Авторская рабочая программа по учебному предмету «Искусство России» для 5- 7 классов
рабочая программа по мхк (5, 6, 7 класс) на тему

Полева Елена Александровна

Рабочая программа по искусству России разработана с определением основных видов учебной деятельности, планируемыми результатами. Особое внимание уделяется нравственному воспитанию учащихся, усвоению ими системы ценностей: добра, гражданственности и патриотизма, труда и творчества, семьи, природы, общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._programma_po_iskusstvu_rossii_5-7_klass-_2017.docx112.42 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                          Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                                                                   «Араданская основная общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

на педагогическом совете

МБОУ «Араданская ООШ»

Протокол № __

от «__»__________ 2017 г.

«Согласовано»

  Заместитель

директора школы по УВР

  МБОУ «Араданская ООШ»

___________Кондрашина Г.И.

«___»________________2017г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Араданская ООШ»

___________________Овсиенко О.Г.

Приказ №___

от «___»_______________2017г.

                                                                          Рабочая программа

                                                  по учебному предмету «Искусство России»

                                                                               5-7классы

                                                         количество часов всего – 102, в неделю -1

        

                                                                                                                                                                                                       Автор:

                                                                                                                                                                                                       Полева Е.А., учитель ИЗО,

                                                                                                                                                                                                       1 категория

                                                                                              п. Арадан, 2017 год

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа по учебному предмету «ИскусствоРоссии»   для 5 класса разработана   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного  приказом Министерства  образования и науки Российской Федерации.

Данная программа реализуется в 2017-2018 учебном году в соответствии с учебным планом МБОУ «Араданская ООШ», в котором на изучение предмета «Искусство России»  в 5,6,7 классе отводится 1 час в неделю, по 34 часа в год.

   Преподавание предмета в основной школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является важным условием становления растущей личности. В этот период складывается система эстетических знаний школьника, формируются его художественно-практические навыки.  

Понятие искусства

Искусство — особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

1.Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском.

2.Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами, т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее мастерство.

Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом.

Форма существования искусства — художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.).

Искусство также использует особые средства для воспроизведения реальной действительности: для литературы это слово, для музыки — звук, для изобразительного искусства — цвет, для скульптуры — объем.

Цель искусства двойственна: для творца — это художественное самовыражение, для зрителя — наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро — с моралью.

Искусство — важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности. По потенциалу осмысления и преобразования действительности искусство не уступает науке. Однако способы осмысления мира наукой и искусством различны: если наука использует для этого строгие и однозначные понятия, то искусство — художественные образы.

Воспринимая и постигая художественное произведение, мы не просто усваиваем его содержание (подобно содержанию физики, биологии, математики), но пропускаем это содержание через сердце, эмоции, даем чувственно-конкретным образам, созданным художником, эстетическую оценку как прекрасных или безобразных, возвышенных или низменных, трагических или комических. Искусство формирует в нас способность давать подобные эстетические оценки, отличать подлинно прекрасное и возвышенное от всевозможных подделок.

 Виды искусств

можно классифицировать следующим образом:

1.Изобразительные виды искусств( живопись, архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство, фотография) отражают внешнюю действительность.

2.Выразительные(неизобразительные) виды искусств (литература, музыка) отражают внутренний мир человека.

3.Зрелищные виды искусств (кино, театр, опера, эстрада, цирк, танец).

Цели курса «Искусство России»

 - воспитание патриотизма и гражданственности; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных социальных групп, терпимого отношения к проявлениям иной культуры, лучшее осознание при этом культуры своего народа;

- воспитание эстетических чувств, интереса к искусству России;

- приобщение к ценностям отечественной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

 - становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование основ гражданственности, любви к семье,  уважение к людям и своей стране, воспитание чувства гордости за свою Родину, уважения к традициям и культуре других народов;

 - использование средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения художественных и познавательных задач;

- реализация нравственного потенциала  искусства как средства формирования и развития эстетических принципов и идеалов личности;

- развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных навыков, способности к художественному творчеству;

- освоение первоначальных знаний о различных видах  искусств: литературе, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, музыке, танце, театре, кино, фотографии  и  их роли в жизни человека и общества;

- овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

    Личностные результаты

   - освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

   - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения;

   - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

   - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;  формирование  ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  - формирование уважительного отношения к  истории и культуре народов;

  - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

 - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- умение  видеть  и воспринимать проявления художественной культуры  в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

 - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- освоение начальных форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, саморегуляции, самооценки);

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий(ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, анализа и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями обучения;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами обучения на доступном  школьникам уровне;

- осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

  - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение;

  - умение работать в группе и определять общую цель и пути её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  Предметные результаты

в коммуникативной сфере:

  - чтение (восприятие текстов с разной глубиной понимания ограниченного объёма, соответствующих изученному тематическому материалу и интересам учащихся с соблюдением правил чтения и осмысленного интонирования);

  -  социокультурная осведомлённость (литературные персонажи, сказки народов России, детский фольклор, песни, нормы поведения, правила вежливости и речевой этикет).

в познавательной сфере:

– понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;

  - выражение своего отношения к увиденному, прослушанному и прочитанному; дополнение содержания произведения собственными идеями;

  - умение использовать учебно-справочный материал  для выполнения заданий разного типа;

  - осуществлять самооценку выполненных учебных заданий и подводить итоги усвоенным знаниям на основе заданий для самоконтроля.

