Музыкально- литературная композиция "Салоны России XIX века"
занимательные факты по мхк (9 класс)

Попова Галина Ивановна

В музыкально- литературной композиции рассказывается об источнике развития духовности и культуры русского общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл salony.docx40.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

''Салоны России 19 века как источник развития духовности русского общества и культуры''.

Салон Зинаиды Волконской

''Царица муз и красоты''.

                    Хозяйка самого знаменитого салона 19 столетия Зинаида Александровна Волконская изящная, живая и музыкальная. Она поразила всех своей красотой, образованностью(знала8языков), своим великолепным пением и игрой на сцене. В неё были влюблены сам император Александр1. поэт К.Батюшков, художник Ф. Бруни. Зинаиду Волконскую окружают знаменитые художники: С.Гальберг, С.Щедрин, А и К Брюлловы. Вот как современница описывает апартаменты княгини, ставшие храмом искусства: ''Её столовая зелёно-горчичного цвета с акварельными пейзажами и кавказским диваном. Её салон цвета мальвы(сиренево-розовый) с картинами в золотых рамках, мебель обита густо-зелёным бархатом. Бильярдная обита шёлковой тканью с узорами. Её кабинет увешан готическими картинами с маленькими бюстиками наших царей. Пол покрашен в белые и чёрные цвета, что превосходно имитирует мозаику...'' Здесь бывали корифеи русской словесности и культуры того времени: П. Вяземский, Д. Давыдов, Е, Баратынский, В. Одоевский и конечно же А. С. Пушкин. После ссылки А.С.Пушкин посещал салон З. Волконской и посвятил ей стихи:

        Среди рассеянной Москвы,                   Рукою нежной держишь ты

         При толках виста и бостона,                Волшебный скипетр вдохновений,

         Ты любишь игры Аполлона                 И над задумчивым челом,

         Царица муз и красоты,                          Двойным увенчанным венком,

                                                                          И вьётся и пылает гений...

                 Нельзя говорить о том, что хозяйки салонов вели праздную и весёлую жизнь. Они должны  были быть всегда в центре общественной и политической жизни России. Ведь именно в салонах формировалось общественное мнение на происходящие события. В салоне З. Волконской обсуждались арест  и ссылка декабристов. Здесь же прозвучали стихи А.С. Пушкина, посвящённые им.

        Во глубине сибирских руд                               Несчастью верная сестра,

        Храните гордое терпенье,                                Надежда в мрачном подземелье

        Не пропадёт ваш скорбный труд                    Разбудит бодрость и веселье,

        И дум высокое стремленье.                             Придёт желанная пора:

                                          Любовь и дружество до вас

                                          Дойдут сквозь мрачные затворы.

                                           Как в ваши каторжные норы

                                           Доходит мой свободный глас

   Своё послание декабристам Пушкин вручил жене одного из них. А. Г. Муравьёвой, уезжавшей из Москвы в начале января 1827г. к мужу-Никите Муравьёву в Сибирь.

В своём ответе Пушкину декабрист А. И. Одоевский писал:

Струн вещих пламенные звуки                     Наш скорбный труд не пропадёт:

До слуха нашего дошли,                                Из искры разгорится пламя,-

К мечам рванулись наши руки.                     И посвящённый наш народ

И - лишь оковы обрели.                                   Сберётся под святое знамя.

Но будь покоен, бард, цепями,                      Мечи скуём мы из цепей

Своей судьбой гордимся мы                          И пламя вновь зажжём свободы.

И за воротами тюрьмы                                   Она нагрянет на царей,

В душе смеёмся над царями.                          И радостно вздохнут народы.

         Стихи Пушкина и ответ Одоевского ходили в многочисленных списках по рукам и имели огромное революционное значение. ''В глубине сибирских руд...'' послание декабристам, посланным в Сибирь на каторгу. Очень многих Пушкин знал лично. Двое - Пущин и Кюхельбекер -были его лицейскими товарищами.

         Эта тема была очень близка З.А. Волконской, т.к. её невестка, Мария Волконская, была женой декабриста и последовала за ним на каторгу. Волконская подарила ей клавиаккорды, чтобы она вспоминала столичную жизнь в далёкой Сибири. Романтической Марии клавиаккорды оказались нужнее, чем тёплые вещи.

Инструментальная музыка (фортепиано, скрипка).

