Открытый урок в 11 классе «Импрессионизм как новое художественное течение эпохи. Истоки импрессионизма»
методическая разработка по мхк (11 класс)

Асанова Гульзар Алиевна

«Импрессионизм как новое художественное течение эпохи. Истоки импрессионизма»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Правдовская школа Первомайского района Республики Крым»

Разработка открытого урока

по мировой художественной культуре

в 11 классе.

«Импрессионизм как новое художественное течение эпохи. Истоки импрессионизма»

Подготовила:

учитель изобразительного искусства,

 мировой художественной культуры

                                                                                                          МБОУ Правдовская школа

Асанова Гульзар Алиевна

с. Правда 2020г.

Тема урока: «Истоки импрессионизма. Импрессионизм как новое художественное течение эпохи»

Цель урока.

Обучающие:

познакомить учащихся с новым направлением в искусстве – импрессионизмом. Рассмотреть особенности направления эпохи,  его эстетику и средство выразительности и образную систему произведений импрессионизма в живописи, литературе , музыки. Знать имена крупнейших представителей художественного течения. Понимать особенности их творчества, толковать идейно-образное содержание их произведений.

Развивающие:

-развитие воображения, творческих и интеллектуальных способностей учащихся, развивать навыки и умение сотрудничать и работать в группе.

Воспитательные:

-воспитывать уважительное отношение к художественному слову, к культурным художественным

ценностям человечества.

План урока

1. Оргмомент. Проверка готовности класса к уроку.

2.Актуализация знаний.

3. Работа по теме урока

4. Рефлексия

5. Практическая часть

6. Завершение урока, д/з

Ход урока

                                                                                                Эпиграф урока: « Душа ваша- пейзаж»    

                                                                                                                                                 (П. Варлен)

Назвать. узнать, сорвать покровы

                                                         И праздных тайн и ветхой мглы.

      Вот первый подвиг. Подвиг новый –

                                                          Живой земле пропеть хвалы

(С.М. Городецкий.)

1. Оргмомент

2. Актуализация знаний.

Звучит К. Дебюсси «Сады под дождем»

Учитель: Прослушайте отрывок из музыкального произведения и изобразите, свои впечатления на бумаге в любой форме(рисунок, слово, цвет и т.д.)

Деление на группы.

Обменяйтесь впечатлениями и объединитесь в группы с теми у кого впечатления совпали с вашими.

Учитель. Сегодня наш разговор пойдет об очень необычайном, солнечном, радостном искусстве, которое получило свое название импрессионизм, что в переводе с французского означает «впечатление». Тема нашего урока «Истоки импрессионизма. Импрессионизм как новое художественное течение эпохи»

Выразительное чтение стихотворения О. Мандельштама

 «Импрессионизм»

  Художник нам изобразил 
Глубокий обморок сирени 
И красок звучные ступени
На холст, как струпья, положил.

  Он понял масла густоту –
Его запекшееся лето 
Лиловым мозгом разогрето,
Расширенное в духоту.

  А тень-то, тень всё лиловей, 
Свисток иль хлыст, как спичка, тухнет, –
Ты скажешь: повара на кухне 
Готовят жирных голубей.

  Угадывается качель,
Недомалёваны вуали, 
И в этом сумрачном развале
Уже хозяйничает шмель.

Работа с эпиграфом.

Учитель. 

-Французский поэт Поль Верлен, обращаясь к художникам-импрессионистам, подчеркнул основную особенность в творчестве этих авторов: «Душа ваша – пейзаж».
– Как вы понимаете смысл высказывания, взятого в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку?

(Ответы учащихся) 

Учитель. 

Представители разных видов искусства едины в своем восприятии пейзажа, прежде всего как отражения мира чувств и переживаний человека.
Такое изображение природы принято называть пейзажем настроения, для которого в литературе, живописи и музыке есть свои средства воплощения. Наша задача – научиться «читать историю души» через изображение природы, через язык образов, красок и звуков, а затем и самим стать импрессионистами, создавая словесный пейзаж настроения.

Слайд. Бульвар Капуцинок.

Учитель:

-   перенесёмся в 1874 год, в Париж, в художественную столицу Европы. Именно здесь, на бульваре Капуцинок, в ателье фотографа Надара, весной состоялась выставка картин группы художников, среди которых были Клод Моне, Эдгар Дега. Альфред Сислей, Огюст Ренуар, Камиль Писсарро. Слайд. Портреты художников

  Они были сложившимися художниками с совершенно четкой художественной программой, имели за плечами свыше 15 лет усердной работы, сопровождавшейся поисками новых путей изображения окружающего мира. Жюри Художественного салона (выставки, поддерживаемой правительством) постоянно отвергало их произведения, и первая групповая выставка должна была стать вызовом официальному искусству.  

-«Нагромождением гнусностей» называли критики картины молодых художников. А что увидите вы?

(обмен впечатлениями)

Как вы думаете, почему эти картины были столь яростно не приняты публикой?

(ответы учеников: - не было четкости, все расплывчато…. и т.д.)

Учитель:

В чём заключается новаторство молодых художников, как  они обогатили искусство?

(ответы учеников: - над водной гладью в тумане просматриваются размытые силуэты судов и кранов. Моне только слегка обозначил их цвета. Все подернуто сероватой дымкой. Солнце только что взошло, зависнув красным шаром над кранами.)

3. Работа по теме

К.Моне «Впечатление. Восход солнца» Слайд.

Что было ново и непривычно в этой картине? Как её следовало рассматривать?

(ответы учеников  Гавань, окутанная легким туманом. Сквозь розовую пелену проступает утреннее солнце. Над водной гладью в тумане просматриваются размытые силуэты судов и кранов. Моне только слегка обозначил их цвета. Все подернуто сероватой дымкой. Солнце только что взошло, зависнув красным шаром над кранами. Они отражаются мерцающими бликами в воде. В легкой ряби моря подрагивают серый берег и темные лодки.)

Учитель: Критик одной из газет, увидев картину Моне «Впечатление. Восход солнца», насмешливо назвал молодых художников «импрессионистами». Ироничное прозвище, помимо воли автора, дало название целому художественному направлению, с которыми мы знакомимся сегодня на уроке.( запись темы урока в конспект)

Моне предлагал увидеть красоту и поэзию природы. Он запечатлел ускользающую красоту мгновения. Публика же не имела ни малейшего желания рассматривать эту «мазню», чтобы понять, — она не привыкла к лицезрению подобных картин.

«Жалкие слепцы, которые хотят четко разглядеть все сквозь дымку!», — сказал художник в ответ на критику.

Работа в группах.

Задание.

Выявить  особенности художественного языка импрессионистов и заполнить конспект.

  1. Рассмотрите иллюстрации работ художников-импрессионистов.
  2. Ответьте на вопросы
  1. Как следует рассматривать полотна импрессионистов?
  2. Нужна ли импрессионистам палитра?
  3. Какой цвет предмета, и какой цвет его тени.
  4. В рамках какого направления существовал импрессионизм – романтизма или реализма?
  5. Где импрессионисты  должны были создавать свои картины?

(Обсуждение. Комментарии учителя)

 

Запись в конспекте

1.Импрессионисты стремились передать на холсте мгновенное впечатление.

2. Их картины полны света, воздуха, движения и жизни.

3. Очертания предметов нечётки.

4. Красочная палитра высветлена.

5. Они писали чистым, несмешанным цветом.

6.Каков цвет предмета, такого цвета и его тень.

7. Импрессионисты развивали и совершенствовали реалистический метод.

8. Импрессионисты  писали картины на открытом воздухе, на пленере.

Учитель: Интерес импрессионизма к мгновенному движению, текучей форме восприняли поэты, музыканты, скульпторы.

Задание классу. Попробуйте догадаться, к какому виду искусства относятся названные произведения: «Острова радости», «Эскизы», «Офорты», «Эстампы», «Разговор ветра с морем» (музыкальные произведения французского композитора К. Дебюсси). Послушайте небольшой фрагмент из пьесы К. Дебюсси «Прерванная серенада».

Прослушивание музыкального отрывка

Сообщение учащегося «Импрессионизм в музыке».

