Программа по музыке 1 класс (Школяр) по новым ФГОС
рабочая программа по музыке по теме

Шарыгина Юлия Александровна

Программа содержит пояснительную записку, тематический план, поурочное планирование по программе Школяр "Как можно услышать музыку?" для 1 класса по новым требованиям ФГОС с УУД и мониторингом.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 

    Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 1-4 класса составлена  на основе программы «Музыка» 1-8 классы, разработанной авторским коллективом под руководством  Дмитрия Борисовича Кабалевского (Москва, «Просвещение», 2007 г), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ  МОиН РФ 06.10.2009 г.), и составлена с учетом модернизации образования, процессами обновления содержания и технологий преподавания музыки, с учетом требований национального регионального компонента (Указ Главы РК №301 от 13.06.2001 г.). Программа «Музыка» (авт. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр) разработана в рамках программы начального  образования «Школа 2100», утверждена и рекомендована  Министерством образования и науки РФ.  

      Цель массового музыкального воспитания и образования обучающихся – формирование музыкальной культуры как части их духовной культуры. На основе целевой установки программы  сформулированы задачи музыкального воспитания и образования:

  1. Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству.
  2. Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений; образного мышления и творческой индивидуальности;
  3. Овладение навыками умениями, навыками, способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение и игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пластическая и вокальная импровизация);
  4. Развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры, образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти
  5. Воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, к своему народу, Родине, уважение к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству
  6. Воспитание слушательской и исполнительской культуры, способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности;
  7. Освоение знаний о музыке как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре и лучших произведениях классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;
  8. Формирование устойчивого интереса к музыке и различным формам ее бытования.

Содержание программы предмета «Музыка» реализует Феде ральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому про грамма и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, блокнот для музыкальных записей, нотная хрестоматия и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:

  1. общим целям образования - ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
  2. задачам образования - развитию способностей к художественно- образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и лич ностные результаты обучения.

   В федеральном базисном учебном плане в I классе на предмет «Музыка» отводится 1 час в неделю (общий объем 33 ча са). Во 2-4 классах – 1 час в неделю/34 часа в год.

      Данная рабочая программа адаптирована к условиям образовательного учреждения региона. Региональный компонент  включает 10-15 % учебного времени, отведенного на преподавание данного предмета.

 Для реализации программы для 1-4 класса используются:

  1. Программа «Музыкальное искусство» (авт. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр) разработанная в рамках модели образования «Начальная школа XXI века», утвержденная и рекомендованная  Министерством образования и науки РФ;  
  2. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, учебники «Музыка»: 1-4 класс, - М.:Вентана-Граф, 2009; 
  3. О.В.Кузьмина, В.О.Усачева, Л.В.Школяр «Музыкальное искусство: Блокнот для учащихся 1 класса образовательных учреждений,- М.:Вентана-Граф, 2009;
  4. Фонохрестоматия к учебному пособию «Музыкальное искусство», 1 класс, в 2- частях;
  5. Программа «Музыка» 1-8 класс/ Под ред. Кабалевского Д.Б. – М.: Просвещение, 2007.
  6. Также используется вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные  аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

Разнообразие видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность) требует определённого учебно-методического обеспечения:

  1. Нотный материал – песенный, иллюстративный, лучшие образцы отечественной и мировой музыкальной культуры
  2. Аудиозапись - предназначена не только для восприятия музыки, но и для разных видов исполнительства и творчества – музыкально - ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах.
  3. Наглядный, иллюстративный материал – как средство повышения эмоциональной отзывчивости на музыку.
  4. Детские музыкальные инструменты – средство для проявления творческого самовыражении   ребёнка при постижении им музыкального произведения, его музыкального языка.                                                       

5.    Энциклопедия классической музыки. (Композиторы и их произведения,   исполнители, инструменты, жанры и стили музыки, экскурсии, анимация, хронология, словарь терминов и    викторина).

6.    Интернет-ресурсы.

Общая характеристика предмета

   Первая ступень музыкального образования закладывает осно вы музыкальной культуры учащихся. Учебный предмет «Музыка» призван способствовать разви тию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоцио нальной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской дея тельности с образцами народного творчества, произведениями рус ской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными вида ми музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир му зыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возмож ность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта.

   Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмо ционально-ценностного отношения младших школьников к произ ведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой.

   Особое значение в начальной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в про цессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской.

   Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопережи вать другому человеку, творческого самовыражения, художествен ного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма.

      Формирование целостной системы представлений об искусстве и жизни, а также певческих, инструментальных и дирижерско-исполнительских умений и навыков является важнейшим средством музыкально-воспитательного процесса, способствующим развитию художественного мышления и нравственно-эстетического сознания личности. Поэтому формирующиеся знания, умения и навыки не должны занимать место основной цели в программе по музыке и быть преимущественным объектом оценки, критерием учебно-воспитательного процесса. Главным результатом уроков музыки является переход к новому внутреннему состоянию ребенка, которое называется одухотворенностью, и воспитание ценностных отношений к музыке и жизни.

    Важнейшей особенностью данной программы является её тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четырьмя четвертями и между всеми годами обучения также осуществляется внутренняя преемственность. Тематическое построение программы создаёт условия для достижения цельности урока, единства всех его элементов, а также дает возможность достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами.        

Содержание учебного материала.

1 класс

Структурное отличие программы для 1-го класса связано с особенно стью этого возрастного периода, который одновременно является и про педевтическим этапом, и начальным этапом систематического форми рования музыкальной культуры детей в общеобразовательной школе.

