Интегрированный урок музыки и литературы "Вечные образы в искусстве" 6 класс
методическая разработка по музыке (6 класс) на тему

Проектная деятельность на интегрированном  уроке музыки и литературы "Вечные образы в искусстве" (по рассказу А.Платонова "Любовь к Родине или приключения воробья")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_6kl.doc42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МКОУ « Коршуновская СОШ»

Преподаватели:

Маслобоева Надежда Михайловна, учитель музыки

Баранникова Ирина Михайловна, учитель русского языка и литературы

Интегрированный урок русского языка и музыки в 6 классе (проектная деятельность на уроках музыки и литературы)

Тема: «Вечные» образы в музыке и литературе»

Цель урока: Создать условия для:

  1. Интеграции знаний музыки, литературы, ИЗО по восприятию чувства любви к родине в цветовом, музыкальном, словесном выражении;
  2. Творческой атмосферы, в которой учащиеся самотворят, самовыражаются, самореализуются;
  3. Формирование мыслительных операций: обобщать, доказывать, учиться, вслушиваться.

Задачи:

Обучающие: Обучать умению выражать словами свои чувства от прослушанных музыкальных и литературных произведений, показать мастерство писателя при раскрытии характеров главных героев .

Развивающие: Обогащать словарный запас детей, развивать фантазию и творческое начало, музыкальный слух, развитие ассоциативного мышления, дальнейшее формирование и развитие навыков анализа художественного текста; развивать умение соотносить литературное произведение с музыкальными произведениями Н. Паганини, Б. Окуджавы и картинами Анри Руссо.

Воспитательные: воспитывать любовь к родной земле; бережное отношение к чувствам окружающих; воспитание слушательской культуры, эмоциональное восприятие музыки, живописи, литературного произведения; воспитание эстетического вкуса учащихся.

Оборудование урока:

  1. Н. Паганини    Каприс № 1/ 17, 1/ 24
  2. Песня « Музыкант» Б. Окуджавы
  3. Плакат с музыкальными терминами.
  4. Литературная выставка « Творчество А. Платонова»
  5. Рисунки ребят.
  6. Эпиграф к уроку « Счастье достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» ( Д.С. Лихачёв)
  7. Тексты: рассказ Платонова « Любовь к Родине или путешествие воробья»

Ход урока

1.Учитель музыки: Здравствуйте, я рада встрече с вами. Сегодня у нас не совсем обычный урок.( почему?) . Я предлагаю начать урок с песни композитора Б. Окуджавы « Музыкант»

                               Прослушивание песни.

Ваши первые впечатления ( нужно сказать существительное или прилагательное, которое бы отражали чувства от прослушанного)

На доске лист бумаги, на который учитель записывает слова, сказанные ребятами.

Сколько музыкальных образов вы определили в песне и какие? ( образ музыканта и прохожего). Как эта песня может быть связана с нашим уроком литературы и музыки? С каким литературным произведением можно её связать?

  1. Учитель литературы: Мы заканчиваем изучать творчество Платонова и прочитали рассказ « Любовь к Родине или путешествие воробья».
  1. Итак, первые ваши впечатления от рассказа.

2) Кто является главными героями рассказа?

3) Каким вы представляете себе скрипача и как его описывает автор в рассказе?

                         ( выступает группа ребят)

4)Почему он ходил играть на Тверской бульвар? Как вы его представляете?

                        ( работа с иллюстрациями)

( Музыкант хотел жить высшей прекрасной жизнью, он привык трудиться, дарить людям радость, желание быть полезным

Пушкин и скрипач- люди искусства, на постаменте высечены слова : « И долго буду тем любезен я народу…» , Пушкин и музыкант пробуждают добрые чувства своим искусством, они будят в людях желание быть лучше, утешают в жизненных невзгодах).

