ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ
статья по мхк на тему

Крупко Ирина Леонидовна

Крупко Ирина Леонидовна

олигофренопедагог,

учитель музыки и ритмики

ГКОУ Школа №2124 «Центр развития и коррекции»

СП№486

г. Москва

Е-mail: irina.krupko.@mail.ru

                                                                            г.  Москва

   Специфика интеллектуального и личностного недоразвития детей с умственной отсталостью требует направленной коррекции не только учебной деятельности, - не менее важно развитие коммуникативных умений, навыков содержательного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, регуляции эмоциональных, нравственно поведенческих, интеллектуальных, эстетических свойств психики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx36.13 КБ

Предварительный просмотр:

ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО  РАЗВИТИЯ         РЕБЕНКА С ОВЗ

Крупко Ирина Леонидовна

олигофренопедагог,

учитель музыки и ритмики

ГКОУ Школа №2124 «Центр развития и коррекции»

СП№486

г. Москва

Е-mail: irina.krupko.@mail.ru

                                                                            г.  Москва

   Специфика интеллектуального и личностного недоразвития детей с умственной отсталостью требует направленной коррекции не только учебной деятельности, - не менее важно развитие коммуникативных умений, навыков содержательного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, регуляции эмоциональных, нравственно поведенческих, интеллектуальных, эстетических свойств психики.

   Искусство как художесвенно-образное отражение действительности способствует личностному развитию ребенка с ОВЗ: воздействует  положительно на эмоционально-волевую сферу, создает условия для развития познавательных процессов. Музыка, литература, театр, хореография , изобразительное искусство с помощью различных средств и специфического языка  формируют жизненные компетенции, необходимых ребенку для вхождение и существование в социуме.

  В  решении коррекционных задач важную роль играет искусство драматизации-игра ролевая в урочной (русские народные сказки-мюзиклы,школьная опера, балет, песня) и   во внеурочной деятельности совместно с учителем, логопедом, дефектологом, психологом, родителями на концерте, в  школьном театре, досуговом мероприятии со сверстниками и гостями .

В СП №486 создаются оптимальные условия для развития коммуникативных и социальных навыков :  игра, самообслуживание, нормы социального поведения, доступные виды индивидуальной  творческой деятельности, способствующие социальной адаптации. Использование  мной в драматизации разнообразного наглядного материала (костюмы, декорации,реквизит),   а также инновационной технологии-артпедагогики, мультимедийных средств обучения вызывает интерес детей и их активность на уроке ,на занятии кружка,концертной деятельности: выступлении на школьном концерте, с ролью в спектакле (вербальной, пластической)

 В своей работе  я опираюсь на принципы дидактических требований к обучению  ребенка  с ОВЗ  музыке, ритмике  , сценическому движению, созданию образа музыкального и пластического (  продвижение по этому пути требует индивидуального подхода, анализа возможностей , терпения и предчувствия положительной динамики ) ;использую доступный для воспитанников  литературный и музыкальный материал классиков : В. Шаинский,Г. Струве, Г Гладков, Савельев, Е. Крылатов-композиторы,

К . Чуковский, С. Михалков,  Ю. Энтин,Г. Х. Андерсен, В.Катаев, С.Маршак –поэты и писатели ;произведения классической музыки.

Для лаконичности и легкости запоминания текста  моими воспитанниками

использую  свою стихотворную форму прозаических произведений литературы при создании сценического театрального сценария,драматизации сказок.

Каждое проведенное  мной занятие имеет образовательные,воспитательные и коррекционные задачи.

 Важнейшей коррекционной задачей всех занятий является развитие связной речи учащихся, расширение их словарного запаса, формирование этических и эстетических норм.

  Также важны коррекционные задачи, связанные с развитием высших психических функций учащихся.

Развитию и коррекции эмоционального восприятия и эстетического чувства , формированию коммуникативных навыков способствует слушание детьми  текста и музыки,  просмотр иллюстраций к спектаклю,  разыгрывание сцен,

этюдов, хореографических элементов и номеров, а в итоге-исполнение  ролей в музыкально-литературных композициях и спектаклях  школьного театра «Времена года», кукольного театра «Петрушка»-многократных лауреатов  и димломантов Фестивалей «Театр нашей Надежды», «Динаода»,»Семицветик».

Вашему вниманию ниже будет представлено два  сценария школьного театра “Времена года», полувших звание Лауреат за лучший окружной сценарий и постановку сказки Г. Х. Андерсена «Русалочка», и сценарий сказки «В гостях у Бабы-Яги».

                                      Театральный сценарий сказки Г. Х. Андерсена

«Русалочка»

Автор-Крупко И. Л.