         Салон З. Волконской славился далеко за пределами столицы и прежде всего талантами самой хозяйки: писательницы, поэтессы, сочинительницы музыкальных произведений, певицы. В доме З. Волконской в одной из комнат висела картина Карла Петровича Брюллова ''Всадница''(показать картину). В 1831г. в Италии К. П.Брюллов по заказу графини Ю.П. Самойловой пишет портрет её воспитанницы Джованни Почини. Брюллов поставил перед собой задачу написать большой конный портрет, используя мотив прогулки, позволяющий передать фигуру в движении На всём скаку останавливается всадница разгорячённого коня. вызывая неподдельное восхищение. Возбуждение передаётся лохматой собаке. Взволнован и пейзаж, с накренившимися от ветра стволами деревьев. тревожно по небу  плывут перистые облака, беспокойными пятнами ложатся на землю лучи заходящего солнца.З. А. Волконская великолепно разбиралась в живописи и была собирательницей исторической и художественной коллекций.

Звучит романс ''Утро туманное''- слова И. Тургенева, музыка

Салон Евдокии Ивановны Голицыной.

''Ночная принцесса''.

        (Зажигаются свечи). Итак, знакомьтесь: княгиня Евдокия Ивановна Голицына. В доме отца получила блестящее образование для того времени. Занимается математикой. любит музыцирование, сочинительство, поэзию. Среди её поклонников А. С. Пушкин, который посвятил ей следующие строки:

Не спрашивай, зачем унылой думой.                    Не спрашивай, зачем душой остылой

Среди любви я часто омрачён.                              Я разлюбил весёлую любовь.

Зачем на всё подъемлю взор угрюмый.               И никого не называю милой:

Зачем не мил мне сладкий жизни сон.                  Кто раз любил, тот не полюбит вновь,

                                Кто счастье знал, тот не узнает счастья,

                                На краткий миг блаженство им дано,

                                От юности, от нег и сладострастья

                                Останется уныние одно.

              В салонах обсуждались текущие социально-политические проблемы, разворачивались дискуссии о тех или иных событиях. Салоны стали неотъемлемой частью жизни просвещённого дворянства. Мечтали для своего Отечества, об освобождении крепостных. о финансовой реформе. о преобразовании школ, суда, свободе веры. слова. печати. Не оставались без внимания и светские развлечения — балы. Открывались они известными имодными в то время польским танцем-полонезом.

         -Господа, полонез! (танец ''Па-де-грасс'').

                В начале 19 века родился и расцвёл австрийский танец ''Вальс''. Он означает кружиться парами. Своим рождение вальс обязан многим танцам разных народов мира. Так появился вальс-мазурка,английский вальс, венгерский вальс, фигурный вальс. долгое время в России вальс был запрещён, но после 1812 года на частных балах стал самым любимым танцем. Вальсу посвящено много романсов, музыки и стихов.

Вальс. Д. Давыдов.

Кипит поток в дубраве шумной                  Так бурей вальса не сокрыта,

И мчится скачущей волной,                         Так от толпы отличена,

И катит в ярости безумной                          Летит воздушна и стройна,

Песок и камень вековой.                              Моя любовь, моя харита,

Но покорён красой невольно,                      Виновница тоски моей,

Колышет ласково поток                               Моих мечтаний, вдохновений,

Слетевший с берега на волны                      И поэтических волнений,

Весенний розовый листок.                           И поэтических страстей!

-Господа, венский вальс! (Вальс), потом Полька.

       (Танец прерывается словами распорядителя бала: ''Господа, война! Французская армия наступает!

         В 1812 году Е.И участвует в патриотических акциях, занимается благотворительностью. После падение Бонапарта она ведёт споры о будущем России с умнейшими людьми того времени: М.Ф. Орловым, М.С. Воронцовым, братьями Н.И. и С.И Тургеневыми. В салоне Голицыной беседы длились всю ночь, ибо княгиня как раз и боится ночи. Цыганка нагадала ей смерть ночью, во сне. За эти бдения её и прозвали ''принцесса ночи''. (свечи гасят и все уходят)

                                  Салон Анны Олениной.

                                 ''Я вас любил...''  

     Знакомьтесь, литературно-аристократический салон А.А. Олениной. Он появился благодаря батюшке Алексею Николаевичу Оленину. Он был Президентом Академии художеств и директором публичной библиотеки. Алексей Николаевич претендовал на звание литератора, историка,археолога, палеографа, знатока и ценителя, коллекционера древнерусских рукописей. Сам император Александр 1 называл его ''тысячеискусником''. В его доме бывали: П. Вяземский, И.А. Крылов.

