Главные вкладки

    Рабочая программа по МХК. 11 класс
    рабочая программа по мхк (11 класс)

    Харитонова Нэлли Викторовна

    Рабочая программа  учебного курса по Мировой художественной культуре   для 11  класса  разработана  на  основе: федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по МХК, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, Программы Л.Г. Емохоновой «Мировая художественная культура» 10-11 класс // Программы общеобразовательных учреждений: Мировая художественная культура «Академический школьный учебник». 10– 11 классы. – М.: «Просвещение», 2008 и образовательной программы общеобразовательного  учреждения.      

            Опираясь на обязательную часть учебного курса, зафиксированного в стандарте и раскрытого в примерной программе, рабочая программа, соблюдая преемственность, предлагает свой подход в раскрытии содержания, свою последовательность изучения тем и разделов предмета.

           Рабочая  программа предполагает изучение курса в объеме 70 часов в год,  из расчета 1 учебный час в неделю.

          Программа включает в себя перечень нормативных документов, требования к уровню подготовки учащихся, содержание образовательной программы, график контрольных работ, материально-техническое обеспечение, тематическое планирование. Учебные часы распределены по разделам курса, отражена последовательность изучения тем.

          Данная программа реализуется по УМК в соответствии  с  требованиями  федерального  перечня  учебников: Базовый учебник «Мировая художественная культура. 11 класс» Л.Г.Емохонова. – М.: Академия, 2009.

    КИМ «Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. 11 класс» Л.Г.Емохонова. – М.: Академия, 2008.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rp_mhk_11_klass.docx84.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма

    Рассмотрено

    на педагогическом совете

    протокол от 31.08.2018 №17

    Утверждено

    приказом директора школы

    от 01.09.2018 №515

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

    11 А класс

    Учитель: Харитонова Нелли Викторовна,

       первая категория

    Когалым,

    2018 год

    Пояснительная записка

     Рабочая программа по МХК для 11 класса составлена на основе Рабочей программы среднего общего образования по мировой художественной культуре  для 10-11 классов (базовый уровень ) МАОУ СОШ №7.

          Данная программа реализуется по УМК в соответствии  с  требованиями  федерального  перечня  учебников:  Базовый учебник «Мировая художественная культура. 10 класс» Л.Г.Емохонова. - М.: Академия, 2008.

    КИМ «Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. 10 класс» Л.Г.Емохонова. – М.: Академия, 2008.

    Базовый учебник «Мировая художественная культура. 11 класс» Л.Г.Емохонова. – М.: Академия, 2009.

    КИМ «Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. 11 класс» Л.Г.Емохонова. – М.: Академия, 2008.

    Опираясь на обязательную часть учебного курса, зафиксированного в стандарте и раскрытого в примерной программе, программа, соблюдая преемственность, предлагает свой подход в раскрытии содержания, свою последовательность изучения тем и разделов предмета.

        Изучение МХК в 11 классе направлено на достижение  следующих целей и задач:

    • систематизация знаний о культуре и искусстве, полученных на предыдущих ступенях обучения; освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях;
    • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
    • содействие воспитанию художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;
    • формирование у учащихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира;
    • изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
    • формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической цивилизации;
    • осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства.
    • дать целостное представление о мировой художественной культуре и логике ее развития в исторической перспективе;
    • познакомить с произведениями мировой художественной культуры, связанными с мировоззренческими особенностями и художественными идеями времени;
    • формировать умение анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
    • расширять кругозор учащихся и мотивировать на осознанное формирование собственной культурной среды.

    Содержание программы дает возможность для развития важных личностных характеристик одиннадцатиклассника:

    • уважение культуры и духовных традиций своего народа, своей Родины;
    • осознание и принятие традиционных ценностей многонационального российского народа и человечества;
    • мотивация на творческое развитие, активное и целенаправленное познание мира, самообразование.

    Содержание программы по мировой художественной культуре базируется на принципе культурных доминант с выделением наиболее ярких памятников каждой исторической эпохи в различных странах. Это позволяет через знакомство с произведением даже одного мастера уловить мировоззренческие особенности и художественные идеи времени.

    Территориальный принцип при распределении материала позволяет представить присущую каждому народу систему ценностей, а логика исторического линейного развития дает основу для сравнительного анализа, «межвременного диалога» различных культур при сохранении принципа единства культурных ареалов.

    Значительное место в программе для 11 класса отведено современной художественной культуре, знание и понимание которой способствует самоидентификации молодых людей в современном мире, их успешной адаптации, выбору индивидуального художественного развития и организации личного досуга. При этом изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму мировой дает возможность оценить ее потенциал, уникальность и значимость.

    Мировая художественная культура как учебный предмет обладает огромным воспитательным и развивающим потенциалом. Благодаря изучению этого предмета школьники получают возможность развиваться в гармонии с общечеловеческой культурой. Содержание и художественно-педагогическая идея программы отражает личностно-смысловую направленность учебного курса, деятельностный характер обучения.

    Работа с богатым иллюстративным материалом позволяет развивать у одиннадцатиклассников личностно значимые умения самостоятельно оценивать и сопоставлять феномены культуры, обосновывать собственное отношение к произведениям искусства. Проблемное поле мировой художественной культуры создает прекрасные условия для поисковой и творческой деятельности подростков, освоения учащимися таких базовых ценностей, как духовный мир человека, проблемы нравственного выбора, многообразие культур и народов. Благодаря этому старшеклассники смогут осуществлять свободный выбор в области культурного развития и художественного творчества, освободиться от навязываемых оценочных стереотипов.

