Гармония сражений: морские бои Айвазовского
проект по мхк (8 класс)

Топчий Наталья Владимировна

Введение

Выбор данной темы обусловлен тем, что я интересуюсь живописью.

Я очень люблю бывать на море. Мне нравится наблюдать за морскими пейзажами, смотреть на тихую, спокойную морскую гладь. Но больше всего мне интересно бушующее море, с его волнами, бурлением, кипением. И вот, когда я увидела в картинной галереи  г. Феодосии  картины  И.К.Айвазовского,  мне захотелось узнать про этого художника. Больше всего меня заинтересовали картины исторического содержания  связанные с батальным жанром.

  Восточная война стала одним из важнейших событий в истории России XIX века, военной истории и истории международных отношений. Актуальность изучения  русско – турецких войн обусловлена тем, что при изучении и анализе последующих и современных межгосударственных конфликтов следует учитывать опыт прошлых лет. Морские сражения XIX века  показывают, к чему ведёт амбициозная внешняя политика и надежда на содействие или нейтралитет сильных держав.

На протяжении ста с лишнем лет искусство Айвазовского пользуются любовью знатоков искусства, и вызывает удивление. Возникает вопрос, как же создает он свои произведения? Вокруг его имени ещё при жизни слагались легенды, одни пытались объяснить его мастерство известными только ему приемами  живописи, другие - необыкновенную яркость колорита его картин. Интерес  любителей искусства – к  живописи Айвазовского не ослабло.

Объект исследования данной работы – батальный жанр в творчестве И.К. Айвазовского  Предмет исследования – Русско- турецкая война 1768-1774гг., Крымская война1853 – 1856 гг.

Цель: исследовать батальный жанр в творчестве И.К.Айвазовского.

Задачи:

  1. Изучить историю Русско-Турецких войн 1770года, 1855года.
  2. Познакомиться с картинами Айвазовского, посвященные победам русского флота.
  3. Исследовать литературу.

Гипотеза:    отражает ли Айвазовский в своих картинах реально исторические события.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл garmoniya_srazheniy_morskie_boi_ayvazovskogo.docx443.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная конференция

проектно-исследовательских работ обучающихся 5-11 классов

«Старт в науку»

Гармония сражений: морские бои Айвазовского

                                                                               автор: Федякова Алена Дмитриевна

                          МАОУ «СОШ № 3»,9 класс

                                                      руководитель:

учитель истории и МХК

МАОУ «СОШ № 3»

Топчий Наталья Владимировна

Ревда,2017

Введение

Выбор данной темы обусловлен тем, что я интересуюсь живописью.

Я очень люблю бывать на море. Мне нравится наблюдать за морскими пейзажами, смотреть на тихую, спокойную морскую гладь. Но больше всего мне интересно бушующее море, с его волнами, бурлением, кипением. И вот, когда я увидела в картинной галереи  г. Феодосии  картины  И.К.Айвазовского,  мне захотелось узнать про этого художника. Больше всего меня заинтересовали картины исторического содержания  связанные с батальным жанром. 

  Восточная война стала одним из важнейших событий в истории России XIX века, военной истории и истории международных отношений. Актуальность изучения  русско – турецких войн обусловлена тем, что при изучении и анализе последующих и современных межгосударственных конфликтов следует учитывать опыт прошлых лет. Морские сражения XIX века  показывают, к чему ведёт амбициозная внешняя политика и надежда на содействие или нейтралитет сильных держав.

На протяжении ста с лишнем лет искусство Айвазовского пользуются любовью знатоков искусства, и вызывает удивление. Возникает вопрос, как же создает он свои произведения? Вокруг его имени ещё при жизни слагались легенды, одни пытались объяснить его мастерство известными только ему приемами  живописи, другие - необыкновенную яркость колорита его картин. Интерес  любителей искусства – к  живописи Айвазовского не ослабло.

Объект исследования данной работы – батальный жанр в творчестве И.К. Айвазовского  Предмет исследования – Русско- турецкая война 1768-1774гг., Крымская война1853 – 1856 гг.

Цель: исследовать батальный жанр в творчестве И.К.Айвазовского.

Задачи:

  1. Изучить историю Русско-Турецких войн 1770года, 1855года.
  2. Познакомиться с картинами Айвазовского, посвященные победам русского флота.
  3. Исследовать литературу.

