Роль педагога в воспитании нового поколения
статья по мхк

Мигина Надежда Владимировна

Воспитание патриотических чувств сегодня - это главная задача Российского общества. Именно нам, учителям, необходимо участвовать в процессе воспитания будущих патриотов. Ведь от того каким вырастет новое поколение будет зависеть безопасность и благополучие государства, уверенность в завтрашнем дне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_pedagoga_v_vopitanii_nov_pokoleniya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 380

Красносельского района   Санкт-Петербурга

Мигина Надежда Владимировна учитель ИЗО и черчения, педагог доп. образования

«Роль педагога в воспитании нового поколения»

«Именно педагогу принадлежит
ведущая роль в новой цивилизации».

                                                     К.Д. Ушинский

       Современное общество,  современная школа, современные дети мы часто слышим эти слова. Но вот как развивается  это общество, какими вырастут наши  дети, мы  задумываемся все чаще и чаще. «В настоящее время гражданское образование находится на этапе становления, который включает разработку содержания гражданского образования, развитие демократических начал в жизни образовательных учреждений и организацию социальной практики обучающихся… Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей… Основными компонентами содержания гражданского образования являются политические, правовые знания; знания об основных социально-экономических процессах, происходящих в обществе; знания в области истории и культуры России и мира…» ( из письма Минобразования России от 15.01.2003 г. №13-51-08/13).            

       Воспитание патриотических чувств сегодня – это главная задача Российского общества. Именно нам, учителям  необходимо участвовать в процессе  воспитания будущих  патриотов. Ведь от того каким  вырастет новое поколение будет зависеть безопасность и благополучие государства, а значит  спокойствие и уверенность в завтрашнем дне. Вот почему необходимо как можно раньше начинать работу по формированию у детей прочных нравственных и волевых навыков поведения, которые постепенно переходят в привычки, опыта гуманного поведения и отношения к окружающему миру.

        Поэтому, еще в начальной школе ребята знакомятся с этими понятиями. «Быть патриотом, патриотические чувства… – как вы понимаете эти выражения?» - часто  на уроках и в жизни встают перед  учениками такие вопросы.

        Они всегда быстро и четко отвечают на поставленный вопрос:  это значит любить свою Родину, уважать славное историческое прошлое, любить свой родной язык, ценить культуру, любить и сохранять природу своей родной страны и ее несметные богатства, а так же животный мир...  Патриот – это человек, готовый защитить свое отечество, постоянно осознающий себя частицей своего народа. Но значение этих слов, их смысл учитель должен разъяснить учащимся понятно, доходчиво и просто.

        Огромное влияние на воспитание патриотических чувств  детей оказывают родители. Немалое влияние оказывают на подрастающее поколение  радио, телевидение, печать, старшие друзья, с которыми происходит общение.  И вот здесь мы с  уверенностью и гордостью  можем сказать, что  особая роль  в этом вопросе принадлежит школе, которая проводит работу по патриотическому воспитанию на протяжении 11 лет обучения. И такой вклад, в дело воспитания патриотических чувств учащегося, должен внести  каждый учебный предмет.

         Учитель  готовит к  уроку дидактический материал, который  имеет

большое значение для воспитания гражданина. Мы ведь всегда внимательно и тщательно подбираем все нужное и необходимое для проведения  каждого урока.  Дидактический материал, подготовленный для урока, постепенно вводит учащегося в мир чего - то нового, еще незнакомого, но часто встречающегося в современной жизни,  пробуждает его сознание как будущего гражданина, воспитывает нравственные идеалы. Часто приводится в пример   настойчивость   ученика в преодолении учебных, спортивных, бытовых трудностей.  Это шаг к воспитанию у них желания трудиться на благо своей семьи, города, страны.    
       Также требовательно мы относимся   к сбору материала не только на патриотические темы учащимися  (составление композиций, подбор художественного и публицистического текстов патриотического содержания, рассказов героев войны и труда, рассказы об историческом прошлом нашей Родины, о современных героях и др.) но и  к их деятельности.    
       Сегодня учитель перестал быть единственным источником информации для учащихся.  Дети владеют огромной базой информации, которую они черпают из  интернета, компьютерных игр,  фильмов, мультфильмов, и, к сожалению, очень редко  из книг. А вот разбираться в огромном  мире информации, правильно ее оценивать и воспринимать, сегодня должен и обязан помочь учитель.

          «Я не вижу предмета, который не давал бы возможности развивать любовь к Родине, воспитывать лучшие гражданские чувства в молодежи». Эти замечательные слова сказал великий человек - К.Г.Паустовский. Как грамотно и четко он формулирует главную цель наших уроков.  

          Любовь самого учителя к своему предмету, его увлеченность наукой, основы которой он преподает, вызывает ответную любовь учащихся к этой науке, интерес к ее изучению.

       Я учитель изобразительного искусства и черчения и, конечно же, никогда об этом не забываю. Каждый преподаватель имеет свой, особый  стиль преподавания. Все мы знаем, что нет универсальных методов и приемов обучения.  Нет сверхэффективного способа, которым можно заменить все остальные. Свои уроки я стараюсь проводить так, чтобы ребенку вновь и вновь хотелось приходить на занятия, чтобы он ждал, а что же еще интересного,  нового и полезного можно узнать.  Целью программы изобразительное искусство является формирование творческой личности, которая будет ориентирована в жизни на красоту, доброту, трудолюбие.

