Романтизм в Европе
презентация к уроку по мхк (11 класс)

Веселова Александра Михайловна

Романтизм в Европе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11mhk_romantizm1.pptx1.12 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Романти́зм (фр. romantisme ) — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века, характеризуется утверждением самоценности духовно как творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.

Слайд 3

Название течения родилось из тесного переплетения нескольких значений однозвучных слов разных стран — romantisme (Франция), romance (Испания), romantic (Англия). Впоследствии имя направления укоренилось и дошло до наших дней как romantique — нечто живописно-странное, фантастически-красивое, существующее только в книгах, но не в действительности.

Слайд 4

Черты романтизма: утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке необычный человек в необычных обстоятельствах= > «бегство от действительности» (в прошлое, экзотические страны, фантазии/мысли и тд ) глубина собственных личных переживаний и мыслей глубокий духовный мир человека, нравственные искания, его величие и красота Трагический разлад личности с окружающим миром внутренние страхи, порывы, любовь и ненависть в четких контрастах света, тени и полутонов противопоставлением классицизму (античная культура, разум человека противовес чувств, строгие правила, служение человека общуству /гос-ву)

Слайд 5

Джордж Гордон лорд Байрон (1788-1824 гг.) поэма « Паломничество Чайльд-Гарольда» ( Пресытившийся жизнью молодой англичанин отправляется в странствие, надеясь найти смысл жизни и обрести покой в единении с природой, но так и не находит успокоения. ) Байрон родился в аристократической семье, в десять лет унаследовал титул лорда и фамильное поместье на севере Англии, получил образование в привилегированных учебных заведениях - в школе Хэрроу и университете Кембриджа. Он готовился к карьере государственного деятеля и долгое время не относился к поэзии как к главному делу своей жизни. Несмотря на принадлежность к правящей верхушке, он был бунтарем по натуре, и вся его жизнь была вызовом принятым в обществе условностям. Он считал английское общество косным и лицемерным, не желал идти ни на какие уступки общественному мнению и после недолгого периода славы на родине (1812-1816 гг.) навсегда покинул Англию, поселившись в Италии. Жизнь его завершилась в Греции, где он принимал участие в национально-освободительной борьбе греков против турок.

Слайд 6

Так вот истории урок. Меняется не сущность только дата. Жизнь коротка, стеснен ее полет, В суждениях не терпим мы различий. А Истина - как жемчуг в глуби вод. Фальшив отяготивший нас обычай. Средь наших норм, условностей, приличий Добро случайно, злу преграды нет, Рабы успеха, денег и отличий, На мысль и чувство наложив запрет, Предпочитают тьму, их раздражает свет. И так живут в тупой, тяжелой скуке , Гордясь собой, и так во гроб сойдут. Так будут жить и сыновья и внуки, И дальше рабский дух передадут, И в битвах за ярмо свое падут , Как падал гладиатор на арене.

Слайд 7

Артур Шопенгауэр « Мир как воля и представление ». Книга поразила глубочайшим пессимизмом. Свободным человека делает лишь смерть, а жизнь лишена всякого смысла. Шопенгауэр использовал слово « воля » как « стремление», «желание», «усилие», «призыв». Философия Шопенгауэра придерживается того, что вся природа, включая человека, — это выражение ненасытной « воли к жизни ». Именно благодаря этому «желанию жить» человечество испытывает страдание. Желание большего — причина ещё больших страданий . Он использует слово «представление », в значении производимой в уме идеи, образа или любого объекта пережитого, как находящегося снаружи по отношению к разуму. Это переводилось как «идея» или «представление».

Слайд 8

«…каждый a priori считает себя совершенно свободным, даже в своих отдельных поступках, и думает, будто он в любой момент может избрать другой жизненный путь, т. е. сделаться другим. Но a posteriori , на опыте, он убеждается к своему изумлению, что он не свободен, а подчинен необходимости, что, несмотря на все свои решения и размышления, он не изменяет своей деятельности и. от начала до конца жизни должен проявлять один и тот же им самим не одобряемый характер, как бы играть до конца однажды принятую на себя роль».

Слайд 9

Романтизм в Германии Главная отличительная черта немецкого романтизма – его философичность. Проблемы рассматривались в рамках философии, этики, эстетики Интерес к сказочным и мифологическим мотивам

Слайд 10

Роман Новалиса «Генрих фон Офтердингер » Главная отличительная черта немецкого романтизма – его философичность.

Слайд 11

Певец бредет по мрачным тропам, Терновник рвет его наряд: Когда грозит река потопом ,Подмоги не находит взгляд. С тяжелой лютней неразлучен, Певец отчаяться готов, И одиночеством измучен, Сдержать не может скорбных слов: «Плачевное вознагражденье! Я бесконечно одинок. Всем доставлял я наслажденье И, обделенный, изнемог. Чужую жизнь и достоянье Воспел я, радуя других, И разве только подаянье За песни получал от них.