Гипотеза:    отражает ли Айвазовский в своих картинах реально исторические события.

  1. Батальный жанр

Исторический жанр  в  изобразительном искусстве зародился в Италии,  в эпоху Возрождения  в XVвеке.

Отечественное искусство  очень многое позаимствовала из европейского искусства. Эпоха классицизма на просторах родины датируется XVIII веком: именно в это время отечественные художники обратились к событиям прошлого в своих работах.

Середина XIX века – очень интересное время, когда, по сути, складывалось современное представление о всемирной истории, строились и перестраивались средневековые и античные руины, выглядевшие недостаточно средневековыми и античными, появлялось неимоверное количество исторических артефактов и вводилось в оборот множество древних текстов. Немцы назвали ту эпоху «историзмом». Живопись «историзма» шла в ногу со временем, расцветала  тонко стилизованная «историческая» тематика. История, как литература, нуждалась в иллюстрациях своих концепций. Требовалась достоверное соответствие новым историческим концепциям, каждая эпоха должна была получить свойственный только ей исторический облик.

  Во второй половине XIX столетия русские  живописцы  все больше начали рисовать сюжеты из истории России. В искусстве появляется ряд картин, посвящённый тем или иным событиям из прошлого нашей страны.

В эпоху Возрождения формируется батальный жанр. Французское слово «батей» означает битва. От него получил  название жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни.

Батальный жанр характерен для живописи, отчасти также графики и скульптуры. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную художнику жизнь армии и флота.

Батальный жанр может включать в себя элементы других жанров — бытового, портретного, пейзажного, анималистического (при изображении конницы), натюрморта (при изображении оружия и других атрибутов воинской жизни).

Художники-баталисты, как правило, стремятся передать героическую готовность к борьбе, воспевают воинскую доблесть, торжество победы, но порой в своих произведениях они разоблачают античеловеческую сущность войны.

Со времен Петра Великого море было для Российской империи окном в Европу и залогом будущего развития и потому — одним из важнейших полей сражений. И в лице Айвазовского государство нашло отличного певца своих побед.

2.Детство, юность, зрелость И.К. Айвазовского.

Родился Иван 29 июля 1817 года в Феодосии. Домик Айвазовских стоял на окраине города, на возвышенном месте. С террасы, увитой виноградной лозой, открывалась широкая панорама на плавную дугу феодосийского залива.  Детство Айвазовского проходило в обстановке, будившей его воображение. По морю в Феодосию из Греции и Турции приходили смоленые рыбацкие фелюги, а иногда бросали якоря на рейде огромные боевые корабли Черноморского флота.  Романтика подвигов сражающихся на море героев, пробудила у Айвазовского стремление к творчеству и определила формирование многих своеобразных черт его таланта. Айвазовский  с детства прекрасно рисовал и тянулся к музыке. Никто не знает, каким образом, но он самостоятельно, без помощи учителей, освоил игру на скрипке.

Когда родители поняли, что у мальчика явный талант художника, его стали обучать живописи. Способности юноши проявились столь ярко, что его зачислили без препятствий в Академию художеств и назначили, как тогда говорили, содержание.

Очевидны были и его художественные способности. Феодосийский градоначальник Александр Казначеев, который заметил, как Ованес рисует, стал его первым покровителем: он подарил ему краски и бумагу, а также предложил учиться рисованию вместе со своими детьми у городского архитектора Коха. Более того, когда Ованес окончил уездное училище в родном городе, Казначеев, которого перевели в Симферополь, помог 13-летнему мальчику попасть в симферопольскую гимназию. Мальчик продолжал рисовать с натуры и копировать с гравюр, и о юном даровании заговорили в городе. Его следующим покровителем стала Наталья Нарышкина — дочь Федора Ростопчина и жена таврического губернатора. С помощью известного портретиста Сальватора  Тончи она смогла устроить Ованеса в Императорскую академию художеств — причем на казенный счет и несмотря на то, что он еще не достиг необходимого возраста (был младше 14 лет). Президент Академии Оленин принял такое решение, прочитав письмо Нарышкиной и посмотрев вложенный в него рисунок мальчика. В Петербурге будущий великий художник оказался в 1833 году и начал учиться в Академии — уже не как Ованес  Гайвазовский, а как Иван Айвазовский. Его приняли в пейзажный класс Максима Никифоровича Воробьева.        

