Программа театральной студии «Дети ХХI века»
рабочая программа по мхк

Программа театральной студии для школьников средней и старшей возрастных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralnaya_studiya.docx31.05 КБ

Предварительный просмотр:

Программа театральной студии

«Дети ХХI века»

Составлена Жаровым Д.Б.

педагогом доп. образования

Пояснительная записка.

Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

При составлении рабочей программы основывались:

- на Приказ Минобрнауки России от 06.10. 2009г. № 373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. № 189 « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 « санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

- Письмо министерства образования и науки КК от 27.09.2012г №47-44802/12-14

Наш меняющийся век трудно определить одним словом. Сегодняшние проблемы подростков – принятие себя как ценности, укрепление веры в себя и свои силы, ощущение своей уникальности и неповторимости.

Психологи выделяют две главные особенности среднего и старшего школьного возраста – поиски детьми новых контактов и стремление к коллективизму. Школьник-подросток находится в преддверии вступления в жизнь, поэтому так важно помочь ему наладить коммуникативные связи, привить умение находить общий язык со сверстниками. Как доказывает имеющийся в педагогике опыт, плодотворнее всего это можно сделать, призвав на помощь великую силу искусства, постигая разные стороны художественной деятельности, ребенок становится не только богаче духовно, но и проявляет интерес к дальнейшему нравственному самосовершенствованию, творческой работе.

Данная программа рассчитана на учащихся 5 – 7 классов. В нее включена как теоретическая, так и практическая часть занятий, с преобладанием практических. Занятия в студии проходят 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Они могут проводиться со всем составом, с подгруппой и индивидуально, в зависимости от творческой необходимости.

Цель программы: приобщить детей к основам мировой культуры, развивать художественно-эстетический вкус, воспитать нравственные чувства, понимание истинных духовных ценностей.

Задачи:

  • знакомить учащихся с историей отечественного театра;
  • формировать устойчивый интерес к творческой деятельности;
  • воспитывать внимание, собранность, целеустремленность;
  • расширять поэтический и музыкальный кругозор, воспитывать чувства сопричастности к прекрасному;
  • воспитывать чувство коллективизма, товарищества;
  • обогащать визуальный опыт детей посредством просмотров постановок профессиональных театров;
  • развивать творческое воображение на основе соотношения индивидуального и коллективного;
  • развивать творческие способности для выступления на профессиональной сцене.

Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.

Специфика занятий, подбор репертуара, участие в концертной деятельности учитывают желание участников коллектива, их интересы, возможности и способности.

В образовательной системе программы заложен большой воспитательный потенциал. Во время обучения дети знакомятся с лучшими образцами мирового искусства, приобретают способность творческого самовыражения, осознают свою значимость в коллективе.

Прием в студию осуществляется на общих основаниях, без учета способностей и таланта учеников. В ходе занятий в каждом ребенке может раскрыться заложенный потенциал, который нельзя определить с первого взгляда. Способности каждого участника выявляются по истечению 1 половины учебного года.

Программа предусматривает проведение проверки знаний, умений и навыков с помощью контрольных срезов, которые проводятся в конце каждого полугодия. Итоговый анализ работы проводится в конце учебного года в виде творческого отчета о деятельности данной студии. Качество усвоения содержания программы определяется выбором методов обучения и воспитания. На занятиях педагог использует следующие методы обучения:

– репродуктивный;

– проблемно-поисковый (педагог ставит задачу и вместе с детьми ищет

пути ее решения);

– креативный;

– эвристический (творческий поиск обучающихся).

Данные методы в процентном соотношении представлены на диаграмме:

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в мини-группы.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной. Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.

Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть и самостоятельные творческие проекты, импровизации, занятия по сценарию со специальной подготовкой детей, праздники, концертные программы, творческие эксперименты.

Программа обучения в театральной студии

«Дети XXI века »

Образовательная программа студии «Дети ХХ1» включает в себя

  1. разделов:
  1. История развития и становления русского театра.
  2. Мастерская актера.
  3. Основы грима.
  4. ДХО как часть идейно-художественного замысла режиссёра.
  5. Сценическая практика.

