Главные вкладки

    "Образ человека в эпоху Античности и Ренессанса (общее и отличие)"
    план-конспект урока по мхк (10 класс) по теме

    Разработка урока "Образ человека в эпоху Античности и Ренессанса (общее и отличие)"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obraz_cheloveka_v_epohu_antichnosti_i_renessansa_2.docx21 КБ

    Предварительный просмотр:

    "Образ человека в эпоху Античности и Ренессанса (общее и отличие)".

    Цель урока: ввести учащихся в атмосферу эпохи Ренессанса; понимание учащимися, что Возрождение не есть простое повторение античных традиций.

    Задачи: - Ознакомить с ренессансным представлением о месте человека в мире и его возможностях;

    - Выявить новизну отношения к художнику в эпоху Ренессанса.

    - Выявление отличий портретного искусства Античности и Ренессанса.

    -Развитие у учащихся способностей к анализу художественных произведений.

    ХОД  УРОКА.

    В качестве пролога к уроку - история, приключившаяся с Леонардо да Винчи: Леонардо ежемесячно получал от Пьеро Содерини содержание. Однажды, когда он пришел в банк, чтобы получить причитающееся, кассир хотел ему выдать несколько кульков с грошами, но Леонардо не пожелал брать, заявив: "Я - не грошовый живописец".

    Чтобы понять, какой смысл вложил великий живописец в свои слова и что оказалось для него важнее, чем деньги (а жил он только тем, что зарабатывал),- обратимся к предыстории.

    В средние века к художникам относились так же, как к плотникам, каменщикам, чулочникам и другим ремесленникам. В ту эпоху с обликом художника традиционно были связаны представления об озорных и непристойных выходках, об уме попалам с придурью, к тому же художникам, подобно ремесленникам, приходилось объединяться в цеха. В эпоху Возрождения это представление менятеся. Чтобы понять, почнему так происходит, попробуем ненадолго стать философами и прокомментировать отрывок из трактата флорентийского философа XV века Пико делла Мирандолы "Речь о достоинстве человека". В трактате говорится о том, что Бог задумал сотворить человека, "чтобы был кто-то, кто оценил бы смысл такой большой работы (т.е. сотворение мира), любил бы ее красоту, восхощался ее размахом... Принял Бог человека и сказал: "Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобно обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал в себя образ, который ты предпочитаешь".

    Вопросы:

    1. Какое слово является ключевым в данном тексте? (Человек)

    2. Куда, по мнению Мирандолы, поставил Бог человека? (в центр мира)

    3. Каким же создал Бог человека, по мнению флорентийского философа? (свободным и славным мастером, который сформирует себя в тот образ, который сам предпочитает)

    Вывод: в центре мироздания - свободный человек, которому подвластно все. Эта идея является КЛЮЧОМ к пониманию эпохи.

    Тест: видеоряд из произведений искусства Античности, средних веков, Ренессанса. Необходимо классифицировать по эпохам. Например,

    1. Мирон "Дискобол".

    2. Микеланджело "Давид".

    3. Микеланджело "Оплакивание Христа".

    4. Поликлет "Дорифор ".

    5. Христос благославляющий. Собор в Амьене.

    6. Коронование  Марии (конец XIII века, резьба по слоновой кости, готика).

    В результате классификации  произведения должны быть разделены на 3 группы: 

    1) эпоха античности (3 и 6)

    2) средние века (1 и 4)

    3) эпоха Ренессанса (2 и 5)

    Вопрос: произведения каких эпох близки друг другу и почему? (античности и Возрождения, потому что, в отличие от средневекового искусства, для искусства этих эпох характерен интерес к человеку).

    Проблема: Искусство Возрождения – это качественно новая эпоха в развитии культуры или всего лишь возрождение культурных традиций античности?  

    Образ человека в эпоху античности и Ренессанса (общее и отличие).

    Видеоряд:

    1. Леонардо да Винчи "Портрет Моны Лизы".

    2. Рафаэль "Автопортрет".

    3. Андреа дель Сарто "Портрет молодого человека".

    Вопрос: что вы заметили общего в портретах эпохи Возрождения? (В результате обсуждения учителем формулируется окончательный вариант ответа: на портретах Ренессанса лица всегда даны крупным планом. Они красивы, иногда с неправильными чертами лица, но очень индивидуальны).

    Видеоряд:

    1. Лисипп "Портрет Александра Македонского".

    2. Голова статуи Антиноя в виде Диониса

    Итог обсуждения формируется учителем: в античности есть жанр портрета, но это скорее не портрет данного человека, а изображение некого человеческого типа. Он безличен (имперсонален).

    Видеоряд:

    1. Поликлет "Дорифор".

    2. Пракситель "Гермес с младенцем Дионисом".

    3. Фидий "Афина Парфенос".

    Вопрос: как можно офарактеризовать гармонию античного искусства? (После обсуждения окончательный вариант ответа формулируется учителем: Гармония античного искусства спокойна и созерцательна).