(В сценарии использованы стихи Ю. Энтина и Б. Ахмадулиной)

Действующие лица:Фея, Русалочка Принц, Ведьма, Матросы ,Русалки и морские обитатели ,Мать Русалочек ,Принцесса

В спектакле используется видеокадры, шумовые эффекты, музыка А. Петрова.

                                                                 Сцена 1.

  На экране – Земля голубая планета (съемка  космическая), затем кадры моря и берега земли.

  На сцене в центре – имитация Моря: голубые, белые и розовые полотнища тканей. С одной стороны сцены -  огромный камень.

  Появляется Фея.

Фея. «О, Земля – голубая планета,  голубая от цвета Морей!?

          Твоя песня как радуга где-то: в парусах неземных кораблей! 

          Море ласково Землю укроет нежным звуком бегущей волны,

          Но бывает, и гнева не скроет: белой пены тяжелой Воды!

         Вот- единство, два высших начала,все, что в нас:  Земля и Вода!!

         Ах, позвольте, Русалочки тень у причала,  сказку вам рассказать нам пора!

  На горизонте появляется Русалочка, усаживается на камень и смотрит на Море.

  На экране Море , соприкасающееся с Землей. Звук бегущей волны.                                      

 Фея удаляется.

                                                                   Сцена 2.

  Импровизация Моря: полосы ткани горизонтальные вибрируют по всей сцене. Звук Моря, на экране – Море спокойное.

  Между полосами ткани выплывает корабль – парусник, на нем сидят матросы.

  Принц стоит у штурвала корабля.

  Матросы поют песню:       «День идет за днем,

(Б. Ахмадулина)                    Мы плывем, плывем,

                                                  Сине море  нас учило,

          Что на всех  одно зелено вино                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         И одна тоска – кручина!»

 (На экране – Море штормящее. Матросы работают веслами, поют)

                                                    С нами гнев небес,

                                            Нас глаза невест не увидят у причала,

                                            Ветер все крепчал и корабль качал,

                                            Ну, а нас не укачало!

                                            Коли Бог не спас и маяк погас,

                                            Лишь судьба нас выручала!

                                            Мы до дна допьем и ко дну пойдем,

                                            Только спляшем для начала.

(Крушения корабля: скрип, шум, волны поглощают корабль).

Сцена 3.

  (На экране – спокойное Море, волны, набегающие на берег. Справа -  замок, звучат колокола, музыка И. С. Баха.

  Принц лежит на берегу, рядом сидит Русалочка, всматривается в лицо Принца)

                                  Фея:  « Как хорошо рассветом ранним,

                       (Ю. Энтин)  Собраться к солнцу на свидание,

                                            И славя Море громогласно

                                            Шагать, вдыхая запахи трав.

                                            Ах, кто сказал, что жизнь прекрасна

                                            Был кое в чем, конечно, прав.

                                            Взгляни на руки человечьи,

                                            Творенья их пребудут вечно.

                                            Бояться ль им работы грязной?

                                            Их создал Бог не для забав»

                     Русалочка:  О, милый Принц, вы так прекрасны!

                                            Но, слышу рядом шум,

                                            Здесь мне опасно,

                                            Я покидаю вас, до встречи.

                                            Мгновенья счастья быстротечны!

Сцена 4.

  Морское царство – на сцене, плавают Русалочки, рыбы, Мать Русалочек.

  На экране подводный мир: кораллы, рыбы, водоросли.

  Звучит музыка А. Петрова из кинофильма «Человек-амфибия».

  Танец.

Русалочка, обращаясь к Матери и сестрам:

 (Б. Ахмадулина)                «Сквозь радость  я видела ладью.

                                             Сама не понимала я, что я его люблю!

                                            Зачем по Морю плавали  Большие корабли?

                                             Зачем матросы плакали и пели о любви?

(Все утешают Русалочку)      

                                                        Сцена 5.

Появляется ведьма: «Я – ведьма. Красотки, речные наяды –

                                      Вы все только женщины, все вы глупы.

                                      У вас на уме только вздор и наряды,

                                      В сердечках у вас только бредни любви.»

            Русалочка обращается к ведьме:

                                     «О сударыня, мне помогите:

                                       Срочно зелье свое заварите,

                                       Изнывает сердечко мое ,

                                       На земле только счастье мое!»

               Ведьма: «Ко мне, мои жабы и змеи!

                                Все люди глупы и твердят о любви.

                               Века на пролет я варю свое зелье,

                               Века на пролет я смеюсь над людьми!(ХА- ХА – ХА).

                              Я ведьма, мне ведомо все, Твой голос прекрасен,

                              За ножки людские отдашь мне его!

                              Но что-то сегодня случилось с луною,

                              С морскою волной, или может, со мной.

                              В котел колдовства надоело смотреть,

                               Хочу от любви умереть!»

                                                         Сцена 6.

