«А значит, нам нужна одна победа! Одна на всех. Мы за ценой не постоим!»
план-конспект урока (музыка, 7 класс) по теме

Данный урок в 7 классе является интегрированным уроком музыки, литературы и изобразительного искусства, уроком-плакатом, посвящённый Дню Победы. Предварительно разбив класс на группы литераторов, художников, музыкантов, учитель даёт конкретные задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_-_konspekt.doc88.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки

Класс: 7

Тема четверти: «Музыкальная драматургия»

Тема урока: «А значит, нам нужна одна победа! Одна на всех. Мы за ценой не постоим!»

(Б.Окуджава)

Тип урока: интегрированный урок музыки, литературы и изобразительного искусства, урок-плакат, посвящённый Дню Победы.

Цель: 1) показать, как в произведениях искусства (музыке, литературе, живописи) изображена сила и мощь русского народа, победившего фашизм;

2) подвести учащихся к осознанию того, что в музыке, литературе и живописи, связанными с событиями Великой отечественной войны и Великой Победы авторами передано глубокое размышление, боль о безмерных страданиях людей.

Ведущие задачи:

  1. Формирование представлений учащихся о развитии музыкальных образов и их взаимосвязи в музыкальной драматургии на примере песен: «До свидания, мальчики!», «Священная война», «Песни наших отцов», «Вальс Победы».
  2. Формирование эмоционального отношения к музыке, на основе её восприятия.
  3. Формирование у школьников потребности общения с разными видами искусства.
  4. Воспитание чувства гордости и восхищения подвигами, совершёнными в годы Великой отечественной войны, чувства ответственности, любви ко всему окружающему, чувства доброты, отзывчивости, патриотизма, сострадания, сопереживания к ближнему, к Родине.
  5. Формирование сознательного отношения к военным и послевоенным песням, стихам , картинам.
  6. Формирование у учащихся художественного мышления.
  7. Формирование деятельно-практического отношения к русской музыке в процессе её исполнения.
  8. Формирование умения работать как самостоятельно, так и в группах.
  9. Развитие музыкальных способностей.
  10. Развитие вокальных данных.

Музыкальный материал: песня «Священная война» А.Александрова, «До свидания, мальчики!» Б.Окуджавы, «Песни наших отцов» Я.Дубравина, «Вальс Победы» А.Варламова.

Дополнительный материал: стихи, репродукции, посвящённые событиям Великой отечественной войны.

Предварительная подготовка: разбив учащихся класса на определённые группы, даны конкретные задания.

Ход урока:  

УМ: Здравствуйте, ребята!

ВОЙНА…в этом слове боль и страдания, ужас в глазах матерей и плач ребёнка, последний стон солдата, скорбь в глазах стариков. Война – это гнев, страх, смерть и горе.

На фоне рассказа УМ звучит песня «Священная война»

Вспомните, как драматично развивались события в начале войны, как варварски вторглись фашистские полчища на нашу мирную землю, обрушились на наш народ. Война обрушилась на нашу страну всей тяжестью боли, слёз, мучений.

УЛ:  

Нет в России семьи такой,

Где не памятен свой герой.

И глаза молодых солдат

С фотографий увядших глядят…

Этот взгляд, словно высший суд,

Для ребят, что сейчас растут

И мальчишкам нельзя

Ни солгать, ни обмануть,

Ни с пути свернуть!

УМ: Наш урок сегодня будет необычным для всех нас. Мы с учителями литературы, изо и меня проследим, как в произведениях искусства (музыке, литературе, живописи) изображена сила и мощь русского народа, победившего фашизм. Но в роли учителей литературы и изо сегодня будете вы.

УМ: (На фоне рассказа УМ звучит фрагмент песни Булата Окуджавы «Нам нужна одна победа» в исполнении Нины Ургант). Тема нашего урока звучит так: «А значит, нам нужна одна победа! Одна на всех. Мы за ценой не постоим!», которая посвящена Дню Победы. Название темы урока – это строчки из песни Булата Окуджавы «Нам нужна одна победа».