    Формы, методы, технологии обучения

    В программе реализован коммуникативно–деятельностный подход, предполагающий предъявление материала в деятельностной форме с элементами личностно ориентированного обучения. В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности: урок-лекция, урок-практикум, урок-беседа, урок-исследование, урок-зачет, комбинированный урок;  фронтальные, индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые занятия, практикумы.

    Виды деятельности на уроках МХК:

    Реализация целей учебного предмета «Мировая художественная культура» предполагает включение учащихся в активную творческую деятельность по восприятию, анализу произведений искусства, созданию собственных произведений (живописных, музыкальных, пластических, литературных), развивает умения вести конструктивный диалог, участвовать в индивидуальных и коллективных проектах.

    Большое внимание при изучении предмета уделяется детальному рассматриванию произведений, возможно использование визуальных эффектов (увеличение, уменьшение изображения, создание «кружащегося» пространства). Вызреванию собственной эстетической оценки способствует создание ситуации подготовленного восприятия — предварительное знакомство учащихся с текстом учебника, сопровождаемое музыкальным или поэтическим фоном. Следующие за непосредственным процессом рассматривания или прослушивания размышления, сопоставление своих впечатлений с точкой зрения одноклассников, автора учебника, учителя, родителей развивают у старшеклассников уважение к мнению другого, обогащают их видение конкретного произведения архитектуры, живописи, музыки. Выражать собственное впечатление от восприятия произведения искусства помогают вариативные формы художественной рефлексии (сочинение поэтических и прозаических текстов, создание графических зарисовок, музыкальное творчество).

    Важной составляющей изучения курса является аналитическая деятельность. Анализируя феномены культуры, раскрывая характерные черты различных культур, сопоставляя произведения разных стилей и направлений, старшеклассники овладевают навыками культурно-исторического и сравнительного анализа. Аналитическая деятельность на уроках формирует у учащихся системный взгляд на мировую художественную культуру, помогает осознать ее единство и многообразие, бесконечность и многовекторность ее развития, множественность личных интерпретаций ее феноменов.

    Программой предусмотрены разные виды творческой деятельности, способствующие развитию образного мышления, воображения, эмоциональной отзывчивости старшеклассников. Творческие задания, связанные с интерпретацией произведений искусства (пластическим интонированием художественных образов, созданием ритмического и мелодического сопровождения к изображению, оживлением сюжета через мимику и движение, графическое моделирование образа), направлены на становление собственной позиции и эстетических взглядов подростков.

    Богатейший материал мировой художественной культуры не только расширяет жизненный опыт и кругозор школьников, но и развивает их творческие способности, формирует навыки эффективного взаимодействия.

    Проектная деятельность дает учащимися возможность расширить свои представления о многообразии художественной картины мира, участвовать в индивидуальном и коллективном исследовании, приобрести навыки работы в области современных информационно-коммуникативных технологий. Темы проектов могут быть предложены учителем или выбраны самими учениками в соответствии с их художественными предпочтениями. Проекты должны быть рассчитаны на разную степень самостоятельности школьников.

    Большое внимание в программе уделено наблюдениям и поисковой деятельности старшеклассников. Умение находить проявления эстетики древних культур, изученных стилей в окружающей жизни (архитектура, литература, музыка, оформление интерьера, дизайн одежды, украшения, реклама) поможет подросткам в социальной адаптации и повысит уровень их общей культуры. Опыт сравнительного анализа театральных постановок и кинофильмов на один сюжет в рамках индивидуального или коллективного проекта благоприятно отразится на культурном досуге учащихся, сделает его более содержательным.

    Место предмета в базисном учебном плане

    Программа для 11 класса рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). В 11 классе изучаются темы: «Художественная культура эпохи Возрождения», «Художественная культура XVII века», «Художественная культура XVIII — первой половины XIX века», «Художественная культура второй половины XIX — начала XX века», «Художественная культура XX века». В рамках этих тем продолжается изучение искусства Западной Европы и России.

    Класс

    Часов в неделю

    Годовой календарный

    график

    Количество часов в год

    11

    1

    35

    35

    Требования к уровню подготовки одиннадцатиклассников

                                             Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

    В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать и развивать общеучебные умения:

    • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности в полилоге и диалоге);

    - интеллектуальные (умение сравнивать, сопоставлять, соотносить, обобщать, абстрагировать и классифицировать);

    - информационные (умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе ресурсов Интернета;

    - организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях).

                    Требования к уровню подготовки учащихся нацелены на тот объем знаний, который позволяет ориентироваться в окружающем мире, понимать мотивы поведения и поступки других людей и, следовательно, максимально эффективно взаимодействовать с ними и успешно функционировать в обществе.

    В соответствии с требованиями, обозначенными в Федеральном компоненте государственного стандарта, ученик должен:

    знать /понимать:

    • основные виды и жанры искусства;
    • изученные направления и стили мировой художественной культуры;
    • шедевры мировой художественной культуры;
    • особенности языка различных видов искусства;

    уметь:

    • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
    • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
    • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
    • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

    использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • выбора путей своего культурного развития;
    • организации личного и коллективного досуга;
    • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
    • самостоятельного художественного творчества.

    С учетом мировоззренческого характера дисциплины соотношение между традиционной урочной и внеурочной деятельностью, направленной на расширение кругозора и активное участие в современном культурном процессе, решается в пользу последней. Неслучайно в стандарте курсивом выделены названия памятников культуры, знакомство с которыми желательно для получения более полной и красочной картины художественного развития, но изучение которых на уроке необязательно. Акцент сделан на приобретение навыков, которые позволяли бы анализировать произведения искусства.

