План-конспект семинарского занятия по дисциплине ОГСЭ.01. философия по теме: «Проблема человека в философии»
план-конспект занятия по обществознанию (11 класс)

Цели занятия: Образовательная цель: усвоение основных концепций человека, умение оценивать их в историко-философском контексте, понимание сущности и основных этапов антропогенеза, соотношения биологического и социального в человеке, проблемы смысла жизни в религиозном и светском толковании. Развивающая цель: продолжить развивать у студентов умение выносить собственные оценочные суждения по указанным проблемам. Воспитательная цель: формировать нравственные и эстетические представления, системы взглядов на окружающий мир, воспитать ответственное отношения к учебе, стремление к творческой, познавательной деятельности. Контингент: студенты 2 курса специальности 34.02.01. Сестринское дело.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ВНУТРЕННЙ И  КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОГАПОУ «СМК»

План-конспект  семинарского  занятия по дисциплине

ОГСЭ.01. философия

по теме:

«Проблема человека в  философии»

Подготовила:

                                                                                                                        преподаватель ОГАПОУ «СМК»

Акинина Л.Н.

Старый Оскол

2020

Семинарское занятие по теме: «Проблема человека в философии»  

Дисциплина: ОГСЭ 01 Основы философии

Тема раздела:  Основные проблемы  философии.

Место проведения: кабинет истории и основ философии  № 15.

Цели занятия:

Образовательная цель: усвоение основных концепций человека, умение оценивать их в историко-философском контексте, понимание сущности и основных этапов антропогенеза, соотношения биологического и социального в человеке, проблемы смысла жизни в религиозном и светском толковании.

Развивающая цель: продолжить развивать у студентов умение выносить собственные оценочные суждения по указанным проблемам.

Воспитательная цель: формировать нравственные и эстетические представления, системы взглядов на окружающий мир, воспитать ответственное отношения к учебе, стремление к творческой, познавательной деятельности.  

Контингент: студенты 2 курса специальности 34.02.01. Сестринское дело.

Ресурсное обеспечение:

Оборудование: компьютер, интерактивная доска

Методическое обеспечение: рабочая программа, план-конспект  занятия,  компьютерные презентация по теме «проблема человека в философии»,  дидактические материалы.

Прогнозируемый результат:

студенты демонстрируют освоение следующих компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый

Формы работы:  фронтальная, индивидуальная, групповая

Требования к результатам освоения занятия:

Студент должен иметь представление:

  • как изменялось понимания сущности человека и отношения к нему в различные исторические эпохи и  в различных философских системах;
  • о  различных концепциях антропосоциогенеза.

Студент должен знать:

  • основные проблемы философской антропологии;
  • понятия индивид, личность, индивидуальность;
  • биологическую и социальную сущность человека;
  • основные характеристики человеческой деятельности.

Студент должен уметь:

  • характеризовать деятельностную сущность человека;
  • анализировать  высказывания выдающихся философов по проблеме человека;
  • анализировать фрагменты первоисточников по данной проблеме;
  • характеризовать основные категории, определяющие бытие человека.

Тип занятия:   семинарско-практическое

Хронометраж занятия:

 п/п

Содержание

Время

1.

Организационный момент и психологический настрой.  

2 минуты

2.

Знакомство с темой,  планом занятия, запись в тетрадь

5 минут

3.

Постановка  проблем, целей занятия

3  минуты

4.

Актуализация  ранее полученных  знаний

20 минут

6.

Самостоятельная работа студентов

50 мин.

7.

Рефлексия

5мин.

8.

Домашнее задание. Методические указания. Выставление оценок.

5 мин.

Итого

90 мин.

План занятия.

  1. Природное и общественное в человеке. Проблема антропосоциогенеза.
  2. Деятельная сущность человека. Человек в системе социальных связей и

 историческом процессе.

  1. Индивид - индивидуальность - личность.
  2. Смысл человеческого бытия. Поиски смысла жизни в  философии.
  3. Представления о совершенном человеке в различных культурах.
  4. Свобода и ответственность в человеческой жизни.
  5. Человек в информационно-техническом мире

Актуализация ранее полученных знаний:

Блиц-опрос по терминам и понятиям темы:

1. Понятие родовое, выражающее общие черты, присущие человеческому роду.

2.Единичный представитель человеческого рода. 

3.Индивид, способный принимать решения и отвечать за свои поступки 

4.Неповторимость, уникальность каждого человека. 

5.Процесс усвоения человеком норм и ценностей данного общества. 

6.Социологический термин, который определяет поведение человека отклоняющегося от общепринятых социальных стандартов.

