Рабочая программа по музыки для начальных классов
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему

Рымарь Оксана Юрьевна

В программу включена пояснительная записка, цели и задачи урока музыки так же требование к окончанию 4 класса и планирование уроков 1-4 кл.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Комитет администрации Романовского района по образованию

МОУ Романовская основная общеобразовательная школа

Романовского района, Алтайского края

Согласовано на МО                                               Утверждено                                    

                                                                                                             Директор школы

 Протокол №-----                                                                                  Приказ №---------

Дата согласования                                                                              Дата утверждения

      «Музыка»

(образовательная программа Разработана на основании методических пособий учебников 1-4класс Е.Д.Критской, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина )

                                         

                                       

                                                                                     Автор-составитель: Рымарь О.Ю.

                                                 

                                                2010г.

                                   Пояснительная записка

Программа по музыке для 1-4 классов разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству, рассчитана на четыре года  обучения. Данная программа обеспечена учебно-методическим комплектом авторов Е.Д. Критской, Г.С.Сергеевой, Т.С. Шмагиной, включающим в программу по предмету «Музыка» для 1-4 классов.

 Общая характеристика предмета. 

            Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся. Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта. Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения младших школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой. Особое значение в начальной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской. Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма.

В соответствии со стандартом основного общего образования по искусству изучение музыки направлено на достижение следующих целей.

ЦЕЛЬ  ПРОГРАММЫ: Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

ЗАДАЧИ:

-формирование основ музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

-развития музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, Способность к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, воображения;     учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности, дикции, певческого голоса и дыхания;

-освоение музыкальных произведений и знаний о музыке; её интонационно-образной природе, особенностям языка; музыкальном фольклоре.

-овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации;

-воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.

Место предмета в базисном учебном плане

     В федеральном базисном учебном плане в I-IV классах на предмет «Музыка» отводится 1 час в неделю (общий объем 135 часов). Из них 20% – резерв свободного учебного времени, который может быть использован разработчиками авторских программ по своему усмотрению для наполнения указанных содержательных линий. Поэтому в программе  20% учебного времени обращено  при изучении культурных традиции алтайского края.

Программа направлена на постежения закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразиям форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временую природу музыки, её жанрового-стилистические особенности. Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Название разделов является выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года:

-Музыка вокруг нас;

-Музыка и ты;

-Россия – Родина моя;

-День, полный событий;

- «О России –петь, что стремиться в храм..»;

- «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»;

-В музыкальном театре;

-В концертном зале;

- «Чтоб музыкантом быть, так надобно умение…»;

Содержание тематического планирования базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинение современных композиторов.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

       В процессе изучения музыкального искусства формируются умения воспринимать и наблюдать музыкальные явления. Определять художественную идею произведения, участвовать в диалоге, элементарно обосновывать высказанное суждение. Размышлять об основных характеристиках сравниваемых музыкальных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения искусства по общим видовым и жанровым признакам. Работать с нотной записью как простейшим знаковым (графическим) обозначением музыкальной речи. Дети решают творческие задачи на уровне импровизаций (музыкальной, танцевальной, пластической), учатся проявлять самостоятельность и оригинальность при их решении, разыгрывать воображаемые ситуации. Самостоятельно планировать свои действия в исполнительской деятельности, осуществлять учебное сотрудничество в хоровом пении, ансамблевом музицировании.

          К концу обучения в начальной школе учащиеся овладевают способами музыкальной деятельности в индивидуальных и коллективных формах работы (хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, танцевально-пластическое движение), умениями воспринимать, наблюдать, выявлять сходство и различие объектов и явлений искусства и жизни (искусство видеть, слышать, чувствовать, думать, действовать в гармоническом единстве). У них формируются представления о мире музыки, формах ее бытования в жизни. Постижение музыкальных образов развивает эмоционально-чувственную сферу учащихся, что создает возможность более глубокого изучения музыкального искусства в основной школе.

Критерии оценки уровня музыкального развития учащихся начального образования

-  ярко и устойчиво проявлять интерес к музыке.

- уметь размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять образное содержание;

- применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий.

