Урок истоков в 5 классе на тему "Состав крестьянских хором"
план-конспект урока по мхк (5 класс)

Введенская Елена Анатольевна

Это первый урок в системе уроков по теме "Крестьянские хоромы". Ребята познакомятся с традициями строительства старинной избы, ее составом, почувствуют особую атмосферу теплоты и уюта старинного деревянного дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp_vvedenskaya_e._a.docx33.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока ОДНКНР в 5 классе по теме

«Состав крестьянских хором»

Учитель истоков

 МБОУ «СОШ № 2

города Волгореченск»

 Введенская Е. А.

Цель урока: показать через особенности устройства, состава, декоративного убранства крестьянских хором  - их значимость как родного очага, создающего условия для гармонии, согласия и лада в семье на основе уважения, преемственности, единения.

Задачи: 

  • познакомиться с традиционным русским домостроительством и домоустройством
  • рассмотреть архитектурные особенности крестьянского жилища
  • познакомиться с обычаями и приметами, связанными с постройкой крестьянских хором
  • дать понимание значимости Крестьянских хором - как родного очага семьи, призванного создавать условия для счастливой, гармоничной жизни  нескольких поколений под одной крышей, объединённых общими заботами, радостями и бедами, трудом и праздниками
  • усвоить социокультурный ряд ценностей – идеалов земного устроения: любовь, семья, лад, согласие, доброта, забота, добрая молва, милосердие;
  • присоединение к ценностям народных представлений о семье, жизненном укладе, в основе которого лежат порядок и лад, согласие с Богом;
  • опираясь на представления детей о крестьянском быте и доме, показать красоту и своеобразие русского жилища.

Оборудование:        учебник, тетради, мел, доска, презентация, кукла-зернушка, макет деревянной избы, холщовый мешок с вещами: лен, игрушечный котенок, игрушка собака, игрушка домовой, деревянная игрушечная лошадка, окошко из конструктора лего, ладан, медная старинная монета из музея, игрушечный деревянный петух, льняное полотенце, игрушечная печь, игрушечный топор.

На доске мелом нарисованы окна, и в них написаны пословицы:

Всякий дом хозяином держится.

Когда семья вместе, так и душа на месте.

Согласную семью и горе не берёт.

Семья в куче – не страшна и туча.

Дружно – не грузно.

 Родители трудолюбивы, так и дети не ленивы.

Формы организации учебной деятельности:

фронтальная, индивидуальная, групповая.

Социокультурный ряд: хоромы (двор-усадьба), чувство меры.

Планируемые результаты:

Межличностные

-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

-воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;

-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 Метапредметные 

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

-адекватное использование речевых средств и средств информационно- коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность различных точек зрения и права иметь свою собственную, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-определение общей цели и пути её достижения, умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;

_-адекватно оценивать поведение своё и окружающих.

Предметные

-знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие как основы культурных традиций многонационального народа России;

-осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

План урока.

  1. Орг. момент.
  2. мотивация: ресурсный круг
  3. коллективное целеполагание
  4. организация учебной деятельности
  5. моделирование
  6. рефлексия

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Рада приветствовать вас и пожелать доброго здоровья, хорошего настроения  и успешной работы на сегодняшнем занятии. В начале урока вы возьмите, пожалуйста, из этого мешка предметы по одному на парту. Они связаны с содержанием нашего урока. В конце урока вы скажете мне, какое отношение этот предмет имеет к теме, для чего он был нужен, каков его символический смысл.

Я предлагаю вам сейчас посмотреть на доску, на слайд, кое-что послушать и догадаться, о чем мы сегодня на уроке будем говорить. (слайд 1,2)

-

-

-

Молодцы, ребята! Конечно, речь сегодня пойдет о деревенском доме, о крестьянских хоромах. (слайд 3 и 25 по ссылке) (объяснение слова «хоромы». Кстати, слово хоромы имеет полногласное сочетание –оро-, ему соответствовало старославянское –ра-. То есть, слово читается еще и «храм». Дом – это маленький храм. Удивительно, правда? По другой версии, слово "хоромы" происходит от древнерусского слова хор - вместе, вместилище. Жизнь большой крестьянской семьи действительно была похожа на гармоничную песню, спетую хором. Каждый пел свою партию, а вместе выходило очень красиво.

