Разработка урока МХК "Специфика русского барокко"
план-конспект урока по мхк (11 класс)

Ершова Людмила Николаевна

Разработка урока МХК "Специфика русского барокко"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsifika_russkogo_barokko.docx28.61 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика русского барокко

Форма урока:комбинированный урок. 
Цель:развитие у учащихся способности к эмоционально-личностному восприятию и осмыслению особенностей растреллиевского барокко. 
Задачи: 
1. Расширение культурно-художественного кругозора учащихся при знакомстве с русским барокко. 
2. Развитие у учащихся способности к личностному проживанию изучаемого произведения искусства, а также умения анализировать, систематизировать и критически осмысливать материал. 
3. Постижение мировоззренческих акцентов творчества русского архитектора Ф.Б.Растрелли. 
Зрительный ряд: 
Общий вид и интерьеры Зимнего дворца в Санкт-Петербурге и Екатерининского дворца в Царском Селе, портрет Франческо Бартоломео Растрелли, фотографии панорам Санкт-Петербурга, любительские фотографии, выполненные во время экскурсии по Санкт-Петербургу. 
Видеоролики: Фасады Зимнего дворца, Екатерининский дворец. 
Оборудование:мультимедийный проектор, экран, ноутбук. 
Методы: 
1. Эмоционально-образное погружение; 
2. Комплексное воздействие искусств; 
3. Активизация восприятия, воображения и творческого мышления; 
4. Создание ситуаций творческого поиска; 
5. Формальный анализ художественных произведений. 
Форма обучения:групповая и индивидуальная учебно-познавательная и творческая деятельность. 
Ход урока. 
I. Оргмомент. 
При изучении темы барокко, особое внимание хочется уделить специфике барокко в России. Русская национальная особенность этого стиля имеет неповторимую красоту и очарование. На протяжении тысячелетий человек мечтает о рае — небесном и земном. Земной рай должен напоминать небесный, соотноситься с ним. Человек ищет его в красоте ландшафтов или создает сам. Соотнесением, сопряжением земного и небесного издавна занималось искусство — зодчество, архитектура. Неслучайно само слово «архитектор» означает «главный строитель», «верховный строитель». 
Архитектуру не случайно называют застывшей музыкой. Она играет пространством и светом. Человек никогда не жил вне архитектуры, он всегда живет внутри нее. Архитектура является своеобразной книгой, которую веками пишет народ, подчиняя ее национальным обычаям и видениям. Архитектура организует пространство городов, в которых мы живем, делая их своеобразными и неповторимыми. Многие архитектурные сооружения становятся визитными карточками городов, чем интереснее и самобытнее организована городская среда, тем ярче и оригинальнее сам город. 
II. Основная часть 
1. «Архитектурное ядро города» (работа с картой Санкт-Петербурга) 
Сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие по одному из величественных городов России – Санкт-Петербургу, на основе видео материала и впечатлений, которые у вас возникли во время реального посещения города. 
На экране — панорама Невы, Заячьего острова, стрелки Васильевского острова, Дворцовой площади и Адмиралтейского бульвара (Слайд 2-3). 
• Рассмотрите план исторической части Санкт-Петербурга и выявите характерные особенности планировки города. 
• Что, по-вашему, объединяет местный ландшафт? 
Найдем подтверждение нашим размышлениям в учебнике: «Главным «проспектом» и главной «площадью» новой столицы, заложенной в устье Невы, стала река. Она композиционно объединила местный ландшафт — плоские болотистые берега и обширные водные пространства. Все основные архитектурные ансамбли группировались вокруг Невы.» (учебник, с. 75). 
 «Строить Петербург как европейский город»  (введение в тему исследования) 
Учащиеся рассматривают панораму Невы, Заячьего острова, стрелки Васильевского острова, Дворцовой площади и Адмиралтейского бульвара. 
Царь Петр I с юности мечтал о новой российской столице на берегу моря, столице, которая будет походить на западноевропейские города. Вот почему, едва основав Петербург, государь повелел всем послам искать и нанимать на Западе опытных мастеров, художников, архитекторов. 
На  экране портрет Франческо Бартоломео Растрелли. (Слайд 4) 
Франческо Бартоломео Растрелли было столько же лет, сколько сейчас вам, когда он, сын итальянского скульптора, вместе с отцом приехал в Россию и остался здесь навсегда. 