На экране райский сад, звуки природы.На сцене – цветы в корзинах, Русалочка двигается между ними, с трудом ступает по земле.

Вдруг появляется Принц:

                                              «Как хорошо рассветом ранним собраться к солнцу на свидание,

                                               И, славя, Землю громогласно,шагать, вдыхая запах трав!

                                               Ах, кто сказал , что жизнь прекрасна,был кое в чем конечно прав.

                                        Принц видит Русалочку:

                                              «Кто вы, о прекрасная незнакомка? Я поведу вас в райский сад,

                                               И поселю в чудесном замке! Как встречи этой очень рад,

                                               Такой алмаз нуждается в огранке!Я вас представлю при дворе,

                                               И покажу принцессе. Мой друг, доверюсь как сестре,

                                               Готовлюсь к свадебной я мессе.

                                               Меня спасла она давно,

                                               Средь волн соленых и обломков

                                               Корабль мой ушел на дно,

                                               Лишь помню голос звонкий.

                                               Мне кто-то пел про море,

                                               И  растворилось горе,

                                               Я  слышал праздничную мессу,

                                               Открыв глаза увидел я принцессу

Русалочка хотела сказать Принцу, что голос был ее, и что она спасла его в тот страшный шторм, а не принцесса. Но Принц не услышал ее. Поэтому Русалочка заплакала.

                                                                        Сцена 7.

На экране спокойное море. На сцене - корабль с Принцем, Принцессой и Русалочкой.

                                Русалочка: «Как хорошо рассветом ранним

                       cобраться к   солнцу на свидание И, славя, Землю громогласно

                       Шагать, вдыхая запахи Любви!»

                                          Принц: «Так это ты!»

                                    Русалочка: « Не высохла роса еще.И глубока вода.

Морского дна Русалочке не видеть никогда.

Зачем по Морю плавали  большие корабли?

Зачем матросы плакал  и пели о любви?

Сквозь радостное марев я видела ладью.

Сама не понимала я, что я его люблю!

Прощайте, сестры милые и хвост из серебра.

Что было – сплыло, сгинуло,зато душа добра!»

                 Русалочка превращается в морскую пену, Принц протягивает к ней руки.

 

                          Сценарий сказки «В гостях у Бабы-Яги»

                                               автор театрального сценария-Крупко И. Л.,Фролова А. П.- логопед

                           Интегрированное лого- ритмическое , музыкальное занятие

                                             по теме: «В гостях у Бабы-Яги».

Цель: формирование артикуляционного аппарата, развитие фонетического и фонематического слуха,коррекция эмоционально-волевой сферы,  эстетического чувства.Вызвать у обучающихся положительные эмоции  через сюжет сказки и её героев.

Задачи:

Образовательные: фомирование познавательной компетенции,активного и пассивного словаря;умения понимать литературное произведение.

Коррекционные: формирование базовых эмоций, умения слушать партнера,совершенствовать ритмическую структуру.

Воспитательные: воспитывать доброту, взаимопомощь на примере сказочных образов и поступках героев.

                                                           Действующие лица:

Ведущий кот (учитель-логопед ),Медведь, Лиса, Баба-Яга

                                                                         Действие I
 На сцену выходит ведущий Кот.

Кот: Здравствуйте ребята! Я – котик -коток, серенький лобок.

Пришел к вам с загадками, за умными отгадками. Слушайте ребята, первую загадку:

«Хитрая плутовка Рыжая головка.

Хвост – пушистая краса,Кто же это…? (ЛИСА)

«Он всю зиму в шубе спал,Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.Это зверь лесной….(МЕДВЕДЬ)

 Кот:   « Молодцы ребята!

За ступенькою ступенька -  станет лесенка, слово к слову ставь складенько – станет песенка. А колечко на колечко – станет вязочка. Садись рядом на крылечко, слушай сказочку. Умненькие детки зверушки эти к Вам пришли, сказку принесли.»

                                                                                 Действие 2

Начало видеопрезентации.  Звучит «Песенка Друзей» из мультфильма «Бременские музыканты.

Медведь:

«Ох,  устал же я Лиса.

Мы прошли через  леса,

Города и страны, переплыли океаны.

                                                         Повидали белый свет, где найти теперь обед.

                                                          Солнце светит высоко, дом стоит наш далеко!

Лиса:

«Ой, медведь и я устала! Сколько стран я повидала!

С ног валюсь – но где же дом? Есть вода и пища в нём?

Медведь:

«Нет лиса, вокруг- леса, а вверху лишь- небеса.

Эй ребята, где же дом?

(Дети показывают на дом)

Вижу, светится окошко, потерпи, лиса, немножко.

(Лиса и медведь подходят к дому.)