в ценностно-ориентационной сфере:

  - восприятие искусства как общечеловеческой ценности, обеспечивающей познание, передачу информации, выражение эмоций, отношений и взаимодействия с другими людьми;

  - ознакомление с культурными ценностями народов России, известными героями, важными событиями, популярными произведениями, а также нормами жизни;

в ценностно-эстетической сфере:

 – умение различать и передавать в художественно-творческой  деятельности характер, эмоциональное состояние и  свое отношение к природе, человеку, обществу;

- осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности;

- умение эмоционально оценивать шедевры русского  искусства;  

- проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа;

  - знакомство с образцами родной детской литературы, поэзии, фольклора, музыки; произведениями живописи, скульптуры, архитектуры; шедеврами кино-, фото- и театрального искусства;

  - формирование эстетического вкуса в их восприятии.

в трудовой сфере:

  - готовность пользоваться доступными возрасту современными учебными технологиями, включая ИКТ, для повышения эффективности своего учебного труда;

– навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках;

  - начальный опыт использования вспомогательной и справочной литературы для самостоятельного поиска недостающей информации, ответа на вопросы и выполнения учебных заданий.

Результаты освоения учебного предмета

-  осмысление и усвоение  учащимися  общечеловеческих нравственных  ценностей посредством восприятия  и осмысления произведений искусства;

 - формирование первоначальных представлений о роли искусства в жизни человека;                                                                        

  - овладение практическими умениями  и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;  

 - формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

- овладение элементарными практическими умениями  и навыками в различных видах художественной деятельности;

- овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификация по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;

- формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.

- развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

     Одним из результатов обучения предмету «Искусство России» является осмысление и усвоение  учащимися системы ценностей.

    Ценность добра – понимание необходимости добрых, дружеских, товарищеских отношений между людьми и бережного отношения к  окружающей нас природе.    

     Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя своей страны, российского государства; чувство гордости за настоящее и будущее российского искусства; стремление поддержать и продолжить достижения соотечественников.

     Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к творческому труду. Учить видеть и ценить красоту труда и рабочего человека.

     Ценность семьи -  понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважения к старшим, их нравственным идеалам; заботы о младших, защиты слабых.

      Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через произведения литературы, живописи, музыки, фотографии, кино.

     Ценность общения – понимание важности общения  как одного из основополагающих элементов культуры.

Виды работ учащихся на уроке:

- восприятие явлений действительности и произведений искусства;

- изучение художественного наследия народов России;

- ознакомление с творчеством выдающихся писателей, художников, композиторов, скульпторов, кинорежиссёров России;

- изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);

- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

- прослушивание, обсуждение и иллюстрирование  музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных);

-создание  книжек - сборников с авторским оформлением, иллюстрациями учащихся;

- сбор фольклорного материала в посёлке;

- проектная работа по изучаемым произведениям искусства с использованием ИКТ;

- создание презентаций;

- разучивание, пение песен;

- просмотр и обсуждение кинофильма, мультфильма;

 - театральная постановка; декоративная и конструктивная работа;

- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;

-самооценка деятельности.

                                             Календарно-тематическое планирование предмета «Искусство России»

                                            с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

«Искусство Родины – рядом с колыбели», 5 класс

п.п

Дата

Тема урока

Характеристика деятельности обучающихся

                                                  Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Iчетверть.«Детство» (9 часов)

1

2.09

Колыбельные песни.

Знакомство с русскими народными колыбельными.

Выражение своего отношения к прослушанному и прочитанному.

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций поэта, композитора, художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

 - высказывать аргументированные суждения о произведениях искусства;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала,

-  выполнять  творческие проекты, отдельные упражнения по живописи, графике, моделированию и т.д.;

- владеть навыками коллективной деятельности;

-освоить способы решения проблем творческого и поискового характера.

- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимать роли культуры и  искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- иметь эстетическую потребность в общении с  природой, в творческом  отношении к окружающему миру,  в самостоятельной практической творческой деятельности;

- уметь сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

2

9.09

Пестушки, потешки, прибаутки.

Чтение, обсуждение содержания и назначения отдельных видов фольклора.

Чтение (восприятие текстов с соблюдением правил чтения и осмысленного интонирования).

Социокультурная осведомлённость (детский фольклор, песни).

3

16.09

Заклички, приговорки, загадки.

 Знакомство с образцамифольклора,родной детской литературы, поэзии, музыки.

   Ознакомление с культурными ценностями народов России.

4

23.09

Сбор фольклорного материала по селу.

Общение с родными и односельчанами, поиск и запись фольклора.

Проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа.

5

30.09

Детство на картинах художников-славянистов.

Изучение творческого наследия русских художников по теме. (Маковский К., Венецианов А., Максимов В., Перов В., Сергеев Ю., Богданов-Бельский Н., Платонов Х.)

Эскиз.

   Знакомство с  произведениями русской живописи. Восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;

Беседа,выражение своего отношения к увиденному.

6

7.10

Тематический рисунок «Детство».

Жанровый рисунок крупным планом.

Навык выполнения эмоционально наполненного рисунка в разных техниках.

7

14.10

Создание книжки-малышки (проект).

Создание сборника детского фольклора с иллюстрациями учащихся

(в электронном и печатном виде).

