Биография и творчество Сальвадора Дали
презентация к уроку по мхк на тему

Смотракова Татьяна Александровна

Презентация и сопровождающий текст по творчеству и биографии Сальвадора Дали

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon zhizn_i_tvorchestvo_salvadora_dali2.ppt2.35 МБ
Файл dali.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор презентации: Учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа №171» г.Н.Новгород Сухова Татьяна Александровна

Слайд 6

Ярмарка Св.креста в Фигерасе,1922

Слайд 7

Девушка из Фигераса,1926



Предварительный просмотр:

Жизнь и творчество Сальвадора Дали

Сальвадор Дали родился в Испании 11 мая 1904 года в городе Фигерасе, в семье зажиточного нотариуса. По национальности был каталонцем, воспринимал себя в этом качестве и настаивал на этой своей особенности.

(2 слайд)

Обучаться изобразительному искусству начал в муниципальной художественной школе. В 1921 году поступает в Академию Сан-Фернандо. Рисунок, представленный им ещё абитуриентом, был высоко оценён преподавателями, но не принят из-за малых размеров. Сальвадору Дали дали 3 дня на изготовление нового рисунка. Однако юноша не спешил с работой, чем очень беспокоил своего отца, который и без того за долгие годы натерпелся его причуд. В конце концов юный Дали сообщил, что рисунок готов, но он даже меньше предыдущего, и это стало для отца ударом. Однако преподаватели в силу чрезвычайно высокого мастерства сделали исключение и приняли молодого эксцентрика в академию.

(3 слайд)

В 1922 году переезжает в «Резиденцию»  (студенческое общежитие в Мадриде для одаренных молодых людей) и начинает учёбу. В это время он знакомится с Луисом Бунюэлем, Федерико Гарси́а Лоркой, Педро Гáрфиасом. С увлечением читает работы Фрейда.

Знакомство с новыми течениями в живописи развивается — Дали экспериментирует с методами кубизма и дадаизма. В 1926 г. его выгоняют из Академии за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. В том же году впервые едет в Париж, где знакомится с Пáбло Пикáссо. Пытаясь найти собственный стиль, в конце 1920-х создает ряд работ под влиянием Пикáссо и Жоана Мирó. В 1929 г. участвует вместе с Бунюэлем в создании сюрреалистического фильма «Андалузский пёс».

(4 слайд)

Тогда же он впервые встречает свою будущую жену Галу́ (Елену Дмитриевну Дьяконову), бывшую тогда женой поэта Поля Элюара. Сблизившись с Сальвадором, Гала, однако, продолжает встречаться со своим мужем, заводит попутные отношения с другими поэтами и художниками, что в то время казалось приемлемым в тех богемных кругах, где вращались Дали, Элюар и Гала. Понимая, что фактически увёл у друга жену, Сальвадор в качестве «компенсации» пишет его портрет. (5 слайд)

Работы Дали демонстрируются на выставках, он завоевывает популярность. В 1929 г. примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном.

(6 слайд)

Здесь представлены некоторые его творения этого периода. Ранний период творчества Дали – это увлечение пейзажами, портретами и автопортретами. Эти картины написаны под впечатлением от уличных праздников. Уже в раннем творчестве проявляется любовь художника к ярким краскам, детальности.

(7 слайд)

Картина слева написана на пленэре. В таких вот мазках прослеживается влияние импрессионизма. Но в тоже время мы видим четкие грани зданий. Глядя на эту картину можно понять, что художник находится в творческих исканиях, так как ему присуще смешение стилей.

На второй картине реалистическая точность пейзажа контрастирует с выдуманной фигурой, которая ассоциируется с модным и рекламируемым в то время стереотипом женской красоты.

(8 слайд)

На написание картины «Фигуры, лежащие на песке» повлияло, очевидно, отчисление художника из Школы изящных искусств. Это событие выводит его на путь поиска новой эстетики. Это – жестко структурированное, геометрическое, тщательно проработанное произведение. Фигуры плотные, телесные, задеревеневшие и как бы составляющие единое целое со скалами. Дали пренебрежительно называл эти согнутые женские фигуры «чурбаками», желая охарактеризовать их как неподвижные куски пробкового дерева, разбросанные по земле.

(9 слайд)

К раннему творчеству относится и всем известная картина «Постоянство памяти», которая известна также как «Мягкие часы», «Твердость памяти» или «Стойкость памяти». Размягченность висящих и стекающих часов — образ, который можно было бы описать так: «он распространяется в область бессознательного, оживляя универсальное человеческое переживание времени и памяти». Здесь присутствует и сам Дали в виде спящей головы, уже появлявшейся в «Траурной игре» и других картинах. Сообразно своему методу, художник объяснял происхождение сюжета размышлением о природе сыра камамбер. Картина стала символом современной концепции относительности времени.

После прихода к власти Каудильо Фрáнко в 1936 году Дали ссорится с сюрреалистами, стоящими на левых позициях, и его исключают из группы. В ответ Дали не без оснований заявляет: «Сюрреализм — это я».

