Рабочая программа "Поговорим об искусстве"
рабочая программа по мхк (5, 6, 7 класс)

Черномашенцева Галина Алексеевна

Разработка рабочей программы для внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНА

решением педагогического совета

ГБОУ школы № 338 Невского района Санкт-Петербурга

Протокол от     .    .2016 №

Председатель педсовета

________________ _________

УТВЕРЖДЕНА

приказом от     .    .2016 №

Директор ГБОУ школы № 338

Невского района Санкт-Петербурга

________________ В.Н.Брюховецкая

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 338

Невского района Санкт-Петербурга

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление: общекультурное

«Поговорим об искусстве»

для 5-7 класса

НА  2020/2021  УЧЕБНЫЙ ГОД

                                                        

Разработчик программы:

                             Егорова В.А.

                                                              2020 год

Пояснительная записка

  Рабочая программа внеурочной деятельности «Поговорим об искусстве » была разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • планируемых результатов основного общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей.

Внеурочная деятельность является основной частью образовательного процесса в средней школе и направлена на общеинтеллектуальное и общекультурное развитие учащихся. При составлении программы были учтены запросы и интересы участников образовательного процесса, требования к содержанию программ внеурочной деятельности в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования.

Данная программа создает условия для культурного, социального, профессионального самоопределения и творческой самореализации личности ребёнка, а так же способствует ее интеграции в мировой и отечественной культуре.

Программа внеурочной деятельности педагогически целесообразна, потому что способствует:

  • более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые, к сожалению, не всегда получается раскрыть на уроке;
  • желанию активно участвовать в продуктивной общественной жизни;
  • развитию умения у учащихся самостоятельно организовать своё свободное время.

Несмотря на то, что программа называется «Поговорим об искусстве» речь в программе пойдет только о живописи, которая выступает здесь, как самый популярный и удобный для всестороннего обсуждения вид искусства. Данная программа  поможет в воспитании детей, которые могут стать более открытыми, восприимчивыми и думающими людьми.

Мир живописи внушает робость. Мы не решаемся признаться себе в том, что ничего не понимаем в картине, которая вызывает всеобщий восторг. Возникающие вопросы остаются без ответа. На такие вопросы и поможет ответить эта программа.

Важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем, является развитие познавательной деятельности каждого ученика, воспитание любви к искусству.

Программа направлена на учащихся 5-7 классов и рассчитана на 34 часа в год.

Периодичность занятий – 1 час в неделю .

Задачи:

1. Привить детям любовь к живописи.

2. Помочь ребенку стать не просто слушателем, а заинтересованным собеседником.

3. Побудить задавать вопросы и самому искать ответы.

Формы организации кружка:

  • Эвристические беседы
  • Реальные и виртуальные экскурсии

Личностные, метапредметные результаты.

Личностными результатами являются следующие умения:

  • эмоционально  выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к  художественным полотнам.

Средство достижения этих результатов – знакомство с полотнами великих художников, вопросы и задания к ним.  Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

 Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на занятии;
  • учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с картинами;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного .

Познавательные УУД:

  • знать некоторые главные художественные музеи нашей страны, города и мира;
  • находить ответы на вопросы в любых источниках;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: описать или сделать инсталляцию,  нарисованного на картине.

Средством формирования познавательных УУД служат картины, работа в Интернете, посещение библиотеки.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

       Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение эффективности работы по воспитанию художественной  культуры школьников в соответствии с разработанными критериями.

2. Получение основ информационной культуры учащимися , опыта поиска и отбора необходимой информации.

3. Развитие положительной художественной  мотивации у детей.

4. Умение ориентироваться в потоке  информации.

Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю по 40-45 мин. За год – 34 занятия

Тематическое планирование класс

№ занятия

Название темы

Количество часов

Дата

Введение. Пробуждение интереса к живописи.

1

Картины и музеи- 4

Картины.

1

Художники.

1

Музеи: Эрмитаж. Русский музей. Третьяковская галерея.

1

Музеи: Лувр. Прадо. Версальский дворец.

1

Сюжеты: 5

Сюжеты религиозные.

1

Мифологические и исторические сюжеты.

1

Жанровые сцены.

1

Портреты.

1

Пейзажи.

1

Современное искусство – 5

Общие сведения об особенностях живописи ХХ века.

1

Монохромия.

1

Абстрактная живопись.

1

Абстрактная  живопись.

1

Дриппинг.

1

Как смотреть картины-5

Натюрморт.

1

Как смотреть картины (пейзаж).

1

Как смотреть картины (жанровые сюжеты).

1

Как смотреть картины (портреты).

1

Как смотреть картины (мифологические и исторические сюжеты)

1

Картины, хранящиеся в Русском музее- 3ч +3 э.

Фёдор (Фиделио) Бруни.

«Медный змей.»

1

Карл Павлович Брюллов.

«Последний день Помпе́и.»

1

Волшебный мир Васнецова.

1

Посещение Русского музея.

1

Посещение Русского музея.

1

Посещение Русского музея.

1

Картины, хранящиеся в Эрмитаже - 3ч.+3 э.

Рафаэль «Мадонна Конестабиле»

1

Леонардо да Винчи.

«Мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком»

1

Рембрандт.

«Даная»

1

Рембрандт.

«Возвращение блудного сына»

1

Посещение Эрмитажа.

1

Посещение Эрмитажа.

1

Посещение Эрмитажа.

1

Подведение итогов года.

1

Содержание занятий

Введение. Пробуждение интереса к живописи.

Картины и музеи. Где были раньше картины, которые теперь висят в музеях. Из чего делаются картины. Что такое «смешанная техника». Разница между настенной живописью и фресками. Как картины попадают в музеи.

За что художника называют великим? Как учились и как учатся сейчас художники? Почему так много неизвестных художников.  Как художник выбирает что изображать.? Всегда ли были знамениты художники, которые прославлены сегодня?

Знакомство с музеями: Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Лувр, Прадо, Версальский дворец.

Сюжеты: Знакомство с картинами на религиозные сюжеты. Почему в музеях так много картин на религиозные темы. (Музей Прадо. Мадрид, Испания)  Фра Анжелико «Благовещение».

Мифологические и исторические сюжеты. Караваджо.  «Давид с головой Голиафа». Тициан «Карл Пятый в сражении при Мюльберге»

Жанровые сцены. Ян Вермеер  «Любовное письмо».

Портреты. Леонардо да Винчи. «»Мона Лиза или Джаконда».

Пейзажи. Питер Бейгель Старший «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц».

Натюрморты. Ян Давидс де Хем. «Натюрморт и фруктами и омаром».

Современное искусство. Общие сведения об особенностях живописи ХХ века.

Монохромия. Что это такое. На чем держится монохромия. Казимир Малевич  «Белое на белом» («Белый квадрат», «Белый квадрат на белом фоне»,  «Черный квадрат». Ив Клейн  «Синяя монохромия».

Абстрактная живопись. Что это такое. Первое произведение абстрактной живописи. Жан Мишель Баскиа «Король зулусов».

Дриппинг.Что это такое. Джексон Поллок. «Тигр»

Как смотреть картины. Рассматривание картин. Определение темы, жанра, сюжета.

Картины, хранящиеся в Русском музее. Знакомство с картинами, хранящимися в Русском музее.

Фёдор (Фиделио) Бруни. «Медный змей.»

Карл Павлович Брюллов. «Последний день Помпе́и.»

Волшебный мир Васнецова.

Рассказ об истории создания картин, о теме и сюжете. Сбор информации о них в литературе и Интернете.

Посещение Русского музея. Экскурсия в русский музей.

Картины, хранящиеся в Эрмитаже.

Знакомство с картинами, хранящимися в Эрмитаже.

Леонардо да Винчи.«Мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком»

Рембрандт «Даная»,  «Возвращение блудного сына» .

Посещение Эрмитажа. Экскурсия в Эрмитаж.

В результате реализации программы обучающиеся  должны :

  • ориентироваться в живописи
  • находить ответы на вопросы по содержанию картины
  • знать имена авторов картин зарубежных и отечественных, знать некоторые музеи.
  • уметь ориентироваться в потоке печатной информации

Материальное  обеспечение

Наглядные пособия, учебные пособия и др.

  • картины художников,  о которых идет речь.
  • оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор,  и др.)

Список литературы:

  1. Франсуа Барб Галль. Как говорить с детьми об искусстве – Санкт Петербург: Арка, 2017;
  2. Яйленко Е.В. Караваджо- Москва: Олма-Медиа Групп, 2005;
  3. Геташвили Н.Г. Рембрандт- Москва: Олма-Медиа Групп, 2007;
  4. Котельникова Т.М. Брейгель – Москва: Олма-Медиа Групп, 2007;
  5. Морозова О.В. Рафаэль- Москва:  Олма-Медиа Групп, 2007;
  6. Геташвили Н.Г. Леонардо - Москва:  Олма-Медиа Групп, 2007;
  7. Государственная Третьяковская галерея - Москва: Советский художник, 1965;
  8. Государственный Русский музей. Живопись.- Ленинград: Советский художник, 1969;
  9. Шедевры западноевропейской живописи XVI-XX из музеев стран Европы и США- Ленинград: Искусство, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по искусству 5 класс

Рабочая программа по искусству для 5 класса составлена на основе программы регионального компонента по изобразительному искусству для общеобразовательных учебных заведений, авторы: Банников В. Н., зав...

рабочая программа по искусству 8-9 классы

рабочая программа по искусству 8-9 классы составлена по программе Критской, Сергеевой...

Рабочие уроки по Искусству. Раздел " художественные приёмы в фотографии"

Спорный вопрос: есть ли жизнь на Марсе!  Ответ простой. А знаем ли мы свою Землю, людей, соседей, детей, которые учатся в нашей школе?  На своих уроках я пытаюсь найти решение этих вопрсов. ...

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса...

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс" Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская

Содержание адаптированной рабочей программы I.  Целевой раздел    1. Пояснительная записка      - психолого-педагогическая характеристика класса...

Рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы", Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией  Г.П Сергеево...

Рабочая программа Изобразительное искусство "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека" Н.А. Горяева, О.В. Островская 5 класс

    Учебник создан по программе для общеобразовательной школы “Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы”, которая разработана под руководством народного...