«Он превратил Петербург из города-крепости, города-порта в город дворцов. Ансамбли, созданные им, — Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге, Екатерининский дворец в Царском Селе — относятся к уникальному стилю, который не имеет аналогов на Западе, 
растреллиевскому барокко, или монументальному рококо»(учебник, с. 76). 
Сразу следует оговориться, что хронологические рамки стиля барокко в России и в Европе не совпадают. Сложившийся в Европе в XVII веке стиль барокко проник на Русь только в конце столетия. Новый архитектурный стиль на Руси, названный «нарышкинским барокко», сильно отличался от западного прототипа. Национальная тяга к узорочью и насыщенной красочности обусловила использование пышного растительного декора даже в культовом строительстве и сочетание красной кирпичной кладки с резными деталями из белого камня (Слайд 5). 
Стиль «петровское барокко», оформившийся при строительстве Петербурга и загородных дворцов, вобрал в себя графичность голландской архитектуры, пышную декоративность «большого стиля» Людовика XIV и изощренную линейность итальянского маньеризма. Но истинно масштабное развитие стиль барокко получил в елизаветинскую эпоху, когда Петербург из города-порта превращался в город дворцов. Именно орнаментика рококо в сочетании с классическим ордером, барочной динамикой и русским узорочьем стала ядром уникального русского барокко, который Растрелли виртуозно вписал в уникальный петербургский ландшафт (Слайд 6). 
Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по самым выдающимся и знаменитым архитектурным ансамблям Франческо Бартоломео Растрелли, исследуя особенности его оригинального стиля, и попытаемся выполнить формальный анализ произведений архитектуры. 
2.  «Основные особенности архитектуры Екатерининского дворца» 
Видеофрагмент «Екатерининский дворец» 
««Пафосшири» в архитектуре царской резиденции в Царском Селе» (учебник, с. 78). 
А сейчас рассмотрите иллюстрации и попробуйте найти те строительные и декоративные приемы архитектора, которые он применил при строительстве Екатерининского дворца. (Слайды 7-10). 
Оригинальными находками мастера является и решение внутреннего пространства дворца (Слайд 11-15) 
· Вопросы для размышления (Слайд 16) 
Дополните свои изыскания и размышления текстом учебника (с. 78 — 79), сделайте выводы и обобщения. 
3.  «Основные особенности архитектурыЗимнего дворца» 
Перед вами — Зимний дворец, одно из самых замечательных творений Франческо Бартоломео Растрелли. Обратите внимание на фасады дворца. 
Видеофрагмент  «Фасады Зимнего дворца» 
Анализ архитектурных особенностей оформления фасадов Зимнего дворца совместно с учащимися (Слайды 17 -22). 
Попытаемся найти  ответы на следующие вопросы (Слайд 23): 
· С помощью каких приемов архитектор преодолел тяжесть каменной массы и создал иллюзорную подвижность стены? 
· Каким образом решен в архитектуре Зимнего дворца вопрос противоборства горизонтали и вертикали? 
· В чем уникальность архитектуры Зимнего дворца? 
Исследовательское задание «Стилистика растреллиевского барокко» (Слайд 24) 
Учащиеся рассматривают спроецированные на экран изображения архитектурных сооружений барокко 
Чтобы ярче почувствовать стилистику растреллиевского барокко, выполним небольшое задание. 
• Рассмотрите архитектурные сооружения эпохи барокко. Определите, в чем состоит сходство и различие итальянского и растреллиевского барокко. 
Ответы, размышления ребят. 
4. Анализ архитектурного ансамбля Большого Петергофского дворца (проект Ф.Б Растрелли).Определить стилистические особенности елизаветинского барокко на примере архитектурно-паркового ансамбля Большого Петергофского дворца (Слайды 25-37). Работа учащихся совместно с учителем (на основании материалов реальной экскурсии) 
· Особенности архитектурно-паркового ансамбля (Верхний и Нижний парки). 
· Предназначение и функция сооружения. 
· Световая организация фасадов и внутреннего пространства дворца. 
· Цвет. 
· Соотношение со скульптурой и монументальной живописью. 
· Временная организация восприятия сооружения и протекающей в ней жизни. 
III. Заключение 
Сегодня созерцая архитектурные ансамбли Франческо Бартоломео Растрелли, размышляя над ними и исследуя их, мы совместными усилиями провели анализ произведений Растрелли, в котором отразили важнейшие черты уникального стиля — русского барокко. 
Домашнее задание: 
§11. Познакомиться с особенностями архитектуры Смольного монастыря. 
Спасибо за работу. До свидания! 