7. Антиобщественное        противоправное поведение индивида, воплощённое в его проступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.

8.Философское направление ХХ века, утверждающее, что человек «обречен на свободу» своих действий и ответственность за свой выбор.

9.Направление в философии, приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества.

10.Мировоззрение, согласно которому человек помещается в центр мироздания, а бог на периферию.

11.Совокупность воззрений, в основе которых лежат положения о физической и умственной неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру.

12. Направление в европейской философии, которое базируется на изучении подсознания человека, его бессознательных психических процессов и тайных намерений. 

13.Система воззрений, признающая в качестве нормы отношений между людьми справедливость, равенство, человечность  

14.Теории, утверждающие   первичность биологических начал в человеке.

15. Теории, абсолютизирующие социальное начало в человеке.  

16. Процесс становления человека как биологического вида. 

17.Наличие возможности выбора, вариантов исхода события

18.Саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности.

19.Осознаваемая ценность, которой человек подчиняет свою жизнь, ради чего ставит и осуществляет жизненные цели.

20. Учение, раскрывающее природу жизненных ценностей. 

максимальное количество баллов – 1

1 балл – ответ дан правильно

0 баллов – ответ дан неправильно

Эталоны ответов:

  1. человек
  2. индивид
  3. личность
  4. индивидуальность
  5. социализация
  6. девиантность
  7. делинквентность
  8. экзистенциализм
  9. волюнтаризм
  10. антропоцентризм
  11. расизм
  12. фрейдизм
  13. гуманизм
  14. биологизаторские
  15. социологизаторские
  16. антропогенез
  17. свобода
  18. ответственность
  19. смысл жизни
  20. аксиология

Интеллектуальная игра в группах.

Микрогруппы выбирают по одному заданию из каждого блока.

  1. Блок: «Проблема антропогенеза»

-    Назовите основных представителей философской антропологии.

-    Назовите теории происхождения человека.

-    Время происхождения homo sapiens.

  1. Блок: «Биологическое и социальное в человеке»
  • Перечислите  биологизаторские теории человека.
  • Назовите социологизаторские теории человека.
  • В чем проявляется единство биологического и социального в человеке?
  1. Блок: «Индивид, индивидуальность, личность»

-    Что имеют в виду, когда говорят об индивиде?

-    Что представляет собой человек на индивидуальном уровне?

-    Объяснить феномен «бегство от свободы».

  1. Блок: «Смысл и цель жизни человека»

-     Как решалась проблема смысла жизни в культуре человечества? Назовите философов, поддерживающих тот или иной подход.

-     Как решалась проблема бессмертия в культуре человечества?

-      В чем состоит взаимосвязь проблемы смерти и проблемы смысла жизни?

Оценка задания : 

Студенты микрогруппы могут набрать мах- 9 баллов.

Эталоны ответов:

1.Блок

1.Основные представители философской антропологии: Сократ, Платон, Зигмунд Фрейд,  Ф.Ницше, Тейяр де Шарден, К.Маркс, Сартр, Камю и др.

2.Существует несколько версий происхождения человека: креационная (религиозная), трудовая, космическая, аномальные (геомагнитная и радиационная). Окончательного ответа на вопрос пока нет.

3. Проблемa происхождения Homo sapiens изменяется: до последнего времени считалось, что это произошло  40-60 тыс. лет назад, сейчас – 120-150 тыс. лет назад.

2.Блок

1. Биологизаторские теории человека: расизм, социал-дарвинизм, фрейдизм.

2. Социологизаторские теории человека: взгляды Платона, учение К. Маркса.

3. Человек – это биосоциальное существо. Биологическое и социальное в человеке тесно взаимосвязаны. У человека есть высокоразвитый мозг, речевой аппарат, но мыслить и говорить он учится только в обществе. Появление новых болезней, ослабление иммунной системы связано с изменяющимися условиями существования человека. Продолжительность жизни человека зависит от социальных условий жизни.

3. Блок

1.Когда говорят об индивиде,  имеют в виду его природное начало.

2.Человек на индивидуальном уровне представляет собой совокупность специфических черт, выделяющих его из совокупности себе подобных. Это и своеобразие внешнего вида, и комплекс социально значимых качеств.

3.Феномен «бегство от свободы» связан с бегством от ответственности, поскольку ответственность очень тяжелый груз для человека.