Главная тема 1-го класса и первого года обучения музыке в школе - «Как можно услышать музыку». Она рассматрива ется под различным углом зрения во 2 и 4 четвертях, перекликаясь с темами  «Звучащий образ Родины», «Что может музыка». В ней «высвечи вается» тот или иной аспект этого основополагающего умения, необхо димого для постижения музыки. Она позволяет дать учащимся представление о музы ке, её образной природе, о способах воплощения в музыке чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.

Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык – это та основа, на которой воспитывается любовь к русской культуре и культуре народа Коми. Обеспечивается не только информационная сторона получаемого зна ния, но прежде всего предусматривается воссоздание детьми какой- либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей кор нями в народное творчество, например, они

  1. музыкально интонируют (сочиняют) в традиционной народной манере загадки, пословицы, заклички, скороговорки;
  2. учатся за графическим изображением знаков – букв и нот – видеть и слышать смысл предметов, явлений, человеческих чувств, событий, пробуют сами создавать графические музыкально- смысловые соответствия.

Таким образом, учащиеся получают представления об истоках человеческого творчества и умении в живом звучании и нотных обо значениях выражать свои музыкальные мысли.

Одна из центральных позиций, развивающих важнейший прин цип Д.Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьёзной музыки и о необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьников, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента привития вкуса и интереса к музыкальному искусству высту пает музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского и других композиторов, оста вивших заметный след в мировой музыкальной культуре.

Явления искусства входят в детское сознание не как что-то обы денно расхожее, аналитико-конструктивное, которое заучивается, чтобы знать. Главное здесь то, что в роли «питательной среды», готовящей, формирующей восприятие детьми этих явлений, выступают великие творцы, для которых смыслом жизни становится прожить жизнь в искусстве. В этом плане концептуальное значение приобре тает понятие «мелодия», определяя смысловой ряд: сочинить мело дию, прожить мелодию, прожить мелодией, жизнь в мелодии, мело дия в жизни.

Освоение классической и народной музыки возможно только на основе опыта творческой деятельности учащихся – хорового пения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах.

Опора на принцип «образно-игрового вхождения в музыку» позво ляет создавать ситуации, требующие от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Поэтому в программе большое место отводится музыкальным играм, инсценировкам, драматизациям, основанным на импровизации: сюжет (сказка, история, былина) складывается, сказывается в единстве музыки и текста, с использованием музыкальных инструментов.

Игра как деятельность на уроке наполнена и тем смыслом, который искони имела в народном искусстве: исполнить песню – значит сыграть её.

   Образная природа музыкального искусства. Способность му зыки в образной форме передать настроения, чувства, характер че ловека, его отношение к природе, к жизни.

   Музыка как средство общения между людьми. Основные от личия народной и профессиональной музыки как музыки безымян ного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами.

   Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пе ния на распев»). Варьирование напевов как характерная особенность народной музыки. Связь народного напева с пластикой движений, мимикой, танцами, игрой на простых («деревенских») музыкальных инструментах. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры. Детский фольклор: музыкальные приговорки, считалки, припевки, сказки.

   Музыкальный фольклор народов России и мира, народные му зыкальные традиции родного края.

   Композитор как создатель музыки. Роль исполнителя в доне  ени музыкального произведения до слушателя. Музыкальное ис полнение как способ творческого самовыражения в искусстве.

   По предмету «Музыка» в 1 классе контрольные и практические работы не предусмотрены. Проверка и контроль знаний проводится в виде уроков -  концертов, уроков-утренников, и т.д.

2 класс

Во 2 классе раскрывается содержание музыкального искус ства через темы:                       «Три кита» в музыке – песня, танец, марш»-  композитор, исполнитель, слуша тель. Песня, танец, марш как три коренные основы всей музыки - ведущая проблема года, пронизыва ющая музыкальные занятия в начальной школе. Рассмотрение жизненных связей песен, танцев и маршей и их вза имопроникновение. Древняя леген да про «трёх китов», на которых будто бы держится Земля. Мелодия, напев - важнейшая часть разных музыкальных жанров, «душа музыки».

«О чём говорит музыка» -  музыка выражает чувства чело века (радость, гнев, печаль, трево га и др.), различные черты харак тера (силу и мужество, нежность и мягкость, серьёзность и шутли вость),  создаёт музыкальные пор треты людей, сказочных персона жей и др.  Музыка изображает различные состояния и картины природы (звуки и шумы, пение птиц, журча ние ручья, грозу и бурю, колоколь ный звон и др.),  движение (поступь, шаг человека, движение поезда, конницы и др.). Взаимосвязь выразительности и изобразительности. Сходство и раз личие между музыкой и живописью.

  «Куда ведут нас «три кита» - путь введения в оперу, балет, сим фонию, концерт. Музыкальные образы в произведениях крупных форм. Общее и различное в характере песен, танцев, маршей из опер, бале тов, симфоний, концертов. Осознание выразительных средств музыки в том или ином художе ственном образе.

   «Что такое музыкальная речь»-  постижение своеобразия каждого музыкального произведения через особенности мелодики, темпа, дина мики, фактуры, лада, ритма, реги стра, тембра и т.д.  и опыт собствен ной исполнительской деятельности. Знакомство с простейшими музы кальными формами (одночастная, двухчастная, трёхчастная) на основе закономерностей детского восприя тия. Выразительные возможности рус ских народных инструментов, инстру ментов симфонического оркестра в создании музыкальных образов.