    Личностными результатами выпускников средней школы, формируемыми при изучении предмета «Мировая художественная культура», являются:

    • приобщение к высшим ценностям, эстетическим и этическим нормам, отраженным в художественных образах;
    • осознание значения национальной культуры, воспитание патриотизма, формирование толерантного отношения к другим культурам;
    • приобретение личностного опыта в отношении основных ценностных установок национальной и мировой культуры, различных суб- и контркультур;
    • развитие способности к образованию и самообразованию.

    Метапредметные результаты изучения мировой художественной культуры предполагают:

    • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, личный досуг, выбирать пути своего культурного развития, формы художественного творчества;
    • умение аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой и отечественной художественной культуры, определять и обосновывать свое отношение к произведениям искусства;
    • навыки познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
    • умение осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства, использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для систематизации информации и создания художественно-творческого продукта.

    Предметные результаты выпускников средней школы состоят в следующем:

    в познавательной сфере:

    • в понимании особенностей основных стилей и направлений мировой и отечественной художественной культуры;
    • понимании специфики основных видов и жанров искусства;
    • умении анализировать художественное произведение, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства, сравнивать художественные стили и направления, соотносить их с определенной исторической эпохой, национальной школой;
    • понимании и грамотном использовании искусствоведческих и культурологических терминов при анализе художественного произведения;
    • углублении, расширении и систематизации знаний в сфере искусства;

    в ценностно-ориентационной сфере:

    • в осознании ценности мировой культуры и национального искусства как неотъемлемой части мировой культуры;
    • развитии толерантного отношения к миру через восприятие собственной национальной культуры сквозь призму мировой;
    • готовности выражать свое суждение о произведениях классики и современного искусства;
    • возможности поддерживать выбранное направление образования;

    в коммуникативной сфере:

    • в умении находить личностные смыслы в процессе созерцания художественного произведения;
    • умении давать свою интерпретацию произведений искусства в процессе проектно-исследовательской и творческой деятельности;
    • освоении диалоговых форм общения с произведениями искусства разных видов;

    в эстетической сфере:

    • в умении воспринимать, осмыслять и критически оценивать явления искусства;
    • умении целостно воспринимать и анализировать основные выразительные средства языка разных видов искусства, понимать их роль в создании художественного образа;
    • развитии художественно-эстетического вкуса;
    • развитии общей культуры учащихся.

    Достижение указанных результатов связано с мировоззренческим характером учебного предмета, со спецификой произведений искусства, которые напрямую обращены к чувствам и эмоциям человека, и обеспечивается решением следующих задач:

    • социокультурное развитие учащихся, расширение их культурно-художественного кругозора, воспитание потребности в общении с произведениями отечественного и мирового искусства;
    • развитие художественно-творческих способностей старшеклассников, создание учащимися собственных произведений искусства (мультимедийных презентаций, эссе, творческих работ и др.), организация внеурочных форм общения с искусством;
    • обучение школьников приемам и методам сравнительно- аналитической деятельности для постижения художественного произведения.

    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

    11 КЛАСС (35 ЧАСОВ)

    ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (9 ЧАСОВ)

    Возрождение в Италии (5 часов)

    Гуманистическое видение мира как основа культуры Возрождения. Флоренция — воплощение ренессансной идеи «идеального» города в трактатах, архитектуре, живописи. Леон Баттиста Альберти. «Десять книг о зодчестве». Филиппо Бру-неллески. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре. Приют невинных. Площадь Аннунциаты. Церковь Сан-Спирито. Образ площади и улицы в живописи. Мазаччо. «Воскрешение Тови-фы и исцеление расслабленного», «Раздача милостыни», «Исцеление тенью». Ренессансный реализм в скульптуре. Донателло.

    «Сплющенный» рельеф «Пир Ирода». Статуя Давида. Высокое Возрождение. Качественные изменения в живописи. Новая красота Леонардо да Винчи. Алтарный образ «Мадонна с цветком», «Джоконда» (портрет Моны Лизы). Синтез живописи и архитектуры. Рафаэль Санти. Росписи станцы делла Сень-ятура в Ватикане: «Парнас». Скульптура. Микеланджело Буо-нарроти. Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Особенности венецианской школы живописи. Эстетика позднего Возрождения. Тициан. «Любовь земная и небесная», «Пье-та». Музыка эпохи Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Переход от «строгого письма» к мадригалу. Джованни да Палестрина. «Месса папы Марчелло». Карло Джезуальдо. Мадригал «Томлюсь без конца».

    Северное Возрождение (4 часа)

    Специфика Северного Возрождения. Гротескно-карнавальный характер Возрождения в Нидерландах. Питер Брейгель Старший (Мужицкий). «Битва Масленицы и Поста». Живописный цикл «Месяцы»: «Охотники на снегу». Мистический характер Возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер. Гравюры «Апокалипсиса»: «Четыре всадника», «Трубный глас». Картина «Четыре апостола». Светский характер французского Ренессанса. Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном искусстве. Замок Франциска I в Фонтенбло. Россо Фьорентино. Галерея Франциска I. Жан Гужон. Фонтан нимф в Париже. Ренессанс в Англии. Драматургия Уильяма Шекспира: трагедия «Ромео и Джульетта», комедия «Укрощение строптивой».

    ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА (5 ЧАСОВ)

    Барокко (4 часа)

    Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Площадь Св. Петра. Площадь Навона. Мост Св. Ангела. Новое оформление интерьера. Шатер-киворий в соборе Св. Петра в Риме. Специфика русского барокко. Франческо Бартоломео Растрелли. Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге. Екатерининский дворец в Царском Селе. Плафонная живопись барокко. Джованни Баттиста Гаули (Бачичча). «Поклонение имени Иисуса» в церкви Иль Джезу в Риме. Взаимодействие тенденций барокко и реализма в живописи. Питер Пауэл Рубенс. Алтарные триптихи «Водружение креста» и «Снятие с креста» в соборе Нотр-Дам в Антверпене. «Воспитание Марии Медичи». Рембрандт Харменс ван Рейн. «Отречение   апостола   Петра».   Музыка   барокко.   Клаудио   Монтеверди. Опера «Орфей». Арканджело Корелли. Сопсег1о &гоззо «На рождественскую ночь». Иоганн Себастьян Бах. Пассион «Страсти по Матфею».