УЛ:

Здесь птицы не поют,

Деревья не растут,

И только мы к плечу плечо

Врастаем в землю тут

Горит и кружится планета,

Над нашей Родиною дым.

И значит, нам нужна одна победа,

Одна на всех. Мы за ценой не постоим!

УМ: Булату Окуджаве – поэту и композитору, было всего 18 лет, когда началась война (показать портрет).

УЛ: «Все мои стихи и песни не столько про войну, сколько против неё. Я рассказываю о том, что случилось со мной. С моими друзьями. Когда я ещё был в учебно-миномётном дивизионе, уже четверо ребят с нашего арбатского двора были убиты. Но об этом я долгое время не мог писать…»                                   Из книги «Песни Булата Окуджавы»

УМ: Сегодня мы исполним песню Б.Окуджавы «До свидания, мальчики!»

Исполнение учащимися песни «До свидания, мальчики!».

УЛ: Спасибо! Много стихов посвящено трагической судьбе миллионов людей. Сегодня мы послушаем группу ЛИТЕРАТОРОВ. Они самостоятельно подобрали стихи поэтов о В.о. войне, научились выразительно и с чувством их читать,

Чтение стихов.

УЛ: - Почему вы выбрали именно это стихотворение?

        - Какие чувства у вас самих вызвало это стихотворение, когда вы его читали?

УЛ: Расскажите, пожалуйста, о наиболее запомнившихся рассказах, кинофильмах, книгах, где говорится о событиях первых месяцев войны («Блокада Ленинграда», Осада Брестской крепости» и др.).

УИ: Художники запечатлели многие реальные сюжеты военных лет на картинах, у нас есть возможность познакомиться с ними. Предоставляем слово группе ХУДОЖНИКОВ.

УИ: - Какие чувства у вас самих вызывают репродукции картин?

- О каких событиях В.О.в-ны рассказывают эти полотна?

- Какие чувства запечатлены на лицах советских солдат?

- Что художник старается выделить в своём произведении?

УМ: Спасибо за работу!  (На фоне рассказа УМ звучит фрагмент песни Яна Френкеля и Расула Гамзатова «Журавли» в исполнении Марка Бернеса).

УМ: Песни В.о.в-ны занимают особое место в музыкальном творчестве России. Написанные в годы тяжёлых испытаний, разные по своей манере, они наполняли нашу жизнь, звали весь народ к борьбе во имя победы. И сегодня песни военных лет трогают сердца величием подвига. Какие песни военных лет вы знаете, назовите?  («Тёмная ночь», «Враги сожгли родную хату», «Синий платочек», «В землянке», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?»).

УМ: А знаете ли вы исполнителей этих песен?  Песни в исполнении Марка Бернеса, Клавдии Шульженко, Леонида Утёсова, Людмилы Зыкиной и др. никогда не сотрутся из памяти ветеранов.

УМ: В нашем репертуаре есть замечательная песня Якова Дубравина на слова Виктора Суслова «Песни наших отцов». Между куплетами этой песни звучат разные инструментальные эпизоды – мелодии из песен военных лет («Синий платочек», Случайный вальс», «Осенний сон»).                        

Исполнение песни.

УМ: Вообще все песни военно-патриотической тематики подразделяются на 5 разделов:

1 раздел: ПАМЯТЬ;

2 раздел: ДОЛГ;

3 раздел: БОЙ;

4 раздел: ДРУЖБА;

5 раздел: ЛЮБОВЬ.

Каждый раздел включает в себя песни разных поэтов и композиторов, но есть среди всех этих песен такая, которую по силе духа можно поставить в ряд лучших произведений эпохи В.о. войны, даже с такой могучей симфонией, как «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича. Назовите эту песню. («Священная война»).

УМ: О том, какое впечатление произвела песня при первом её исполнении, вспоминал поэт-очевидец Алексей Сурков: «Это было в начале июля 1941 года в Москве на Белорусском вокзале. Продымленный махоркой вокзал… Эшелоны уходят на фронт… Заунывно перекликаются паровозные гудки… В зале ожидания Краснознамённый ансамбль даёт концерт отбывающим воинским частям.

