Восточные оздоровительные практики как средство воспитания артистических и личностных качеств у ребёнка
материал по мхк (5 класс)
Сутью и мерой любого народа являются, в первую очередь, нравственные ценности, сформировавшиеся на основе традиционного взгляда на мир, понимания жизни, смерти, времени, пространства, природы, человека и роли человеческой культуры в процессах мирового развития. В социальном пространстве художественная культура призвана обеспечить максимальную эффективность процессов творчества в соответствии с разнообразными духовными потребностями личности. «Каждая из культур прошлого или иной страны становится для человека «своей» культурой – своей глубоко личной и своей в национальном аспекте, ибо познание своего сопряжено познанием чужого», – писал Д. С. Лихачев [3, c.37]. Но культура – это не только свод правил, которые предписывают человеку определенное поведение в социуме с присущими ему переживаниями и мыслями. Одной из важных ее составляющих является театральное искусство, представляющее собой современную культурную реальность в процессе образования, которая, воздействуя на личность ребенка, играет большую воспитательную роль, являясь наиболее благоприятной средой, способствующей раскрытию его творческих способностей.
Предпосылки создания образовательной практики
Идея использования элементов восточных буддийских практик в театральных кругах родилась из потребности начинающих актеров театральных кружков обрести определенную физическую и эмоциональную свободу на сцене, снять мышечное напряжение, освоить базовые дыхательные техники, преодолеть страхи, сомнения и привычку стесняться публичных выступлений, развить воображение и творческие фантазии, свободно и раскованно выразить при помощи тела,эмоции и слов то, что чувствует душа на пересечении внешнего и внутреннего реализма. На современном этапе театральное искусство России переживает демократические преобразования начала XXI века, что приводит к сближению нововведений и традиций в различных областях общественного сознания. Это связано, прежде всего, с расширением стилистического многообразия, смене репертуара, появлением новых форм, стилей и жанров, сочетающих познавательные, эмоциональные, художественно-интуитивные процессы. Наряду с аффективным углубляется рациональное восприятие искусства театра, появляется стремление сопоставить знания с личным чувственным миром. Это триединство этики и эстетики, интеллектуального и психофизического аспектов микрокосма и макрокосма в гармонии, ярко отражено в различных гимнастических и оздоровительных практиках восточного буддизма, вобравших в себя основы традиционной пластической культуры, продиктованные такими чертами сценического искусства, как позы, жесты, мимика, интонация и т. д. С этой целью мной была разработана образовательная практика для учащихся в средней школы по актерскому мастерству в театральном кружке, включающая в себя элементы хатха-йоги, цигун и тайцзицюань. Данные практики могут способствовать не только созданию неповторимого художественного образа в театральных постановках, но и раскрыть способности и склонности учащихся, ведя их к саморазвитию, самопознанию и самосовершенствованию через творческую деятельность в процессе театральной подготовки к выступлению на сцене. Однако, если рассматривать йогу в самом высоком смысле, то есть, как практику, необходимую для работы с подсознанием, то станет очевидным, что, например, дети в силу возраста не могут заниматься настоящей йогой. Для того чтобы измениться при помощи йоги (а именно это и является ее основным назначением, нужно достигнуть определенной зрелости, ощутить потребность в развитии. Хотя дети, несомненно, не готовы для общения со своим внутренним «Я», внимание к своему телу, настроению, общему состоянию и анатомическим структурам закладывает теоретическую и практическую основу для осознания себя гармоничной, целостной и уникальной личностью. Находясь в асане, ребенок смотрит не на внешний мир, а «внутрь себя», развивая внутреннее зрение, сосредотачивая внимание на дыхании. В этом случае основная работа ведется с органами чувств и дыханием, что, несомненно, помогает ему освоить сценические образы. В этом случае гиперактивные дети со временем научатся успокаиваться, станут более увлеченными и сосредоточенными на своих ролях, а слишком сдержанные, замкнутые и тревожные, в свою очередь, начнут лучше понимать свои способности и чувствовать себя на сцене более уверенно.