После окончания Академии много путешествовал по Европе. В 1847 году в своей биографии Иван Константинович  Айвазовский стал профессором художественной Академии Петербурга. Наиболее успешен Айвазовский был в морских пейзажах. А с 1844 года он даже был художником морского штаба. Иван Константинович Айвазовский  открыл собственную школу искусств. Среди известнейших его картин – «Девятый вал», «Черное море». Однако Айвазовский писал полотна не только на морскую тематику. Среди других его серий картин: кавказские, украинские пейзажи, армянская история, Крымская война. За свою жизнь  Иван  Константинович Айвазовский создал около шести тысяч работ.

Натура Айвазовского, его характер искали общественного приложения. Обосновавшись в Феодосии, Айвазовский весной 1853 года приступил к археологическим раскопкам в окрестностях города. Сообщая в Петербург о

результатах раскопок, он писал, что в одном из курганов нашли «золотую женскую головку самой изящной работы и несколько золотых украшений, а также куски прекрасной этрусской вазы... Я в восхищении от Феодосии!». Художник отправил находки в Петербург, и ныне они находятся в коллекции Государственного Эрмитажа.

В 1871 году в высокой части города, на горе Митридат, построил археологический музей. Его стараниями музей пополнялся древностями, найденными в окрестностях Феодосии. В жизни родного города Иван Константинович принимал самое деятельное участие. Он стремился к тому, чтобы всякое дело, им затеянное, приносило пользу городу и горожанам. Феодосия всегда страдала отсутствием питьевой воды, жители собирали ее по каплям в городских фонтанах. Художник провел воду для города из находившегося в его имении источника: «Я дарю 50000 ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника», — писал он в дарственной, направленной городским властям. Его стараниями был расширен и благоустроен феодосийский порт, что дало работу многим жителям, и проведена железная дорога.

Но наибольшей заботой Айвазовского оставалась художественная жизнь города. При его участии была открыта библиотека, построен в центре города концертный зал и, наконец, в 1880 году в доме художника открылась картинная галерея, которую он завещал родному городу со всеми находящимися там, на день его кончины картинами. Через его мастерскую прошли многие ученики, приобретая здесь первые навыки живописного мастерства. Среди них были маринист Л.Ф. Агорой, выдающийся пейзажист А.И. Куинджи, внуки Айвазовского Михаил Латри и Алексей  Ганзен, маринист Адольф Фесслер, известные в будущем живописцы Багаевский Максимилиан Волошин. Не раз Айвазовский открывал в Феодосии свои выставки, устраивал городские праздники с фейерверками, музыкой, зваными обедами. Феодосий считали художника душой города, своим добрым гением. В 1880 году в знак безграничного уважения к его личности и «особых заслуг, оказанных им городу» Феодосия признала Айвазовского своим почетным гражданином. 1870-1880-е годы для Айвазовского — время духовной зрелости, размышлений, осмысления творческого пути. Он по-прежнему много работает, его интерес к жизни нисколько не ослабевает.

3.Батальный жанр в творчестве И. К. Айвазовского.

Айвазовский любил и умел писать корабли. Первым заказом Главного Морского штаба стало исполнение Айвазовским видов Кронштадта, Ревеля, Петербурга со стороны моря и крепостей Свеаборг и Гангут. Он писал виды Одессы, Николаева, Керчи и с особым удовольствием — Севастопольский рейд с красавцами-кораблями, торжественно входившими в бухту.

Особую группу произведений в его наследии составляют картины, посвященные великим морским сражениям русского флота, начиная с баталий Петра и включая современные художнику события. Во время Крымской войны 1853 – 1856 годов Иван Константинович по собственному почину дважды ездил в сражавшийся, а затем осажденный Севастополь. Несколько недель прожил в городе, собирая материал для картин, а в мае 1854 года устроил в Севастополе выставку «морских баталий» для поднятия духа солдат, сражавшихся на бастионах. Боль и память об этих событиях и утратах никогда не покидали художника. Он дважды повторил картину «Осада Севастополя, создав панораму осажденного города. На склоне жизни написал картину «Малахов курган», сделав на обороте надпись: «Место, где смертельно был ранен Корнилов».