Понимание роли художника в создании книги.

Узнавать произведения иллюстраторов детской книги.

8

21.10

Работа над проектом.

Компьютерная вёрстка текстов, сканирование и обработка авторских иллюстраций, подбор рамки, создание обложки книжки.

Знать отдельные элементы оформления книги(обложка, иллюстрации,

буквицы).

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких  творческих результатов;

-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение.

- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимать роли культуры и  искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм.

9

28.10

Оформление, защита проекта.

Закончить оформление, защитить проект(рассказать о книге, процессе работы над ней, прорекламировать).

Умение различать и передавать в художественно-творческой  деятельности характер, эмоциональное состояние и  свое отношение к природе, человеку, обществу.

II четверть. «Бабушкины сказки» (8 часов)

10

11.11

Русские народные сказки.

Чтение (по выбору учителя, например, «Василиса Прекрасная»), слушание,беседа по прочитанному,  просмотр иллюстраций Билибина И.;  выполнение эскиза, иллюстрации к сказке.

 Осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

11

18.11

Семейные сказки.

Чтение(например, «Два брата» Шварца Е.), слушание, беседа по прочитанному.

Развитие воображения, образного мышления, способности к художественному творчеству;

12

25.11

Волшебные сказки.

Чтение сказки(например, «Синюшкин колодец» или «Серебряное копытце» Бажова П.), слушание,беседа по прочитанному;  выполнение эскиза, иллюстрации к сказке.

Проявление устойчивого интереса к художественным традициям русского народа.

13

2.12

Картины сказочного мира.

Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов сказок(Билибина И., Васнецова В., Васильева К., Ольшанского Б. и др.); выполнение эскиза, иллюстрации к сказке.

Понимание роли художника в создании книги.

Навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках.

14

9.12

Сказки о животных.

Чтение,слушание,беседа по прочитанному или просмотр мультфильма «Путешествие муравья».  Выполнение эскиза, иллюстрации к сказке.

Проявление интереса к сказочному животному миру, понимание Эзопова языка сказок, перенос характеров животных на человеческое общество.

Желание соприкасаться с прекрасным, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир.

15

16.12

Инсценировка сказки(проект).

Чтение, слушание, распределение ролей, проигрывание роли.

(Как вариант - создание театра на столе -картонного макета и персонажей сказки для игры в спектакль- или пальчиковый театр).

Понимать значение и зрелищность театрального искусства. Развивать память, эмоциональность, артистические способности.

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- владеть первичными навыками изображения предметного мира (натюрморт, интерьер), природы (пейзаж), фигуры и лица человека;

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять  действия в соответствии с поставленной задачей.

 Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

понимать роли культуры и  искусства в жизни человека;

уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

уметьсотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

16

23.12

Изготовление декораций, элементов костюмов.

Работа по выполнению масок, декораций. Конструирование      

выразительных масок. Повторение слов роли, репетиция спектакля.

Овладение навыками создания объемно- пространственной театральной композиции.

17

13.01

Спектакль.

Театральное представление в детском саду или начальных классах.

Приобретение учащимися опыта публичного выступления, эмоционального воздействия на зрителей,  «сеяния разумного, доброго, вечного».

        III четверть. «Моя Родина, моя семья»(10 часов)

18

20.01

Творчество русских художников-пейзажистов.

Знакомство с творчеством русских художников-пейзажистов(Шишкин И., Левитан И., Волков Е.,Герасимов А.,ДубовскойН.,Клевер Ю., Саврасов А. и др.). Выполнение эскиза по теме (графика).

Осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности;

умение эмоционально оценивать шедевры русского  искусства;  

проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа.

Познавательные УУД:

-уметь  видеть  и воспринимать проявления прекрасного  в окружающей жизни;

- выполнять отдельные упражнения по живописи  ицельныетворческие проекты,

- овладеть первичными навыками изображения  природы(пейзаж);

- высказывать аргументированные суждения о произведениях искусства.

-осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;

– осознавать себя  членом общества, народа, представителем своей страны, российского государства;

-чувствовать гордость за настоящее и будущее российского искусства.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.

Регулятивные УУД:

- уметь планироватьи  осуществлять свои действия в соответствии с поставленной задачей.

-овладеть первичными навыками изображения  фигуры и лица человека.

Уметь различать и передавать в художественно-творческой  деятельности характер, эмоциональное состояние и  свое отношение к природе;

-осознавать себя частью природного мира;

-понимать  любовь к природе как бережное отношение к ней как среде обитания человека;

- переживать чувство её красоты, гармонии, совершенства.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,

- понимание и сопереживание чувствам других людей;

-наличие мотивации к творческому труду.

Уважение к истории Родины и ратным подвигам предков.

19

27.01

Пейзаж родной земли.

Акварельный рисунок в тёплой или холодной гамме цветов по выбору учащихся.

Развитие способности к созданию на доступном уровне  выразительного художественного образа.

20

3.02

Поселенья земли русской.

Знакомство с русской архитектурой, силуэтом города и деревни. Зрительный ряд- картины Апполинария Васнецова, Б.Кустодиева, К.Маковского, СаврасоваА.,В.Сурикова, В.Поленова, Б.Ольшанского и др.  Выполнение наброска по теме.

   Ознакомление с культурными ценностями народов России.

