Проблема человека в философии эпохи Античности и Возрождения
статья по обществознанию

Рунова Мария Александровна

 

Проблема человека является одной из центральных проблем философии.

Что такое человек? Откуда он пришел в этот мир? В чем смысл человеческого существования? Ответы на эти и многие другие вопросы волновали мыслителей каждой исторической эпохи. Каждая философская школа стремилась разгадать тайну человека, раскрыть тайну его бытия.

 

В философии эпохи античности человек впервые выделяется качестве отдельной философской проблемы, затрагиваются вопросы происхождения, сущности, специфических качеств, цели и предназначения человека.

В вопросе о происхождении человека возникают первые наивно-материалистические концепции. Так, Фалес считал, что люди произошли от рыб. Анаксимандр полагал, что человек произошел от животного, а животные возникли из влаги. Представитель римской философии Лукреций Кар утверждал, что человек не сотворен богом, а появился под воздействием солнечного тепла.

В вопросе о сущности человека в античной философии доминировала космоцентрическая концепция. Ее суть была изложена Демокритом. Он считал, что человек есть микрокосм (малый мир), подобный макрокосму (Вселенной). Протагор, один из первых европейских философов, поставивших проблему человека в центр философского знания, утверждал, что "человек есть мера всех вещей". Тем самым он подчеркивал, что человек – главное действующее лицо бытия, что любые знания, любые ценности, законы и обычаи относительны и должны быть соизмеримы с человеком конкретного времени.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сочинение


Проблема человека является одной из центральных проблем философии.

Что такое человек? Откуда он пришел в этот мир? В чем смысл человеческого существования? Ответы на эти и многие другие вопросы волновали мыслителей каждой исторической эпохи. Каждая философская школа стремилась разгадать тайну человека, раскрыть тайну его бытия.

В философии эпохи античности человек впервые выделяется качестве отдельной философской проблемы, затрагиваются вопросы происхождения, сущности, специфических качеств, цели и предназначения человека.

В вопросе о происхождении человека возникают первые наивно-материалистические концепции. Так, Фалес считал, что люди произошли от рыб. Анаксимандр полагал, что человек произошел от животного, а животные возникли из влаги. Представитель римской философии Лукреций Кар утверждал, что человек не сотворен богом, а появился под воздействием солнечного тепла.

В вопросе о сущности человека в античной философии доминировала космоцентрическая концепция. Ее суть была изложена Демокритом. Он считал, что человек есть микрокосм (малый мир), подобный макрокосму (Вселенной). Протагор, один из первых европейских философов, поставивших проблему человека в центр философского знания, утверждал, что "человек есть мера всех вещей". Тем самым он подчеркивал, что человек – главное действующее лицо бытия, что любые знания, любые ценности, законы и обычаи относительны и должны быть соизмеримы с человеком конкретного времени.

Платон сущность человека усматривал в его вечной и бессмертной душе, вселяющейся в тело при рождении. Она (следовательно, и человек) восприимчива к знанию. В этом Платон видел родовое (общее) отличие человека от животного. А на видовом (частном) уровне человек отличается от животного своими внешними особенностями. На основе этих отличий Платон сформулировал одно из первых определений сущности человека:«Человек существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях». В силу того, что душа человека бессмертна, а тело смертно, человек дуалистичен, считал Платон. В этой дуалистичности заложен вечный трагизм человека – тело тянет его в животный мир, а душа – в божественный  мир идей.

Вершина античной философии – Аристотель – впервые определил сущность человека через его социальные качества. В "Никомаховой этике" он отмечал, что "человек по природе существо общественное", а в "Политике" писал, что человек – это политическое существо.Человек – такое живое существо, которое предназначено для жизни в государстве. Он способен направлять свой ум как на доброе, так и на злое; он живет в обществе и управляется законами. Значение такой характеристики огромно и сохраняется до сегодняшнего дня.

В античной философии предпринимались попытки обнаружить главное человеческое качество, отличающее человека от других живых существ. Большинство из них такое качество усматривали в разуме, способности мыслить. Некоторые философы к этому общему свойству добавляли и другие: Демокрит – подражание, коллективизм, взаимопомощь и развитую речь; Сократ – умеренность (знание, как обуздать страсть); храбрость (знание, как преодолевать опасности); справедливость (знание, как соблюдать божественные и человеческие законы). Платон главными качествами человека считал мужество и целомудрие ума, синтез разума и веры. Аристотель – речь, ибо только она позволяет воспринимать такие понятия, как добро и зло, справедливость и несправедливость.

Мыслители эпохи античности задумывались также над вопросом предназначения и цели человека и человечества. Демокрит считал главным для человека достичь хорошего расположения духа, так называемой эвтюмии. Примерно на этой же точке зрения стоял Эпикур, который полагал, что главная цель человека – наслаждение, понимаемое как отсутствие страданий души и тела, как достижение спокойствия духа, или "атараксии". В целом же Эпикур в качестве цели человека выдвинул свое кредо "проживи незаметно". Сократ предложил другой лозунг – "познай самого себя", и считал самопознание основной целью человека. Он полагал, что если человек знает, что есть добро, то не будет делать зло, поступать безнравственно, совершать беззаконие. Стоики полагали, что цель человека не наслаждение, а самосохранение, призывали жить с природой, покорно переносить невзгоды, ибо в мире все фатально предопределено.

