План-конспект урока по МХК: Реалистические тенденции в живописи Голландии (11 кл.)
методическая разработка по мхк (11 класс)

Козюра Антонина Романовна

Конспект урока с презентацией и раздаточным материалом по МХК в 11 классе. 

Тема: Реалистические тенденции в живописи Голландии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила Козюра Антонина Романовна – учитель обществознания ГБОУ СОШ №356 Московского района Санкт-Петербурга

Тема: Реалистические тенденции в живописи Голландии.

Тип урока: комбинированный.

Цель: открыть учащимся видение красоты зримого мира голландскими мастерами XVII века.

Задачи:

  • познакомить учащихся с многообразием жанров голландской живописи;
  • познакомить учащихся с работами Вермера Делфтского - "величайшего мага и волшебника живописи", основоположника пленэрной живописи;
  • познакомить учащихся со своеобразием художественной манеры, богатством и разнообразием тематики произведений Рембрандта.

Оборудование к уроку: ПК, мультимедиапроектор, презентация, текст «Притча о блудном сыне».

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Проверка готовности к уроку

Подготовка к уроку

Мотивация к уроку

Слайд 1

Прочтите обращение Рембрандта к своим ученикам:

        «Учись прежде всего следовать богатой природе и отображать то, что найдёшь в ней. Небо, земля, море, животные, добрые и злые люди — всё служит для нашего упражнения. Равнины, холмы, ручьи и деревья дают достаточно работы художнику. Города, рынки, церкви и тысячи природных богатств взывают к нам и говорят: иди, жаждущий знания, созерцай нас и воспроизводи нас».

Что художник хотел до них донести? К чему он призывал своих учеников?

Ответы учеников, в ходе которых они приходят к выводу, что Рембрандт призывал своих учеников видеть и изображать жизнь такой, какая она есть.

Постановка темы урока

О каких тенденциях в искусстве мы будем говорить?

Раскрыть красоту зримого мира в самых разнообразных его проявлениях наиболее широко удалось голландским мастерам.

Слайд 2

Запишите тему урока: Реалистические тенденции в живописи Голландии

О реалистических тенденциях.

Изучения нового материала

Слайд 3

Перед вами картина Яна Вермеера «Молочница» (1658—1660. Государственный музей, Амстердам). Рассмотрите её и попробуйте сформулировать в чём выражаются реалистические тенденции?

Французский живописец Эжен Делакруа говорил: «Правда – самое прекрасное и редкое качество». Как вы понимаете эту фразу?

Несмотря на то, что жил немного позже изучаемого нами периода, его слова выражают всю суть творчества величайшего голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна (1606—1669).

Слайд 4

Ознакомитесь с ключевыми этапами жизни художника:

Родился в Лейдене, в семье мельника.

1631г. – переезжает в Амстердам, там завоевывает известность. В портретах появляется непосредственная жизненная правдивость – как следствие этого потеря заказов, непонимание.

1642г. – смерть жены.

1668г. – смерть сына.

1669г. – умирает нищим, похоронен на кладбище для бедняков на общественные средства.

Исходя из этого, предположите, как изменялось его творчество?

Жизненный и творческий путь Рембрандта трагичен: от блистательной карьеры, всеобщего признания, богатства, счастливой семейной жизни к полному забвению, одиночеству и нищете.

Слайд 5

Рассмотрите Автопортрет с Саскией на коленях (1635. Галерея старых мастеров, Дрезден). Картина написана вскоре после женитьбы. Какие эмоции он вызывает? Что вы можете сказать о душевном состоянии Рембрандта в этот момент? О чём говорит его жест? Как он взаимодействует со зрителем?

Слайд 6

Рембрандт – блестящий мастер автопортрета. 100 произведений – история его жизни, исповедь.

Перед вами три автопортрета художника в разные этапы его жизни. Что вы можете сказать о каждом из них?