События русско-турецкой войны 1877-1878 годов также не миновали Айвазовского. В его мастерской вновь возникали картины о сражениях русского и турецкого флотов, воспроизводившие хронику событий. После окончания Балканской войны редко обращался к батальному жанру. Времена парусного флота миновали. На смену искусно сработанным кораблям пришел броненосный флот, обитый металлом, дымящий трубами. Это была новая эстетика, которую призваны были воспеть художники следующих поколений.

Дружба Айвазовского с российским флотом не прерывалась в течение всей жизни художника. Не однажды по приглашению моряков он принимал участие 8 самых разных плаваниях. Специально для него в мирное время с корабельных пушек стреляли ядрами, чтобы художник мог наблюдать, как они рикошетом летят по глади воды. А в 1846 году, когда Айвазовский отмечал десятилетие своего творчества, в Феодосию неожиданно пришли военные корабли, возглавляемые флагманом российского флота «Двенадцать апостолов» под командой адмирала Корнилова. Корабли салютовали художнику Главного Морского штаба.

Батальные картины Айвазовского отмечают точное изображение кораблей и понимание тонкости боя. На своих полотнах Иван Константинович запечатлел славное прошлое российского флота

И.К. Айвазовский  стал первым живописцем морского штаба России. XIX  век – это время блистательных побед Российского флота.

Айвазовский в одном из писем писал: «Каждая победа русских войск на суше или на море радует меня как русского в душе, и дает мне мысль как художнику изобразить её наполотне».

Последней, так и не завершенной картиной мастера стало полотно «Взрыв корабля». Картина и сейчас стоит на мольберте в его доме, как оставил ее художник, уходя из жизни.

Вспомним самые яркие полотна.

БОЙ В ХИОССКОМ ПРОЛИВЕ 24 ИЮНЯ 1770 ГОДА

Одно из сражений Русско-турецкой войны, которое произошло близ острова Хиос в Средиземном море. Русская эскадра, которую возглавлял Алексей Орлов, одержала победу над вдвойне превосходящими силой турками. На картине изображен ключевой момент боя — столкновение кораблей «Святой Евстафий» и «Бурджу Зафера»

.

ЧЕСМЕНСКИЙ БОЙ В НОЧЬ С 25 НА 26 ИЮНЯ 1770 ГОДА

Важнейшее сражение той же войны, благодаря победе в котором Алексей Орлов получил почетное прозвание Чесменский. Оно произошло на следующий день после Хиосского — турки отступили из Хиосского пролива в Чесменскую бухту под прикрытие береговых батарей. На картине изображен момент, когда один из русских брандеров поджигает вражеское судно, а шлюпка с экипажем, покинувшим горящий брандер, подходит к нашему флагману «Три иерарха».

Картина Айвазовского «Чесменский бой» – одно из первых крупных произведений автора в жанре морской батальной живописи. Художник не задавался целью воспроизвести картину боя с документальной точностью, потому что до него этот уже сделал немецкий живописец Я.Ф. Хаккерт по специальному заказу Екатерины II. Этот автор нарисовал расположение всех кораблей и флотов воюющих сторон в строгом порядке, основываясь на документальных свидетельствах данных судовых журналов, поэтому Айвазовский решил несколько отойти от реальных события. Взяв за основу работу своего предшественника и тщательно поработав с документальными материалами, он создал собственное оригинальное полотно, которым прославил победу российского флота. Это было вполне в духе его времени, когда романтическое направление в отечественном искусстве являлось доминирующим. Чесменский бой Айвазовский на писал картину в 1848 году - это гениальное батальное полотно. На переднем плане можно отчетливо увидеть силуэт главного корабля русской флотилии. В глубине бухты видны турецкие корабли, которые пострадали от взрывов. Одного взгляда на картину достаточно, чтобы понять, что они вот-вот пойдут на дно. Об этом говорят обломки мачт и бушующее пламя, которое озаряет все вокруг трагическим ярким светом. Турецкие моряки, которым удалось уцелеть после многочисленных взрывов, пытаются ухватиться за обломки корабля. По их лицам видно, что без помощи им не выжить. Сизый дым медленно поднимается в небеса, смешиваясь с облаками. Такое интересное и неожиданное сочетание стихий у многих ассоциируется с праздничным фейерверком. Он вызывает ощущение радостного волнения и трепета только на первый взгляд. Достаточно немного всмотреться в полотно, чтобы заметить отдельные детали. Это позволяет прочувствовать весь драматизм происходящего. Несмотря на всю жестокость изображенных событий, эта картина производит в целом мажорное впечатление. Заметно, что сам художник при написании полотна радовался и гордился за русских моряков, которым удалось одержать победу в непростом сражении.                              