-

-

-

  1. Мотивация: ресурсный круг

А сейчас давайте все представим, что мы оказались в старинном деревенском доме. Что мы увидим, услышим и почувствуем? Какие запахи услышим? Будем отвечать, передавая друг другу куклу-зернушку. (слайды 4 и 2 по ссылке) Рефлексия: Смогли ли дети воссоздать атмосферу крестьянских хором? Какие образы было назвать легче, а какие труднее? Какие ощущения возникли в ходе ресурсного круга? Учитель благодарит детей за работу.

  1. Коллективное целеполагание:

О чем вы бы хотели узнать на сегодняшнем уроке? Какие бы цели поставили? (слайд 4)

-

-

-

  1. Организация учебной деятельности

Рассказ учителя с показом презентации о процессе строительства деревянного дома. Главная мысль: дом – живой, у него было свое лицо, которое защищали и украшали. (слайды 6-24). Рассказ учителя:

Веками на необъятных просторах нашей Родины жили крестьяне. Они создали свой неповторимый образ жизни. Ядром его был крестьянский дом, родной очаг, знакомый до мелочей, но увлекательный и даже таинственный. Это могут подтвердить ребята, посетившие Костромской архитектурно-этнографический и ландшафтный музей-заповедник «Костромская слобода».

В старину Русь-матушка была крестьянской, деревенской, деревянной. Из дерева были дома, мосты, колодцы, мельницы и амбары, церкви и колокольни. Весь хозяйственный и домашний обиход был из дерева: соха, борона, телега, сани, лодки, рыбацкие и торговые суда (корабли), ткацкий станок, мебель, посуда, бочки, корыто, корзины,  даже обувь (лапти, сплетенные из лыка – молодого волокнистого подкорья деревьев). Из дерева была и колыбель для младенца, и крест на могиле предка. Каждый крестьянин мог точить посуду, резать ложки, ладить сани, плести лапти и заплечные короба. Делом чести для каждого мужчины считалось обставить собственный дом. А некоторые и дом себе строили своими руками. Древоделы, работники деревянных строений и поделок, величались плотниками. В сильных и умелых руках мастера-плотника всегда был хороший топор. Топором вырубали место для поселения. Рубили деревья для строительства. Но каждое ли дерево годится для постройки дома? Лучшим считалась сосна. Она смолистая, дождей и снега боится меньше других деревьев, а значит и дольше не загнивает, не трухлявится. Очень прочен дуб. И елка смолистая. Ее заготавливали для кровель. В костромских лесах по приказу царя Петра I рубили сосны для постройки первых кораблей русского морского флота. Сегодня кологривские леса названы заповедными.

Отбирать лес для построек старались зимой, после сильных морозов. Морозы выжимают из деревьев больше влаги, чем летняя жара, в это время они самые сухие. Как же это происходило? Ходил по лесу человек с большой деревянной дубинкой в руках, останавливался у прямых высоких сосен без сучков снизу, оглядывал их, задрав голову и придерживая шапку. Ударял дубинкой по стволу и прислушивался. Если сосна отозвалась звонким гулом, человек вынимал из-за пояса топор и делал на ней зарубку. И на другой делал. На третьей. А на тех деревьях, которые отзывались на удары дубинкой глухо, зарубок не ставили – эти сосны были больны, с гнильцой внутри, в дело не годились. Помеченные зарубкой деревья рубили, срубали с них сучья и везли на место стройки.

Там ранней весной соскабливали кору, бревна по-особому складывали и еще долго-долго сушили. Только на следующий или даже на третий год их пускали в дело.

В одиночку и вдвоем ставить дом было и сложно и тяжело. Чтобы осилить такое великое дело, требовалось не менее четырех-пяти человек. Только сообща и работали, и назывались такие компании артелью. Артелью работают плотники и в наши дни. В ней всегда есть и опытные плотники, и начинающие. Мастера передают молодым навыки и секреты плотницкого дела. Приучают новичков делать все по порядку, работать неторопливо и рассудительно. Учат чувствовать и понимать дерево.

