Программа театральной студии
рабочая программа на тему

Лобанова Наталья Ивановна

Программа для педагогов дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_teatralnoy_studii.docx41.2 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Г. КУРЧАТОВА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИНЯТА 

   УТВЕРЖДЕНО:

на заседании методического объединения                              

   Приказ №____от «____»________2014 г.

Протокол № ____ от «____» ________2014г.

   Директор МКОУ ДОД «ДДТ»

Методист

    ___________________ Н.Н. Маликова

_________________ Н.И. Лобанова

Рабочая программа

 

«Маска» 

                                                                                 

                                     

Возраст обучающихся:11-15лет

Педагог дополнительного образования:  Н.И. Лобанова

_________________________________

Курчатов – 2016 г.

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

     Второй год обучения посвящён в большей степени развитию партнёрских навыков и способностей студийцев. В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость воспитанников к правдивому, целенаправленному действию, к его особенностям, как особенностям мимики, жеста, взгляда, движения, речи. Основной упор идёт на работу над парными и мелкогрупповыми этюдами (3-5 человека).

     На этом этапе очень важно, чтобы воспитанники приобрели навык актёрской «пристройки» к партнёру, чтобы актёры,  находящие на сценической площадке в заданных предлагаемых обстоятельствах существовали не раздельно, в разных мирах, а, чувствуя друг друга, сливались воедино в процессе создания органичного, логичного и законченного сценического действия. Работа над любым этюдом может включать в себя распределение функций сочинителя, режиссёра, актёров, декораторов, суфлёров и т.д.

     Немаловажным является также продолжение работы над психофизическим и речевым аппаратом студийцев: тренинги в этих двух направлениях не прекращаются, а, наоборот, тяготеют к  всё более усложняющимся упражнениям.

     На втором году обучения необходимо закреплять и расширять опыт просмотра спектаклей, как профессиональных взрослых коллективов, так и детско-юношеских.

     По итогам творческой работы групп второго года обучения, в их репертуаре должен оказаться полноценный, самостоятельный спектакль, созданный силами студийцев и педагога.

 Цели:

  • развитие актёрской психотехники воспитанников;
  • обучение технике перевоплощения в процессе работы над ролью;
  • воспитание партнерских отношений в работе студийцев.

 Задачи:

 - в развитии:

  • развить физические возможности тела, свободы в обращении со своим физическим аппаратом через пластический тренинг;
  • развить актёрское внимание, воображение и фантазию студийцев через упражнения психофизического тренинга;
  • развить речевой аппарат воспитанников с помощью речевого тренинга и изучения скороговорок.

 - В обучении:

  • научить воспитанников избавляться от неуверенности и страха перед работой в сложных условиях сценического пространства;
  • научить выстраивать сценическое действие, как для себя, так и для партнёра;
  • научить чуткому отношению к действиям партнёра в рамках сценического действия;
  • научить анализировать характер своего героя, его поступки, слова, мотивы;
  • научить основам реализации пластического образа персонажа.

 - В воспитании:

  • воспитать чувство ответственности за партнёров;
  • воспитать культуру сценического поведения на сцене и за кулисами;
  • воспитать в студийцах чувство взаимоуважения и взаимовыручки.

       Прогнозируемые результаты

По   мере   овладения   программой   обучаемые   должны   добиться следующих результатов:

  - владеть театральной терминологией

  - уметь раскрепощено держаться на сцене

 - уметь видеть, слышать, понимать партнера

 К концу второго года обучения воспитанник должен

 Знать:

 - приемы освобождения мышц;

 - правила орфоэпии и уметь самостоятельно применять их в работе

 с текстом;

 - законы логического построения речи;

 - как развивать свой психофизический аппарат;

 - комплекс упражнений речевого и пластического тренинга;

 - 5-7 новых скороговорок;

 - текст и канву сценического действия своей роли;

 - понятия: «пантомима», «сюжет», «сценическое действие», «монолог», «диалог», «пристройка», «сценическая задача», «логика поведения», «конфликт».

 Уметь:

 - тактично и адекватно анализировать работу свою и товарищей;

 - устанавливать и удерживать дыхательную опору звука;

 - организовывать коллективную работу над этюдами и воплощать свой замысел, подключая к работе партнеров;

 - находить элементы характерного поведения персонажа;

 - давать краткое словесное описание внешнего портрета и основных черт характера персонажа пьесы;

 - самостоятельно проводить групповую разминку;

 - сочинить и воплотить пластический образ в этюде;

 - объяснять условия задания группе и организовывать его выполнение;

 - произносить скороговорки в разных темпах и при нагрузках.

