Триумф модерна
презентация к уроку по мхк (11 класс)

Ястребова Ирина Николаевна

Цель данного урока: представлять роль и место искусства Модерна в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества. Первая часть урока ( изучение нового материала) - демонстрация презентации:«Триумф модернизма. Эстетика модерна. Модерн в изобразительном искусстве» - основа оригинальной и яркой эстетики модерна - виды искусства, затронутые модерном - модерн в разных странах - представители модерна (Густав Климт, Анри де Тулуз-Лотрек, Альфонс Мария Муха, Обри Винсент Бёрдслей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modern_chast_1.pptx2.8 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Триумф модернизма

Слайд 2

От символизма к модернизму Знаменательной вехой в истории нового стиля модерн (лат. modernus , фр. moderne — новый, современный) стало открытие в Париже в 1895 г. магазина-салона современного искусства с символическим названием « L ' Art Nouveau » («новое искусство»). Действительно , это оказалось новое искусство, существенным образом отличающееся от всех предшествующих исторических стилей. Слова 1

Слайд 3

На его оригинальность и непохожесть указывал один первых исследователей модерна Д. Штернбергер : «Что касается модерна, то он должен был и хотел быть или стал стилем без образца, без примера, совсем современным, собственным , сегодняшним».

Слайд 4

С одной стороны, модерн стремился вобрать в себя все то, уже было накоплено человечеством в сфере художественного твор - чества , а с другой — сказать совершенно новое слово в искусстве, выработать новые формы и образы, создать единый интернаци - ональный стиль. С поставленными задачами модерн справился прекрасно . Он действительно обладал общностью художественного языка , единой системой выразительных средств и приемов.

Слайд 5

Б ольшое значение для развития и самоутверждения СТИЛЯ Мо- дерн имели организация многочисленных выставок, издание популярных художественных журналов, архитектурные сооружения новом вкусе. Модерн быстро «растворился» в рекламах и афиша фотографиях и книжных иллюстрациях, в цветном стекле витражей . Приметы нового стиля легко узнавались в музыкальных сочинениях и театральных спектаклях. Предметы повседневного быта (мебель, посуда, обои, ткани) и мода того времени наглядно демонстрировали черты стиля модерн. Теперь отрицать его наличие стали делом бессмысленным и бесполезным. Впрочем, как и всегда, на- шлось немало критиков, которые дали ему весьма нелицеприятные названия — «новый сладкий стиль», « стиль томной лапши», «стиль ленточных червей». Слова 3

Слайд 6

Вобрав дух своего бурного времени (он просуществовал до начала Первой мировой войны в 1914 г.), модерн возник и сложился под влиянием эстетики символизма. Эта общность символизма и модернизма давно подмечена исследователями искусства. Действительно, порой трудно провести четкую грань между символизмом и модернизмом в творчестве таких художников, как А. Гауди , Э. Мунк. М. Врубель. До сих пор ученые по-разному трактуют вопрос об их взаимоотношениях, некоторые рассматривают символизм в рамках стиля модерн.

Слайд 7

В основе нового художественного языка лежала линия — декоративная и динамичная, гибкая и подвижная, передающая энергию жизни. S -образная линия, заимствованная у колышущихся морских волн и водорослей, порхающих бабочек и стрекоз, тянущихся к свету стеблей и цветов лилии и ириса, развевающихся на ветру девичьих волос, определила одну из главных отличительных особенностей стиля модерн — его орнаменталъностъ . Бельгийский архитектор Виктор Орта дал этой линии выразительное название — «удар бича». А его соотечественник Хенри ван де Велде подчеркивал , что линия модерна отличается «гибкостью и упругостью, способными передать ток рвущейся из природных глубин энергии . ..». Слова 4

Слайд 8

Текучая, плавная, непрерывная линия, напоминающая серпантин заполняла фасады архитектурных сооружений, музыкальные формы, пространство картин или театральной сцены. Орнаментальное начало модерна объединило практически все виды искусства Видио 1

