Программа по хоровому ансамблю
рабочая программа по музыке (6,7,8 класс) по теме

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ:

 

ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ АНСАМБЛЬ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vokalno-horovoy_ansambl.doc93.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ:

ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ АНСАМБЛЬ

Возраст обучающихся: 11 – 15 лет

Срок реализации: 2 года

Педагог дополнительного образования:

 Смесова Фаина Николаевна

Вокально-хоровой ансамбль

“Влияние музыки на детей благодатно,

она наполнит гармонией их юные души”.

В. Белинский

I. Пояснительная записка

Музыка – это голос человечества, обращённый к внутреннему миру каждого человека. Ещё древние греки видели в музыкальном искусстве самое значительное воспитательное средство. В основе античного представления о музыке лежит уверенность в том, что сам мир ритмичен и гармоничен, так как музыкален.

Хоровое пение было для греков основой всей общественной жизни и культуры. Исходя из того, что в музыке воплощены ритмы и законы Вселенной, греки искали в ней ключ к познанию мира и человека.

Если врач лечит тело, то учитель-музыкант воспитывает музыкой и пением нравственно, лечит души детей. Разве песня и пение – не выражение души человека? Ведь пение не только воспитывает душу, но и лечит сердце, нервы, развивает легкие, способствует хорошему кровообращению, то есть укрепляет здоровье.

История России и отечественная культура неотъемлемо связаны с хоровым пением, которому присуще естественность звукообразования, плавность, певучесть, широта.

Интерес к хоровому пению как таковому в современной школе практически утерян. Учащиеся не хотят, не умеют и не любят петь. Занятия в хоре, прежде всего, должны возродить интерес к хоровому пению и через развитие этого интереса привить любовь к пению, а также понимание музыки в её неповторимом многообразии. Хоровое исполнительство как нельзя лучше помогает решить многие задачи воспитательного, образовательного и развивающего характера. Занятия певческой деятельностью оптимизируют фантазию ребёнка, воображение, артистичность, интеллект, и являются мощным толчком в общем духовно-эстетическом развитии личности.

Цель программы – это создание детского хорового коллектива, способного формировать художественную культуру учащихся посредством различных видов творческой деятельности, в частности, хорового пения, а также оптимизировать созидательные качества личности.

Задачи, обусловленные целями занятий в хоре.

  1. Приобщение детей к искусству хорового пения, развитие специфических навыков и умений. Привить навык певческого дыхания, развить музыкальный слух, дикционно-речевые навыки, пение в унисон, чувство ритма и т.п.
  2. Воспитание эмоциональной культуры ребёнка в процессе занятий, развитие способности эстетического сопереживания во время пения, что является важнейшим условием для оптимизации творческих способностей личности.
  3. Нравственно-патриотическое формирование личности на примерах исполнения русских народных, военных, исторических песен.
  4. Формирование духовной культуры детей на примерах исполнения зарубежной и отечественной классической музыки, живой и недосягаемо совершенной.    

 

Данная программа базируется на передовом опыте дирижёров, педагогов, хормейстеров: Струве Г. А., Емельянова В. В., Пономарёва А. С., Осеневой М. Г. и других.

Особенность данной программы заключается в том, что она предусматривает,

во-первых: введение предмета вокала как дополнительной дисциплины для учащихся с более низким уровнем вокальных данных;

во-вторых: введение предмета вокального ансамбля (4-6 человек), в состав которого входят учащиеся, наиболее свободно владеющие вокально-хоровыми навыками и умениями.

Программа “Вокально-хоровой ансамбль” рассчитана на учащихся 11-15-летнего возраста и предполагает два года обучения.

Особенности возрастных групп детей, которым адресована программа

В хоровом ансамбле занимаются дети разных возрастов, поэтому занятия хором предполагают разделение детей по возрастным группам. Психофизиологические особенности и музыкальные способности (разного уровня) детей имеют свои отличительные черты в механизме голосообразования. Это необходимо учитывать и подбирать соответствующий репертуар, а также ставить соответствующие возрасту художественно-исполнительские задачи.

