Метапредметный подход в обучении: от знаниевой парадигмы до личностного развития ребенка
статья (английский язык, 11 класс) на тему

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее ФГОС ООО) говорится, что по итогам получения основного общего образования ученики должны демонстрировать не только личностные и предметные результаты, но и метапредметные результаты (см. ФГОС ООО, раздел II, “Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования”), которые включают в себя освоение метапредметных понятий и универсальных учебных действий (далее УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных. Метапредметный подход обеспечивает переход от предметоцентризма, дробления знаний на предметы, к метадеятельности учащихся, использованию ими УУД, которые применимы на нескольких или всех учебных предметах и в реальных жизненных ситуациях (А.А. Кузнецов).

Учебный предмет “Английский язык” метапредметен по сути своей. Ведь именно на уроках английского языка учащиеся осваивают лексику, относящуюся практически ко всем сферам жизни человека, изучают грамматику иностранного языка, оперируя понятиями, изученными на уроках русского языка, учатся выполнять математические операции на английском языке, знакомятся с культурой и традициями стран изучаемого языка, что связывает его с такими предметами, как история, география и мировая художественная культура; читают произведения на языке оригинала, что позволяет ученикам применить и расширить знания по литературе. Возникает логичный вопрос: кем же должен выступать учитель английского языка в образовательном пространстве урока, чтобы обеспечить ученикам возможность получить знания и умения, которые они смогут применять в дальнейшей жизни?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metapredmetnost.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Т.В.Костишина

                                                учитель английского языка

    МОКУ «Хорогочинская СОШ»

Метапредметный подход в обучении:

от знаниевой парадигмы до личностного развития ребенка

        В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее ФГОС ООО) говорится, что по итогам получения основного общего образования ученики должны демонстрировать не только личностные и предметные результаты, но и метапредметные результаты (см. ФГОС ООО, раздел II, “Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования”), которые включают в себя освоение метапредметных понятий и универсальных учебных действий (далее УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных. Метапредметный подход обеспечивает переход от предметоцентризма, дробления знаний на предметы, к метадеятельности учащихся, использованию ими УУД, которые применимы на нескольких или всех учебных предметах и в реальных жизненных ситуациях (А.А. Кузнецов).

Учебный предмет “Английский язык” метапредметен по сути своей. Ведь именно на уроках английского языка учащиеся осваивают лексику, относящуюся практически ко всем сферам жизни человека, изучают грамматику иностранного языка, оперируя понятиями, изученными на уроках русского языка, учатся выполнять математические операции на английском языке, знакомятся с культурой и традициями стран изучаемого языка, что связывает его с такими предметами, как история, география и мировая художественная культура; читают произведения на языке оригинала, что позволяет ученикам применить и расширить знания по литературе. Возникает логичный вопрос: кем же должен выступать учитель английского языка в образовательном пространстве урока, чтобы обеспечить ученикам возможность получить знания и умения, которые они смогут применять в дальнейшей жизни?

В первую очередь, современный учитель английского языка должен стать помощником в поиске знаний: фронтального типа работы на уроке становится меньше; ученику дается возможность самому ориентироваться в предлагаемой информации учебника. Но роль учителя не преуменьшается. Напротив, учитель должен помогать ученику ориентироваться в новых знаниях, указывать, с помощью наводящих вопросов, где можно найти дополнительную информацию по интересующей теме, какими ресурсами воспользоваться, что является главным, а что второстепенным. Например: фрагмент урока в 5 классе “Town life. London”. Ученики знакомятся с текстом про достопримечательности Лондона. Учитель: «What other famous places in London do you know? Where can you find more information about it? Oh, Dasha, you have an Ipad. Can you use it to learn more about London? Kirill, what a nice book do you have? Can you go to the library and ask for a book about London there?»

Однако это отнюдь не значит, что урок будет носить форму сорокаминутного самостоятельного изучения учебника. Учитель выступает в роли режиссёра, составляющего не жесткий план урока, а его технологическую карту, по сути своей больше напоминающую сценарий. Такая карта позволяет добавить, убрать или изменить какой-то элемент урока без ущерба для знаний учащихся, но в соответствии с их индивидуальными особенностями. Рассмотрим в качестве примера тот же урок “Town life. London”. Учитель планирует, что на уроке будет введена новая лексика путем чтения новых слов с параллельной отработкой звука [t], будет прочитан текст про достопримечательности Лондона и разобран тематический диалог. Однако в течение урока учитель видит, что кто-то из учеников может дополнить текст учебника собственными знаниями. Ценнее выслушать ученика, дать ему возможность развить коммуникативные УУД, чем строго следовать плану урока.