  1. Учитель музыки: Давайте представим себя на месте прохожих, которые слушали музыканта. ( Читаю отрывок из произведения) « Первые сумерки спускаются на бульвар, окутывая дома, деревья, лица людей мягкой тенью и делая всё задумчивым и тихим. Даже трамваи звенят глуше, зато воздух наполняется нежными и тревожными звуками скрипки старого музыканта. Он стоит на мраморных ступенях памятника Пушкину и, забыв обо всём на свете, играет для людей, собравшихся вокруг. Его лицо освещено каким-то внутренним светом доброты, глаза полузакрыты, седые волосы тихо перебирает ветер. А музыка льётся и льётся, унося всех в чудесный и счастливый мир».

                            ( слушают Каприс  Н. Поганини)

- Какие звуки вы услышали ( назовите прилагательные)

- Музыка что делала? ( назовите глаголы)

- Настроение ( назовите существительные_

- Как вы думаете, почему старик не брал денег за игру? ( Он играл не из-за денег, а просто для людей и считал, что искусство выше денег. Он бескорыстно отдавал людям своё дущевное тепло, своё искусство, и ему достаточно было, что его слушали со слезами на глазах. Поэтому музыкант никогда не открывал крышку скрипичного футляра, пока на него не сел седой воробей)

4.Учитель литературы: Каким вы представляете себе воробья? ( 2 группа учащихся)

Почему музыкант к нему привязался? ( он был рад, что ему есть о ком заботиться, забота согревает душу)

- Что же случилось с воробьём? Как описывается страна вечного лета? ( 3 группа зачитывают текст и показывают свои рисунки)

- Но почему же воробей тоскует?( доказать словами из текста).

- Где он поселился?

- Нашёл ли себе друга?

- А как жил старый скрипач? ( доказать словами из текста, что он тоскует по воробью)

- Завел себе друга? Почему черепаху?

- Снежный вихрь опять принес воробья на Родину? Почему он погиб?

  1. Учитель музыки: Как воспринял смерть воробья старый скрипач? ( Он не мог идти на Тверской бульвар, чтобы играть на скрипке. Будто часть его самого ушла куда-то вместе с седым воробьём. « Он вынул скрипку футляра и начал играть…»)

                         ( Слушание Каприса Н. Паганини)

- Подберите музыкальные термины, которые, на ваш взгляд, подходят к этой музыке( называют с помощью слов на плакате)

- Почему музыка была « нежная и счастливая»? Почему « счастливая»? ( скрипач хочет, чтобы маленькой птичке снился вечный сон про родную землю)

- Но в сердце его столько печали, что музыка не может утешить старика. Почему? ( старик лишился друга и ему становится тоскливо и одиноко) «Тогда он положил скрипку на место и заплакал». Как вы думаете, почему старик заплакал? ( музыка не могла вернуть ему гармонии: в ней недоставало чего-то. Он уже не могла обещать « счастье и славную жизнь», потому что никакое искусство не заменит настоящей жизни и настоящих друзей)

  1. Учитель литературы: Почему же герои несчастны? ( Не могут жить высшей прекрасной жизнью. Что для этого им нужно?

 - любовь к земле

- приносить людям добро

- сострадание к чужому одиночеству

- необходимость друга

- бескорыстие

- забота-

 ( определяется проблема)

У Лихачева есть прекрасные слова « Жизнь- прежде всего творчество. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя. Творчество – оно беспрерывно, а жизнь есть вечное созидание». Мы сегодня с вами пробовали свои силы в проектной деятельности, давайте же попробуем сотворить прямо сейчас добрую атмосферу. А результатом нашего проекта будет концерт.

7. Задания группам: 1 группа « Лирики» , готовят стихотворения, высказывания по теме урока.

                   2 группа « Музыканты» выбирают песни.

                   3 группа « Оформители» готовят « сцену» для концерта.

Самостоятельная работа ребят ( один из них ведущий)

  1. Защита проекта- концерт из подготовленных номеров самодеятельности.

  1. Подводим итоги урока и обращаемся к эпиграфу на доске.

  1.  Рефлексия: « Танка» ( высказать своё мнение об уроке)
  2. Оценки за урок. Благодарность ребятам.