3 класс

   Учебный материал 3-го класса играет кульминационную роль, поскольку вво дит учащихся в искусство через закономерности музыки. Они получа ют представление об интонации как носителе смысла музыки, о раз витии музыки, о формах её построения и ведущих музыкальных жан рах - от песни, танца, марша до оперы, балета, симфонии, концерта. Интонация, развитие музыки, построение (формы) музыки - триа да, обозначающая ведущую пробле му года.

  1. Песенность, танцевальность, маршевость. Жанровые истоки сочине ний композиторов-классиков, народ ной, духовной музыки, произведе ний современности. Усвоение темы на знакомой учащимся музыке.
  2. Сходство и различие музыкальной и разговорной речи. Выразительные и изобразительные интонации Музыкальная интонация - «сплав» средств музыкальной выразитель ности. «Зерно-интонация».
  3. Импровизации с использованием «зерна-интонации» (вокальные, инструментальные, ритмические, пластические). Интонационная осмысленность исполнения с опорой на понимание того, что такое инто нация и как из неё вырастает мело дия.
  4. Композиторы выражают в своих произведениях развитие чувств чело века, переход от одного чувства, настроения к другому. Музыка - искусство, которое не существует вне времени и раскрывается перед слуша телем постепенно, в процессе разви тия. Приёмы исполнительского и композиторского развития в музыке.
  5. Повтор, контраст, вариационность - основные принципы развития в народной музыке и в произведени ях, сочинённых композиторами. «Зерно-интонация», тема и её разви тие в музыкальном произведении.

Средства музыкальной выразитель ности: мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад (мажор, минор) и т.д., их роль в развитии образного содержания музыки.

4 класс

Учебный материал 4-го класса даёт школьникам представление о компози торской и народной музыке, о музыке народов России, ближнего и дальнего зарубежья. Выявляют наци ональные особенности, характерные черты музыки того или иного народа (через тождество и контраст, сравнение, сопоставление уклада жизни, природы и пр.). Триединство «композитор – испол нитель – слушатель» - сквозная линия содержания программы 4-го класса. Обобщение первоначаль ных представлений и знаний о твор честве композиторов-классиков, о народной музыке разных стран, об исполнителях. Включение в занятия образцов музыкального фольклора (аутентич ного, подлинного н стилизованно го), духовной музыки, произведений «золотого фонда» русской классики, которые осваиваются в различных формах и видах музыкально-ис полнительской и творческой (сочи нение, импровизации) деятельности школьников.

  1. Богатство содержания русских народных песен, их жанровое мно гообразие (лирические, протяжные, былины, хороводные, обрядовые, солдатские, частушки и др.), особен ности музыкального языка. Детский музыкальный фольклор. Значение музыки в народных праздниках на Руси.
  2. «Академическая» и «народная» манеры исполнения. Певцы, ансамб ли, хоры. Известные исполнители – певцы, инструменталисты, дирижё ры, хоры, оркестры. Русские народ ные музыкальные инструменты (гусли, балалайка, рожок, гармонь и др.). Оркестр русских народных инструментов.

Интонационное родство музыки русских композиторов с народным музыкальным фольклором: общ ность тем, сюжетов, образов, приё мов развития.

Национально-региональный компонент.

    В настоящее время учитель музыки не сможет осуществлять полноценного развития музыкальных способностей учащихся вне обращения к лучшим образцам национального искусства. Заменяя и расширяя музыку, данную в программе важно знакомить учащихся с самобытной народной музыкой профессиональных и самодеятельных компонентов. Освоение национального музыкального материала в школе будет способствовать расширению музыкального кругозора учащихся, формированию уважительного отношения к музыке других народов, выявлению процессов взаимосвязей и взаимодействий культур. В процессе музыкальных занятий учащийся знакомится с тем, что между музыкой народной и композиторской имеются многочисленные связи, что на формирование и развитие национальной музыкальной культуры влияет искусство других стран и народов. Основная задача на этом этапе заключается в том, чтобы раскрыть детям красоту музыки разных народов, выявить характерные особенности народных композиторских произведений, раскрыть своеобразие и общность музыкальных культур.

Требования к уровню подготовки по Н.Р.К.

  1. Уметь выразительно и чисто исполнять несложные коми песни и попевки.
  2. Знать о песенном творчестве коми народа, видеть связь песен с повседневной жизнью человека.
  3. Иметь представление об игровом музыкальном фольклоре коми (песни-байки, песни - потешки, песни-сказки,..).
  4. Знать имена профессиональных композиторов коми края (А.Г.Осипова, Я.С.Перепелица, А.А.Рочев,  П.И. Чисталев,..).

    Тематика 2-4-го классов организована по четвертям. Некоторые незначительные изменения не затрагивают основное содержание про граммы и вызваны объективными условиями её реализации в совре менной российской школе.

«Матрица» УУД
по предмету «Музыка» 1-4 класс
(из ожидаемых результатов ФГОС  и примерной программы):

результат

Характеристика в ФГОС

Личностные 

  1. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ори ентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  2. широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  3. учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
  4. ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на са моанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требовани ям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, ро дителей и других людей;
  5. способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  6. основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осоз нания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства со причастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственно сти человека за общее благополучие;
  7. ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  8. знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение
  9. развитие этических чувств
  10. эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
  11. установка на здоровый образ жизни;
  12. основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  13. чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отече ственной художественной культурой.