Каждый в артели знает свое дело. Она живет по правилу: один за всех, и все за одного. Артель избирает старшего – самого опытного в плотницком мастерстве и житейских делах. Его уважают и слушаются. Чем лучше работала артель, тем больше был на нее спрос, тем чаще ее приглашали в другие деревни и города. Дорожили люди доброй молвой, старались не посрамить свое имя, поэтому строили с добрым сердцем, без зла и вражды. Ведь стоило тайно оплошать одному, как спустя год-два выстроенный дом мог покоситься, крыльцо могло завалиться, дверь заскрипеть. Тайное становилось явным, и дурная молва обо всей артели шла.

А теперь давайте послушаем, посмотрим и удивимся, как же ладно появлялся на Божий свет дом. Любая постройка из дерева начиналась точно так же, как вы когда-то складывали колодцы и прямоугольники из спичек или палочек деревянного конструктора. Только дома складывались из огромных бревен с пазами понизу, чтобы каждое следующее очень плотно ложилось на нижнее. На концах бревен делались особые вырубки, чтобы они намертво сцеплялись друг с другом. Вся эта работа называлась «вязать сруб», т.е. связывать прямоугольник. Сруб – основа любого строения на Руси.

Вязали срубы лишь летом, по теплу. Первый основой ряд – венец сруба укладывали из самых мощных бревен. По углам эти бревна опирались или на большущие камни или на могучие дубовые пни. Никаких гвоздей русские плотники никогда не использовали, но ни шелохнуть, ни двинуть ни одного бревнышка в настоящем срубе невозможно. Интересно, что пилы у русских мастеров были, но концы бревен они не пилили, а обрубали топорами. Иностранцы в старину смеялись: вот, мол, русские не понимают, что пилой работать во много раз легче. А наши на это только хитро улыбались: «Пилой-то оно, конечно, быстрей, да вот только рвет она дерево, рыхлит его, и под нашими обильными снегами да дождями такой конец быстрее отсыреет, загниет. А топором хоть и труднее, зато он будто кует сосну, уплотняет ее – и дождь и снег ей уже нипочем и сто и двести лет».

На выведенный до верха сруб на последний его венец поднимали и укладывали поперек со стены на стену матицу – мощную балку, к которой крепили потолок. Как только она ложилась намертво, к ней привязывали в середине лыком овчинную шубу. Хозяин ставил в переднем углу зеленую веточку березы и икону, зажигал перед ней свечку. Затем на верхний венец взбирался самый ловкий и легкий из плотников и обходил его весь, рассеивая по сторонам хлебные зерна и хмель. Хозяева же в это время молились в свежем срубе перед иконой. Наконец плотник-севец вступал на матицу и обрубал топором лыко, державшее овчинную шубу, которую внизу подхватывали все присутствующие. И вынимали из ее карманов, заранее положенные туда хлеб, соль, кусок жареного мяса, кочанчик капусты и в стеклянной посудине вино. Все это торжественно выпивалось и съедалось, и к этому добавляли другие обильные угощения. Почему же люди устраивали торжество, когда работа еще не закончена? Что это значило? Такое событие было добрым пожеланием хозяевам, чтобы в новом доме в будущем всегда было тепло, как тепла овечья шуба, и всегда был достаток, чтобы хлеба насущного хватало всем домочадцам, чтобы все были здоровы, как зеленая ветка березы, и с ними был Бог, Его помощь в каждом деле, каждом событии, в печали и радости!

Поставлены стены, пришла пора настилать крышу, покрывать ее еловой щепой или фигурными дощечками, наподобие черепицы, которые называли лемехом. Потом доделывали окна, лестницы, полы и потолки, пристраивали крыльцо. Издавна старались, чтобы дом был не только крепкий и удобный, но еще и красивый.