Основные показатели эффективности реализации данной образовательной программы

 – творческая самореализация учащихся, участие вокально-хорового коллектива и его солистов в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах;

 – достаточно высокий уровень мотивации учащихся к вокально-хоровому исполнительству;

 – выявление музыкально-способных, артистичных детей в области музыкально-хорового образования.

Особенности набора детей в вокально-хоровой ансамбль

  1. Набор детей в вокальные группы происходит с учётом их возрастных особенностей (11-13, 14-15 лет).
  2. Набор детей – посредством выявления музыкальных способностей методом прослушивания и желания самого ребёнка заниматься в вокально-хоровом ансамбле.

По мере освоения вокально-хоровых умений учащимися руководитель принимает решение об объединении вокальных групп в единый хоровой ансамбль. Минимальное количество обучающихся в вокально-хоровом ансамбле составляет 15 человек. Состав его может меняться.

Предусматриваются следующие формы учебных занятий:

- групповые;

- индивидуальные;

- сводные.

Обоснование

  1. Это камерный состав, звучание которого в условиях школьного зала достигает достаточно хорошей слышимости, объёма звуковой подачи.
  2. В этом составе можно успешно выстроить двухголосие с элементами подголосочной полифонии.
  3. Педагог может следить за качеством звучания каждого поющего и одновременно вырабатывать навыки коллективного исполнения. В этом составе (вокально-хоровой ансамбль) сохраняется индивидуальный подход к певцам в отношении характера и объёма требований.
  4. Вокально-хоровой ансамбль развивает у учащихся гармонический слух.  

Режим занятий хорового ансамбля

Занятия проводятся один раз в неделю по три часа в каждой из групп. В год – 72 часа.

Занятия по группам дают возможность уделять внимание индивидуальному развитию каждого учащегося, тщательнее изучать репертуар.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки

По итогам обучения по программе учащиеся должны будут овладеть следующими умениями и навыками:

— знание принципов работы голосового аппарата;

— владение вокально-певческими умениями;

— свободное владение вокально-хоровым дыханием;

— освоение ясной артикуляцией (правильное, округлое единое формирование гласных и чёткое произношение согласных);

— уверенное и чистое интонирование (сольно и в ансамбле);

— уверенное пение в простых размерах;

— выразительность, музыкальность исполнения, опирающаяся на глубокое понимание и прочувствование музыкального произведения.

Качества личности, которые развиваются у учащихся в процессе занятий:

— музыкально-исполнительские качества (артистичность);

— воля и настойчивость в достижении профессиональных умений;

— чувство товарищества в повседневной работе и концертной деятельности;

— нравственно-патриотические качества.

Механизм оценивания результатов обучения учащихся: зачёт и концертные выступления

II. Учебно-тематический план занятий

вокально-хорового ансамбля. 1-ый год

№ п/п

Разделы

Теория, (часы)

Практика, (часы)

Всего, (часы)

1

Вводное занятие

1

1

2

Дыхание

1

2

3

3

Артикуляционно-речевой аппарат

7

7

4

Звукообразование

1

6

7

5

Метроритм

2

4

6

6

Полифония

1

3

4

7

Работа над репертуаром

20

20

8

Вокально-ансамблевая работа

2

8

10

9

Музыкально-исполнительская работа

10

10

10

Концертная деятельность

4

4

ИТОГО:

72

 

III. Содержание

Вводное занятие. Знакомство с основным направлением деятельности коллектива, режимом работы. Правила личной гигиены певца, охрана голосового аппарата.

Вокально-хоровая работа

Дыхание. Работа над развитием спокойного, ровного вдоха и экономичного выдоха. Цепное дыхание. Взаимосвязь звука и дыхания. Дыхательные упражнения по методике В. Емельянова.

