Разработка урока по искусству 8 класс. "Портрет композитора в литературе и кино"
план-конспект урока по мхк (8 класс) на тему

Колмацкая Елена Вячеславовна

В музыке Моцарта разнообразно и глубоко раскрывается целая Вселенная, вечные темы: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, прекрасное и безобразное. Искусство Моцарта неподражаемо глубиной и величием его чувств и уникальностью музыкальных идей.

 «На любимой земле несравненно прекрасна жизнь!»     

                                                                   Вольфганг Амадей Моцарт 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_portret_kompozitora_v_literature_i_kino.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по Искусству. 8 класс.

Автор  Колмацкая Елена Вячеславовна, учитель предмета Искусство МОБУ Гимназия № 14 г. Белорецк       

Урок 10. Тема урока «Портрет композитора в литературе и кино»

Цели :

личностные — изучение содержания творчества Вольфганга Амадея Моцарта, его духовной основы;

познавательные — расширение кругозора в процессе знакомства с образами композитора в разных видах искусства, раскрывающих его творчество;

коммуникативные — высказывание своей точки зрения в процессе изучения произведений разных видов искусства;

регулятивные — приобретение опыта в области контроля, коррекции, оценки в процессе анализа художественных произведений;

Задача: анализ образа композитора Вольфганга Амадея Моцарта и его творчества сквозь призму литературных произведений, театральных постановок, кинематографа и книжной графики.

Материально-техническое обеспечение урока:

  • компьютер,
  • проекционное оборудование,
  • электронная презентация «Портрет композитора в литературе и кино »;
  • видео «Маленький Моцарт у архиепископа», «Моцарт и Сальери» фрагмент худ. Фильма «Маленькие трагедии»

План урока:

1.Организационный момент (взаимное приветствие, проверка готовности к уроку) – 1 мин.;

2.Актуализация знаний (Анализ материала, выявление имеющихся знаний) – 20 мин.;

3.Самостоятельная работа (указания к началу работы)– 14 мин.;

4.Оценка результатов урока – 5 мин.

1.Организационный момент.

Учитель.  Здравствуйте…

2. Актуализация знаний.

Учитель- Портрет любого деятеля культуры и искусства создают прежде всего его произведения: музыка, картины, скульптуры и пр., а также его письма, воспоминания современников и художественные произведения о нём, возникшие в последующие эпохи.

На примере разных произведений искусств мы сегодня попробуем воссоздать портрет  композитора.  (слайд 1, запись темы в тетрадь)

Вы уже достаточно прочитали на уроках Литературы, вы много слушали классической музыки на уроках  Музыки. Подумайте, о  каком композиторе снят не один художественный фильм, написаны художественные литературные произведения?  

Ученики - Моцарт

 (слайд 2, звучит музыка Моцарта «Симфония 40», запись в тетради)

Учитель- Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года. Умер 5 декабря 1791 (слайд 3). Родиной Моцарта был Зальцбург, город в Австрии.

 (слайд4) Его отец Леопольд Моцарт был композитором, скрипачом и капельмейстером.

(слайд 5) Он  все свое свободное время посвящал детям и лично занимался их музыкальным воспитанием. В четыре года Вольфганг уже играл на клавесине, а в пять лет сочинял маленькие пьесы.

(Видео «Маленький Моцарт у Зальцбургского архиепископа»)

 (продолжает звучать музыка Моцарта) Талант сына отец считал чудом, и хотел показать его всему миру. Когда Моцарту исполнилось шесть лет, он вместе с отцом и сестрой отправился в концертное турне. С этого момента начинается триумф Моцарта - ребенка. Где бы он не был: в Австрии, в Германии, во Франции, в Англии, в Голландии, в Италии, игра маленького Моцарта везде вызывала всеобщий восторг и изумление.  

(слайд 6,  запись в тетрадь):

- к 6 годам бегло играл на клавесине;

- в 8 лет сочинил шесть сонат;

- в детстве сам научился играть на скрипке, потом на органе;

- с 14 лет – удостоился звания магистра Болонской филармонической академии, т.к., не выходя из закрытой комнаты, сочинил сложное многоголосное произведение «Долг первой заповеди».

 Все это лишь маленькая часть достижений, прославивших юного музыканта.

(слайд 7) Шло время, и маленький виртуоз превратился в зрелого музыканта. Нужен был стабильный заработок. Но, несмотря на явный успех его музыки, никто  не торопился предложить ему постоянное место. Моцарт совершенно не умел приспосабливаться и хитрить. Он был не удобен вельможам своей неординарностью и прямодушием. Из-за отсутствия дипломатических способностей, композитор почти не имел влиятельных знакомых.