Знаете, как на Руси называли отдельные части изб? Переднюю сторону – лицом. Окна – очами. Узоры вокруг окон – наличниками, то есть украшающими лицо. Жилая часть называлась - Изба.

Она имела своё лицо – фасад , на котором глазами были – окна, ресницами – наличники, румяными щеками- нарядные ставни.

Лицом изба была обращена к людям, реке, озеру или дороге. Куда выходили «Лица», там была и….Улица.

Хозяйственные помещения примыкали к усадьбе сзади, уходили на Задворки. Такое объединение было мудрым – работы по хозяйству можно было выполнять не выходя из дома.

А сейчас давайте поднимемся в хоромы, подниматься будем как? По высокому Крыльцу. Сначала попадаем в просторные Сени. Они-то и делили все помещения на две части – жилую (поменьше) и хозяйственную (побольше).

В мир человека есть две лазейки: окно и дверь, они требуют дополнительной защиты. Перед дверью обязательно есть порог. Порог- это граница между мирами. Хозяйка, заходя в дом, вытирает ноги о порог, отряхивает прах мира; заходя в чужой дом , гости переступают через порог, показывая , что пришли в этот дом с добром. Несравненно больше внимания уделялось окнам, сквозь которые могли проникнуть злые духи. В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окон, обычно насыщенное языческой символикой, ведь оконный проём- это не только «окно в мир» и в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища, проникнуть внутрь или хотя бы сглазить тех, кого удастся увидеть в окно.

Посмотрите, ребята, как красивы резные ставни и наличники на окнах русских домов, с какой любовью и мастерством они выполнены.

Выступ над окнами – лобная доска. То, что над ней – чело, так в старину называли лоб. Украшения вокруг – очелье. Украшения углов – причелины. Таким образом, русские люди избу очеловечивали, считали живой. Деревянный дом и в наши дни считают живым: в нем легче дышится, кажется, что и он дышит.

На кровлю совсем готового дома водружали деревянного конька, то есть завершали стройку. В далекой-далекой древности главным божеством на Руси было солнце: оно приносит свет и тепло, дает всему жизнь. Люди считали, что по небу солнце ездит на конях или коне, а иногда и принимает его облик. И верили, что если нарисовать или вырезать солнечный круг из дерева, или нарисовать или вырезать из дерева коня (символ добра и счастья) и поместить их на самую макушку дома – над ним всегда будет солнце.

- А теперь давайте узнаем, что входило в состав крестьянских хором. Чтение учебника, с. 27-30. Задание на соотнесение понятий и определений (слайд 26) Взаимопроверка (слайд 27)

5. Моделирование: синвейн на тему «крестьянские хоромы» (слайд 33)

6.Рефлексия

Молодцы. Вы активно сегодня поработали. Изучением крестьянского быта мы продолжим заниматься на следующем уроке. Дома я прошу вас рассказать родителям, о чём вы сегодня узнали. Домашнее задание вариативное, выберете себе то, которое вам больше по душе (слайд 34). Спасибо за плодотворную работу на уроке. Мне очень приятно было с вами пообщаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 7 классе "Крестьянская война под предводительством И.Пугачева"

Разработка открытого урока по истории России в 7 классе по теме "Крестьянская война под предводительством И. Пугачева"...

разработка урока в 7 классе по теме Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева

На урок используется краеведческий материал. Учащимися были составлены проекты по темам, а также были использованы другие виды творческих работ (рисунки, сочинения, разыгрывание сценки из "Капитанской...

Разработка урока для 5 класса "Убранство крестьянской избы"

Данный урок входит в раздел "Декор и убранство русской избы", изучаемый в 5 классе на уроках изобразительного искусства....

Презентация к уроку литературы 5 класс "Иллюстрации художника Д.Шмаринова к стихотворению Н.Некрасова "Крестьянские дети"

Презентация к уроку литературы  "Иллюстрации художника Д.Шмаринова к стихотворению Н.Некрасова "Крестьянские дети"...

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...

Конструкт урока. Истоки 6 класс. Родные просторы. Родники

Конструкт урока. Истоки 6 класс. Родные просторы. Родники...