  Организационно-педагогические основы обучения

Выполнение программы рассчитано на 1 год обучения. Возраст воспитанников в группе 12-16 лет. Количество детей в группах 10-15 человек.

Занятия проходят 3 раза в неделю по 3 часа

Всего за год  - 312ч.

В    студию    принимаются    все    желающие    дети,    не    имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

Формы контроля за усвоением программного материала. Текущий контроль.

  • наблюдение;
  • самостоятельная работа;
  • игровые задания;
  • опрос;

            Промежуточный контроль.

  • участие в школьных мероприятиях;
  • участие в городских мероприятиях;
  • участие в городских и областных конкурсах;

               Итоговый контроль.

  • Открытое мероприятие или спектакль;
  • участие в отчётном концерте.

Календарно-тематический план

№ п/п

Название темы раздела

Количество часов

Дата освоения материала

Теория

Практика

Всего

по плану

реальная

1.

Страницы истории театра

11

34

45

1.1

Древнегреческий театр и его особенности.

1

2

3

1.2

Комментированное чтение отрывков из произведений.

3

3

1.3

Костюм и реквизит – элементы обобщенной характеристики персонажей.

1

2

3

1.4

Экскурсия по современному театральному зданию

1

2

3

1.5

Трагедия и комедия – основные жанры древнегреческой драматургии.

1

2

3

1.6

Знакомство по иллюстрациям с устройством зрительного зала и оформлением площадки древнегреческого театра.

1

2

3

1.7

Народные истоки русского театра (обряды, игры, празднества)

1

2

3

1.8

Игры в скоморохов.

3

3

1.9

Скоморохи – первые профессиональные актёры на Руси, их популярность  в народе.

1

2

3

1.10

Игры на придуманные темы.

3

3

1.11

Петровский театр

1

2

3

1.12

Задания, с целью научить детей отличать подлинное действие от имитации.

3

3

1.13

Крепостной театр

1

2

3

1.14

История большого театра.

1

2

3

1.15

Главные театры России.

1

2

3

2.

Художественное чтение

8

55

63

2.1

Художественное чтение как вид исполнительского искусства

3

3

2.2

Навык правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапозоном голоса, его силой и подвижностью)

3

3

2.3

Чтение с листа и наизусть Чтение с листа и наизусть

3

3

2.4

Упражнения по дыханию.

3

3

2.5

Основы практической работы над голосом

3

3

2.6

Упражнения на развитие и управление речеголосовым аппаратом.

3

3

2.7

Основы сценической «лепки» фразы (логики речи)

3

3

2.8

Исполнение текста, демонстрирующего владение «лепкой» фразы

3

3

2.9

Понятие о фразе.

1

2

3

2.10

Умение по разному исполнять одно и тоже произведение.

3

3

2.11

Фраза простая и сложная.

3

3

2.12

Основа и пояснение во фразе.

3

3

2.13

Противопоставление

1

2

3

2.14

Перечисление.

1

2

3

2.15

Сопоставление.

1

2

3

2.16

Бессловесные элементы действия в искусстве чтения

 1

2

3

2.17

Оценка факта.

1

2

3

2.18

Оценка.

1

2

3

2.19

«Мобилизация» и «вес»

1

2

3

3.

Актёрская грамота

7

35

42

3.1

Многообразие выразительных средств в театре (драматургия, декорации, костюмы, грим, музыкальное оформление).

1

2

3

3.2

Упражнения на коллективную согласованность действий( одновременно, друг за другом, вовремя)

1

2

3

3.3

Исполнительское искусство актёра.

1

2

3

3.4

Упражнения на память физических действий.

1

2

3

3.5

Возможность актёра превращать, преображать с помощью изменения поведения (интонация, мимика, жест).

3

3

3.6

Превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое, индивидуально, с помощниками)

3

3

3.7

Сценическое перевоплощение. Превращение и оправдание предмета, позы, ситуации.

3

3

3.8

Знакомство с элементарными закономерностями логики действий.

1

2

3

3.9

Этюды и упражнения на оправдание заданных бессловесных элементов действий разными предлагаемыми обстоятельствами

3

3

3.10

Бессловесные и словесные элементы действий и их значение ( пристройка, оценка, вес, мобилизация).

1

2

3

3.11

Этюды и упражнения на оправдание заданных словесных элементов действий и их цепочки.

3

3

3.12

Сценический образ.

