Главные вкладки

    Принципы и методы "Педагогики искусства", применяемые на уроках музыки.
    статья по музыке по теме

    Чубун Татьяна Владимировна

    Как же достичь , как сделать так, чтобы урок музыки взволновал ребенка, доставил ему радость общения с искусством? Как добиться такого своеобразия, многоликой обобщенности и в то же время конкретности, которые давали бы пищу для развития творческого начала, образного мышления у каждого ребенка, учитывая его художественный и жизненный опыт, склонности и способности?Существуют ли в современной педагогике механизмы запуска процесса приобщения ребенка к искусству, формирования эстетического, неотчужденного внимания к художественным произведениям?

    Да, есть такой принципиально новый механизм вхождения в любой вид искусства, в смысл художественных произведений – это «Педагогика искусства», разработанная доктором педагогических наук Л.П. Масловой и взята на вооружение российскими школами.

     В статье отражены основные методы и приемы использования технологии "Педагогика искусства", применяемые на уроках музыки.

    Благодаря новым технологиям и методикам «Педагогики искусства» стало возможным совместное творчество учителя и ученика и путь художественного познания мира, стал путем познания самого себя.  

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie_na_rayonnom_seminare_uchiteley_muzyki.doc48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление на районном семинаре учителей музыки

    учителя музыки МОУ СОШ № 3 г.Амурска

    Чубун Татьяны Владимировны

    по теме: «Принципы и методы «Педагогики искусства», применяемые на уроках музыки»

    Предметы эстетического цикла, занятия по дополнительному образованию играют немаловажную роль в образовании души, которая обязана трудиться как у учеников, так и у учителя. Наши уроки и занятия – это постоянное общение. Общение между музыкой – учителем – детьми; композитором – исполнителем – слушателем; актером – зрителем – художником.

    Свою воспитательную роль искусство может выполнить только в том случае, если учащийся получает радость от общения с ним. Для нас, учителей музыки, мало дать сумму знаний, надо создать атмосферу увлеченности, заинтересованности, завоевать детские сердца и души.

    Как же достичь этого, как сделать так, чтобы урок взволновал ребенка, доставил ему радость общения с искусством? Как добиться такого своеобразия, многоликой обобщенности и в то же время конкретности, которые давали бы пищу для развития творческого начала, образного мышления у каждого ребенка, учитывая его художественный и жизненный опыт, склонности и способности?

    В современное время происходит глобальное отчуждение человека от искусства, а искусство массовое переместилось на первое место. Ребенок отчужден от искусства уже потому, что взрослый сам отчужден от него. К сожалению, в последнее время в педагогической практике наблюдается большой разрыв между возможностями искусства и ее результатами. Стал намечаться крен в сторону усвоения знаний, умений, навыков, а оценка деятельности учителя на уроке – по количеству усвоенного материала. Необходимость знаний, умений, навыков в области разных видов искусства не вызывает сомнений. Но закономерен вопрос: «А для чего нужны эти знания? Смогут ли они перерасти в потребность школьника общаться с искусством, послушать музыку, пойти в театр, взять в руки книгу?»

    В то же время, всё большие симпатии специалистов завоевывает мысль о том, что искусство не столько предмет, сколько метод обучения на уроке, что главное не что усвоил, а что испытал ребенок, общаясь с искусством. Если искусство не прочувствовано душой, то оно не усвоено.

    Существуют ли в современной педагогике механизмы запуска процесса приобщения ребенка к искусству, формирования эстетического, неотчужденного внимания к художественным произведениям? Да, есть такой принципиально новый механизм вхождения в любой вид искусства, в смысл художественных произведений – это «Педагогика искусства», разработанная доктором педагогических наук Л.П. Масловой и взята на вооружение российскими школами.

    «Педагогика искусства» отвечает всем требованиям гуманистической педагогики, так как в центре ее всегда человек – ребенок. А музыка – это средство для развития ребенка, а не цель. В традиционной педагогике музыка была целью, отсюда большое место отводилось ЗУНам, и целью деятельности ее было научить петь, дать знания о музыке, творчестве и о жизни композиторов, привить навыки в пении и слушании.

    Постижение мира – задача всей жизни человека. А как познать мир? Через чувства. Цель жизни ребенка – познание окружающего мира. Маленький ребенок – лишь потенция Человека, он должен им еще стать. И пока человек формирует себя – он образовывается. Образование – это процесс и результат складывания своего образа – Я. А без образа? Безобразие! Безобразно! Содержанием такого образования или сущностным ядром является сам ребенок, а формирующее средство – творческая деятельность, художественный процесс, в котором ребенок создает свою картину жизни. В этом обретении себя и есть смысл и цель нашего учительского труда.

    Какова же роль искусства как искусства постижения себя, соседа по парте и всего мира? Прожить жизнь в искусстве, в произведении и, чем больше прожито жизней в искусстве, тем больший жизненный опыт он приобретет и адаптируется в обществе, в жизни. Поэтому урок музыки – это урок не развлекающий, а урок развивающий. Творчество на уроке – это скорее процесс, поиск, нежели результат. Творчество ученика – это свобода, нестереотипная видение мира, это шаг в незнаемое, отступление от нормы, расширение духовного пространства каждого.

    Каковы же основные методические принципы использования технологии «Педагогика искусства», применяемые на уроках музыки?