- развивать творческие способности в исполнительском мастерстве.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ, ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

В результате изучения музыки ученик должен

знать/понимать

  • слова и мелодию Гимна России;
  • выразительность и изобразительность музыкальной интонации;
  • смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
  • названия изученных жанров и форм музыки;
  • образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);
  • названия изученных произведений и их авторов;
  • наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;

уметь

  • узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
  • определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);
  • определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
  • передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах;
  • исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и с элементами двухголосия;
  • исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;
  • исполнения знакомых песен;
  • участия в коллективном пении;
  • музицирования на элементарных музыкальных инструментах;
  • передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.

1 класс

Задачи:

- Развивать устойчивый интерес к музыкальным занятиям;

-побуждать к эмоциональному отклику на музыку разных жанров;

-формировать навыки выражения своего отношения к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике;

-Развивать певческие умения и навыки (координация между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания);

-развивать умения откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера;

-формировать навыки элементарного музицирования на простейших инструментах.

-осваивать элементы музыкальной грамоты как средство осознания музыкальной речи;

Требования к уровню подготовки обучающихся.

-знать понятия: мелодия, марш, танец, песня,  аккомпанемент, куплетная форма, ноты, звуки, звукоряд, нотоносец, скрипичный ключ,  солист, хор, опера, балет. Названия музыкальных инструментов (свирель, рожок, гусли, дудочка, волынка), своеобразие их интонационного звучания. Называть произведения(и авторов),в которых музыка ,,рассказывает” о Родине, героях войны. Знать фамилии, имена, отчества композиторов и названия музыкальных произведений, звучащих на уроке.

-уметь:

- отличать музыкальные звуки от немузыкальных;

-соблюдать основные правила урока: как можно общаться с музыкой, не перебивая её звучание;

-участвовать в хороводах, выполнять движения по примеру учителя;

-принимать участие в элементарном импровизации;

-откликаться на характер музыки пластикой рук, хлопками в ритме;

-распознавать духовые и струнные народные инструменты по внешнему виду.

-рассказывать о понравившейся музыке, услышанной вне урока;

-характеризовать своеобразие раскрытия музыкального образа, образа-портрета;

-принимать участие в играх, пластическом интонировании

-петь по движению  руки учителя: начало, кульминация, конец фразы;

-определять графику, мелодию песен;

-выявлять характер музыки; принимать организованное участие в общей игре;

-имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах

-называть понравившиеся произведения, звучавшие на  уроке, объяснить свой выбор;

-внимательно слушать музыкальные фрагменты, двигаться в ритме музыки

-участвовать в сочинении музыки;

-уважительно относиться к творчеству своих товарищей

Тематическое планирование уроков в1классе

Темы уроков.

Музыкальный репертуар.

Количество

 часов.

1полугодие. «Музыка вокруг нас».

1.Музы-покровительницы искусства.  Хоровод муз.

П. Чайковский. Па-де-де из балета «Щелкунчик». Песни о школе.

16ч.

2ч.

2. Композитор – исполнитель – слушатель .Мелодия – душа  музыки . Песни, танцы и марши.

Пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского.

2ч.

3.Музыка осени. Образы осени  в литературе, музыке.

Юдахина «Дождик».

Попотенко «Скворушка прощается».

1ч.

4.Сочини  мелодию.

Музыка  Г. Свиридова, П. Чайковского.

1ч.

5. «Азбука, азбука каждому нужна». Музыкальная азбука.

Юдахина «Нотный хоровод», «Песенка о буквах».

2ч.

6. Музыка вокруг нас.

Песни по выбору.

1ч.

7. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли.

Песни и стихи о музыке и музыкантах.

1ч.

8.Музыкальные инструменты: арфа, флейта.

«Шутка» И.Бах, произведение К.Глюка, С. Прокофьева.

1ч.

9.Звучащие картины.

Звучание инструментов: свирель, арфа, гусли, рожок.

1ч.

10.  Разыграй песню.

«Почему медведь зимою спит» Л. Книппер

1ч.

11. «Пришло Рождество, начинается торжество». Родной обычай старины.

Рождественские песни колядки по выбору.

2ч.

12. Добрый праздник среди зимы.

Песни о зиме. Сказка Т.Гофмана и музыка из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».

1ч.

2 полугодие. «Музыка и ты».

17ч.

14. «Край, в котором ты живешь». Алтайский край малая родина

Исполнение песен о Родине. «Наш край» Д. Кабалевский.

1ч.

15.Поэт, художник, композитор.

«Пастораль» Г.Свиридов, А. Шнитке.

1ч.