МОРСКОЕ СРАЖЕНИЕ ПРИ ВЫБОРГЕ 29 ИЮНЯ 1790 ГОДА

Победоносный бой во время Русско-шведской войны — и опять в царствование Екатерины Великой! Умела она подбирать командиров. Русским флотом командовал адмирал Василий Чичагов. Столпотворение на море было огромным — только со стороны шведов участвовали 35 линейных кораблей и фрегатов и 366 малых кораблей. За победу Чичагов стал первым из флотоводцев, пожалованным орденом Святого Георгия I степени.

МОРСКОЕ СРАЖЕНИЕ ПРИ НАВАРИНЕ 2 ОКТЯБРЯ 1827 ГОДА

Наваринское сражение, которое состоялось в одноименной бухте Ионического моря, близ полуострова Пелопоннес, — редкий пример битвы XIX века, в которой Англия, Франция и Россия сражались на одной стороне. Их противником был флот Османской империи, который выступал против попыток Греции освободиться из-под ее владычества. Айвазовский запечатлел флагман «Азов», на котором, кстати, служили тогда еще никому не известные лейтенант Нахимов и мичман Корнилов. Корабль поврежден, однако берет на абордаж турецкое судно.

БРИГ «МЕРКУРИЙ», АТАКОВАННЫЙ ДВУМЯ ТУРЕЦКИМИ КОРАБЛЯМИ

Сражение, изображенное на картине, случилось в 1829 году, когда русский бриг «Меркурий» патрулировал пролив Босфор. Из-за слабого ветра он не смог, уйти от погони, и был  атакован турецкими линейными кораблями «Селимие» и «Реал-бей». Имея всего 18 пушек против 200 вражеских, маленький храбрый «Меркурий» сумел повредить обоих турок и, потеряв четырех человек убитыми, вернуться в Севастополь.

ДЕСАНТ НИКОЛАЯ РАЕВСКОГО У СУБАШИ

Операцию, которая прошла в 1839 году, молодой Айвазовский видел собственными глазами: адмирал Михаил Лазарев пригласил его стать свидетелем битв Кавказской войны. Ныне Субаши — это сочинский район Головинка, а в те годы это были дикие черкесские территории. Раевский высадил десант в устье рек Шахе и Субаши, отбил территорию у горцев и построил на ней форт. Айвазовский участвовал в высадке, делая зарисовки. На обороте картины есть трогательная надпись: «Принадлежит старшему в роде Раевских, без права продавать».

СИНОПСКИЙ БОЙ 18 НОЯБРЯ 1853 ГОДА (НОЧЬ ПОСЛЕ БОЯ)

Крымской войне, непосредственным свидетелем которой он был, Айвазовский посвятил не одну работу. Синопский бой стал чуть ли не последним крупным сражением парусных флотов — позже наступила эра паровых кораблей, хотя Айвазовский в своих картинах еще полвека останется преданным парусам и реям. Русский флот возглавлял вице-адмирал Нахимов. Он же поручил князю Виктору Барятинскому на месте набросать схему расположения кораблей, которая была передана Айвазовскому для работы. Картину художник написал действительно.

Айвазовский считал, что умение писать по памяти отличает настоящего художника от ненастоящего:

«Живописец, только копирующий природу, становится ее рабом. Человек, не одаренный памятью, сохраняющей впечатления живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником — никогда. Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры».

  1. Сражения и морские победы русского флота.

Чесменский бой 1770г.