Регулятивные

  1. целеполагание как постановка учебной задачи на осно ве соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  2. планирование — определение последовательности про межуточных целей с учетом конечного результата; составле ние плана и последовательности действий;
  3. прогнозирование — предвосхищение результата и уров ня усвоения знаний, его временных характеристик;
  4. контроль в форме сличения способа действия и его ре зультата с заданным эталоном с целью обнаружения отклоне ний и отличий от эталона;
  5. коррекция — внесение необходимых дополнений и кор ректив в план и способ действия в случае расхождения эта лона, реального действия и его результата;
  6. оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
  7. саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные

  1. осуществлять поиск необходимой информации дня выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая элек тронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контро лируемом пространстве Интернета;
  2. осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  3. использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.  (С точки зрения предмета «Музыка»   самым близким является понятие моделирование.  Мелодия – это мысль, выраженная в знаково-символическом виде, т.е. с помощью звуков. Именно, в интонационном зерне  кроется основная идея всего  музыкального произведения. Соответственно, слушая музыкальное произведение на уроке, необходимо,  прежде всего, обращать внимание на интонационный анализ. Музыкальная интонация – способ самовыражения человека, способ передачи информации эстетического, этического и нравственно-морального содержания, способ общения между людьми. Интонация – это зерно смысла заложенного композитором. В интонации заложена оценка человеком окружающего мира и самого себя и способ передачи этой оценки другим людям. На основе этой мысли возникает музыкальный образ. Особая ценность музыкального образа в том, что он возникает в воображении, поэтому у каждого человека получает свое особое воплощение):
  4. строить сообщения в устной и письменной форме;
  5. научиться основам смыслового восприятия художественных и познавательных музыкальных произведений, выде лять существенную информацию из муз. произведений разных жанров
  6. осуществлять анализ музыки с выделением существенных и несущественных при знаков;
  7. осуществлять синтез как составление целого из частей;
  8. проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  9. устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  10. строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  11. обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  12. осуществлять подведение под понятие на основе распознавания средств музыкальной выразительности, выделения существенных признаков и их синтеза;
  13. устанавливать аналогии.

коммуникативные

  1. использование речи для регуляции своего действия;
  2. активное слушание музыкальных произведений, анализ и обсуждение услышанного;
  3. способность вести диалог;
  4. способность встать на позицию другого человека;
  5. участие в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни;
  6. продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
  7. участие в коллективном обсуждении проблем.

Планируемые результаты

научится

Получит возможность научиться

Личностные

1.Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

  1. размышлять об истоках возникновения   музыкального искусства;                        
  2. наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы;
  1. расширять   музыкальный  кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни современного социума;

2.Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реали зация творческого потенциала в процессе коллективного (индивиду ального) музицирования.

  1. участвовать в коллективном пении, вовремя начинать  и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты;
  2. умение работать с учебником по музыке;
  1. участвовать  в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи;
  2. умение работать с учебником по музыке;

Предметные

  1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии

  1. проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость;
  2. понимать  степень значения роли музыки в жизни человека.
  3. выявлять характерные особенности  жанров: песни, танца, марша; определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);
  4. различать тембры музыкальных инструментов;

  1. пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью;
  2. воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умению внимательно слушать;
  3. узнавать на слух основную часть произведений;

  1. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края

  1. ориентироваться     в  музыкально- поэтическом    творчестве, в  многообразии  музыкального    фольклора    России,   в  том  числе  родного   края,   сопоставлять    различные    образцы   народной и профессиональной    музыки;
  2. ценить  отечественные    народные музыкальные    традиции;
  3. пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью;

  1. осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии, проникнуться чувством сопричастности к  природе, добрым отношением к ней.
  2. реализовывать      творческий     потенциал,  осуществляя собственные   музыкально - исполнительские   замыслы   в   различных   видах   деятельности;
  3. знать название русских народных инструментов и их внешний вид, своеобразие их интонационного звучания, народные инструменты народа Коми; определять на слух звучание народных инструментов;
  4. различать жанры народных песен – колыбельные, плясовые, их характерные особенности;  
  5. знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции, праздники;

3.Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности

  1. накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса
  2. понимать термины: мелодия и аккомпанемент. Что мелодия – главная мысль музыкального произведения;
  3. сопоставлять  народные и профессиональные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия.

  1. обогащению индивидуального музыкального опыта;
  2. воплощению собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов;
  3. определять названия профессиональных инструментов ,выразительные и изобразительные возможности этих инструментов

4.Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению

  1. внимательно слушать музыкальные  фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших  литературных фрагментах;
  2. определять  смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель»;
  3. узнавать изученные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным  музыкальным сочинениям, явлениям,

  1. определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;
  2. эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление

5.Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнения вокально-хоровых произведений, в импровизации

  1. определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок;
  2. принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности;
  3. участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковысотности мелодии движением рук;
  4. выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера.

  1. передавать настроение музыки в пении;
  2. откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.
  3. исполнять, инсценировать песни.
  4. передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки.

Метапредметные

  1. Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  1. использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках; 
  2. выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;
  3. приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.

  1. выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;
  2. выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах;
  3. приобретать (моделировать) опыт музыкально- творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание; найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения песни;
  4. владеть элементами алгоритма сочинения мелодии;
  5. ориентироваться в нотном письме как графическом изображении типичных интонационных оборотов;

2.Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.