16.Музыка утра. Музыка вечера.

Музыка П. Чайковского, Э.Грига, В. Салманова, А.Хачатуряна.

2ч.

17. Музыкальные портреты.

Менуэт Моцарт, Баба-Яга П.Чайковский, Болтунья С.Прокофьев.

18. «Музы не молчали».

Симфония №2 А. Бородина. Песни о защитниках Отечества.

1ч.

19.Музыкальные инструменты: пианино, рояль.

Пьесы для ф-но: «Сладкая слеза» П.Чайковского, «Волынка» И. Бах.

Эстонская народная песня «У каждого свой инструмент».

1ч.

20.Мамин праздник.

Песенки о маме.

1ч.

21.Музыкальные инструменты.

Песни по выбору.

1ч.

22.Музыка в цирке.

«Выходной марш», «Голоп» И. Дунаевского, «Клоуны» Д.Кабалевского. Песни о животных.

1ч.

23. Дом, в который звучит. Путешествие в оперу-сказку.

Фрагмент из опер –сказок «Волк и семеро козлят» М. Коваля, «Муха – цокотуха» М. Красева.

2ч.

24. «Ничего на свете лучше нету»

«Бременские музыканты» Г. Гладкова.

1ч.

25.Афиша. Программа.

1ч.

26.Музыка вокруг нас. Музыка и ты

2ч.

итого

                                          33ч.                                  

     

             

                                              2класс (34ч.)

Задачи:

-развивать у учащихся эмоционального и осознанного отношения к мпузыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;

-понимать содержания музыки простейших (песня, танец, марш). Более сложные (опера, балет, концерт, симфония) жанры в опоре на её интонационно-образный смысл;

-накоплять знания о закономерностях музыкального искусства в музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах её развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);

-развивать умение и навыки хорового пения (выработка унисона, кантилены, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a cappella, пение хором, в ансамбле и др.);

-расширять умения и навыки пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических  движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;

-дать сведения из области музыкальной грамоты знания в музыке музыкантов, исполнителей;

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Уметь:

-выявлять характер музыки; слушать музыку внимательно, запоминать названия произведения и их авторов; эмоционально откликаться на музыку;

-соблюдать певческую установку; петь легко, напевно без форсирования звука; делать самостоятельный разбор музыкальных произведений (характер, средство музыкальной выразительности);

-исполнять ритмический рисунок музыки на ударных детских инструментах; проявлять навыки вокально-хоровой деятельности;

-характеризовать средство музыкальной выразительности, различать музыку по настроению, характеру, определять на слух звучания мажора и минора, пользоваться цепным, дыханием петь интонационно чисто;

-различать жанры русской народной песни, характерные особенности музыкального языка, сочинять песенки, заклички;

-различать на слух состав исполнителей (хор, оркестр); прохлопать простой ритм знакомой песни;

-называть понравившиеся произведения, звучавшие на  уроке, объяснить свой выбор;

-внимательно слушать музыкальные фрагменты, двигаться в ритме музыки.

Знать:

-слова и мелодию гимна России; любить народную музыку;

-характерные особенности музыкального языка народной песни;

-жанры русской народной песни, русские народные инструменты;

-знать способы исполнения народной песни в профессиональном творчестве (цитирование, варьирование, сочинение музыки в народном стиле);

-певческую установку, соблюдать цепное дыхание;

-персонажей музыкальных произведений, понимать их настроение и чувства; музыкальные инструменты симфонического оркестра;

-элементарные понятия в области музыкальной грамоты.

Тематическое планирование

               

Темы уроков.

Музыкальный репертуар.

Количество часов.

1полугодие. «Россия- Родина моя»

16ч.

1.Музыкальные образы родного края. Родное село-малая родина.

«Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина»М. Мусоргский.

1ч.

2. Гимн России

«Патриотическая песня» М. Глинка.

1ч.

3. «День, полный событий».

Мир ребёнка в музыкальных интонациях, образах. Музыкальный инструмент: фортепиано.

Пьесы из «Детского альбома» П. Чайковский. Пьесы из «Детской музыки» С. Прокофьев.

2ч.

4. Природа и музыка.

«Прогулка» М. Мусоргский.

1ч.

5.Танцы, танцы….

Песни по выбору учителя.

1ч.

6.Эти разные марши.

Музыкально-ритмические движения под любую музыку.

1ч.