        Солдаты и офицеры в походном снаряжении расположились на скамьях и чемоданах. Суровые лица. Сдвинутые брови. В глазах – тревога за Родину, за покинутый любимый дом. И вот подымается рука руководителя ансамбля – профессора Александрова (показать портрет). Как воинская присяга звучит песня. Как клятва воинов: драться до последней капли крови, до последнего дыхания. И все бойцы как один поднимаются с мест. Стоя, слушает воинская часть эту песню. Песня утихла, но зал требует повторения. Пять раз повторяет ансамбль «Священную войну» в благоговейной тишине, и по окончании её «ярость благородная» наполняет до краёв сердца бойцов и командиров, едущих на запад, чтобы громить врагов».

Звучат два куплета песни «Священная война», текст песни на парте (см. Приложение 1)

УМ: Какие музыкальные образы переплетаются в этой песне? (образы войны, драматический образ, образ борьбы).

УМ: В чём заключается особенность музыкальной драматургии в песне «Священная война»? (Призыв к борьбе).

УМ: События тех дней нашли отражение и у музыкантов-исполнителей в других музыкальных произведениях.

УЛ: Чтение стих-я Е.Евтушенко «Баллада о пианисте» (см. Приложение 2)

На ряду с песнями, стихами, звучали в исполнении пианистов, скрипачей, флейтистов и др. музыкантов классические произведения Л.Бетховена, С.Рахманинова и свои собственные, которые по силе духа помогали бороться и громить врага.

Группа МУЗЫКАНТОВ исполнит нам музыкальное произведение.

УМ: День Победы всегда будет одним из светлых и могучих праздников нашей страны. В памяти народа никогда не сотрутся горе и страдание, которые война принесла людям. Мужество советских людей. Их готовность до последней капли крови защищать свою Родину не знало границ.

УМ: В честь Дня Победы мы исполним новую песню А.Варламова «Вальс Победы».

Исполнение песни.

Обобщение. УМ: Наш урок – это своеобразная «музыкальная композиция», посвящённая Дню Победы, не только прославляющая силу победившего Советского государства, но и напоминающая о том, что в мире ещё неспокойно, мир нужно беречь. Я думаю, что поработав в группах все учащиеся 7 класса осознали то, что в музыке, литературе и живописи, связанными с событиями Великой отечественной войны и Великой Победы авторами передано глубокое размышление, боль о безмерных страданиях людей.

Домашнее задание:  вспомните с урока или спросите у взрослых названия песен военной тематики, разбейте их на указанные 5 разделов; самостоятельно заполните данную таблицу (в каждом разделе должно быть не менее трёх песен).

Память

Долг

Бой

Дружба

Любовь

1 песня

2 песня

3 песня

УМ: Спасибо за работу всем группам! Сегодня вы заслуживаете за свою работу высшую оценку!

Разработала учитель музыки школы №5 -  Е.Б.Сыровенко

Приложение 1

«СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА»

Слова Л.Лебедева – Кумача                                              Музыка А.Александрова

(Умеренно скоро)

  1. Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой тёмною,

С проклятою ордой.

Припев:

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, -

Идёт война народная,

Священная война!

  1. Как два различных полюса,

Во всём враждебны мы:

За свет и мир мы боремся,

Они за царство тьмы.

Припев:

  1. Дадим отпор душителям

Всех пламенных идей,

Насильникам, грабителям,

Мучителям людей!

Припев:

  1. Не смеют крылья чёрные

Над Родиной летать,

Поля её просторные

Не смеет враг топтать!

Припев:

  1. Гнилой фашистской нечестии

Загоним пулю в лоб,

Отродью человечества

Сколотим крепкий гроб!

Припев:

  1. Пойдём ломить всей силою,

Всем сердцем, всей душой,

За землю нашу милую,

За наш союз большой!

Припев:

  1. Встаёт страна огромная,

Встаёт на смертный бой

С фашистской силой тёмною,

С проклятою ордой.

