Исследовательская работа «Развитие теории авангарда»
материал по мхк по теме

Фрагмент исследовательской работы "« Авангарда и поп-арта - два полюса»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_teor.avangarda.docx34 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Автор: Урядова  Ю.Ю.

                                  «Развитие теории авангарда»

А по набережной легендарной

Приближался не календарный —

Настоящий Двадцатый Век.

А. Ахматова

При всей сложности переплетения разных художественных направлений в искусстве XX века, отчетливо прослеживаются две основные тенденции: поиск новых реалистических форм и отход от принципов реалистической системы,которая была присуща европейскому искусству еще с эпохи Ренессанса.  Это «новое» искусство, каждый раз выступающие с позиции открытия новых путей и поэтому называемое авангардом[1].  

В анналах истории мирового искусства нет точной даты рождения искусства авангарда. Однако известно, что сам термин «авангард» (фр. «avant-garde») был перенесен из сферы военного дела в область художественной деятельности в 1885 году Т. Дюре в Париже. [2]( Бурные на художественные открытия 1880-е годы подготовили почву для рождения авангардного искусства.

Н. С. Сироткин писал: «Обобщающих теоретических работ об авангарде крайне мало, и не только у нас, но и на Западе – я имею в виду такие работы, которые более или менее отчётливо отграничивали бы авангардизм от других художественных явлений, определяли его специфические черты и т. д. Почему это так? Я думаю, причина именно в том, что авангард нельзя исследовать, ограничиваясь методами литературоведения – метод неадекватен объекту: перед нами больше (или меньше), чем искусство».[3]

Авангард формировался в рамках стиля модерн, заимствуя лучшие его черты. Но эстетика романтизма еще раньше внесла  черты будущего художественного явления, вводя зрителей в мир полный подсознательных фантастических образов и мистики. Авангард оказался созвучным мучительным поискам интеллигенции, воплощением мечты о творческой свободе. Вторгаясь как никогда в мир техники, науки, политики, мифологии, различных культурных обычаев, авангард в тоже время постоянно контактировал  с обыденной жизнью. Общеизвестно, что искусство авангарда несколько  трудно для понимания. В целом это происходит потому, что он обладал сложным художественным языком и был наставлен на создание искусства будущего. При этом авангард соответствовал реалиям настоящего и вскоре органично вошел в культурную жизнь общества. К нему степенно привыкли, так как авангардное мышление, его методы проектирования широко проникали в конструирование вещей и механизмов, в создание музеев и галерей, представляющих свои залы для работ авангарда. Как правило, авангард рассматривается в хронологическом ряду появления отдельных стилей: фовизм,     экспрессионизм, кубизм и п.р. Но становление авангарда было более сложным и многогранным, и будет неверно выделять только один путь его развития от одного «изма» к другому. К сожалению, до сих пор остается открытым вопрос, какое течение или направление является в нем «первым», а название какого стиля порой носит чисто формальный характер. Множество искусствоведов и историков  занималось этим вопросом.  Одни связывают его появление  с поздним импрессионизмом, другие - с символизмом, третьи - с развитием фовизма и экспрессионизма, кубизма и дадаизма.[4]

Если вникнуть в суть проблемы, мы увидим, что уже в импрессионизме появляются первые признаки нового искусства, которые выражались в отходе от реалистических принципов изображения и сюжетно-изобразительного начала, в открытии новых художественных ценностей. Близким к авангарду воспринимался и  символизм, в котором очевидны тенденции отказа искусства отражать реальную действительность.

Можно смело сказать, что искусство авангарда рождалось в бурное время и в бесконечных спорах, которые велись на страницах газет и журналов, в экспозициях многочисленных выставок и художественных галерей. Здесь часто  экспонировались совершенно разные по мироощущениям  и  стилям картины.

        Но вероятнее всего, что первыми «измами» XX века можно назвать фовизм и экспрессионизм, ставшие символами новой «атмосферы» в искусстве. В кубизме и абстрактном искусстве уже наблюдается приоритет условных художественных средств выражения, поиск новых пластических форм. Каждый из последующих стилей  авангарда отвергал предшествующее искусство, стараясь доказать его несовершенство.