7. «Расскажи сказку»

Сказочные образы в музыке С. Прокофьева и П. Чайковского

1ч.

8.Колыбельные                        

«Сонная песенка» Р. Паульс, «Спят усталые игрушки» А. Островский. «Колыбельная медведицы» Е. Крылатов.

1ч.

«О России петь – что стремиться в храм».

9.Колокольные звоны России.

«Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.

1ч.

10.Святые земли Русской. Молитва.

Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев. Народное песнопение о Сергии Радонежском. «Утренняя молитва», «В церкви»

3ч.

11.Рождество Христово

П.Чайковский. Народные славянские песнопения: «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо».

2ч.

12.«О России петь – что стремиться в храм».

Новогодние песни по выбору.

1ч.

2 полугодие. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

18ч.

13 Русские народные инструменты.

Плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Камаринская»

1ч.

14.Фольклор - народная мудрость.

Русские народные песни: «Выходили, красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли».

1ч.

15. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа.

Масленичные песенки. Песенки – заклички, хороводы, игры.

2ч.

 «В музыкальном театре».

16.Детский музыкальный театр. Опера на сказочный сюжет (Волк и семеро козлят М. Коваля).

Опера – сказка «Волк и семеро козлят» М. Коваль фр.

1ч.

17.Балет на сказочный сюжет («Золушка» С. Прокофьева).

«Золушка» фраг. из балета С. Прокофьева.

1ч.

18. Театр оперы и балета. Волшебная палочка

«Марш» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского.

2ч.

19.Опера «Руслан и Людмила». М. Глинка.

М.Глинка опера «Руслан и Людмила».

1ч.

20.«В музыкальном театре».

«В концертном зале».

21.Музыкальные образы симфонической сказки « Петя и волк» С. Прокофьева.

«Петя и Волк» С.Прокофьев

1ч.

1ч.

22Сюита М.П. Мусоргского «Картинки с выставки».

«Картинки с выставки» М. Мусоргский.

1ч.

23.Звучит нестареющий Моцарт!

1ч.

« Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье».

24.Волшебник цветик – семицветик.

«Песня о картинах» Г.Гладков.

«Токката и фуга» И.Бах.

1ч.

25.Всё в движении

«Весна. Осень» из музык. Иллюстр. К повести А.С.Пушкина «Метель» Г.Свиридов.

1ч.

26. Музыка учит людей понимать. Два лада.

Пьесы Д. Кабалевского

2ч.

27.Могут ли иссякнуть мелодии?

«Пусть всегда будет солнце» А.Островский

1ч.

                     

                                         

                                      3 класс (34ч.)

Задачи:

-Дать первоначальное представление о музыке разных народов, стилей, композиторов;

-накапливать впечатления от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);

-вырабатывать умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным по сравнению с предыдущими годами обучения миром музыкальных образов;

- продолжать совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель - слушатель);

-развивать навыки хорового, ансамблевого и сольного пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;

- продолжать совершенствовать умения эмоционально откликаться на музыку различного характера, передавать его в выразительных движениях (пластические этюды); развивать навыки «свободного дирижирования».

-развивать ассоциативно-образное мышления и творческие способности учащихся;

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Уметь:

-определять и сравнивать  характер музыки, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш).

-передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах.

-соблюдать певческую установку; петь легко, напевно без форсирования звука; правильно дышать при пении, распределять дыхание при исполнении песен с различными динамическими оттенками, четко произносить текст;

-понимать духовную музыку, знать её особенности; размышлять о музыке, применять знания, полученные в процессе учебных занятий;

Знать:

-певческие голоса, виды хоров, средства музыкальной выразительности;

-творчество С.В.Рахманинова, Н.А. Римского-Корсакова, М.И. Глинки, К.В. Глюка, П.И.Чайковского.

- понимать особенности мюзикла; значение слова концерт, джаз;

-понимать музыка Л.Бетховена, Э.Грига, Г.Свиридова, С. Прокофьева;

-инструменты симфонического оркестра.

Тематическое планирование

Тема урока.

Музыкальный репертуар.

Количество часов.

1 четверть «Россия – Родина моя».

9ч.

1. Мелодия – душа музыки.

П. Чайковский Симфония №4 (2часть).

1ч.

2.Природа и музыка.

«Жаворонок» М. Глинка.

«Благословляю вас, леса» П.Чайковского.

«Романс» из повести А. Пушкина «Метель».