  1. самостоятельно   выполнять упражнения;
  2. участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

  1. видеть взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различных  явлениях жизни;
  2. узнавать музыкальные инструменты по изображениям,  участвовать в коллективном пении, вовремя начинать  и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты;
  3. оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

№п/п

Наименование раздела (темы)

Всего часов

УУД

Мониторинг

1.

«Звучащий образ Родины»

9

Л -  1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13

Р -  1,2,3,4,5,6,7

П – 2,3,5,6,8

К – 1,2,3,4,5,6,7

Проводится 2 раза в год.

Входной (в начале года) и итоговый (в конце года)

2.

«Как можно услышать музыку»

7

Л -  1,2,3,4,5,7,8,9,10,11,12,13

Р -  1,2,3,4,5,6,7

П – 2,3,5,6,8

К – 1,2,3,4,5,6,7

3.

«Что может музыка»

9

Л -  1,2,3,4,5,7,8,9,10,11,12,13

Р -  1,2,3,4,5,6,7

П – 2,3,5,6,8

К – 1,2,3,4,5,6,7

4.

«Как можно услышать музыку»

8

Л -  1,2,3,4,5,7,8,9,10,11,12,13

Р -  1,2,3,4,5,6,7

П – 2,3,5,6,8

К – 1,2,3,4,5,6,7

Поурочное планирование

1 класс

Дата,

наиме- нование раздела (темы)

уро

ка

Тема урока

(Проблемный контекст урока)

Музыкальный материал

Региональ

ный компонент

Предметные умения

«Звучащий образ Родины»

1 четверть

Сентябрь - октябрь

1

«Музыка в окружающей жизни»

Песни об осени, о школе, о первоклассниках

Кабалевский «Школьные годы, «Первый класс», М.Красев «Падают листья», «Песня о школе»

-Передавать настроение в музыке о школе и детях, об осени.

-Осознать роль музыкального искусства в жизни вообще и в каждого человека.

2

 «Звучащий образ Родины»         (дом, земля-кормилица, матушка-Россия)

А.Александров сл.С.Михалкова «Гимн России». «Во поле березонька стояла» (р. н. п); В.Баснер «С чего начинается Родина»; Струве Г. «Моя Россия»

-Уметь переживать, мыслить, чувствовать, слушая и исполняя музыку                              -Находить интонации для характеристики слов и выражений.

3

«Колыбельная песня»

(колыбельность - начало познания музыки и жизни)

Русские народные и композиторские колыбельные песни (презентация)

-Выявить музыкальные интонации из речевой праосновы.

-Выявить жанровое начало (песня) как способ передачи состояния человека.

4

«Родные корни, родной музыкальный язык»

(интонирование и озвучивание народных загадок, пословиц, закличек, скороговорок)

«Звучат чипсаны»,«Коми частушки»,«Веселые наигрыши» Я.Перепелица, «Козйо, козйо», «Оленек»,«Северные пимы»  Мастеница

-Знать названия коми нар. инструментов и уметь различать их по тембру.

-сопоставлять народные

и профессиональные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия.

5

«Родные корни, родной музыкальный язык»

(интонирование и озвучивание народных загадок, пословиц, закличек, скороговорок)

Я.Перепелица фрагменты из балета «Яг- Морт», Вавилина «Что такое Родина?»

-внимательно слушать музыкальные  фраг-менты и находить хара-ктерные особенности музыки в прозвучавших  литературных фрагмен-тах                                                   -ориентироваться  в му-зыкально-поэтическом    творчестве, в  много-образии  музыки  родно-го   края,   сопоставлять    различные    образцы   народной и профес-сиональной    музыки;

6

«Былина» Былинность как художественное явление, через которое можно по-иному почувствовать время.

Былины «Про Добрыню», «О Вольге и Микуле», М.Глинка «Первая песня Баяна».

-Умение озвучивать ситуации в рамках творческих заданий.

 -Проникновение в понятие «музыкально- поэтическое» через прикосновение к жанру былины.

7

«Русские народные инструменты»
познакомить с тембрами народных инструментов (гармошка, баян, балалайка, бубен, рожок, ложки).

Агафонникова «Музыкальные загадки», муз. Г.Левкодимова, ст.Э.Костиной  «Весёлые инструменты», «Саратовская гармоника», «Во кузнице» (трио рожечников), «Плясовые наигрыши» (береста, ложки, гусли, жалейка), «Пойду ль я, выйду ль я» (балалайка, баян).

-Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению

 -передавать настроение музыки и его изменение: в пении, му зыкально-пластическом движении, игре на музыкальных ин струментах

-Знать названия р.н.инструментов и уметь различать их по тембру. 

-сопоставлять  народные и профессиональные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия.

8

«Русские народные инструменты»

9

«В мире сказочных мелодий русских композиторов. Безграничные возможности музы ки в отображении внутреннего мира человека и окружающей жизни. Способность музыки описать, нари совать, выразить, передать состоя ние и т. д., интонации и обобщённое обозначение их в условной записи, в поэтическом слове, рисунке, линии, пятне.

А. Лядов «Кикимора», Сказание о кикиморе, Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой «Пестрый колпачок».

-Учатся слушать и слышать музыку

 -Передавать настроение музыки

и его изменение: в пении, му зыкально-пластическом движении

-Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в рисунке

«Как можно услышать музыку»

2 четверть ноябрь - декабрь

1

Идем в поход.
Процесс создания музыкально- поэтического произведения, сказки, музыкально-звуковой картины, про никновение в суть характеров созда ваемых персонажей, нахождение и выражение в них типического.