Слайд 9

Одним из ярких представителей флоралъного модернизма стал французский архитектор Эктор Гимар (1867—1942), создавший свой особый, так называемый стиль Гимара , или «стиль метро », в архитектуре. Его отличали изысканность вьющихся и изогнутых форм, сложная узорность, асимметрия, нарушение естественных пропорций. Линия в его произведениях превращалась в своеобразный элемент организации пространства, лишенного параллельности и симметрии. Гимар утверждал: «Природа — это величайший архитектор, а она не производит ничего параллельного и ничего симметричного». Слова 8

Слайд 11

В 1898 г. Гимар получил заказ на возведение трех станций па­рижского метрополитена. Главную цель своего проекта он видел в оформлении наземных павильонов (в настоящее время они не сохра­нились). Впервые достоянием архитектуры стал цветочный декор, ранее использовавшийся лишь для оформления интерьеров. Столбы из железа, раскрашенные темно-зеленым цветом, напоминавшим старую бронзу, служили опорой для входа в метро. Неожиданно воз­никшие из асфальта металлические сплетения тропических цветов, пучки водяных растений, фонарей в виде ярко-красных тюльпанов поражали воображение зрителей. Видео 2

Слайд 13

Отель Меzzara , ул. Ля Фонтейн , 60 (1910 г.)

Слайд 16

_ В_основе оригинальной и яркой эстетики модернизма лежала идея синтеза искусства, стремление к созданию единого стиля в архитектуре, интерьере, графике, живописи и дизайне. Творчество большинства мастеров модерна отличалось универсальностью . Они умели делать практически все. Слова 10

Слайд 17

Интересный пример в этом отношении представляет творчество известного бельгийского архитектора, живописца и дизайнера Хенри ван де Велде (1863—1957). Известный тезис, что дом должен, как костюм , подходить своему владельцу, он воплотил в особняке Блюменверф в пригороде Брюсселя. Создав жилой дом по своему проекту для собственной семьи, он разработал и его интерьер. Мебель, ковры, обои, обивочные ткани, светильники — все отвечало замыслу художника. Более того, он придумал модели домашних платьев для жены, продумал цвета посуды, которая должна была соответствовать определенным блюдам.

Слайд 20

Вилла Шуленберг в Гере. Арх. Анри Ван де Велде . 1913—14

Слайд 21

Школа искусств и ремесел в Веймаре. Арх. Анри Ван де Велде . 1907

Слайд 22

Стул для дома Блюменверф . Около 1898. Красное дерево, кожа. 95 х 44 х 45 см

Слайд 23

Письменный стол и кресло. 1898—99. Дуб, позолоченная бронза, кожа, медь. Музей Орсе , Париж

Слайд 27

Мейсенский фарфор. Музей искусства, Кливленд

Слайд 29

Характерной приметой стиля модерн стала его функ ционалъностъ , то есть ориентированность на использование и применение в быту . Перед искусством ставилась задача создания прекрасной и удобной среды, в которой могла бы протекать повседневная жизнь каждого человека. «Искусство для всех» стремилось к применению экономичных материалов: стекла, бетона и металла. Слова 5

Слайд 30

Например, стекольные мануфактуры создавали не только единичные высокохудожественные произведения, но и не уступающие им по качеству массовые, серийные изделия. С материалами из прозрачного или модного матового стекла можно было экспериментировать до бесконечности. Самыми излюбленными оставались светильники с изображениями грибов, деревьев, цветов или насеко­мые

Слайд 31

На рубеже XIX—XX вв. стиль модерн охватил почти все европейские страны. Он перешагнул и на Американский континент, где получил довольно широкое распространение. В каждой из стран он приобрел свое название: «Ар нуво » во Франции и Бельгии, « югенд-стиль » в Германии, «сецессион» в Австрии, «либерти» в Италии, «модерн стайл » в Великобритании, « модерниссимо » в Испании, « тиффани » в США, «модерн» в России. Слова 2

Слайд 32

В каждой национальной культуре стиль модерн оставил яркий и заметный след. Последний большой художественный стиль оказал огромное влияние на дальнейшее развитие искусства. До середины XX в. о модерне забыли или говорили как о нелепой безвкусице. Его подлинное открытие началось с 50-х годов. Оценки этого стиля изменились и были существенным образом пересмотрены .