4.Блок

1.В культуре человечества сформировались разные подходы к смыслу жизни:

-в религиозной философии – служение Богу (С.Л.Франк);

-в марксистской философии – участие в построении коммунизма(К.Маркс);

-в философии рационализма – продуманный подход к своим действиям (Р.Декарт);

-в философии экзистенциализма – «прорыв к самому себе», к своей индивидуальности (А.Камю, Ж.П.Сарт);

- в философии стоиков – отказ от радостей жизни, умеренность и воздержание, получившее название аскетизм (Диоген);

-в философии эпикурейцев – получение удовольствий от жизни  (гедонизм, основоположник Эпикур) .

    2.Человек, понимая конечность своего присутствия на Земле, стремится прожить свою жизнь осмысленно, наполняет ее определенным содержанием. Человек стремится оставить свой след в памяти детей, своих близких, в истории. Человеку важно в конце жизни почувствовать удовлетворение от того, что он чего-то достиг, кому-то принес пользу, решил поставленные перед собой задачи.  Как правило, решив свои земные проблемы, человек не испытывает такого страха перед смертью. Размышления о смерти – это размышления о жизни.

 Самостоятельная работа студентов

Задание 1.

           Каждая гуманитарная дисциплина оперирует понятием «человек», обращая внимание на человеческое поведение в той области, на которой сосредотачивает свое внимание.

     Р. Дарендорф описывает несколько таких моделей: «экономического человека», как «потребителя, тщательно взвешивающего полезные стороны и стоимость своей покупки», «психологического человека», как человека, который, «даже если всегда делает добро, в тоже время всегда может хотеть сделать зло, мотивы поведения которого скрыты...», «социологического человека», который для автора – «носитель социально предопределенной роли...»

Вопросы:

  1. Что в человеке интересует философскую антропологию? В чём специфика философско-антропологического знания?
  2. В ответ на какие специфические нужды общества оно появилось?
  3. Зачем оно необходимо современному человеку и науке?
  4. Поскольку исследование человека занимает центральное место не только в философии, но и в теологии, в чем состоит суть отличия подходов?

Задание 2.

Изучите текст и ответьте на вопросы.

 

 «Нет никакой природы человека, как нет и Бога, который бы ее задумал… Он есть лишь то, что сам из себя делает… Если существование действительно предшествует сущности, то человек ответствен за то, что он есть…, экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование…

Достоевский как-то писал, что «если Бога нет, то все дозволено». Это — исходный пункт экзистенциализма. В самом деле, все дозволено, если Бога не существует, а потому человек заброшен, ему не на что опереться ни в себе, ни  

вовне…

…Если Бога нет, мы не имеем перед собой никаких моральных ценностей и предписаний, которые оправдывали бы наши поступки. Таким образом, ни за собой, ни перед собой — в светлом царстве ценностей — у нас не имеется ни оправданий, ни извинений. Мы одиноки, и нам нет извинений. Это и есть то, что я выражаю словами: человек осужден быть свободным… Однажды брошенный в мир, отвечает за все что делает… Человек ответствен за свои страсти.

Заброшенность предполагает, что мы сами выбираем наше бытие. Заброшенность приходит вместе с тревогой…

Выбор возможен в одном направлении, но невозможно не выбирать. Я всегда могу выбрать, но я должен знать, что даже в том случае, если ничего не выбираю, тем самым я все-таки выбираю… Если верю, что, находясь в какой-то ситуации…, я вынужден выбирать какую-то позицию, то, во всяком случае, я несу ответственность за выбор… Даже если никакая априорная ценность не определяет моего выбора, но все же не имеет ничего общего с капризом…

Мы определяем человека лишь в связи с его решением занять позицию. Поэтому бессмысленно упрекать нас в произвольности выбора» .

Ж.-П. Сартр Экзистенциализм- это гуманизм.// Сумерки Богов.

Вопросы:

  1. Что означает выражение Сартра: «Человек осужден быть свободным»? О какой свободе идет речь?
  2. Означает ли свобода человека отсутствие его ответственности за свершенное?
  3. Если все дозволено, то значит ли это нравственную безответственность человека?

Задание 3.

 Из философского наследия.

1 «…Нам не известен даже окончательный удовлетворительный ответ на вопрос: что такое человек?» Карл Ясперс.

2 «Я многому радуюсь. Небо породило множество вещей, но самая драгоценная из них – человек. А мне довелось родиться человеком: вот моя главная радость».  Конфуций. 

3 «Человек – это вывих цивилизации, гримаса жизни». Г. Лессинг

4 «Тот, кто хорошо узнал человека не может относиться к нему иначе, как с презрением и ненавистью. Люди – волки. Быть первым среди них – утешения мало».  Байрон.  

