Конспект урока "Портрет композитора в литературе и кино" 8 класс
план-конспект урока по музыке на тему

Крупа Наталья Викторовна

Конспект урока "Портрет композитора в литературе и кино" 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx274.48 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt1.8 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Портрет композитора в литературе и кино

      Портрет любого деятеля культуры и искусства создают прежде всего,

его произведения: музыка, картины, скульптуры и пр., — а также его письма,

воспоминания современников и художественные произведения о нем, возникшие

 в последующие эпохи.

      «Вселенная Моцарта» - так называется одна из книг о жизни и https://sites.google.com/site/iskusstvosk5/_/rsrc/1472776603192/urok-no25/%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%BA%20%E2%84%9610_1.jpgтворчестве Вольфганга Амадея Моцарта (1756—1799), австрийского

композитора, автора бессмертных музыкальных сочинений —

Симфонии № 40, «Маленькой ночной серенады», «Рондо в турецком стиле», «Реквиема». Почему музыка Моцарта сравнивается со Вселенной? ( прослушивание)

Видимо,

 потому, что в ней разнообразно и глубоко раскрываются различные

явления жизни, ее вечные темы: добро и зло, любовь и ненависть,

жизнь и смерть, прекрасное и безобразное. Контрасты образов,

ситуаций составляют главную движущую силу его музыки, которая помогает

слушателям понять его жизненное кредо: «На любимой земле несравненно прекрасна жизнь!»

      Трагическая кончина Моцарта в возрасте 35 лет породила множество предположений о смерти композитора, находящегося в расцвете творческих

сил. Одно из них — отравление Моцарта его современником, признанным в

обществе придворным композитором Антонио Сальери (1750 —1825), легло

в основу маленькой трагедии А. Пушкина «Моцарт и Сальери», оперы

Н. Римского-Корсакова, современных кинофильмов и драматических

спектаклей.

https://sites.google.com/site/iskusstvosk5/_/rsrc/1472776606248/urok-no25/%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%BA%20%E2%84%9610_3.jpg

    

https://sites.google.com/site/iskusstvosk5/_/rsrc/1472776606433/urok-no25/%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%BA%20%E2%84%9610_4.jpg

  Иную трактовку взаимоотношений двух композиторов дает зрителям

кинорежиссер М. Форман — создатель фильма «Амадей», удостоенного

пяти премий «Оскар» Американской киноакадемии: обезумевший старик

Сальери, которого спасают после попытки самоубийства, на исповеди

рассказывает священнику о своих чувствах и переживаниях, которые он

испытывал, наблюдая за расцветом таланта Моцарта. В заключительной

части фильма запечатлены моменты постановки оперы

«Волшебная флейта» и создания «Реквиема».

• Прочитайте маленькую трагедию  «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина.

Рассмотрите иллюстрации М. Врубеля. 

https://sites.google.com/site/iskusstvosk5/_/rsrc/1472776608118/urok-no25/%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%BA%20%E2%84%9610_2.jpg

https://sites.google.com/site/iskusstvosk5/_/rsrc/1472776601478/urok-no25/%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%BA%20%E2%84%9610_5.jpg

Посмотрите фрагменты фильма «Амадей». Какие особенности характеров

Моцарта и Сальери раскрывают перед вами эти произведения?

• Какой опыт взаимоотношений между людьми вы приобретаете в результате

 знакомства с произведениями искусства?

• Послушайте фрагменты знакомых вам сочинений Моцарта

(Прослушивание пр-я Моцарта « Ария Фигаро» из оперы «Свадьба Фигаро»)

• Какие чувства, выраженные в музыке Моцарта, созвучны чувствам

современного слушателя?

• Послушайте современную обработку одного из сочинений Моцарта.

Почему известные исполнители обращаются к творческой

интерпретации музыки Моцарта?

( Моцарт симфония № 40 в современной обработке)

.

• Прочитайте литературные произведения, в которых нарисован

образ-портрет композитора (отрывки из романа Д. Вейса 

«Возвышенное и земное» , стихотворения Л. Болеславского,

( Моцарт «Фантазия ре - минор» звучит)

Лев Болеславский. Реквием.