Артикуляционно-речевой аппарат. Выработка артикуляционной подвижности. Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Активизация речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, вокальных упражнений, формирующих навык твёрдой и мягкой атаки. Правильное произношение гласных и согласных звуков. Формирование у учащихся понятия связи между дикцией и ритмом.

Звукообразование. Правильная осанка во время пения. Работа над унисоном. Упражнения, направленные на его выработку. Работа над достижением однородности звучания регистров. Попевки, вокализы на различные виды звуковедения.

Метроритм. Простые размеры. Упражнения по ритмическому аккомпанементу. Музыкальные и речевые скороговорки. Ритмический канон.

Полифония. Двухголосие с элементами подголосочной полифонии. Канон. Имитация в упражнениях.

Работа над хоровым репертуаром. Разучивание нового произведения по частям в зависимости от его сложности.

Несколько этапов в работе над произведением:

1-й этап: чтение слиста и разбор технически-сложных мест;

2-й этап: работа по нотам и со словами с обязательным соблюдением фразировки, штрихов, нюансов. На этом этапе желательно работать по группам, так как происходит освоение всех вокальных, технических, интонационных трудностей.

Педагог может завершить этот этап проверкой партий дуэтом, квартетом, т.е. мини-группами.

3-й этап (основной): вокально-хоровая работа над музыкально-литературным образом произведения. Актуальность приобретает дирижёрский жест, соответствующий вокальной фразе, штрихам, нюансам, агогике. Эмоциональное проникновение в содержание произведения.

4-й этап: исполнительская работа над развитием образа музыкального произведения.

Вокальный ансамбль. Работа над формированием единого совместного хорового звучания, т.е. всех элементов хоровой звучности: дикционно-ритмический ансамбль, однородность звучания и т.п.

Музыкально-исполнительская работа. Большое значение дирижёрского жеста:

— развитие умения уверенного пения в различных штрихах (legato, non legato, marcato, staccato);

— вокальная работа на диафрагмальном дыхании;

— отработка динамических оттенков (piano, mezzo piano, mezzo forte, crescendo, diminuendo).

Концертная деятельность. Составление программы концертного выступления. Выбор солистов. Вокально-хоровые репетиции перед концертом (распевание, пение вокальных упражнений, доработка отдельных фрагментов произведения). Остальное время – исполнение программы. Подготовка к конкурсам, фестивалям, концертам.

IV. Методическое обеспечение программы

Основной принцип обучения – коллективное хоровое творчество, а формы обучения – хоровая репетиция по группам, индивидуальные занятия, сводная репетиция.

Средства, необходимые для реализации программы:

просторное, светлое, хорошо проветриваемое помещение, настроенный музыкальный инструмент (фортепиано), аудиоаппаратура, детские музыкальные инструменты (ложки, бубны, трещотки, металлофоны и т.д.),

Дидактический материал: наглядные пособия (таблицы, схемы).      

Для успешной работы педагогу-хормейстеру необходим помощник – концертмейстер (аккомпаниатор): чуткий и внимательный к дирижёрскому жесту музыкант с опытом работы.

Примерный репертуар ансамбля 1 года обучения:

  1. Русская народная песня «У зари-то, у зореньки».
  2. Русская народная песня «Со вьюном я хожу».
  3. П. Чайковский «Старинная французская песенка».
  4. И. Бах «За рекою старый дом».
  5. С. Беляев «Творите добрые дела».
  6. Рождественские песни.
  7. И. Калныньш «Музыка».
  8. Г. Струве «Моя Россия».
  9. А. Новиков «Песня русского сердца».

Учебно-тематический план вокально-хорового ансамбля

2-й год обучения

№№

Разделы

Теория

(часы)

Практика

(часы)

Всего

(часы)

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Дыхательная гимнастика и вокальные упражнения

1

9

10

3.

Артикуляция и звукообразование

2

8

10

4.

Многоголосие

2

8

10

5.

Вокальная (сольная) и ансамблевая работа над репертуаром

1

25

26

6.