    Классицизм (1 час)

    «Большой королевский стиль» Людовика XIV в архитектуре. Версаль. Классицизм в изобразительном искусстве Франции. Никола Пуссен. «Царство Флоры», «Орфей и Эвридика».

    ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

    XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (8 ЧАСОВ)

    Рококо (1 час)

    «Галантные празднества» Антуана Ватто. «Остров Цитеры». Интерьер рококо. Живописные пасторали Франсуа Буше. Музыкальные «багатели» Франсуа Куперена.

    Неоклассицизм, ампир (5 часов)

    Музыка Просвещения. Йозеф Гайдн. Сонатно-симфонический цикл. Симфония № 85 «Королева». Вольфганг Амадей Моцарт. Опера «ДонЖуан». Реквием: «Деньгнева», «Лакримоза». Людвиг ван Бетховен. Пятая симфония, «Лунная соната». Образ «идеального» города в классицистических ансамблях Парижа и Петербурга. Жак Анж Габриэль. Площадь Людовика XV в Париже. Джакомо Кваренги. Академия наук в Петербурге. Андрей Дмитриевич Захаров. Адмиралтейство  в  Петербурге.  Скульптурный  декор.  Иван  Иванович  Теребнев.

    «Выход России к морю». Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампира. Карл Росси. Дворцовая площадь, Михайловский дворец в Петербурге. Ампирный интерьер. Белый зал Михайловского дворца в Петербурге.

    Неоклассицизм в живописи. Жак Луи Давид. «Клятва Го-рациев». Классицистические каноны в русской академической живописи. Карл Павлович Брюллов. «Последний день Помпеи». Александр Андреевич Иванов. «Явление Христа народу».

    Зарождение классической музыкальной школы в России. Михаил Иванович Глинка. Художественные обобщения в оперном искусстве. Опера «Жизнь за царя». Необычные выразительные средства: марш Черномора, Персидский хор из оперы

    «Руслан и Людмила». Зарождение русского симфонизма: увертюра «Ночь в Мадриде». Новые черты в камерной вокальной музыке: лирический романс «Я помню чудное мгновенье».

    Романтизм (2 часа)

    Романтический идеал и его воплощение в музыке. Франц Шуберт. Вокальный цикл «Зимний путь». Рихард Вагнер. Опера «Тангейзер». Гектор Берлиоз. «Фантастическая симфония». Иоганнес Брамс. «Венгерский танец № 1». Живопись романтизма. Религиозные сюжеты и литературная тематика в живописи прерафаэлитов. Джон Эверетт Миллес. «Христос в доме своих родителей». Данте Габриэль Россетти. «Веайа Веа1пх». Экзотика и мистика. Эжен Делакруа. «Смерть Сарданапала». Францис-ко Гойя. «Колосс». Образ романтического героя в живописи. Орест Адамович Кипренский. «Портрет Евгр. В. Давыдова».

    ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

    ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА (7 ЧАСОВ)

    Реализм (3 часа)

    Социальная тематика в живописи. Гюстав Курбе. «Похороны в Орнане». Оноре Домье. Серия «Судьи и адвокаты». Русская школа реализма. Передвижники. Илья Ефимович Репин. «Бурлаки на Волге». Василий Иванович Суриков. «Боярыня Морозова». Направления в развитии русской музыки. Социальная тема в музыке. Модест Петрович Мусоргский. «Сиротка». Обращение к русскому обряду как проявление   народности   в   Музыке.   Николай   Андреевич   Римский-Корсаков.

    «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка». Историческая тема в музыке. Александр Порфирьевич Бородин. «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь». Лирико-психологическое   начало   в   музыке.   Петр   Ильич   Чайковский.   Балет

    «Щелкунчик». Тема «человек и рок» в музыке. Опера «Пиковая дама».

    Импрессионизм, символизм, постимпрессионизм (2 часа)

    Основные черты импрессионизма в живописи. Клод Оскар Моне. «Сорока». Пьер Огюст Ренуар. «Завтрак гребцов». Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден. «Граждане города Кале». Импрессионизм в музыке. Клод Дебюсси. «Сады под дождем», «Облака». Символизм в живописи. Гюстав Моро. «Саломея» («Видение»). Постимпрессионизм. Поль Сезанн. «Купальщицы». Винсент Ван Гог. «Сеятель». Поль Гоген. «Пейзаж с павлином».

    Модерн (2 часа)

    Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна. Густав Климт.

    «Бетховенский фриз». Модерн в архитектуре. Виктор Орта. Особняк Тасселя в Брюсселе. Федор Осипович Шехтель. Здание Ярославского вокзала в Москве. Антонио Га-уди. Собор Св. Семейства в Барселоне. Мифотворчество — ха- рактерная черта русского модерна в живописи. Валентин Александрович Серов. «Одиссей и  Навзикая»,  «Похищение Европы». Михаил  Александрович   Врубель. «Демон». Специфика русского модерна в музыке. Александр Николаевич Скрябин.

    «Поэма экстаза».

    ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА (6 ЧАСОВ)

    Модернизм (5 часов)

    Модернизм в живописи. Новое видение красоты. Агрессия цвета в фовизме. Анри Матисс. «Танец». Вибрация живописной поверхности в экспрессионизме. Арнольд Шёнберг. «Красный взгляд». Деформация форм в кубизме. Пабло Пикассо. «Авиньонские девицы». Отказ от изобразительности в абстракционизме. Василий Васильевич Кандинский. «Композиция № 8». Иррационализм подсознательного в сюрреализме. Сальвадор Дали. «Тристан и Изольда». Модернизм в архитектуре. Конструктивизм Шарля Эдуара Ле Корбюзье. Вилла Савой в Пуасси. «Советский конструктивизм» Владимира Евграфовича Татлина. Башня III Интернационала. Органическая архитектура Фрэнка Ллойда Райта. «Дом над водопадом» в Бер-Ране. Функционализм Оскара Нимейера. Ансамбль города Бразилия. Модернизм в музыке. Стилистическая разнородность музыки XX века. Додекафония «нововенской школы». Антон фон Веберн. «Свет глаз». «Новая простота» Сергея Сергеевича Прокофьева. Балет «Ромео и Джульетта». Философская музыка Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Седьмая симфония (Ленинградская). Полистилистика Альфреда Гарриевича Шнитке. Реквием.

    Синтез в искусстве XX века. Режиссерский театр Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Московский Художественный театр. Спектакль по пьесе Антона Павловича Чехова «Три сестры». Эпический театр Бертольта Брехта. «Добрый человек из Сычуа-ни». Кинематограф. Сергей Михайлович Эйзенштейн. «Броненосец "Потемкин"». Федерико Феллини. «Репетиция оркестра».

    Постмодернизм (1 час)

    Постмодернистское мировосприятие — возвращение к мифологическим истокам. Новые виды искусства и формы синтеза. Энди Уорхол. «Прижмите крышку перед открыванием». Фернандо Ботеро. «Мона Лиза». Георгий Пузенков. «Башня времени Мона 500». Сальвадор Дали. Зал Мей Уэст в Театре-музее Дали в Фигерасе. Юрий Лейдерман. Перформанс «Хасидский Дюшан».

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    (11 класс)

    Содержание

    Кол-во часов

    Кол-во контрольных, проверочных

    работ

    Развитие речи

    Тест

    Художественная культура Эпохи Возрождения (9 часов)

    Возрождение Италии

    5

    -

    1

    1

    Северное Возрождение

    4

    1

    -

    -

    Художественная культура 17 века (5 часов)

    Барокко

    4

    -

    1

    -

    Классицизм

    1

    -

    -

    -

    Художественная культура 18 века - первой половины 19 века (8 часов)

    Рококо

    1

    -

    -

    -

    Неоклассицизм, ампир

    5

    1

    1

    -

    Романтизм

    2

    -

    -

    1

    Художественная культура второй половины 19 века -

    начала 20 века (7 часов)

    Реализм

    3

    -

    1

    -

    Импрессионизм, символизм, постимпрессионизм

    2

    -

    -

    1

    Модерн

    2

    1

    -

    -

    Художественная культура 20 века (6 часов)

    Модернизм

    5

    -

    1

    1

    Итоговая контрольная работа

    1

    1

    -

    -

    Итого

    35

    4

    -

    4

    Календарно – тематическое планирование

    Содержание (раздел, тема)

    Количество часов

    Дата по плану

    Дата по факту

    Художественная культура Эпохи Возрождения (9 часов)

    Возрождение Италии 95 часов)

    1

    Гуманистическое видение мира как основа культуры Возрождения

    1

    2

    Т.

    Флоренция - воплощение ренессансной идеи "идеального" города в трактатах, архитектуре, живописи

    1

    3

    Архитектура Эпохи Возрождения

    1

    4

    Ренессансный реализм в скульптуре

    1

    5

    Особенности веницианской школы живописи

    1

    Северное Возрождение (4 часа)

    6

    Специфика Северного Возрождения

    1

    7

    Гротескно-карнавальный характер Возрождения в Нидерландах

    1

    8

    Мистический характер Возрождения в Германии

    1

    9

    Ренессанс в Англии

    1

    Художественная культура 17 века (5 часов)

    Барокко (4 часа)

    10

    Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве

    1

    11

    Барокко в архитектуре Западной Европы

    1

    12

    Специфика русского барокко

    1

    13

    Стиль барокко в музыке и живописи

    1

    Классицизм (1 час)

    14

    Классицизм в изобразительном искусстве

    1

    Художественная культура 18 века - первой половины 19 века (8 часов)

    Рококо (1 час)

    15

    Стиль рококо в искусстве

    1

    Неоклассицизм, ампир (5 часов)

    16

    Музыка Просвещения

    1

    17

    Классицистические ансамбли Парижа и Петербурга

    1

    18

    Имперский стиль в архитектуре

    1

    19

    Неоклассицизм в живописи

    1

    20

    Зарождение классической музыки в России

    1

    Романтизм (2 часа)

    21

    Воплощение романтического идеала в музыке

    1

    22

    Живопись романтизма

    1

    Художественная культура второй половины 19 века -

                                                    начала 20 века (7 часов)

    Реализм (3 часа)

    23

    Социальная тематика живописи

    24

    Направления в развитии русской музыки

    1

    25

    Историческая тема в музыке

    1

    Импрессионизм, символизм, постимпрессионизм (2 часа)

    26

    Основные черты импрессионизма в живописи

    1

    27

    Импрессионизм в музыке

    1

    Модерн (2 часа)

    28

    Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна

    1

    29

    Мифотворчество - характерная черта русского модерна

    1

    Художественная культура 20 века (6 часов)

    Модернизм (5 часов)

    30

    Модернизм в живописи

    1

    31

    Деформация форм в кубизме

    1

    32

    Иррационализм подсознательного в сюрреализме

    1

    33

    Модернизм в архитектуре

    1

    34

    Синтез в искусстве 20 века

    1

    35

    Итоговая контрольная работа

    1

    КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗУН ОБУЧАЮЩИХСЯ

                                                                                   Контроль реализации рабочей программы

    Цели контроля знаний и умений учащихся

    -диагностирование и корректирование знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой по МХК, а именно: определение уровня приобретённых знаний в области основных видов и жанров искусства, направлений и стилей МХК, особенностей языка различных видов искусств; а так же уровня полученных навыков (знание изученных произведений и соотнесение их с определённым стилем, эпохой, направлением; установка стилевых и сюжетных связей между произведениями различных видов искусств).

