урок МХК по программе Солодовникова Ю.А.. Тема "Житейская драма маленького человека".
план-конспект урока по мхк (11 класс) на тему

Черновалова  Елена Александровна

Урок МХК по программе Солодовникова Ю.А. Тема "Житейская драма маленького человека". 11 класс. Конспект урока и призентация. Изучается творчество  А.Г. Веницианова и П.А. Федотова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon zhiteyskaya_drama_malenkogo_cheloveka.zip2.97 МБ

Предварительный просмотр:

Урок МХК 11 класс.

Тема: «Житейская драма «маленького» человека.

Цель: ознакомление учащихся со стилем «критический реализм» в русской живописи 19 века, через произведения П.А. Федотова.

Задачи: 

  • познакомить учащихся с творчеством художников -  А.Г. Венецианова, П.А. Федотова.
  • формировать  у  учащихся  представление  о  закономерностях развития  отечественной  культуры,  её  особенностях  в  данный  исторический  период.
  • совершенствовать умения анализа картин.
  • воспитывать  чувство  патриотизма,  гордость  за  культурное наследие  своих  предков.

План урока:

  1. Орг.момент 3 мин.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Вступление.
  4. Объяснение новой темы.
  5. Выполнение творческих заданий.
  6. Подведение итогов.
  7. Задание на дом.

1.Орг.момент 3 мин.

Приветствие. Проверка отсутствующих. Открыли тетради и записали число. Классная работа. Оставьте строчку для темы, запишем е позже.

2. Проверка домашнего задания.

Ребята, сегодня последняя тема раздела, в котором мы изучили стили и направления конца 18- начала 19 века. Давайте вспомним художественные стили, характерные черты стилей, ярких представителей и их произведения.

стиль

Черты стиля

художники

Репродукции

Классицизм

Обращение к образам античности, возвышенная тематика, величие, лаконизм, четкость, «холодность»

Ж.Л Давид, А.А.Иванов

Романтизм

Воплощение идей гуманизма и духовности, эмоциональное переживание, реальный сюжет воплощен в аллегории образов, передача страстей

Ф. Гойа, Т. Жерико, К.П. Брюллов

(в бланке отметить отвечавших на вопросы д/з)

Хочу подчеркнуть, что границы стилей весьма условны и временные отрезки развития стиля - тоже. Один художественный стиль, так или иначе, вытекает из другого. Кроме этого стиль формируется под влиянием каких либо исторических событий и настроений общества. Что же происходило в начале 19 в. в России? (война 1812г.)

  1. Вступление.

После победы в Отечественной войне 1812 года, где огромную роль сыграло противостояние врагам всего русского народа, само слово «народ» стало восприниматься по другому. Это уже не «чернь», не безликая масса, а народность, нация. И художников все больше привлекала тема русских традиций, уклад жизни русского крестьянина.

Один из современников того времени сказал: «национальный костюм наших предков живописен не мене римского, простая рубашка русского крестьянина столь же красива, как греческий хитон.» -и вопрошал: « Не легче ли художнику писать со своей природы, чем для картин своих выдумывать всё, даже чужеземное небо?»

И художники стали обращаться к «родной натуре». Одним из таких художников был Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1848) (запишите имя и годы жизни художника в тетради)

Жизнь в деревне дала художнику богатый материал, открыла новый мир, красоту и поэтичность родной русской природы.

Его привлекали люди из народа, крепостные крестьяне, крестьянки, крестьянский быт.  Давайте обратимся к его произведениям. Венецианов писал не только жанровые картины, причем небольшого размера, камерные полотна, но и создал галерею портретов, чудесных светлых образов русских крестьян. Все образы в картинах Венецианова очень поэтичны. Ребята, скажите какое впечатление на вас производят картины Венецианова? (подберите несколько прилагательных).   Надо сказать, что художник работая в духе классицизма, это мы видим по уравновешенной композиции, статичности фигур все таки уже следует правде изображения.  И вот здесь появляется некий промежуточный стиль. Как бы вы его назвали? (записываю на доске)  Сентиментализм- богатый духовный мир простолюдина, идеализация обыденной жизни. (определение записать.) наивысшей точки расцвета этот стиль получил в Англии. А у нас этот стиль дал точек развитию другого, более глубокого направления. Я выделила словосочетание: обыденная жизнь. Назовите ассоциации, которые у вас возникают с этим словосочетанием?

Критический реализм - воспроизведение жизни во всех ее проявлениях, акцентуация на социальных и моральных сторонах жизни. (записать)

Мы рассмотрим возникновение и развитие направления критического реализма через призму творчества Павла Андреевича Федотова (1815-1852). А тема будет звучать так- «Житейская драма «маленького» человека».