Кроме того учитель английского языка должен быть хорошим оратором. Ведь на уроках английского языка ученик приобретает коммуникативные УУД, которые помогают ему как в устной, так и в письменной речи. Если говорить о письменной речи, то сочинение – это выражение собственного мнения или рассказ о каком-то реальном или вымышленном событии. В работе с текстом применяются, как было сказано выше, знания учебных предметов «Литература» и «Русский язык» (литературный и грамматический анализ текста). Учителя английского языка не понаслышке знают, как сложно сломать «языковой барьер» ученика, помочь ему говорить на иностранном языке, свободно выражать свое мнение. А что лучше всего может воодушевить школьника, как не личный пример учителя? Поэтому учитель должен в совершенстве владеть грамотной речью и богатым словарным запасом, чтобы иметь возможность объяснить тот или иной материал разными словами.

Именно поэтому нам кажется, что учитель английского языка должен выполнять несколько ролей в образовательном пространстве урока. Например, роль тьютора: индивидуально подходить к фонетической стороне речи каждого учащегося (работа со звуками, интонацией каждого учащегося во время устных ответов). Необходимо отслеживать усвоение материала каждым учащимся с помощью рефлексивных заданий. Так, в конце урока можно раздать карточки, с помощью которых ученики анализируют уровень усвоения ими учебного материала. В дальнейшем карточки собираются учителем, анализируются. На следующем уроке с учетом полученной информации можно дать индивидуальные задания. Ученик быстрее запомнит лексику, которая касается непосредственно его жизни, поэтому уместно в обучении использовать метод индивидуальных проектов.

Приведу пример метапредметного подхода по созданию обучающимися презентационного сопровождения к учебной лекции.

Для работы обучающимся предлагаются: шаблон презентации – будущей мультимедийной лекции – из 3-х слайдов (название, учебные задачи, план лекции) и текст лекции. Содержание лекции должно соответствовать тексту по теме, дополняться иллюстрациями, рисунками и др.

Прием позволяет творчески организовать опережающее домашнее задание и изучение нового материала.

Системно-деятельный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия – к мысли.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.

Выделены основные виды универсальных учебных действий:

  • Личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания);
  • Регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование);
  • Познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические);
  • Коммуникативные.

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. В соответствии с этим процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений социального, личностного, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

Социальное развитие  формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитание патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил.

Личностное развитие  развитие готовности и способности, учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетентности уметь учиться; формирование образа мира, ценностного-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Познавательное развитие – формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

Коммуникативное развитие – формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках.

Системно-деятельностный подход обусловливает измерение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от:

определение цели школьного обучения как условия знаний, умений, навыков к определению цели как умения учиться;

изолированного от жизни изучения системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения учащимися жизненных задач, т.е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов;

стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;

индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

В личностные универсальные учебные действия входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение.

В регулятивные действия входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности:

  1. Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
  2. Целеполагание – как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
  3. Составление плана и последовательности действий.
  4. Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.
  5. Контроль – в форме слияния способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
  6. Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом.
  7. Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

В познавательные универсальные действия выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические; логические и действия постановки и решения проблем.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.

В контексте проектной деятельности учитель английского языка может выступать как в роли руководителя проекта, так и в роли эксперта и консультанта проекта. В связи с этим учитель английского языка должен обладать знаниями, касающимися практически всех областей жизни человека. Так, например, при изучении традиционных праздников Соединенного Королевства учитель должен обладать информацией, касающейся не только данной темы, но и праздников России и других стран. Другими словами, учитель английского языка должен давать возможность детям получить знания из области географии, истории, мировой художественной культуры, литературы и т.д.

Итак, в условиях реализации ФГОС ООО учитель английского языка должен быть разносторонне развитой личностью, обладающей знаниями из разных областей науки и жизни. Важным фактором успешной деятельности учителя английского языка в контексте реализации ФГОС ООО является его постоянное самосовершенствование как личности и профессионала.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметный подход к обучению. Метапредмет "Проблема"

Доклад на педсовет по теме "Метапредметный подход к обучению. Метапредмет "Проблема"". Доклад содержит основные понятия о метапредметности и конкретно о метапредмете "Проблема"....

Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения.

Мое выступление называется "Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения."...

Выступление на родительском собрании в МБДОУ № 65 с сообщением на тему "Развитие речи как необходимое условие личностного развития ребенка"

     В  возрасте 5-6 лет  начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что именно в данный период ...

Метапредметный подход к обучению английскому языку как основа формирования и развития коммуникативных навыков учащихся

Главная задача, стоящая перед учителем, разумеется, - это душа ребёнка, нравственность, развитие творческой личности. Использование метапредметного подхода в обучении английскому языку позволяет дифф...

«Метапредметный подход в обучении как способ развития детской одаренности в условиях современной школы»

         В концепции модернизации российского образования ставится задача обеспечения доступности, достижения высокого качества, повышения конкурентоспособности отечест...