    1. Отказ от примитивной логики и опора в общении с искусством на художественно-образной сфере.
    2. Опора на принципы интегрированного использования разных видов искусства.
    3. Деятельно-практический подход к каждой теме урока в освоении законов искусства, его языка – это проявляется в творческих работах учеников: они рисуют музыку, пишут стихи, создают образ в пластике.
    4. Формирование понятий путем накопления зрительного, слухового опыта, накопление ассоциаций, образных характеристик, чувственных ощущений, опора на жизненный опыт учащихся.
    5. Опора во всех формах общения с искусством на принципы художественной педагогики, а именно: цельность, образность, интонационность, ассоциативность, импровизационность. Это проявляется:

    а) в построении урока-образа;

    б) в форме ведения урока и способе общения с учащимися;

    в) в особой интонационной атмосфере урока;

    г) в организации восприятия художественных произведений и проживания образа.

    Технология как система методических приемов на уроках музыки включает в себя способы деятельности учащихся и методы организации учебно-воспитательного процесса учителя:

    1. интонационный анализ художественных произведений;
    2. переинтонирование образа через постановку различных художественных задач;
    3. переинтонирование образа на язык смежного вида искусства (перевод в другую модальность);
    4. наблюдения и сравнения;
    5. метод игры, драматизация, театрализация;
    6. метод полифонизма деятельности;
    7. выход на внемузыкальные сферы, сопряженный с проведением аналогий, сравнений;
    8. организация диалогов разных уровней (автор – учитель – ученик, диалог с самим собой, учащийся – соклассник и т.д.);
    9. метод творческих заданий;
    10. партитура вопросов;
    11. метод контраста и неожиданностей.

    На всех этапах работы с учащимися идет целостное проживание художественного произведения. Ученик чувствует себя то в роли композитора, художника, писателя, то исполнителя (певца, актера, танцора), то занимает место слушателя, зрителя, читателя.

    Технологию работы по формированию эстетического отношения к произведениям искусства можно рассмотреть на примерах выполнения учащимися творческих заданий, где обозначенные методы используются комплексно:

    1. Задание: «Какая ты, музыка? Как ты звучишь?» Цель: постижение музыки как энергетического поля композитора, выход на волновое единство с композитором. Задание носит характер диалога.
    2. Задание: «Чей это портрет?» Цель: ассоциативное мышление, развитие интонационного слуха выполняется через другой вид искусства – живопись.
    3. Задание на представление о творческом своеобразии различных авторов. Цель: почувствовать интонационную природу музыки и поэзии, а так же своеобразие интерпретаций одного текста, например, стихотворения М. Лермонтова «Горные вершины», романсов Варламова, Рубинштейна, картин художников Н. Рериха и Куинджи.
    4. Задание на рассмотрение действия механизма синестезии, то есть определение цвета, материала, фактуры каждой ноты гаммы, почувствовать ее объем.
    5. Задание на осознание жизненного содержания сонатной формы. Задание требует обобщения жизненного и художественного опыта подростка.
    6. Задание, связанное с осознанием выразительного значения живописи. Цель: как и музыка, живопись – не изображает, а выражает отношение, главное – чувство автора.
    7. Задание на использование театральных элементов для проживания художественного произведения. Цель: выполнить элементы драматизации, упражнения-импровизации, ощутить выразительность материала, как чувствует характер персонажа художник, почему он выбирает определенный материал для своих героев.

    Благодаря новым технологиям и методикам «Педагогики искусства» стало возможным совместное творчество учителя и ученика и путь художественного познания мира, стал путем познания самого себя. «Многое меняется – сердце остается одно», - в этих словах Ф. Достоевского образно дано важное направление педагогической деятельности учителя музыки. Все можно изменить… и сценарий урока, и музыкальный материал, и метод, но важно одно – путь учителя лежит к сердцу ребенка, и через сердце ребенка к диалогу с ним.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок музыки. Тема урока: Можем ли мы увидеть музыку? (Мужественные, героические образы в искусстве)

    Тема урока: «Можем ли мы увидеть музыку?».               На первый взгляд эти два вида искусства (музыка и живопись),  с...

    Современные образовательные технологии, применяемые на уроках музыки

    Современное образование выходит на более высокий технологический уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, что связанно, прежде всего, с отказом от традици...

    Задачи, методы и принципы музыкального обучения на уроках музыки

    Задачи музыкального обучения на уроках музыки.Обучение на уроках музыка должно быть:1. обучающим;2. развивающим;3. воспитывающим.Обучающий момент включает в себя цели, методы и принципы музыкальн...

    Современные образовательные технологии, применяемые на уроках музыки.

    Современное образование выходит на более высокий технологический уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, что связанно, прежде всего, с отказом от традиционного обучения и воспитания.Та...

    Технологическая карта урока музыки в 5 классе. Тема урока: «Что роднит музыку и изобразительное искусство…»

    Задачи урока:1.    Образовательные - Показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;Развивающие –1....

    Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

    Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...

    Урок музыки в 5 классе. "Портрет в музыке и Изобразительном искусстве. Скрипка" Программа по музыке Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

    Слайд № 1. Тема урока .Слайд № 2-3 К какому жанру изобразительного искусства относятся эти картины? Что на них изображено?Слайд № 4. Проблема урока.Слайд № 5.На картине Ботиччини один из ангелов играе...