На экране эпиграфы: “Гоголь русской живописи”, “Картины с содержанием”, “Деликатный сатирик”.  Почему так называли Павла Федотова вы скажете позже.

Павел  Андреевич  Федотов  прожил  короткую  жизнь,  всего  37  лет, из  которых  лишь  восемь  полностью  посвящены  творчеству,  но  этот,  малый  отрезок  времени  оказался  достаточным,  чтобы  совершился  кардинальный  поворот  в  истории  русской  живописи.

   Федотов  родился  в  Москве,  в  семье  отставного  военного.  Детство  будущего  художника  протекало  в  страшной  нужде.  В десять  лет,  его  отправили  на  обучение  в  Московский  кадетский  корпус.  После окончания Федотов  поступил  в  лейб-гвардии  Финляндский  полк  в  чине  прапорщика.  Человек  разностороннего  дарования,  он  в  свободное  время  пел,  играл  на  гитаре,  писал  стихи и рисовал.  Федотову  было  28  лет,  когда  он  в  чине  капитана  уходит  в  отставку,  лишившись  твёрдого  офицерского  жалования.  С  этого  времени  начинается  трудная,  замкнутая,  одинокая  жизнь  художника,  ставшая  истинным  подвигом  неустанного  творческого  труда. Закончил свою жизнь очень печально. В доме для душевнобольных. Годы реакции подорвали его физическое и психическое здоровье.

Федотов стал родоначальником жанровых картин в стиле критического реализма в русской живописи.

Посмотрите на первую картину . Прослушайте отрывок басни Крылова и попытайтесь дать название.

 А.И. КРЫЛОВ

РАЗБОРЧИВАЯ НЕВЕСТА (отрывок)

        Невеста-девушка смышляла жениха.
                Тут нет еще греха,
        Да вот что грех: она была спесива.
Сыщи ей жениха, чтоб был хорош, умен,
И в лентах, и в чести, и молод был бы он,
(Красавица была немножко прихотлива):
Ну, чтобы все имел - кто ж может все иметь?
                 Еще и то заметь,
Чтобы любить ее, а ревновать, не сметь.
Хоть чудно, только так была она счастлива,
          Что женихи, как на отбор,
          Презнатные катили к ней на двор.
Но в выборе ее и вкус и мысли тонки:
Такие женихи другим невестам клад,
           А ей они на взгляд
        Не женихи, а женишонки!

          "Какие простаки!"
Твердит красавица: "по них ли я невеста?
        Ну, право, их затеи не у места!
        И не таких я женихов
        С двора с поклоном проводила;
Пойду ль я за кого из этих чудаков?

Уж стали женихи навертываться реже.
                              Проходит год,
                              Никто нейдет;
Еще минул годок, еще уплыл год целой:
        К ней свах никто не шлет.

Вот тут спесивица переменила тон.
Рассудок ей велит замужеством торопиться:
            Перестает она гордиться:
Как косо на мужчин девица ни глядит.
        Чтоб в одиночестве не кончить веку,
Красавица, пока совсем не отцвела,
За первого, кто к ней присватался, пошла.
         И рада, рада уж была,
             Что вышла за калеку.

«Разборчивая невеста» Анализ картины по карточке.

Следующая картина, самая известная картина П.Федотова, «Сватовство майора». Хочу описать вам картину словами самого автора. Чтение «Рацеи» 

Анализ картины по карточке. Федотов решает сцену таким образом, что зритель становится ее участником;

·  При реалистической трактовке сцены он очень внимателен к деталям, которые раскрывают более глубоко контекст сюжета;

·  Добротность и основательность рисунка;

·  Сдержанность колорита, построенного на тонких нюансах цвета;

·  Сдержанная светотень, которая позволяет не только выявить форму и пространство, но и расставляет смысловые акценты.

Следующая картина «Свежий кавалер» «Утро чиновника, получившего первый крест».:

 1.Анализ по карточке.

2.Творческое задание придумайте диалог между героями картины.

Федотов привнес в искусство не только новые темы и сюжеты, но и своеобразную их интерпретацию. Его работы носят камерный характер. Сюжет представлен как «окно» в мир реальной жизни этих людей. Взгляд художника полон внимания и сочувствия. Это выразил словами другой художник:

  В  сущности,  Федотов  был  заодно  с  теми  людьми,  которых  изображал..  Он  их  любил…Казнил  он  этих  любимцев  деликатно.   

                                                                                                                   А.Бенуа

Почему Федотова наградили эпитетами “Гоголь русской живописи”, “Картины с содержанием”, “Деликатный сатирик”.  