Для музыки импрессионистов характерна лирическая созерцательность, неопределенность мелодических звучаний, смена ритмов.
Чаще всего источником для создания произведений служили зримые картины природы, способные на языке музыки разбудить эмоциональный строй человеческой души. Дебюсси подчеркивал: «Музыка – как раз то искусство, которое ближе всего к природе… только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их пульсацию».
«Импрессионистичность» музыкальных произведений проявляется в многокрасочности гармонических «бликов и пятен», необычности инструментальных сопоставлений, тонкой игре тембров, повышенном чувстве колорита, его преобладании над мелодичным рисунком. Искусство Дебюсси и Равеля, как и полотна художников-импрессионистов, воспевают мир естественных человеческих переживаний, передают радостное ощущение жизни, как бы заново открывают поэтичный мир природы. Для характеристики импрессионистических произведений правомерны определения: музыкальная живопись и живописная музыка.
Творчество импрессионистов объединяет родство тем. Исключительное место занимает пейзаж, жанровые сценки, портретные зарисовки; общность художественного метода: стремление к передачи непосредственного впечатления от явления; тяготении к миниатюрной форме: романсу, фортепианной или оркестровой миниатюре; расширение круга выразительных средств.
Новые средства музыкальной выразительности имеют некоторые аналоги с живописным языком художников-импрессионистов. Обращение к старинным народным ладам аналогично обогащению цветовой палитры; длительное «балансирование» между отдаленными тональностями напоминает игру светотеней на полотне, а сопоставление трезвучий этих тональностей, «серии» неразрешенных созвучий вызывают ассоциации с мелкими мазками «чистых» красок, расположенных рядом на холсте и образующих неожиданно новое цветовое сочетание.
Новые эстетические идеи проявились и в сближении терминологии:
звуковая краска, инструментальный колорит, гармонические пятна, тембровая палитра.

Учитель. Импрессионизм в литературе имеет свои специфические особенности

.

Индивидуальное сообщение «Импрессионизм в литературе».

Признаки «импрессионистического стиля» – отсутствие чётко заданной формы и стремление передать предмет в отрывках, мгновенно фиксирующих каждое впечатление штрихах, но при обзоре целого они обнаруживают своё скрытое одиночество и связь.
В качестве особого стиля импрессионизм с его принципом ценности «первого впечатления» давал возможность вести повествование через такие, как бы схваченные наугад, детали, которые по видимости нарушали строгую согласованность повествовательного плана и принцип отбора существительного, но рождением ассоциативных образов сообщали изображаемому необычайную яркость и свежесть, а художественной идее – неожиданную разветвлённость и многоликость. 
К началу двадцатого века возникло несколько стилевых разновидностей импрессионизма на общей реалистической основе. Братья Ж.. и Э. Гонкур («поэмы нервов», «ценители незаметных ощущений») явились родоначальниками «психологического импрессионизма». Подобную изощрённую технику повествования можно наблюдать у многих западноевропейских писателей начала `ХХ века (у М. Пруста, Томаса Манна, Стефана Цвейга и др.). По своим эстетическим принципам импрессионизм близок к символизму и неоромантизму рубежа веков, считается одним из литературных предистоков «потока сознания» (М. Пруст, Дж. Джойс, В. Вульф и др.).
У некоторых прозаиков и поэтов культ «впечатления» замыкал в самом себе. Ценным и единственно реальным становилось лишь то, что мимолётно, неуловимо, невыразимо ничем, кроме ощущений. Художественный образ строился на зыбких недосказанностях и туманных намёках, приоткрывавших «завесу» над роковой игрой бессознательных стихий в жизни человека. К середине ХХ века импрессионизм как самостоятельный стиль и эстетическая система исчерпывает себя.

Учитель. Импрессионизм обогащал художественный мир произведений реализма, не видоизменяя его художественной системы. Такое явление можно увидеть в произведениях И. С. Тургенева.

Индивидуальное задание «Импрессионизм в произведениях И. С. Тургенева».

Задания классу. Рассмотрим пейзажное описание из рассказа «Бежин луг».

«Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным, по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой. Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху в них голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь».

– Каковы колорит и тональность этого описания?

– Голоса каких инструментов вы слышите в мелодии этого пейзажа?

Учитель. Не менее выразительные произведения создавали импрессионисты в живописи . Их работы не соответствуют правилам академической живописи . Вместо продуманной композиции перед зрителем оказывался случайно увиденный уголок природы. Здесь нет места для условностей, для традиционной воздушной перспективы, здесь тени вместо глухих чёрных становились цветными и прозрачными.

Индивидуальное сообщение «Особенности импрессионизма в живописи».

Произведения импрессионистов – результат живого мгновенного впечатления. Автор стремился передать не свое знание о природе, человека и законах искусства, а непосредственное очарование жизни.
Импрессионисты не пытались скрыть от зрителя движения кисти по холсту. Краска лежала на поверхности неровно, мазки имели разную форму и направление, иногда между ними были видны просветы грунтованного холста. Картина создавала впечатление эскизности, незаконченности.
Импрессионисты вышли на пленэр – открытый воздух. Художники стали зависеть от погоды, а потому живописцы работали быстро: резкими мазками накладывали на холст краски чистых цветов – желтого, зеленого, красного, синего. Положенные рядом, они придают полотну теплоту и дают в глазах зрителя, отошедшего от картины на достаточное расстояние, желаемый результат. Метод такой цветовой мозаики получил название оптического смешения цветов т.е. смешения в глазах зрителя.
Нанесение на холст красок раздельными мазками позволяло импрессионистам сохранить всю свежесть и яркость натурального цвета. Иногда они смешивали краски с белилами, делая свою цветовую гамму еще более светлой.
Все эти приемы стали новым словом в искусстве живописи.

Учитель. Говоря о живописи импрессионизма, следует отметить такую особенность, как музыкальность картин. Естественно, это понятие условное – полотна сами по себе, конечно, не издают звуков. Однако хорошая живопись, как и хорошая музыка, вызывая в нас те или иные чувства, создает определённое настроение. Достигается это прежде всего рисунком или цветом – их певучесть и созвучность, их гармония образуют согласный аккорд. Линии и краски создают в живописи определённый ритм, подобный музыкальному. Наконец, композиция полотна объединяет все выразительные элементы, вызывая законченное стройное звучание. Живописец Лев Бакст уподобил художника дирижёру, способному одним взмахом палочки вызвать к жизни тысячи звуков.

Задания классу.

– Попытайтесь определить основную тональность живописных пейзажей французских импрессионистов К. Моне, Э. Мане, А. Сислея.
– Одинаково ли «звучат» эти картины?
– Как бы вы определили их жанр, используя музыкальные термины: элегия, симфония, соната, ноктюрн?  Объясните свой выбор

Учитель. Жизнь парижских улиц привлекала многих художников-импрессионистов. К.Писсарро не исключение. Живописец старался передать общее ощущение городского пейзажа.

 Анализ картины К.Писсарро «Оперный проезд в Париже».

Картина «Оперный проезд в Париже» изображает дождливый день. Пейзаж был написан из окна первого этажа. Такая точка зрения даёт интересные пространственные эффекты и ракурсы. Свойственное Писсарро чувство монументального реализуется в обобщенно переданных объемах зданий в широте композиций.
Мелкий подвижный мазок передает мелькание экипажей и прохожих, прячущихся от дождя под зонтами.
Это вечная сутолока города, заключенная в обрамление домов.
Писсаро пишет людей несколькими легкими мазками. Мы не можем разглядеть никого из них в отдельности, они сливаются, превращаясь в толпу. Их скопление, светлые, ощутимые зрительно капли дождя рождают ощущение некого «броуновского движения» – хаотичного и, но большому счету, бессмысленного, но необходимого для жизни, поскольку движение и есть жизнь. 
Автор стремится к перспективному сокращению улицы, он «закрывает» точку схода завесой дождя, облаками, благодаря чему улица не обрубается линией горизонта, а теряется, таинственным образом «впадая в небо».
В картине преобладают серые и желтоватые цвета, мутноватость, достигаемая за счет смешения краски данных оттенков.

 Рефлексия:

Практическая часть урока

Вы-импрессионисты. Музыка Дебюсси

Задания группам

1 группа: из предложенных открыток, где вперемежку репродукции импрессионистов и традиционных художников, отобрать работы импрессионистов,или нарисовать рисунок в стиле импрессионизма.  

2 группа: из полосок цветной бумаги выложить цветную гамму в стиле импрессионистов. Можно специально вложить черный цвет. Дети должны догадаться и не использовать его в работе.

Продолжи «Импрессионизм –это……..»

ДЗ 

 Подготовить сообщение о художнике-импрессионисте.

 Обратить внимание на особенности творчества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по истории 7 класс по теме "Новый быт Петровской эпохи"

Разработка урока по истории 7 класс по теме "Новый быт Петровской эпохи"...

Открытый урок "Развитие фантазии и воображения в художественно-творческой деятельности детей. Основы цветоведения"

Данный урок для обучающихся средних классов на  кружковом занятии "Бисероплетение". На нем дети учатся основам цветоведения....

Открытый урок. 7 класс. Рождество и Новый Год

Конспект урока- игры для 7 класса с использованием раздаточного материала....

Открытый урок - концерт класса фортепиано "Художественные образы в произведениях "Детского альбома" Владимира Коровицына."

Знакомство с творчеством В.Коровицына на примере произведений "Детского альбома"...

Открытый урок Тема: «Празднование Рождества и Нового года в Англии». 6 класс

Знакомство учащихся с лексикой по теме: «Подготовка к празднованию Рождества» и обеспечение её первичной отработки в серии языковых и речевых упражнений....

7 класс презентация по теме Художественная культура эпохи Просвещения

Материалы презентации помогут проиллюстрировать урок по данной теме....