    Видеоряд:

    1. Микеланджело "Давид".
    2. Микеланджело "Оплакивание Христа"
    3. Микеланджело "Окованный пленник", "Моисей".

    После обсуждения: в произведениях Ренессанса выразилась и претворилась колоссальная воля человека, иногда чрезмерная, но демонстрирующая возможность самостоятельности и независимости.

    Таким образом, мы видим, что для Античности и Ренессанса большую роль играет образ человека. В этом основа их общности, но эпоха Возрождения относится к человеку как к существу самостоятельному, обладающему свободной волей и потому имеющему право на индивидуальность. В античности же человек ощущает себя лишь частицей Вселенной, зависящей от богов, внешних сил.

    Ренессанс

    Античность

    1. На портретах лица даны всегда крупным планом, они красивы, иногда с неправильными чертами лица, но очень индивидуальны.

    1. Есть жанр портрета, но это скорее не портрет данного человека, а изображение некого человеческого типа. Он безличен

    2.В произведениях выразилась и претворилась колоссальная воля, иногда чрезмерна, но демонстрирующая возможность самостоятельности и независимости.

    2. Гармония спокойна и созерцательна.

    3. Возвышение индивидуальности.

    Ренессанс не есть простое повторение античных традиций. Ренессанс есть их новое осмысление.

    Решите тест

    1. Человек эпохи Возрождения - это:

    А) Представитель победоносного, разумного и

         прекрасного рода.

    Б) Человек неудовлетворенный, жаждущий

         недосягаемой справедливости.

    В) Образ волевого, интеллектуального человека –

         творца своей судьбы, творца самого себя.

    1. Человек эпохи Возрождения - это:

    А) Представитель победоносного, разумного и

         прекрасного рода.

    Б) Человек неудовлетворенный, жаждущий

         недосягаемой справедливости.

    В) Образ волевого, интеллектуального человека –

         творца своей судьбы, творца самого себя.

    3. Задачей гуманистов эпохи Возрождения становится:

    А) воспроизводить образ не реального, а

         потустороннего мира, пользуясь языком символов

         и аллегорий.

    Б) напряженный интеллект к собственному  

         внутреннему миру, неустанная работа,

         самопознание.

    В) учение о жизни в согласии с природой и

         ограничение насущных потребностей.

    Вопрос: почему изменилось отношение к художникам в эпоху Ренессанса? (потому, что изменилось отношение к человеку).

    Учитель: Таким образом, в эпоху Возрождения творческие способности человека впервые осознаются как ценность, тогда как в средние века на человека смотрели лишь как на исполнителя воли божьей. Потому формируется новый образ художника, который стал выделяться из общей массы ремесленников, так как, в отличие от плотника, чулочника и пр., мастерство художника - это работа не только рук, но и ума. Художник способен творить новое, тогда как ремесленник бесконечно тиражирует уже созданное. Сосредоточенность, тишина, одиночество отныне будут ассоциироваться с образами художника. 

    Мастерские художников в эпоху Возрождения во многом становились центрами интеллектуальной жизни, в них заглядывали и ученые, и философы, и аристократы. В мастерских художников не только работали, но и вели прекраснейшие речи и важные диспуты, потому мастерские художников в эпоху Ренессанса иногда называли АКАДЕМИЕЙ БЕЗДЕЛЬНИКОВ.

    Домашнее задание:

    1. Написать комментарий к словам Леонардо "Я - не грошовый живописец"

    2. Опережающее задание: опираясь на полученные на уроках истории и литературы знания, подумать, почему именно Италия становится центром культуры Ренессанса.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА»

    Цель  урока:1. Познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека2. Развивать навыки овладения техникой рисования3. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности4. Учить в...

    Презентация по МХК "Художественная культура эпохи Античности" 10 класс

    Изображения плана и самого лабиринта Кносского дворца, иллюстрации к произведениям Гомера, образцы чернофигурных и краснофигурных ваз, статуи куросов и кор, древнегреческий театр....

    Урок биологии «Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них».

    Урок знакомит учащихся с основными группами доказательств происхождения человека от животных, которыми располагает современная биологическая наука, формируеть умение сравнивать человека с д...

    Час творчества для обучающихся 7класса «Образ женщины разных эпох»

    Час творчества  для обучающихся 7класса «Образ женщины разных эпох». Разработка внеклассного мероприятия.Ссылка на презентацию: https://yadi.sk/i/ww71k-M8dpzyu...

    Презентация "Образ человека в эпоху Античности и Ренессанса (общее и отличие)"

    Презентация к уроку "Образ человека в эпоху Античности и Ренессанса (общее и отличие)"...

    Презентация к уроку Изо "Образ человека. Женский образ русских сказок"

    Презентация к уроку Изо "Образ человека. Женский образ русских сказок"...

    Презентация к уроку Изо "Образ человека. Женский образ"

    Презентация к уроку Изо "Образ человека. Женский образ"...