Проявление интереса к художественным традициям своего народа.

Осознание роли архитектора в создании силуэта русского города.

21

 10.02

Юность и надежды.

Забота государства о школе и детях. Чтение, слушание, беседа по прочитанному.М.Шолохов. «Федотка»(отрывок из «Поднятой целины»).

Выражение своего отношения к прослушанному и прочитанному.

22

17.02

Защитники Отечества.

Художники-баталисты (Верещагин В., Васильев К., Васнецов Виктор, Корин П., Суриков В.,Ольшанский Б.,Маторин, Непринцев), знакомство с их творчеством. Тематический рисунок.

Воспитание патриотизма и гражданственности; развитие национального самосознания.

Осознание того, что картина – это мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами, переживаниями.

23

24.02

Разучивание военной песни.

«Солдатушки-бравы ребятушки» или «Богатырская сила» (по выбору учителя).

Осознание человеческих ценностей, отражение их в собственной художественной деятельности.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; поддерживать позитивное настроение в ученическом коллективе.

-Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение.

- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимать роли культуры и  искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

- Понимать роли культуры и  искусства в жизни человека.

- Уважительно относиться к культуре и искусству народов нашей страны.

- Освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

   - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

24

3.03

Воспеваем материнство.

Просмотри обсуждение художественного фильма «Мамы»(2012 год).

Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважения к старшим, их нравственным идеалам; заботы о младших, защиты слабых.

25

10.03

Воспеваем материнство.

Просмотр и обсуждение художественного фильма «Мамы»(2012 год).

Осознание ценности семейных связей, уважение к родителям.

Отражение этих чувств в собственной художественной деятельности.

26

17.03

Мудрость старости.

Чтение, слушание рассказа Гайдара А. «Горячий камень».

Домашнее задание –сбор по селу пословиц, поговорок, примет.

Понимание общечеловеческих ценностей, ответственности за свои поступки и прожитую жизнь.

Уважение к жизненному опыту старшего поколения.

27

24.03

Пословицы, поговорки, приметы.

Чтение, обсуждение собранного фольклорного материала, компьютерная вёрстка. Итог работы – сборник «Мудрость наших предков».

Осмысление и  выражение своего отношения к прослушанному и прочитанному.

 Социокультурная осведомлённость.

IV четверть. «Русская душа – в произведениях искусства» (7 часов)

28

7.04

Доброта и сопереживание - великие темы искусства.

Просмотр доброго худ.фильма, например, «Кука»(2007 год), беседа.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций поэта, композитора, художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- понимание и сопереживание чувствам других людей.

29

14.04

Доброта и сопереживание - великие темы искусства.

Закончить просмотр худ.фильма. Анализ жизненной ситуации, характеристика героев.

Жанровая живопись  Перова, Маковского.

Домашнее задание: понаблюдать, сделать и принести фото или видеозапись «Труд в нашей семье».

Осмысление и  выражение своего отношения к прослушанному и увиденному.

- Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства.

Осмысление потребности человека в доброте, душевности, отзывчивости, заботе о ближних.

30

21.04

Красота труда в русской поэзии и живописи.

Просмотр картин, слушание стихов о труде. Сочинение. Примерные темы: «Колоть дрова непросто», «Как красиво моя бабушка печёт блины» и т.п.

Осознание ценности семейных связей, уважение к труду родителей.

- Высказывать аргументированные суждения о произведениях искусства,

-осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;

– осознавать себя  членом семьи, общества, народа.

Наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

31

28.04

Делу-время, потехе-час.

Разучивание русских народных игр: «Горелки», «Гуси,гуси», «Чиж»  и др.

Формирование эмоционально-позитивных отношений в ученическом коллективе.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением распределять функции и роли в процессе игровой деятельности.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

32

5.05

Песни помогли нам победить.

Разучивание песен военных лет(«Землянка», «Тёмная ночь» и др. по выбору учителя).

Воспитание патриотизма и гражданственности; развитие национального самосознания.

- Высказывать аргументированные суждения о роли произведений  искусства в жизни и влиянии на эмоциональное состояние человека.

Уважение к истории Родины и подвигам русских воинов.

33

12.05

С любовью к братьям меньшим.

Лепка «Животные».

Ознакомление с картинами русских художников-анималистов(Чарушин, Маковский К., Шишкин И., Комаров, Сверчков,Шибалова Ирина

Навык выполнения эмоционально наполненного объёмного изображения животных.

-Осознавать себя частью природного мира;

-понимать  любовь к природе как бережное отношение к ней.

Уметь различать и передавать в творческой  деятельности характер, эмоциональное состояние и  свое отношение к природе, животному миру.

34

19.05

Итоговая выставка работ.

«Я – экскурсовод». Рассказ о картинах, представленных на выставке.

Участвовать в организации выставки детского художественного творчества.

Освоение начальных форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, саморегуляции, самооценки).

- Освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;

   - развитие самостоятельности и личной ответственности.

                                                            Календарно-тематическое планирование предмета «Искусство России»

                                                               с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

«Роль искусства в осмыслении и усвоении системы ценностей», 6 класс

п.п

Дата

Тема урока

Характеристика деятельности обучающихся

                                                  Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Iчетверть.«Ценность гражданственности и патриотизма» (9 часов)

1

4.09

С чего начинается Родина?

Разучивание песни, беседа об её содержании.