 7. Творческие задания учащимся:

№ 1. После знакомства с картинами П.А.Федотова на листе бумаги за 3-5 мин. написать: а) два существительных, передающих содержание картины б) два эпитета в) три глагола г) фразу из четырёх слов, связанную с произведением д) одно слово, выражающее суть произведений.

Реализм – от позднелатинского слова «realis» - вещественный, действенный.

Основные признаки реализма: а) объективное отображение существенных сторон жизни;

б) воспроизведение типичных характеров, конфликтов в типичных обстоятельствах;

в) социальная и историческая обусловленность образов;

г) преобладающий интерес к проблеме «личность и общество».

 Д/З: параграф16. Составить хронологический перечень картин П.Федотова.

Алгоритм анализа произведения живописи.

  1. Как бы вы назвали эту картину?
  2. Расскажите о картине так, что бы человек который ее не видел смог составить о ней представление.
  3. Какие чувства вызывает у вас эта картина?
  4. Что больше всего привлекает внимание в картине?
  5. Какова, по-вашему, главная мысль картины, зачем автор ее написал?
  6. Что сделал автор, что бы зритель понял его замысел?

Алгоритм анализа произведения живописи.

  1. Как бы вы назвали эту картину?
  2. Расскажите о картине так, что бы человек который ее не видел смог составить о ней представление.
  3. Какие чувства вызывает у вас эта картина?
  4. Что больше всего привлекает внимание в картине?
  5. Какова, по-вашему, главная мысль картины, зачем автор ее написал?
  6. Что сделал автор, что бы зритель понял его замысел?

Алгоритм анализа произведения живописи.

  1. Как бы вы назвали эту картину?
  2. Расскажите о картине так, что бы человек который ее не видел смог составить о ней представление.
  3. Какие чувства вызывает у вас эта картина?
  4. Что больше всего привлекает внимание в картине?
  5. Какова, по-вашему, главная мысль картины, зачем автор ее написал?
  6. Что сделал автор, что бы зритель понял его замысел?

        Алгоритм анализа произведения живописи.

  1. Как бы вы назвали эту картину?
  2. Расскажите о картине так, что бы человек который ее не видел смог составить о ней представление.
  3. Какие чувства вызывает у вас эта картина?
  4. Что больше всего привлекает внимание в картине?
  5. Какова, по-вашему, главная мысль картины, зачем автор ее написал?
  6. Что сделал автор, что бы зритель понял его замысел?

Алгоритм анализа произведения живописи.

  1. Как бы вы назвали эту картину?
  2. Расскажите о картине так, что бы человек который ее не видел смог составить о ней представление.
  3. Какие чувства вызывает у вас эта картина?
  4. Что больше всего привлекает внимание в картине?
  5. Какова, по-вашему, главная мысль картины, зачем автор ее написал?
  6. Что сделал автор, что бы зритель понял его замысел?

Алгоритм анализа произведения живописи.

  1. Как бы вы назвали эту картину?
  2. Расскажите о картине так, что бы человек который ее не видел смог составить о ней представление.
  3. Какие чувства вызывает у вас эта картина?
  4. Что больше всего привлекает внимание в картине?
  5. Какова, по-вашему, главная мысль картины, зачем автор ее написал?
  6. Что сделал автор, что бы зритель понял его замысел?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 10 классе "Тема маленького человека в романе Достоевского "Преступление и наказание"."

Выявление многогранности творчества Ф.М.Достоевского, его взгляда на тему  "маленького человека". Отражение данной темы в русском искусстве....

Ход урока:"Маленький человек: тип или личность".(по творчеству Ф.М. Достоевского)

Цели: -Развивать исследовательскую культуру 9-и класснкиов- Отработка навыков анализа художественного текста Технология:  обучение в сотрудничестве (групповая работа)....

Презентация на тему "Маленький человек" в рассказах А.П.Чехова и в произведении В.Маканина "Человек свиты".

Данная презентация выполнена ученицами 10 класса как иллюстративный материал к защите реферата на тему "Маленький человек" в рассказах А.П.Чехова и в произведении В.Маканина  "Человек свиты"....

урок МХК по программе Солодовникова Ю.А.. Тема "Царство мрачного Аида"

Урок МХК "Царство мрачного Аида". Знакомство с миропониманием древних греков посредством мифологии....

урок МХК по программе Солодовникова Ю.А.. Тема "Вершина греческой классики"

Урок МХК. тема "Вершина греческой классики". Знакомство с художественным наследием античной цивилизации....

Урок литературы в 9 классе по теме "А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому человеку».."

Тема. А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа  «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому челове...

Сценарий урока литературы "Печали и радости "маленького человека" (урок-экскурсия по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" )"

Сценарий может быть использован при изучении повксти А.С. Пушкина "Станционный смотритель"...