Триумф модерна Част 4
презентация к уроку по мхк (11 класс)

Ястребова Ирина Николаевна

Четвертая часть презентации "Триумф модерна"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triumf_modernizma_chast_4.pptx2.46 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Триумф модернизма Часть 4

Слайд 2

Почти все названные художники работали в качестве театральных художников-декораторов, многие стали участниками знаменитых Русских сезонов, организованных театральным и художественным деятелем С. П. Дягилевым (1872—1929). Обращение к миру театра было отнюдь не случайным: декорации к спектаклям, эскизы костюмов открывали возможность синтеза искусств — характерного признака стиля модерн.

Слайд 3

Особенно близко к европейскому варианту стиля модерн подошел Лев Самойлович Бакст (1866—1924). Художнику удалось обрести свой творческий почерк и сохранить чувство меры.

Слайд 4

Его небольшая работа гуашью «Ливень» — яркое воплощение стиля модерн. Прогулка светской красавицы внезапно прервана обрушившимся ливнем. Но это всего лишь повод к созданию декоративного, прихотливого узора из развевающихся на ветру легких тканей ее одежды, театрализованных жестов, преисполненных предельной выразительности. Рамой картины художник нарочито «срезает» ногу впереди бегущей женщины и фигурку ребенка сзади (явный прием импрессионистов).

Слайд 5

Ужин

Слайд 6

Публика впервые увидела «Ужин» Бакста на Пятой выставке «Мира искусства» в 1903 г. Эта работа сразу же приковала внимание и заставила о себе говорить. Возмущенных отзывов было куда больше, чем одобрительных. Сам художник не мог понять причин такой бурной реакции: «С моей «дамой» вышел просто скандал. Это «дама в ресторане», которую так выпрашивал Сергей Павлович (Дягилев) для выставки. Влад. и Мария Павловна (великий князь Владимир Александрович и его жена) принялись ее рассматривать, и я попытался стушеваться, но меня вызвали и мне прочли порядочную нотацию за скабрезность и игривость картины!.. Вообще сегодня мне досталось на орехи. Всех, публику, прямо скандализирует эта дама. Что в ней такого?»

Слайд 7

Работа выполнена в жанре, близком популярному в то время «портрету незнакомки», однако значительно отличается от традиционных салонных портретов. Образ, созданный Бакстом , скорее напоминает распространенный в европейском модерне образ женщины-вамп, загадочной, влекущей и порочной. Известный критик В. Стасов презрительно писал об этой работе: «Сидит у стола кошка в дамском платье; ее мордочка в виде круглой тарелки, в каком-то рогатом головном уборе; тощие лапы в дамских рукавах протянуты к столу, но она сама смотрит в сторону, словно поставленные перед нею блюда не по вкусу, а ей надо стащить что-нибудь другое на стороне; талия ее, весь склад и фигура – кошачьи, такие же противные, как у английского ломаки и урода Бердслея . Невыносимая вещь!».

Слайд 8

В противовес реализму «Девочки с персиками» Серова картину Бакста , соединяющую реальность и условность в свойственной модерну технике, зрители прозвали «Дама с апельсинами». Художника обвиняли в колористической бездарности и « забеленности » этой работы: «Все как белая скатерть… никаких красок». Но эти упреки были несправедливы: Бакст сознательно играет на контрастах светлых и темных тонов, оживляя композицию ярко-оранжевыми пятнами апельсинов. Такой лаконизм соответствовал моде того времени и стилистике рекламных плакатов, афиш и книжной графики.

Слайд 9

Своеобразное воплощение стиль модерн нашел и в произведениях скульптуры. Хотя не существовало какой-то определенной школы, известные европейские и отечественные мастера сумели передать характерные черты модерна в пластике. Исследователь В. С. Турчин писал: «Стиль модерн вернул скульптуре своего времени символичность, масштабность, значительность, которые, казалось, вот-вот будут утрачены». Характерный для скульптуры язык аллегорий и символов (жестов, поз, определенных чувств и настроений) модерн использовал достаточно активно.

Слайд 10

В начале своего творческого пути французский скульптор Эмлль Антуан Бурдель (1861 —1929) отдал дань стилю модерн. В создан­ных произведениях на античную тему заметно стремление художни­ка к возвышенно-героическим образам, ярким и самобытным ха­рактерам. Стихия человеческих чувств и страстей передана в произ­ведениях, полных экспрессии.

Слайд 11

Одна из прославленных скульптурных композиций Бурделя — «Геракл, стреляющий из лука». Античный герой, совершая свой пятый подвиг, с огромным напряжением натягивает тетиву гигантского лука, чтобы выстрелить по мифическим птицам с медными когтями, клювами и крыльями. Опираясь ногами о выступы скалы, Геракл нависает над пропастью, из которой вырывается его огненный лук — символ жизни и смерти. Геракл гибок и напряжен, он воплощает в се­бе дух стихийной природы, все сокрушаю­щей на своем пути. Создается впечатление, что ему достаточно приложить еще немного усилий, и он надвое разломит скалы. При всей динамике и экспрессии общая композиция выглядит вполне свободно и устойчиво. Творческая формула Бурделя («Уравновешенная неуравновешенность — вот чудесная вещь») нашла здесь наглядное воплощение.

