Музыка барокко Клаудио Монтеверди. Опера «Орфей». Арканджело Корелли. Concerto grosso «На рождественскую ночь» (УМК Емохоновой Л.Г., 11 класс)
план-конспект урока по мхк (11 класс)

Ершова Людмила Николаевна

Музыка барокко

Клаудио Монтеверди. Опера «Орфей». Арканджело Корелли.

Concerto grosso «На рождественскую ночь»

(УМК Емохоновой Л.Г., 11 класс)

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка барокко

Клаудио Монтеверди. Опера «Орфей». Арканджело Корелли.

Concerto grosso «На рождественскую ночь»

(УМК Емохоновой Л.Г., 11 класс)

Тип урока: урок-созерцание.

Цели урока:

  1. Способствовать формированию новых знаний по предмету через работу над новым информационным материалом.
  2. Способствовать развитию критического мышления через приемы технологии.

УУД

Личностные: мотивировать интерес к изучаемой теме.

Предметные: закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ.

Коммуникативные: выбирать адекватные речевые конструкции в смысловом образовательном диалоге.

Оборудование: учебник, тетрадь, ПК, проектор, презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания. Беседа по вопросам.
  • Каково главное свойство стиля барокко в оформлении интерьеров? Для ответа на вопрос используйте иллюстрации из задания № 15 в рабочей тетради.
  • Как гуманизм Рубенса проявляется в созданных им образах?
  • В чем состоит кредо психологического реализма? Для ответа на вопрос используйте иллюстрации из задания № 16 в рабочей тетради.
  1. Новый материал урока.
  1. Вспоминают и кратко рассказывают о сюжете древнегреческого мифа об Орфее, событиях рождественской ночи и об отречении и раскаянии апостола Петра.
  2. Задание 1. Задание 2. (Приложение).
  3. Слушание музыкальных фрагментов из оперы «Орфей».
  4. Учитель расставляет акценты.
  1. Эстетика барокко и музыка. Эстетика барокко: пристрастие к движению, масштабности и аффектации, явно проявилась и в музыке. Мир, полный контрастов, противоречий, грандиозных страстей выражался при помощи мажора и минора. Мажор – аффект радость – тончайшие нюансы от пасторально-идиллического умиления до экстатического ликования. Минор – аффект печаль – от нежной грусти до трагического отчаяния. Новые музыкальные жанры (опера и инструментальная музыка, и модификацию уже известных, к примеру, пассионов) позволили отразить различные оттенки чувств.
  2. Оперное искусство Клаудио Монтеверди. Опера «Орфей».
  3. Инструментальная музыка Арканджело Корелли. Концерт «На рождественскую ночь».
  4. Светская и церковная музыка Иоганна Себастьяна Баха. «Страсти по Матфею».
  1. Выполнение задания 3, 4. (Приложение).
  1. Закрепление нового материала. Мини-опрос:
  • Театрализация жизни в эпоху барокко привела к появлению музыкальных жанров. Каких?
  • В чем заключается сходство музыки, архитектуры и живописи барокко?
  • Назовите главное свойство стиля барокко.
  • Назовите имена композиторов, живших в эпоху барокко и внесших особый вклад в мировую музыкальную культуру.
  • Ваше впечатление от прослушанных музыкальных фрагментов. Аргументируйте свой ответ.
  1. Контроль. Меняются тетрадями, оценивают работу одноклассников.
  2. Рефлексия. Участвуют в обсуждении своих работ, работ одноклассников и всего урока.
  3. Домашнее задание. Выучить урок 13. Вопросы 1-2.















Приложения

Задание 1

  1. Прочтите текст
  2. Подчеркните главную, на ваш взгляд, мысль
  3. Запишите ее в тетрадь
  4. Напишите, были ли вы в театре «Новая опера», основателем которого был Е.Колобов

Что такое музыка: шелест травы, пение птиц, литература, живопись. Ведь бывает много-много нот, а музыки нет. А бывает отношение людей – музыка, и разговор тоже может быть музыкой. Если размышлять философски, то злость – это не музыка, добро и красота – музыка. Я не думаю, что красота всегда спасает мир. Все великое, что создано в музыке, в литературе, в живописи, что называется большим искусством, создано для того, чтобы утешить душу простого человека и напомнить ему, что он рожден для добра, света, праведных дел на благо нашей прекрасной Родины. Нормальный человек с чутким сердцем всегда будет тянуться к высокому…

Евгений Колобов из книги « Созвучие».

Евгений Владимирович Колобов( 1946 - 2003) - советский и российский дирижёр-симфонист, театральный деятель, основатель и художественный руководитель Московского театра «Новая опера».

Задание 2

  1. Внимательно посмотрите на работы двух художников. Перед вами работы Альбрехта Дюрера и Густава Моро. Одна из них была написана в 1494 году, вторая в 1864. Одна называется «Гибель Орфея», другая - «Смерть Орфея».
  2. Подпишите работы: Автор, название работы, год создания

Задание 3

  1. Прослушайте фрагмент оперы «Орфей» Монтеверди
  2. Какое впечатление на вас произвел отрывок из «Монолога музыки». Напишите 4-5 определений
  3. Почему, на ваш взгляд, Монтеверди сделал Музыку – персонажем своей оперы? Ответ запишите в тетрадь\

Справка

Драматическое содержание оперы Монтеверди передавал при помощи необычайно эмоциональной, цветистой, яркой мелодии, которую можно уподобить прихотливому барочному орнаменту. Визитной карточкой Орфея, к примеру. Служила песенная баллада, скорбь по умершей жене передавал одноголосый мадригал, сострадание друзей Орфея – хоровые мадригалы. При этом, соединив декламацию с пением, что стало впоследствии основой для арий и ариозо, Монтеверди добился необычайно выразительного сольного пения, определив его как stileconcitato – взволнованный стиль

Задание 4

  1. Прослушайте музыкальный фрагментАрканджелоКорелли «На Рождественскую ночь»
  2. Выпишите в тетрадь, как выразилось пристрастие барочной музыки к контрастам и масштабности. Для ответа на вопрос можно воспользоваться справочным материалом.

Справочный материал

  • В жанре инструментальной музыки барочное пристрастие к контрастам и масштабности нашло выход в concertogrossoАрканджелоКорелли(1653-1713). Его композиция строилась на контрастах движения: от медленного темпа Largro (широко), Adagio (медленно), Andante(шагом), Allegro( весело), Presto( очень быстро), Vivace (живо). Медленное движение выражало ощущение покоя, величия, умиротворенности; быстрое ассоциировалось с неукротимой энергией, натиском.
  • Одним из таких concertogrosso с чередованием музыки плавной, оживленной, торжественной, радостной, величавой, умиротворенной является концерт «На рождественскую ночь» (ок. 1713).Сoncertogrosso (итал. «большой концерт») – форма ансамблево-оркестровой музыкиXVII-XVIII вв.
  • Невероятно живописное музыкальное «полотно» Корелли воссоздавало и бескрайнее бархатистое небо, раскинувшееся над спящей землей, и тишину святой ночи, и яркий свет Вифлеемской звезды, льющийся в пещеру, и экстатическое ликование ангелов, и боязливое благоговение пастухов, и мерную поступь верблюдов, на которых из далекой Персии привезли богатые дары волхвы
    Мария и Иосиф пошли на перепись населения, объявленную кесарем Августом, в город своих предков – Вифлеем. Расположившись на ночлег в пещере, где пастухи прятали скот от дождя, Мария родила Младенца и, спеленав, положила его в ясли. В

В той стране, как рассказывает евангелист Лука, были в поле пастухи, сторожившие свое стадо. И вдруг явился Ангел и возвестил им радостную весть о рождении Спасителя, «который есть Христос Господь». И пастухи пошли поклониться Младенцу. Но не одни пастухи направились к нему. Ведомые Вифлеемской звездой, загоревшейся на небе в час рождения Иисуса, из далекой Персии шли поклониться Божественному младенцу волхвы – мудрецы-звездочеты.