Художественную составляющую упражнений цигун образуют упражнения, которые привлекают внимание ребенка не только традиционными, поэтическими названиями, такими как «Журавль расправляет свои крылья», «Белая Лошадь потряхивает гривой», «Золотой Петушок стоит на одной ножке», «Несущийся к горе Тигр», «Змея танцует», «Подъем неба», «Поддерживание луны», «Игры пяти зверей» Хуа То, но и внутренней и внешней динамикой. Поскольку каждое животное уникально в своем поведении и перемещении в пространстве, его подвижность вызывает особый интерес у ребенка, пробуждая творческое воображение. Например, ТИГР, в представлении ребенка, это, прежде всего, сила, ловкость, гибкость, бесстрашие, а его движения сильны и мягки одновременно, спокойны и неторопливы. Грациозный ОЛЕНЬ всегда чутко улавливает любые малейшие перемены в окружающем мире, где предстоящая опасность, мгновенно заставляет его сконцентрироваться. МЕДВЕДЬ - большое, сильное и грозное животное, которое передвигается в развалку, но он легко может взобраться на дерево и ловить рыбу. Проворная, активная, стремительная ОБЕЗЬЯНА, очень динамична и изобретательна, тогда как ЖУРАВЛЬ, расправляющий крылья крылья и демонстрирующий свое великолепное оперение, грациозен и величав. Тайцзицюань – это не просто расслабляющие или успокаивающие упражнения, а сложное и высокоразвитое искусство, требующее максимальной концентрации. Медленные, медитативные движения тайцзицюань дарят глубокое чувство радости и внутреннего удовлетворения детям, помогая им в достижении физического и эмоционального равновесия в процессе подготовки спектакля, перед выходом на сцену или сразу после выступления. Творческое самочувствие актера характеризуется стабильностью его внутреннего состояния, отсутствием чрезмерного волнения и возможностью действовать в предлагаемых ситуациях согласно рисунку сценического действия, исполняемой роли, максимально естественно и непринужденно. Комбинированные психологические техники тайцзицюань: «расслабление плеч», «собирание энергии», «внутренняя улыбка», «перемещение энергетического шара» способствуют не только расслаблению тела и ума, избавляя от излишних стрессовых факторов, но и повышают настроение, радостные позитивные эмоции, внутреннюю уверенность и свободу на сцене во время любого театрального действия, будь то спектакль, чтение стихов или прозы, исполнения литературно-музыкальных композиций и др. Учитывая научно-доказанные факты о положительном влиянии восточных буддийских оздоровительных практик на организм человека и личностный многолетний опыт, мной было решено ввести в занятия театрального кружка «Вдохновение» МОУ СОШ №4 им П. И. Климука ГОЩ, элементы хатха-йоги, гимнастики цигун и тайцзицюань проводимые поочередно, в качестве 5-10 минутной разминки в начале и заключительной их части в форме игры. Следует отметить, что разучивание элементов йоги происходит поэтапно от более простых поз к сложным. В самом начале разучиваются такие асаны, как поза «горы» (тадасана, «вытянутого треугольника» (уттхита триконасана, затем на втором этапе осваиваются более сложных силовые позы: «лука» (дханурасана, «голубя» (капотасана, «змеи» (бхуджангасана, третий этап включает в себя использование позы на скручивание «рыбы» (ардха матиендрасана, уголок (самаконасана, «березки» (саламба сарвангасана, «плуга» (халасана).
Учитывая психофизиологическое развитие детей, комплекс упражнений хатха-йоги выполняется ими как в динамическом, так и в статическом режиме. Например, комплекс «Сурья Намаскар» (в пер. с санскрита, «Поклонение солнцу», включает в себя наклоны и вытяжение корпуса стоя и лежа, состоящие из «позы горы», «собаки мордой вверх и вниз». Большинство упражнений хатха-йоги естественны, физиологичны и копируют позы животных, птиц, растений, например, «кузнечика», «цапли», «лягушки», «кошечки», «дерева», «натянутого лука», «рыбы», «саранчи», «крокодила» и т. д. повышают интерес ребенка к окружающему миру, развивают внимание и наблюдательность. Занятия сопровождаются рассказом о происхождении позы, наглядным показом, а также произношением природных звуков, издаваемых животными и птицами. Выполнение поз в парах, группах и в процессе игр: «Море волнуется раз», «Туннель», «Перевернутая черепашка» и т. д. развивает творческую фантазию, коммуникативные способности, вырабатывает умение ребенка работать в команде. При малейшем дискомфорте у ребенка при выполнении позы, она заменяется на более простой вариант с использованием таких предметов, как ремни, подставки, сложенные вдвое или втрое коврики. Асаны на расслабление: «Лотос», «Алмаз», «Шавасана», выполняются с закрытыми глазами, для лучшего концентрация внимания. В начале следует медленный вдох животом, для того чтобы почувствовать, как воздух наполняет легкие, считать до 4, затем следует выдох, снова считая до 4-х. Это упражнение повторяется не более 3 раз. При выполнении дыхательных упражнений уравновешиваются процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга ребенка, устанавливается спокойное гармоническое мышление, что позволяет увеличить свободу собственных проявлений и естественность ощущения себя в пространстве сцены, развивает ассоциативные и артистические способности.
Применение данных асан нашло свое отражение и в некоторых импровизационных моментах, когда дети сами сочиняли небольшие этюды на пластику животных в театральных спектаклях: «Теремок» и «Репка», таких как жужжание веселой мухи, походка неповоротливого медведя, смех хитрой лисы, шуршание проворной мышки и т. д. В результате театральные номера и исполнительская техника обучающихся приобрела большую выразительность, легкость, чистоту и яркость. На занятиях цигун особое внимание отводится динамичному выполнению упражнений, которые позволяют использовать естественные возможности тела и сознания для личностного совершенствования как в плане укрепления здоровья, так и в плане развития духовных и творческих способностей. Одним из таких является «Подъем неба»:
1. Встаем прямо, ноги вместе.
2. Руки опущены вниз, внутренняя часть ладони смотрит в пол, пальцы друг на друга.
3. Одновременное поднимание рук прямо и вверх.
4. Ладони в процессе поднятия вверх оказываются внутренней частью к потолку.
5. Удержание невидимой сферы.
6. Плавное разведение рук в разные стороны.
7. Опустить вниз, вернуться в и. п.
«Поддерживание луны»
1. И. п. руки опущены, ноги на ширине плеч.
2. Опускаем туловище вниз, спина прямая, голова и спина на одной линии.
3. Руки опущены вдоль ног.
4. Руки выпрямляем в локтях и поднимаем перед собой, медленно распрямляя спину.
5. Поднимаем вверх голову.
Над головой руки переворачиваются внутренней стороной ладоней вверх к потолку и плавно разводим руки в стороны, одновременно опуская вниз.
«Змея танцует»
1. И. п. руки опущены, ноги на ширине плеч.
2. Шея прямая, взгляд перед собой.
3Ладони скрещены на затылке, оба локтя отведены назад, за шею.
4. Делаем вдох и медленный полукруг вправо бедрами.
5. Выдох и «дочерчиваем» полукруг в левую сторону.
Эти упражнения развивают эмоционально раскрепощают ребенка, развивают умения владеть собой и служат своеобразным переходом к более сложным упражнениям из комплекса «Игры 5 зверей», таким как Игра «Журавль расправляет крылья», выполняемого из основной стойки со скрещенными ладонями впереди себя, и слегка согнутыми коленями. На счет «1» руки поднять вверх выше уровня головы, голову чуть подать вперед, на счет «2», развести руки с медленным опусканием их вниз назад, при этом прямую правую ногу отводим назад на 45 градусов, ладони повернуты вверх. На счет «3, 4» -возвращаем руки и ноги в исходное положение» и повторяем упражнение 3-4 раза. При этом на вдохе руки поднимаются вперед, на выдохе, опускаются вниз, на счет «3» пауза. Выполняя это упражнение, я предлагаю ребятам использовать ряд характерных признаков журавля, например веселый или грустный, задумчивый, медлительный, смелый и т. д. со звуковым произношением, например курлыканьем или звуком хлопанья крыльев.
Игра «Медведя» выполняется из основной стойки: ноги на ширине плеч, колени свободны, руки слегка округлены опущены вниз и собраны внизу живота с расслабленными, почти пустыми кулочками-«лапами» медведя, повернутыми во внутрь, к себе. На на счет «1, 2, 3, 4» начинаем медленное вращение туловищем в право, а затем на 4 счета влево. Руки при этом совершают маленький круг вокруг пупка вместе с вращением корпуса. На начальном этапе разучивания упражнения амплитуда должна быть достаточно малой, затем по мере его усвоения, движения угол наклона увеличивается, тогда как дыхание должно быть медленным и неторопливым (2 ровных вдоха и два выдоха в каждую сторону). В процессе выполнения упражнения ребята добавляют «рычание» медведя, его «зевоту» и т. д. Очень эффективным на мой взгляд, является прочтение стихотворения в процессе упражнения «Раз морозною зимой.», где на каждое вращение я добавляла отдельную строчку. Игра «Тигр хватает добычу» выполняется энергично, но плавно. Для этого необходимо на счет «1» поднять свободно сжатые кулаки на уровень плеч, формировать лапу тигра за счет растопыренных и согнутых пальцев, вытянуть обе руки вперёд по дуге и одновременно наклонится вперёд. При этом следить чтобы взгляд также был направлен вперед. На счет «2» согнуть колени, чтобы присесть. И опустить руки вниз по дуге. На счет «3» распрямить колени, при этом, бёдра и живот подаются вперёд, верхняя часть туловища – назад, ладони сжимаются в кулак и поднимаются на уровень груди. Упражнения повторить 3-4 раза.
Так, при помощи упражнений цигун, ребятам удалось ярче представить и сыграть образы животных, птиц, раскрыть их черты характера, что существенно повлияло на создание и других художественных образов в театрализованных спектаклях, например сварливой мачехи и ее коварных дочерей, добродушной Золушки в спектакле «Золушка», озорной мышки-норушки, злого Волка, хитрой лисы, добродушного, но неповоротливого медведя в «Теремке», дружелюбной и преданной собачки Жучки, ленивой и своенравной кошки в «Репке» и т. д.
Основной принцип техники тайцзицюань состоит в том, что, только достигнув расслабления, актёр может освободить тело и разум от напряжения и полностью погрузиться в роль. Этому способствует упражнение «Распукающийся цветок», для которого ребенку необходимо сесть ровно, расслабить все тело, особенно в области живота. Положить обе руки на область живота и постараться представить, что пупок, это стебель цветка (на выбор ребенка, который начинает расти и подниматься над поверхностью живота. Когда стебель достигает своего максимума, он начинает расцветать и раскрываться в разные стороны, увеличиваясь в размерах до тех пор, пока не соединится лепестками за спиной. Цветок начинает всасывать в себя энергию в виде солнечного тепла, радости, хорошего настроения, сверкающих, разноцветных лучиков) из окружающего пространства, двигаясь в ритм дыхания. Затем растение уменьшается в размерах и медленно возвращается в пупок, из которого оно выросло. Упражнение «встряхивание капелек» выполняется лежа на полу с поднятыми кверху ногами и руками. Оно помогает не только снять напряжение с мышц и проработать координацию, когда стопы и ладони движутся в одном или разных направлениях, но и отработать навыки актерского мастерства путем добавления элементов артикуляционной гимнастики с «цоканьем» языка, произносимыми звуками «чик», «тик-так» и скороговорок «дождик дождик, лей, лей, лей, грядку нашу всю залей», «кап кап кап, кап кап кап, капли капают к нам в сад». Упражнение перекаты спины в положении сидя и лежа в конце урока не только активно массирует позвоночник, снимает боль, поднимает настроение и улучшает баланс и координацию движений, но и включают в себя театрализованную игру «Огонь и Лед», «Скульптор и Глина» и т. д. где по команде ведущего, они то активно двигаются, то застывают в различных позах.
Таким образом, используя упражнения тайцзи, объединяющие психотехнические навыки, лингвистические и формирующие умения, а также интенсивное погружение, можно превратить элементарное упражнение в небольшой спектакль, если включить в него соответствующую ситуацию
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1013.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Асаны хатха йоги оказывают на организм ребенка умеренную эмоциональную и физическую нагрузку
Это способствует раскрытию внутреннего потенциала тела, души и сознания ребёнка для более осознанного погружения в роль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ансамблевое и оркестровое музицирование как средство воспитания личностных и исполнительских качеств учащихся (на примере деятельности оркестра народных инструментов Хоровой школы мальчиков и юношей г.Конаково)
В этой работе я описываю, каким образом оркестровые и ансамблевые формы работы с детьми помогли сформировать у учащихся навыки активного восприятия музыки, обогатили музыкальный опыт детей и как...

«Работа классного руководителя по развитию личностных качеств ребёнка»
Моё выступление на методическом обьединении классных руководителей с темой «Работа классного руководителя по развитию личностных качеств ребёнка»...

Практико-ориентированные задачи как средство развития профессионально значимых и личностных качеств обучающихся
Практико-ориентированные задачи и упражнения по химиикак средство развития профессионально значимых и личностных качеств обучающихся...

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РЕБЁНКА НА ЗАНЯТИЯХ В ВОКАЛЬНО-ЭСТРАДНОЙ СТУДИИ «БРИЗ»
Повышение качества образования базируется на педагогическом мастерстве и потенциале ребенка. В дополнительном образовании детей именно личностные достижения ребенка рассматриваются как знач...

МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПАРТНЁРСТВО
Рассказывается об опыте работы школьного музея ГБОУ СОШ № 11 г Кинеля Самарской области...

Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребёнка
Статья на тему: "Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребёнка"...
План работы по теме: «Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, обладающей личностными качествами, способствующими «вхождению» ребёнка в социальную среду»
В соответствии с приоритетныминаправлениями внеурочной деятельности и Программами воспитания на уровнях НОО, СОО и ООО, программой воспитания в школе выделяю девять направлений воспитательной:Гражданс...