Выражение своего отношения к прослушанному и прочитанному.

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций поэта, композитора, художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

 - высказывать аргументированные суждения о произведениях искусства;

-освоить способы решения проблем творческого и поискового характера.

-Осмыслить понятия «патриот» и «гражданин»,

- понимать роль культуры и  искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- иметь эстетическую потребность в общении с  природой, в творческом  отношении к окружающему миру,  в самостоятельной практической творческой деятельности;

-почувствовать гордость за вклад русской нации в мировую художественную культуру;

- уметь обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

2

11.09

Богатыри земли русской.

Просмотр мультфильма по былине. Сочинения-размышления по картинам Б.Ольшанского «Слово о полку Игореве», «Славянская быль», «Рождение русского флота», «Подвиг Раевского», В. Сурикова « Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы».

   Знакомство с  произведениями русского фольклора и живописи. Восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства.

3

18.09

Древнерусская крепость.

Коллективная аппликация: изучение материалов, выполнение отдельных элементов.

   Ознакомление с архитектурой, укладом жизни русичей.

4

25.09

Древнерусская крепость.

Сбор общей композиции.

Проявление устойчивого интереса к истории, архитектуре и  традициям своего народа.

5

2.10

Кто помогает нам читать книги?

Знакомство с работой художников-иллюстраторов книг(былин,сказок).

Выполнение эскиза  иллюстрации к предложенной учителем былине/ сказке.

Понимание роли художника в создании книги.

Узнавать произведения иллюстраторов детской книги.

6

9.10

Иллюстрация к былине/ сказке.

Выполнение  иллюстрации к предложенной учителем былине/ сказке.

Навык выполнения эмоционально наполненного рисунка в разных техниках.

7

16.10

К. Паустовский. «Аграфена».

Чтение рассказа (в сокращении), обсуждение.

Слушание музыкиП.И.Чайковского.

Размышления по картине «Мать партизана» Герасимова С.

Дома: записать пословицы о Родине, чести, долге.

Знакомство с произведениями русской литературы и живописи. Восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства. Выражение отношения к прочитанному.

8

23.10

 Создание сборника «Мудрость народная».

Проектная работа.Компьютерная вёрстка текста, сканирование и обработка авторских иллюстраций.

Проявлять творческие качества личности, инициативу.

Знать отдельные элементы оформления книги(обложка, иллюстрации,

буквицы).

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением выделять главное, обобщать;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач;

-  выполнять  творческие проекты.

- Уважительно относиться к жизненному опыту и мудрости старшего поколения; культуре и искусству народов нашей страны и мира в целом;

- понимать роль  искусства в жизни человека.

9

6.11

Создание сборника «Мудрость народная».

Проектная работа. Создание обложки книжки, оформление.

Умение различать и передавать в художественно-творческой  деятельности характер, эмоциональное состояние и  свое отношение к человеку, обществу,природе.

II четверть. «Ценность семьи и добра» (8 часов)

10

13.11

Родительский дом – начало начал.

Плоскостная пластилиновая картина «Мой дом» с объединением в коллективный коллаж «Мой посёлок». Или: разучивание песни по выбору: «Родительский дом», «Городок»(исп.А.Варум) или из к/ф «Дело было в Пенькове» («От людей на деревне не спрячешься»)

 Осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность.

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций поэта, композитора, художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность;

- овладеть умением творческого видения с позиций писателя, художника, т.е. умением выделять главное, видеть красоту в обыденном.

 Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

-осознание ценности семьи в жизни человека;

- осознание своих корней;

-формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности;

-уважение к старшим, их нравственным идеалам;

 -забота о младших,

- защита слабых.

11

20.11

Отец-глава семьи, защитник, кормилец.

Просмотр фильма «Судьба человека»(режиссёр С.Бондарчук).

Развитие зрительного восприятия произведений искусства, воображения, образного мышления, способности к художественному творчеству.

12

27.11

Отец - глава семьи, защитник, кормилец.

Просмотр и обсуждение  фильма «Судьба человека»(режиссёр С. Бондарчук). Картины зрительного ряда: Суриков В. «Меншиков в Березове», Богданов-Бельский «Горе»

Проявление интереса к русскому характеру, истории, традициям народа.Развитие образного мышления, способности к сопереживанию.

13

4.12

Мать – хранительница домашнего очага.

Чтение. Б. Шергин. «Сказ об Авдотье-рязаночке».

Пение песен о маме.

Дома: расспросить «Самый памятный день в жизни моего дедушки/моей бабушки».

Воспитание патриотизма и гражданственности; развитие национального самосознания.

Проявление интереса к характеру, истории, традициям русского народа.

Уважение к истории Родины, трудовым и ратным подвигам предков.

14

11.12

Старшее поколение – жизненный опыт и любовь.

Чтение. Ф. Абрамов. Рассказ «Памятник».

Сочинение «Самый памятный день в жизни моего дедушки/моей бабушки».

 Зрительный ряд: картины Н. Дмитриев-Оренбургский «На пашне». Ржевская А. «Весёлая минутка», Максимов В. «Единственный учитель» и «Бабушкины сказки», Сергеев Ю. «Бабушкины наряды», Перов В. «Рыбная ловля», Карпов Б. «На пепелище».

Развитие речи, проявление интереса к истории семьи, чувствам близких людей; уважения к старшему поколению.