1ч.

3.Образы защитников Отечества в музыке. Жанры русской народной песни и канта.

Виватные кантаты: «Радуйся, Росско земле», «Орле Российский».

Русские народные песни.

1ч.

4. Кантата « Александр Невский» С. Прокофьева

«Александр Невский» фрагменты из кантаты С. Прокофьев.

1ч.

5.Опера «Иван Сусанин» М. Глинка.

«Иван Сусанин» фрагменты из оперы М. Глинки. Песни по выбору.

1ч.

«День, полный событий».

6.Образы природы. Портрет в музыке. Детские образы.

«Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Григ. «Колыбельная» П. Чайковский. «Болтунья» С. Прокофьев. Детский альбом П.Чайковского и Детская музыка С. Прокофьева

4ч.

2 четверть.

«О России петь, что стремиться в храм».

7ч.

7.Два музыкальных обращения к Богородице.

Древнейшая песнь материнства.

«Богородице, Дево, радуйся» С. Рахманинов.

Тропарь иконе Владимирской Божией Матери. «Аве Мария» Ф. Щуберт.

2ч.

8.Образ матери в музыке, живописи, поэзии.

Песни о маме. «Мама» из вокально-инструментального цикла «Земля» В. Гаврилин.

1ч.

9. Образ матери в современном искусстве.

1ч.

10.Образ праздника в искусстве: Вербное воскресенье.

«Осанна», хор из рок – оперы «Иисус Христос – суперзвезда» Л.Уэббер.

1ч.

11.Святые земли русской: княгиня Ольга, князь Владимир.

Величание князю Владимиру и княгине Ольге.

2ч.

 3 четверть

12. «О России петь – что стремиться в храм.»

11ч.

13. «Настрою гусли на старинный лад». Певцы русской старины.

Былина о Добрыне Никитиче» обраб. Н. Римского-Корсакова.

2ч.

14.Сказочные образы в музыке.

Песня Леля из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова.

1ч.

15.Праздники русского народа. Масленица. Звучащие картины.

Веснянки. Русские украинские песни.

Сцены «Прощания с Масленицей» из оперы «Снегурочка» Н. Римского – Корсакова.

2ч.

«В музыкальном театре».

16.Опера «Руслан и Людмила» М. Глинка. Образы Руслана, Людмилы, Черномора.

«Руслан и Людмила», фрагменты из оперы М. Глинки.

2ч.

17. Опера «Орфей и Эвредика» К.Глюка.

«Орфей и Эвредика», фрагменты из оперы К. Глюк.

1ч.

18.Опера «Снегурочка» Н.Римского –Корсакова. Образ Снегурочки. Образ царя Берендея. Танцы и песни в заповедном лесу.

«Снегурочка», фрагменты из оперы Н. Римский- Корсаков.

1ч.

19. «Садко» Н. Римского-корсакого. Образы добра и зла в балете «Спящая красавица» П.Чайковского.

2ч.

20.В современных ритмах.

«Звуки музыки», фрагмент из мюзикла Р.Роджерс. Волк и семеро козлят на новый лад» А.Рыбникова.

1ч.

«В концертном зале».

21.Музыкальное состязание.

Концерт №1 для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского.

1ч.

4 четверть.

7ч.

22.Музыкальные инструменты: флейта, скрипка.  

1ч.

23.«Сюита Э.Грига «пер Гюнт».

24.Жанры музыки: симфоническая сюита, симфония.

1ч.

1ч.

25. Мир композитора – Л.Бетховен.

Соната №8 Л. Бетховен.

1ч.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

26.Музыка в жизни человека.

тюд№12. Ф. Шопен. Прелюдии №7, №20.

«Песня о друге», сл и муз. Высоцкого.

1ч.

27. Джаз – одно из направлений современной музыки. Известные исполнители. Джаз и музыка Дж. Гершвина.

Песни Н. Никитина.

1ч.

28. Мир композиторов: Г. Свиридов, С. Прокофьев, особенности стиля композиторов.

1ч.

                                     4класс (34ч.)