   Начало истории авангарда принято  с появления целой группы школ, направлений и течений, возникших в нескольких художественных столицах мира: Париж, Мюнхен, Петербург. Художники, представлявшие какое-либо новое художественное направление, отличались многогранностью своей деятельности, которая получила свое воплощение в поэзии и прозе, живописи, скульптуре, музыке, театре, кино, драматургии.  

Проходя разные стадии своего развития, авангард был близок как к элитарному, так и массовому искусству. В своих теоретических декларациях авангардисты говорили обычно «Мы», при этом, не забывая о формуле «Я и общество».

Не испытывая дефицита новых идей, авангард пытался обосновать их теоретически. Авангард часто вторгался в сферу техники, социологии и психологии. Таким образом, он значительно расширил сферу искусства как такового. Атрибутами искусства авангарда можно считать китч, использование детского рисунка и слова, обращение к искусству первобытных форм народов Африки и Австралии. Авангард принес собой новый взгляд и на использование средств изобразительного искусства, где присутствуют элементы коллажа и материалы, напрямую связанные с индустриальной техникой. Первое впечатление о встречи с объектом авангардистского творчества, видно, что оно отказывает искусству как таковому в прямой изобразительности и отрицает познавательные функции. [5]

Историю авангарда связывают непосредственно с последним десятилетием XIX началом XX века.  Этот стиль смешивает в себя такие художественные явления как, символизм, неороматизм, постимпрессионизм, неоакадемизм и др. Но  всех их объединяло обращение к символу, как художественному знаку. Так, у фовистов  символ близок к понятию иероглифа, а кубисты уже разрабатывают символ как конструкцию знака. У экспрессионистов символ выступает душевный мир человека, а футуристы обращаются к таинствам символа, когда сам образ дается лишь намеком. Поэтому и искусство этого времени представлялось в виде намека, лишенного зрительной определенности образов. Неуловимость символа требовала от зрителей домысливания увиденного. В манифестах идеологов авангардного искусства делались попытки объяснить, как следует понимать и видеть новый художественный мир.

Так, например, В. Кандинский призывал к «переживанию» тайной души «всех предметов». 

Однако подлинным символом времени была музыка, которая в силу своей безграничной ассоциативности оказалась, как никогда, соразмеренной новому художественному пространству изобразительного искусства. Недаром художники стали создавать произведения, напрямую связанные с музыкальными ассоциациями. Здесь стоит вспомнить «Музыку» А. Матисса, н апоминающая детский рисунок. Работа показывает пятерых людей неопределенного возраста. Один из них играет на скрипке, другой, сидящий рядом, – на духовом инструменте, трое остальных присели в стороне от играющих. Небо на картине – насыщенно-синее, деревья – ярко-зеленые, тела людей – красные. Решение картины типично для того времени и для творчества Матисса: с помощью контраста значительных по площади и объему плоскостей чистых цветов рождаются новые «ноты», заменяющие всю цветовую гамму. Сам цвет, по большому счету, и является непосредственным сюжетом работы.

Теория В. Кандинского так же говорит о соответствии музыки и цвета. Невозможно не отметить названия картин П. Синьяка «Адажио» и «Симфония» и   футуристический опыт создания шумовой музыки, «летающую» скрипку М. Шагала. У истоков авангардизма стояла цветомузыка, «скульптуро-живопись», «театр людей, шумов и запахов».