Чесменский бой 1770 г. Морское сражение 26 июня во время русско- турецкой войны 1768 – 1774 г. В бухте Чесма в Хиосском проливе. Эгейского моря. Действие в Архипелаге русский флот в составе 9 линейных кораблей, 3 фрегата, бомбардирского корабля по командованием А.Г.Орлова 24 июня  атаковала в Хиосском проливе, северо-западе Чесменско турецкий флот 16 линейных кораблей, 6 фрегатов, 6 шебек, ,  13 галер, 32 галиота род командованием Купидон-пошли Хасан боя. В бою был потоплен флагманский турецкий корабль, вместе с которым взорвался и русский линейный корабль.  после чего турецкий флот в панике укрепился в Чесменской бухте под прикрытием береговых батарей, где был  блокирован русским флотом. В ночь на 26 июня Спиридонов выдвинул к  входу  в бухту авангард  под командование Контр- адмирала С.К.Грейга (4 линейных корабля, 2 фрегата, 1 бомбардирских  корабль)  который открыл артиллеристский  огонь зажигательными  снарядами, и поджог ряд турецких кораблей. Затем были пущены в атаку 4 брандера, из которых один под командованием лейтенанта Д.С.Ильина поджог турецкий линейный корабль. Распространившийся пожар охватил другой  турецкий корабль и весь турецкий флот сгорел, кроме 1 линейного корабля и 5 галер, которые были захвачены русскими.  Турки потеряли  свыше 10 тысяч человек, русские -11 человек убитыми. Русский флот завоевал полное господство в Эгейском море.

Синопское сражение 1853 г.    

Сино́пское сраже́ние  1853 г. морское сражение 18 (30) ноября 1853 года между русскими и турецкими эскадрами в Синопской бухте во время Крымской войны 1853 – 1856 гг.  Турецкая эскадра под командованием Осман-паши, пришедшая в порт Синоп из Стамбула, готовилась высадить крупный десант в районе Сухум-Кале. Русская эскадра  под командованием вице-адмирала Павла Степановича Нахимова (3 линейных корабля, 2 фрегата 720 орудий, 7 фрегатов, 3 корвета, 2 парохода-фрегата, 2 брига, 2 транспорта, всего 510 орудий). Преодолев плотный заградительный огонь турецких береговых батарей(38 орудий),  18 ноября русские корабли встрою кильватерных колонн прорвались  в Синопскую бухту, встали на якорь и открыли артиллерийский огонь по кораблям и батареям противника. В течение 4 часов все турецкие корабли ( кроме бежавшего парохода «Таиф» под командованием английского советника А. Слейда) и большинство береговых батарей были уничтожены. Потери турок составили свыше 3000 человек, около 200 человек в том числе раненый Осман-паша, было взято в плен;  русские потеряли 37 человек убитыми и 235 ранеными. Сражение произошло в гавани города Синоп (около 300 км от Севастополя) на черноморском побережье Турции. Турецкая эскадра была разгромлена в течение нескольких часов. Вошло в историю как последнее крупное сражение парусных флотов. Действия русского флота вызвали крайне негативную реакцию в английской прессе и получили название «Синопской резни» («Massacre of Sinope»). В конечном итоге это стало поводом для Великобритании и Франции к вступлению в войну (в марте 1854) на стороне Османской империи. 1 декабря является Днём воинской славы России — День победы русской эскадры под командованием вице-адмирала Павла Степановича Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп.

Заключение.

Таким образом, в данной работе были проанализированы источники и литература, благодаря которой были изучены морские сражения XVIII, XIX века. Можно прийти к выводу, что Айвазовский обладал талантом архитектора, музыканта, поэта, археолога. Художник писал по памяти и мог создать картину за два часа. Айвазовский любил широкие панорамы на огромных  холстах сияющие краски, необыкновенные световые эффекты. Всю жизнь он оставался верен романтическому идеалу прекрасной одухотворенной  природы. Принимал участие в военных походах, в маневрах в десантных операциях к берегам Кавказа на борту кораблей черноморского флота, был знаком с флотоводцами.  В  своем творчестве обращался к морским сражениям, его батальные картины отличает тонкое изображение кораблей и понимание тактики боя. Он брал в Адмиралтействе чертежи кораблей и старался точно передать их  конструкцию. Свои батальные картины писал  по воспоминаниям очевидцев. На своих полотнах Иван Константинович запечатлел славное прошлое российского флота

Изучив историю славных побед русского морского флота и исследовав картины Айвазовского в батальном жанре, я подтвердила гипотезу. Айвозовский действительно отражает  реальные события побед русского морского  флота. В картинах Айвазовского точно переданы исторические события морских сражений.

Россия — великая морская держава. Однако исторически выход в моря был тернист, завоевание пространства шло нелегкими путями экспедиций, войн. Мужественные и находчивые мореплаватели, простые матросы и талантливые флотоводцы ковали славу российскому флоту. Доблестные защитники вписаны в военную летопись нашей страны. Несокрушимую силу русского флота демонстрировали они в боях под Гангутом и Гренгамом, под Чесмой и Керчью, под Наварином и Синопом, под Севастополем и в Цусиме.

Данную работу можно использовать на уроках МХК, истории, ИЗО

Словарь

Воздушная перспектива - размытость очертаний отдаленных объектов.

Классицизм – стиль живописи, который стал развиваться в эпоху Возрождения. В переводе с латинского «classicus» означает - «образцовый».

Линейные корабли - класс парусных трёхмачтовых деревянных военных кораблей.

      Мольберт - подставка для  холста.

Марина (фр. marine, итал. marina, от лат. marinus — морской) — жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид, а также сцену морского сражения или иные события, происходящие на море. Является разновидностью пейзажа. В качестве самостоятельного вида пейзажной живописи марина выделилась в начале XVII века в Голландии.

Маринист (фр. mariniste) — художник, пишущий марины[2]. Яркие представители этого жанра — англичанин Уильям Тернер и российский художник Иван Константинович Айвазовский, написавший около 6000 картин на морскую тему.

Перспекти́ва (фр. perspective от лат.  perspicere — смотреть сквозь) — техника изображения пространственных объектов на какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.

Пленэ́р  (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») — термин, обозначающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы.

Реализм - эстетическая позиция, согласно которой задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности. В сфере художественной деятельности значение реализма очень сложно и противоречиво. Его границы изменчивы и неопределённы; стилистически он многогранен и многовариантен.

Рамонтизм - идейное и художественное направление в культуре конце 18 века.

Светотень - наблюдаемое на  поверхности объекта распределение освещенности

Фрегат (нидерл. fregat) в парусном военном флоте - трехмачтовый военный корабль (второй по величине после линейного корабля; имел до 60 пушек) главным образом для крейсерства и разведки.

Фрегат - трехмачтовый парусный корабль с мощным артиллерийским вооружением (до 60 пушек, располагавшихся в двух палубах). Был меньше линейного корабля, но имел большую скорость. Предназначался для дальней разведки и крейсерства.

Литература

  1. http://all-biography.ru/alpha/a/ajvazovskij-ivan-aivazovsky-ivan#ixzz4YrB3jSL7

  1. http://rushist.com/index.php/russia/3311-sinopskoe-srazhenie-1853-kratko

  1. http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-ivana-ajvazovskogo-sinopskij-boj/


  1. http://all-biography.ru/alpha/a/ajvazovskij-ivan-aivazovsky-ivan#ixzz4YrB3jSL7

2) http://rushist.com/index.php/russia/3311-sinopskoe-srazhenie-1853-kratko

3) http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-ivana-ajvazovskogo-sinopskij-boj/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изложение на тему "Творчество И.К. Айвазовского"

ИЗЛОЖЕНИЕ (2 часа) в  специальной коррекционной школе- интернат 8 вида.Тема: Творчество И.К. Айвазовского.Цель: Познакомить с творчеством Ивана Константиновича Айвазовского.Задачи: Подготов...

Открытый урок по музыке 6 класс.Гармония. Что такое гармония в музыке.

Урок поможет  учащимся осознать и осмыслить, что значит музыкальная гармония. Урок способствует развитию эстетических чувств у школьников, приобщает к музыкальным ценностям на примере...

Презентация "Петровские морские сражения"

Гангутская победа - первая крупная победа русского флота. Петр Первый приравнивал ее по значению к Полтавской битве. В сентябре 1714 года в Петербурге состоялись торжества по случаю гангутской победы....

Презентация к уроку развития речи на тему : " Описание действий" (по тексту о крупнейших морских сражениях)

Урок развития речи проводится в 7 классе, оринетирован на учащихся Суворовских училищ....

Текст для изложения "Морские сражения"

Текст к уроку развития речи на тему "Описание действий"...

"ГАРМОНИЯ: ЧТО ТАКОЕ ГАРМОНИЯ В МУЗЫКЕ".

laquo;Гармония» - одно из самых главных понятий музыкального искусства. Что же оно означает? Очевидно, слово «гармония» возникло далеко за пределами музыки: ведь люди издавна называ...