урок МХК по программе Солодовникова Ю.А.. Тема "Вершина греческой классики"
план-конспект урока по мхк (10 класс) на тему

Черновалова  Елена Александровна

Урок МХК. тема "Вершина греческой классики". Знакомство с художественным наследием античной цивилизации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon mhk_vershina_grecheskoy_klassiki.zip1.78 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ с.Ния

План – конспект урока МХК 10 класс.

Тема: Вершина греческой классики.

Учитель: Черновалова Е.А.

Ния 2012

План – конспект урока МХК 10 класс.

Тема: Вершина греческой классики.

Цель: Знакомство с художественным наследием античной цивилизации.

Задачи:

  • Познакомить с этапами развития мифологического мировоззрения древних греков
  • Выявить связь между мифическими представлениями и искусством, архитектурой

Оборудование. Для учителя: конспект, учебник, карточки, наглядные пособия, мультимедиа, экран, доска, мел.

Для учащихся: учебник, рабочая тетрадь.

 Оформление доски: Тема. Изречение: «Греция, взятая в плен, победителей диких пленила, в Лаций суровый внеся искусства» (Гораций, римский поэт). Антикус (от латинского) – древний. Наглядность.

План урока:

  1. Орг.момент. 3мин.
  2. Проверка Д/З.7 мин
  3. Объяснение новой темы. 20 мин
  4. Закрепление. 7 мин
  5. Итог урока. 3 мин

1.Приветствие. Проверка готовности к уроку. Тема нашего урока звучит так: Вершина греческой классики запишите сегодняшнее число и тему.

2.Но прежде, чем начать новую тему, проверим домашнее задание. Итак я задаю вопросы по предыдущему параграфу вы отвечаете.

1. В какие группы были объединены первые боги в древнем Египте, и каким городам они покровительствовали?       Какие боги и почему стали приобретать значение для всего Древнего Египта? Вызываю 1 ученика

2. В каких городах Древнего Египта были построены самые знаменитые архитектурные храмовые комплексы?   Какие обязательные элементы составляли структуру древнеегипетского храма?      Какие природные явления символизировали колоны древнеегипетского храма?   Вызываю 2 ученика (Ответы)

3. А теперь переходим к новой теме. Сегодня на уроке вы расширите свои знания о Культуре Древней Греции (Эллады), мы поговорим об особенностях мировоззрения древних греков, о  древнегреческом искусстве.

Начну с изречения  Белинского «На почве Греции и Рима выросло новейшее человечество»

Сначала хочу задать вам вопрос: Что вы знаете о культуре Древней Греции? О чем пойдет речь по теме? (ответы) Поиграем в игру Ассоциация. Я называю слово вы свое.

Греция-

Олимп-

Остров-

Океан -

Лабиринт-

Герой-

Время-

Подвиг-

Гомер-

Теплый климат, нарядный ландшафт с невысокими гopaми, уютные долины, поросшие лимонными, оливковыми, померанцевыми рощами, море с множеством островков и бухточек – весь окружающий мир, eгo красота и простота породили ощущение соразмерности сил человека и природы. Гpeкaм не нужно было отвоевывать себе жизненное пространство, утверждаться в нем; все было осязаемо, близко. Однако они не сразу достигли гармонии с природой. Страх перед ее необузданными стихийно-демоническими силами был преодолен благодаря созданию мира олимпийских богов, который стал своеобразным зеркалом, отразившим человеческое бытие. Мифологическое осмысление действительности характерно для многих народов древности, но эллины поэтически переработали мифы  и создали целостную, стройную космогоническую картину мира.

Итак запишите заголовок 1. Мифология. Как вы думаете о чем пойдет речь в этом разделе?

Прослушай те отрывок из мифа, и дайте ему название.

Сначала был вечный, безграничный, темный Хаос. Из Хаоса произошла богиня Земля – Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему. Далеко под Землей родился мрачный Тартар- ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из хаоса родилась и могучая сила Эрос – оживляющая любовь. Хаос породил вечный Мрак – Эреб и темную Ночь – Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет- Эфир и радостный светлый День – Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг  друга ночь и день. Могучая земля породила беспредельное голубое небо – Урана. И раскинулось Небо над землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море.

Пожалуйста дайте название отрывку. (ответы) Рождение космоса. Мир греки называли космосом. Как и в любой другой мифологии, все начинается с сотворения мира. Есть некие космические первоначала. Назовите их (ответы) Теперь запишите в тетради 1. Рождение космоса.

Дальше идет этап Хтонической мифологии. Смотрим на экран.

Уран воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю.  12 титанов:  шесть сыновей и шесть дочерей родилось от союза Геи и Урана. Кроме этого Гея породила 3 великанов – циклопов и 3 сторуких великанов – гекатонхейеров. Возненавидел Уран своих безобразных детей и заточил в недра земли. Но нашелся один коварный титан, который восстал против отца и сверг его. Крон – время. На этом заканчивается 2 этап строительства мира. Возникновение архаических божеств. (записать) Титаны – олицетворение грубой дикой неразумной силы, силы стихий.