На рубеже XIX и XX столетий на Западе новые социальные идеи органично воплощались в новой художественной форме. В России же в то время еще господствовали традиционные формы отображения действительности, особенно характерные для искусства передвижников. Наступающее время перемен несло с собой драматизм разрушения привычного художественного мышления, прежних художественных структур, в них явственно ощущались тревога и разочарование, которые нес с собой новый XX век. Тогда это все воспринималось как упадок, «декадентство», насмешка над привычным пониманием прекрасного. Даже импрессионизм в глазах русского зрителя был слишком смелым и многим непонятным в своих художественных поисках. Российская культура медленно освобождалась от литературности и исключительной роли писателей, которые традиционно для России выступали в роли пророков. Художники новой волны были еще мало известны, в то время как передвижники воспринимались на Западе скорее как бытописатели. [6]

 Рассматривая авангард как «теорию» необходимо выделить характерные черты большинства  феноменов относящихся к нему. В первую очередь это  осознанный заостренно экспериментальный характер и революционно-разрушительный пафос относительно традиционного искусства , в вторых протест против традиционных ценностей культуры (истины, блага, святости, прекрасного) и резкое  противление  всему, что представлялось их создателям и участникам ретроградным, консервативным, обывательским, буржуазным, академическим; в визуальных искусствах и литературе - демонстративный отказ от утвердившегося в XIX в. "прямого" (реалистически-натуралистического) изображения видимой действительности, или - миметического принципа. В-третьих это безудержное стремление к созданию принципиально нового во всем и, прежде всего, в формах, приемах и средствах художественного выражения; а отсюда и часто декларативно-манифестарный и эпатажно-скандальный характер презентации представителями авангарда самих себя и своих произведений, направлений, движений и т. п.; стремление к стиранию границ между традиционными для новоевропейской культуры видами искусства, тенденции к синтезу отдельных искусств и их взаимопроникновению.

Так же возможно отметить что ряд «представителей»  среди направлений  являли собой некую условную классификацию. Все искусство авангарда обычно делят на два периода, до 50-х гг. и после.

К первому периоду авангарда относятся такие течения:

  1. абстракционизм с его  отказом от изображения форм визуально воспринимаемой действительности, от изоморфизма и ориентирования исключительно на выразительные, ассоциативные, синестезические свойства цвета, неизоморфных абстрактных цвето-форм и их бесчисленных сочетаний. Главными практиками и теоретиками данного направления были П.Мондриан и В.Кандинский.
  2. супрематизм (от лат. supremus — наивысший) — одно из направлений  живописи, созданное в середине 1910-х гг. К. Малевичем, цель которого выражение реальности в простых формах которые лежат в основе всех других форм физического мира. В супрематических картинах остутствует представление о «верхе» и «низе», «левом» и «правом» — все направления равноправны, как в космическом пространстве. Пространство картины больше неподвластно земному тяготению, оно перестало быть геоцентричным. Возникает самостоятельный мир, замкнутый в себе, и в то же время соотнесенный как равный с универсальной мировой гармонией

3. Конструктивизм – возникший  в России в среде материалистически ориентированных художников и архитекторов под прямым воздействием технического прогресса и демократических настроений революционной общественности. В противовес традиционным художественным категориям конструктивисты выдвинули понятие конструкции в качестве главного принципа организации произведения. Под конструкцией  понимался некий рационалистически обоснованный принцип композиционной организации произведения, в котором на первое место выдвигалась функциональность. В конструктивизме существовало два основных направления: отвлеченный конструктивизм, близкий к геометрическому абстракционизму и  не преследовавший утилитарных целей и«производственно-проектный», направленный на художественное конструирование предметов утилитарного назначения и блоков среды обитания человека.

4. Футуризм очарованный  шумом новой техники (гудки паровозов и клаксонов, рев моторов) красотой всех новациях технического прогресса, в революций и войн,  стремилсь выразить ее в живописи путем создания напряженных динамических полу-абстрактных полотен. Многие исследователи считают его  предвестником поп-арта.

5. Дадаизм. Одно из наиболее бунтарских, скандальных движений авангарда, культивировавшее пафос разрушения всего и вся, эпатаж как таковой, протест против всего. Возникло во Франции в среде эмигрантской художественной молодежи в разгар Первой мировой войны, просуществовало с 1916 по 1922 гг.