Музыкально-исполнительская работа

10

10

7.

Концертная деятельность

5

5

Итого:                                                                                        72 часа

                             

Содержание

Вводное занятие. Знакомство с основным направлением деятельности ансамбля, режимом работы. Инструктаж по технике безопасности в помещении для занятий. Беседа о правилах личной гигиены певца и охране голосового аппарата. Профилактические меры заболевания горла в холодное время и в период вирусной инфекции.

Вокально-хоровая работа

Дыхание. Дыхательная гимнастика по системе В. Емельянова на укрепление дыхательной мускулатуры. Вокальные упражнения на различные виды техники на свободном ровном вдохе и медленном экономном выдохе.

Артикуляция и звукообразование

Наработка умений артикуляционной подвижности. Продолжение работы по формированию навыков грамотного, правильного речевого произношения. Отслеживание свободной работы артикуляционного аппарата и гортани во время пения.

Многоголосие

Эта работа включает в себя введение полифонического двухголосия (на имитационной основе или самостоятельном движении голосов). Этот вид вокально-хоровой работы может быть различным по исполнению:

  1. солист – хоровой ансамбль
  2. сопрановая партия – альтовая партия
  3. группа солистов – хоровой ансамбль

а также введение музыкальных инструментов (флейта, скрипка, фортепиано, как самостоятельная и дополнительная голосовая или подголосочная партия для укрепления певческо-слуховых навыков учащихся).

В работе с двух- трёхголосным произведением необходимо сольфеджирование. Вокальная индивидуальная работа с солистами также необходима, как для укрепления качества работы в хоровом ансамбле в целом, так и для развития вокальных певческих возможностей наиболее способных детей и их мотивации к занятиям.

Вокальная (сольная) и ансамблевая работа над репертуаром

Этот вид деятельности делится на несколько этапов:

  1. Подготовительный этап – прослушивание и знакомство с новой музыкой и анализ нотного текста, мелодии, начало разучивания.
  2. Основной этап – впевание в музыкальный материал по группам хорового ансамбля (сопрано, альты) с выявлением трудных интонационных мест (скачки, звуковедение в распевах), а также отработка дикционных погрешностей. Работа в произведениях a capella. Вокальная работа без помощи дирижёра (наработка умений самоконтроля).
  3. Завершающий этап – работа над художественным образом. Сценическое воплощение музыкального образа. Ансамблевая работа с солистами без участия дирижёра, что требует самоконтроля и саморегуляции в коллективе поющих.

Музыкально-исполнительская работа

Включает в себя работу над музыкально-интонационным строем в хоровом ансамбле, стилем произведения, художественным образом, сценическим мастерством и т.п.

Концертная деятельность

Это средство общения с различными представителями слушателей (подростки-сверстники, учителя школы, ветераны ВОВ, родители…). Это также участие в районных, окружных, городских конкурсах и фестивалях, что даёт возможность накопить сценический опыт, расти профессионально и пропагандировать хоровое пение. Желание участвовать в концертных и конкурсных выступлениях является мотивацией к активному обучению и профессиональному росту учащихся, выявляет наиболее способных и ярких исполнителей, помогает избавиться от личных комплексов (стеснительности, неуверенности в себе). Занимаясь и выступая в коллективе, учащиеся чувствуют опору и поддержку друг друга, что сплачивает их. Широкий диапазон тем и образов в музыкальных произведениях расширяет кругозор детей и даёт позитивный импульс к дальнейшему художественному развитию и саморазвитию, повышает самооценку.