5 «Человек не теряет человеческой сущности, теряя две ноги, а петух не приобретает человеческих свойств, когда теряет перья». Б. Паскаль.

Проанализируйте данные высказывания. Попытайтесь сформулировать свое понятие человека.

Задание 4.

Прочтите фрагмент произведения Дж. Локка:

«Так разум ставит человека выше остальных чувствующих существ и дает ему всё то превосходство и господство, которое он имеет над ними, то он, без сомнения, является предметом, заслуживающим изучения уже по одному своему благородству.

Разумение, подобно глазу, давая нам возможность видеть и воспринимать все остальные вещи, не воспринимает самое себя: необходимо искусство и труд, чтобы поставить его на некотором отдалении и сделать собственным объектом.

Но каковы бы ни были трудности, лежащие на пути к этому исследованию, чтобы не держало нас в таком неведении о нас самих, я уверен, что всякий свет, который мы сможем бросить на свои собственные умственные силы, всякое знакомство со своим собственным разумом будет не только очень приятно, но и весьма полезно, помогая направить наше мышление на исследование других вещей…».

Дж.Локк Опыт о человеческом разумении.

Вопросы:

1) Какова главная мысль фрагмента? Согласны ли вы с мнением философа? Ответ аргументируйте.

2) Как следует понимать слова Дж. Локка о том, что «знакомство с собственным разумом может быть не только очень приятно, но и полезно»? В чем заключается эта польза?

Задание 5.

Французский философ и писатель А. Камю писал в книге «Бунтующий человек», что идейность ведет к безнравственности. По его мнению, за отдельного человека, может быть, и стоит отдать жизнь, но за идею не стоит. Люди, умирающие за идею, считает А. Камю, не должны в XX веке вызывать уважение.

Согласны ли Вы с такой точкой зрения? Если нет, то почему?

Задание 6.

 Антуан Сент-Экзюпери справедливо заметил, что объем знаний ещё далеко не всё.

«Какая-нибудь посредственность, недавно закончившая политехнический институт, — писал он, — знает о природе и ее законах больше, чем Декарт, Паскаль и Ньютон. Однако она не способна сделать и одного единственного духовного шага из тех, на которые были способны Декарт, Паскаль, Ньютон».

Дайте анализ этому суждению французского писателя. Согласны ли Вы с ним?

Задание 7.

       Как вы понимаете слова Н. Бердяева:

      «Меня никогда не интересовал объект, познание объекта, меня интересует судьба субъекта, в которой трепещет вселенная. Смысл существования субъекта, который есть микрокосм».

Рефлексия.

Ответьте на вопросы:

 1.Каковы мои главные результаты сегодня?

 2.Какие трудности встретились во время выполнения заданий? Как они преодолевались?

3. Что было интересным для меня сегодня?

Домашнее задание. Изучение лекционного материала по теме «Познание»

Литература:

1. Ильин, В. В. Философия в схемах и комментариях [Текст]: учебное пособие/ В. В. Ильин, А. В. Машенцев.- СПб.: Питер, 2008.- 304 c.

2. И.З.Налетов, Философия [Текст]: учебник/ И.З.Налетов.- М.: Высшее образование, (Гриф), НИЦ ИНФРА-М, 2012.

3.Стрельник О.М., Философия [Текст]: конспект лекций. М.: Изд.Юрайт, 2012.

4. Данильян, О.Г. Философия [Текст]: учебник/ О.Г. Данильян,.- М : Эксмо, 2007.- 512 c


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01. «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии ФГОС  поспециальностям:080114  Экономика и бухгалтерский учет  (п...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ 01. "Основы философии"

Рабочая программа учебной дисциплины  ОГСЭ 01. "Основы философии" по специальности "Экономика и бухгалтерский учет"...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 35....

КОС для проведения промежуточной аттестации по дисциплине ОГСЭ.01. «Основы философии»

Комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения дисциплины ОГСЭ.01. «Основы философии»...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01. «Основы философии»

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01. «Основы философии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности средне...

План-конспект ОГСЭ.02 История по теме: "Проблема экспансии западных ценностей в Россию".

План-конспект ОГСЭ.02 История по теме: "Проблема экспансии западных ценностей в Россию" В плане-конспект изложен материал, касающийся проблем проникновения системы запарных ценностей в нашу ...

Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов по дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии (для всех специальностей )

Уважаемые студенты!Вы приступили к изучению дисциплины «Основы философии».Философия дает знания по наиболее важным проблемам, стоящим перед каждым человеком, обучает правилам мышления, фор...