''Петух и жемчужное зерно''.                      Какая вещь пустая!

Навозу кучу разрывая,                                Не глупо ль, его высоко ценят?

Петух нашёл жемчужное зерно                 А я бы, право, был гораздо боле рад

И говорит: ''Куда оно?''                               Зерну ячменному: оно не столь хоть видно,

                                      Да сытно''.

                                      Невежды судят точно так:

                                      В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.

Среди детей Оленина блистала Аннет. Она была хрупка, умна, с дивно выразительными глазами. От поклонников нет отбоя. У её ног был сам А.С. Пушкин.

''Её глаза''.

Она мила -скажу меж нами-                      Какой задумчивый в них гений,

Придворных витязей гроза,                      И сколько детской простоты,  

И можно с южными звездами                  И сколько томных выражений,

Сравнить, особенно стихами,                   И сколько неги и мечты!

Её черкесские глаза,                                  Потупит их с улыбкой Леля-

Она владеет ими смело,                             В них скромных граций торжество;

Они горят огня живей;                               Поднимет -ангел Рафаэля

Но, сам признайся, то ли дело                   Так созерцает божество!

Глаза Олениной моей!

Позднее в салоне появится М. Лермонтов и М. Глинка.

Романс ''На заре ты её не буди''- слова Фета, музыка Глинки.

В это же время в Москву из Петербурга приехал О.А.Кипренский. Именно здесь он встретил братьев Давыдовых(Дениса и Егора).                                                                         Рассказ о картине...

Салон Анны Алексеевны Олениной посещали многие поэты того времени: Батюшков, Державин,Жуковский, Баратынский.

''Мщение''. В. А. Жуковский.                        И шпоры и латы убийца надел.

Изменой слуга паладина убил:                     И в них на коня паладинова сел,

Убийце завиден сан рыцаря был.                 И мост на коне проскакать он спешит:

Свершилось убийство ночною порой          Но конь поднялся на дыбы и храпит.

И труп поглощён был глубокой рекой.

                                      Он шпоры вонзает в крутые бока:

                                      Конь бешеный сбросил в реку седока.

                                      Он выплыл из всех напрягается сил:

                                       Но панцирь тяжёлый его утопил.

Е.А. Баратынский.

Прощай, отчизна непогоды,               Теперь для сладкого свиданья,

Печальная страна,                                Спешу к стране родной;

Где, дочь любимая природы,              В воображенье край изгнанья

Безжизненна весна;                              Последует за мной:

Где солнце нехотя сияет,                     И камни мшистые громады,

Где сосен вечный шум.                        И вид полей нагих,

И моря рёв, и всё питает                      И вековые водопады,

Безумье мрачных дум.                         И шум угрюмый их!

Где, отлучённый от отчизны               Я вспомню с тайным сладострастьем

Враждебною судьбой,                         Пустынную страну,

Изнемогал без укоризны                     Где я в размолвке с тихим счастьем  

Изгнанник молодой;                            Провёл мою весну,

Где позабыт молвой гремучей,           Но где порою, житель неба,

Но всё душой пиит                               Наперекор судьбе,

Своею музою летучей                          Не изменил питомец Феба

Он не был позабыт!                              Ни музам, ни себе.

          Здесь же бывали и декабристы: братья Муравьёвы, Мицкевич, Бестужев-Рюмин. здесь актёры столичных театров слушали новые пьесы, распределяли роли, разыгрывали спектакли.

''Неаполитанская песенка''- П.И. Чайковский. Дуэт (скрипка и фортепиано).

Салон Екатерины Николаевны Карамзиной

''Музы у самовара Карамзиных''.

В принципе салон-понятие растяжимое. Были салоны-храмы, были политические кружки с целью влиять на общественное мнение в пользу правительства. Были салоны оппозиционные ко Двору. Среди петербургских салонов особенный был Е. Н. Карамзиной. Его можно было назвать ''семейным приютом муз''. нигде литераторы и художники не чувствовали себя так по-домашнему уютно, как здесь. Каждый вечер их ждал самовар и...русский язык. Это была единственная гостиная, где предпочитали родную речь и никогда не играли в карты. Салон Екатерины Николаевны Карамзиной. её дочерей и мужа, известного историка Карамзина посещали известные и талантливые люди: Жуковский, А.И. Тургенев. Вот картина салона Карамзиных из набросков к ''Евгению Онегину'':

В гостиной истинно дворянской              Хозяйкой светской и свободной

Чуждались щегольства речей                   Был принят слог простонародный,

И щекотливости мещанской                     И новичка - провинциала

Журнальных чопорных судей.                  Хозяйка спесью не смущала.