Занятия в данной студии помогают участникам творчески и эмоционально развиваться, расширять свой кругозор, свободно держаться на публике, уметь адаптироваться в предложенной ситуации.

Первый раздел «История развития и становления русского театра» включает в себя историю зарождения и развития театра в России, знакомит с основателями русской театральной школы.

Второй раздел «Мастерская актера» состоит из подразделов: «сценическое движение», «сценическая речь», «туалет актера» (развитие психофизической техники актера).

Третий раздел «Основы грима» рассказывает о важнейшем элементе внешнего оформления сценического образа – сценическом гриме. Рассматриваются основные приемы нанесения грима, правила подбора грима и прически к образу героя.

Раздел «ДХО как часть идейно-художественного замысла режиссёра» знакомит с основными принципами изготовления и применения декорационного оформления постановки.

«Сценическая практика» - подразумевает подготовку, проведение и участие в мероприятиях различных уровней.

В связи с ограниченностью во времени занятий и необходимостью постоянной подготовки к различным мероприятиям, основной упор делается на разделы «Сценическая практика» и «Мастерская актера».

Учебно-тематический план

Раздел

«История развития и становления русского театра»

4

1

Основные этапы истории русского театра.

1

-

1

2

Родоначальники театрального искусства в России.

1

-

1

3

Несколько слов о великих театрах.

1

-

1

4

Великие актеры большой сцены.

1

-

1

Раздел

«Мастерская актера»

10

1

Внутренняя и внешняя техника актера (психотехника).

-

2

2

2

Комплексные упражнения на овладение элементами системы К.С.Станиславского.

-

3

3

3

Постановка этюдов на оценку фактов, событий; освоение предлагаемых обстоятельств сценических действий.

-

3

3

4

Практика сценической речи.

-

2

2

Раздел

«Основы грима»

3

1

История грима. Анатомические основы грима.

0,5

0,5

1

2

Технология грима.

Роль грима в создании сценического образа.

0,5

0,5

1

3

Характерный и национальный грим.

Грим и прическа.

0,5

0,5

1

Раздел

«ДХО как часть идейно-художественного замысла режиссёра»

4

1

Технология изготовления декорационного оформления. Декорационно-живописные работы

1

-

1

2

Жесткие декорации.

0,5

0,5

1

3

Мягкие декорации.

0,5

0,5

1

4

Театральная бутафория.

0,5

0,5

1

Раздел

«Сценическая практика»

12

1

Подготовка новогоднего представления

-

8

8

2

Работа над литературно-музыкальной композицией.

-

4

4

Итого: 34 занятия

Ожидаемые результаты

Личностными результатами занятий в студии «Новое поколение» является формирование следующих умений:

– чувство сопричастности к прекрасному – умение воспринимать красоту окружающего мира, понимать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– понимание ценности дружбы, чувства уважения друг к другу, ответственности по отношению к товарищам;

– фокусирование внимания на задании, данном педагогом;

– чувство коллективизма, ответственности каждого участника за успех (неудачу) коллектива.

Метапредметными результатами является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий:

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • самостоятельно определять тему и цели занятия;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с педагогом;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • совместно с педагогом и классом вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы партнеров в соответствии с этими критериями.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • делать выводы в результате совместной деятельности коллектива и педагога;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую (словесную в пластическую);
  • проводить анализ и синтез действий;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения относительно своей деятельности и деятельности партнеров.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • учиться работать в паре, группе: выполнять различные роли (актера, режиссера, костюмера, бутафора и т.д.);
  • слушать и слышать других, воспринимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметными результатами являются знания:

  • истории становления классического русского театра;
  • основных приемов выполнения сценического грима;
  • основополагающих теоретических принципов системы воспитания актера, разработанные К.С. Станиславским и его последователями;
  • технологии изготовления простейшего декорационного оформления для сценической площадки.