  1. Автопортрет в вельветовом берете (1634. Стаатлих Музей, Берлин)

  1. Автопортрет художника у мольберта (1660. Лувр, Париж, Франция)

  1. Автопортрет в старости (1665. Вальфраф Ричхартц Музей, Кельн)

Слайд 7

Ознакомитесь со словами русского художника Ильи Ефимовича Репина:

 «…Рембрандт обожал свет. С особым счастьем купался он в прозрачных тенях своего воздуха, который неразлучен с ним всегда, как дивная музыка оркестра, его дрожащих и двигающихся во всех глубинах согласованных звуков».

Попробуйте сформулировать характерные черты письма Рембрандта.

Слайд 8

Перед вами Портрет Яна Сикса (1654.

Собрание Сикс, Амстердам). Эта работа считается одним из лучших творений художника.

Эжен Фромантен, французский живописец, восхищенно о ней писал: «Верность тона, правдивость жеста, безупречная строгость формы здесь таковы, что лучшего желать не приходится... Какой художник был бы в состоянии создать подобный портрет?»

На портрете изображен друг Рембрандта, поэт, меценат и крупный промышленник. К моменту написания картины, жизненные пути друзей стали расходится. Посмотрите внимательно на работу: удалось ли Рембрандту это передать? Что читается на лице Сикса? Какую роль играет свет?

Слайд 9

Рассмотрите следующую работу Рембрандта Портрет старушки (1654.

ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва). Попробуйте охарактеризовать пожилую женщину. Что мы можем сказать о её прошлом? На что обращает наше внимание Рембрандт?

Слайд 10

Одной из сквозных тем в творчестве Рембрандта была притча о блудном сыне. Рассмотрите картину Возвращение блудного сына (ок. 1666—1669

Эрмитаж, Санкт-Петербург), а также освежите в своей памяти саму притчу, прочитав текст на раздаточном материале.

В чём смысл это притчи?

Эта картина – последняя картина Рембрандта, его лебединая песня. Он создал ее в наиболее горький период своей жизни, потрясенный смертью сына.

Какое художественное воплощение находит идея трагического познания жизни в этой картине?

Опишите картину.

Слайд 11

Знакомство с творчеством художника будет неполным, если не сказать о его графическом наследии. Рембрандт много работал в технике офорта.

Какие грани таланта художника проявились в офортах? Попробуйте их сформулировать на примере работы Мельница (1641

Рейксмузеум, Амстердам).

Ответы учеников.

Запись в тетрадь:

XVII-XVIII вв. – это время возникновения и развития в искусстве реалистических тенденций: объективности в передаче видимого, точности, конкретности, непредвзятости восприятия жизни, отсутствия идеализации, глубокого восприятия быта и природы, простоты и естественности в передаче человеческих чувств.

Предположения учеников.

Запись в тетрадь:

Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн (1606—1669) – величайший голландский художник.

Предположения учеников.

Запись в тетрадь:

Во всех произведениях попытка передать духовную эволюцию человека, трагический путь познания жизни.

Творчество Рембрандта отличают глубочайший психологизм, сильнейший накал страстей и чувств. Художник активно использует язык символов и аллегорий.

Ответы учеников, входе которых они приходят к выводу, что на автопортрете художник запечатлён в самый счастливый этап своей жизни. Он поднимает бокал за здравие своей жены, приглашая зрителя разделить с ним своё счастье.

Анализ автопортретов, в ходе которого ученики приходят к выводам:

1. Молодой, облаченный в черный бархат и дорогие меха молодой модный художник уверенно смотрит вперёд. Вместе с этим взгляд Рембрандта будто пытается постичь тайну бытия.

2. Художник за работой. На нём уже нет дорогих украшений. Проницательные глаза обращены к зрителю, смотрят в душу. Они полны глубоких переживаний.

3. Беззубое старческое лицо, перекошенное гримасой смеха. Обращаясь к зрителю, он словно говорит: «Посмотрите, вот что сделала со мной жизнь».

Предположения учеников.

Запись в тетрадь:

Характерные черты письма Рембрандта:

  • Искусство светотени (едва заметный переход от тёмного к светлому);

Раннее творчество:

  • Едва заметные переходы от тёмного к светлому;
  • Градации золотисто-коричневого, красного и оливкового цветов;

Позднее творчество:

  • Эффект горящих и тлеющих тонов;
  • Сверкающее золото, переходы от тёмно- вишневого к ярким оттенкам красного, а затем к угасающим тонам оранжевого.