Слайд 13

Российские скульпторы также откликнулись на новые веяния времени. Анна Семеновна Голубкина (1864—1927), работая в жанре декоративной скульптуры, отдавала предпочтение обобщенным образам. В 1902 г. был создан гипсовый горельеф «Волна» над входом в Московский Художественный театр, который она называла «Морем житейским». В нем символически запечатлен пловец, неимоверными усилиями преодолевающий сопротивление морской стихии.

Слайд 15

Сколько трепетных чувств, жизненной энергии су­мела передать Голубкина в скульптуре «Березка» (1927), созданной в последние годы жизни! Платье, подхваченное порывом ветра, подчеркивает хрупкость и стройность девичьей фигуры. Скульптура пленяет удивительно светлым настроением весенней полноты жизни и ощущением пробуждающейся природы.

Слайд 16

В 1909 г., в дни празднования столетнего юбилея Н. В. Гоголя, на Арбатской площади открывали памятник великому писателю. Низко опущенная голова, измученное, скорбное лицо с воспаленными веками, сгорбленная фигура, словно придавленная наброшенным на плечи плащом, безвольный жест правой руки из-под полы... С тревогой и грустью взирает он не столько на окружающий мир, сколько в глубины своей надломленной и измученной души.

Слайд 18

Такое необычное решение памятника было предложено начинающим скульптором Николаем Андреевичем Андреевым (1873—1932), представившим своеобразный духовный портрет Гоголя последних лет жизни, полных неразрешимых противоречий, болезней и разочарований. Трагизм фигуры усиливал веселый хоровод известных литературных героев, выполненных в горельефе на постаменте памятника. В общей композиции и в отдельных деталях автор удачно использовал прием контраста, свойственный модерну. Текучие, ниспадающие ритмы драпировок контрастируют с грубо обработанной поверхностью кресла, сложенного из гранитных плит. Внутри силуэта разворачивалась сложная игра линий складок одежды: противоположно направленных и сталкивающихся друг с другом. «Трогательно, глубоко и необыкновенно изящно и просто! Сходство полное!» — так отозвался об этом произведении скульптора И. Е. Репин.

Слайд 20

На рубеже XIX—XX вв. фотография также пошла по пути смелых экспериментов. Заняв прочные позиции в обществе, она заявила о себе как о полноправном виде искусства. Ее главную задачу определил известный русский мастер фотографии Николай Александ­рович Петров (1876—1940): «Художественная фотография, как и вся­кое искусство (независимо от направле­ния: будет ли это реализм или символизм...), имеет своей задачей не копирование действительности, а воспроизведение субъективных представлений об этой действительности, создавшихся в психике художника».

Слайд 21

Привычная документальная фотогра­фия уступала место фотографии художественной. Отказавшись от «точности видения», художники добивались совершенно неожиданных результатов: фотография выглядела почти как живописная картина. Негатив стал для художника лишь отправной точкой в работе. Каждый отпечаток представлял собой уникальный экземпляр. Специалисты не раз высказывали сомнение относительно фотографического происхождения некоторых работ, принимая их за живописные этюды, выполненные в манере импрессионизма.

Слайд 22

Пейзаж с лодкой

Слайд 23

Фотограф полагал, что пейзажисту необязательно выискивать для своих снимков экзотические скалы и кипарисы. Основа его пейзажей - монотонная природа родных мест: березовые рощи, парки, вкрапления города. При съемке пейзажа, основополагающими для мастера являются точка съемки и поиск необходимого освещения. И действительно, в летних пейзажах Петрова чувствуется великолепное умение работать со светом. Так, например, в работе «В лесу» туманные градации нескольких планов прекрасно передают ощущение пространства. На снимке «Вдаль» - эталоне композиционного мастерства - уходящие в глубину деревья создают эффект объемности.

Слайд 25

Зимняя ночь

Слайд 26

На рубеже XIX—XX вв. был также совершен настоящий переворот в области декоративно-прикладного искусства и дизайна. В изготовлении ювелирных изделий, мебели, тканей, обоев, декоративного убранства интерьеров ощущались черты и признаки стиля модерн.

Слайд 27

Эмиль Галле (1846—1904) — французский художник по стеклу, керамист , автор проектов мебели, один из основателей знаменитой школы декоратив­но-прикладного искусства в городе Нанси. Девизом представителей этой школы стали слова: «Наши корни лежат на пороге лесов, во мху и у края пруда». Те­мы и сюжеты для произведений Галле черпал в мире природы. Вазы из многослойного стекла с резьбой ,травлением, гравировкой и аппликацией современники образно называли «поэмами из стекла».