        Я жил недолго с вами на земле.
Но погребенья моего не видел
Никто. Друзья простились у ворот. 
Мой гроб не проводили до могилы!
А я не умер. Я вернулся - к вам.
Я не был похоронен. Снова жажду 
Живую душу в музыке излить!
Но «Реквием» дописыватъ не стану -
Прощаться с жизнью больше не хочу. 
Ведь столько в ней любви! Я понял, понял: 
Печальна мудрость и мудра печалъ, 
Но высшая на свете мудрость - радость! 
Ах, к радости вернёмся! Наконец
Вернёмся же к себе самим, какими 
По замыслу Творца мы быть должны! 
Я понял, я постиг: жизнь - это повод 
Для радости. Как сладко добывать 
Из каждого мгновенья свет, и ценность, 
И музыку! Bcё дышит и звучит! 
Очистите от шума землю эту -
И музыку услышите везде.
Всё - Музыка! Всё - радость!

Художественно-творческое задание        

Представьте себя в роли режиссера телепередачи, радиоспектакля,

напишите короткие комментарии к этим сочинениям, подберите

зрительный и литературный материал.

 

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Портрет композитора в литературе и кино

Слайд 2

Портрет любого деятеля культуры и искусства создают прежде всего его произведения: музыка, картины, скульптуры и пр., — а также его письма, воспоминания современников и художественные произведения о нем, возникшие в последующие эпохи. «Вселенная Моцарта» так называется одна из книг о жизни и творчестве Вольфганга Амадея Моцарта (1756—1799), австрийского композитора, автора бессмертных музыкальных сочинений — Симфонии № 40, «Маленькой ночной серенады», «Рондо в турецком стиле», «Реквиема». Неизвестный художник. В.А. Моцарт

Слайд 3

Почему музыка Моцарта сравнивается со Вселенной? Видимо, потому, что в ней разнообразно и глубоко раскрываются различные явления жизни, ее вечные темы: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, прекрасное и безобразное. Контрасты образов, ситуаций составляют главную движущую силу его музыки, которая помогает слушателям понять его жизненное кредо: «На любимой земле несравненно прекрасна жизнь!» И. Смоктуновский – Сальери М. Врубель. Иллюстрация к трагедии А. Пушкина «Моцарт и Сальери»

Слайд 4

Трагическая кончина Моцарта в возрасте 35 лет породила множество предположений о смерти композитора, находящегося в расцвете творческих сил. Одно из них — отравление Моцарта его современником, признанным в обществе придворным композитором Антонио Сальери (1750 —1825), легло в основу маленькой трагедии А. Пушкина «Моцарт и Сальери», оперы Н. Римского-Корсакова, современных кинофильмов и драматических спектаклей. Б. Шаляпин в роли Сальери

Слайд 5

Олег Табаков – Сальери, Сергей Безруков – Моцарт Иную трактовку взаимоотношений двух композиторов дает зрителям кинорежиссер М. Форман создатель фильма «Амадей», удостоенного пяти премий «Оскар» Американской киноакадемии: обезумевший старик Сальери, которого спасают после попытки самоубийства, на исповеди рассказывает священнику о своих чувствах и переживаниях, которые он испытывал, наблюдая за расцветом таланта Моцарта. В заключительной части фильма запечатлены моменты постановки оперы «Волшебная флейта» и создания «Реквиема».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по татарской литературе в 11 классе

Аяз Гыйләҗевнең "Әтәч менгән читәнгә" повестенда күтәрелгән проблемалар...

Конспект урока по татарской литературе в 11 классе

Аяз Гыйләҗевнең "Әтәч менгән читәнгә" повестенда күтәрелгән проблемалар...

Конспект открытого урока по литературе в 7 классе

Методичкская разработка урока по литературе в 7 классе по программе Г.С. Меркина. Изучение сказа Н.С. Лескова "Левша" вызывает интерес у детей, но им трудно "разобраться" с лексикой произведения. В да...

Конспект открытого урока по литературе в 7 классе

Конспект открытого урока по литературе в 7 классе: "Н.С. Лесков.  «Левша». Особенность проблематики и основная идея повести"....

Конспект урока-концерта по литературе для 10 класса. Тема: "Целый мир от красоты" (по лирике А.А.Фета)

Урок «Целый мир от красоты…»  проводится в 10 классе в третьей четверти, являясь последним в изучении творчества А.А.Фета. На уроке достигаются следующие цели: 1.Обучающая: анализ любовной ...

План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.

        План-конспект  открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести  «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...