    -учет результативности отдельного этапа процесса обучения;

    -определение итоговых результатов обучения на разном уровне;

    -обучение школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формирование потребности в самоконтроле и взаимоконтроле.

    Виды контроля и их назначения

    Предварительный контроль (сравнение исходного начального уровня обученности с конечным (достигнутым) позволяет измерить «прирост» знаний, определение степени сформированности умений и навыков.

    Текущий контроль (регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка);

    Периодический контроль (позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по разделам, темам предмета).

    Итоговый контроль (направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков,

    полученных в процессе изучения Мировой художественной культуры).

    Формы контроля

    Тестовые задания, зачёт, собеседование, творческая работа, дневник, реферат, проект.

    Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по мировой художественной культуре.

    Оценивание проверочных работ(викторины, кроссворды, турниры знатоков). Проверочные работы, составленные в форме творческих, нетрадиционных заданий, соответствуют специфике предмета МХК, а также способствуют повышению интереса к получению новых знаний по предмету. Если работа проводится после пройденной темы с целью закрепления материала, в течение урока учащиеся работают над заданиями без дополнительных материалов. Если же ставится цель погружения в опережающие темы, задания открыты,  даются, как домашнее задание, ученики могут активно использовать справочные ресурсы. При проведении данных контрольных работ используется интерактивная доска. В данных творческих проверочных работах применяется от 3-и до 10-и вопросов. При наличии 5-и вопросов за каждый правильный и полный ответ ставится один балл. Таким образом, за 5 правильных ответов ставится оценка «5» и т.д. При использовании 10 вопросов за каждый правильный ответ ставится 0,5 балла, т.е. за 10 правильных ответов ставится «5» и т.д.

    Требования к реферату по искусству (МХК) Реферат должен иметь определенную логическую структуру, которая позволяет в систематизированной форме изложить материал самостоятельной работы. В плане реферата обычно предусматривается введение, две или три главы (в каждой главе может быть несколько параграфов), заключение, иллюстративное приложение, список использованной литературы и других источников. Общий объем работы – 10–12 страниц машинописного или компьютерного текста или 20–25 страниц рукописного текста. Во введении (1–2 стр.) раскрывается актуальность темы, ее научная и практическая значимость, степень разработанности данной проблемы в литературе, цели и задачи работы. В главах излагается содержание проведения самостоятельной работы по выбранной теме. Автор должен обратить особое внимание на аргументацию выдвигаемых положений, на результаты проведенного анализа, на обобщающие выводы, которые должны завершать каждую главу реферата. В заключение (1–3 стр.) предлагается кратко изложить результаты проведенного анализа, показать решение поставленных автором во введении задач. В конце реферата дается список использованной литературы и других источников.

    Оценка устных ответов

    При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

    • знание и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
    • понимание роли художественно-выразительных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
    • знание искусствоведческих понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе изучаемых произведений;
    • умение анализировать произведение искусства в соответствии с ведущими идеями эпохи;
    • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос.

    При оценке устных ответов по МХК могут быть следующие критерии:

    Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь содержания, темы и художественно-выразительных средств, раскрытие идейно-эстетического содержания произведения, свободно владение монологической литературной речью.

    Отметка «4» ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание изучаемого произведения, умение объяснить взаимосвязь содержания, темы и художественно-выразительных средств, раскрытие идейно- эстетического содержания произведения, хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускаются 2-3 неточности в ответе.

    Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании изучаемого произведения, умении объяснять взаимосвязь основных художественно-выразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но о недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической литературной речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа.

    Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью.

    Примечание по окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

    При проведении административных и тестовых работ по мировой художественной культуре критерии оценок для общеобразовательных классов следующие:

    «5» - 90 – 100 %; «4» - 75 – 89 %; «3» - 50 – 74 %; «2» - менее 50 %

    Система оценивания выполнения заданий рубежного теста по МХК:

    с выбором ответа – 1 балл, с кратким ответом – 1 балл, с развернутым ответом    –   2   балла.  В соответствии с этой системой оценивания максимальный балл, который может получить учащийся за выполнение рубежного теста, – 12 баллов.

    Отметка «5» ставится, если ученик набрал от 10 до 12 баллов.

    Отметка «4» ставится, если ученик набрал от 8 до 10 баллов.

    Отметка «3» ставится, если ученик набрал от 6 до 8 баллов.

    Отметка «2» ставится, если ученик набрал меньше 6 баллов.

    КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

    Контрольно-измерительные материалы представляют собой творческие задания, нацеленные на восприятие различных произведений искусства, их анализ, индивидуальную интерпретацию, оценку, обобщение и систематизацию знаний в области искусства, а также контрольные работы, проверяющие степень усвоения основных понятий и категорий курса «Мировая художественная культура». Поиск творческих решений проблемных задач связан с выполнением заданий на сопоставление явлений культуры и искусства, выработку исследовательских умений и навыков.

    Критерии оценки:

    • эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к их познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;
    • осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических представлений);
    • воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированность практических умений и навыков и способов художественной деятельности;
    • личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого в наши дни;
    • перенос знаний, умений навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучение других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга.