Лядов «Колыбельная Кикиморы», «Ежик» (пьеса), «Песня про ежика»,«Падают листья» М.Красева ,муз. Гр.Фрида, сл. А.Бродского «Ветер».

-наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы;       -определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;               -внимательно слушать музыкальные  фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших  литературных фрагментах;

2

Музыкальные краски осени Безграничные возможности музы ки в отображении внутреннего мира человека и окружающей жизни. Способность музыки описать, нари совать, выразить, передать состоя ние и т. д., интонации и обобщённое обозначение их в условной записи, в поэтическом слове, рисунке, линии, пятне.  

А.Вивальди. Концерт для скрипки с оркестром «Осень» «Осенняя песня» П.Чайковского, песня про осень

-наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы; эмоционально        

-откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в рисунке

-выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера.

3

«Складываем, сказываем, сочиняем…» Музыкальная сказка        Процесс создания музыкально- поэтического произведения, сказки, музыкально-звуковой картины, про никновение в суть характеров созда ваемых персонажей, нахождение и выражение в них типического.

Играем в сказку «Дед и репка»

-участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;   -принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности;                    -откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.                        -исполнять, инсценировать песни.

4

Поход в музыкальный зоопарк.
Проникновение в суть характеров создаваемых персонажей, нахождение и выражение в них типического.

К.Сен-Санс «Карнавал животных» («Кукушка в глубине леса», «Королевский марш льва», «Упрямцы с длинными ушами», «Куры и петух»).

-Осознание того, что музыка умеет изображать характеры животных и птиц.                              -внимательно слушать музыкальные  фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших  литературных фрагментах;                 -определять  смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель»;

5

Детская жизнь, подслушанная и отражённая композиторами в своих произведениях Детская жизнь с её типическими ситуациями, взаимоотношениями,проявлениями чувств, поведением, юмором, радостями и печалями, играми

«Песня о цирке». «Я по ступень-кам поднимусь» - распевка. «Чудесные артисты». «Клоуны» Д.Кабалевского

Детские песни коми композиторов

-определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;               -передавать настроение музыки и его изменение: в пении, му зыкально-пластическом движении                         -участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

6

Детская жизнь в произведе-ниях компози-торов. Идём в концертный зал Дом и музыка композитора.

Биографические заметки: детство, черты личности, учителя, мысли о музыке и жизни.

Почему мы любим Чайковского.

П.Чайковский, «Детский альбом»

Детские песни коми композиторов

-выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;     - определять  смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель»;                     -эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление                      -определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;

7

«Сказку сказываем…» (создание музыкально-звуковой кар-тины)           Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека

Чайковский, «Зимнее утро»    из «Детского альбома»,                  попевка «У оле-ня»,  «Вальс», «Зимушка - зима», новогодние песни

-Передавать настроение музыки и его измене-ние: в пении, му зыкально-пластическом движении ;

-наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы;

«Что может музыка»

1

«Что может музыка» Услышать мелодию в музыке - узнать мысли и чувства человека.

П.И.Чайковский «Щелкунчик» (фрагменты: «Марш», «Галоп», «Вальс снежных хлопьев», «Танец феи Драже», «Китайский танец», «Вальс цветов»).

Песни коми композиторов

-выявлять характерные особенности  жанров: песни, танца, марша; определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);                              - накопление музыкально-слуховых представлений и воспитание художественного вкуса

2

Зима в музыке Безграничные возможности музы ки в отображении внутреннего мира человека и окружающей жизни.

А.Вивальди «Зима» (из цикла «Време-на года»), Р.Шуман «Дед Мороз».

-эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление                    -определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;

3

Музыка и движения   Опыт освоения музыкального языка - характер, темп, мелодия, ритм.

Р.Шуман «Смелый наездник», «Кавалерий-ская» «Игра в лошадки»

-откликаться на характер музыки пластикой рук, ритми-ческими хлопками.         -определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;

4

Где живут ноты           Опыт освоения музыкального языка - характер, темп, мелодия, ритм.

В.Герчик, сл.Н.Френкеля «Нотный хоровод», муз. В. Дроцевич, сл. В.Сергеева «Семь подружек».

-выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера.

5

Музыка передаёт характер сказочных героев Способность музыки описать, нари совать, выразить, передать состоя ние и т. д., интонации и обобщённое обозначение их в условной записи, в поэтическом слове, рисунке.

В.Кикта «Баба Яга» (песенка-дразнилка), «Баба Яга», обработка М.Иорданско-го, Презентация «Страшные сказки»

Блинникова, Сюита «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

-использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках;    -определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;

6

Русские обряды – Масленица  Выражение человеком в музыке отношения к силам природы, своей связи с ними. Русские обряды: народные песни и игры, посвящённые весеннему обновлению жизни, сочинение песенки для мамы.

Русские народные песни «Весна-красна», «Едет Масленица», «Блины»

-передавать настроение музыки и его изменение: в пении, му зыкально-пластическом движении                        -ценить  отечествен-ные    народные музыкальные    традиции;

7

Природа просыпается. Весна в музыке  Выражение человеком в музыке отношения к силам природы, своей связи с ними. 

Э.Григ, «Весной». П.Чайковский, «Март», «Апрель» из «Времён года»

-наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы;          -понимать  степень значения роли музыки в жизни человека.