Припев:

Приложение 2

«БАЛЛАДА О ПИАНИСТЕ» (ЕВГЕНИЙ ЕВТУШЕНКО – 1933г.)

Когда его били фашисты

в концлагере

и ухмылялись:

«Попался…» -

он прятал одно –

свои руки костлявые,

только бы не по пальцам.

Потом его вызвал

к себе вертухай—

фашистик розовый,

чистый:

«Дадим инструмент…

для начальства сыграй…»-

а он процедил:

«Разучился…»

И он выступал с лопатой в руках

в изысканном обществе мусора,

но в пальцах его –

в десяти тайниках

пряталась музыка,

музыка.

И ночью,

когда прорезался сквозь мглу

лунный крамольный краешек,

углем

он грубо чертил на полу

клавиши,

клавиши,

клавиши.

В ком-то урчала гнилая фасоль,

кто-то вышептывал имя зазнобы,

а от неструганых

«фа»

и «соль»

в пальцы

вонзались занозы.

И он играл до рассвета,

как мог,—

срывался,

мучился,

пробовал,

хотя получить он

только и мог —

букет из колючей проволоки.

Было не страшно ему,

что убьют,—

в гибели нету позора,

было страшнее,

что слаб этюд,

особенно в части мажора.

И он, возвратившись,

не пил,

не рыдал,

Весь, как сплошное

оттуда,

он от холстины

продрогший рояль,

словно ребенка,

откутал.

И старец

со скрепками в бороде—

владыка консерватории,

Прослушав, спросил озадаченно:

«Где

вы так хорошо подготовились?»

…Играй, пианист!

Отплывает барак—

ковчег твоей музыки Ноев,

но, криком крича,

проступает сквозь фрак

невидимый лагерный номер…

Песни военных лет в исполнении:

  1. Марка Бернеса:

«Тёмная ночь», «Враги сожгли родную хату», «Мужской разговор», «Любимый город», «Настоящие мужчины», «Спят курганы тёмные», «Огромное небо», «Тучи над городом встали», «Где же ты, друг?», «Хотят ли русские войны?», «Я люблю тебя, жизнь», «Песенка фронтового шофёра», «Полевая почта», «Журавли» и др.

  1. Клавдии Шульженко:

«Синий платочек», «Давай закурим», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» и др.

  1. Леонида Утёсова:

«Партизанская тихая», «Песенка военных корреспондентов», «Нет, не забудет солдат», «В землянке», «Дорога на Берлин» и др.

  1. Людмилы Зыкиной:

«Поклонимся великим тем годам», «Не будите журавли», «Сидят в обнимку ветераны», «Грустные ивы», «Вальс фронтовых подруг», «Казак уходит на войну», «Лишь ты могла, моя Россия», «Снег седины», «В парке у Мамаева кургана», «Прощание», «Ах, если бы земля умела говорить», «Рязанские мадонны», «Степи, степи», «Ты улетаешь далеко», «Минуты жизни» и др.

«СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА»

Слова Л.Лебедева – Кумача                   Музыка А.Александрова

(Умеренно скоро)

  1. Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой тёмною,

С проклятою ордой.

Припев:

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, -

Идёт война народная,

Священная война!

  1. Как два различных полюса,

Во всём враждебны мы:

За свет и мир мы боремся,

Они за царство тьмы.

Припев:

  1. Дадим отпор душителям

Всех пламенных идей,

Насильникам, грабителям,

Мучителям людей!

Припев:

  1. Не смеют крылья чёрные

Над Родиной летать,

Поля её просторные

Не смеет враг топтать!

Припев:

  1. Гнилой фашистской нечестии

Загоним пулю в лоб,

Отродью человечества

Сколотим крепкий гроб!

Припев:

  1. Пойдём ломить всей силою,

Всем сердцем, всей душой,

За землю нашу милую,

За наш союз большой!

Припев:

  1. Встаёт страна огромная,

Встаёт на смертный бой

С фашистской силой тёмною,

С проклятою ордой.