Главные теоретики и организаторы Т.Тцара и Х.Балль.[7]

6. Сюрреализм его  эстетика опирается на идеи романтиков, символизма, интуитивизма, фрейдизма, герметизма и некоторые восточные мистико-религиозные и оккультные учения. По определению Бретона ("Манифест сюрреализма" 1924г.),сюрреализм  - "чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить устно или письменно, или любым другим способом реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений... Сюрреализм основывается на вере в высшую реальность; на ассоциативных формах, до сих пор остававшихся без внимания; на всевластии мечты, на неутилитарной игре мысли…"[8] Главные представители: А. Бретон, М. Эрнст, А. Массон, С. Дали.

7. Экспрессионизм. Его суть заключается в обостренном, часто гипертрофированном выражении с помощью исключительно художественных средств и приемов чувств и переживаний художника, иррациональных состояний его души. Сам прием экспрессивного выражения с помощью цвета, формы, пластики тех или иных экстремальных состояний человеческой психики, глубинных движений души и духа человека встречается в истории искусства с древних времен. Но, как определенный стиль он возник только в XX веке. В европейском авангарде на разных этапах своего творчества к экспрессионизму примыкали или создавали отдельные экспрессионистские работы многие художники. Среди них можно назвать В.Кандинского, М.Шагала, П.Пикассо, М.Бекманн, А. фон Явленский, Г.Грос, О.Дикс, О.Кокошка, Э.Шиле,  Ж.Руо и Х.Сутин.[9]

Второй период авангарда (1950-е гг.) был ознаменован развитием искусства поп-арта, который многими воспринимался как «переходный» стиль, а  в середине 1960-х годов настает время неоавангарда.

Искусство авангарда развиваясь неравномерно, переживая спады и подъемы, ускользая от предрекаемой «кончины», он был и остается труден для понимания. Во многом потому, что он запрограммирован на «непонимание»; поэтому в истории его создания так много неясного; его могли понимать только сами создатели, да и в этом полной уверенности нет. Однако это не мешает ему функционировать в обществе; познавательной же программы никто и не требует. Искусство занималось тем, что укрепляло стабильность общества; авангард создает проекты будущего.



[1] Ильина Т.В История искусства

[2] Турчин,По лабиринтам Авангарда

[3] http://avantgarde.narod.ru/autors/ns.htm

[4] 1.        Авангард в культуре ХХ века. 1900-1930. Теория. История. Поэтика (комплект из 2 книг): — Санкт-Петербург, ИМЛИ РАН, 2010 г.- 1304 с

[5] 9.        Ранний авангард: Е. Мурина — Санкт-Петербург, Галарт, 2008 г.- 184 с.

[6] Энциклопедия живописи от французского импрессионизма до русского авангарда: — Москва, Эксмо, 2010 г.- 1008 с.

[7] Дадаизм и дадаисты: В. Д. Седельник — Санкт-Петербург, ИМЛИ РАН, 2010 г.- 552 с.

[9] http://slovari.yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа: "Развитие ключевых компетенций руководителей муниципальных общеобразовательных учреждений"

Моя научно-исследовательская работа Первого Международного научно-практического заочного (дистанционного) семинара по теме: "Ключевые компетенции директора школы как фактор повышения качества образова...

Исследовательская работа: "Развитие личности обучающихся на уроках английского языка."

Разработка открытого урока в 7 классе по теме: «Основные обычаи и традиции Англии». Тема:The main customs and traditions of England. Цель урока: формирование коммуникативных умений и навыков...

Исследовательская работа «Развитие критического мышления старшеклассников на уроках литературы»

Исследовательская работа «Развитие критического мышления старшеклассников на уроках литературы»...

Исследовательская работа «Развитие критического мышления старшеклассников на уроках литературы»

Исследовательская работа «Развитие критического мышления старшеклассников на уроках литературы»...

Исследовательская работа: "Развитие гибкости у детей младшего школьного возраста"

Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту. Исследования подтверждают необходимо...

Исследовательская работа:"Применение теории множеств при решении задач"

Представляю Вашему вниманию исследовательскую работу ученицы. В работе представлены идеи и приёмы использования элементов теории множеств при решении задач, которые позволяют упростить решение и исклю...

Исследовательская работа по теории вероятности

Исследовательская работа по теме «Теория вероятностей вокруг нас»...