КОНЕК — ГОРБУНОК В XXI ВЕКЕ
статья по мхк на тему

Петрова Наталья Георгиевна

Сегодня, в век тотальной глобализации, обращение к корням, народной культуре приобретает огромное значение для вхождения детей в цивилизованные нормы, для знакомства с устоями. Необходимо усиление национально — регионального компонента в воспитании и образовании детей для защиты их от потока негативной информации. Сказка, с давних пор вошедшая в жизнь человека, является своеобразной историей и сокровищницей народной мудрости, несет в себе коренные особенности и глубинные ценности, составляющие своеобразие народного менталитета. Рассказчики меняют, дополняют и приспосабливают сказку, насколько возможно, к новым историческим реалиям. Сказка содержит в себе такие сюжеты, образы, ситуации, которые специфичны для определенного этноса. Большая литературная словесность 19 века постоянно питалась сказочной культурой: сказку знали и перелагали Пушкин и Жуковский, Ершов и Гоголь. Система общечеловеческих ценностей, сформировавшаяся в недрах регионально — этнических культур, должна стать фундаментом, основой воспитания ребенка. В.Г.Белинский, глубоко понимавший природу ребенка, считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски, звуки.

Знакомство ребенка со сказкой происходит в разных художественных формах(литература, кино, книжная графика, театр). Безусловно, спектакль, как синтетическое произведение искусства, имеет наиболее сильное воздействие на психику ребенка, дает возможность не просто увидеть или услышать сказочных героев, но и сопереживать им. По утверждению психологов, зрительская культура формируется в раннем детстве и, если не открыть ребенку мир театрального искусства, он будет беднее на целый мир. Чрезвычайно важно закрепление в сознании ребенка позитивной, оптимистической направленности сказки.

В свете вышесказанного интересен репертуар главного детского театра Петербурга — ТЮЗа, созданного А.Брянцевым в 1922 году. Первым спектаклем в первом детском репертуарном театре мира стала сказка П.Ершова «Конек — Горбунок». По сей день этот спектакль является визитной карточкой ТЮЗа. Первый худрук ТЮЗа Брянцев задумал театр как своеобразную школу эстетического и нравственного воспитания, где будут работать особые люди - «художники сцены, умеющие мыслить, как педагоги и педагоги, способные чувствовать, как художники». Брянцев делал этот спектакль, как праздник для детей, которых в годы революции лишили детства. Рядом с Брянцевым работали Н.Н.Бахтин — педагог, А.Ф.Макарьев — актер, режиссер, педагог, В.И.Байер — художник и другие. «Мы решили для первого нашего спектакля остановиться на сказке Ершова как на детской классике. Я лично любил эту сказку с детства за ее народное остроумие, за ее героя Ивана — дурака, не побоявшегося взять перо Жар — птицы, которое сулило ему много — много непокоя. Полюбил я эту сказку за ее подлинную народность, за ее стих, за богатство образов», - писал Брянцев в 1922 году. Спектакль в оформлении засл. Арт. РСФСР В.И.Байера получился праздничным, сверкающим симфонией красок, так как был задуман в эстетике дымковской игрушки. В 1998 году спектакль был возобновлен по эскизам Байера художниками М.Китаевым и О.Саваренской. Несмотря на преемственность, сохранения стиля, спектакль изменился, так как реконструкция спектакля — это не механическое восстановление, а сочинительство в заданной форме. Изменилась живописная манера художников — декораторов, изменились материалы и технологии изготовления декораций. Впервые роль Конька — Горбунка исполняет мужчина, раньше она была женской. Сегодняшние родители, приходя со своими детьми на спектакль, узнают Чудо — коней с золотыми гривами, сверкающие перья Жар — птицы, расписные царские палаты. Сохранился песенно — былинный и ярмарочно — балаганный зачин со старцами — рассказчиками. ТЮЗ перешел в 21 век со спектаклем, несущим доброту и красоту русской сказки, записанной в 19 веке Ершовым и превращенной в спектакль Брянцевым в 20 веке. Этим и сильно в неудержимо глобализирующемся мире народное искусство. Оно помогает решать проблему национальной самоидентификации в общем для всех образе жизни, быте, культуре и этике.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konek_-_gorbunok_v_21_veke.bez_imeni_1.odt28.83 КБ

Предварительный просмотр:

                                          КОНЕК — ГОРБУНОК В 21 ВЕКЕ.