1

2

3

3.13

Оправдание заданных элементов действий.

3

3

3.14

Роль предлагаемых обстоятельств и выполнение заданной логики действий.

3

3

3.15

Импровизация.

3

3

3.16

Взаимодействие партнёров в сцене

3

3

4.

Работа над пьесой

12

150

162

4.1

Основные этапы постановки спектакля.

1

2

3

4.2

Знакомство детей с пьесой и её обслуживание.

1

2

3

4.3

Спектакль – результат коллективного творчества.

1

2

3

4.4

Читка пьесы по ролям.

3

3

4.5

Путешествие по театральной программе(драматург, режиссёр, художник, композитор, создатель декораций, костюмов, бутафории, художник по свету).

1

2

3

4.6

Распределение ролей.

3

3

4.7

Сценическое воплощение пьесы и её анализ (выявление темы, идеи, основного конфликта, характера действующих лиц, различных обстоятельств их жизни и т.д.)

3

3

4.8

Более углубленный анализ отдельных эпизодов, событий пьесы в процессе работы над сценическим воплощением.

3

3

4.9

Пьеса – основа спектакля.

1

2

3

4.10

Отработка сцен, эпизодов, мизансцен.

3

3

4.11

Знакомство с общими структурными элементами пьесы (экспозиция, завязка. Развитие действия, кульминация, развязка).

1

2

3

4.12

Творческая работа над спектаклем.

3

3

4.13

Сценические средства.

3

3

4.14

Разыгрывание эпизодов

3

3

4.15

Выражение характера героя.

3

3

4.16

Характер на сцене.

3

3

4.17

Внешняя характерность

3

3

4.18

Прочитывание характера героя по внешнему облику.

3

3

4.19

Костюм.

 

3

3

4.20

Подбор и обсуждение костюмов к пьесе

3

3

4.21

Грим.

1

2

3

4.22

Работа с гримом

3

3

4.23

Декорационное оформление.

1

2

3

4.24

Декорационное оформление.

3

3

4.25

Музыка в спектакле.

1

2

2

4.26

Музыкальное оформление.

3

3

4.27

Значение цвета и света

1

2

3

4.28

Световое оформление

1

2

3

4.29

Особенности среды и жизни эпохи, отражённой в пьесе.

 1

2

3

4.30

Подбор костюмов согласно эпохи, отражённой в пьесе.

3

3

4.31

Костюм и логика поведения, нравы и быт людей.

3

3

4.32

Реквизит и его назначение

3

Работа с реквизитом

3

4.33

Репетиция в костюмах

3

3

4.34

Работа актёра над собой.

3

3

4.35

Мизансцена в спектакле

3

4.36

Работа с партнёром в мизансцене

3

4.37

Этюды

3

3

4.38

Работа над этюдом

3

3

4.39

Работа над речью

3

3

4.40

Работа над пластикой

3

3

4.41

Репетиция отдельных сцен

3

3

4.42

Работа актёра над ролью в спектакле.

3

3

4.43

Репетиция эпизодов

3

3

4.44

Специфика работы актёра перед зрителем.

3

3

4.45

Работа с партнёром

3

3

4.46

Анализ работ над специфическим образом в спектакле.

3

3

4.47

Репетиция спектакля

3

3

4.48

Анализ работы над сценическим образом.

3

3

4.49

Репетиция с декорациями

3

3

4.50

Репетиция с музыкальным оформлением

3

3

4.51

Репетиция отдельных картин.

3

3

4.52

Репетиция всей пьесы целиком, в полном оформлении.

3

3

4.53

Показ спектакля.

3

3

                                                                                                            итого

312ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа театральной студии на английском языке «Английская сказка».

   Дополнительная образовательная программа театральной студии на английском языке «Английская сказка» является авторской. Программа имеет художественную  направленность. Новизна...

Рабочая программа театральной студии "Артист"

программа театральной студии, содержание, учебно-тематический план, методические рекомендации...

Рабочая программа театральной студии "Актер"

Приобщение студентов к театральной культуре, знакомство с различными видами театров, народным творчеством и традициями народов, научить детей передавать образы с помощью вербальной и невербальной стор...

Рабочая программа театральной студии "Школьный театр "Петрушка"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов по ФГОС...

Программа театральной студии " Браво".

Актуальность данной программы заключается в том, театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия....

Рабочая программа театральной студии "Enjoy English"

Внеурочная деятельность на ангийском языке. Рабочая программа 5-6 класс, 1 час в неделю....