Слайд 12

Первая часть романа, которая называется «Ожидание», повествует о странствиях молодого человека, поэта, романтика и максималиста. Двадцатилетнему Генриху , ученику капеллана, снится сон о том, что он бредёт по тёмному лесу, выходит к горам и в пещере находит непередаваемой красоты голубой цветок. Голубой цветок — это символ немецкой романтической поэзии, осязаемое воплощение кристально-чистой поэзии и совершенной жизни человека . Юный Генрих покидает дом отца, родную Тюрингию и отправляется на родину матери. По дороге он встречает многих людей различных профессий и складов ума. Всех он слушает с присущей ему внимательностью и интересом. Из каждой выбранной истории герой извлекает что-то новое для себя, обнаруживает новые стороны жизни. И в своей «погоне за голубым цветком» всё ближе и ближе подходит к нему.

Слайд 13

Клименсо Бренато Ахим фон Арним «Волшебный рог мальчика» Интерес к народному творчеству. В сборник вошли песни разнообразных жанров — солдатские, монашеские, разбойничьи, бытовые, любовные.

Слайд 14

Эрнст Теодор Амадей Гофман Гофман рано продемонстрировал способности к музыке и рисованию. Но, не без влияния дяди, Гофман выбрал себе стезю юриспруденции, из которой всю свою последующую жизнь пытался вырваться и зарабатывать искусством. «Двуликий мир»- реальное+вымысел «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер » ( фея Розабельверде из жалости заколдовывает уродливого телом и душой маленького малыша Цахеса. Любое достойное похвалы дело, совершённое в его присутствии, приписывается ему, Цахесу, сменившему своё прежнее имя на новое — Циннобер. И наоборот, стоит ему сделать что-либо отвратительное или постыдное (а ничего иного он не делает) — в глазах присутствующих сделавшим мерзость кажется кто-то другой )

Слайд 15

Генрих Гейне С детства он высоко ценил собрание стихов и песен «Волшебный рог мальчика», выделяя его из всех других творений немецких романтиков «Книга песен» ( по-новому попытался трактовать традиционные для романтиков темы (любовь, природа )) За три года, проведённые у Соломона, он влюбился в свою кузину Амалию, дочь дяди. Любовь осталась безответной, и все переживания Генриха нашли выход в его стихах Тебя люблю я, - неизбежна Разлука наша, - не сердись! Цветущий образ твой и нежный И мой печальный – не сошлись!Да , от любви к тебе я вяну, Я тощ и бледен стал, - вглядись! Тебе я вскоре гадок стану, - Я удаляюсь, - не сердись!

Слайд 16

Английский романтизм Уильям Вордсворт автор сборника «Лирические баллады », условно относимый к « озёрной школе » Писал о природе. Природа- это источник непреходящего вдохновения и поддержки. В его поэзии часто возникают и образы детей, подчас выказывающих, в отличие от взрослых , прозорливость сердца и воображения. Вордсворт неизменно подчёркивал, сколь многим он обязан У. Шекспиру. Вордсворт, будучи противником городской культуры, не тянулся и к науке.

Слайд 17

К чужим, в далёкие края Заброшенный судьбой, Не знал я, родина моя, Как связан я с тобой. Теперь очнулся я от сна И не покину вновь Тебя, родная сторона - Последняя любовь. В твоих горах ютился дом. Там девушка жила. Перед родимым очагом Твой лен она пряла. Твой день ласкал, твой мрак скрывал Её зеленый сад. И по твоим холмам блуждал Её прощальный взгляд. О тихой красоте травы, О пышной прелести цветка Не станем горевать, Они в нас не пробудят жалость. Лишь силы нам дадут вовек не забывать О том, что позади осталось.

Слайд 18

Вальтер Скотт всемирно известный шотландский прозаик, пот , историк, собиратель древностей, адвокат. Считается основоположником жанра исторического романа . () Первый роман « Уэверли ». Автор известного произведения «Айвенго» Написал многотомное сочинение про Наполеона Бонапарта Вальтер Скотт, при своём слабом здоровье, имел феноменальную работоспособность: как правило, он публиковал не менее двух романов в год. В течение более чем тридцатилетней литературной деятельности писатель создал двадцать восемь романов, девять поэм, множество повестей, литературно-критических статей, исторических трудов . Сочетание реального и вымышленного «историю ради истории», демонстрировали свои выдающиеся знания и таким образом обогащали знание читателей Романы Скотта первоначально выходили без имени автора Занимался самообразованием

Слайд 19

Остро въ Корсика былъ въ древнія времена достопримѣчателенъ тѣмъ , что онъ служилъ мѣстомъ изгнанія Сенекѣ ; а въ послѣднее столѣтіе , онъ отличился сильнымъ отпоромъ , который сдѣлали его жители, защищая свою свободу противъ Генуэзцевъ и Французовъ въ продолженіе войны, показавшей храбрый и неукротимый духъ сихъ островитянъ , соединенный съ буйною мстительностью, свойственною ихъ землѣ и климату. Ричард Львиное Сердце ничего так не любил, как заводить новые знакомства и пускаться в неожиданные приключения; если при этом встречались серьезные опасности, для него было высшим наслаждением преодолевать их. Король, наделенный львиным сердцем, был образцом рыцаря, совершающего блестящие, но бесполезные подвиги.

