Разработка урока " Великий дар творчества: радость и красота созидания"
план-конспект занятия по мхк (8 класс)

Разработка урока " Великий дар творчества: радость и красота созидания" 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_urok1.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Великий  дар творчества радость и красота созидания

Тип урока: изучения новых знаний

Вид занятий: беседа об искусстве

Цели  урока: создать условия при помощи интерактивных технологий для разговора о творчестве с различных точек зрения, о различных творческих профессиях, об отдельных представителях этих профессий и их творениях; обучающая: приобщать учащихся к искусству, привлекать во время урока личный эмоциональный, визуальный и бытовой опыт учащихся — актуализировать и активизировать этот опыт для осознания темы урока.

- развивающая: развивать память, качества мышления  и мировоззрения,

- воспитательная:  воспитывать толерантность  и любовь к прекрасному.

Оборудование:

1)для учителя: доска,компьютер, телевизор

2)для учащихся: рабочие листы, ручка

Литература: Г. П. Сергеева  И.Э. Кашенкова  Е. Д. Критская    Искусство 8-9 классы   М., «Просвещение» 2012 г.

                         Под ред. М.Ф. Овсянникова  Краткий Словарь по эстетике  М.,«Просвещение» 1983 г.

        творчество, способности, одарённость, талант, гениальность

Ход урока.

I Организация класса. Определение темы урока.

(на экране эпиграф 1 слайд)

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну,

Ты вечности заложник

У времени в плену.

Б.Пастернак.

У. Здравствуйте, ребята. Наш урок я хочу начать  со строк стихотворения Бориса Пастернака. Прошу вас, зачитать. (читает ученик)

2 слайд. По щелчку картины: «Муки творчества»:

Писатель с пером, композитор за роялем задумался, скульптор лепит, вытесывает фигуру, ребенок что-то рисует: звучит музыка Моцарта Симфония №40 ).

У.Как вы думаете, что объединяет все эти изображения, музыку и стихи?

Уч.: На картинах все что-то делают, находятся в поиске, о чем-то думают, а музыка заставляет нас задуматься, уже является готовым продуктом.

У.: Назовите профессии этих людей.

Уч.: художник, скульптор, композитор, поэт…

У.: То есть это не просто люди, а люди искусства, люди творческих профессий. И они не просто делают, а творят - именно так говорят о них. А ребенок? Он ведь еще не знаменитость? Почему он оказался среди великих творцов? Как вы думаете?

Уч.: Он тоже что-то создает, тоже творит.

Прослушайте это музыкальное произведение

(Звучит музыка Моцарта «Симфония №40» 1 мин.).

У.:Кто может назвать  мне  произведение и его автора, и объясните, почему музыка именно этого композитора прозвучала фоном для представленных картин?

Уч.: Прозвучала музыка Моцарта, а он начал сочинять в раннем детстве, обладал необыкновенным даром. И на картинах есть изображение ребенка, который тоже что-то сочиняет.

У.: Я вижу, вы тоже настроились на творческую волну и готовы сформулировать тему нашего урока.

Уч.: Творчество в искусстве. У.: А точнее: «Великий дар творчества»

.( слайд 3) Запишите тему урока на своих рабочих листах.

II. Основная часть.

1.Актуализация знаний.

У.: Как только первобытный человек оставил свой первый отпечаток ладони на стене пещеры, он сам того не ведая ступил на путь творчества. Как вы думаете, что такое творчество?

Уч.: Попытка что-нибудь придумать, процесс создания.

У.: Созидание, деятельность, несущая какую-то ценность. Давайте мы прочитаем с вами определение творчества и запишем. (Слайд 4)

 

Чем отличается творчество от изготовления (производства)? (Уникальностью результата

Что нужно для творчества?

Уч.: деньги, время…

У.: И не только: большое чувство, знание, жизненный опыт, жажда жизни, особое душевное состояние. Создавая произведения искусства, творцы оставляют нам свое видение мира, и каждый из них передает зрителям, слушателям свое переживание, и у каждого есть свой почерк

( Слайд 5)

 Человек – творец – не может жить без творчества. Прекрасные творения пробуждают добрые чувства. Общаясь с искусством, человек сопереживает персонажам произведений живописи и литературы, растворяется в музыке, и начинает по- иному воспринимать окружающую его действительность.

Великий немецкий писатель Фридрих Шиллер говорил о том, что настоящее искусство не терпит суеты, воспитание искусством – это «тихая работа».

Как вы понимаете эти слова?

Уч.: Искусство учит нас, как относиться к жизни, показывает это на высоких примерах….

У.: Следовательно, мы можем сказать, что искусство обладает преобразующей силой. Каждый вид искусства способен проникать в самую глубину души и сердца человека.

 Любой человек обладает даром творчества, в том числе и  мы с вами. Но не  все  могут полностью  или  хотя  бы  частично  его реализовать.  И  далеко  не  все  люди стремятся  к  этому,  хотя  творчество  наполняет  смыслом  жизнь человека,  содействует  его  духовному  росту,  делает обыденность  интересной,  разнообразной  и  полезной. Но если им не пользоваться, то его легко потерять или вовсе не ощутить.  

Вдохновение (творчество) — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых. (Петр Ильич Чайковский) Как вы понимаете это высказывание!

  1. Проблемные вопросы. Обсуждение. Анализ произведений живописи.

У. Сейчас вы по – моему описанию  должны  понять,    о каком виде  искусства я говорю. И записать на своих рабочих листах

А) Живое письмо? (живопись).

(Анализ произведений живописи, на которых изображены скульптор (В. И. Мухина), пианист (К. Н. Игумнов), поэт (А. С. Пушкин в момент творческого вдохновения, раздумья. Раскрыть на примере этих портретов, как отразился в образах скульптора, пианиста, поэта «великий дар творчества: радость и красота созидания». )

У. Ребята, обратите внимание на эту картину. ( слайд 6)

Это портрет Веры Мухиной, великого скульптора. Когда  Михаил Нестеров(1862-1942) увидел скульптора за работой, он пришел в восторг: "Так вот ты какая! Так и нападает на глину: там ударит, здесь ущипнет, тут поколотит. Лицо горит. Не попадайся под руку: зашибет! Такой-то ты мне и нужна". Какими словами  вы бы описали этот портрет?

Как вы думаете, получает она удовольствие от своей работы?

Внешне статична крупная фигура женщины, скупы ее профессиональные жесты, спокойное и строгое лицо. Зато фигура Борея - вся движение, полет, порыв. Портрет строится на контрасте статики и динамики.

 Б)Этот вид искусства является посредником между жизнью ума и жизнью чувств (музыка).

Музыка! При одном только упоминании этого чарующего слова поёт сердце. В нём словно сидит большой симфонический оркестр, который может исполнить и соло, и трио, и квартет. Слово музыка произошло от древнегреческого слова «муза» или «музы» (слайд 7)

У… Павел Корин(1892-1967) Портрет пианиста Игумнова . В работе над портретом большое внимание уделял художник изображению рук. Корин считал, что руки, как и лицо, отражают душу человека, его внутренний мир. Портрет пианиста К. Игумнова был написан в канун Великой Отечественной войны .

У Предположите, какое музыкальное произведение исполняет К.Н.Игумнов? 

 П. И. Чайковский«Баркарола» из цикла «Времена года»

В)Описание жизни языком символов. (литература). В этом виде искусства человек становится художником и творцом, создающим образец нравственной и эстетической красоты  человеческих взаимоотношений, приобретения смысла жизни. (слайд 8)

Василий Тропинин(1776-1857). Портрет Александра Пушкина .Тропинин написал поясной портрет Александра Сергеевича, сделав акцент на его лице и выдвинутой руке. Вся его поза говорит о его неуемной энергии, может показаться, что через миг, он встанет и уйдет. Главной задачей художника было изобразить не только портретное сходство, но и показать внутренний мир известного поэта, его подлинную натуру и характер. Так как Пушкин обладал довольно-таки неусидчивым характером, Тропинину приходилось его постоянно отлавливать у общих друзей и знакомых, чтобы сделать наброски. Вероятно, что одежда на портрете была придумана самим художником. Своеобразная «домашняя» атмосфера картины, созданная художником, пытается не столько показать великого поэта как обычного рядового человека, сколько передать его бунтующую против строгости и условности натуру, творческий беспорядок его души. Волевой подбородок и целеустремленный взгляд Александра Сергеевича подтверждают это мнение. Под небрежным внешним видом Тропинин подразумевает пушкинское свободомыслие, которое так умело было передано художником с помощью кисти и красок

Приложение 1. Я помню чудное мгновенье. Cтаринный русский романс (M. Глинка - A. Пушкин). Запись по трансляции из Малого зала Ленинградской филармонии, 1971 г 

(Слайд 9)

У.Восприятие  произведений искусства  тоже  творческий  процесс и  потому  также  способно  принести радость.  Сила  искусства  в  его  эмоциональности,  в  том,  что  оно  способно потрясать  людей. Момент  творческого  процесса  запечатлен  в  различных  картинах,  скульптурах.  Воспринимая  их,  человек  погружается  в  атмосферу  творчества,  у него  рождается  желание  постичь  невозможное,  найти  в  душе  созвучное этому  невозможному.

III Подведение итогов урока.

 В качестве подведения итога работы над нашей темой , я предлагаю вам написать синквейн «Дар творчества».  Эту работу вы должны  сделать с соседом по парте. Напоминаю вам структуру синквейна:

1слово – кто/что. 2 прилагательных, 3 глагола, 4 - предложение (основной смысл). 5 - вывод (обобщение понятия)

Пример. 1.Творчество.

2. Великое, вечное.

3. Волнует, очаровывает, радует.

4.Дарит радость людям.

5. Созидание.

(работают над синквейном в парах 2 мин.)

У.: Давайте послушаем, что у вас получилось.

(ученики зачитывают синквейн 2 мин)

У.: У вас получились замечательные синквейны и главное, что объединяет ваши работы это понимание творчества как процесса созидания на благо человечества и во имя человечества, и что любой творец закладывает в свои творения вечные ценности.

(Слайд 10)

Хочу закончить наш урок словами Микеланджело:

Творенье может пережить творца: Творец уйдет, природой побежденный, Однако образ, им запечатленный, Веками будет согревать сердца. Я тысячами душ живу в сердцах  Всех любящих, и, значит, я не прах, И смертное меня не тронет тленье. 

( На всякий случай)

Запись в тетрадь впечатлений от уличного пейзажа «Бульвар Монмартр» французского художника К. Писарро (тема, идея картины, особенности её языка, эмоциональное воздействие на зрителей).

IV Домашнее задание.( Слайд 12)

Выполните ассоциативную композицию на тему « Город»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока Великая сибирячка

Урок проводится для учащихся 8 классов в игровой  соревновательной форме. Тема урока: «Великая сибирячка» (река Обь).Цель урока: формирование образа территории средствами игровыми сред...

разработка урока Великая сибирячка

Урок проводится для учащихся 8 классов в игровой  соревновательной форме. Тема урока: «Великая сибирячка» (река Обь).Цель урока: формирование образа территории средствами игровыми сред...

разработка урока "Великая Отечественная война в произведениях изобразительного искусства"

Тема отечественной войны 1941 – 1945 годов находит отражение во всех сферах изобразительного искусства. События ее раскрывались в полотнах, графических сериях и плакатах, в фильмах и те...

Разработка урока по литературе Творчество И.А. Крылова. Урок-викторина. 5-й класс

Творчество И.А. Крылова. Урок-викторина. 5-й классЦель урока:Проверка знания учащимися басен И.А.Крылова....

Методическая разработка "Уроки Великой Российской революции"

Методическая разработка "Уроки Великой Российской революции" включает технологическую карту урока и презентацию, разработана на основе ФГОС ООО. Может быть использована в качестве обобщающег...

История России. разработка урока "Великие битвы ВОВ"

урок систематизации и обобщения знаний обучающихся по: ведущим событиям ВОВ, подвигах, героизму и мужеству Советских людей, цене победы. Подведение итогов исследовательских работ обучающихся по событи...

Разработка урока "Великие умы человечества"

Данную презентацию можно использовать при изучении темы "Великие умы человечества" (УМК "Звездный английский", 6 класс). Тип урока: Комплексного применения знаний и умений.Дид...