                                    Ровно для всех она была

                                    непринуждённа и мила...

   Царь Александр1 любил с ней открывать балы; А. С. Пушкин уважал её и делился сокровенными мыслями и переживаниями.

''Акафист Екатерине Николаевне Карамзиной''.

Земли достигнув, наконец,                        Так посвящаю с умиленьем  

От бурь спасённый провиденьем,            Простой, увядший мой венец

Святой владычице пловец                        Тебе, высокое светило

Свой дар несёт с благоговеньем.              В эфирной тишине небес,    

                                    Тебе, сияющей так мило

                                    Для наших набожных очес.

       Чтобы получить литературную известность, необходимо было попасть в салон Карамзиных. Он стал проводником просветительских идей и патриотических взглядов.

(Опять зажигаются свечи, звучит классическая музыка(фон).

     В самых лучших и богатых салонах Москвы и Петербурга ставились спектакли, театрализованные зарисовки на разные события. Именно в это время появляются первые театры, первые актёры, театральные критики, чьи имена вошли в историю искусства.

     В городе Орле, в 19 веке более 20 лет существовал театр графа М. С. Каменского. Это был человек с русской, широкой и размашистой натурой: страстный любитель искусства. Каменский был одним из образованнейших людей своего времени, имел обширную библиотеку, переводил произведения драматургии с европейских языков, был автором нескольких книг. театр графа Каменского был публичным, доступным для всех желающих. Спектакли давались 3раза в неделю, в репертуаре были пьесы Д. И, Фонвизина, А. С. Грибоедова, И.А.Крылова, У. Шекспира. Кроме драматической труппы, театр включал оперную, балетную труппы, хор и два оркестра.. за первые полгода существования театра было дано 82 спектакля, 18 опер, 15 драм, 41 комедия и 6 балетов. Впоследствии граф Каменский разорился на театре. расцвет театра происходит на 1870-е годы. Это был уже городской театр, с которого началась история Орловского  драматического театра, носящего с 1949 года имя И. С. Тургенева. В 1990-е годы в верхнем фойе театра был открыт Музейный театр графа Каменского. На маленькой сцене идут камерные спектакли из репертуара графа и произведения русской классики.

Отрывок из ''Ревизора'' Гоголя.

     Салоны сыграли в России заметную роль в формировании художественно-эстетических вкусов. Здесь завязывались знакомства, составлялись творческие проекты, объединялись по призванию, способностям.

Если на полях сражения формировался человеческий дух эпохи, то в салонах закладывался интеллектуальный, нравственный и эстетический потенциал.

В салонах почитались гуманистические ценности, культивировалось чуткое отношение к дарованию. Пульс российской культуры 1 четверти 19 века бился в сфере салонов литературных, музыкальных, интеллектуальных, вдохновительницами которых были женщины пушкинской эпохи.

(Задувают свечи и все выходят на поклон).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-литературная гостиная "России славный сын" (о творчестве М.В.Ломоносова)

Музыкально-литературная гостиная "России славный сын" проходила в МОУ СОШ №1 п.Пангоды в рамках недели Наук и была поссвящена юбилею со дня рождения М.В.Ломоносова. Сценарий отражает разнообразие деят...

Литературно-музыкальная композиция «Диалог эпох – рубеж веков (XIX – XX) – начало XXI века: поэзия века серебряного – современная рок-поэзия»

В уроке сплелось желание сделать поэзию серебряного века ближе и понятнее современным школьникам, показав близость тем и проблем с современной рок-поэзией...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА музыкально-литературной композиции «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ!»

Воспитание учащихся гражданами своей Родины - России, людей знающих и уважающих свои корни, культуру, традиции, обычаи своего родного края....

Литературно-музыкальная гостиная, посвящённая поэтам Серебряного века

Данная разработка поможет учителю провести знакомство с поэтами Серебряного века и поможет окунуться в таинственный мир прошлого......

Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...

Музыкально- литературная композиция Дети XXI века

Сценарий мероприятия можно применять в воспитательной работе...

Урок в форме литературно-музыкального салона по поэзии Серебряного века. 11 класс

Цели: Показать разнообразие художественных индивидуальностей поэзии Серебряного века.Расширить представление обучающихся о творчестве поэтов Серебряного века.Пробудить интерес к творчеству поэтов Сере...