    Контрольное тестирование

    По МХК за 1 полугодие 11 класс

    1 часть

    1.Художественный стиль, который появился благодаря португальским морякам, называвшим так бракованные  жемчужины неправильной формы:

    А) рококо      

    Б) барокко          

     В) классицизм              

    Г) импрессионизм

    2.Какая черта  НЕ характерна для стиля БАРОККО?

    А) увеличение масштабов, массивность, искажение классических пропорций;

    Б) создание нарочито искривленного пространства за счет криволинейных форм;

    В) обилие украшений, скульптур, зеркал, позолоты

    Г) ориентирование на античную ордерную систему, строгую симметрию, четкую соразмерность композиции.

    3. Наиболее яркий представитель живописи барокко:

    А) П.П.Рубенс          

    Б) Н.Пуссен          

    В) В.Л.Боровиковский      

    Г) Н.Н.Ге

    4. Рембрандт Харменс ван Рейн, Франс Халс, Виллем Хеда, Питер Класс  являются представителями:  

    А) изобразительного искусства барокко

    Б) изобразительного искусства классицизма

    В) реалистической живописи Голландии

    Г) художниками-передвижниками

    5. Кто НЕ является представителем Венской классической школы?

    А) Йозеф Гайдн                                      Б) Фридерик Шопен        

    Б) Вольфган Амадей Моцарт                Г) Людвиг ван Бетховен

     6. Автором одного из архитектурных шедевров Санкт-Петербурга – Казанского собора,  является представитель русского классицизма:

    А) А.Н.Воронихин                               Б) К.И.Росси      

    В) В.И.Баженов                                   Г) О.Монферран

    7.  К мастерам скульптурного портрета XVIII века можно отнести:

    А) Ф.С.Рокотова                Б) Г.Курбе              В) Ф.И.Шубина

    8. Кого из русских художников-пейзажистов называют «моря пламенным поэтом»?

    А) О.А.Кипренского                          Б) И.Е.Репина        

    В) В.И.Сурикова                               Г) И.К.Айвазовского

    9. Кто был во главе «Товарищества передвижных художественных  выставок?

    А) В.Г.Перов                                    Б) Н.А.Ярошенко          

    В) И.Н. Крамской                            Г) И.И.Шишкин

    10. К какому жанру относится картина И.Е.Репина «Иван Грозный и сын его Иван»?

    А) исторический жанр                        Б) изображение народа

    В) портрет                                            Г) мифический жанр

    11. Кого называли «певцом русского леса»?

    А) И.И.Шишкина                              Б) Н.А.Ярошенко        

    В) В.В.Верещагина                          Г) В.М.Васнецова

    12. Какая тема была самая главная в творчестве И.Е.Репина?

    А) портрет                                         Б) изображение народа    

    В) историческая тема                        Г) мифологическая тема

    13. Какая картина НЕ является произведением И.Е.Репина?

    А) «Утро стрелецкой казни»            

    Б) «Бурлаки на Волге»

    В) «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

    Г) «Крестный ход в Курской губернии»

    14. В.И.Суриков внес большой вклад в развитие ….. жанра живописи:

    А) мифологического         Б) исторического                 В) портретного

    15. Действие какой картины В.И.Сурикова происходит на фоне Собора Василия Блаженного и башен Кремля?

    А) «Боярыня Морозова»                   Б) «Взятие снежного городка»

    В) «Утро стрелецкой казни»            Г)  «Степан Разин»

    16. Организатором и идейным вдохновителем «Могучей кучки» являлся:

    А) М.П.Мусоргский                                Б) Н.А.Римский-Корсаков

    В) А.П.Бородин                                       Г) М.А.Балакирев

    17. Творчество этого композитора развивалось под влиянием русской народной песни. Одна из известных сатирических песен «Блоха» стала особенно известна благодаря исполнению Ф.И.Шаляпина:

    А) П.И.Чайковский               Б) М.П.Мусоргский              В) А.П.Бородин

    18. Кто создал музыку к произведениям «Евгений Онегин», «Спящая красавица», «Времена года»?

      А) М.П.Мусоргский        Б) П.И. Чайковский         В) Н.А.Римский-Корсаков

    2 часть

    19. Соотнеси картины и их авторов

    1. Крестный ход в Курской губернии

    А) И.И.Шишкин

    2. Кочегар

    Б) И.И. Левитан

    3. Мина Моисеев

    В) Н.А. Ярошенко

    4. Лесные дали

    Г) И.Н. Крамской

    5. Владимирка

    Д) И.Е.Репин

    20. Установи правильное соответствие, соединив стрелками термин и его значение:

    1) РОМАНТИЗМ

    А) Направление в искусстве, характеризующееся изображением социальных, психологических и прочих явлений, максимально соответствующим действительности.

    2) РЕАЛИЗМ

    Б) Художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства, как идеальному эстетическому эталону

    3) КЛАССИЦИЗМ

    В) Идейное и художественное направление в европейской и американской живописи 18 – начала 19 веков, выдвигавшее на первый план индивидуальность, наделяя её идеальными устремлениями. Это направление выделяло главенство воображения и чувств.

    КЛЮЧИ:

    № вопроса

    Ответ

    Кол.-во баллов

    1

    б

    1 балл

    2

    г

    1 балл

    3

    а

    1 балл

    4

    в

    1 балл

    5

    б

    1 балл

    6

    а

    1 балл

    7

    в

    1 балл

    8

    г

    1 балл

    9

    в

    1 балл

    10

    а

    1 балл

    11

    а

    1 балл

    12

    б

    1 балл

    13

    а

    1балла

    14

    б

    1 балл

    15

    в

    1 балл

    16

    г

    1 балл

    17

    б

    1 балл

    18

    б

    1 балла

    19

    1 –Д, 2 – В, 3 –Г, 4 – А, 5 - Б  

    5 балл

    20

    1 – В, 2 – А, 3 - Б

    3 балл

    Критерии оценивания работы:

    Максимальное количество баллов – 26

    23 – 26 баллов –«5» - отлично

    15 - 22 балла –   «4» - хорошо

    10 - 14   баллов –  «3» - удовлетворительно

    Менее 10 баллов  -« 2» - неудовлетворительно

    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    1.Примерная программа «Мировая художественная культура. 10-11 класс» Л.Г.Емохонова. – М.: Академия, 2007.