Предположения учеников, в ходе которых они приходят к тому, что на лице Яна Сикса читается сострадание, искренняя и горькая печаль. Он словно растворяется в осязаемой мгле и вдруг неожиданно вспыхивает. Создаётся впечатление, что он на минуту возникает из сумрака комнаты.

Ответы учеников, в ходе которых они приходят к выводу, что мы ничего не можем сказать о прошлом женщины, так как на картине нет никаких внешних деталей, рассказывающих об этом. Её лицо выделено светом. Мы видим, что старушка погружена в молчаливое раздумье о прожитой жизни.

 

Чтение притчи.

Религиозный смысл притчи: как бы ни грешил человек, раскаяние всегда вознаградится радостным прощением.

В картине Рембрандт выражает свои представления о вечных человеческих ценностях.

Несмотря на грехи младшего сына, его старый отец принимает блудного сына, и лицо старика демонстрирует абсолютное прощение. Более того, можно смело сказать, что старик жалеет своего сына, прощая все его промахи и ошибки.

Запись в тетради:

Рембрандт много работал в технике офорта:

металлическая доска покрывается слоем лака

тонкой иглой наносится рисунок

 пластина погружается в кислоту, протравливающую металл в процарапанных местах

 углублённые линии позволяли затем перенести рисунок на бумагу.

Тонкая детализация, свободный штрих, чёткость линий и объёмов, удивительная градация чёрного и белого цветов.

Закрепление

На следующем уроке мы продолжим знакомится с великими мастерами голландской живописи. А пока ответьте на следующие вопросы:

1. В чём вы видите непреходящее значение творчества Рембрандта в истории мировой культуры?

2. Объясните, в чём мастерство и глубина психологических характеристик в изображении персонажей на картинах Рембрандта?

Ответы на вопросы.

Домашнее задание

Сравните на выбор: «Снятие с креста» Рембрандта и Рубенса ИЛИ «Свадебный портрет с женой» Рубенса и «Автопортрет с Саскией на коленях» Рембрандта.         

Есть ли общие точки соприкосновения в творческом методе этих мастеров?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Р еалистические тенденции в живописи Г олландии Групповой портрет офицеров стрелковой роты Святого Георгия, Франс Халс . 1627 Подготовила: учитель обществознания Козюра Антонина Романовна ГБОУ школа №356 Московского р-на г. СПб

Слайд 2

XVII-XVIII вв. – это время возникновения и развития в искусстве реалистических тенденций : объективности в передаче видимого, точности, конкретности, непредвзятости восприятия жизни, отсутствия идеализации, глубокого восприятия быта и приро­ды, простоты и естественности в передаче человеческих чувств. Ян Вермеер Молочница. 1658—1660 Государственный музей, Амстердам

Слайд 3

Р ембрандт в общении к своим ученикам: «Учись прежде всего следовать богатой природе и отобра­жать то, что найдёшь в ней. Небо, земля, море, животные, добрые и злые люди — всё служит для нашего упражнения. Равнины, холмы, ручьи и деревья дают достаточно работы художнику. Города, рынки, церкви и тысячи природных бо­гатств взывают к нам и говорят: иди, жаждущий знания, со­зерцай нас и воспроизводи нас». Автопортрет. 1665/1669 Кенвуд- хаус , Лондон

Слайд 4

Р е́мбрандт Х а́рменс ван Р ейн ( 1606—1669 ) – величайший голландский художник. Родился в Лейдене, в семье мельника. 1631г. – переезжает в Амстердам, там завоевывает известность. В портретах появляется непосредственная жизненная правдивость – как следствие этого потеря заказов, непонимание. 1642г. – смерть жены. 1668г. – смерть сына. 1669г. – умирает нищим, похоронен на кладбище для бедняков на общественные средства. Юношеский автопортрет. 1634 Галерея Уффици, Флоренция