В 1937 году художник посещает Италию и остаётся в восторге от произведений Ренессанса. В его собственных работах начинает доминировать правильность человеческих пропорций и другие черты академизма. Невзирая на отход от сюрреализма, его картины по-прежнему наполнены сюрреалистическими фантазиями.

С началом второй мировой войны Дали вместе с Галой уезжает в США, где они живут с 1940 по 1948 г. В 1942 г. выпускает беллетризованную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Его литературные опыты, как и художественные произведения, как правило, оказываются коммерчески успешными. Он сотрудничает с Уолтом Диснеем. Тот предлагает Дали испытать свой талант в кино. Но предложенный Сальвадором проект сюрреалистического мультфильма Destino был признан коммерчески нецелесообразным, и работа над ним была прекращена. Дали работает с режиссёром Альфредом Хичкоком и рисует декорации для сцены сна из фильма «Заворожённый». Однако сцена вошла в фильм очень урезанной — опять же из коммерческих соображений.

После возвращения в Испанию живёт преимущественно в своей любимой Каталонии. В 1965 году приезжает в Париж и вновь, как почти 40 лет назад, покоряет его своими работами, выставками и эпатажными поступками. Снимает причудливые короткометражные фильмы, делает сюрреалистические фотографии. В фильмах он использует в основном эффекты обратного просмотра, но умело подобранные объекты съёмки (льющаяся вода, мяч, скачущий по ступенькам), интересные комментарии, таинственная атмосфера, созданная актёрской игрой художника, делает фильмы необычными образцами арт-хауса.

(10 слайд)

Дали снимается в рекламах, причём даже в подобной коммерческой деятельности не упускает возможности для самовыражения. Телезрителям надолго запомнилась реклама шоколада, в которой художник откусывает кусочек плитки, после чего у него от эйфорического восторга закручиваются усы, и он восклицает, что сошёл с ума от этого шоколада.

(11 слайд)

Нужно сказать, что Сальвадор Дали большое внимание в своих произведениях уделял жене. Она стала единственной женской моделью и главным сюжетом вдохновения художника, который не прекратил её восхвалять и представлять её как живой миф и современную икону.

Он пишет ее портреты, использует ее образ для воплощения различных идей.

(12 слайд)

Например, здесь мы видим Гала в образе мифологической героини Леды. Картина так и называется «Атомная леда». Справа же Гала – плод страсти Дали к науке и теории атомного распада. Этот портрет сам художник называет «самым красноречивым актом преклонения перед лицом Гала».

После смерти жены Дали переживает глубокую депрессию.

(13 слайд) Сами его картины упрощаются, и на них долгое время преобладает мотив скорби (вариации на тему «Пьета»). Его самые последние работы представляют собой простые закорючки, в которых угадываются тела персонажей — последние попытки самовыражения несчастного больного человека.

После смерти Галы Сальвадор переезжает в Пу́боль, но в 1984 году в замке произошёл пожар. Парализованный старик безуспешно звонил в колокольчик, пытаясь позвать на помощь. В конце концов он превозмог немощь, свалился с кровати и пополз к выходу, но потерял сознание у двери. С тяжёлыми ожогами Дали был доставлен в больницу, но выжил. До этого случая, возможно, Сальвадор планировал, чтоб его похоронили рядом с Галой, и даже приготовил место в склепе в замке. Однако после пожара он покинул замок и переехал в театр-музей, где он оставался до конца своих дней.

Больной, немощный, Дали скончался 23 января 1989 года от сердечного приступа.

Художник завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому тело Дали замуровано в пол в одной из комнат театра-музея Дали в городе Фигéрас.

Хочется отметить, что Дали был не только гениальным художником, но и создателем многих вещей, которые вошли в историю мировой моды и искусства. Многие из этих произведений выставлены в Театре-музее Дали в Фигерасе. На открытии этого музея художник сказал: «Я хочу, чтобы мой музей был монолитом, лабиринтом, огромным сюрреалистическим объектом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон».

Вот некоторые из них.

(14 слайд) Губы — один из любимых символов Дали, олицетворение тайны и соблазна. Художник создает в музее комнату, повторяющую черты лица звезды Бродвея, актрисы Мэй Уэст.Приходит к идее создания дивана в форме губ и совместно с испанским дизайнером создает кожаный ярко-красный диван, который стал центральным элементом комнаты Мэй Уэст в музее.

(15 слайд)Его же творением является и «Телефон-омар» .  в 1936 году рисунок «шагнул» из холста и появился знаменитый ныне телефон, верхнюю часть трубки которого заменяет натуралистичный муляж омара (лобстера). Дали нарисовал «телефон будущего».

(16 слайд) Интересным фактом является и то, что создателем логотипа конфеты «Чупа-Чупс» стал ни кто иной, как Сальвадор Дали. С просьбой нарисовать оригинальный логотип для своего нового проекта Энрике Бернат обратился к великому эксцентрику лично. Для встречи с Дали в 1969 году он сам приехал в Фигерас. Как ни странно, но за некоторое вознаграждение художник согласился потратить пару часов своего лично времени, создав  и по сей день используемый компанией Chupa Chups логотип.