Примерный репертуар ансамбля 2 года обучения

  1. Русская народная песня «Красно солнышко» обработка Смесовой Ф. Н.
  2. Ф. Шопен, С. Витвицкий «Желание»
  3. В. Филатова, Ф. Чуев «Победа в наследство»
  4. А. Эшпай «Песня о криницах»
  5. А. Рябцев «Разбитый компас»
  6. А. Городницкий «Маленький принц»
  7. Ю. Чичков «Москвичи»
  8. Рождественские песни. Неизвестные авторы XVIII в.
  9. А. Жаров, Ю. Левшина «Наш дом»

10.А. Миловидов, О. Кузнецова «Мороз-художник»

Методическое обеспечение программы

        Основные формы работы с детьми в хоре (хоровом ансамбле):

каждый участник хора (хорового ансамбля) проходит не менее двух раз в год прослушивание с целью отслеживания динамики музыкального развития и выявления проблемных моментов (слуховые или интонационные трудности и др.) для оказания своевременной помощи.

        Теоретические знания проверяются в форме собеседования, тестов, а проверка практических умений – на музыкально-слуховых упражнениях и на музыкальных фрагментах разучиваемых произведений.

        В каждой из групп работа ведется с учетом их возрастных особенностей: игра, беседа, викторина, тест, концерт, фестиваль, конкурс.

        Данные формы работы обусловлены развитием интереса к вокально-хоровому творчеству у детей. Особенно это необходимо в репетиционный период, в который от каждого ребенка требуется максимальная сосредоточенность и слуховой контроль над певческим строем в хоре (хоровом ансамбле).

        Участие в концертах, фестивалях, конкурсах необходимо для профессионального роста детского коллектива и объективной оценки его возможностей.

Дидактический материал, необходимый для реализации программы

        В работе с хором необходимы: хоровая хрестоматия, фонохрестоматия, музыкальная энциклопедия, вокально-хоровой словарь, нотные таблицы, схемы, портреты композиторов и т.п.

Кадровый состав и материально-технические условия для реализации программы

        В работе с детским хоровым коллективом необходимы: педагог-хормейстер и концертмейстер.

        Для успешной деятельности требуются: кабинет (хорошо освещенный и проветриваемый), фортепиано, музыкальный центр, набор детских музыкальных инструментов, синтезатор, доска.

Список использованной литературы

  1. Г. А. Струве. Хоровое сольфеджио. М., 1988.
  2. Г. А. Струве. Учебно-воспитательная работа в детских и юношеских хоровых коллективах. М., 1985.
  3. Г. А. Струве. Школьный хор. М., 1981.
  4. В. В. Емельянов. Развитие голоса. Координация и тренаж. 1996.
  5. Работа с детским хором. Сборник статей под ред. В. Г. Соколова. М., 1981.
  6. Поёт детская хоровая студия «Веснянка». Сост. Л. П. Дуганова, Л. В. Алдакова. М., 2002.
  7. Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребёнка. Методические материалы – сост. И. В. Калиш. М., 1999.
  8. Песни и хоры. Библиотека детского хормейстера. Учебно-методическое пособие – сост. М. И. Славкин. М., 1999.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по хоровому дирижированию для 1 класса Хоровой школы мальчиков и юношей г. Конаково

Здесь я описываю свою рабочую программу, в которой я описываю актуальность этой работы, цели, задачи. учебно-методическое планирование....

Образовательная программа хорового ансамбля "Акварель".

Методика хорового обучения в начальной школе....

«Теремок» Методическая разработка открытого урока в форме театрализации на отделении раннего общего эстетического развития детей. (Хоровой ансамбль, танец).

Период дошкольного и младшего школьного детства наиболее благоприятен для эстетического развития ребенка. Мир музыки, пения  и танца очень близок детям. В восприятии музыки, ее оценке, самостояте...

Программа кружка «Хоровое пение» по внеурочной деятельности (в рамках реализации программы ФГОС НОО)

Данный материал содержит примерную программу по дополнительному образованию обучающихся в начальной школе (в рамках реализации программы ФГОС НОО) по художественно - эстетическому направлению....

Открытый урок по теме: "Формирование хорового ансамбля в среднем хоре"

Улучшение качества звука путем работы над слаженным звучанием коллектива. Познакомить учащихся с разными видами ансамбля в музыке....