Слайд 5

Р е́мбрандт Х а́рменс ван Р ейн ( 1606—1669 ) «Правда — самое прекрасное и редкое ка­чество» , – Э. Делакруа Во всех произведениях попытка передать духовную эволюцию человека, трагический путь познания жизни. Творчество Рембрандта отличают глубочайший психологизм, сильней­ший накал страстей и чувств. Художник активно использует язык симво­лов и аллегорий. Юношеский автопортрет. 1634 Галерея Уффици, Флоренция

Слайд 6

Х арактерные черты письма Р ембрандта: Искусство светотени (едва заметный переход от тёмного к светлому); Раннее творчество: Едва заметные переходы от тёмного к светлому; Градации золо­тисто-коричневого, красного и оливкового цветов; Позднее творчество: Эффект горящих и тлеющих то­нов; Сверкающее золото, переходы от тёмно- вишневого к ярким оттенкам красного, а затем к угасающим тонам оранжевого. Христос в Эммаусе . 1648. Лувр, Париж

Слайд 7

Р ембрандт – блестящий мастер автопортрета. 100 произведений – история его жизни, исповедь. Автопортрет в вельветовом берете. 1634. Стаатлих Музей, Берлин. Автопортрет. 1658. Коллекция Фрик, Нью-Йорк Автопортрет в старости. 1665. Вальфраф Ричхартц Музей, Кельн

Слайд 8

Автопортрет написан вскоре после женитьбы. Блудный сын в таверне. 1635 (Автопортрет с Саскией на коленях) Галерея старых мастеров, Дрезден

Слайд 9

Портрет Яна Сикса . 1654. Собрание Сикс , Амстердам О чём думает друг Рембрандта, поэт, меценат и крупный промыш­ленник? «Верность тона, правдивость жеста, безупречная строгость формы здесь таковы, что лучшего желать не приходится... Какой художник был бы в состоянии создать подобный порт­рет?», — восхищённо писал Э. Фромантен .

Слайд 10

Портрет старушки. 1654. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Слайд 11

Последняя картина Рембрандта, его лебединая песня. Он создал ее в наиболее горький период своей жизни, потрясенный смертью сына. Возвращение блудного сына. ок . 1666—1669 Эрмитаж, Санкт-Петербург Религиозный смысл притчи: как бы ни грешил человек, раскаяние всегда вознаградится радостным прощением.

Слайд 12

Р ембрандт много работал в технике офорта: металлическая доска покрывается слоем лака  тонкой иглой наносится рисунок  п ластина погружается в кислоту, протравливающую металл в процарапанных местах  углублённые линии позволяли затем перенести рису­нок на бумагу. Мельница. 1641 Рейксмузеум , Амстердам

Слайд 13

В еликие мастера голландской живописи Якоб ван Рёйсдал – Мельница около Дюрстеде . 1670. Рейксмузей . Амстердам

Слайд 14

В XVII в. в Г олландии популярными становятся жанры: портрет индивидуальный Голландские бюргеры – новые хозяева жизни – хотели запечатлеть себя в представительном облике, свидетельствующем об их материальном достатке и высоком положении в обществе. Франс Хальс Портрет молодого человека с перчаткой в руке. 1660-е. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Слайд 15

В XVII в. в Г олландии популярными становятся жанры: портрет групповой Стали заказывать большие полотна, на которых изображались торжественные собрания различных общин и объединений (стрелковых рот, попечителей больниц и богаделен, цеховых старшин и учёных обществ). Франс Хальс Групповой портрет офицеров стрелковой роты Святого Георгия. 1627. Музей Франса Халса , Харлем.

Слайд 16

Ф ранс Х алс (158 1 /158 5— 1666) – наиболее известный портретист этого времени. « Халс , обладая... особой, необычной манерой письма, превосходит всех остальных, так как в его живописи заложена такая острота и жизнен­ность, такая сила, что он во многих произведениях, кажется, самое при­роду вызывает на соревнование», – один из современников художника.