Развитие образного мышления, способности к сопереживанию. Проявление интереса к русскому характеру, истории, традициям народа.

15

18.12

Дети – будущее семьи.

Ф. Абрамов. «Пята дома».Чтение,беседа по прочитанному. Художники Серебрякова З., Маковский В., Маковский К., Максимов В., Венецианов А. о детстве.

Тематический рисунок «Я-папин помощник/мамина помощница».

Развитие воображения, образного мышления, способности к художественному творчеству, сопереживанию. Проявление интереса к произведениям искусства, к русскому характеру, истории, традициям народа.

Желание соприкасаться с прекрасным, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства.

Выражение собственных чувств, мыслей, эмоций посредством рассуждения и рисунка.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир.

16

25.12

Дружба и братство - дороже богатства.

А. Гайдар. «Тимур и его команда». Чтение отрывка по выбору учителя. Разучивание песни «Дружба крепкая не сломается» (Пляцковский, Савельев).

Дома: записать пословицы о семье, дружбе, доброте.

Осознание необходимости, важности коллективизма и взаимопомощи.

- Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий ( ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

17

15.01

Пословицы о семье, дружбе, доброте.

Просмотр мультфильма «Мешок яблок», обсуждение его идеи.

Сбор пословиц и рисунков по теме.

Уметь оформлять книгу (обложка, подбор иллюстраций,

компьютерная вёрстка).

III четверть. «Ценность труда и творчества»(10 часов)

18

22.01

Ф. Абрамов. «Золотые руки».

Чтение, обсуждение рассказа. Выполнение эскиза «У моего папы/моей мамы важная работа».

Осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности;

проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа.

Познавательные УУД:

-- овладеть навыками смыслового чтения;

-уметь  видеть  и воспринимать проявления прекрасного  в окружающей жизни;

- выполнять отдельные упражнения по живописи  ицельныетворческие проекты,

- высказывать аргументированные суждения о произведениях искусства.

-осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;

– осознавать себя  членом общества, народа, представителем своей страны, российского государства;

-чувствовать гордость за настоящее и будущее российского искусства.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.

Регулятивные УУД:

- уметь планироватьи  осуществлять своидействия в соответствии с поставленной задачей.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-наличие мотивации к творческому труду;

- понимать роль культуры и  искусства в жизни человека;

-осознание важности учебного труда сейчас для достижения поставленных жизненных целей в будущем.

19

29.01

Самая важная работа.

Слушание М. Пришвин. «Кладовая солнца» (I часть). Тематический рисунок(акварель).«У моего папы/моей мамы важная работа».

Развитие способности к созданию на доступном уровне  выразительного художественного образа;

умение эмоционально оценивать шедевры русского  искусства.

20

5.02

Труд кормит, а лень портит.

Чтение сказки «Айога», просмотр мультфильма «Вовка в тридевятом царстве».

Беседа по теме урока. Дома:сбор пословиц о труде.

Осознание ценности труда.   Ознакомление с культурными ценностями народов России.

Проявление интереса к художественным традициям, жизненному опыту и мудрости своего народа.

21

12.02

Ценность учебного труда.

Картины Богданова-Бельского «У дверей школы», «Устный счёт»,«В школу зимой», Шевандровой «В сельской библиотеке», Решетникова «Опять двойка».

Пение «Чему учат в школе».

Выполнение эскиза с натуры « На уроке».

Выражение своего отношения к учебе, осознание важности  познания.

Совершенствование техники графического рисунка с натуры.

22

19.02

Делу – время, потехе – час.

Лепка по мотивам филимоновской игрушки «Конь»/«Петушок» (пластилин, глина).

Овладеть первичными навыкамиобъёмного  изображения животного.

23

26.02

Ратный труд защитников Отечества.

Беседа о воинском долге. Слушание марша «Прощание славянки».

Просмотр мультфильма «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Пение, разучивание солдатских песен по выбору учителя: «Идёт солдат по городу», «Не плачь, девчонка» и др.

Осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства.

– осознавать себя  членом общества, народа, представителем своей страны, российского государства.

Осознание ценности гражданственности и патриотизма.

24

5.03

«Есть женщины в русских селеньях».

Просмотр мультфильма «Василиса Микулишна», обсуждение.

Чтение. Некрасов «Русские женщины».

Дома: сбор по селу пословиц, поговорок о труде.

Осознание ценности семейных связей, уважения к родителям.

Отражение этих чувств в собственной художественной деятельности.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; поддерживать позитивное настроение в ученическом коллективе.

-Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение.

- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимать роли культуры и  искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

- Понимать роль культуры и  искусства в жизни человека.

- Уважительно относиться к культуре и искусству народов нашей страны.

- Освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

   - развитие  личной ответственности за свои поступки.

25

12.03

Человек труда – в живописи и скульптуре.

Тропинин В. «Кружевница», Яблонская Т. «Хлеб», Пластов А. «Витя-подпасок», «Ужин трактористов», «Жатва», «Сенокос», Гапоненко Т. «На обед к матерям». Скульптуры Мухиной, Шадра, Коненкова.

Лепка по теме.

Осознание человеческих ценностей, отражение их в собственной художественной деятельности.

Осознание того, что картина – это мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами, переживаниями.

Уважение к истории Родины.

26

19.03

Создание сборника «Мудрость народная».