    2.Базовый учебник «Мировая художественная культура. 11 класс» Л.Г.Емохонова. – М.: Академия, 2009.

    3.КИМ «Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. 11 класс» Л.Г.Емохонова. – М.: Академия, 2008.

    Литература для учителя:

    1. Бименова Т.И.. Мировая художественная культура. 10-11 классы. Русская культура IX–XVII веков. Русская культура XVIII–XIX веков: элективные курсы.–Волгоград: Учитель, 2009
    2. Лескова И.А. Мировая художественная культура: конспекты уроков по темам «Искусство Европы в лицах (XVII–XVIIIвв)», «Пространственный образ мира и его влияние на искусство Европы (от античности до наших дней)».–Волгоград: Учитель, 2008
    3. Лескова И.А. Мировая художественная культура: конспекты уроков по темам «Искусство эпохи Ренессанса», «Значение времени в концепции живописца(от Др.Египта до ХХ века)».–Волгоград: Учитель, 2007
    4. Леухина Н.А. Мировая художественная культура. 10-11 классы: уроки учительского мастерства.– Волгоград: Учитель, 2008

    Дополнительная литература

    1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 11 класс: учебник для общеобразоват. Учебных заведений.–М.: Издательство «Интербук», 2002
    2. Искусство: учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО.– М.: Первое сентября,2004.–№6, №19
    3. Искусство: учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО.– М.: Первое сентября, 2005.– №6
    4. Искусство: учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО.– М.: Первое сентября, 2010.– №21–24
    5. Искусство: учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО.– М.: Первое сентября, 2011.– №1–12

    Ресурсы интернет

    1. http://www. edu. ru — Федеральный образовательный портал.
    2. http://www. artclassic. edu. ru — Федеральный образовательный портал. Коллекция образовательных ресурсов по МХК (по- иск произведений искусства по времени, стране, стилю и пр.).
    3. http://www. artprojekt. ru/Menu. html — Всемирная энциклопедия искусства.
    4. http://www. arts-museum. ru — Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
    5. http://www. tretyakovgallery. ru — Государственная Третьяковская галерея.
    6. http://www. shm. ru — Государственный Исторический музей.
    7. http://vmdpni. ru — Всероссийский музей декоративно- прикладного и народного искусства (ВМДПНИ).
    8. http://www. gctm. ru — Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина.
    9. http://www. rublev-museum. ru — Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.
    10. http://www. hermitagemuseum. org — Государственный Эрмитаж.
    11. http://rusmuseum. ru — Русский музей (Санкт-Петербург). http://peterhofmuseum. ru — Государственный музей-заповедник «Петергоф».
    12. http://www. tzar. ru — Государственный музей-заповедник Царское Cело.
    13. http://www. gmgs. ru — Государственный музей городской скульптуры (Санкт-Петербург).
    14. http://www. theatremuseum. ru — Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства.
    15. http://kuskovo. ru — Музей «Усадьба Кусково». http://www. tsaritsyno. net — Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно».
    16. http://www. museumot. com — Музей игрушки (Сергиев По- сад).
    17. http://www. dionisy. com — Музей фресок Дионисия (Вологодская область, Кирилловский район, село Ферапонтово).
    18. http://nzsk. org. ua — Национальный историко-культурный заповедник «София Киевская» (Киев, Украина).
    19. http://www. louvre. fr — Лувр (Musee du Louvre). http://www. arts-etmetiers. net — Парижский музей искусств и ремесел (Muse2e des arts et me2tiers).
    20. http://www. musee-picasso. fr — Музей Пикассо (Париж, Франция).
    21. http://www. daliparis. com — Музей Сальвадора Дали (Париж, Франция).
    22. http://www. museodelprado. es — Мадридский музей Прадо (Museo Nacional del Prado).
    23. http://www. mnac. cat — Национальный музей искусства Каталонии (Museu Nacional d'Art de Catalunya; Museo Nacional de Arte de Cataln~a).
    24. http://www. smb. spk-berlin. de — Государственные музеи Берлина (Staatliche Museen zu Berlin).
    25. http://www. skd. museum — Государственные художественные собрания Дрездена (Staatliche Kunstsammlungen Dresden).
    26. http://dresdenmuseum. com — Картинная галерея старых мастеров (Gema#ldegalerie Alte Meister) в Дрездене (Дрезденская картинная галерея).
    27. http://www. skd. museum/fileadmin/panoramav103 — Картинная галерея старых мастеров (Gema#ldegalerie Alte Meister) в Дрездене (Дрезденская картинная галерея). Панорамная экскурсия по залам.
    28. http://www. mdbk. de — Музей изобразительных искусств в Лейпциге (Museum der bildenden Ku#nste Leipzig).
    29. http://www. fine-arts-museum. be — Королевские музеи изящных искусств в Брюсселе (Muse2es royaux des Beaux-Arts de Belgique; Koninklijke Musea voor Schone Kunsten van Belgie#).
    30. http://mv. vatican. va — Музеи Ватикана (Musei Vaticani).

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

    Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

    Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

    Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

    Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

    Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

    Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

    Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

    Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

    Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

    Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

    1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

    рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

    рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...