 Специфика Русского барокко

Русское барокко — общее название разновидностей стиля барокко,

которые сформировались в Московском государстве и в Российской империи в конце XVII—XVIII веках.В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, приходится на первую половину XVIII века.

Стиль барокко в России обладал рядом национальных особенностей. Русское зрелое барокко отличалось от западного:

  • структурной ясностью и простотой плановых построений,
  • тесной связью конструктивной основы и декорирующих её элементов,
  • мажорным характером, активным использованием ярких цветов в окраске, смелых колористических контрастов, включая золочение.

Исследователь древнерусского зодчества Николай Султанов ввёл термин «русское барокко», обозначив им допетровскую архитектуру Руси XVII века. Фактически под этим термином понималось «московское узорочье», сложившееся в 1640-х годах. Современные искусствоведы видят в узорочье скорее аналог маньеризма, а отсчёт истории русского барокко ведут с распространения в московской строительной   практике восьмериков на четверике (церковь царевича Иоасафа, 1678).

В эволюции русского барокко выделяют стадии « московского барокко » конца XVII века (различают  нарышкинский ,  строгановский ,  голицынский стили )

« петровское барокко » первой четверти XVIII в.,

« зрелое русское барокко » елизаветинского времени.

Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села и других, отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (арх. М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский).Сравнительно малоизвестную страницу в истории барокко составляет храмовое зодчество уральских заводов и Сибири; применительно к нему бытуют такие термины, как « уральское барокко » и « сибирское барокко ».

Ру́сское узо́рочье (моско́вское узо́рочье)  — архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке на территории 

Московской Руси , характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта

Церковь Рождества Богородицы в Путинках, фото конца XIX в.

Церковь Троицы в Никитниках

Ансамбль Новодевичьего Монастыряв Москве

Московское барокко  (с 1680-х по 1700-е годы, ранее неточно называлось « нарышкинское барокко ») — переходный период от узорочья к полноценному барокко с удержанием многих конструктивных элементов древнерусской архитектуры.

Основным периодом развития архитектуры «московского барокко» можно считать период с начала 1680-х до первых лет 1700-х гг. в Москве. В регионах России пространственные решения и характерная система оформления прослеживается вплоть до конца XVIII в. Постепенное затухание столичного направления «московского барокко» можно связать с постепенным переходом столичной жизни в Петербург и ориентацию на западноевропейскую архитектуру и её мастеров, открыто провозглашенную Петром I.

Сухарева башня  — пример гражданской архитектуры московского барокко

Сдвоенный наличник Сухаревой башни в стене Донского монастыря

В первую очередь это относится к постройкам, возводимым по заказу крупного промышленника  Строганова в Приуралье. Для построек этой группы характерна их относительная локальность. В художественном плане архитектура строгановских зданий сравнительно с московскими памятниками более насыщена декоративным оформлением, элементы ордера имеют иногда даже более классический облик, чем в Москве, что позволяет выделить это направление как «строгановский стиль».

Собор  Введенского монастыря в Сольвычегодске

В нарышкинскую группу входит группа церквей конца 1680-х — начала 1690-х гг., появление которых с большой степенью вероятности можно связать с воцарением Петра I. Церкви этой группы были выстроены по заказу одного из ближайших родственников Петра I по материнской линии — боярина Льва Кирилловича Нарышкина. В более широком смысле под нарышкинским стилем подразумеваются все здания «московского барокко», построенные по заказу Нарышкиных . Нарышкинские церкви типа «восьмерик на четверике» созданы первоклассным мастером (мастерами), сооружавшим ранее по заказу царевны Софьи колокольню Новодевичьего монастыря (1690), мастерски выполненные аттики и гребни восходят к оформлению церкви Воскресения в Кадашах (1687). В то же время палаты Нарышкиных в Высокопетровском монастыре, задуманные незаурядным мастером, имеют оформление гораздо грубее, используются иные художественные приемы.

Церковь Покрова в Филях

Лучшими образцами нарышкинского стиля считаются появившиеся центрические ярусные храмы, хотя параллельно с этой новаторской линией возводилось множество традиционных, бесстолпных, перекрытых сомкнутым сводом и увенчанных пятью главами церквей, обогащённых новыми архитектурными и декоративными формами — прежде всего, заимствованными из западноевропейской архитектуры элементами ордера. Для нарышкинского стиля также характерна двуцветность сочетания красного кирпича и белого камня, использование полихромных изразцов, позолоченной деревянной резьбы в интерьерах, следующих традициям «русского узорочья» и «травяного орнамента». Сочетание красных кирпичных стен, отделанных белым камнем или гипсом, было характерно для зданий Нидерландов, Англии и Северной Германии.