Проектная работа. Классификация пословиц по темам, подбор иллюстраций, сканирование, обработка.

Понимание общечеловеческих ценностей, ответственности за свои поступки и прожитую жизнь.

Уважение к жизненному опыту старшего поколения.

27

2.04

Создание сборника «Мудрость народная».

Чтение, обсуждение собранного фольклорного материала, оформление электронной книги. Итог работы – сборник «Мудрость народная».

Осмысление и  выражение своего отношения к прослушанному и прочитанному.

 Социокультурная осведомлённость.

IV четверть. «Ценность общения с природой» (7 часов)

28

9.04

Пейзаж родной земли.

Мастера-пейзажисты: Айвазовский И., Шишкин И., Левитан И., Вельц И., Волков Е., Герасимов А.,  Дубовской Н.,  Клевер Ю., Саврасов А., Ряннель Т., Корнеев Е.,знакомство с творчеством.

Выполнение наброска по теме.

Осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности;

умение эмоционально оценивать шедевры русского  искусства;  

проявлениеинтереса к художественным традициям своего народа.

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позицийхудожника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное.

Воспитание патриотизма и гражданственности; развитие национального самосознания.

Уметь различать и передавать в художественно-творческой  деятельности характер, эмоциональное состояние и  свое отношение к природе.

29

16.04

Пейзаж родной земли.

Тематический рисунок (акварель).

Осмысление и  выражениепосредством рисунка своего отношения к красоте родной природы.

Развитие способности к созданию выразительного художественного образа.

- Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства.

Понимать  любовь к природе как бережное отношение к ней как среде обитания человека;

- переживать чувство её красоты, гармонии, совершенства.

30

23.04

Братья наши меньшие.

Просмотр мультфильма «Жил-был пёс».

Чтение рассказов М. Пришвина «Лисичкин хлеб», «Медведь», «Лось».

Овладеть навыками смыслового чтения, эмоционального переживания прочитанного.

- Высказывать аргументированные суждения о произведениях искусства,

-осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Осмысление потребности человека в доброте, душевности, отзывчивости, заботе о ближних.

31

30.04

К. Паустовский. «Заячьи лапы».

Чтение, обсуждение содержания  рассказа.

Графический рисунок «Лесной зверь».

Навык выполнения эмоционально наполненного  изображения животных.

Овладеть навыками смыслового чтения.

Осознавать себя частью природного мира;

-понимать  любовь к природе как бережное отношение к ней.

Уметь различать и передавать в творческой  деятельности характер, эмоциональное состояние и  свое отношение к природе, животному миру.

32

7.05

Сказка о животных.

Чтение сказки по выбору учителя, обсуждение. Зрительный ряд –работы художников-иллюстраторов рассказов и сказок о животных:Рачёв Е., Чарушин Е., Сутеев и др.

Проявление интереса к сказочному животному миру, понимание Эзопова языка сказок, перенос характеров животных на человеческое общество.

 Высказывать аргументированные суждения о роли произведений  искусства в жизни и влиянии на эмоциональное состояние человека.

Сознавать себя частью природного мира.

33

14.05

Делу-время, потехе-час.

Разучивание русских народных игр.

Формирование эмоционально-позитивных отношений в ученическом коллективе.

 Умение договариваться о распределении функций и ролей в игровой деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Установка на безопасный, здоровый образ жизни.

34

21.05

Итоговая выставка работ.

«Я – экскурсовод». Рассказ о картинах, представленных на выставке.

Участвовать в организации выставки детского художественного творчества.

Освоение начальных форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, самооценки).

- Освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;

   - развитие самостоятельности и личной ответственности.

                                                               Календарно-тематическое планирование предмета «Искусство России»

с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

«Искусство - проводник на жизненном пути», 7 класс

п.п

Дата

Тема урока

Характеристика деятельности обучающихся

                                                  Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Iчетверть.«Россия, устремленная в будущее» (8 часов)

1

6.09

Любовь к Родине – основа основ.

Разучивание песни «Прощайте, скалистые горы»,беседа об её содержании.

Выражение своего отношения к прослушанному и прочитанному.

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций поэта, композитора, художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

 - высказывать аргументированные суждения о произведениях искусства;

-освоить способы решения проблем творческого и поискового характера.

-Осмыслить понятия «патриот» и «гражданин»,

- понимать роль культуры и  искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- иметь эстетическую потребность в общении с  природой, в творческом  отношении к окружающему миру,  в самостоятельной практической творческой деятельности;

-почувствовать гордость за вклад русской нации в мировую художественную культуру;

- уметь обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

2

13.09

Быль П.П.Бажова «Коренная тайность».

Чтение, обсуждение содержания были о рецепте златоустовской булатной стали.

 Знакомство с  произведением. Восприятие художественных образов, представленных в произведениях искусства.

3

20.09

Басня И.А.Крылова о любви к отечеству.

Чтение,беседа о содержании басни «Пчела и мухи». Экскурс, викторина по ранее изученным басням поэта, знакомство с иллюстрациями к ним.

Знакомство с произведениями русской литературы и живописи.

Знакомство с иллюстрациями к басням, их авторами.

4

27.09

Стихи С. Есенина, ставшие песнями.

Слушание, чтение, разучивание песни по выбору.

Проявление устойчивого интереса к литературному и музыкальному наследию своего народа.