   Сегодня, в век тотальной глобализации, обращение к корням, народной культуре приобретает огромное значение для вхождения детей в цивилизованные нормы, для знакомства с устоями. Необходимо усиление национально — регионального компонента в воспитании и образовании детей для защиты их от потока негативной информации. Сказка, с давних пор вошедшая в жизнь человека, является своеобразной историей и сокровищницей народной мудрости, несет в себе коренные особенности и глубинные ценности, составляющие своеобразие народного менталитета. Рассказчики меняют, дополняют и приспосабливают сказку, насколько возможно, к новым историческим реалиям. Сказка содержит в себе такие сюжеты, образы, ситуации, которые специфичны для определенного этноса. Большая литературная словесность 19 века постоянно питалась сказочной культурой: сказку знали и перелагали Пушкин и Жуковский, Ершов и Гоголь. Система общечеловеческих ценностей, сформировавшаяся в недрах регионально — этнических культур, должна стать фундаментом, основой воспитания ребенка. В.Г.Белинский, глубоко понимавший природу ребенка, считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски, звуки.

   Знакомство ребенка со сказкой происходит в разных художественных формах(литература, кино, книжная графика, театр). Безусловно, спектакль, как синтетическое произведение искусства, имеет наиболее сильное воздействие на психику ребенка, дает возможность не просто увидеть или услышать сказочных героев, но и сопереживать им. По утверждению психологов, зрительская культура формируется в раннем детстве и, если не открыть ребенку мир театрального искусства, он будет беднее на целый мир. Чрезвычайно важно закрепление в сознании ребенка позитивной, оптимистической направленности сказки.

   В свете вышесказанного интересен репертуар главного детского театра Петербурга — ТЮЗа, созданного А.Брянцевым в 1922 году. Первым спектаклем в первом детском репертуарном театре мира стала сказка П.Ершова «Конек — Горбунок». По сей день этот спектакль является визитной карточкой ТЮЗа. Первый худрук ТЮЗа Брянцев задумал театр как своеобразную школу эстетического и нравственного воспитания, где будут работать особые люди - «художники сцены, умеющие мыслить, как педагоги и педагоги, способные чувствовать, как художники». Брянцев делал этот спектакль, как праздник для детей, которых в годы революции лишили детства. Рядом с Брянцевым работали Н.Н.Бахтин — педагог, А.Ф.Макарьев — актер, режиссер, педагог, В.И.Байер — художник и другие. «Мы решили для первого нашего спектакля остановиться на сказке Ершова как на детской классике. Я лично любил эту сказку с детства за ее народное остроумие, за ее героя Ивана — дурака, не побоявшегося взять перо Жар — птицы, которое сулило ему много — много непокоя. Полюбил я эту сказку за ее подлинную народность, за ее стих, за богатство образов», - писал Брянцев в 1922 году. Спектакль в оформлении засл. Арт. РСФСР В.И.Байера получился праздничным, сверкающим симфонией красок, так как был задуман в эстетике дымковской игрушки. В 1998 году спектакль был возобновлен по эскизам Байера художниками М.Китаевым и О.Саваренской. Несмотря на преемственность, сохранения стиля, спектакль изменился, так как реконструкция спектакля — это не механическое восстановление, а сочинительство в заданной форме. Изменилась живописная манера художников — декораторов, изменились материалы и технологии изготовления декораций. Впервые роль Конька — Горбунка исполняет мужчина, раньше она была женской. Сегодняшние родители, приходя со своими детьми на спектакль, узнают Чудо — коней с золотыми гривами, сверкающие перья Жар — птицы, расписные царские палаты. Сохранился песенно — былинный и ярмарочно — балаганный зачин со старцами — рассказчиками. ТЮЗ перешел в 21 век со спектаклем, несущим доброту и красоту русской сказки, записанной в 19 веке  Ершовым и превращенной в спектакль Брянцевым в 20 веке. Этим и сильно в неудержимо глобализирующемся мире народное искусство. Оно помогает решать проблему национальной самоидентификации в общем для всех образе жизни, быте, культуре и этике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иллюстрация книги П.П. Ершова "Конек-горбунок"

Материал поможет в подготовке урока изо , на тему иллюстрация литературного произведения...

Конек-горбунок.

Посещение теартра "Жар - птица". Пьеса "Конек-горбунок" Ершова П....

Иллюстрирование сказки "Конек-горбунок"

Дать понятие - иллюстрации, расказать порядок иллюстрации, познакомить с иллюстраторами......

Сценарий новогодней елки "Конек-Горбунок 2014"

Данный материал представляет собой краткую методическую разработку по созданию сценариев массовых праздников с использованием проектной деятельности учащихся и научных руководителей....

Лингвокультурологический комментарий Сказка П.П.Ершова «Конек-горбунок»

Лингвокультурологический комментарийСказка П.П.Ершова «Конек-горбунок» Затекстовая информация: Автор сказки "Конек-горбунок" Петр Павлович Ершов родился в Сибири в 1815 году. В детстве ...

Сценарий новогодней сказки "Конек-Горбунок"

Сценарий музыкальной новогодней сказки в стихах...

Конспект урока чтения в 5 классе по теме "Дух народный в сказке П.П.Ершова "Конек-горбунок"

Учебник чтения 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида предполагает знакомство детей не только с народными сказками, но и с литературными. Дети знакомятся с творче...