Крону было предсказано, что его свергнет его сын. И поэтому он стал пожирать своих рождавшихся детей. 5 проглотил он. Но последнего Зевса, Мать Рея спрятала но острове Крит, а Крону дала проглотить камень. Вырос и возмужал Зевс. Он восстал против отца и заставил Крона извергнуть обратно своих братьев и сестер. И новое поколение богов стали вести ужасную борьбу с титанами, в которой победили воцарившись на Олимпе. Новый этап рождение и победа богов-олимпийцев. Запишите 3 этап строительства мира: победа сил разума, порядка и гармонии над грубыми стихиями. Верховные боги Зевс, Посейдон, Аид.

 «Илиада» речь Посейдона
Три нас родилося брата от древнегo Крона и Реи:
                                                   Он - громовержец, и я, и Аид, преисподних владыка;
                                                    Натрое все делено, и досталося каждому царство:  
                                                       Мне волношумное море, Аиду подземные мраки,
                                                    3евсу досталось меж туч и эфира пространное небо;
                                               Общею всем остается земля и Олимп  многохолмный.
                                                                                                                      

Отсюда начинается переход к героической мифологии. Здесь рождается 3 поколение богов и герои. О подвигах героев написано несколько поэм. Это поэмы Гомера «Одисея», «Иллиада», поэма Гесиода «Теогония». Культ Героев

Сделайте вывод по какой схеме, принципу идет развитие мифологического устройства мира? От общего к частному. Развитие мифологического сюжета идет вместе с развитием общества и культуры.

Боги оправдывали жизнь людей тем, что жили так же, как они, и под ярким светом олимпийцев люди ощутили себя paвными богам. А чтобы еще более возвеличиться, греки oкpужили себя той красотой, которая являлась неотъемлемой чертой существования небожителей. Этот чудный мир красоты был воплощен в искусстве. Олимпийцы часто приходили на землю и на земле у бога должно быть достойное жилище. Греческий храм всегда соразмерен человеку и природе.

Заголовок Архитектура. О каких аспектах темы пойдет речь в данном разделе? Устройство древнегреческого храма. В основной части храма устанавливалась статуя бога. В восточной части находился вход, в задней хранились дары. Храм украшался колоннами. Бывает несколько типов колон. На западном и восточном фасадах есть треугольные фронтоны – это область олимпийских богов. Фронтоны украшались барельефами с изображениями мифологических сюжетов.

 До наших дней дошли великолепные архитектурные ансамблеи. Это:

  1. Афинский Акрополь. Скульптор Фидий и стратег города Перикл. Множество барельефов и скульпткрных групп изображающих различные сцены из жизни богини Афины и других богов.

Один из главных храмов Порфенон – вершина древнегреческой архитектуры.

Просмотр презентации.

Вопрос. Черты архитектуры? записать: Величественность, строгая пропорциональность, логичность, согласованность частей. Три вида храмов: дорический, ионический, коринфский.

4. Итак, сегодня мы познакомились с основой мифологического мировоззрения эллинов, с особенностями архитектуры. Хочу задать вам вопрос: Что привлекает уже много столетий людей искусства в античной культуре? В парах напишите свои предположения. 

Что привлекает нас в античности?

(с демонстрацией на экране):

  • цельность человека
  • его наивность и мудрость
  • его ощущение видеть себя свободным
  • гармоничное соединение человека с миром, с природой

Хочу закончить урок словами  Мережковского, известного русского поэта, писателя, об Афинском Акрополе: «Я Взглянул, увидел все сразу и сразу понял, - скалы Акрополя, Парфенон, Пропилеи и почувствовал то, чего не забуду до самой смерти. В душу хлынула радость того великого освобождения от жизни, которое дает красота… И – растерянный, полубезумный я повторял: «Господи, да что же это такое» Здесь полная, никогда уже более не повторявшаяся гармония между творениями рук человеческих и природою»

  1. Запишите Д/З параграф 5. Оценки следующие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок МХК в 10 классе по теме "Эволюция греческого рельефа"

урок знакомит  учащихся с особенностями греческого рельефа периодов архаики и              классики; дает представление о рельефах...

Проект урока немецкого языка в 8 классе: "Г.Гейне" - великий классик немецкой литературы.

Биография великого классика немецкой литературы - Генриха Гейне (в слайдах)...

Открытый урок в 9 классе «Прямое цельнокройное платье в греческом стиле»

Урок закрепления и систематизации практических знаний...

Методическая разработка проблемно- диалогического урока по истории Древнего мира по теме «Великая греческая колонизация»

Цели и задачи урока:1. Учить объяснять процессы греческой колонизации и взаимодей­ствия мира эллинов и мира варваров, объединяя различные факты и понятия ­  в целостную картину мира.2.  Учит...

урок МХК по программе Солодовникова Ю.А.. Тема "Царство мрачного Аида"

Урок МХК "Царство мрачного Аида". Знакомство с миропониманием древних греков посредством мифологии....

урок МХК по программе Солодовникова Ю.А.. Тема "Житейская драма маленького человека".

Урок МХК по программе Солодовникова Ю.А. Тема "Житейская драма маленького человека". 11 класс. Конспект урока и призентация. Изучается творчество  А.Г. Веницианова и П.А. Федотова....