                                                                               Действие 3

                                                                             Медведь:

«Люди, добрые, пустите, и обедом  - накормите.

Мы устали от дороги, у лисы – больные ноги.»

(Стучат в дверь)

(Баба-Яга выглядывает в окно).

                                                                                 Баба-Яга:

«Кто там?! Кто там. Погодите! В доме  вы  все наследите.

В дом свой я вас не пущу и ничем не угощу!»

Кот:

«Баба-Ежка  - не дури. Лисе, медведю – помоги! Дверь быстрее отвари

Накорми и обогрей, в доме станет – веселей!»

Действие 4

Кот:

Ну- ка звери, выходите, Бабку-Ежку веселите!

Звучит музыка.Герои танцуют «Русскую»

Баба-Яга:

«Ладно-ладно помогу (отворяет дверь)только пищи не найду!

Нету хлеба, нет воды, только- ядовитые грибы!

Лиса:

«Пахнет здесь  ведь– не грибами, а сдобными блинами.

Молоком, сметаной, плюшечкой румяной!

Баба-Яга:

«Померещилось.Тьфу, тьфу!Ничего я не найду!

Вот Вам- лапти, вот вода…(показывает на лужу)Нету снега, нету льда!

Звучит «Веснянка». Дети выполняют лого-ритмическое упражнение.

«Ой, бежит ручьём вода (движение «мельница»)

Нету снега, нету льда.

Ой вода, ой, вода, (Хлопки)

Нету снега, нету льда.

                                               Мы весняночку поём, (Руки на пояс, пружинки)

Весну – красную зовём.

Мы поём, всё поём, (Хлопки)Весну красную зовём.

Прилетели журавли, (взмахи руками, имитация полёта птиц)

И соловушки малы,

Журавли, журавли (Хлопки)

И соловушки малы.

Ой бежит ручьём вода.Нету снега, нету льда.

Ой вода, ой, вода.Нету снега, нету льда.

Действие 5

Медведь:

«Что нам, бабушка ,вода -есть хотим мы, вот – беда!

Сжалься, старая Яга. Накорми нас досыта!

Кот:

«Жадность бабушка – порок,ты запомни это впрок,

Если просят – помоги и  скорее накорми!

Баба-Яга:

«Ладно, котик, накормлю пирогами и блинами угощу!

Ешьте, гости дорогие. Сядем дружно все за стол

И начнём наш разговор.

Кот:

«Тут и сказочки – конец.А кто слушал – МОЛОДЕЦ!

Ребята, Баба-Яга исправилась. Какой  она стала, ребята?

                                                                                      Дети: Доброй!

(Звучит песня «Дружба крепкая» муз Савельева! )

Заключительный Хоровод.

                                                       Список литературы:

1.Медведева Е. А. «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании»-М,2006

2.  Грошенков И. А. «Эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы.Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.- под ред. В. В. Воронковой-М. 1982

3.Абрамян Д. Н. Общепсихологические основы художественного творчества-М.1995

4.Лубовский В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей.Развитие словесной регуляции действий.

5.Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности.М.1981

                                               

                   

                 

 

                                             

                                             

                                           

                                           

                                     

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект программы «Особенности работы социально-психологической службы в системном управлении инновационными процессами трех возрастных автономных школ как средство создания оптимальных условий для реализации личностного развития ребенка»

В целях создания необходимых условий для достижения качественного образования в  модели  «Российское образование 2020»намечены основные приоритетные направления и компле...

Выступление на родительском собрании в МБДОУ № 65 с сообщением на тему "Развитие речи как необходимое условие личностного развития ребенка"

     В  возрасте 5-6 лет  начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что именно в данный период ...

Влияние психологического насилия в семье на личностное развитие ребенка

Семья является основным институтом, влияющим на развитие ребенка, так как именно здесь закладываются личностные черты ребенка, даются правила поведения в обществе, а также планируется «жизненный...

Статья "Сочетание основного и дополнительного образования и его возможности для личностного развития ребенка на примере объединения "Цветоводство открытого грунта""

Статья " сочетание основного и дополнительного образования и его возможности для личностного развития ребенка на примере объединения " Цветоводство открытого грунта"...

Метапредметный подход в обучении: от знаниевой парадигмы до личностного развития ребенка

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее ФГОС ООО) говорится, что по итогам получения основного общего образования ученики должны демонстрировать не ...

Личностное развитие ребенка в современном мире

Оказывая активное влияние на вовлечение ребенка в процесс социализации, тем самым стремясь предоставить больше самостоятельности, мы не должны забывать, что в любом деле важно знать чувство меры, иным...

Помощь в эмоциональном и личностном развитии ребенку с РАС средствами дополнительного образования.

Помощь в эмоциональном и личностном развитии ребенку с РАС средствами дополнительного образования....