Развитие процессов восприятия музыки.
статья по музыке по теме
Этот материал взят как подведение итогов прохождения курсов, в него включены материалы из книги Г.П.Сергеевой "Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях" и собственные методические воззрения на эту проблему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие процессов восприятия музыки
Повышая квалификацию на курсах в педагогической академии у Г.П.Сергеевой, большое внимание было уделено развитию процессов восприятия музыки. Это одна из наиболее перспективных технологий в области музыкального обучения.
Восприятие музыки-процесс музыкального мышления, целостное, эмоционально-осознанное и личностно-окрашенное познание содержания, смысла музыкального произведения. Музыкальному восприятию свойственны: эмоциональность, целостность, образность, осмысленность, ассоциативность.
Ученые-психологи выделяют три стадии процесса восприятия музыки. Первая стадия-первое знакомство с музыкальным произведением, первые впечатления о музыкальном образе. Воспринимая произведение в первый раз, малоподготовленный слушатель получает лишь общее представление о музыкальном образе. Задача учителя на этом этапе восприятия музыки помочь ребенку найти свое отношение к музыкальному произведению, понять, какие чувства вызывает у него эта музыка, заострить внимание на главном носителе образа-мелодии, ее характерных интонациях.
Вторая стадия связана с повторным прослушиванием музыкального произведения. Здесь происходит выделение наиболее ярких особенностей. Эта стадия восприятия связана с включением аналитических свойств сознания ребенка. Здесь включаются методы и приемы интонационно-образного анализа музыкального произведения.
Третья стадия-еще одно обращение к музыкальному произведению, обогащенное уже ранее возникшими музыкально-слуховыми представлениями и ассоциациями. На этом этапе проявляется личностное отношение школьников к воспринятой музыке, ее индивидуальная оценка с позиций значимости для конкретного слушателя.
Процессы восприятия музыкального произведения зависят от индивидуальных особенностей ребенка-слушателя, его общего и музыкального развития, жизненного опыта, интересов, от социального окружения.
Восприятию любого произведения должна предшествовать установка. Установка на восприятие-готовность человека воспринимать какое-либо явление. Установка имеет организационные и методические моменты. Организационные моменты: слушать музыку в тишине, создать атмосферу концертного зала. Методические моменты-это методически грамотное слово учителя перед прослушиванием музыкального произведения. Словом предвосхитить содержание музыкального произведения.
На разных возрастных этапах формирования музыкальной культуры учащихся происходят изменения в динамике развития процессов восприятия музыки. Если в начальных классах дети с одинаковым интересом воспринимают музыку различных стилей и жанров, то, начиная с 5 класса их интересы подвергнуты влиянию популярной музыки, модных исполнителей, групп, звучание которых ассоциируется у них с периодом взросления, раскрепощенности, утверждением собственного «Я». Учителю необходимо проявлять к ним пристальный интерес. Одним из методов приобщения школьников к современной популярной музыке может стать метод интерпретаций классической музыки современными исполнителями. Поиск ответа на вопрос: «Почему модные поп-музыканты обращаются к использованию в своих концертных программах шедевров зарубежной и русской классической музыки?» поможет определенным образом восстанавливать баланс между прошлым и настоящим в сознании школьников.
Список литературы:
1.Сергеева Г.П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях, М.,2010.
2.Суслова Н.В. Музыкальное мышление и методика его развития у младших школьников, М., 2001.
3.Белобородова В. Музыкальное восприятие школьников, М., 1975.
4.Восприятие музыки:Сб.статей,ред.-сост. В.Н.Максимов, М., 1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/25/picture-837147-1477398755.jpg)
ИЗМЕНЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ
Статья для музыкальных руководителей и психологов. Связь эмоционального состояния ребенка с музыкой....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/04/picture-224629-1451904395.jpg)
Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста.
Консультация для родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/13/picture-107384-1358090264.jpg)
Технология развития процессов восприятия музыки школьниками
В статье изложены методы воприятия музыки на уроках Музыки...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/01/picture-389777-1590989929.jpg)
Метод моделирования в процессе восприятия музыки младшими школьниками
Выступление на методическом объединении....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/24/picture-673227-1443102968.jpg)
«Технология развития процессов восприятия музыки»
laquo;Проблема интереса, увлеченности - одна из фундаментальных проблем всей педагогики, и ее умелое решение важно для успешного ведения занятий по любому школьному предмету. Но особое значение она п...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/17/picture-1031751-1523965763.jpg)
Развитие творческих способностей детей с ОВЗ в процессе восприятия музыки
Музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования....