Символ как элемент культуры
план-конспект урока по мхк (11 класс) на тему

Баянова Эльнара Марсовна

Урок по МХК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_simvol_kak_element_kultury.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

 План-конспект  урока по теме «Символ как элемент культуры»

Возрастная категория учащихся: учащиеся 11 класса

Дата проведения: 25.12.2014

Цель урока:

1) Познакомить с традиционными символами и выявить места и роли символов в различных сферах жизнедеятельности общества. Раскрыть значение новых  понятий и слов;

2) Проследить природу и генезис символа от первобытности до современности;

3) Рассмотреть религиозную символику и ее влияние на современность.

Оборудование: проектор, экран, классная доска, мультимедийная презентация, компьютер.

Вопросы изучения:

  1. Графические символы.
  2. Солярные символы.
  3. Символ креста.
  4. Свастика.
  5. Итоги.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку,  отсутствующих.

  1. Новая тема. Работа по электронной презентации.

1-й слайд – объявляется тема урока:

«Символ как элемент культуры»

Кто может жать определение понятию «символ»?   Какие символы вы знает?  Приведите примеры.

(Следующий слайд) Символика имеет огромное значение в истории искусства и литературы. Мысль и язык самым тесным образом связаны с символикой. По толкованию академического словаря русского языка, символ — это знак, изображение какой-нибудь вещи или животного для означения качества предмета.

 Записываем определение в тетрадь:

Символ — это знак, изображение какой-нибудь вещи или животного для означения качества предмета.

В понятие символа входят, не поглощая его, художественный образ, или аллегория, или сравнение. Многие символы получили необъятно широкое значение, например, символы креста, орла, рыбы.

(Следующий слайд) Изучение и интерпретацией символов занимается наука симбология. Записываем.

(Следующий слайд) Графические символы. Формы графических символов: петроглиф, пиктограмма, иероглиф, алфавит, геомитрическая фигура, запечатленное число, рисунок, живопись.  Записываем в тетрадь схему со слайда.

(Следующий слайд) Петроглиф – высеченные на скалах или камнях изображения (животных, птиц, сцен охоты, войны).

(Следующий слайд) Пиктограмма – изображение, используемое в качестве символа в ранних системах письма. Например, изображение полумесяца для обозначения Луны, волнистых линий – для обозначения воды и т. д.

(Следующий слайд) Иероглиф – фигурный знак, обозначающий целое понятие, или какое-то слово, или отдельный слог, или звук речи.  Первоначально иероглифами называли священные, высеченные на камне письмена, преимущественно египетские.

Хотя письменность была шагом вперед по сравнению с примитивизмом древнего символизма, знаки письменного языка никогда не смогли полностью заменить символов, которые процветали даже в высококультурных обществах цивилизованного мира. Более того, мысль и язык самым тесным образом связаны с символикой, поэтому сам язык и письменное слово стали приобретать особое символическое значение, превращаться в некий символический код. Письменности приписывали божественное происхождение, а буквы, цифры, слова считали лишь формами ее проявления.

(Следующий слайд)  Переходим к солярным символам. Делаем подзаголовок – солярные символы.

Сферу материальной и духовной культуры наших предков составляли, прежде всего, взаимоотношения с природой. Находясь в полной зависимости от ее стихий, человек искал пути гармоничного сосуществования с ними в культовых верованиях в силы природы. Для взаимодействия с окружающим миром в древности была выработана целая система сакральных знаков, наделенных магическими функциями защиты от тех или иных стихий, контактов с ними, проникновения в иные сферы. Мир был полон для древнего человека сверхъестественных сил, которые, по его представлениям, были опасны, а потому знаки стали частью ритуала, пронизывающего все стороны жизни.

Главные символы древности были посвящены солнцу, земле, воде. Наиболее многозначными и распространенными из них были солярные знаки. Они употреблялись в культурах всего мира. Предыстория их восходит к эпохе верхнего палеолита, когда формировались главные типы священных изображений и предметов, связанных с первобытными культами. Согласно археологическим и этнографическим исследованиям наиболее распространенным этот знак был у восточных славян.

Источник жизни на земле, мерило времени и пространства – солнце имело большое значение в жизнедеятельности людей, было одной из главнейших основ формирования философского мировоззрения древнего человека. И до сих пор в отдаленных уголках страны его называют «ликом Божьим», «оком Божьим». Древние люди хотели вместить в знак всю силу и магию небесного светила. Так солярные символы стали способом передачи понимания мироустройства Вселенной, отражением значения Солнца и попыткой призвать его к себе на помощь.

(Следующий слайд) Одним из древнейших солярных знаков, известных человечеству, был равноконечный прямой крест. Его называют знаком знаков. В культурах многих народов он символизировал жизнь, плодородие, бессмертие, единство духа и материи, служил охранительным, религиозным символом, по верованиям древних приносил удачу и процветание. По мнению ряда ученых, он появился за много тысячелетий до возникновения христианства и был широко распространен в различных уголках земли. У прямого креста насчитывается более 400 форм, каждая из которых имеет свое происхождение и назначение.

Есть даже крест, представляющий собой две скрещенные деревянные палочки. Такой знак служил не только символом солнца и вечной жизни, но и обретения огня, который по преданиям добывался первоначально путем трения двух перекрещивающихся палочек.

Как солярный знак прямой крест выражал присутствие солнечного света на всех четырех сторонах света, (географические координаты – восток-запад, юг-север). Он мог также символизировать четыре стихии: воду, огонь, воздух, землю. Все части креста по отдельности имели также свою символику, нередко пересекающуюся с солярной. Так, точка пересечения верха-низа трактовалась как символ слияния двух противоположностей, крайние точки верха и низа обозначали дни зимнего и летнего солнцестояния, правая и левая точки – дни весеннего и осеннего равноденствия.

Окружность креста символизировала годовой путь земли вокруг солнца, а горизонтальная линия – земное пространство. Крест нередко оказывался также частью других, более сложных знаковых систем. Отсюда, считает Б.А. Рыбаков, и произошли такие устойчивые выражения: «пустить на все четыре стороны», «со всех четырех сторон», оглядеться «окрест», «окрестности», перекрестки путей и др.

(Следующий слайд) Но главное значение в кресте было все-таки солярное. Остановимся лишь на наиболее распространенных вариантах солярных знаков-крестов, каковым, например, является простой равноконечный крест, названный греческим. Это знак максимально сконцентрировал в себе сакральный смысл, описанный выше. Его линии перпендикулярны друг другу и пересекаются в середине. Греческий крест считается самой древней формой креста и встречается почти повсеместно во время археологических раскопок. Наибольшее хождение он получил в Византии, а затем стал и русским христианским крестом.

(Следующий слайд) Равноконечный крест в круге особенно почитали кельты. Крест так и вошел в историю под названием кельтского. Его называют еще солнечным крестом. В Ирландии он был известен задолго до VIII века. Кельтский крест, несмотря на свое название, знаком всем индоевропейцам, в том числе славянам.

(Следующий слайд) Значимым у древних египтян был крест анх (круксансата, или крест с рукояткой), где сам крест символизировал жизнь, круг – вечность, а их соединение – бессмертие. Древние египтяне верили, что этим крестом как ключом можно открыть ворота смерти.

(Следующий слайд) Другая разновидность прямого креста, вписанного в круг, – лепестковый крест. Прямые лучи в нем изображены в виде лепестков, тянущихся к солнцу.

(Следующий слайд) От палеолита до XIX в. в традиционных культурах разных народов достаточно часто встречается косой крест. Самые ранние формы этого знака выполняли роль оберегов жилищ и использовались как орнаментальный мотив. В посленеолитическое время знак переосмысливается и символизирует солнце.

(Следующий слайд) Во всех перечисленных случаях прямой крест символизировал солнце неподвижное. Солнце в движении изображал другой знак – свастика, более известный в его негативном и менее в его истинном значении, которое заключено в самой этимологии этого слова. В переводе с санскрита двукоренное слово свастика означает: су – добро, асти – быть. Свастика – один из самых загадочных символов древности.

Существует очень много концепций как отечественных, так и зарубежных ученых о происхождении данного символа и его видах. И это не удивительно, потому что свастика – многосложный сакральный знак, многокомпонентный символический образ одного из главных организующих начал древнего космоса.

Среди видов солярной символики она очень близка к прямому кресту. По одной из гипотез, свастика – это результат постепенного изменения изначального символа солнца – круга в крест. (Рисунок на доске). Со временем, как считают сторонники этой концепции, для отражения движения светила по небосводу знаку придали динамичность. Так, согласно этой теории, произошел ломаный крест с загнутыми концами.

(Следующий слайд) Одно из его космологических значений – «крест в движении» или круговое движение солнца, круговорот в природе, годовое вращение, взаимосвязь и взаимозависимость стихий.

В древности бытовало два вида ломаного креста, каждый из которых имел свое значение. Знак с концами, закрученными по часовой стрелке, назывался свастикой. Он символизировал дневное движение Солнца по небосклону, которое называлось посолонь. После захода Солнца, по представлениям древних людей, оно двигалось под землей и называлось ночным, подземным, а его движение – противосолонь. Концы этого знака были загнуты против часовой стрелки, а сам он именовался саусвастикой и ассоциировался с пассивным началом. В древности имелись прецеденты одновременного применения свастики и саусвастики как отражения естественного миропорядка Вселенной: суточный цикл дня и ночи, времен года, рождения и смерти.

Известна и архаическая спиралевидная форма свастики. Начертания знака были обнаружены уже на первобытных стоянках древнего человека. До сих пор во многих местах Евразии археологи находят многочисленные украшения, сделанные из камня, мамонтовой кости, на которых изображены свастические знаки.

Археологические находки подтверждают присутствие этого знака во всех традиционных культурах мира. Эту символику использовали почти все религиозные конфессии.

По данным археологической науки, по масштабам применения свастики Россия превосходит Индию и Европу. В культуре древних славян, согласно исследованиям Б.А. Рыбакова, свастика появилась еще в эпоху верхнего палеолита. Считается, что у славянских племен насчитывалось не менее 144 видов свастики. Некоторые из них получили свои народные названия: ковыль – ветер, заяц – лучик солнца, солнечный зайчик, огнивец и др.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

На самом деле наш сегодняшний урок прошел вне рамок школьной программы, но тема символов дополняет и продолжает некоторые темы. Важность изучения данной темы также заключается в ее актуальности.

Что вам запомнилось?

Узнали ли вы что-то новое?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знаки (символы) химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Разработка урока химии в 8 классе "Знаки химических элементов. Периодическая система Д.И.Менделеева" с применением образовательных технологий....

Урок-презентация "Элементы текста. Форматирование символов"

Разработка урока-презентации по теме: "Элементы текста. Форматирование символов"...

Тематический тест "Названия и символы химических элементов ПСХЭ Д.И. Менделеева. 1-10 "

Тематический тест "Названия и символы химических элементов ПСХЭ Д.И. Менделеева. 1-10 "...

Тематический тест "Названия и символы химических элементов ПСХЭ Д.И. Менделеева. 1-20 "

Тематический тест "Названия и символы химических элементов ПСХЭ Д.И. Менделеева. 1-20 "...

"Матрешка-символ Российской национальной культуры"

Изготовление матрешки из фоамираны и кружевной ленты...