Припев:

«ДЕНЬ ПОБЕДЫ»

Слова В.Харитонова      Музыка Д.Тухманова

(В темпе  марша)

  1. День Победы, как он был от нас далёк,

Как в костре потухшем таял уголёк.

Были вёрсты, обгорелые, в пыли,

Этот день мы приближали как могли        

Припев:

Этот День Победы

Порохом пропах,

Это праздник

С сединою на висках.

Это радость

Со слезами на глазах.

День Победы!

    День Победы!

        День Победы!

  1. Дни и ночи у мартеновских печей

Не смыкала наша Родина очей.

Дни и ночи битву трудную вели

Этот день мы приближали как могли.

Припев:

  1. Здравствуй, мама, возвратились мы не все…

Босиком бы пробежаться по росе!

Пол – Европы прошагали, полземли,

Этот день мы приближали как могли.

Припев:


БАЛЛАДА О ПИАНИСТЕ (ЕВГЕНИЙ ЕВТУШЕНКО – 1933г.)

Когда его били фашисты

в концлагере

и ухмылялись:

«Попался...» -

он прятал одно -

свои руки костлявые,

только бы не по пальцам.

Потом его вызвал

к себе вертухай—

фашистик розовый,

чистый:

«Дадим инструмент...

для начальства сыграй...»-

а он процедил:

«Разучился...»

И он выступал с лопатой в руках

в изысканном обществе мусора,

но в пальцах его –

в десяти тайниках

пряталась музыка,

музыка.

И ночью,

когда прорезался сквозь мглу

лунный крамольный краешек,

углем

он грубо чертил на полу

клавиши,

клавиши,

клавиши.

В ком-то урчала гнилая фасоль,

кто-то вышептывал имя зазнобы,

а от неструганых

«фа»

и «соль»

в пальцы

вонзались занозы.

И он играл до рассвета,

как мог,—

срывался,

мучился,

пробовал,

хотят получить он

только и мог —

букет из колючей проволоки.

Было не страшно ему,

что убьют,—

в гибели нету позора,

было страшнее,

что слаб этюд,

особенно в части мажора.

И он, возвратившись,

не пил,

не рыдал,

Весь, как сплошное

оттуда,

он от холстины

продрогший рояль,

словно ребенка,

откутал.

И старец

со скрепками в бороде—

владыка консерватории,

Прослушав, спросил озадаченно:

«Где

вы так хорошо подготовились?»

...Играй, пианист!

Отплывает барак—

ковчег твоей музыки Ноев,

но, криком крича,

проступает сквозь фрак

невидимый лагерный номер...



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обществознания по теме: "Ценности. Мотивы. Предпочтения". "Нам нужна одна победа, мы за ценой не постоим". 10-й класс

Цели урока: Обучающие: раскрыть понятия: ценности, мотивы, предпочтения, патриотизм Развивающие: самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; ...

Участие в Круглом столе с элементами научных чтений "Одна Победа - одна на всех"в Государственном учреждении образования "Средняя школа № 152 г. Минска"

12-13 мая 2017 года кадеты 7К ГБОУ Школы № 37 посетили г. Минск и приняли участие в праздничном мероприятии, которое проходило в школе № 152 и было посвящено Великой Победе. От нашей школы в этом меро...

Методическая разработка урока литературы « А нынче нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим…». Поэзия Веры, Надежды, Любви…

Тема урока и выбор материала не случайны. Одной из основных тем в русской поэзии середины и конца двадцатого века  оставалась тема Великой Отечественной войны.Цель  урока – знакомство ...

Литературно-музыкальная гостиная "И значит нам нужна одна победа..."

Данный материал содержит сценарий литературно-музыкальной гостиной, презентацию на тему "Великие битвы" и может быть использован для проведения внеурочного мероприятия, посвящённого годовщин...

Литературно-музыкальная гостиная "И значит нам нужна одна победа..."

Данный материал содержит сценарий литературно-музыкальной гостиной, презентацию на тему "Великие битвы" и может быть использован для проведения внеурочного мероприятия, посвящённого годовщин...