Слайд 33

Модерн в изобразительном искусстве Новый художественный стиль проявил себя во всех видах изобразительного искусства: живописи и графике, фотографии и дизайне , скульптуре и декоративно-прикладном искусстве ." В искусстве живописи модерна особого внимания заслуживает творчество Г. Климта (Австрия), Э. Мунка (Норвегия), Ф. Ходлера (Швейцария), Д. Энсора (Великобритания), художников объединения «Мир искусства» (Россия). Слова 8

Слайд 34

Имя известного австрийского живописца, графика и книжного иллюстратора Густава Климта (1862—1918) неразрывно связано со стилем модерн. В декоративном оформлении аллегорических композиций ему не было равных. Женская фигура Музыки с кифарой в руках («Музыка», 1895),

Слайд 35

Одно из самых совершенных произведений художника — картина «Поцелуй». На возвышении, усыпанном цветами, на фоне старинного потемневшего золота изображены два юных существа, слившихся в поцелуе. Ткани одежды, расцвеченные по желтому фону спиралями, кругами, овалами, подчеркивают неопределенность их очертаний.

Слайд 38

Стилистика модерна наиболее отчетливо проявила бя в искусстве графики. Никогда еще не было такс количества рекламных плакатов, театральных афиш, книжных люстрации, созданных первоклассными художниками. А. де луз-Лотрек (Франция), О. Бёрдсли (Великобритания), А. Муха ( хия ), художники «Мира искусства» (Россия) определили основные направления в развитии этого вида искусства. Слова 7

Слайд 39

Французскому художнику и графику Анри де Тулуз-Лотреку ( 1864—1901) в полной мере удалось воссоздать атмосферу - своего времени. Его рекламные плакаты и афиши запечатлели певцов и танцовщиц , акробатов и клоунов, посетителей маленьких ночных кабаре на улице Mod мартр в Париже. Афиши для танцевальное го зала « Мулен-Руж » выделяются резкой' и динамичной линией, неожиданными ракурсами силуэтов фигур, контрастностью ярких цветовых пятен, орнаменталь-ностью поверхности. Он сумел создать свой особый выразительный язык, поднять рекламу до уровня высокого художественного творчества. Его огромное наследие ( более пятисот картин, три тысячи рисунков , около четырехсот литографий) определило дальнейшие пути развития этого жанра.

Слайд 41

Танцы в Мулен-Руж

Слайд 42

В " Мулен-Руж ", начало кадрили. 1892 -

Слайд 43

Клоунесса Ша-Ю-Као в " Мулен-Руж " 1895 -

Слайд 44

Плакат "В концерте". 1896 -

Слайд 45

В цирке Фернандо , всадница на белой лошади, 1888 г.

Слайд 46

Афиша для танцевального зала « Мулен-Руж »

Слайд 48

Английский график Обри Винсент Бёрдсли (1872—1898) создал свой оригинальный стиль в искусстве модерна. Изысканные черно-белые иллюстрации к литературным произведениям принесли ему всемирную известность и славу. Вот как он сам объяснял суть своего творческого метода: «Фантастическое впечатление от рисунка достигается тонкой виртуозной линией в сочетании с большими пятнами сплошного черного цвета ». Особую известность двадцатилетнему художнику принесли иллюстрации к пьесе английского писателя Оскара Уайль­да них — «Кульминация» (1894) — Саломея , только что обезглавившая Иоанна Крестителя. Схватив голову жертвы, она с нескрываемым вожделением рассмат­ривает свою «добычу». Слова 6

Слайд 50

В искусство книжной иллюстрации Бёрдсли внес новое понимание выразительных возможностей рисунка, функции рамы и изобразительного пространства картины. В своих произведениях он мастерски соединил черты греческой вазописи, японской гравюры и французского рококо.