Слайд 30

Один из критиков писал: «Творения Галле непознаваемы, как таинственный храм, в который нельзя войти без трепета и смятения. Красота и грация — это лишь внешний покров. В глубине священного пространства горит пламя духа». Бесконечно разнообразны цветочные мотивы его ваз: это ослепительно белые орхидеи и лилии, синева­тые гортензии, разнообразные георгины, магнолии и глицинии... Он часто использует мотив подвижных стеблей вьющихся растений, сплетенные разноцвет­ные нити в основании вазы — это корни, символизи­рующие источник жизни.

Слайд 31

Ваза Красные осьминоги, цветное стекло, морские осьминоги и ракушки.

Слайд 32

Ваза с ирисами, резьба, инкрустация. Ваза в форме цветка с изображением орхидеи, резьба, инкрустация. Ваза Крокус, резьба, инкрустация.

Слайд 33

И при изготовлении мебели Галле активно исполь­зовал флоральные мотивы. На стенках комодов появ­лялись пейзажи с узорами из трав и цветов. >Ножки этажерок или чайных столиков по форме напоминали стрекоз. На спинках кровати экзотические бабочки распахивали свои великолепные крылья. Инкруста­ции в виде порхающих мотыльков, жуков с полосаты­ми панцирями, пятнистых божьих коровок украшали изделия из дерева. Овладев разными техниками обра­ботки стекла, керамики и дерева, Галле совершил подлинную революцию в декоративно-прикладном искусстве.

Слайд 34

Этажерка Журнальный столик

Слайд 37

Творчество шотландского архитектора, дизайнера интерьера, живописца и графика Чарлза Ренни Макинтоша (1868—1928) также проходило в рамках модерна. Оформленные им интерьеры чайных салонов, музыкальных гостиных, библиотек и вилл отличают изящество и простота форм. В них преобладают прямые, геометрические, а не изогнутые линии, которые особым образом подчеркивают форму мебели. Стулья с высоко поднятыми вверх спинками, шкафчики с прямоугольным контуром органично включены в архитектурное пространство интерьера. Тщательно продуманное освещение, сдержанный деко­ративный орнамент из эмали, цветного стекла, полудрагоценных камней и витого металла свидетельствуют о тонком вкусе и универсальности мастерства художника.

Слайд 40

Американский художник Луис-Комфорт Тиффани (1848—1933) сумел довести производство предметов из стекла до высокого художественного уровня. Яркие, красочные витражи с «павлиньим узором», вазы и лампы с распускающимися на тонких стеблях нежными бутонами экзотических цветов принесли художнику мировую известность. В своих произведе­ниях он добивался самой разнообразной цветовой гам­мы: от легких, пастельных до ярко фосфоресцирую­щих тонов (отсюда название «пламенеющее стекло» Тиффани). Один из современников справедливо отме­чал: «Глядя на витражи Тиффани, кажется, будто это кусочек неба, цветочная клумба или собрание дра­гоценных камней, переплавленных и превращен­ных в стекло».

Слайд 42

Два ангела

Слайд 43

Витраж "Ангел о Воскресении".

Слайд 44

Абажуры для ламп наглядно демонстрировали по­истине фантастическую игру цвета и света. Лампы, выполненные в старинной технике мозаичного стек­ла, порой трудно было отличить от металлических из­делий из бронзы или железа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Класс: 11 – 10. Тема: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР.Триумф или трагедия»

Класс: 11 – 10.Тема: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР. Триумф или трагедия» Урок был отправлен на конкурс "Уроки 90-х"...

Методическая разработка урока по МХК в 11 классе "Триумф модернизма"

Вид занятия: урок – созерцание Тема урока: «Триумф модернизма» Цель урока: познакомить учащихся с стилем «модерн» - «последней фазойискусства прошлого века». Задачи....

Элективный курс «Новейшая история: от исторического триумфа СССР до суверенной России», 11 класс

Знания о правах и свободах человека являются одной из составляющих модернизации содержания образования. При изучении прав человека формируется система ценностей и установок человеческого поведения, пр...

Методическая разработка открытого занятия в образцовом театре танца «Талисман» по теме:«Работа над подвижностью различных частей – центров тела в процессе выполнения комбинации джаз – модерн танца и контактной импровизации»

Данная методическая разработка открытого занятия по современной хореографии предназначена для учащихся девятого года обучения (13 – 14 лет). Данная методическая разработка базируется на принципа...

Триумф модерна

Цель данного урока: представлять роль и место искусства Модерна в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества. Первая часть урока ( изучение нового материала) - демонстрация презентации:&la...

Триумф модерна Част 2

Вторая часть презентации "Триумф модерна"...

Триумф модерна Част 3

Третья часть презентации "Триумф модерна"...