Таким образом, в античности были намечены основные линии философской антропологии, человек обозначен как предмет философского осмысления и определены самые очевидные грани его существенных характеристик – природность, разумность, социальность. Они рассматривались с разных позиций –натуралистической (Фалес), космоцентристской (Демокрит), логоцентристской (Сократ), социоцентристской (Аристотель), что обеспечило полноту и комплексность в дальнейшем развитии знаний о человеке.

Иначе понимали человека мыслители эпохи Возрождения. В эпоху Возрождения человек рассматривается как центр мироздания, творец самого себя. «Человек – центральное звено космического бытия».Ни в античности, ни в средние века не было такого интереса к человеческому существу во всем многообразии его проявлений.

ДжованниПико деллаМирандола, в его знаменитой "Речи о достоинстве человека" писал: «Сотворив человека и поставив его в центре мира, Бог обратился к нему с такими словами: Не даем мы тебе, оАдам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю». Это совсем не античное представление о человеке. В античности человек был природным существом в том смысле, что его границы были определены природой и от него зависело только то, последует ли он природе или же отклонится от нее. Античный человек признает природу своей владычицей, а не себя – владыкой природы.У Пико деллаМирандоласлышатся отзвуки учения о человеке, которому Бог дал свободную волю и который сам должен решить свою судьбу, определить свое место в мире. Человек здесь – не просто природное существо, он творец самого себя и этим отличается от прочих природных существ. Он господин над всей природой. Такой силы, такой власти своей над всем существующим, в том числе и над самим собой, человек не чувствовал ни в античности, ни в средние века.

Николай Кузанский  рассматривает человеческую природу в качестве высшего творения: она «помещена над всеми творениями бога». Поставленный на определенной ступени иерархии («лишь немного пониже ангелов»), человек оказывается обожествленным существом. Природа его «заключает в себе умственную и чувственную природу и стягивает в себе всю Вселенную: она есть микрокосм, малый мир, как называли ее с полным основанием древние».

Красоте и величию человека, понимаемого как высший результат божественного творения, посвящен трактат гуманиста ДжаноццоМанетти «О достоинстве и превосходстве человека». Подчеркивая превосходство человека не только над животными, но и над всем миром одушевленных и неодушевленных существ, Манетти на первое место выдвигает красоту человека. Устройство человеческого тела свидетельствует о его красоте и целесообразности, наилучшим образом приспособленных к осуществлению деяния и познания, в которых и заключено главное предназначение человека.  Наиболее ярко внимание к красоте человеческого тела проявилось в искусстве Ренессанса. В творчестве Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана и других выдающихся художников и скульпторов мы можем видеть прекрасные человеческие лица, изящные человеческие тела.  Изображение человека как существа плотского, телесного и красивого в своей телесности становилось условием для выражения духовного мира человеческой личности.

Но еще большее значение в философии эпохи Возрождения имеет человеческий разум: «...о том, сколь велика и блестяща его сила, свидетельствуют многие великие и блестящие деяния человека и орудия, чудесным образом изобретенные и освоенные». Доказательством достоинства и величия человека являются науки и ремесла, мореплавание и открытие новых земель и  искусства.Восхваляя разум человека, мыслители эпохи Возрождения видели в разумной человеческой природе образ Божий, то чем Бог наделил человека, чтобы человек совершенствовал и улучшал свою земную жизнь, делал ее еще более прекрасной. Как разумное существо, человек является творцом и именно поэтому подобен Богу. «Человек укрощает ветры и побеждает моря, знает счет времени... Кроме того, он с помощью светильника ночь превращает в день. Наконец, божественность человека раскрывает нам магия. Она руками человека творит чудеса –  как те, которые может сотворить природа, так и те, которые может сотворить только бог».

Таким образом, в эпоху Возрождения человек является не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия.

С незапамятных времен человек был объектом философских размышлений. Об этом говорят древнейшие источники индийской и китайской философии, источники философии античной Греции. Именно здесь был сформулирован широко известный призыв: “Человек, познай себя, и ты познаешь Вселенную и Богов! ”. В нем отразилась вся сложность и глубина проблемы человека. Познав себя, человек обретает свободу; перед ним открываются тайны Вселенной, и он становится вровень с Богами. Но этого еще не произошло, несмотря на то, что прошли тысячелетия. Человек был и остается загадкой для самого себя. Кантовский вопрос: “Что такое человек? ” остается по-прежнему актуальным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему: "Античность и Возрождение"

Используя сравнительный анализ, учащиеся должны прийти к выводу, что, опираясь на античные образцы, эпоха Возрождения внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество бес...

«Идеал человека в Античности, Средневековье, Возрождении»

Презентация к уроку по учебному предмету «Изобразительное искусство» в 8-ом классе на тему «Канон красоты человека в разные эпохи. Сравнительный анализ»....

"Образ человека в эпоху Античности и Ренессанса (общее и отличие)"

Разработка урока "Образ человека в эпоху Античности и Ренессанса (общее и отличие)"...

Презентация "Образ человека в эпоху Античности и Ренессанса (общее и отличие)"

Презентация к уроку "Образ человека в эпоху Античности и Ренессанса (общее и отличие)"...

Философия Эпохи Возрождения

Возрождение, Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento), в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоха, переходная от средневековой культуры к культуре нового времени.Эпоха Возр...

План-конспект семинарского занятия по дисциплине ОГСЭ.01. философия по теме: «Проблема человека в философии»

Цели занятия: Образовательная цель: усвоение основных концепций человека, умение оценивать их в историко-философском контексте, понимание сущности и основных этапов антропогенеза, соотношения биолог...

Философия Эпохи Возрождения и Нового времени

План-конспект учебного занятия по ОГСЭ.01 Основы философии...