Слайд 17

Франс Хальс Портрет молодого человека с перчаткой в руке. 1660-е. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Слайд 18

Франс Хальс Групповой портрет офицеров стрелковой роты Святого Георгия. 1627. Музей Франса Халса , Харлем.

Слайд 19

В XVII в. в Г олландии популярными становятся жанры: бытовой жанр С одной стороны, художники поэтизировали естественное течение повседневной жизни, а с другой – стремились к изображению гротескных (уродливо-комических), острых и живых ситуаций. Художников, работавших в этом жанре, называют малыми голландцами (Ян Стен (1626—1679), Питер де Хох (1629— 1684), Герард Терборх (1617—1681), Виллем Хеда , Питер Клас и др.). Питер де Хох. Хозяйка и служанка. 1657. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Слайд 20

В XVII в. в Г олландии популярными становятся жанры: натюрморт (фр. «мёртвая природа») – стиллевен (гол. «неподвижная жизнь») Изображение предметов являет зрителю единый ансамбль, обладающий скрытым назидательным смыслом. Излюбленными сюжетами становились «завтраки», «десерты», цветочные букеты и аллегорические композиции. Виллем Хеда (1594 — около 1680), Питер Клас (око­ло 1597 — около 1661). Геррит Виллемс Хеда . Ветчина и серебряная посуда. 1649. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Слайд 21

В XVII в. в Г олландии популярными становятся жанры: пейзаж Своеобразие данного жанра и его тематика определялись особенностью природы этой северной страны – её равнинными просторами и близостью моря. Художники отказывались от изображения идеальных пейзажей, их интересовала окружающая обыденность, естественность. Ян ван Гойен (1596 — 1656), Якоб Рейсдал (1628 — 1682). Якоб ван Рёйсдал Лесной пейзаж. Ок. 1660. Вустер колледж. Оксфорд

Слайд 22

Я н В ерме́ер ( В ерме́ер Д е́льфтский ) ( 1632—1675 ) «Величайший маг и волшебник живописи», – так ещё при жизни называли художника. Причисляется к основоположникам пленэрной (фр. plein air – открытый воздух) живописи. Мужчина на картине «Сводня» — предполагаемый портрет 24-летнего художника

Слайд 23

Ян Вермеер Вид Делфта. 1661 Маурицхёйс , Гаага

Слайд 24

Ян Вермеер Кружевница. 1669–70 Лувр, Париж «Мгновение превращается для них в вечность, стрелка часов прекращает свой бег... Они не знают никаких забот, никаких волнений, им неведомы бурные страсти, их помыслы не идут намного дальше того, что их окружает... Персонажи чувствуют себя хорошо лишь в уютных интерьерах, отграниченных от внешнего мира...», - В. Н. Лазарев

Слайд 25

Ян Вермеер Маленькая улица. 1657 Государственный музей, Амстердам

Слайд 26

Ян Вермеер Девушка с жемчужной серёжкой. ок . 1665 Маурицхёйс , Гаага Художник попытался запечатлеть момент, когда девушка поворачивает голову в сторону зрителя к кому-то, кого она только что заметила.

Слайд 27

Д омашнее задание Сравните «Снятие с креста» Рембрандта и Рубенса (или «Свадебный портрет с женой» Рубенса и «Автопортрет с Саскией на коленях» Рембрандта). Есть ли общие точки соприкосновения в творческом методе этих мастеров?



Предварительный просмотр:

        У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево своё рожками[5], которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
        Встал и пошел к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. 
        Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
 


        У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево своё рожками[5], которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
        Встал и пошел к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. 
        Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..

Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...

Реалистические тенденции в живописи Голландии

17-18вв.-это время развития в искусстве реалистических тенденций.Они наблюдаются в творчестве Рембрандта и у великих мастеров голландской живописи.Материал предназначен для проведения урока МХК в 11 к...

План конспект открытого урока "Осень в музыке и живописи". Презентация к уроку "Осень в музыке и живописи".

Дорогие читатели перед вами план коспект открытого урока, который проводиться совместно с музыкальным и художественным отделением. "Осень в музыке и живописи" можно посмотреть как и в виде презентации...

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...