Умения:

  • органически владеть и пользоваться всеми элементами внешней выразительности и внутренней психотехники исполнителя-актера;
  • правильно подбирать и наносить грим, соответствуя образу героя;
  • изготовлять простейшее декорационно-художественное оформление;
  • органично действовать на сценической площадке в условиях предлагаемых обстоятельств;
  • работать над ролью, как в общем репетиционном процессе, так и в самостоятельной работе.
  • органично взаимодействовать с партнерами театрального ансамбля.

Приложение 1

Темы одиночных этюдов на органическое молчание


• Первый раз в жизни.
• Находка.
• Музыкальный момент.
• Пропажа.
• Совершенно невероятное событие.
• Ожидание.
• На чердаке.
• На крыше дома.
• Этюды «на оправдание» (вещи, нескольких слов, звука, планировки, «чуда»).
• Этюды на смену темпо-ритма.
• Этюды на свободную тему.


Темы парных этюдов на взаимодействие «Молча вдвоем»


• Знакомство.
• Прощание.
• Подарок.
• Предательство.
• На охоте.
• Примирение.
• Обман.
• На рыбалке.
• Реванш.
• Встреча.
• Наказание.
• Свидание.
• Розыгрыш.
• Расплата.
• Открытие.
• Искуситель.


Коллективные этюды-импровизации


• Ремонт.
• Подготовка к празднику.
• Этюды на переходы (опасные места, через препятствия).


Этюды на смену обстоятельств,

определяющих физическое самочувствие

Темнота,

Холод,

Жара,

Дождь,

Пожар,

Снежная пурга,

Наводнение,

Голод,

Жажда,

Боль

Список литературы:

  1. Бруссер А. М. Сценическая речь. Методические рекомендации и практические задания для начинающих педагогов театральных вузов. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2008.

  1. Грачева Л. В. Актерский тренинг: теория и практика .- СПБ.: Речь, 2003.

  1. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. Изд. 3-е, испр. и доп. Учеб. пособие для институтов культуры, театральных, и культ.-просвет. Училищ. Москва, «Просвещение», 1973 г.

  1. Казакова Л. С. Голосо-речевой тренинг и работа над литературным

текстом: учеб.-метод. пособие / ЧГАКИ. - Челябинск, 2005

  1. Львов Н.А. О гриме. – «Советская Россия», 1969.

  1. Мир русской культуры (Руководитель авторского коллектива Мячин А.Н.). – М.: Вече, 2004.

  1. Пожарская М. Н. Русское театрально-декорационное искусство конца XIX – начала XX века. М.: Искусство, 1970.

  1. Сценическая речь: Учебник / Под ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промптовой. 3-е изд. М.: Изя-во «ГИТИС». 2002.

  1. Сыромятникова И.С. Искусство грима и прически: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1999.

  1. Физический тренинг актера по методике А.Дрознина. - М.: ВЦХТ

(«Я вхожу в мир искусств»)- 2004.

  1. Шихматов Л. М. Сценические этюды. Учебное пособие для театральных институтов и колледжей культуры. Издание второе исправленное и дополненное. Издательство «ПРОСВЕЩЕНИЕ». Москва- 1966.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа театральной студии на английском языке «Английская сказка».

   Дополнительная образовательная программа театральной студии на английском языке «Английская сказка» является авторской. Программа имеет художественную  направленность. Новизна...

Рабочая программа театральной студии "Артист"

программа театральной студии, содержание, учебно-тематический план, методические рекомендации...

Рабочая программа театральной студии "Актер"

Приобщение студентов к театральной культуре, знакомство с различными видами театров, народным творчеством и традициями народов, научить детей передавать образы с помощью вербальной и невербальной стор...

Программа театральной студии

Программа для педагогов дополнительного образования...

Рабочая программа театральной студии "Школьный театр "Петрушка"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов по ФГОС...

Программа театральной студии " Браво".

Актуальность данной программы заключается в том, театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия....