.: Просвещение.
2. Авторская программа Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. «Искусство.8-9 классы», -М., Просвещение, 2013.
3. Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская, Учебник для общеобразовательных организаций Искусство. 8-9 классы.,- М., Просвещение, 4- издание, 2014
Информация о материально-техническом обеспечении и информационно-коммуникационных средствах представлена в Паспорте кабинет.
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПО ИТОГАМ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОГО ПРЕДМЕТА:
Знать/понимать
- иметь представление о значении искусства в жизни человека;
- понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни;
- рассматривать искусство как духовный опыт человечества;
- размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей);
- иметь представление о многообразии видов, стилей и жанров искусства, об особенностях языка изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра
и кино; - использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.
- основные виды и жанры искусства;
- изученные направления и стили мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры;
- особенности языка различных видов искусства;
- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
уметь
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
- уметь самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - "языки" разных видов искусств);
- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
- владеть основными формами публичных выступлений;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
- самостоятельного художественного творчества.
Требования к уровню подготовки учащихся IX класс
Знать / понимать:
- основные виды и жанры искусства;
- основные эпохи в художественном развитии человечества;
- об эстетических идеалах различных эпох и народов;
- основные доминанты различных эпох в развитии мировой художественной культуры;
- изученные направления и стили мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры;
- особенности языка различных видов искусства;
- основные музеи мира, своего народа и края.
- Уметь: представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно-нравственных ориентации современного человека;
- понимать функции искусства (социально-ориентирующая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее и др.);
- ориентироваться в окружающем культурном пространстве; понимать значимость народного, религиозного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой;
- понимать особенности художественного языка разных видов искусства;
- осуществлять самостоятельный поиск и обработку" информации в области искусства, используя современные технологии;
- выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;
- использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности,
при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
- самостоятельного художественного творчества;
- формирования необходимости быть в курсе современной культурной ситуации в стране и мире;
- умения отличать истинные произведения искусства от псевдоискусства, китча;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства;
- совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения над собственным культурным уровнем
5 Контрольно- измерительные материалы.
В соответствии с нормативными требованиями, для оценивания уровня подготовки учащихся использованы методические пособия:
- Тесты по мировой художественной культуре. – М.: Владос, 2001.
- Программы общеобразовательных учреждений. Литература: 5—11 классы (Базовый уровень). / Под ред. В. Я. Коровиной. — М, 2005; Сергеева Г. П. Музыка: 5—9 классы / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская — М., 2006; Изобрази¬тельное искусство и художественный труд: 1—9 классы. / Под рук. Б. М. Неменского. — М., 2005.
- Конспекты уроков по мировой художественной культуре. 9 класс. Художественная культура второй половины XIX века –начала XX века: пособие для учителя/ Л.М.Предтеченская и др. – М.: ВЛАДОС, 2004.
- Конспекты уроков по мировой художественной культуре. 10 класс. Художественная культура XVII века – 50-х годов XIX века: пособие для учителя/ Л.М.Предтеченская и др. – М.: ВЛАДОС, 2005.
- Ойстрах-Демидова Т.Л. Мировая художественная культура. Конец XIX - XX век. В 4-х частях. Ч. 1-2. – М.:5 за знания, 2007.
- Мурзина И.Я. Художественная культура Урала: Методические рекомендации, проверочные и контрольные задания: Для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ. – Ек.: Изд-во Дома учителя, 1999.
- Шилова О.Н. Как разработать эффективный учебно-методический пакет средствами информационных технологий. – М.: Интуит.ру, 2006.
- Шкарлупина Г.Д. Методика преподавания предметов культурологического цикла. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
- Мировая художественная культура. Конспекты уроков/ Сост. И.А.Лескова. - Волгоград: изд. «Учитель», 2003.
- Рыбакова О.Ю. Азбука искусств: методы преподавания курса МХК. – Волгоград, «Панорама», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа на уровень основного общего образования по учебному предмету «Обществознание» для 6-9 классов
Рабочая программа на уровень основного общего образования по обществознанию составлена на основе учебной предметной программы Козленко С. И., Козленко И. В. Обществознание (Программа курса для 6-7 кла...
Рабочая программа Английский язык Основное общее образование 5-9 класс 2014-2015 учебный год
Рабочая программа по английскому языку для 5-9 класса среднего общего образования составлена на основе авторской программы «Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Англий...
Рабочая программа по истории. Основное общее образование 5-9 классы
Рабочая программа по истории в 5-9 классах составлена в соответствии Рабочих программ: Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сфера». 5-9 классы: пособие для учителей о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ основное общее образование 7 класс
Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.), с учётом Примерной...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ основное общее образование 8 класс
Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.), с учётом Примерной...
Рабочая программа физической культуры основного общего образования 5 - 9 классов
Рабочая программа 2015года для работы в 5-9 классах ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ Основное общее образование: 5-9 классы
Программа разработана в соответствии и на основе:приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образоват...