Надвратная церковь Предтеченская Троицкой лавры

Церковь Иоанна Воина  на Якиманке (1706-13) намечает переход от нарышкинского барокко к петровскому

Совсем небольшую группу составляют две церкви, построенные по заказу князей П. А. и Б. А. Голицыных. Большое участие в строительстве и оформлении принимали итальянские мастера, поэтому облик этих зданий достаточно сильно выделяется из классических образцов «московского барокко». Однако об отдельном стиле говорить не приходится (всего два здания), скорее о «памятниках голицинского круга».

Церковь Рождества Богородицы в Подмоклово  (1714-22)

заказана князем Долгоруковым,однако продолжает традицииголицынского барокко

Церковь Знамения в Дубровицах

Термин, применяемый историками искусства к архитектурному и художественному стилю, одобренному Петром I и широко использованному для проектирования зданий в новой российской столице Санкт-Петербурге.

Ограниченный условными рамками 1697—1730 гг. (время Петра и его непосредственных преемников), это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры . Западноевропейские прообразы памятников петровского барокко — здания во многом эклектичные, влияние «интернационального» барокко Бернини в них смягчено французским пристрастием к классицизму и преданиями готической старины.

Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов.

К числу первых строителей Петербурга принадлежат Жан-Батист Леблон ,

  Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Дж. М. Фонтана, 

Все они прибыли в Россию по приглашению Петра I. Каждый из этих архитекторов вносил в облик сооружаемых зданий традиции своей страны, той архитектурной школы, которую он представлял. Курируя осуществление их проектов, традиции европейского барокко усваивали и русские зодчие, как, например, Михаил Земцов.

Петропавловская церковь в Ярославле — редкий пример петровского барокко в провинции

Елизаветинское барокко  — термин для обозначения архитектуры русского барокко эпохи Елизаветы Петровны (1741-61). Крупнейшим представителем этого направления был Ф. Б. Растрелли, откуда второе название этого извода барокко — «растреллиевское». В отличие от предшествующего ему петровского барокко, елизаветинское барокко знало и ценило достижения московского барокко конца XVII-начало XVIII вв., удержав сущностные для русской храмовой традиции элементы (крестово-купольная схема, луковичные или грушевидные пятиглавия).

Елизаветинское барокко тяготело к созданию героизированных образов с целью прославления могущества Российской империи. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях. Растрелли свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, двух-трехцветный окрас фасадов с применением золота. Мажорный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII века.

Самобытную страницу елизаветинского барокко представляет творчество московских архитекторов середины XVIII века — во главе с Д. В. Ухтомским и И. Ф. Мичуриным . В Петербурге приЕлизавете Петровне трудилась плеяда отечественных зодчих — крепостной архитектор Ф. С. Аргунов, С. И. Чевакинский, А. В. Квасов и др. На храмовой архитектуре специализировался итальянец П. А. Трезини. За исключением украинских построек А. В. Квасова, А. Ринальди, Г. И. Шеделя, елизаветинское барокко осталось стилем столичным и мало затронуло русскую провинцию.

После смерти Елизаветы Петровны основные строительные заказы были переданы итальянцу Антонио Ринальди, который прежде работал для «молодого двора» в Ораниенбауме. Он отказался от грандиозности растреллиевских начинаний и привнёс в придворное зодчество элементы камерного стиля рококо. В продолжение 1760-х Ринальди, как и другие ведущие архитекторы, преодолел притяжение отживавшего свой век барокко и приступил к освоению эстетики классицизма.

Домашнее задание: Заполнить таблицу «Петровское и Елизаветинское барокко»

Архитектор Стиль , год Произведение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку "Обобщающий урок по СПП с одним придаточным".

Обобщающий урок по теме: "Сложноподчиненное предложение с одним придаточным"....

"Способы словообразования в русском языке" (разработка урока по русскому языку в 10 классе)

"Способы словообразоваяния в русском языке" (разработка урока по расскому языку в 10 классе)...

11 класс. урок №11 Русское барокко.

11 класс. урок №11 Русское барокко....

Методическая разработка урока по русскому языку Происхождение и употребление лексики современного русского языка

Методическая разработка урока по русскому языку предназначена для проведения занятия у студентов первого курса, обучающихся специальностям СПО при повторении раздела «Лексика и фразеология&raqu...