Мой путь в педагогическую профессию.
материал по мхк на тему

Зотикова Ксения Витальевна

Эссе о моей професии учителя ИЗО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Мой путь в педагогическую профессию.

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть ни чем иным…

 Л. Н. Толстой

     Интересуясь у   коллег о том, как они стали учителями, я замечала, что   их рассказы схожи  тем, что они  с детства  либо мечтали о профессии или старались походить  на своего первого учителя. Мне же всегда казалось, что это самая  трудная профессия. И все же я работаю в школе. Как же так случилось? Однозначного ответа на этот вопрос у меня нет. Что это: выбор или моя судьба? Этого я не знаю.  Но теперь твердо уверена, что не могу представить себя без класса и доски, без горящих жаждой  познания глаз моих учеников, без их забот и радостей, без их любви и доверия, без всего того, с чем неразрывно связана моя учительская деятельность.

    Вспоминаю, как в детстве усаживала свои игрушки в ряд, давая  им задания,  организовывая какую-нибудь игру или  укладывая спать, воображала  себя то воспитательницей детского сада, то школьной учительницей. Обучать  их всему, что знала сама, было интересно.

    Все дети любят рисовать. Я не была исключением. Жаль, не всегда всё  получалось. В школе был замечательный предмет, в который я влюбилась - изобразительное искусство. Семь лет в художественной школе,  и я оказалась в педагогическом художественном училище им. Ф.В. Сычкова на живописном отделении.  Там я встретила настоящих профессионалов. Благодаря их участию поверила в свои силы, поняла, что хочу связать свою будущую профессию с искусством, но не просто заниматься творчеством, а учить этому других.

     Сейчас, размышляя о своём профессиональном предназначении, невольно задаюсь  вопросами: «Могу ли я называться настоящим учителем?  Как сделать свой предмет увлекательным и любимым? Могу ли я помочь ребятам раскрыть свои таланты? Все ли я правильно делаю?»

      Принято считать, что талант есть у всех, только не всякому дано его вовремя распознать и развить.  Кто поможет в этом? Конечно, учитель. Учитель терпеливый, умный, вооруженный современными методами и технологиями, а главное – неравнодушный. Школа, по моему мнению, идеальная среда для развития талантов. Здесь востребованы все: поэты и математики, художники и музыканты, спортсмены и организаторы. Создание  развивающей среды на уроке –  одна из моих задач.  Ведь урок изобразительного искусства дает полную  свободу для творчества: можно использовать различные художественные и графические материалы, выбрать формат или  варианты  задания.

    Большие возможности открылись и с появлением информационных технологий, новой техники –  видео-, фото-, компьютерной.  Ученики могут работать в малых группах, в парах, индивидуально.
    Главный принцип в работе учителя я для себя определила давно и стараюсь следовать ему всегда: обучать и воспитывать собственным примером. Учу других и учусь сама. Чтобы требовать что-то от ребёнка, я должна иметь на это моральное право. Желая воспитать честных и добрых учеников, я должна быть искренней и доброжелательной с ними всегда.
    Каждый день иду в школу, кручусь в карусели дел, порой просто забываю о своих личных делах - живу школой. И уже кажется, что школа - мой дом, дети-близкие и родные, а стены школьного коридора - самые любимые.
    Наша общепринятая оценочная система требует: решил задачу – «5», не решил – «2»; выучил стихотворение – молодец, не выучил – плохо. И дети, и родители, и учителя уже давно приняли эту систему, считают ее привычной. Но, на мой взгляд, в школе существует несколько дисциплин, которые должны преподаваться и оцениваться несколько иначе, чем все остальные. Это музыка, технология и изобразительное искусство. И я попробую убедить вас в этом на примере уроков изобразительного искусства.

    Не у всех есть склонность к рисованию, но у каждого есть фантазия, своё видение, свой стиль рисования. Мне очень интересно наблюдать за развитием мысли, творческим процессом детей, за тем, как они выражают свои эмоции, мысли на бумаге, за реакцией ребят, когда мы знакомимся с произведениями великих мастеров искусства. Поколения меняются, а чувства и впечатления от знаменитых произведений остаются прежними. Очень важно, чтобы дети не оставались равнодушными, чёрствыми ко всему, что нас окружает.

     Рисующие дети – маленькие творцы своего мира. Ребенок рисует то, что видит вокруг себя, что чувствует, что подсказывает ему игра, фантазия. Эта фиксация поразившего его явления природы, человека и его деятельности, настроения, мыслей и чувств, которые  помогают ему глубже проникнуть в жизнь, увидеть ее красоту и противоречия, осмыслить происходящее вокруг. В отличие от взрослых, ребята больше рисуют по воображению, свободно фантазируя и, в то же время, своеобразно, реально отражают мир. 
    Процесс творчества развивает мышление детей, приносит радость и душевное равновесие. Рисование заставляет ребенка думать и тем самым активизирует мысль и образное видение мира, развивает пространственное мышление. Но ведь творчеству нельзя научить, потому что творчество это процесс, а не конечный результат! Именно поэтому процессу творчества можно или мешать или способствовать. 

     Редко встретишь ребенка дошкольного или младшего школьного возраста, который не любил бы рисовать. Через свои работы дети самовыражаются, им не важно – правильно или не правильно, с точки зрения ли художественных канонов, создан их рисунок. Они видят себя великими художниками и гордятся своими, даже не совсем удачными работами. Отбить охоту к рисованию можно одной неосторожной оценкой или возгласом, а обратный процесс может затянуться на годы.  

 На уроке я всегда ставлю перед собой две задачи: 

1) учу рисовать правильно, подсказывая решения, показывая приемы работы с теми или иными материалами; 

2) помогаю  реализовывать творческие порывы менее способных учащихся, давая им возможность раскрыть себя в рисунке. 

   У меня есть талантливые и художественно одаренные ученики. Дети, которые не только хорошо работают на уроке, но и, участвуя  в конкурсах,  занимают призовые места.  

    За короткий срок работы в школе, я поняла: педагогическая деятельность сложна и многообразна. В ней неизбежны  трудности, а подчас и разочарования. Педагогом нельзя родиться, им надо стать в процессе деятельности, самовоспитания и самообразования.  Еще А.С. Макаренко утверждал, что «…в педагогической деятельности главное не талант, а мастерство, основанное на умении, на квалификации, на постоянном  самосовершенствовании».        

      И сейчас, приходя на работу, я каждый день жду чего-то нового и интересного. Знаю, что этот день не будет похож на предыдущий. С радостью встречаю своих любимых учеников, вместе с ними обсуждаю их проблемы и хлопоты, горжусь их, пусть и маленькими, успехами и достижениями.

       В данный момент я стою на первых ступеньках своей профессиональной карьеры. Пусть что-то у меня не получается так, как хотелось бы. Буду стараться, ведь я люблю свой предмет. И  твердо знаю, что всё лучшее,  конечно, ещё впереди!