Слайд 20

Чарльз Диккенс «Жизнь и приключения Оливера Твиста » ( После его выхода прошел ряд скандальных разбирательств в работных домах Лондона ) «Большие надежды» ( молодой человек Филип Пиррип (или просто Пип ), стремится стать «истинным джентльменом» и добиться положения в обществе. Но его ждут разочарования .) «Рождественские повести» были написаны Диккенсом в 40-х годах XIX века. В этих историях главными персонажами являются феи, эльфы, призраки, духи умерших и... обычные англичане. В них сказка переплетается с реальностью Читал свои лекции и романы на публике с целью заработка

Слайд 21

Но одна из задач этой книги — показать суровую правду, даже когда она выступает в обличье тех людей, которые столь превознесены в романах, а посему я не утаил от своих читателей ни одной дырки в сюртуке Плута, ни одной папильотки в растрепанных волосах Нэнси. Я совсем не верил в деликатность тех, которым не под силу их созерцать. У меня не было ни малейшего желания завоевывать сторонников среди подобных людей. Я не питал уважения к их мнению, хорошему или плохому, не добивался их одобрения и не для их развлечения писал . …. Среди общественных зданий в некоем городе, который по многим причинам благоразумнее будет не называть и которому я не дам никакого вымышленного наименования, находится здание, издавна встречающееся почти во всех городах, больших и малых, именно — работный дом. И в этом работном доме родился, — я могу себя не утруждать указанием дня и числа, так как это не имеет никакого значения для читателя, во всяком случае на данной стадии повествования, — родился смертный, чье имя предшествует началу этой главы.

Слайд 22

Александр Дюма Автор многих приключенческих романов «Три мушкетера», «Граф Монте- К ристо » Новым в произведениях было и то, что автор наделил современного человека разнообразием чувств , который, по общепринятому мнению, был свойственен эпохе Возрождения. Великой французской революции Дюма посвящает серию романов: «Жозеф Бальзаме», «Ожерелье королевы», « Анж Питу», «Кавалер Красного замка», «Графиня Шарни ». В них автор раскрывает причины, вызвавшие революцию, описывает падение французской монархии. За свою жизнь Дюма-отец успел написать и издать более 500 томов произведений различных жанров

Слайд 23

Виктор Гюго Стендаль Оноре де Бальзак Альфонс де Ламартин Франсуа –Рене де Шатобриан


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок МХК в 11 классе по теме "Живопись романтизма". Учащиеся знакомятся с эстетическими принципами романтизма, выдающимися художниками Франции, Испании, Германии

Урок МХК в 11 классе по теме "Живопись романтизма" знакомит учащихся с эстетическими принципами романтизма, с выдающимися художниками Западной Европы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. Гойя...

Разработка урока по МХК "Романтизм в художественной культуре Европы XIXв: открытие «внутреннего человека»

Предлагается разработка УРОКА - ИГРЫ для изучения НОВОГО материала.Одна из главных задач урока:развивать творческую активность учащихся, умение включаться в процесс кругового общения, решать поставлен...

Конспект урока по географии по теме: «Страны Европы: Северная Европа, Средняя Европа, Франция и страны Бенилюкса». 7 класс. Урок – обобщение.

УМК:  География. Страноведение.  7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В.Ким, В.И. Сиротин; под ред. О.А.Климановой. -2-е изд., стереотип.- - М.:Дрофа,20...

Живопись эпохи романтизма в Европе

Живопись эпохи романтизма в Европе: особенности, представители. МХК. 11 класс. учебник: Рапацкая Л.А....

XII Чемпионат Европы по "Что? Где? Когда?" 1 место 2018 и XV Кубок Европы по "Что? Где? Когда?" два 2 места- в "Своя игра" и "Медиа Игры". XIV Кубок Европы по "Что? Где? Когда?" среди школьников 3 место " Своя игра" команда " КРУГ ДРУЗ*ей"- 2017 г.

Успешный Дебют наших гимназистов на  КУБКЕ ЕВРОПЫ 2017 по интеллектуальным играм среди школьников.Чемпионат Европы по "Что? Где? Когда?" и одновременно "Кубок Европы"...

Презентация к уроку "Романтизм в Европе XIX века"

Презентация содержит 20 слайдов...