8

Музыка и стихи о маме, бабушке. Процесс создания музыкально- поэтического произведения, сказки, музыкально-звуковой картины, про никновение в суть характеров созда ваемых персонажей, нахождение и выражение в них типического.

«Глупый поросенок», «Из бабушкиных воспоминаний», оркестр «Семеновна» «Песня про маму», «Песня про бабушку».

-ценить  отечественные    народные музыкальные    традиции;                        -понимать  степень значения роли музыки в жизни человека.

9

Мелодии и краски пробуждающейся природы в жизни человека Выражение человеком в музыке отношения к силам природы, своей связи с ними. Русские обряды: народные песни и игры, посвящённые весеннему обно-влению жизни.

Пение птиц. «Воробьиная песня» «Утиные истории», «Танец утят»

-принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности;                  -участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковысотности мелодии движением рук;

«Как можно услышать музыку»

1

В детском музыкальном театре (балет) Услышать мелодию в музыке - узнать мысли и чувства человека.

Фрагменты из балета П.И.Чайковско-го «Щелкунчик»

-проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость;                 -внимательно слушать музыкальные  фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших  литературных фрагментах;

2

В детском музыкальном театре (опера) Воссоздание какой-либо из сторон музы-кально-творчес-кой деятельно сти, уходящей корнями в народ-ное творчество: сказываем, складываем, сочиняем.

Сказка на новый лад «Волк и семеро козлят», В.Савельев «Мир, в котором ты живешь»

-приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.                         -принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности;

3

Легко ли стать музыкальным исполнителем? (Симфония) Процесс создания музыкально- поэтического произведения, сказки, музыкально-звуковой картины, про никновение в суть характеров созда ваемых персонажей, нахождение и выражение в них типического.

С.Прокофьев «Петя и волк» - слушание сказки, Б.Савельев «Мир, в котором ты живешь»

-приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.                         -участвовать в коллективном пении, вовремя начинать  и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты;

4

Легко ли стать музыкантом?   В размышлениях, слушании и исполнении детьми музыкальных сочинений акцентируется внимание на том, что такое музыка, музыкант.

И.Бах «Прелюдия и фуга До-мажор», муз. В.Дементье-ва, сл. И. Векшегоновой «Необычный концерт».

-понимать  степень значения роли музыки в жизни человека.                -проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость;

5

Музы не молчали…                В размышлениях, слушании и исполнении детьми музыкальных сочинений акцентируется внимание на любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям.

Александров «Священная война». Тухманов «День победы». Г.Струве «Моя Россия»

Песни о РК, о Сыктывкаре.

-ориентироваться     в  музыкально- поэтическом    творчестве, в  многообразии  музыкального    фольклора    России,   в  том  числе  родного   края,   сопоставлять    различные    образцы   народной и профессиональной    музыки;

6

На концерте. Музыкальная прогулка по выставке   Воссоздание какой-либо из сторон музыкально-творческой деятельно сти, уходящей корнями в народное творчество: сказываем, складываем, сочиняем.

М.Мусоргский, цикл «Картинки с выставки» (фрагменты «Богатырские ворота», «Баба Яга», «Балет невылупивших-ся птенцов»)

-внимательно слушать музыкальные  фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших  литературных фрагментах;                     -принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности;

7

Что значит услышать музыку?
Цель: обобщение темы года.

А.Вивальди, Концерт для скрипки с оркестром «Весна». Слушание и пение по выбору учащихся и учителя

-внимательно слушать музыкальные  фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших  литературных фрагментах;                     -принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности;

8

Резервный урок.

МОНИТОРИНГ

Мониторинг – научно обоснованное диагностико - прогностическое слежение за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора задач, средств и путей их решения.

Мониторинг – это непрерывные контролирующие действия в системе «учитель-ученик», позволяющие наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижения ученика от незнания к знанию.

     В содержание мониторинга входит:                                                                                                   -определение воспитательного потенциала коллектива;                                                                    -отслеживание, установление реальных условий развития личности каждого ребенка.

Этапы мониторинга.

1этап. Нормативно – установочный.

Цели и задачи:

  1. выявление диапазона учащихся и степень интонационной возможности каждого ученика.
  2.  выявление слуховой памяти учащихся, а также тембрового слуха.
  3. выявить степень ориентации учащихся в жанрах музыки, объем эмоционального словаря, уровень музыкальных предпочтений детей.

                 Критерии мониторинга обученности:

  1.  правильность
  2. осознанность
  3. личностный рост учащегося;

   Для определения уровня и качества знаний, умений и навыков на уроках музыки используется тест, занимательные компьютерные задания, исполнение песенного материала, как группой, так и сольно, слуховые диктанты. Текущий контроль осуществляется в соответствующих формах по видам музыкальной деятельности на уроках музыки:

  1. Слушание (слуховые навыки)
  1. внимательно слушать музыкальные  фрагменты и находить характерные особенности музыки;
  2.  различать тембры музыкальных инструментов;
  3. определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;
  4. выявлять характерные особенности  жанров: песни, танца, марша; определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);
  1. Пение (вокально-хоровые навыки) 
  1. выразительно исполнять песню;
  2. определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок;
  3. Понимает основные дирижёрские жесты;
  4.  передавать настроение музыки в пении;
  1. Ритмическая координация
  1. передавать настроение музыки в пластическом движении, пении;
  2. откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.

2 этап .  Аналитико- диагностический.