Слайд 51

Творчество чешского графика и мастера декоративно-прикладного искусства Альфонса Мухи (1860—1939) пользовалось особым признанием современников. Одна из газет писала: «Это — богатство, разбросанное полными горстями по сомнительной белизне стен наших улиц ».

Слайд 52

Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления « Жисмонда » с участием великой актрисы Сары Бернар. Как рассказывал впоследствии художник, в конце 1893 года ему позвонил владелец типографии по имени де Бруноф , с которым он поддерживал деловые отношения. «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Вы когда-­нибудь делали что-­либо подобное?» «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать».

Слайд 53

Созданные им рекламные плакаты, театральные афиши и декорации для театра «Ренессанс», где он работал главным художником с 1894 по 1901 г., отличали изысканный рисунок и экзотический орнамент в восточном или испано-мавританском стиле. Афиши для известной актрисы этого театра Сары Бернар про­славили его имя. Для своих произведений он неизмен­но выбирал вертикальный формат, в котором четко прочерчивал контурной линией силуэт актрисы в рос­кошном одеянии. Никто, как он, не сумел образно передать романтическую женственность искусства модерн.

Слайд 54

К 27 декабря 1894 года плакат был готов. Выполнен он был в технике многокрасочной литографии. На плакате во весь рост была изображена актриса. Рисунок плоский, без выявляющей объём штриховки, но очень декоративный. Исполнен он преимущественно в золотых тонах. Сверху над изображением на золотом фоне написано название пьесы — «GISMONDA». Большими длинными листами (2266×795 мм) были заклеены все стены и заборы Парижа.

Слайд 55

Восхищенная Сара Бернар пожелала познакомиться с неизвестным художником, и по её настоянию он получил место главного декоратора театра. Вот так работа над плакатом моментально сделала Муху едва ли не самым популярным художником в Париже. Саре Бернар настолько понравился творческий метод Мухи, что она подписала с художником контракт на шесть лет, в течение которых Муха рисовал не только театральные афиши к спектаклям с участием актрисы, но и работал над костюмами и декорациями к ним. За шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения.

Слайд 57

Парижский период — время создания циклов декоративных панно.

Слайд 58

В очертаниях готических стрельчатых арок подобно святым со средневековых витражей появляются героини Мухи — Утро, День, Вечер, Ночь

Слайд 59

Рядом улыбаются, наслаждаясь своей красотой, Весна, Лето, Осень, Зима:

Слайд 60

Из сумрака небес, в тёмных вуалях драпировок сияют тела звёздных красавиц: Утренняя звезда, Полярная, Вечерняя и, наконец, Луна, царица ночи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Класс: 11 – 10. Тема: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР.Триумф или трагедия»

Класс: 11 – 10.Тема: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР. Триумф или трагедия» Урок был отправлен на конкурс "Уроки 90-х"...

Методическая разработка урока по МХК в 11 классе "Триумф модернизма"

Вид занятия: урок – созерцание Тема урока: «Триумф модернизма» Цель урока: познакомить учащихся с стилем «модерн» - «последней фазойискусства прошлого века». Задачи....

Элективный курс «Новейшая история: от исторического триумфа СССР до суверенной России», 11 класс

Знания о правах и свободах человека являются одной из составляющих модернизации содержания образования. При изучении прав человека формируется система ценностей и установок человеческого поведения, пр...

Триумф модерна Част 2

Вторая часть презентации "Триумф модерна"...

Триумф модерна Част 3

Третья часть презентации "Триумф модерна"...

Триумф модерна Част 4

Четвертая часть презентации "Триумф модерна"...