 (слайд 8) Единственный, кто попытался помочь Моцарту был Иозеф Гайдн: “ О, если бы только я мог объяснить всем…  неподражаемое искусство Моцарта, глубину и величие его чувств и уникальность музыкальных идей... Простите мне этот крик души - я слишком люблю этого человека”.

Да, два с лишним века музыка Моцарта радует сердца людей, согревает теплом их души. В чём же загадка Моцарта? Что это за «чудо», которое сотворил Бог 260 лет назад?

Творчеством Моцарта восхищались. Многие великие писатели, композиторы, режиссёры, воспевали великий талант Моцарта в своих произведениях.

(слайд 9)начинает звучать «Реквием»

(слайд10)

(слайд11)

Учитель- Вашим домашним заданием было знакомство с трагедией А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери». (слайд 12) В трагедии описывается ещё один композитор. ? Кто он?

Ученики. – Антонио Сальери – друг Моцарта, известный итальянский композитор, долгое время которого считали виновником смерти Моцарта. (слайд 13, запись в тетради)

Учитель – Великие люди и живут и умирают не в пример простым смертным, их жизнь всегда окружена глубокой тайной и смерть их всегда неожиданна и таинственна.

(слайд 14) Смерть Моцарта совершенно не подходит под определение «внезапная», перед смертью Моцарт сильно страдал от болезни желудка и часто говорил своей жене, что ему кажется, будто кто-то, желая его смерти, постоянно даёт ему яд.

После смерти великого Амадея Моцарта по Вене словно кровь по венам побежали слухи о том, что Амадей наверняка умер не совсем своей смертью. Его убили! Говорили одни. Отравили! Уж точно отравили! – сокрушенно кричали другие.

Как это представлял себе Пушкин?

Давайте посмотрим фрагмент фильма «Моцарт и Сальери». Понаблюдайте, каким мы видим Моцарта в произведении Пушкина?

(фильм «Моцарт и Сальери» реж. Михаил Абрамович Швейцер)

Учитель – Вы должны выполнить письменную работу (сочинение-рассуждение). Приведите сравнительную характеристику двух героев. На сколько Швейцер смог передать характеры Моцарта и Сальери?

3.Самостоятельная работа

4.Подведение итогов:

(ответы учеников): 

Пример «Пушкинский Сальери — совершенно особый тип: он отнюдь не «маленький человек», поверженный величием Моцарта: наоборот, он сам искренне презирает «маленьких людей» и испытывает откровенную ненависть к гениям, а осуществление страшного замысла Сальери мотивирует сам для себя тем, что необходимо спасти «жрецов и служителей музыки» от неминуемой гибели. Сальери — типичный представитель «человека середины», «маленькие люди» для него чересчур малы, а гении — неоправданно велики, и именно он, Сальери, призван исправить существующее положение.

Моцарт наоборот, лишён способности верить в свое божественное мессианское предназначение»

Учитель – Молодцы. Вы хорошо поработали. Но, для завершения, проанализируем ещё одно произведение (даётся домашнее задание).

Д/З- (слайд 15) Посмотрите фильм «Амадей» режиссёра М. Формана. Какую трактовку взаимоотношений даёт зрителям Милош Форман.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского).

В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личностные, метапр...

Портрет композитора в литературе и кино. 8 класс

Презентация к уроку  "Портрет  композитора в  литературе  и  кино"...

Методическая разработка урока изобразительно искусства Тема. «Народные промыслы. Искусство Гжели» 5 класс

Методическая разработка урока изобразительно искусстваТема. «Народные промыслы. Искусство Гжели»5 класс...

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Искусство Гжели» (по программе Б.М. Неменского)

Урок продолжает цикл уроков  2 четверти «Связь времен в народном искусстве». В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Нем...

РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ. ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПОЛКОВОДЦЫ В ИСТОРИИ, ЛИТЕРАТУРЕ И КИНО.

Данная разработка рассказывает о великих полководцах России, начиная с Древней Руси....

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе на тему: «Современное декоративно-прикладное искусство. Ручная роспись ткани»

Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему «Современное декоративно-прикладное искусство. Ручная роспись ткани»Цель: развитие у обучающихся  мотивации к познанию, развитие творческих спос...

Конспект урока "Портрет композитора в литературе и кино" 8 класс

Конспект урока "Портрет композитора в литературе и кино" 8 класс...