На уроках, в процессе работы,  ученикам дается возможность открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, превратить его в предметы живой и неживой природы; насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм и величин, построить композиции по своему замыслу.

        А еще я педагог дополнительного образования. Вот где есть простор фантазии, полет мыслей, воплощение замыслов и идей! Но учитель должен не только призывать к участию, но и всегда должен показывать личным примером.

        Участие в различных конкурсах, выставках и мероприятиях, посвященным памятным датам и просто праздниках – неотъемлемое звено в достижении поставленной цели. Принимаем участие в акциях, направленных на защиту мира, на взаимодействие и взаимопонимание между народами, на сохранение окружающей среды.  Каждый раз, глядя на экспозиции различных поделок, выполненных с большой любовью и фантазией, яркие и красочные  рисунки,  выполненные в духе патриотизма, гордости за свою страну, за свой город, а также,  посвященные защитникам Отечества, желающих участвовать в конкурсах становится все больше и больше.       Желание мыслить, творить,  а также честность, порядочность и ответственность не возникают сами собой - они  воспитываются с детства.  

       Воспитание  любви к своей Родине – это утверждение в сознании молодого поколения гордости за нашу родину, понимание перспектив развития нашего общества, вооружение школьников знанием того, что происходит в нашей стране, пробуждение стремления самому активно участвовать  в жизни общества и гордится этим.

  Особое значение на уроках   отдается  рассказам, былинам, стихотворениям.  Учащиеся не только узнают о героическом прошлом нашей страны, о подвиге советского народа в Великой Отечественной войне, о бережном отношении к природе, о воспитании любви к животному миру, о красоте своего города и бережном отношении к памятникам скульптуры и архитектуры, о дружбе и взаимовыручке, помощи тем, кому она необходима.    

        Важную роль в воспитании играет организация работы по изучению символов Российской Федерации.   Герб, флаг, гимн -  символы отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные и иные традиции. Все это изучается, разбирается и осознанно отображается в работах учеников. Рисуя  природу, животный мир, морские просторы, наши новостройки, символы нашего города, дымковскую игрушку, хохломскую роспись…- вот на каких темах воспитывается подрастающее поколение.  А еще походы по родному краю, забота о памятных местах и ветеранах, изучение жизни и быта северной столицы, создание   музея «Истории Красного Села» и проведение экскурсий для всех желающих и учащихся других школ. Любовь к Санкт – Петербургу, городу, в котором мы живем.

      Уметь ценить красоту, дорожить дружбой, быть нужным, умным и полезным, любить свою Родину, быть в курсе политических событий, испытывать гордость и уверенность в завтрашнем дне – вот те качества, которые закладываются на уроках. Для этого и сам учитель должен постоянно работать над собой.

  • Стремиться создать  урок, который способен раскрыть личность ребёнка.
  • Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность.
  • Учить и учиться.
  • Важно в своем деле достигнуть высоких вершин мастерства.
  • Очень важно владеть культурой речи. Речь учителя во многом является образцом его воспитанников, формирует их речевую культуру.
  • Воспитание лидерских качеств, умение отвечать не только за свои поступки, но и нести ответственность за тех, кто идет за тобой.
  • Военно-патриотическое воспитание молодежи.

                         В процессе  воспитания  на уроках изобразительного искусства используются следующие методы:
    1. попутные разъяснения учителя, раскрывающие патриотический смысл рассказов, стихотворений и др.;
    2. фронтальная беседа;

     3. словесное поощрение учащихся   собравших интересный  материал для уроков;
    4. Рефераты,  доклады и презентации по пройденным темам;
    5. Рисунки и зарисовки, выполненные на уроках и дома.      

           Часто уроки  проходят в форме игры-викторины. Цель урока - обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы, создать условия для контроля (самоконтроля) усвоения знаний и умений, ликвидации пробелов в знаниях, развитие творческих способностей учащихся. Задания викторины позволяют участникам продемонстрировать свои знания.

    Воспитание лидерских качеств, умение отвечать не только за свои поступки, но и нести ответственность за тех, кто идет за тобой. Военно-патриотическое воспитание

 молодежи – серьезная задача. Личным примером мы вдохновляем молодое поколение.

      Проанализировав требования к результатам освоения основной образовательной программы  мы ясно вырисовываем  «Портрет выпускника школы» (личностные характеристики выпускника):

- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

- подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, её нравственные основы

-  мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Роль туризма в воспитании подрастающего поколения"

Роль туризма в воспитании подрастающего поколенияТуризм обладает притягательной силой. Люди, бывавшие в походах убеждены в пользе туризма. Представьте себе… “Ночь в лесу. Костер жадно перебирает...

О роли музея в воспитании подрастающего поколения

О роли музея в воспитании подрастающего поколения...

Роль традиций народного творчества в воспитании нового поколения.

Статья о роли народного творчества в воспитании...

«Работа с родителями. Роль семьи в воспитании подрастающего поколения» (методические рекомендации из опыта работы школы «РЭР»)

laquo;Работа с родителями. Роль семьи в воспитании подрастающего поколения» (методические рекомендации из опыта работы школы «РЭР»)...

Роль Юнармии в воспитании подрастающего поколения

     Одной из главных задач  любого государства является воспитание  подрастающего поколения. Исторической ценностью Российского государства выступает чувство любви к с...