 В своей работе для размещения и обработки можно использовать следующий вариант таблицы:

класс

Слуховые навыки

Вокально - хоровые навыки

Ритмическая координация

1.

На начало года

На конец

года

         

Для контроля обученности учащихся проводится итоговый тест. Например:

  1. Примерный тест для учащихся 1 класса.

Процедура организации тестирования.

1. Учитель заполняет сведения теста ( класс, фамилию, имя учащегося). Листки    раздаются детям.

2. Учитель объясняет учащимся, что отвечать на вопросы нужно письменно, после звучания музыки, подчеркивая ответ на вопрос.

3. Последовательность заданий:

1) Звучат в записи последовательно три фрагмента. После звучания каждого из них дети подчеркивают верные, по их мнению, ответы.

«Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского;

 «Скворушка прощается» Т.Попатенко;

«Вальс» П.И.Чайковского из «Детского альбома».

2) Звучат те же фрагменты в той же последовательности. После каждого произведения учитель читает словесные определения, данные в тексте.

    Дети подчеркивают те, по их мнению, передают характер и настроение произведения.

3) Вопрос к учащимся: «Какое из произведений понравилось больше всего?» Учащиеся подчеркивают нужную цифру.

4) Вопрос к учащимся: «Что тебе больше всего нравится делать на уроках музыки?» Учащиеся подчеркивают выбранные ими виды деятельности.

                                         

Тест

Фамилия, имя учащегося __________________________класс__________

1.   а)  ПЕСНЯ        б) ПЕСНЯ        в) ПЕСНЯ

           ТАНЕЦ            ТАНЕЦ            ТАНЕЦ

           МАРШ            МАРШ            МАРШ

2.      а) ЗАДОРНО    РИТМИЧНО    ГРУСТНО     ЭНЕРГИЧНО

         б) ЛАСКОВО    ПЕЧАЛЬНО    ГРОЗНО   НЕЖНО

          в)РАДОСТНО   ТЯЖЕЛО    ПЛАВНО   СВЕТЛО

3.         1                     2                            3

4.   ПЕТЬ       ТАНЦЕВАТЬ       МАРШИРОВАТЬ      СЛУШАТЬ  МУЗЫКУ

             

5.     Выберите верное утверждение:

 а) Композитор – это тот, кто сочиняет музыку.                                                                           б) Композитор – это тот, кто играет и поет музыку.                                                                   в) Композитор – это тот, кто внимательно слушает  и понимает музыку.

            6.      Выберите верное утверждение:

 а) Исполнитель – это тот, кто сочиняет музыку.                                                                        б) Исполнитель – это тот, кто играет и поет музыку.                                                                           в) Исполнитель – это тот, кто внимательно слушает  и понимает музыку.

            7.       Найдите лишнее:

Народные инструменты – это…                                                                                                    а) флейта                                                                                                                                         б) гусли                                                                                                                                           в) дудка

             8.         Какие средства в своей работе использует:                                                                            1) Поэт                                а) краски                                                                                                    2) Художник                       б) звуки                                                                                                            3) Композитор                    в) слова

  1. Исполнение песенного материала

Процедура организации исполнения песни.

  1. Предложить исполнить песню по группам.
  2. Проследить за соблюдением вокально – хоровых навыков.
  3. Отметить в процентах в таблице.
  1. Ритмическая координация
  1. Предложить выполнить музыкально – ритмические  движения под музыку или песню по группам.
  2. Проследить за правильностью и осознанностью выполнения задания.
  3. Отметить в процентах и оценить в приложенной таблице.

3 этап .  Прогностический.

Разработка плана действий. Например: группа детей (можно указать фамилии) не усвоила тему (название темы), планирую провести дополнительную работу (перечислить упражнения, приёмы.)

4 этап.  Деятельностно - психологический.

Выполнение запланированного.

5 этап.   Промежуточно- диагностический.

Скорректировать план действий:

1)     Конкретизация задач с учётом достигнутого уровня.

2)     Определение способа реализации этих задач.

3)     Устранение причин тормозящих развитие.

4)     Предположение о возможных затруднениях и путях их решения.

6 этап.  Итогово- диагностический.

Определить эффективность.

1)     Сбор информации для оценки нынешнего состояния объекта.                                           2)     Сравнение результатов с первоначальными.                                                                               3)     На основе логического анализа сделать вывод об эффективности работы.                         4)     Сделать вывод о соответствии полученного результата и цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 5-9 по новым ФГОС

Рабочая программа по математике 5-9 отвечает требованиям новых ФГОС...

Рабочая программа по музыке для детей с ОВЗ ФГОС 1-2 класс

Рабочая программа по музыке для детей с ОВЗ ФГОС 1-2 класс (лёгкая степень умственной отсталости...

Рабочая программа к УМК FORWARD-2 по новым ФГОС

Рабочая программа к УМК FORWARD-2 по новым ФГОС...

"Рабочая программа к УМК Rainbow English 5 класс" с учетом новых ФГОС (по конструктору)

Рабочая программа по английскому языку для обучающихся 5 классов составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном г...

Рабочие программы 2022-2023 учебный год по новым ФГОС для 1 - 4 и 5 - 6 классов

При создании рабочей программы учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы з...

Рабочая программа по математике 6 кл. по новым ФГОС-21

Рабочая программа составленна в конструкторе...

Рабочая программа вероятность и статистика 7кл. по новым ФГОС-21

Рабочая программа составлена в конструкторе...