Задачи:

-расширять жизненно-музыкальные впечатления учащихся от общении с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;

-выявлять характерные особенности русской музыки в сравнении с музыкой других народов и стран;

-воспитывать навыки эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать её содержание, форму, вырабатывать умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным по сравнению с предыдущими годами обучения миром музыкальных образов;

-развивать умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы; навыки художественного, музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях;

-формировать потребность общения с музыкой, искусством вне школы, в семье; умения и навыки выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Уметь:

- проникаться эмоциональным содержанием музыки, слушать и запоминать названия и авторов произведений;

-применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, вокально-хоровые навыки в пении;

-передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах.

-соблюдать певческую установку; петь легко, напевно без форсирования звука; правильно дышать при пении, распределять дыхание при исполнении песен исполнять на легато, нон легато;

- исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;

-узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

Знать:

-певческие голоса, виды хоров, средства музыкальной выразительности, оркестров;

-творчество Л.Бетховена, Н.А. Римского-Корсакова;

- народные песни, музыкальные праздники родного края, народные музыкальные инструменты;

-названия изученных жанров и форм музыки;

- понимать творчество И.Ф. Стравинского;

-музыкальные инструменты симфонического оркестра;

Тематическое планирование

Тема уроков.

Музыкальный репертуар.

Количество часов.

1 четверть  «Россия – Родина моя»

9ч.

1.Мелодия. « Ты запой мне ту песню»– душа музыки.  

С.Рахманинов концерт№3

1ч.

2. «Чего не выразишь словами?»

«Вокализ» Рахманинов,

«Школьный корабль» Г.Струве

1ч.

3. «Ты откуда, зародилась музыка?» «На великий праздник собралась Русь».

Русские народные песни. Отрывки из кантаты «Александр Невский»

2ч.

«О России петь – что стремиться в храм.

4.Святые земли Русской: Илья Муромец, князь Владимир, княгиня Ольга.  

1ч.

5. Создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий.

1ч.

6. Праздники Православной церкви: Пасха. Тема праздника в духовной, народной музыке и произведениях русских композиторов.

Тропарь «Христос воскрес!» «Богородице Дево, радуйся!» С.Рахманинов

1ч.

 2четверть

«День, полный событий».

7.Один день с А.С.Пушкиным. Образы природы в поэзии и музыке.

7ч.

2ч.

8.Образы пушкинских сказок в музыке русских композиторов.

1ч.

9.Музыка ярмарочных гуляний. Народные песни, наигрыши. Обработка народной музыки.

1ч.

10.Святогорский монастырь. Музыка Тригорского.

1ч.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло».

11.Народная песня – летопись жизни народа, её интонационная выразительность.

1ч.

12.Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант-чародей»

1ч.

13. Праздники русского народа: Троицын день. «Троица» А. Рублёва.

1ч.

 « В концертном зале». 3четверть.

8ч.

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель, гитара)

.

15. Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки.

3ч.

16.Мир образов  Ф. Шопена, Л. Бетховена, М. Глинки, П. Чайковского.

3ч.

17.Царит гармония оркестра.

1ч.

«В музыкальном театре»

18.Опера «Иван Сусанин» М. Глинка. Особенности развития образов польского войска.

Инструментальная музыка в опере.

7ч.

3ч.

19.Опера «Хованщина» М. Мусоргского. Песня – ария.

20.Балет «Гаянэ» А. Хачатуряна.

2ч.

21.Особенности балета «Петрушка» И. Стравинского.

1ч.

22.Театр музыкальных комедий. Оперетта «Летучая мышь» И. Штрауса.

1ч.

«Чтоб  музыкантом быть, так надобно уменье».

4ч.

24. Ф. Шопен. Образы фортепианной музыки: прелюдия, этюд.

1ч.

25.Мастерство исполнителя.

1ч.

26.Музыкальная живопись. Музыкальная сказка.

2ч.

                     

                                                 

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по физкультуре для начальных классов и для 5-9 кл.

Распределение программного материала по часам на год....

рабочая программа по музыке для 5 класса по программе Усачёвой

рабочая программа для 5 класса по программе Усачёвой включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список литературы в соответствиии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочие программы уроков музыки 1-4 классы ,музыка 5-7 классы, искусства 8-9 классы и светской этики

1.Рабочая прграмма  "Музыка" - 1 класс2. Рабочая прграмма " Музыка" - 2 класс3.Рабочая программа "Музыкы" 3 класс4. Рабочая прграмма " Музыка" - 4 класс5.Р...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...

Рабочая программа по музыке для 6 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...

Рабочие программы по музыке для начальных классов

Рабочие программы по музыке для 1-4 классов...