5

4.10

Родной пейзаж.

Знакомство с работой художников-пейзажистов. Рисунок ( акварель,графика).

Понимание вклада художника в национальную культуру.

6

11.10

Родной пейзаж.

Рисунок ( акварель,графика).

Дома: принести личную фотоколлекцию.

Навык выполнения эмоционально наполненного рисунка в разных техниках.

7

18.10

Фотохудожники – о своей стране.

Знакомство с работами известных российских и красноярских фотохудожников.

Обсуждение фотографий из личных коллекций.

Дома: подготовить сообщение о картине художника-красноярца(по выбору).

Восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях фотоискусства. Выражение отношения к увиденному.

8

25.10

Творчество красноярских художников.

Я – экскурсовод (рассказ по выбранной картине).Беседа по репродукциям картин.

Проявлять творческие качества личности, инициативу.

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением выделять главное, обобщать;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач.

- Уважительно относиться к жизненному опыту и мудрости старшего поколения; культуре и искусству народов нашей страны и мира в целом;

- понимать роль  искусства в жизни человека.

II четверть. «Российское могущество прирастать будет Сибирью» (8 часов)

9

8.11

Злой дух Ямбуя.

Просмотр фильма об освоении Сибири по роману Гр. Федосеева.

Умение различать   эмоциональное состояние и  свое отношение к человеку, обществу,природе.

Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства.

10

15.11

Злой дух Ямбуя.

Просмотр фильма.

 Осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, применять приобретенные навыки  в процессе выполнения  творческой работы;

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность.

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций поэта, композитора, художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность;

- овладеть умением творческого видения с позиций писателя, художника, т.е. умением выделять главное, видеть красоту в обыденном.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

-осознание ценности семьи в жизни человека;

- осознание своих корней;

-формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности;

-уважение к старшим, их нравственным идеалам;

 -забота о младших,

- защита слабых.

11

22.11

Освоение сибирских просторов.

Рассказ учителя о творчестве писателя-геодезиста Гр. Федосеева, обсуждение просмотренного фильма, написание учащимися рецензии-рекламы на фильм.

Развитие зрительного восприятия произведений искусства, воображения, образного и аналитического  мышления; развитие речи.

12

29.11

В.П. Астафьев. Сон о белых горах.

Чтение рассказа (в сокращении).Графический набросок к содержанию рассказа.

Проявление интереса к русской природе, характеру, истории, традициям народа.Развитие образного мышления, способности к сопереживанию.

13

6.12

В.П. Астафьев. Сон о белых горах.

Чтение рассказа (в сокращении).Иллюстрация к нему.

Воспитание патриотизма и гражданственности; развитие национального самосознания.

Проявление интереса к характеру, истории, традициям русского народа.

14

13.12

Обсуждение прочитанного рассказа В.П.Астафьева.

Чтение рассказа (в сокращении). Обсуждение прочитанного.

Развитие речи, проявление интереса к истории семьи, чувствам близких людей; уважения к старшему поколению.

Развитие образного мышления, способности к сопереживанию.

15

20.12

Эссэ «Таежные зарисовки».

Мини-сочинения о личных наблюдениях в тайге, запомнившихся  встречах, природных явлениях.

Развитие воображения, образного мышления, способности к художественному творчеству, сопереживанию. Проявление интереса к произведениям искусства, к русскому характеру, истории, традициям народа.

Желание соприкасаться с прекрасным, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства.

Выражение собственных чувств, мыслей, эмоций посредством рассуждения и рисунка.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир.

16

27.12

Легенды о родном крае.

Знакомство с процессом создания легенд учениками Араданской школы. Чтение, просмотр оригиналов рисунков.

Иметь представление о том, как сочинить и оформить книгу (обложка,  иллюстрирование.

компьютерная вёрстка).

Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий ( ИКТ)

- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства.

Развитие этических чувств,

-формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету "искусство" 5, 6, 7 классы

Рабочая программа по искусству для  обучающихся 5-7 классов  составлена на основе примерной программы вариативной части учебного плана по искусству для общеобразовательных учебных заве...

Рабочая программа по учебному предмету "Искусство. Музыка" 8 класс

Рабочая программа по учебному предмету "Искусство.Музыка" (8 класс, 2014-2015 уч. год) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования....

Рабочая программа по учебному предмету "Искусство. Музыка" 9 класс

Рабочая программа по учебному предмету "Искусство. Музыка" (9 класс, 2014-2015 уч. год) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования....

Рабочая программа по учебному предмету Искусство (музыка) 6 класс ФГОС

Рабочая программа по учебному предмету Искусство (музыка) для 6 класса на основании:Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; Федерального государстве...

Рабочая программа по учебному предмету искусство (изобразительное искусство) 6 класс

Результатами успешной педагогической и саморазвивающей деятельности стали грамоты и дипломы мои собственные и моих учеников, частично представленные в данном электронном портфолио....

Рабочая программа по учебному предмету «Искусство (Музыка и ИЗО)» (базовый уровень) в 9 классах

Рабочая  программа      по учебному предмету «Искусство (Музыка и ИЗО)» (базовый уровень) в 9 классах...

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Искусство» 8-9 классы

Рабочая программа по учебному предмету «Искусство (музыка и ИЗО)» создана на основе авторской программы «Музыка. Искусство» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской....